Меню

Конспект урока по математике 6 класс по теме сравнение рациональных чисел



План-конспект урока математики в 6 классе по теме»Сравнение рациональных чисел»
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

На уроке выводится правило сравнения рациональных чисел, формируется умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры, аргументировать ответ.

Скачать:

Вложение Размер
sravnenie_ratsionalnyh_chisel.doc 796.59 КБ
prilozhenie.doc 352.5 КБ
prilozhenie_2.docx 1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе

Тема: «Сравнение рациональных чисел»

Учитель математики М.Л.Иванова

  • повторить положительные и отрицательные числа; модуль числа; изображение чисел на координатной прямой;
  • сравнение положительных чисел; выведение правил сравнения рациональных чисел;
  • формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры;
  • развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.
  • воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Знать: правила сравнения двух рациональных чисел.

Уметь: сравнивать рациональные числа, аргументируя свой ответ.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: мультимедиа, бланк ответов ( приложение ).

Настроить учащихся на урок.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Повторить положительные и отрицательные числа, изображение их на координатной прямой, модуль числа, сравнение положительных чисел.

Изучение нового материала.

Выведение правил сравнения чисел.

Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Закрепление изученного материала.

Формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры, аргументировать ответ.

Инструктаж по домашнему заданию.

Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия.

1). Организационный момент.

Настрой на урок

2). Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

— Какую тему изучали на предыдущих уроках?

Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа.

— Какую цель будем ставить перед собой?

Повторить положительные и отрицательные числа; определение координатной прямой; изображение точек на координатной прямой; модуля числа; нахождение модуля; противоположных чисел.

Повторим положительные и отрицательные числа

— Приведите примеры положительных чисел.

— Приведите примеры отрицательных чисел.

— Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?

— Что можно сказать про число 0 ?

— Как можно назвать все целые числа и все дроби?

Письменно на листочках (слайд № 1).

1. Из чисел 13; -7.2; 0; 46; -46 выпишите :

а) положительные числа;

б) отрицательные числа;

в) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.

Проверить и подвести итог

  • 5 «+» отметка 5,
  • 4 «+» отметка 4 ,
  • 3 «+» отметка 3.

Повторим про координатную прямую (слайд № 2).

— Дайте определение координатной прямой.

Письменно на листочках:

2. а) Запишите координаты отмеченных точек.

б) Отметьте на координатной прямой точки М(4); N(-3,5); Р(2,5);К(-2).

Проверить и подвести итог

  • 9 «+» отметка 5,
  • 8-7 «+» отметка 4 ,
  • 5-6 «+» отметка 3.

Повторим про противоположные числа, модуль числа

— Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры.

— Что называется модулем числа а ?

— Чему равен модуль положительного числа? Пример.

— Чему равен модуль отрицательного числа? Пример.

— Чему равен модуль 0 ?

Письменно на листочках (слайд № 3).

а) Выпишите точки, которые имеют противоположные координаты.

б) Из данных чисел -2,6; 2,05; 2,2; -2,22; 2,53 выберите то, которое имеет наибольший модуль.

в) Вычисли: |-4|1,5; 34 — |- 16|; |+23|+|-8|.

Проверить и подвести итог:

  • 5 «+» отметка 5,
  • 4 «+» отметка 4 ,
  • 3 «+» отметка 3.

Проверим домашнее задание (№956, №958)

— Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?

— Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом?

— Кто удовлетворён своими результатами?

3). Изучение нового материала.

А) Подготовительная работа

В домашнем задании вам надо было сравнить числа. Сегодня мы продолжим учиться сравнивать числа.

— Какие числа мы умеем сравнивать?

Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби.

Каким образом мы сравниваем эти числа?

С помощью координатной прямой (луча).

Устно: сравнить числа (слайд №4) :

— Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?

— Как называются эти числа?

— Все ли числа мы умеем сравнивать?

— Тогда сформулируйте тему урока. Учащимся предлагается записать число и тему урока в тетрадь » Сравнение чисел » (слайд № 5).

Попробуйте определить цели и задачи урока (учитель может их записать на доске).

Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 6). Замечаем, что по мере «продвижения» вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере «продвижения» влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой.

  • Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то — которое левее.

Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее — меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило для рациональных чисел и записать его в тетрадь.

  • Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то, которое левее.

Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему.

