Меню

Как сравнить людей примеры



Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов , который называется сравнение.

Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.

Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.

Что такое сравнение

Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.

В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.

Еще один пример из литературы (поэзии):

Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).

Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.

Способы создания сравнений на примерах

Есть несколько базовых способов для создания сравнений :

  1. с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
  2. с помощью существительных в творительном падеже;
  3. с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
  4. с помощью слов «похожий» и «подобный».

А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.

Сравнительные предлоги

  1. Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
  2. На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
  3. Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
  4. И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
  5. Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)

Существительные в творительном падеже

  1. Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
  2. Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
  3. Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
  4. Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

  1. СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
  2. Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
  3. Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
  4. СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)

Слова «похожий» и подобный»

  1. Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
  2. На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)

Примеры развернутых сравнений

Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения . Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.

Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».

Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.

Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.

Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…

Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.

Примеры устойчивых сравнений

А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон . Три из них мы уже упомянули, вот еще:

  1. Глаза как бездонное озеро;
  2. Красный как рак;
  3. Сладкий как мед;
  4. Как слон в посудной лавке;
  5. Застыл как памятник;
  6. Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
  7. Бежать как на пожар;
  8. Смотрит как баран на новые ворота.

И еще немного примеров:

Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.

Источник

Сравнение себя с другими

Все мы часто сравниваем себя с окружающими нас людьми. Эта тема широко обсуждается в литературе по психологии, где его позитивные и негативные нюансы обширно обсуждаются. Но так ли нам необходимо постоянно ассоциировать себя, и поможет ли нам данная практика в длительной перспективе?
Сравнение себя с другими — одна из вещей, которая влияет на нашу внутреннюю устойчивость и становление как полноценной личности.

Читайте также:  Сравнение качества программного обеспечения

Оценка себя в сопоставлении с общественной средой считается необходимой человеческой деятельностью, которая выделяет информацию о текущей ситуации человека.

Но есть ли более эффективные пути по достижению этой задачи?

«Ну я хотя бы не такой неудачник, как этот парень.»

Обычно мы любим ассоциировать себя с теми, кто располагается в нелучшем положении или же наименее компетентен, чем мы сами. Так нам проще всего увеличить свое состояние. Это называется социальным «сопоставлением книзу».

Также, мы часто говорим, чтобы казалось, что все не так плохо фразу: «Могло быть и ужаснее, да?». Ученые в области психологии сконцентрировались на данном процессе противопоставления себя социуму и на том, как он имеет содействует самосовершенствованию и самозащите.
Такая позиция несет под собой кратковременное утешение и облегчение, но научно доказано, что в долгосрочной перспективе это не работает.

Так как же работать с мешающими эмоциями?

Нисходящее общественное сопоставление было классифицировано как избегание, так как оно не предполагает под собой конкретных действий, а просто указывает на то, что человек будет оглядываться вокруг и искать у кого же ситуация хуже.

Так как это несет под собой лишь кратковременный эффект то ученые сделали вывод, что » сопоставление книзу» несет в себе сильную связь с выгоранием и чувственным истощением.

Но со временем ученые показали, что такое сопоставление не всегда обязано быть негативным. Идентификационно-контрастная модель демонстрирует, что общественное сопоставление может быть позитивным или отрицательным, в зависимости от того, как человек определяет себя или же противопоставляют себя другим людям. Эти 2 реакции на нисходящее общественное сопоставление считаются контрастными и ассимиляционными.

Контраст относится к завышенной самооценке, достигаемой впоследствии получения информации о ситуации, когда мы смотрим на другого человека, который не получил хорошего результата. И за счет этого радуемся и дистанцируемся от него, или же когда смотрим на него сверху вниз.

Помимо отдаления, человек может путем сравнения находить не различия, а схожести с другими людьми, что способствует улучшению межличностных отношений и развитию сострадания.

Видя людей, которым живется гораздо хуже, они развивают большее чувство сострадания и ценности того, что имеют.

Тесные связи с другими людьми имеют все шансы быть глобальным мотиватором человека, что приводит ко почти всем позитивным действиям. В случае если-бы люди больше концентрировались на собственных связях и чувстве совместной уязвимости, это могло бы привести к укреплению сострадания, а также поведения, помогающего другим.

Восходящее общественное сопоставление

«Он гораздо счастливее и успешнее меня.»

Почти все из нас испытали на себе процесс, когда мы сравнивали себя с другими людьми, которые, по нашему мнению, существуют в наилучшем положении или же больше успешны, чем мы сами. Подобная манера сравнивания довольно распространена и увеличивает общее ощущение слабости, ревности и неполноценности, что имеет большие шансы поставить под опасность нашу личность.

