Меню

Конспект по обучению детей старшего дошкольного возраста измерение



Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение».

Марина Коновалова
Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение».

Цель: усвоить детьми понятие «Измерение» и способы измерения длины и ширины предметов.

— учить детей находить способы решения поставленной задачи – как измерить длину предмета;

— закреплять умение различать и правильно называть цифры и геометрические фигуры;

— учить сравнивать предметы по длине и ширине, измерять их с помощью мерки;

— развивать исследовательские умения;

— развивать логическое мышление, воображение, память.

— воспитывать желание помогать друг другу, умение работать сообща, доводить начатое до конца.

Материалы : 2 набора геометрических фигур по числу детей

(фигуры из 1-го набора прикреплены к стульям-сиденьям в импровизированном автобусе, 2-ой набор фигур- билеты на автобус, сумка кондуктора, кошельки с жетончиками –деньгами (от 6до 10 шт.) по числу детей, карточки пяти цветов – на обратной стороне с номером стола от 1 до 5, красные ленты по длине и синие по ширине стола, метры 5 шт, мелки; книга, коробка, карандаш, кубик, телефон; аудиозапись «А мы в автобусе сидим», дневники фиксации, магнитная доска, мел, видеописьмо от героини Лизы из мультфильма «Барбоскины», плоскостное изображение героини, измерительные приборы. ; на полу из самоклеющей бумаги разные дорожки- прямые, волнистые, зигзаг, спираль.

Ход занятия:

Восп. Ребята, к нам в садик пришло письмо от Лизы из семейства Барбоскиных. Она пишет нам, что скоро день рождения, а у неё нет праздничных скатертей. Лиза сходила в магазин «Ткани», и там ей сказали, что необходимо узнать размер стола, т. е. снять с него мерку. Ребята, Лиза просит вас, помочь, она не умеет измерять. Ну что, поможем ей? Тогда поедем к ней.

На чём можно доехать, как вы думаете? (Предлагаю вам поехать на автобусе. Что нам для этого необходимо? (билеты). Подойдите к кассе и посмотрите, сколько стоит билет («6 рублей» – объявление на кассе). У вас у каждого есть кошелёчки в которых лежат деньги, отсчитайте нужное количество денег, купите билет и занимайте своё место (один из детей кассир, внимательно проверяет количество жетончиков,

Восп. Давайте повторим правила поведения в автобусе. Что нельзя делать? Почему?

Под аудиозапись «А мы в автобусе сидим» дети едут, изображая действия по тексту песни.

Восп. Итак, мы приехали с вами к Лизе Барбоскиной в гости, выходите пожалуйста (героиня мультфильма встречает их, дети здороваются).

На экране изображение Лизы Барбоскиной

Лиза: Ребята очень рада всех вас видеть. Прошу вас помогите мне измерить столы, чтобы я сходила в магазин и купила ткань. Посмотрите, как много у меня столов, посчитайте. Чтобы мы смогли измерить все столы предлагаю вам разбиться на группы необычным способом: каждый возьмёт у меня у меня карточку того цвета, который уму понравится. Переверните её и увидите номер стола, к которому надо подойти (дети подходят к столам с соответствующими номерами.)

Восп. Давайте-ка подумаем, с чего нам необходимо начать? (Снять мерку со стола – определить ширину и длину стола). Что нам для этого понадобится?

Восп. Ребята, чем же нам измерить длину и ширину стола? Предлагаю вам взять любую условную мерку и измерить. Одни измеряют длину, а другие ширину. А результаты мы запишем в дневник, Что получилось? Почему у нас у всех получились разные результаты?

Восп. Ребята, а как вы думаете, как и чем в старину измеряли предметы, ткани и многое другое? Давайте отправимся в прошлое и узнаем. Но чтобы туда попасть надо закрыть глаза,повернуться вокруг себя и сказать вот такие волшебные слова:

Вокруг себя обернись и в прошлое очутись!

На экране появляется картинка с красной девицей и изображением старинного русского быта.

