Меню

Конспект урока сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения 9 класс



План-конспект урока «СПП с придаточными сравнительными»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок по изучению сложного предложения — «СПП с придаточными сравнительными».

Скачать:

Вложение Размер
«СПП с придаточными сравнительными». 26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет — русский язык Преподаватель — Дряхлова Т.Е. Класс — 9

Тема – «СПП с придаточными сравнительными».

Цели : 1) обучающая: — сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выражения сравнительных отношений; научить отличать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными от сравнительных оборотов; формировать коммуникативные компетенции;

2) развивающая:- раскрыть перед учащимися особенности сложноподчиненного предложения с придаточным места; учить конструировать предложения этого типа, находить их в художественных текстах, уместно употреблять в речи;

3) воспитывающая: воспитывать любовь к правильному произношению речи.

Тип урока — урок объяснения нового материала и повторение раннее изученного.

Вид урока — урок синтаксиса.

Методы и приемы работы : объяснительно-иллюстративные (слово учителя, чтение теоретического

материала учебника), эвристические (создание проблемной ситуации, аналитическая беседа).

Программа : программы общ.обр. учреждений. Русский язык.9 кл. под ред. М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2008г.

Учебник Русский язык. 9 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература : уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по программе М.М. Разумовской. Сост. О. А. Финтисова. – Вологоград: Учитель, 2099.

1 . Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, слово учителя о целях и плане урока, запись темы) — 1 мин.

2 . Повторение предыдущего материала (проверка домашнего задания) — 15 мин.

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся

Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте.

Определить значение СПП.

1. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский) (изъясн.)

2. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорит, что он не нашел занятия. (Л. Толстой) (изъясн.)

3. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов) (определ.)

4. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин) (изъясн.)

5. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору. (места)

6. Куда ни взглянешь, всюду холмы.(места)

7. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (времени)

Работа на карточках.

I. Выберите правильный вариант ответа.

1. Сложноподчинённое предложение с придаточным места.

а) На Кавказе, где все были храбры, трудно было кого-либо удивить храбростью. (А. Есаков)

б) Второго мая к восьми часам утра приехали мы в Почтамт, откуда отправлялась московская почта. (А. Шан-Гирей)

в) Бабушка решила продолжить воспитание Мишеля в Благородном университетском пансионе, куда она и отвезла внука в 1827 году. (По П. Висковатову)

г) В 1844 году мне пришлось поселиться там, где погиб великий поэт. (А. Шан-Гирей)

2. Найдите сложноподчинённое предложение .

а) Хотя курс юнкерской школы был двухлетний, Лермонтов едва ли несколько месяцев провёл между нами. (А. Меринский)

б) Несмотря на достижения наших литературоведов, мы всё ещё не изучили всех обстоятельств смерти Лермонтова. (По Е. Гуслярову, О. Карпухину)

в) Секунданты не смогли уладить дело, несмотря на предпринятые усилия. (А. Траскин)

г) Помнящие Юрия Петровича Лермонтова называют его красавцем, привлекательным в общении, хотя и странным человеком. (По

III. Определите вид придаточного.

1) Там счастье не диво, где трудятся нелениво. (Пословица)

2 ) В городском саду, на деревьях, – там, где среди голых верхушек торчали пустые гнёзда, без умолку кричали и гомозились галки. (А.И. Куприн)

3) Ты не могла им наслаждаться, пока взоры света были на нас устремлены. (А.С. Пушкин)

I. Выберите правильный вариант ответа.

1. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

а) Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления. (П. Висковатов)

б) На другой день, когда секунданты узнали о причине ссоры, они употребили все средства для примирения противников. (По А. Полеводину)

в) Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в высшее общество. (М. Лермонтов)

г) Пока наши войска действовали таким образом в продолжение лета, в горах было спокойно. (М. Ольшевский)

2. Найдите простое предложение.

а) Я приударил коня и пустился вскачь, не оглядываясь и тяжело дыша.

б) Я торопился в Железноводск, так как огромная туча нагоняла меня как бы стеной от Пятигорска. (А. Арнольди)

в) Переезд в Петербург в августе 1832 года круто изменил жизнь Лермонтова, ибо оборвались дружеские московские связи. (Е. Гусляров, О. Карпухин)

г) Из Валерикского представления о награждении меня вычеркнули, так что я не буду даже иметь утешения носить красной ленточки. (М. Лермонтов)

III. Составьте схемы предложений.

1) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади. ( А.Н. Толстой)

2) Пока живётся нам, живи… (А.С. Пушкин)

3) Я поступлю так как велит мне долг.

