Меню

Краткая шкала измерения самоактуализации результаты



Тест «Краткая шкала измерения самоактуализации» А. Маслоу

(Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности)

Инструкция. Отвечая на вопросы, будьте, пожалуйста, максимально от­кровенны — результаты вы будете интерпретировать сами, поэтому нет смысла скрывать свое истинное мнение.

Вы отвечаете на каждое утверждение, используя 4-значную шкалу:

— частично не согласен,

(Значок «N», следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общей суммы оценка по этому пункту будет инверсной (подсчитываться на­оборот), например 1=4, 2 = 3, 3 = 2, 4=1.)

· Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

· Я чувствую, что должен делать то, что ждут от меня другие.(N)

· Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять.

· Я могу сердиться на тех, кого люблю.

· Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. (N)

· Я не принимаю свои слабости. (N)

· Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.

· Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы. (N)

· Лучше быть самим собой, чем популярным.

· В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил. (N)

· Я могу выразить свои чувства, даже если это приведет к нежелатель­ным последствиям.

· Я не обязан помогать другим. (N)

· Я устал от страхов и неадекватности. (N)

· Меня любят, потому что я люблю.

Чем выше получился балл, тем более актуализированной личностью вы можете себя считать.

Теппинг-тест (Е. П. Ильина)

(Изучение силы нервной системы относительно возбуждения, характеристик работоспособности)

Испытуемым раздаются бланки (или они сами расчерчивают схему на ли­сточках), где нарисованы 8 одинаковых квадратов со стороной 4 см (рис.1).

Испытуемым дается инструкция для выполнения за­дания. В правую

Руку (для правшей) и левую (для лев­шей) берется карандаш таким образом, что большой палец сверху упирается в торец карандаша (рис. 2).

В крайнем случае можно работать ручкой, но без кнопки в верхней Рис. 2

части. Желательно верх карандаша перемо­тать пластырем. Локоть держится на весу, без опоры на стол. Задание состоит в том, чтобы по команде экс­периментатора в максимальном темпе стучать в каж­дом квадратике 5 секунд, стараясь поставить как мож­но больше точек.

По команде экспериментатора «дальше!» переходить в следующий квад­рат (для правшей — согласно схеме на рис. 3, для левшей — схема на рис. 4).

Экспериментатор должен подбадривать испытуемых, громко произ­нося: «Быстрей, еще быстрей!», «Давайте-давайте, постарайтесь!», «Ос­талось еще немного, молодцы, быстрее!» и т. д., так как работа связана с большим физическим напряжением и к концу ее накапливается уста­лость.

После окончания эксперимента испытуемым предлагается самостоятель­но произвести необходимые подсчеты. Подсчитывается количество точек, проставленных в каждом квадратике, результат записывается в углу каждого квадрата. (Для удобства обработки можно использовать технику соединения линией уже подсчитанных точек или разделение поля квадрата на несколько зон с помощью паутинообразных линий.)

Затем необходимо построить график. На оси абсцисс (горизонталь­ной линии) отмечаются номера квадратов (или накопленное время рабо­ты), на оси ординат (вертикальной линии) в определенном масштабе от­мечается количество проставленных точек в каждом квадратике. (Для удобства работы с графиком откладывание на оси ординат количества точек следует начинать с целого числа, близкого к минимальному коли­честву точек, проставленных испытуемым в каком-либо квадрате.) Да­лее восстанавливаются перпендикуляры из отметок на оси абсцисс, обо­значающих номера квадратов, и из отметок на оси ординат, соответ­ствующих количеству точек, проставленных испытуемым в этом квадра­тике. Точки пересечения этих перпендикуляров соединяются линиями, образующими график.

Например, при результате: в 1 квадрате — 35 точек; во 2 — 29; 3 — 42; 4 — 31; 5 — 38; 6 — 30; 7 — 27; 8 — 25 — график будет выглядеть следующим образом (рис. 5):

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 5 кв. 6 кв. 7 кв. 8 кв.

Далее из точки на оси ординат, где отмечено количество точек в 1 квад­ратике, восстанавливается перпендикуляр (горизонтальная линия) и анали­зируется положение полученного индивидуального графика относительно этой линии.

Е. П. Ильин выделяет пять типов графиков, соответствующих пяти типам нервной системы:

— сильный (выпуклый график);

—средний (ровный, промежуточный тип);

— слабый (нисходящий график).

На рисунке 6 представлен общий вид графиков каждого типа (при ин­терпретации индивидуальных графиков следует обращать внимание на их положение относительно горизонтальной линии, начинающейся на том месте оси ординат, которое обозначает количество точек в первом квад­рате).