Девушка: «Здравствуйте ребята. Рады видеть Вас у нас в гостях. Я хочу вам немного рассказать и показать старинные единицы измерения длины. В древности для измерения длин людьми использовались такие измерительные приборы, которые всегда были при себе. Это было очень удобно и практично. Посмотрите, изначально для измерения длины, как и сейчас вы при счете, пользовались руками, пальцами – пядью. ,Давайте попробуем пядью (показывает пядь – расстояние от большого пальца до указательного, измеряет длину стола. Считайте, сколько у меня получается пядей?

Теперь попробуйте сами (дети измеряют по очереди столы пядями)

Ну а самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей очень многие долго пользовались. Локтями богатые торговцы измеряли продаваемые ткани и шерстяные нитки наматывая их на руку. А теперь давайте измерим локтем ваши столы (показывает). А сколько у вас локтей поместилось в длину стола? (отмечают в дневнике). И ещё – померим аршином, это длина всей руки (показывает). Дети измеряют по очереди и записывают цифру в дневник.

Читайте также:  Понятие виды измерение занятости

Девушка:Кроме аршина и локтя применялись и другие единицы: сажень, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» — это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день»

Восп. Спасибо красная девица. А нам пора возвращаться. Закрываем глаза,поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Вокруг себя обернись и в настоящее опять очутись!

Восп. Вот мы опять и вернулись к Лизе Барбоскиной.

Ребята, посмотрите внимательно, столы одинаковые, а цифры получились разные? Если столы одинаковые, размер может быть разным? Давайте подумаем, мы же обещали помочь Лизе. Что же нам нужно чтобы правильно измерить длину? Да, ребята, для того, чтобы не ошибаться в измерениях, люди придумали линейки и другие измерительные приборы. Посмотрите, какие бывают измерительные приборы, назовите их (показ рулетки, метра, линейки разного размера, сантиметров). А что общего между ними? (есть измерительная шкала и отрезок от 0 до 1 – это сантиметр). Что можно измерять линейкой? Чем нам удобно будет измерить длину стола, давайте попробуем? Для измерения очень длинных предметов используется метр. С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, длину ковра, ткани. Я вам раздам метры, а вы сами попробуйте измерить. Лиза, посмотри, как нужно измерять длину и ширину стола. 1-ый стол, какая цифра у вас получилась? А у вас, второй стол? Третий? Четвёртый?

Давайте запишем в дневники на следующей странице (Дети выполняют задание). Дорогая Лизочка ты поняла, как и чем нужно измерять длину и ширину стола? Вот тебе точные размеры, можешь отправляться в магазин за тканью для скатертей.

Лиза: Спасибо, ребята, вы меня выручили. До свидания, побегу в магазин

Восп. Ребята, а вы выходите на полянку, немного отдохнём.

Речь с движением:

«Одна луна на небесах,

Две стрелки ходят на часах,

Три огонька у светофора,

Четыре лапки у Трезора,

Пять пальцев на одной руке,

Пять пальцев-братцев в кулачке,

Шесть быстрых лапок у жука.

Семь дней в неделе,

И восемь ног у паука,

А девять дырочек в свирели.

И десять пальцев на руках –

На двух руках, в двух кулачках».

Восп. Ребята, Лиза оставила вам сладкие сюрпризы (печенья в виде геометрических фигур).

Но чтобы до них добраться, надо выбрать самую короткую дорожку. (на полу из самоклеющей бумаги сделаны 4 дорожки – зигзагообразная, волнистая, спираль, прямая). Как вы думаете, какая это дорожка? Давайте проверим, посчитаем, сколько шагов поместится в каждой из дорожек. Где меньше всего шагов окажется – та дорожка и есть короткая (дети проходят по дорожкам, называют число шагов, а воспитатель записывает на мольберте под каждой нарисованной дорожкой — 7, 10, 8, 3). Какое число меньше всех? (3). Давайте наш результат обозначим на мольберте — 3 меньше (знак Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности с использованием ЦОР Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности с использованием ЦОР. Зеликова.