Расставьте ударение в словах, записанных на доске.

Догов о р, стол я р, крас и вее, алфав и т, рж а в е ть, позвон и т, облегч и ть, т у фля, хв а л я щий, балов а ть, фен о мен, языков о й, язык о вый, щав е ль, тол и ка(небольшое кол-во, Завелась у него малая толика денег), д о гмат (Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении).

(Проверка по цепочке)

3. Объяснение нового материала — 15 мин.

Посмотрите на упр.:

А. Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка.

Б. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут.

Д. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

VI. Подготовка к восприятию. Какое предложение здесь оказалось “ лишним”? Почему? (“Д”. другое значение – сравнение)

Источник

Урок русского языка в 9 классе. сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок с применением технологии уровневой дифференциации

Скачать:

Вложение Размер
slozhnopodchinennye_predlozheniya_s_pridatochnymi_sravnitelnymi.9_kl.docx 72.27 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка урока русского языка

Земятченская Маргарита Львовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 39 г. Дзержинска Нижегородской области

Раздел программы, тема

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

Рабочая программа по русскому языку, разработанная на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2013.

Изучить значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными;

обобщить знания учащихся о роли сравнений как изобразительно-выразительного средства языка;

совершенствовать навыки синтаксического разбора предложений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся должны знать значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными;

уметь отличать сложноподчиненные предложения со сравнительной придаточной частью от предложений с другими синтаксическими конструкциями, выражающими сравнение, уметь правильно расставлять знаки препинания при сравнительных союзах.

умение формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение оценивать качество выполнения учебной задачи, степень сформированности навыка;

развивать умение слышать и понимать партнера, осуществлять совместную деятельность, контролировать действия друг друга;

извлекать нужную информацию из текста;

использование приема сравнения в собственной речи;

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

ценностное отношение к слову;

развитие уважительного отношения учеников друг к другу;

развитие творческого воображения.

Обучение в сотрудничестве

Приемы развивающего обучения

Формы организации взаимодействия

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

ПК; мультимедийный проектор

Учебник, раздаточный материал (карточки с заданиями); презентация по теме урока, выполненная учителем.

Организационная структура (сценарий) урока

Формы организации взаимодействия

Мотивация к учебной деятельности

Организует деятельность учащихся.

Сегодня мы продолжаем изучать тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Нам предстоит познакомиться с новым видом придаточных предложений.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Запись в тетрадях: «Дата. Классная работа»

2. Проверка домашнего задания

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы учащихся.

Начнем работу с повторения изученного и проверки домашнего задания.

1.Расскажите о придаточных цели и уступки.

2. Укажите номера предложений из домашних упр. 146, 1555 в которых употребляется частица НИ, частица НЕ.

Сделайте вывод об употреблении частиц НЕ и НИ.

Использование частиц НЕ и НИ является одним из выразительных средств языка .

3. 2 ученика получают индивидуальные задания: синтаксический разбор предложений.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Сверяют с ключом

Самопроверка: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3».

Делают вывод: частица НИ усилительная; она употребляется прежде всего для усиления отрицания. НИ употребляется при союзных словах и союзах, связывающих придаточные уступки с главной частью для усиления утверждения.

Выполняют на доске синтаксический разбор предложений.

1.Как (н..)старались пески уничтожить стро…щийся Дзержинск, в 1951 году Иван Ильяшевич сумел решить проблему защиты города.

2. Что(бы) защитить город от песча..ых бурь, требовалось во..тановить сосновые леса.

Источник

СПП с придаточными сравнительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Разработка урока «ССП с придаточными сравнительными».

Скачать:

Вложение Размер
spp_s_pridatochnymi_sravnitelnymi.docx 21.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Цели: Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения.

♦ находить СПП с придаточными сравнения в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;

  • отличать СПП с придаточными сравнения от СПП с придаточными, внешне сходными с ними;
  • продолжить подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы на основе комплексного анализа текста;

♦ совершенствовать пунктуационные навыки.

I. Работа со словарными словами:

Резервы — (фр. гёьегхе от лат re senate — сберегать, сохранять):

  • Запас чего-либо на случай надобности.
  • Источник, откуда черпаются новые средства, силы.

