Меню

Конспект занятия по математике измерение объема подготовительной группе



Конспект НОД по ФЭМП «Измерение объёма сыпучих веществ» в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

План конспекта НОД в подготовительной группе по ФЭМП.

Скачать:

Вложение Размер
femp_izmerenie_obyoma_sypuchih_veshchestv.docx 19.73 КБ
prezentatsiya_k_nod_po_femp_izmerenie_obyoma_sypuchih_veshchestv.pptx 1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Соколова Татьяна Александровна , воспитатель I квалификационной категории

МАДОУ д/с № 2 г. Пласта

Область развития «Познавательное»

Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.

Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Учить измерять крупу с помощью условной мерки. Учить делать вывод. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.

Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: дидактические игры «Назови скорей», «Найди свой дом».

Демонстрационный материал: крупы в миске греча, рис, пшено , мерные стаканчики, столовая ложка, чайная ложка, фишки жёлтого, белого коричневого цвета, обручи, геометрические фигуры, карточки с изображением геометрических фигур, мяч.

Раздаточный материал: стаканчики с крупами (по три на каждого ребёнка), тарелочки для круп(по одной на каждого ребёнка), столовые и чайные ложки по количеству детей.

Дети становятся в круг на ковре.

В круг весёлый вижу я

Входят все мои друзья!

Мы сейчас пойдём направо,

А потом пойдём налево;

В центре круга соберёмся

И обратно все вернёмся.

И на стульчики пройдём.

— Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови скорей».

Я буду задавать вопрос, и бросать вам мяч, а вы будете отвечать мне и бросать мяч обратно, за каждый правильный ответ вы будете получать карточку с геометрической фигурой. Сохраните эти карточки, они нам пригодятся в дальнейшем.

— Какое сейчас время года? (Зима)

— Назовите «соседей» зимы. (Осень и весна)

— Какой сейчас месяц? (декабрь)

-Сколько дней в неделе? (семь)

— Какой сегодня день недели? (пятница)

-Пятница, какой по счёту день недели? (пятый)

-Какой день следует за пятницей? (суббота)

-Как по-другому называют субботу и воскресенье? (выходные дни)

*Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке .

-Молодцы, ребята! Я для вас нарисовала интересную картину. Хотите её увидеть? (да). Но вот беда, она получилась большого размера, и чтобы её принести в детский сад, мне пришлось разрезать её на части. Как же нам её увидеть? (Выслушать мнения детей)

— Я вам предлагаю из частей сложить целую картинку и тогда мы сможем увидеть, что на ней нарисовано.

*Дети собирают из частей картину.

— Вам понравилась картина? Что вы на ней видите?

* Дети перечисляют объекты .

-Декабрь зимний месяц.В это время птицам очень тяжело добывать корм и поэтому люди подкармливают их.

Ребята, посмотрите, к нам прилетели птички. Они хотят попросить у нас помощи. Давайте посчитаем, сколько птичек к нам прилетело?

* Упражнение в количественном счёте .

-Посчитайте, сколько синиц на рисунке? (пять)

-А сколько воробышков? (три)

-Сколько ворон? (шесть)

-А снегирей? (четыре)

-Сколько голубей? (семь)

-А какая ещё птичка одна? (сорока)

(сжать кулак, указательный и большой, вытянуты в клювик)

(шевелят выпрямленными пальцами рук)

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

(погладить тыльные стороны рук поочередно)

Как бы нам поладить,

(хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить?

(потереть ладошки друг о друга)

-Ребята, а вы хотите помочь птицам? (Да)

* Воспитатель предлагает детям пройти к столу .

— Посмотрите, у меня есть три ёмкости с разной крупой. Давайте посмотрим, какие крупы в этих ёмкостях. Это-гречка. Какую кашу можно сварить из гречки? (гречневую) В следующей ёмкости у меня рис. Какую кашу можно сварить из этой крупы? (рисовую) А в этой ёмкости у меня пшено. Какую кашу можно сварить из этой крупы? (пшённую)

— Ребята, мы с вами определили, какие же крупы находятся у меня в ёмкостях, а как же узнать, какое количество каждой крупы у меня есть? (Нужно их измерить)

-Правильно, нужно измерить объём каждой крупы. А измерять объём круп мы будем с помощью мерки. Объём крупы, и других сыпучих веществ, можно измерить с помощью мерного стакана, столовой ложки и чайной ложки. Как вы думаете, какую мерку мне лучше всего использовать? (мерный стакан). Конечно стаканчик, потому что у меня большой объём круп, я могу, конечно, измерить объём этих круп и с помощью столовой и чайной ложки, но времени на это я потрачу больше, потому что эти мерки маленькие и лучше подойдут для измерения маленького объёма сыпучих веществ.