«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: Число 10. Запись числа 10. Цель: 1) сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить её с десятью предметами;.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей гру пе Тема: «Космическое путешествие» Цель: Формирование.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием интерактивной доски Образовательные области: познавательная; речевая; социально-коммуникативная. Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Программное содержание: Учить детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: -Познакомить детей с образованием числа 7, учить вести счет и отсчет предметов в пределах семи; -Закреплять умение детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Страна математики» Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы. Задачи: 1. Упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами сенсорного развития в старшей группе Цель занятия: развитие сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Образовательные задачи: — упражнять в счёте и отсчитывании.

Читайте также:  Многократные измерения уменьшают тест

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Потерянная цифра» Цель: закрепить знание о числе и цифре пять. Задачи: — закреплять количественный и порядковый счет; — закреплять знания понятий – форма,.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием ИКТ Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи: Образовательные: совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом.

Источник

Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Измерение отрезка с помощью условной мерки»

Алла Черемисова
Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Измерение отрезка с помощью условной мерки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования города Нягань «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому направлению развития детей

Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Измерение отрезка с помощью условной мерки»

Черемисова Алла Ивановна, воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ ДО г. Нягань Д/с №6 «Рябинка»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе.

Тема: «Измерение отрезка с помощью условной мерки»

Цели: Учить измерению с помощью условной мерки, формировать у детей произвольность и способность к синхронному выполнению действий, развивать воображение детей, учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять в памяти детей названия дней недели в их последовательности, учить связывать события своей жизни с определёнными днями недели.

• календарь, полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона: одна длинной 4см, другая 6см, кружок.

• полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона: одна длинной 4см, другая 6см, карандаш.

Ход НОД

1. Организация детей

Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть,

Сравнивать и измерять,

На вопросы отвечать!

— Ребята, садимся за столы так тихо, как падают листочки на землю.

2. Повторение числового ряда.

— Ребята, посмотрим на доску. – Что вы видите? (цифры). Давайте вместе сосчитаем от 0 до 10. А теперь обратно сосчитаем от 10 до 0.

-Молодцы, теперь сосчитаем про себя, глазками до 10 и обратно.

3. Объяснение темы занятия

— Ребята, сегодня мы с вами, будем измерять отрезок с помощью условной мерки. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит полоска бумаги. Точно такая же у меня в руках.

(Детям раздаются мерки. Одной группе детей мерка длиной 4 см, другой 6см. Заранее о различие не предупреждать.)

— Я предлагаю вам сравнить ваши полоски. У всех ли они одинаковые?

— Посмотрите, моя полоска тоже такого же размера (сравнить с полосками некоторых детей)

— Ребята, обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам, способ измерения полоски меркой. Приложим мерку так, чтобы края мерки и полоски совпали, с помощью карандаша, проводим линию по краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии, отмеченной на полоске.

— А теперь, я предлагаю вам, самостоятельно измерить ваши отрезки, не забывая о том, что измерение начинается с края полоски. Края полоски и мерки должны совпасть, при следующем измерении мерка прикладывается к линии отмеченной карандашом.

— Приступаем к заданию. А я пока закончу измерение своей полоски.

4. Самостоятельная работа детей

— Ребята, рядом с измеренной полоской положите цифру, обозначающую сколько раз ваша мерка полностью уложилась на полоске бумаги.

— Моя мерка уложилась полностью 4 раза.

(Задать вопрос ребёнку, у которого мерка уложилась 6 раз)

— Сколько раз твоя мерка полностью уложилась в полоске?

— Шесть? А у меня только четыре.

— Полоски были одинаковые? (Обратится к детям, с которыми ранее сравнивалась полоска)

— У кого-нибудь ещё мерка уложилась шесть раз? Поднимите цифру «6».

— А у кого-нибудь мерка уложилась полностью четыре раза? Покажите цифру «4».

— Полоски были одинаковые. Я видела, что все измеряли правильно. А почему у одних получилось 6, у других 4?

(Высказывания детей)

— Правильно, мерки были разными.

(Пригласить к доске одного человека из тех, у кого получилось4 и одного, у кого получилось 6)

— Ребята, давайте убедимся, что мерки не одинаковые. Я попрошу подойти ко мне двоих человек, один, у кого мерка уместилась 4 раза и одного у кого мерка уложилась 6 раз.

— Способ прикладывания мы с вами убедились, что мерки разные.