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Ресурс (техника) — объём работы или срок эксплуатации, на который рассчитывается машина, здание и т. п. После исчерпания ресурса безопасная работа устройства не гарантируется, ему требуется капитальный ремонт или замена.

Администрати вный ресурс — в политике возможность пользования той или иной политической силой структур власти в своих целях.

Природные ресур сы

Тр удовые ресурсы

II. Повторение пройденного материала.

А. Фронтальный опрос теории.

— Какие предложения называются сложноподчинённым? (Предложения, части которого связаны подчинительными союзами).

— Перечислите виды сложноподчинённых предложений.

— Какие предложения называются придаточными определительными? (Отвечают на вопрос какой? Относятся к определяемым существительным или другим словам в значении существительного. Прикрепляются к определяемым словам союзными словами).

— Какие предложения называются придаточными изъяснительными? (Отвечают на вопросы косвенных падежей. Чаще всего относятся в главном предложении к глаголам. Прикрепляются к определяемому слову при помощи союзов что, как, будто, чтобы; при помощи союзных слов; при помощи частицы ли, употребленной в значении союза).

— Какие предложения называются придаточными обстоятельственными? (Те, которые отвечают на вопросы обстоятельства и имеют обстоятельственное значение. Чаще всего к главному прикрепляются союзами, реже — союзными словами).

Б. Работа с предложениями (ГИА).

Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания в предложениях, определить вид придаточного предложения.

А. Куда река пошла, там и русло будет. Придаточное места.

Б. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке видит, где он. Придаточное изъяснительное.

В. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер. Придаточное определительное.

Г. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы на траве. Придаточное сравнительное.

ЗАДАНИЕ: укажите номер предложения, в котором есть вводное слово. Укажите номер предложения, в котором содержится сравнение.

КАК ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ВИД ПОСЛЕДНЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ? (По смыслу, так как содержит сравнение).

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Заполнить таблицу о придаточных обстоятельственных образа действия, меры и степени. (Раздать карточки с пустыми таблицами).

2. Проверить заполненные таблицы:

ВИД ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРИДАТОЧНОЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ МЕРЫ И СТЕПЕНИ

ЧТО ПОЯСНЯЕТ В ГЛАВНОМ

Все главное предложение

Словосочетание глаг.+ ук.сл.; ук.сл.+нареч./прил./сущ.

НАЛИЧИЕ УКАЗАТЕЛЬНОГО СЛОВА В ГЛАВНОМ

ЧЕМ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ГЛАВНОМУ

Союзами и союзными словами

А теперь я вам расскажу о строении СПП с придаточными сравнительными, а вы заполняйте по ходу моего рассказа таблицу.

* Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной части.

* Относятся ко всему главному предложению.

* Отвечают на вопросы: КАК?

* Используются союзы и союзные слова: КАК; СЛОВНО; БУДТО; КАК БУДТО; ПОДОБНО ТОМУ КАК; ЧЕМ-ТЕМ.

* Место по отношению к главному предложению: любое. ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙД И СРАВНИТЕ.

V. Закрепление нового материала.

1. ВЫПОЛНЕНИЕ УПР. 167

2. Слово учителя:

В главной части предложения может быть указательное слово ТАК.

ЕСЛИ В ГЛАВНОМ ЕСТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО ТАК, ТО В ПРИДАТОЧНОМ ЗНАЧЕНИЯ СРАВНЕНИЯ СОЧЕТАЕТСЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОБРАЗА ДЕЙСТВИ Я И С ТЕПЕНИ.

В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

3. Выполнение упр. 168 (по вариантам). Строение предложения №5 разбирает учитель.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также

предложения с двойным союзом чем. тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , Тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением.

VI. Подведение итогов урока.

VII.Задание на дом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок знакомит девятиклассников с видами придаточных предложений. Работа на уроке построена по принципу дифференцированного обучения.

Урок-путешествие по стране «Придаточные предложения».

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок «открытия» новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал.

Урок по изучению сложного предложения — «СПП с придаточными сравнительными».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Урок по русскому языку в 9 классе на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными»Цель урока:- сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выраже.

Урок с применением технологии уровневой дифференциации.

Источник

Материалы к уроку по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Материал включает в себя конспект урока и презентацию по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения». Презентация включает в себя теоретический материал и практический материал, который поможет провести первичное закрепление по предложенной теме урока.