* Воспитатель озвучивает правила измерения .

— Насыпать полный стакан крупы;

— Пересыпать крупу в другую миску;

*Под руководством воспитателя дети измеряют количество круп. Для этого можно пригласить помощников. Чтобы не ошибиться и точно измерить количество круп, я буду ставить фишки по количеству стаканчиков крупы. Гречневую крупу обозначим коричневым цветом, рисовую-белым, а пшённую – желтым, под каждым цветом будем выставлять количество мерных стаканов , соответствующее количеству каждой крупы.

-Мы уже говорили о том, что птицам холодно и голодно зимой. Но когда наступит весна птицы, вернутся из тёплых стран и начнут вить гнёзда. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди своё гнёздышко»

— Ребята, помните, в начале занятия вы получили карточки с геометрическими фигурами, сейчас они нам пригодятся. Подойдите ко мне дети, у которых в руках круг. С помощью волшебной палочки я превращу вас в ласточек. Дети, у которых треугольники будут жаворонками, а те, у кого квадраты – скворцами. Теперь все мои дети превратились в птичек. Для каждой птички у меня есть гнёздышки. В каждом гнёздышке есть геометрическая фигура, точно такая же, как и у вас. Пока звучит музыка, все птички весело порхают по залу, как только музыка закончится вам нужно занять свои гнёзда.

-Сегодня утром когда я шла в детский сад, ко мне подлетел воробушек и попросил приготовить угощение для своих друзей воробышков . Но угощение не обычное, а самое его любимое по особому рецепту. Он дал мне вот эту карточку с рецептом угощения.

— Итак, давайте приготовим вкусное угощение для птичек. Обратите внимание на столы. На них приготовлены мисочки с разной крупой: гречкой, пшеном, рисом. Кроме этого там приготовлены разные мерки, которыми вы будете измерять сыпучие продукты. Есть пустая ёмкость, в которую будете насыпать угощение.

Рецепт угощения был зашифрован, ведь птички не умеют говорить по-человечески. На рецепте есть квадраты разной величины и разного цвета. Я долго думала , но всё же сумела расшифровать рецепт особого угощения. Квадраты обозначают количество мерок разной крупы. Коричневый цвет обозначают гречневую крупу, желтый — пшено, белый – рис. А размер квадрата указывает на то какую мерку нам взять: маленький квадрат – чайная ложка, большой- столовая ложка. Давайте приступим к приготовлению угощения для воробышков по особому рецепту.

Сначала возьмём пшено, две столовые ложки. Затем рис три чайные ложки. И наконец, гречка одну столовую ложку и две чайные ложки. Теперь всё перемешаем и угощение для птичек готово.

Когда мы пойдём гулять ,то насыпем наше угощение в кормушку, и воробышки будут очень рады.

Ребята, сегодня мы с вами научились измерять объём сыпучих веществ, при помощи разных мерок. Какие мерки мы с вами использовали? (Мерный стакан, столовая ложка и чайная ложка)

*Дети передают друг другу клубок, оставляя в руках ниточку, и делятся впечатлениями о занятии.

Источник

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи:

  • Образовательные : учить детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Обучать детей основам измерительной деятельности. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве. Формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда. Формировать представления о понятиях «тяжелый- легкий». Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение называть дни недели и «соседей» дня и числа.
  • Развивающие : развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.
  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь, умение излагать результаты исследования.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_femp.docx 30.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 210»

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе

Тема: «Измерение объема жидких и сыпучих

тел условной меркой»

воспитатель А.Д. Норкина

г. Нижний Новгород.

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

  • Образовательные : учить детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Обучать детей основам измерительной деятельности. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве. Формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда. Формировать представления о понятиях «тяжелый- легкий». Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение называть дни недели и «соседей» дня и числа.
  • Развивающие : развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.
  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь, умение излагать результаты исследования.

Разучивание загадок, стихов, пословиц о цифрах, днях недели, частях суток.
Просмотр информации с интернета, чтение книг, энциклопедии о космосе.
Оформление фотовыставки

Дидактические игры : «Живая неделя», «Ручеек», «Кто внимательный?»

Работа с родителями: Изготовление масок космонавтов, приобретение материала для занятия.

Словарь: тонна, килограмм, грамм, сосуд, космодром.