— Сколько раз уложилась твоя мерка? (обратиться к ребёнку с меньшей меркой)

— Посмотрите, как интересно! Маленькая мерка уложилась шесть раз, большая – четыре раза.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Читайте также:  Стена с акцентированным горизонтальным измерением как это

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

5. Игра «Назови соседей»

— А теперь ребята, отложите в сторону полоски и мерки и выложите перед собой ряд чисел от 0 до 10.

Поиграем в игру «Назови соседей».

— Я буду называть число, а вы должны выдвинуть два числа – «соседей» и объяснить, почему эти два числа являются соседями. Например, число 7 – «соседи» 6и8, потому что 6 на один меньше 7, а 8 на один больше 7.

(игра повторяется 3-4 раза)

6. Работа с шаблоном

— Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите образцы рисунков (рыбка, божья коровка, мышка, глаз, грибок, поросёнок и т. д). Рассмотрите их внимательно.

На что вы обратили внимание? (воспитатель обводит пальцем форму листика на каждом рисунке)

(ответы детей)

— Правильно! Все рисунки имеют похожую форму «Листика»

— Я хочу вам предложить самостоятельно создать свои рисунки. Перед вами на столе лежит альбомный лист, шаблон в форме листочка, с его помощью вы можете создать свои рисунки, используя всё свободное место альбомного листа.

— Я вижу, многие закончили. Кто хочет выйти к доске и рассказать про свой рисунок?

(желающие рассказывают и показывают про свой рисунок, что изображено в правом верхнем углу, в левом нижнем, по середине, и т. д.)

7. Игра – эстафета «Назови себя»

— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови себя»

— Правила игры таковы:

все сидят на стульчиках, затем я, показываю направление с кого начинаем и все поочерёдно встают, называя своё имя и фамилию, следующий встаёт сразу же, как садится предыдущий. Встаёт не раньше и не позже этого времени. Когда все дети назвали себя, игра повторяется, начиная от последнего, который теперь становиться первым.

8. Работа с календарём.

— Ребята, какой у нас сейчас месяц?

— Какой день недели? Правильно. Давайте мы с вами вместе отметим этот день в календаре.

— Посмотрите, на доске, я выставила табличку с названием сегодняшнего дня недели. А как называется предыдущий день недели?

(ответы детей)

(выставляется карточка с названием)

— А какой день будет завтра?

(выставляется карточка с названием)

— Давайте вспомним, с какого дня начинается неделя. Каких дней недели не хватает? Расставим карточки с названиями по порядку и назовём хором дни недели.

-Ребята давайте вместе вспомним наиболее запоминающиеся события, которые происходят регулярно, в эти дни и обозначим их символом.

(зарисовать на доске)

— Давайте подведём итог нашего занятия. Сегодня мы с вами узнали очень много интересного.

— О чём мы с вами сегодня разговаривали?

(ответы детей)

-Молодцы ребята! Вы все сегодня были активны! Каждый из вас получает весёлый смайлик.

Алгоритмы обучения измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Алгоритмы обучения измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по ФЭМП «Измерение длины» Тема: «Измерение длины» Цель: Вырабатывать практические навыки измерения длины предметов. Задачи: Формировать представление о зависимости.

Измерение жидких и сыпучих тел условной меркой Цель: Формирование умения определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки. Задачи: Образовательные: Дать понятие «условная.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП «Лунтик и его друзья» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 комбинированного вида» Конспект НОД по познавательному.

Конспект НОД по ФЭМП «Лунтик идёт в школу» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 комбинированного вида» Конспект НОД по познавательному.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Образовательная область: познавательное развитие Интеграция.

Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Подготовила: воспитатель ГБДОУ детский сад №1 Невского.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Измерение длины» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести речевую.

Конспект занятия в в подготовительной группе «Измерение крупы с помощью условной мерки» 1. Возраст детей: 6 лет 2. Тема: Измерение крупы с помощью условной мерки. 3. Цель: 1. Образовательная: Совершенствование навыков детей.

ООД по ФЭМП с помощью игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в королевство математики» ООД по ФЭМП с помощью игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие в королевство математики» Задачи: • Закрепить.

Источник