Скачать:

Вложение Размер
spp_s_prid_sravneniya.doc 56 КБ
spp_s_prid_sravneniya_1szh.ppt 1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Цель: формирование знаний об основных смысловых и структурных признаках сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения

Задачи: сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания о способах выражения сравнительных отношений;

научиться отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов;

формировать коммуникативные компетенции

Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайдовая презентация

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы организации урока : индивидуальная, групповая и коллективная

Методы: словесные, практические, частично — поисковый

1.Вводно – мотивационный этап.

Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале повторим то, что нам уже стало известно.

2.Актуализация опорных знаний.

Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, определите вид придаточного, постройте схемы.

И Таня входит в дом пустой где жил недавно наш герой. Солоха долго думала куда ей спрятать гостя. Едва девушка взялась за калитку родного дома силы покинули ее. Для того чтобы проложить тропку в глубоком снегу надо хорошо потрудиться. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

3.Работа по теме урока

Рассказ о приемах сравнения (Слайд 3)

Способы выражения значения сравнения в русском языке.

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения

Чем ближе к грязи человек, тем выше задирает нос.

Наречие образа действия

Он поступил по-геройски

Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег

Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного

Правда хорошо, а счастье лучше.

Словосочетания типа похож (на кого?), подобен(чему), напоминает (что?), кажется (каким?)

Ива у реки кажется печальной

Звезд этих в небе, как рыбы в прудах, хватит на всех с лихвою

Учитель: Нам необходимо научиться различать простое предложение, осложненное сравнительным оборотом, и сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Давайте сравним два предложения: (Слайд 4)

Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.

Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.

Выделите грамматические основы.

Даль , как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.

Впереди виднелась белая пелена , будто река вышла из берегов.

Учитель: Что вы можете сказать об этих предложениях? Дайте характеристику этим предложениям.

Учитель: Таким образом, сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенное в главном действие, состояние, предмет, признак через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.

Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Целесообразно повторить постановку запятой перед союзом как . Для этого предлагается таблица, в которой представ лены самые типичные случаи.

Учитель: Обратимся к расстановке знаков препинания в простом предложении со сравнительным оборотом и в сложноподчиненном предложении. (Слайд 5)

Запятая в сравнительном обороте перед союзом как

В простом предложении

1. Для выделения сравнительного оборота.

Вода блестела, как чёрное стекло.

2. Если оборот можно заменить придаточным причины. Сосна, как дерево смолистое, почти не гниёт.

3. При вводном предложении. Завтра, как сообщили по радио, будет дождь .

не что иное, как, не кто иной, как

Дождь в шахте не что иное, как подпочвенная вода. Это пришел не кто иной, как наш новый приятель

1. Если оборот является сказуемым или входит в его состав. Горы как пышные складки на богатой одежде земли.

2. Если оборот является устойчивым выражением. Береги мою сестру как зеницу ока.

3. Если оборот можно заменить оборотом со словом в качестве. Проводите меня через заставу как вашего слугу.

4. При двойном союзе как. так и. Он не любил как физику, так и математику.

В сложном предложении

1. Перед придаточным

Мы видели, как тлели угли костра.

2. тогда как, словно как, между тем как перед всем сложным союзом в то время как

В то время как все собрались пить чай в саду, Митенька незаметно ушёл.

А) Лингвистическая игра «Третье лишнее». Почему оно лишнее? (Слайд 6-8)

1 . А. В долине неба синей – синей паслись, как овцы, облака.

В. Чем проще слово, тем оно точнее.

С. Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив.

2 . А. Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью.

В. Коль умеешь слушать правду, научись и говорить ее.

С. Чем человек умнее и добрее, тем более он замечает добра в людях.

3 . А. В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.

В. Дурные книжки могут так же испортить нас, как портят дурные товарищи.

С. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Б) Объясните смысл записанных предложений.

Предложения для анализа: (Слайд 9)

1.Лучше замерзнуть на ходу, чем сгнить, сидя на месте.

2.Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.

3.Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом.

В) Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите вид придаточного, составьте схемы.

