Меню

Критерии сравнения руководитель лидер



Понятия, сходства и различия между лидерством и руководством

Понятие и особенности лидерства

Лидерство – это достаточно многогранное значение. В основном, под этим понятием принято понимать статус человека в коллективе, который не только выделяет его среди остальных, но и еще дает возможность управлять другими и мотивировать к действию. Если смотреть на этом понятие не в широком смысле его понимания, то лидерство обозначается как процесс, в ходе которого человек объединяет и направляет свою команду, благодаря своему авторитету, это может проявляться в такой сфере как менеджмент.

Существуют подтипы лидерства, которые можно наблюдать в специализированных организация, фирмах и т.д. Рассмотрим их ниже.

  • Деловая сфера (формальное лидерство)
  • Сфера отношений (неформальное лидерство)

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Роли и первого, и второго типа одинаково важны.
Для первого подтипа характерно его положение и должность в предприятии. Неформальное характеризуется лишь взаимодействием отдельных индивидов, их межличностные отношения в команде.

Сущность, цели и задачи руководства

Что означает слово «руководство»? В общем смысле это управление над действиями человека или группы людей для достижения определенной цели. В сфере менеджмента это тот же процесс действий коллектива для качественного выполнения высокопоставленных задач. То есть, провоцирует членов коллектива к выполнению целей способом воздействия на их потребности.

Если обобщить, то руководство проходит параллельно с менеджментом и управлением. Отличается оно лишь тем, что имеет официальный характер.

Руководителя можно вычислить по следующим характеристикам:

  • должен всегда быть внимательным и нести ответственность за себя, свою команду и общие действия;
  • наличие коллектива и власти над ним;
  • возможно управлять и исполнять другие функции по наделенным свыше правам и полномочиям;
  • ответственность за собственные решения в реализации определенных задач и решении проблем.

Функции данной деятельности равны сфере менеджмента. Среди них можно выделить:

  • организация работы
  • объединение коллектива
  • планирование и контроль за выполнением заданий
  • мотивация.

Взаимосвязь, сходства и различия между лидерством и руководством

В управлении персоналом лидерство играет одну из ключевых ролей. Оно проникает во всю систему менеджмента любой организации.

Но, несмотря на это, не все эффективные лидеры являются хорошими руководителями компаний. Ниже приведем разницу между обычным лидером и руководителем.

  • Лидер:
  • регулирует межличностные отношения в команде
  • относится в основном к малой группе
  • формируется стихийно
  • находится в нестабильном положении, и зависит от настроения группы
  • нет санкций и штрафов
  • осуществляет более непосредственные взаимоотношения в коллективе
  • сфера деятельности – небольшой коллектив
  • следит за официальным общение в коллективе
  • относится к системе общественных отношений
  • назначается на должность
  • есть санкции
  • процесс формулировки решений тяжелый
  • сфера деятельности – социум

К отличиям данных двух форм можно также привести следующие концепции:

  • лидерство, по сравнению с управлением не существует как официальное явление в организациях и других учреждениях;
  • лидеры и руководители имеют разные направления и разные функции в своей деятельности;
  • в лидерстве есть последователи, чего в руководстве заранее не предпринято;
  • данные два термина не считаются одним и тем же.

Лидеры имеют место быть в любой социальной группе, независимо от статуса или других показателей, а вот руководители функционируют лишь в специализированных организациях с большим коллективом. И в основном такие учреждения постоянные, примером могут быть различные компании, банки, учебные заведения и т.д.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Тоже касается и назначения лидеров и руководителей, данные действия полностью отличаются друг от друга. Лидер – человек, который выделяется, и которого выдвигает сама группа, руководитель – должность, назначаемая людьми «сверху».

Руководитель должен быть в компании, поэтому его роль слегка навязчива, но признана намерено. Лидер – избирается путем признания общества, а не по воле учреждения, поэтому играет неформальную роль.

Лидерство – неформально, но несет в себе большой смысл и о многом говорит. В первую очередь о том, что человек, являющийся лидером – авторитет для остальных, ему хочется подражать и следовать, его действия не ограничены и не подвергаются санкциям. На руководителя, чье лицо является должностным, возлагаются функции и официальное клеймо.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Читайте также:  Форд мондео 4 сравнение с рестайлингом

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Источник

Реферат: Руководство и лидерство сравнительный анализ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет гуманитарного образования и управления

по дисциплине «Психология управления»

по теме: « Руководство и лидерство: сравнительный анализ »

студента группы 308116

Куриленко Георгия Сергеевича

Преподаватель: Усов Леонид Михайлович.

На каждой ступени власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды власти, и везде есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие («лидер» — ведущий или идущий впереди). Но все ли руководители — лидеры? Иначе говоря, кого из них и почему можно так назвать? Не проще ли обойтись привычным понятием «начальник или руководитель», прежде очень распространенным? Найти ответы на данные вопросы – вот основная цель данной работы.

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 — 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе. Начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

— наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

— низким уровнем профессионализма некоторых современных

руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Так или иначе, понятия «лидерство» и «руководство» имеют принципиально разные социальные, политические и, естественно, психологические значения.

В данной работе мы постараемся определить, почему лидерству уделяется такое большое внимание, в чем состоит отличие лидера от руководителя, как человек становится лидером, но сначала опишем основные концепции лидерства и выявим, какими качествами лидер должен обладать.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от остальных главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. При характеристике динамических процессов в группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа формируется, кто берет на себя функции ее организации.