Демонстрационный материал: буквы; два сосуда с жидкостями;
два стакана, два прозрачных таза; емкости с мукой, солью, сахаром, рисом, гречкой, пшеном; разные виды весов, цветная веревка с узелками
Раздаточный материал: фишки, тарелочки с фасолью, два одинаковых стакана, один узкий стаканчик, тетради, ручки.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, социально-личностные.

Воспитатель: Здравствуйте дорогие дети и взрослые!

Воспитатель : Мы с вами находимся на космодроме «Солнечный».

Через несколько минут команда «Землян» займет места в межпланетном корабле. По моему сигналу наша ракета поднимет огромный космический корабль и стремительно понесет его по просторам космоса к неизвестной планете.

Прошу команду разместиться по удобнее и начать подготовку к полету. Счет от 10 и обратно. (Включается музыка, взлет ракеты).

Мы с вами очутились на неизведанной планете, а чтобы узнать, какая она и как называется, нам предстоит выполнить ряд заданий.

Воспитатель : Сейчас мы с вами встанем и разделимся на две команды. Я вам раздам цифры от 0 до 10.

-Ну- ка, цифры, встаньте в ряд, я -комнадир ; вы- мой отряд!

А теперь я проверю, правильно ли вы построились, знаете ли вы числа?

Назовите соседей числа 6, 4, 8,9 ?

Назовите предыдущее число числа 3, 5, 7 ?

Назовите последующее число числа 2, 4 , 6 ?

Назовите число больше 3 на 2, 4 на 2, 6 на 2 .

Какое число меньше 5 на 1, 7 на 1, 9 на 1 ?

Посчитайте до 10 со словами (окно, девочка, мальчик).

Воспитатель : Вы справились с первым заданием, и неизвестная планета подарила нам первую букву своего имени «Ш» ! Какая это буква: гласная или согласная?

Воспитатель : Какой звук обозначает эта буква? Кто знает про неё стихотворение?

Посмотри на букву Ш!

Буква очень хороша!

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Воспитатель : Мы букву «Ш» повесим на доске. А теперь я попрошу всех занять свои космические места.

Перед тем, как отправиться в полет, я приготовила нам космические напитки один сок, а другой чай, но вот перепутала где какой.

Помню лишь, что сока было больше чем чая, поэтому нужно определить, где какой напиток.

На глаз сравнить нельзя, т.к сосуды не прозрачные, по объему одинаковые. Предлагаю измерить жидкость условной меркой — стаканчиком и сравнить результаты измерений.

Мне будут помогать двое детей, а остальные дети будут с помощью фишек считать количество и сравнивать результаты измерений.

Берем два стаканчика, 2 сосуда , 2 кувшина.

Измеряем сначала жидкость в одном сосуде, затем — в другом.

Дети откладывают два ряда фишек, сравнивают их. Выясняем, что коричневая вода — это чай, т.к его было меньше, а желтая вода- это сок, его больше .

Делаем вывод : любую жидкость можно измерить с помощью условной мерки (т.е стаканчиков).

На кувшины наклеиваем названия Сок и Чай.

Находим вторую букву «К».

Воспитатель : Какая это буква гласная или согласная?

Воспитатель : Какие она обозначает звуки К и Кь? Кто знает стих про эту букву?

На прямую палочку

справа села галочка.

Там поныне и сидит,

буквой К на нас глядит.

Воспитатель: А вот следующее задание.

Перед вами на столах стоят тарелочки с фасолью и два одинаковых стаканчика. Предлагаю вам взять в каждую руку по фасолинке и одновременно опускать их в стаканчики.

После того как прозрачные стаканчики наполнятся фасолью, дети прекращают работу.

Воспитатель : Скажите дети, в каком стаканчике фасоли больше?

Дети : В стаканчиках фасоли одинаково, так как я брал в левую и правую руку по 1 фасолинке и бросал в стаканчик, вот и получилось одинаково. А теперь пересыпьте фасоль из одного стаканчика в стопочку. Где теперь фасолин больше в стаканчике или в стопочке?

Дети : В этом и в том фасолин одинаково, потому что мы не проронили ни одну фасолинку.

Воспитатель : А почему здесь так высоко фасолины поднялись?

Дети : Потому, что стопочка узкая, а стаканчик широкий, а фасоли в них одинаково. Мы не брали фасолинки и не прибавляли.

Воспитатель : И с этим заданием вы справились, а вот и еще одна буква «О».

Какая это буква гласная или согласная?

Воспитатель : Какой звук она обозначает?

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Воспитатель : Дети, посмотрите, сколько на этой планете всяких сыпучих веществ. ( Мука, соль, сахар, рис, гречка, пшено).

Как вы думаете их можно сосчитать?

Воспитатель : А для того чтобы узнать их вес люди придумали весы, показываю различные весы. Представьте, что ваши руки — это весы.