Как хозяин прядильной мастерской, Анна Павловна одним словом или перемещением заводила равномерную, приличную разговорную машину. Он сказал это ласково и вкрадчиво, как говорят с детьми, когда их будят. Шел Самгин осторожно, как весною ходят по хрупкому люду. Дедушка пел так, как поет простой народ. Егорушка почувствовал, как воз покачнулся и заскрипел. Месяц еще не вставал и только две звездочки, как два спасительных маяка, сверкали на темно-синем своде. Встреча представителей двух дружественных держав, как сообщают корреспонденты, прошла в теплой непринужденной обстановке. Максим Горький, как гениальный художник, пользуется мировой славой. Полярное небо промелькнуло, как его и не было. Дождь лил как из ведра.

Ответьте на вопросы: (Слайд 10)

1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?

2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?

3.К чему относятся данные предложения?

4.Их позиция по отношению к главному?

5.Какова роль придаточных сравнения в речи?

Проверьте себя: (Слайд 11)

1.Вопросы придаточных сравнения : Как? Подобно чему? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

2.Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как.

3.Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению.

4.Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения.

5.Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.

7.Рефлексия (Слайд 12)

Обозначь свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

8.Домашнее задание (Слайд 13)

1. Стр. 100, упр. 161

2.Составьте 3 – 4 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ

1. И ТАНЯ ВХОДИТ В ДОМ ПУСТОЙ ГДЕ ЖИЛ НЕДАВНО НАШ ГЕРОЙ. 2. СОЛОХА ДОЛГО ДУМАЛА КУДА ЕЙ СПРЯТАТЬ ГОСТЯ. 3. ЕДВА ДЕВУШКА ВЗЯЛАСЬ ЗА КАЛИТКУ РОДНОГО ДОМА СИЛЫ ПОКИНУЛИ ЕЕ. 4. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОЛОЖИТЬ ТРОПКУ В ГЛУБОКОМ СНЕГУ НАДО ХОРОШО ПОТРУДИТЬСЯ. 5. ГОГОЛЯ МЫ УЗНАЕМ В ТУ ПОРУ НАШЕЙ ЖИЗНИ КОГДА КАЖДАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ РАВНОЦЕННА ДЛЯ НАС ПЕРЕЖИТОМУ СОБЫТИЮ.

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Чем ближе к грязи человек, тем выше задирает нос. Наречие образа действия Он поступил по-геройски Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного Правда хорошо, а счастье лучше. Словосочетания типа похож (на кого?), подобен(чему), напоминает (что?), кажется (каким?) Ива у реки кажется печальной Сравнительный оборот Звезд этих в небе, как рыбы в прудах, хватит на всех с лихвою

ДАЛЬ, КАК НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК, УСПЕЛ СДЕЛАТЬ ДЕЛО СВОЕЙ ЖИЗНИ. ВПЕРЕДИ ВИДНЕЛАСЬ БЕЛАЯ ПЕЛЕНА, БУДТО РЕКА ВЫШЛА ИЗ БЕРЕГОВ.

Запятая в сравнительном обороте перед союзом как ставится не ставится В простом предложении 1. Для выделения сравнительного оборота. Вода блестела, как чёрное стекло. 2. Если оборот можно заменить придаточным причины. Сосна, как дерево смолистое, почти не гниёт. 3. При вводном предложении. Завтра, как сообщили по радио, будет дождь. 4. В выражениях не что иное, как, не кто иной, как Дождь в шахте не что иное, как подпочвенная вода. Это пришел не кто иной, как наш новый приятель 1. Если оборот является сказуемым или входит в его состав. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. 2. Если оборот является устойчивым выражением. Береги мою сестру как зеницу ока. 3. Если оборот можно заменить оборотом со словом в качестве. Проводите меня через заставу как вашего слугу. 4. При двойном союзе как. так и. Он не любил как физику, так и математику. В сложном предложении 1. Перед придаточным Мы видели, как тлели угли костра. 2. тогда как, словно как, между тем как перед всем сложным союзом в то время как В то время как все собрались пить чай в саду, Митенька незаметно ушёл.

А. В ДОЛИНЕ НЕБА СИНЕЙ – СИНЕЙ ПАСЛИСЬ, КАК ОВЦЫ, ОБЛАКА. В. ЧЕМ ПРОЩЕ СЛОВО, ТЕМ ОНО ТОЧНЕЕ. С. ЛЬДИНЫ ПЛЫЛИ И ПЛЫЛИ, СЛОВНО СО ВСЕГО МОРЯ СТЯГИВАЛИСЬ В ЭТОТ УЗКИЙ ПРОЛИВ.