Было установлено, что настойчивость в данном восходящем общественном сравнивании приводит к самым высочайшим уровням выгорания и чувства потери.

Но обязаны ли мы на самом деле ассоциировать себя с другими?

Есть ещё раз вариант, который мы имели возможность бы применить для такого, чтобы справляться с трудными событиями , и который проливает свет на идею о том, что у нас власть не проваливаться общественное сопоставление.

Было установлено, что благодарный взгляд на личную жизнь приводит к духовному спокойствию, счастью, хорошему физиологическому самочувствию и неплохим романтическим отношениям. Этот инструмент практикуется во множестве вероисповеданиях.

В исследовании, проведенном в 2003 году, были признаны невероятные качества выражения признательности и исследованы пути формирования благодарного мировосприятия. Они поделили членов на 3 группы и поставили перед каждой из их собственные задачи. В них входило наполнение ежедневника благодарности, сопоставление себя с наименее благополучными людьми (социальное сопоставление вниз).

Источник

Как составляется сравнительная краткая характеристика? Примеры

Примерный план сочинения

Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?

  1. Внешность героя (речь, одежда, поведение, выражение лица, детали внешности).
  2. Происхождение героя, его социальный статус, образование.
  3. Образ жизни.
  4. Отношения с другими героями.
  5. Любовь и дружба в жизни героев.
  6. Судьба героя (в конце произведения).


Смотреть галерею

Поэтому, сопоставляя образы, следует учитывать:

а) Их сходство и различие (социальное положение, образование и культурный уровень в сравнении, взгляды

и психология, характеры и душевные качества (в т. ч., например, один любит и чувствует природу, другой глух к ней и т. д.), поступки). Некоторые из этих критериев вы отнесете к разделу «сходство», другие — к разделу «различие». На основе этих фактов уже можно вывести какие-то соображения в виде тезиса.

б) Какая проблематика, какие конфликты объединяют героев (в случае, подобном «Онегину и Печорину») или сталкивают друг с другом (в случае типа «Чацкого и Фамусова»), А может быть так, что они и противостоят друг другу идеологически, и похожи по характеру, представляют собой сходные человеческие типы (как Базаров и Павел Петрович), т. е. есть основания для их объединения, признаки сходства, и в то же время велика разница между ними. Чем объясняется эта разница (изменилось время, другая социальная среда и т. д.)?

в) Можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы, дворяне и капиталист или два типа романтизма, как в случае Онегина и Ленского, истинный романтический герой и пародия на него, как у Печорина с Грушницким, истинный патриотизм Кутузова и индивидуалистическое честолюбие Наполеона или Александра I и т. д.

Читайте также:  Сравните кислотные свойства следующих спиртов пропанол 1 пропанол 2

Раскрытие последнего пункта и означает переход на уровень обобщения. На этом могут основываться выводы сочинения. В выводах можно также проследить традицию (предшествующую или последующую): у кого еще встречается подобный герой, подобный конфликт.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)

1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.

2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.

3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.

4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.

6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви, и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.


Смотреть галерею

Как написать сравнительную характеристику двух героев?


Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, «очевидные», характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обратите внимание на черты характера. Один герой — веселый, романтичный, честный. Другой -циник, любит приврать.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один — «устал от жизни» (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой — думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери — молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное — труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

Сопоставление двух произведений

Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.

Это герои одного произведения:

а) они встречаются как противники и идеологи противоположных сторон в одном произведении, как Чацкий и Фамусов; Базаров и Павел Петрович;

б) один из них — герой, другой — его «двойник», пародийный образ, профанирующий идеи героя или показывающий его недостатки в смешном, сниженном виде: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников;

в) они не противники, а скорее друзья, и до определенной степени близкие друг другу люди, но между ними несомненно должно обнаружиться различие (в чем оно состоит и чем объясняется?): Базаров и Аркадий Кирсанов, Онегин и Ленский, Онегин и автор.

Читайте также:  Специфические задачи философии по сравнению с наукой

Бывают и более сложные случаи

— Обломов и Штольц одновременно могут рассматриваться как случаи (а) и (в);

— Базаров и Павел Петрович, при всей их идеологической противоположности, показаны как люди, психологически близкие (именно поэтому, возможно, они так ожесточенно спорят друг с другом).