1.В правую руку возьмите железную гирю, а в левую пластмассовую. Какая рука у вас опустится вниз, почему?

2.В правой руке у вас мышка, а в левой руке слон. Что тяжелее?

3.В правой руке у вас курица, а в левой цыпленок. Кто легче?

4. В правой руке 1 кг ваты, а в левой 1 кг железа, что легче?

Воспитатель : Правильно, так же устроены весы, там, где вес больше, чашечки весов опускаются вниз, а где меньше вес, чашечки поднимаются вверх. А измеряют вес в граммах, килограммах и тоннах.

Воспитатель: Находим еще одну букву «Л»

Какая это буква? Гласная или согласная?

Воспитатель: Какие звуки она обозначает?

Стих про букву Л

Алфавит продолжит нащ

буква Л-лесной шалаш.

А теперь мы немного отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

Планеты будем мы считать,

к солнцу ближе всех Меркурий,

на Венеру полюбуюсь,

вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю

и Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

показали кольца нам.

Вон Нептун, а вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,

полетали от души!

Воспитатель: Присели и нашли красивую веревочку. Посмотрите дети, она не простая, на ней узелки — загадки.

Братьев этих ровно 7,

вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Нужно с закрытыми глазами посчитать узелки и назвать дни недели по порядку.

1.Назовите первые три дня недели.

2.Назовите дни недели, начиная со среды.

3. Назовите выходные дни

4. Стих о днях недели.

Стихи о Днях недели .

Старший братец Понедельник-

Работяга, не бездельник.

Он неделю открывает, всех

Вторник следует за братом

У него идей богато.

Он за все берется смело,

и работа закипела.

Вот и средняя сестрица

Не пристало ей лениться.

А зовут её среда-

мастерица хоть куда.

Брат Четверг и так и сяк,

Он мечтательный чудак.

Повернул к концу недели

и тянулся еле — еле.

Пятница сестра сумела

Побыстрей закончить дело.

Если делаешь успехи,

Время есть и для потехи.

Предпоследний брат — Суббота

Не выходит на работу.

Шалопай и озорник,

Он работать не привык.

У него другой талант-

Он поэт и музыкант.

Да, не столяр и не плотник,

В гости ходит Воскресенье,

Очень любит угощенье.

Это самый младший брат

К вам зайти он будет рад.

Семь их ровно, посмотри,

Всех запомнил? Повтори!

Воспитатель : Что длиннее неделя или месяц?

Воспитатель : Месяц или год?

Воспитатель : Сколько месяцев в году?

Воспитатель : Назовите осенние месяцы? Сколько их?

Дети : сентябрь, октябрь, ноябрь. Три.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы?

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А сколько частей суток вы знаете?

Вот настало утро

Всех ребяток будит

В детский сад зовет!

День уже наступает много дел у нас:

Погулять, покушать, и настал сна час.

А потом мгновенно вечер подойдет,

Нас домой из сада мама заберет.

Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора.

Спать мы будем крепко до самого утра.

Воспитатель: Появилась буква «А». Какая она гласная или согласная?

Воспитатель: Какой звук она обозначает?

Стих про букву «А»

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А знать её легко-

Ноги ставит широко.

Воспитатель : Ставлю последнюю букву, и дети читают слово « школа». Именно так называется эта неизвестная планета. Она приготовила вам последнее задание в тетрадях. Откройте страницу 7 . читаю последнее задание А и Б.

Воспитатель: Молодцы все дети, все справились с заданиями планеты «Школа».

Воспитатель : Что нового вы узнали?

Дети : можно измерять сыпучие и жидкие вещества с помощью условной мерки. Познакомились с весами. Вспомнили о днях недели, о частях суток.

Воспитатель: Планета Школа говорит всем: « До скорой встречи, дорогие ребята. Буду ждать Вас. Не забудьте взять с собой багаж ваших знаний, которые вы получили в детском саду!»

Воспитатель: А нам пора возвращаться к себе на Землю, в свой детский сад. Там нас ждут вкусные угощения.

Мы летели над Землей (руки в стороны, изображаем полет),

Брали всех гостей с собой (показываем руками на гостей).

Мы кометы рассмотрели ( изображаем бинокль руками ) ,

На луне мы посидели (присесть на корточки).

А теперь пойдём к ракете (шагаем к ракете шаг вперед) ,

Заходите- ка все, дети.

Мы моторы заведем (имитируем моторы)

И на Землю попадаем!

На этом наше интересное путешествие закончилось!

Источник

Читайте также:  Что такое натурные измерения