Физкультминутка. «Дыхание горкой»

Вдох — выдох — пауза.

  • 2 вдоха — 2 выдоха — пауза.
  • 3 вдоха — 3 выдоха — пауза.
  • 2 вдоха — 2 выдоха — пауза.

Вдох — выдох — пауза.

(Чем длиннее пауза, тем лучше).

Б) Работа над новой темой. (слайд № 7).

  1. Отметьте на координатной прямой точки с координатами -13; -1; 0; 9.

Прежде, чем сравнивать, откройте учебник на стр. 164. и прочитайте, как правильно произносить о сравнении чисел.

Устно сравнивают числа, объясняя по правилу.

  1. Запишите одно положительное и одно отрицательное число. Сравните. Сделайте вывод.

Сравните отрицательное число и нуль. Сделайте вывод.

Сравните положительное число и нуль. Сделайте вывод.

Сравните два отрицательных числа. Сравните их модули.

Правила сравнения чисел:

  1. Любое отрицательное число меньше любого положительного.
  2. Нуль больше любого отрицательного числа.
  3. Нуль меньше любого положительного числа.
  4. Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого модуль больше.

В) Закрепление изученного материала

— самостоятельно с последующей проверкой (слайд № 8):

Молодцы. А теперь проверим, как вы усвоили новую тему.

3. Выполните тест на листочках (слайд № 9).

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено —

а) правее; б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено —

а) правее; б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а) 0; б) -10; в )12; г) -6.

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0; б) -8; в )-14; г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, — 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11; б) 11, 0, -2, -5; в ) -5, -2, 0, 11.

Проверить и подвести итог:

  • 5 «+» отметка 5,
  • 4 «+» отметка 4 ,
  • 3 «+» отметка 3.

4. Домашнее задание (слайд № 10).

Стр.163 -правила выучить; № 995, 999

5. Подведение итогов (каждый учащийся выставляет себе оценку за работу на уроке),

Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки , собирает листочки.

В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:

  • Чему сегодня на уроке мы научились?
  • Трудно ли было?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке?

Источник

Открытый урок математики в 6 классе «Сравнение рациональных чисел»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель: Развивать представление о числах, изучить правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.

Задачи урока:

  1. Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
  2. Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  3. Предметные: развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.

Скачать:

Вложение Размер
otkr_urok_29.01_seminar_zauchey-_kopiya2.docx 79.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сравнение чисел

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель: Развивать представление о числах, изучить правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.

  1. Личностные : развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
  2. Метапредметные : развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  3. Предметные : развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.

Основные понятия: координатная прямая, модуль числа, положительные и отрицательные числа, противоположные числа.

Ресурсы урока: проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки для работы в группах, карточки с практическими заданиями по новой теме, смайлики для рефлексии.

Добрый день, дорогие ребята!

Сели ровно, оглянулись.

Друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

А девизом нашего урока будут такие слова:

И открытия нас ждут обязательно!

Прежде чем начать работу, я хочу узнать ваше настроение в данный момент. Для этого вам нужно всего лишь поднять карточку со стилизованным рисунком, которая соответствует вашему настроению. У каждого на столе лежат 3 карточки с разными стилизованными рисунками».

2.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на доске)

  • Я всё знаю,
  • Я всё умею,
  • Я буду стараться,
  • У меня всё получится!

3.Проверка д/з. №909,917,918*. За 3номера –4б, за 2 номера –3б, за 1 номер- 2б. (выставляем в оценочный лист)

4 .Актуализация знаний . У вас на столах оценочные листы.

(За каждый правильный ответ 1бал).

-На улице какая погода? (холодно) А в классе тепло?

– Какими числами, мы обозначаем теплую температуру воздуха? (положительными)

– Сразу возникает вопрос: А – холодную? (Отрицательными)

– А как такие числа называются? (противоположные)

А где наглядно мы можем увидеть все эти числа? (при измерении температуры, обозначении глубин и вершин) Межпредметная связь — связь с географией и физикой.

«Высота гор измеряется с помощью положительных чисел». «Глубина воды измеряется с помощью отрицательных чисел». «Положительно заряженные частицы — протоны. Отрицательно заряженные частицы – электроны». Ребята, физику будете изучать с 7 класса, где вы подробно ознакомитесь с этими понятиями .

Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?

— Что можно сказать про число 0? (число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.)

— Какие числа называются противоположными? Приведите примеры.

(Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами)

— Что называется модулем числа а? (Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А (а.))

— Чему равен модуль положительного числа? Пример . (Модуль положительного числа равен самому числу)

— Чему равен модуль отрицательного числа? (равен положительному числу)

— Чему равен модуль нуля?

— Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой

— Назовите точки, которые лежат левее нуля, правее нуля.

— Где на координатной прямой расположена точка с меньшей координатой?

— Где на координатной прямой расположена точка с большей координатой?

— Какие координаты точек которые лежат левее нуля, правее нуля?

2.Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число: а) 2,6 б) -3 в) 0 г) -0,8

5.Подготовка к усвоению нового материала. Создание проблемной ситуации.

Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал : «Величие человека в его способности мыслить».

Обсуждение проблемной ситуации Почему не смогли сравнить последние пары чисел?

(Не умеем сравнивать отрицательные числа между собой и числа с разными знаками.)

6. Постановка учебной задачи

-Как вы думаете, какую тему мы будем изучать ? (Сравнение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.)

-Запишите число и тему урока (Записывают в тетрадях число и тему урока.)

-Какие цели поставим на сегодняшний урок, чему вы хотели бы сегодня научиться? ( Вместе с детьми формулируются цели урока).

Определяют учебные задачи урока.

1. Вывести правила сравнения чисел.

2. Научиться применять эти правила при сравнении чисел.

А где нам это пригодится? Зачем нам нужно изучать?( в географии, физике, для к/р и конечно ЕГЭ).

Какие знаки мы используем для сравнения? Ребята, а знаете ли вы , что «Современные знаки неравенств появились лишь в 17-18в. В 1631 г. английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства , употребляемые поныне».

(По мере постановки учащимися учебных задач появляются на слайде)

7. Открытие новых знаний (сам. работа, работа в паре)

— Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? (сообща конечно)

— Сейчас вы выступите в роли исследователей и попробуйте сформулировать правило сравнения чисел с разными знаками.

– Сегодня на уроке мы постараемся разработать и защитить мини — проекты по теме «Сравнение чисел» . А какие числа мы можем сравнить? (отв уч)

– Поэтому вы разделены на 3 группы.

I. группа II. группа III. группа (НА ДОСКУ)

Защита мини – проектов

Исследование осуществляется по алгоритму ( приложение). 8 — 10минут.

– Капитаны групп пройдите к доске и доведите до нашего сведения результат вашего исследования.

( На доске записывает в столбик 3неравенства, формулирует правило, а все остальные ребята записывают в своих тетрадях)

– На сколько вы нас убедили, проверим сейчас на примере. Каждой группе задание приведите свой пример. Запишите его на доске.

Аналогично выходят члены других групп к доске

Примерный ответ учащегося : выполнив задание, мы пришли к выводу,

что 3 >0; 5>0;… Значит любое положительное число больше нуля.

1. Отметьте точки на координатной прямой : А(3), В( 5), С(2), D(1,5), O(0).

2. Объясните, как расположены точки относительно нуля?

3. Сравните с помощью координатной прямой числа:

3 и 0 5 и 0 2 и 0 1,5 и 0

4. Сформулируйте правило сравнения любого положительного числа и нуля.

5. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-1,5), O(0).

6. Объясните, как расположены точки относительно нуля?

7. Что говорят про координату точки, которая расположена левее.

8.Сравните с помощью координатной прямой числа:

-3 и 0 -5 и 0 0 и -2 0 и -1,5

9. Сделайте вывод о сравнении любых отрицательных чисел с нулем. Приведите свои примеры.

1 .Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -2).

2. Точка с какой координатой лежит левее ?

3. Найдите модули этих чисел.

4. Сравните модули. Какой из двух модулей больше?

5. Сравните числа -3 и -2. Какое число будет меньше?

6. Какое из двух отрицательных чисел будет меньше?

7. Сделайте вывод.

8. Отметьте на координатной прямой точки: С(-5), D(-1).

9. Точка с какой координатой лежит правее ?

10. Найдите модули этих чисел.

11. Сравните модули. Какой из двух модулей меньше?

12. Сравните числа -3 и -2. Какое число будет больше?

13. Какое из двух отрицательных чисел будет больше?