Приблизительные темы для сопоставления персонажей

  • Человек против природы (за что борется герой и какова его цель?).
  • Индивид против общества (не чувствует ли себя каждый из главных персонажей аутсайдером?).
  • Борьба между добром и злом (на какой стороне герой?).
  • Жизненный путь (какие жестокие уроки получает герой от жизни и как они помогают ему в становлении личности?).

В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.


Смотреть галерею

Это герои разных произведений:

а) принадлежат к одному социально-психологическому типу, как Онегин и Печорин. В то же время различия между ними могут быть вызваны разницей во времени (ср. высказывание о Лермонтове: «поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин);

б) на первый взгляд сильно различаются между собой, принадлежат к разным эпохам, возможно, различным социальным группам, имеют непохожие идеологические установки, верования, поступки и т. д., но оказывается, что есть определенное типологическое сходство между ними; например, один образ оказывается развитием другого — более раннего типа — в другой исторической обстановке (это такие темы, как «Печорин и Базаров», «Базаров и «лишние люди», «Обломов и «лишние люди»).

Как можно заметить, в основе сопоставления всегда лежит нехитрая логическая структура: есть общее, но есть и различия, которые объясняются тем-то и тем-то.

Главное — не подать эту мысль прямолинейно, в качестве вступления или вывода. К сожалению, типичен случай, когда абитуриент пишет: «Онегин и Печорин имеют много общего, но есть у них и различия», — и думает, что это «потянет» на тезис сочинения. Такая работа производит впечатление пустой, бессодержательной «отписки». Мы говорим об этой логической структуре как о схеме, «скелете» сочинения, но на него должна быть нанизана живая плоть: ваши рассуждения, аргументация, подкрепленная примерами из текста.

  • Автор: Свободная тема
  • Произведение: Сочинение на тему «Два одноклассника (друга)»
  • Это сочинение списано 149 133 раз

У нас очень дружный и хороший класс. Конечно, бывают и ссоры между учениками, но редко. Каждый из учеников чем-то выделяется среди других — примечательной внешностью, умением что-то делать лучше других, поведением и характером. Хочется написать о многих учениках, но я напишу только о двух настоящих друзьях, совершенно непохожих друг на друга — это Данила и Тимофей.

Они неразлучны с первого класса — в школе сидят за одной партой, вместе делают уроки после школы и занятий в кружках. Вместе идут в школу или домой, потому что живут в одном доме.

Данила — круглый отличник. Он очень тихий и скромный. Не участвует в шумных играх на перемене, а сидит и читает книгу о шахматных партиях. Увлекается шахматами он очень давно, имеет первый юношеский разряд и всегда участвует в школьных и районных олимпиадах по шахматам и математике. Математику он тоже любит. Любая, даже очень сложная задача, у него решается сразу. Пока весь класс еще только читает условие задачи, у Данилы уже есть готовое решение. Данила очень много читает и с ним интересно разговаривать обо всем на свете. И еще он не жадный, как некоторые отличники. Всегда дает списать домашнее задание, если не успеешь подготовиться к уроку. Но он не просто дает списывать, а объясняет задачу или упражнение. Поэтому одноклассники его не просто любят, а уважают. В будущем Данила хочет стать профессором математики и совершить какое-нибудь научное открытие.

Тимофей — хорошист. Он немного не дотягивает до отличника, потому что очень подвижный и неусидчивый. Тимофей — первый заводила в классе во всем. Без него не обходится ни одно происшествие — то вмешается в драку между ребятами из соседнего класса, то притащит в школу котенка в сумке, то окно разобьет, то начинает смешить всех на уроке. За это его часто вызывают к директору и снижают отметку за поведение. Но учится он все равно хорошо, потому что занимается спортом — у него черный пояс по айкидо. Спорт его дисциплинирует в учебе, но не в поведении. Несмотря на то, что Тимофей очень добродушный, он всегда может постоять за себя и защитить других. Тимофей еще не знает, что будет делать после школы. У него много планов и каждый день они разные.

Внешне друзья дополняют друг друга своей непохожестью. Данила — маленький, худой и темноволосый, выглядит даже младше своего возраста. Тимофей — высокий, крепкий парень спортивного телосложения и с волосами пшеничного цвета.

Общее у них обоих — это увлечение компьютерными играми в свободное время. Правда и здесь они предпочитают разные игры. Данила отлично разгадывает квесты, а Тимофей почти всегда выигрывает в шутере. Но друг на друга они не обижаются, ведь это всего-навсего игра.

Вот такие непохожие, но тем не менее лучшие друзья учатся в нашем классе.

Источник