Теппинг-тест позволяет провести экспресс-диагностику типа нервной си­стемы (слабый, сильный или промежуточный тип), а также выявить особен­ности работоспособности («врабатываемость», характерная для сильного типа, способного выдерживать большие нагрузки, не снижая продуктивнос­ти, которая даже несколько повышается после освоения деятельности; утом­ляемость и снижение продуктивности деятельности при больших нагрузках характерна для слабого типа нервной системы). Результаты методики могут дать также общее представление о психодинамических и нейродинамичес-ких характеристиках, темпе и ритме деятельности. Например, на рисунке 6 график iii показывает неравномерность темпа деятельности, т. е. человек работает «рывками», может на время мобилизовать себя, но ему трудно вы­держать этот темп длительный период; быстро наступает снижение рабо­тоспособности.

Интерпретируя результаты методики, следует также обратить внимание слушателей на то, что и сильный, и слабый типы имеют свои недостатки и преимущества. К достоинствам первого можно отнести высокую работоспо­собность, способность не терять выдержки в стрессовых ситуациях, устой­чивость. Преимущества слабого типа — высокая чувствительность, способ­ность улавливать сигналы слабой интенсивности. Так, люди творческих про­фессий — музыканты, художники, актеры, как правило, обладают слабым типом нервной системы. Нужно только помнить об особенностях своего орга­низма и организовывать жизнь так, чтобы не переутомляться и не подвер­гать нервную систему чрезмерным нагрузкам.

Подростковый вариант опросника Айзенка

(Модификация кафедры психологии Ленинградского университета, 1987 г.)

Инструкция. Вам будут зачитываться вопросы, на которые вы должны дать ответ «да» или «нет». Нет вопросов хороших и плохих, в ваших интере­сах давать правдивые ответы. Долго не задумывайтесь, первый пришедший в голову ответ — наиболее правильный. Оценивайте, как бывает с вами в боль­шинстве случаев. Обратите внимание на вопросы типа «бывает ли так. » — вам надо отвечать «да», если так бывает хотя бы изредка.

Читайте также:  Современная общественная дипломатия российское измерение

1. Любишь ли ты суету и шум вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддер­жать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами (или компьютером), чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь (или чем-нибудь)?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компа­нию?

18. Бывает ли так, что у тебя безо всякой причины сильно бьется сердце?’.

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывает головокружение?

30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в нелов­кое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

32. Любишь ли ты хвастать?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество не­знакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе — даже когда там нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе своих друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро?

42. Если ты оказываешься в глупом положении — долго потом пережива­ешь?

43. Тебе нравятся веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе дают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в каком-нибудь деле или игре?

52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что справишься с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Считаешь ли ты, что трудно получить настоящее удовольствие от ожив­ленной компании?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-либо, не подумав?

Ключ. За каждое совпадение с ключом присваивается 1 балл.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Методика 3 Краткая шкала измерения самоактуализации

Инструкция. Ответьте в протоколе на все предложенные утверждения в баллах. Даже если вы считаете, что вопрос не касается вас или вашей личной жизни, отвечайте так, как если бы он имел к вам отношение. Ваши искренние ответы помогут в создании программы отбора будущих перспективных управленцев.

Спасибо за добросовестно проделанную работу.

Используйте 4-начную шкалу: 1 — не согласен, 2 — отчасти не согласен, 3 — отчасти согласен и 4 — согласен..

Я не стыжусь ни одной из своих эмоций

Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N)

Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять

Я могу сердиться на тех, кого люблю

Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N)

Я не принимаю свои слабости (N)

Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять

Я боюсь неудач (N)

Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N)

Лучше быть самим собой, чем популярным

В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)

Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным

Я не обязан помогать другим (N)

Я устал от страхов и неадекватности (N)

Меня любят, потому что я люблю

Методика 4 Тест «Жизненный опыт» (жо)

Инструкция. Ответьте в протоколе на все предложенные утверждения в баллах. Даже если вы считаете, что вопрос не касается вас или вашей личной жизни, отвечайте так, как если бы он имел к вам отношение. Ваши искренние ответы помогут в создании программы отбора будущих перспективных управленцев.

Спасибо за добросовестно проделанную работу.

7 баллов – безусловно да, полностью согласен.

6 – да, согласен; Используйте этот ответ, если данное утверждение совершенно верно для вас в большинстве случаев.

5 – возможно да, более согласен, чем не согласен. Используйте этот ответ, если данное утверждение иногда, каким-то образом верно для вас. Этот ответ, также для утверждений, состоящих из нескольких частей, если вы согласны с одной из них.

Читайте также:  Как измерить водородный показатель организма дома

4 – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет. Старайтесь прибегать к нему как можно реже;

3 – возможно нет, более не согласен, чем согласен. Используйте этот ответ, если данное утверждение иногда, каким-то образом не верно для вас. Этот ответ, также для утверждений, состоящих из нескольких частей, если вы не согласны с одной из них.

2 – нет, не согласен. Используйте этот ответ, если данное утверждение совершенно верно для вас в большинстве случаев.

1 – безусловно нет, полностью не согласен. Используйте этот ответ, если данное утверждение совершенно ложно для вас.

Источник

Оценка самоактуализации по А.Маслоу.

Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка “Опросчика личностной ориентации” (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросчик самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует.

РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал.

  • первая, основная шкала измеряет то, в как степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода — зависимость, потребность в одобрении и приятии)
  • вторая основная шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.
  • 10 дополнительных субшкал предназначены для измерения важных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональная реактивность, спонтанность, забота о своих интересах, самоприятие, приятие агрессии, способность к близким отношениям.
  • POI так же имеет встроенную шкалу определения лжи.

Многочисленные исследования позволяют считать валидность POI доказанной.

Единственным серьезным ограничением для использования РОI , имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длинна. Джоунз и Крендалл (Jones, Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала, состоящая из 15 пунктов:

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций

2. Я чувствую, что делать то, чего ждут от меня другие (N)

3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять

4. Я могу сердиться на тех, кого люблю

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю(N)

6. Я не принимаю свои слабости (N)

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять

8. Я боюсь неудач (N)

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N)

10. Лучше быть самим собой, чем популярным

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)

12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к не желательным последствиям

13. Я не обязан помогать другим (N)

14. Я устал от неадекватности (N)

15. Меня любят, потому что я люблю.

Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу: 1- не согласен, 2- не согласен отчасти, 3- согласен отчасти, 4- согласен. Значок (N) , следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1=4,2=3,3=2,4=1).Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунз и Крэндалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = +0,67) и с измеренными величинами самоуважения и “рационального поведения и убеждений”. Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов “Социальной желательности”. Так же было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.

Характеристики самоактуализирующихся людей:

1. Более эффективное восприятие реальности;

2. Приятие себя, других и природы (принять себя такими, какими они есть);

3. Непосредственность, простота и естественность;

4. Центрированность на проблеме;

5. Независимость: потребность в уединении;

6. Автономия: независимость от культуры и окружения;

7. Свежесть восприятия;

8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия);

9. Общественный интерес;

10. Глубокие межличностные отношения;

11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений);

12. Разграничение средств и целей;

13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);

14. Креативность (способность к творчеству);

15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).

Самоактуализация — процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать.

Самоактулизирующиеся люди — люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Самоактуализационный тест САТ

Результат теста

низкие значения ⇒ псих. норма ⇒ самоактуализация ⇒ псевдосамоактуализация

нормы авторов адаптации (n=100)

Профильный лист

  • Расчеты ▾

    Шкала Сырой балл M SD Т-Балл
    I Поддержка (I) 50 46.51 7.94 54
    Tc Ориентация во времени (Tc) 8 8.44 3.13 48
    Sav Ценностная ориентация (Sav) 9 11.78 2.83 40
    Ex Гибкость поведения (Ex) 15 13.33 3.33 55
    Fr Сензитивность к себе (Fr) 8 6.49 2.24 57
    S Спонтанность (S) 6 6.90 2.38 46
    Sr Самоуважение (Sr) 8 7.41 2.94 52
    Sa Самопринятие (Sa) 11 10.00 3.21 53
    Nc Представления о природе человека (Nc) 4 5.00 1.72 44
    Sy Синергия (Sy) 4 4.00 1.25 50
    A Принятие агрессии (A) 6 7.90 2.45 42
    C Контактность (C) 13 9.72 2.78 62
    Cog Познавательные потребности (Cog) 6 6.77 1.79 46
    Cr Креативность (Cr) 7 6.50 2.50 52

    (*) Значения M и SD рассчитаны приблизительно по профильному бланку и могут отличаться от авторских.

    Содержательная интерпретация

    Чем выше балл по шкале, тем сильнее у вас выражена та или иная особенность личности, являющаяся компонентом самоактуализации. При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Однако, и результаты использования POI, и общетеоретические соображения позволяют с уверенностью утверждать, что показатели CAT у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать». Предельное значение параметров CAT – 80 Т-баллов и более (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией») – свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете. По данным Шострома, тестовые оценки людей с действительно высоким уровнем самоактуализации расположены в районе 60 Т-баллов. Практика использования CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» у него близок к POI (55–70 Т-баллов). Шкальные оценки в 40–45 Т-баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45–55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.

    Читайте также:  Измерение потерь оптическим тестером

    Шкала поддержки (I) измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности.

    Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

    Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

    Шкала Компетентности во времени (Тс).

    Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

    Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

    В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

    1. Шкала Ценностных ориентации (Sav) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

    2. Шкала Гибкости поведения (Ех) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

    Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

    3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

    4. Шкала Спонтанности (S) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

    Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.

    5. Шкала Самоуважения (Sr) (диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

    6. Шкала Самопринятия (Sa) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

    Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

    7. Шкала Представлений о природе человека (Nc). Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т. д. антагонистическими и непреодолимыми.

    8. Шкала Синергии (Sy) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

    Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

    9. Шкала Принятия агрессии (A). Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

    10. Шкала Контактности (C) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

    Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.

    11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

    12. Шкала Креативности (Cr) характеризует выраженность творческой направленности личности.

    Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

    Источник