14. Сделайте вывод. Приведите свои примеры.

1.Отметьте на координатной прямой точки: А(-5), В( 2), С(-0,5), D(4), O(0).

2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)?

3.Выполните сравнение: -5 и 2 -0,5 и 2 4 и -0,5 -5 и 4 -0,5 и 4

4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное?

5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел. Приведите свои примеры.

— И так, результатом нашего исследования стали правила сравнения.

Давайте, сравним с учебником на с 196 п33.Прочитйте и выучите к следующему уроку. (на слайде).

8.Физминутка . (1 мин) Устали? Сделаем перерыв

Молодцы! Передохнули, продолжим. Я хотела бы напомнить о том, как важно следить за осанкой. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придаёт человеку бодрость, уверенность в себе. Рене Декарт, который дал геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел, был не только математиком и физиком, но и философом. Одно из его изречений на доске: « Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно». Давайте примем правильную осанку и продолжим работу.

9. Закрепление материала 1) Работа с учебником

— “Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею”(Цицерон ) Делают вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять .

А сейчас закрепим правила на практике, выполним № 919, 921. ).

( по два ученика у доски выполняет по одному неравенству, опираясь на правила).

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЮТ В группе. (на листочках,на слайде)

Средняя месячная годовая температура воздуха (С)

Источник

Конспект урока по математике на тему «Сравнение рациональных чисел 2» (6 класс)

УРОК № 68. Глава 3 . Рациональные числа ( 38 часов )

Тема . Сравнение рациональных чисел.

Цель . Продолжить формирование навыков сравнения рациональных чисел.

Проверка домашнего задания. (Собрать тетради)

Актуализация опорных знаний.

1. Какие числа называются рациональными?

2. Как сравнить рациональные числа с одинаковыми знаменателями? А разными?

1. Первая труба может заполнить бассейн за 7 ч, а вторая за 9 ч. За сколько часов заполнится бассейн через обе эти трубы?

1) , ;

2) , ;

3) (общая пр.тр.);

4) , (ч). Ответ: ч.

1. Сравните числа:

1) ; 2) ; 3) ;

2. Сравните числа:

1) ; 2) ; 3) .

3. Сравните числа:

1) , 2) ,

; .

4. Сравните числа:

1) , 2) ,

; .

5. Сравните числа:

1) , 2) , 3) ,

; ; .

6. Сравните числа:

1) , 2) , 3) ,

, ,

; ; .

7. Расположите в порядке возрастания числа:

Решение.

8. Расположите в порядке убывания числа:

.

Решение. ,

.

Уч.с.96 № 487(г). Найдите дробь, которая больше одной из данных дробей и меньше другой:

г) ,

.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. § 3.3 (повторить теорию). № 485, 488(а-е), 487(а-в), 490 .

(на следующем уроке с/р)

УРОК № 68. Глава 3 . Рациональные числа ( 38 часов ) 6 класс

Тема . Сравнение рациональных чисел.

1. Первая труба может заполнить бассейн за 7 ч, а вторая за 9 ч. За сколько часов заполнится бассейн через обе эти трубы?

2. Сравните числа: 1) ; 2) ; 3) ;

3. Сравните числа: 1) ; 2) ; 3) .

4. Сравните числа: 1) ; 2) .

5. Сравните числа: 1) ; 2) .

6. Сравните числа: 1) ; 2) ; 3) .

7. Сравните числа: 1) ; 2) ; 3) .

8. Расположите в порядке возрастания числа:

9. Расположите в порядке убывания числа: .

УРОК № 68. Глава 3 . Рациональные числа ( 38 часов ) 6 класс

Тема . Сравнение рациональных чисел.

1. Первая труба может заполнить бассейн за 7 ч, а вторая за 9 ч. За сколько часов заполнится бассейн через обе эти трубы?

2. Сравните числа: 1) ; 2) ; 3) ;

3. Сравните числа: 1) ; 2) ; 3) .

4. Сравните числа: 1) ; 2) .

5. Сравните числа: 1) ; 2) .

6. Сравните числа: 1) ; 2) ; 3) .

7. Сравните числа: 1) ; 2) ; 3) .

8. Расположите в порядке возрастания числа:

9. Расположите в порядке убывания числа: .

Источник

Читайте также:  Сравнить обивку для мебели