А. БЛАГОРОДСТВО ВСЕМ НРАВИТСЯ, ОСОБЕННО ЕСЛИ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СКРОМНОСТЬЮ. В. КОЛЬ УМЕЕШЬ СЛУШАТЬ ПРАВДУ, НАУЧИСЬ И ГОВОРИТЬ ЕЕ. С. ЧЕМ ЧЕЛОВЕК УМНЕЕ И ДОБРЕЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ОН ЗАМЕЧАЕТ ДОБРА В ЛЮДЯХ.

А. В ВАЖНЫХ ДЕЛАХ ЖИЗНИ НАДО СПЕШИТЬ ТАК, КАК БУДТО БЫ ОТ ПОТЕРИ ОДНОЙ МИНУТЫ ДОЛЖНО БЫЛО ВСЕ ПОГИБНУТЬ. В. ДУРНЫЕ КНИЖКИ МОГУТ ТАК ЖЕ ИСПОРТИТЬ НАС, КАК ПОРТЯТ ДУРНЫЕ ТОВАРИЩИ. С. МЫ ВТРОЕМ НАЧАЛИ БЕСЕДОВАТЬ, КАК БУДТО ВЕК БЫЛИ ЗНАКОМЫ.

1.ЛУЧШЕ ЗАМЕРЗНУТЬ НА ХОДУ, ЧЕМ СГНИТЬ, СИДЯ НА МЕСТЕ. 2.ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ГОВОРИМ О СВОИХ ДОСТОИНСТВАХ, ТЕМ МЕНЬШЕ В НИХ ВЕРЯТ. 3.ВЕЛИЧИЕ НАРОДА НЕ ИЗМЕРЯЕТСЯ ЕГО ЧИСЛЕННОСТЬЮ, ПОДОБНО ТОМУ КАК ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ИЗМЕРЯЕТСЯ ЕГО РОСТОМ.

1. НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ? 2. КАКИМИ СОЮЗАМИ ОНИ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ? 3. К ЧЕМУ ОТНОСЯТСЯ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? 4. ИХ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГЛАВНОМУ? 5. КАКОВА РОЛЬ ПРИДАТОЧНЫХ СРАВНЕНИЯ В РЕЧИ?

1.ВОПРОСЫ ПРИДАТОЧНЫХ СРАВНЕНИЯ: КАК? ПОДОБНО ЧЕМУ? КАК ЧТО? КАК КТО? ЧЕМ ЧТО? ЧЕМ КТО? 2.СРЕДСТВА СВЯЗИ: СОЮЗЫ ЧЕМ, КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БЫ, ЧЕМ – ТЕМ, ПОДОБНО ТОМУ КАК. 3.ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ. 4.ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ ЗАНИМАЮТ ЛЮБЫЕ ПОЗИЦИИ С ПРЕДПОЧТЕНИЕМ ПОЗИЦИИ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 5.ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ ТОЧНЕЕ, ЯРЧЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЕЕ ВЫРАЖАЮТ МЫСЛЬ ГОВОРЯЩЕГО.

ОБОЗНАЧЬ СВОЕ УЧАСТИЕ В УРОКЕ. 1.КАК ЕЖ В ТУМАНЕ К МИШКЕ ШЕЛ, ТАК Я ПЛУТАЛ ПО ЗАКОУЛКАМ ТЕМЫ. 2.Я БЫЛ СЛЕПЦОМ И ВДРУГ ПРОЗРЕЛ, ВСЁ СТАЛО ЯСНО И ПОНЯТНО. 3.Я В ТЕМЕ ПЛАВАЛ (А), КАК РЫБА В ВОДЕ, МНЕ ВСЁ ПОНЯТНО И КОМФОРТНО.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. СТР. 100, УПР. 161 2.СОСТАВЬТЕ 3 – 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЗИВ В НИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛЮБЫМИ ГРАММАТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока.

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил.

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация.

Презентация может быть использована при подведении итогов урока русского языка в 9 классе «СПП предложения с придаточными обстоятельственными».

Конспект открытого урока русского языка по теме: «Придаточные предложения сранения».

Методический материал по учебнику И.Бим «Немецкий язык.11 класс». В данном материале дано определение придаточных уступительных предложений и предложений следствия. А также приведены примеры.

Материалы включают в себя конспект урока и презентацию по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, меры и степени». Презентация включает теоретический материал по п.

Источник

Читайте также:  Сравнение двух видеокарт нвидиа