Таким образом, проблема лидерства и руководства является ключевой для достижения организационной эффективности. Для того чтобы сравнить явления лидерства и руководства нам, в первую очередь, необходимо определить, что понимается под содержанием этих понятий.

В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Руководитель — это лицо, наделенное правами и полномочиями по управлению коллективом и отвечающее за результаты его деятельности.

Лидерство — это проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером?

В теории управления существуют традиционные и современные концепции лидерства. К традиционным относятся три концепции: личностная, поведенческая и ситуационная.

Согласно личностной концепции, лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества:

— уверенность в себе,

— острый и гибкий ум,

Поведенческая концепция лидерства опирается на активные практические действия, которые предпринимает ведущий в рамках управления поведением ведомых. Среди таких действий – распределение обязанностей, требования к подчиненным, поощрение или критика, координация и т.д.

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами и способностями, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. Именно специфика ситуации определяет лидера. После изменения ситуации такой лидер обычно слагает с себя полномочия ведущего.

Современные концепции лидерства являются попытками связать воедино как элементы традиционных подходов, так и новые находки. Современных концепций также три: атрибутивная, харизматическая и преобразующая.

Концепция атрибутивного лидерства базируется на причинно-следственных связях между тем, что произошло, и тем, что считается причиной произошедшего. Эту связь объясняет теория атрибуции. По факту следствия выдвигается причина, которая затем корректируется с целью получения нового следствия. Лидер субъективно устанавливает причины событий, приписывает ведомым определенные качества, дает им оценки. На основании этого лидер корректирует и свое поведение., и задания для ведомых. В случаях правильной установки причинно-следственной связи атрибутивное лидерство оказывается весьма эффективным. Однако возможны и неадекватные атрибуты, ошибочные оценки со стороны лидера. В этом случае атрибутивное лидерство будет не только неэффективным, но и может нанести большой урон ведомым.

Концепция харизматического лидерства опирается на понятие «харизма». Это понятие означает особую природную способность человека воздействовать на других людей, убеждать их, вести за собой. Харизматический лидер обладает влиянием, основанным не на логике и рассудительности, а на вере и эмоциях ведомых. Последние убеждены в том, что лидер всегда прав, он обладает недоступным для остальных знанием, исключительными качествами.

Концепция преобразующего (реформирующего) лидерства строится на способности лидера переводить новое видение проблем в действие. Лидер выстраивает алгоритм деятельности, разъясняет, вызывает энтузиазм у ведомых, ставит перед ними новые задачи. Ведомые рассчитывают на знание и мастерство ведущего (лидера). Такое лидерство эффективно в условиях инновационной (обновляющей) деятельности. Эотношение ведомых к лидеру в каждой из этих концепций можно образно выразить так:

в атрибутивной – «признаю – подчиняюсь»;

в харизматической – «люблю – обожаю»;

в преобразующей – «уважаю – рассчитываю».

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Несмотря на то, что слова лидер и лидерство являются синонимами слов руководитель и руководство эти явления имеют принципиально разные социальные, политические и психологические значения. Попробуем определить эти различия.

1) Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху».

Иными словами, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же — вектором противоположного направления.

2) считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;

3) руководитель (менеджер) строит свое взаимодействие с подчиненными на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому.

4) менеджеры занимают пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидер, наоборот, сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношений людей к делу.

5) менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

6) лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным;

7) по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;

8) руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

9) сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система;

10) процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;

11) В отличие от руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».

Кроме того, лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. Лидеры постоянно разрабатывают новые и неоднозначные решения проблемы. А самое главное, после того как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.

Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена в социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании предприятия ее нет.

Основные различия между лидером и руководителем представим в виде таблицы 1.

Таблица 1. Отличия менеджера от лидера

Название: Руководство и лидерство сравнительный анализ
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 06:52:34 28 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 964 Комментариев: 15 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Итак, мы определили, что руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой — в системе отношений неформальных, неофициальных.

Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) — по неофициальным.

В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.

И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

Соединение руководства и лидерства реализуется по двум направлениям. Во-первых, руководитель должен стремиться к тому, чтобы стать лидером. Он обязан уметь завоевывать авторитет среди своих подчиненных, в управлении ему необходимо использовать как официальную власть, так и личное влияние. Во-вторых, необходимо конструктивное сотрудничество, а лучше дружба между руководителем и неформальными лидерами в коллективе.

Следует подчеркнуть, что оба направления не являются альтернативными. Наоборот, они дополняют друг друга.

Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятия лидера от менеджера достаточно велико. Лидер не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных: чего нельзя сказать о менеджменте.

На сегодняшний день проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства, выделено три традиционные и три современные концепции лидерства.

Мы выяснили, что лидерство – это влияние людей, обладающих личным авторитетом, независимо от наличия либо отсутствия у них официальных властных полномочий.

Сегодня активно изучается разница между менеджером и лидером. Первый управляет с помощью официальных полномочий, второй влияет на людей своим личным авторитетом.

При рассмотрении разницы между руководителем и лидером невольно напрашивается мысль о желательности их соединения в одном лице. Тогда можно использовать преимущества и того, и другого. Именно к этому должен стремиться каждый руководитель.

1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» — 2001 г.

2. Володько В.Ф. основы менеджмента, Мн. – 2008

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн: БГЭУ, 1996

4. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М. – 1999.

Источник