Меню

Метод сравнения аналогов расчет



Метод сравнения аналогов расчет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении основных принципов и порядка при установлении тарифов в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат» (подготовлен Минэкономразвития России 25.09.2019)

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные принципы и порядок применения при установлении тарифов в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат (далее — Основные принципы и порядок).

2. Минэкономразвития России совместно с ФАС России в срок до 1 сентября 2020 года разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект методических указаний по порядку применения метода сравнения аналогов (эталонных расходов) в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

3. ФАС России и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обеспечить переход субъектов Российской Федерации на метод сравнения аналогов с использованием эталонных значений в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в соответствии с приложениями N1 и 2 к Основным принципам и порядкам.

4. Определить, что в субъектах Российской Федерации, указанных в приложении N 3 к Основным принципам и порядкам, переход на метод сравнения аналогов при установлении тарифов в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения будет осуществлен в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от «__»_______2019 г. N ____

Основные принципы и порядок применения при установлении тарифов в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат

I. Общие положения, термины и определения

1. Настоящий документ разработан в целях обеспечения в течение 2021 — 2023 годов перехода на установление тарифов на услуги в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения преимущественно на основе метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат, и содержит основные принципы, порядок и региональные особенности применения метода сравнения аналогов в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

2. В настоящем документе используются следующие понятия и определения:

«базовый уровень операционных расходов» — уровень операционных расходов, сформированный на основе анализа юридически значимой регуляторной отчетности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, используемый для определения эталонного уровня расходов в процессе сравнительного анализа;

«база сравнения» — совокупность регулируемых организаций с соответствующими показателями базового уровня операционных расходов, принимающих участие в сравнительном анализе в рамках однородной группы организаций;

«индекс эффективности операционных расходов» — показатель, характеризующий динамику изменения уровня операционных расходов, позволяющий обеспечить поэтапное доведение операционных расходов, учитываемых при формировании тарифов до эталонного уровня в течение долгосрочного периода регулирования (периода регулирования продолжительностью не менее 5 лет);

«метод сравнения аналогов» — метод государственного регулирования цен (тарифов), основанный на сравнительном анализе операционных расходов групп регулируемых субъектов, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых технических, технологических, экономических, природно-климатических и иных объективных условиях;

«операционные расходы» — расходы регулируемых субъектов, связанные с непосредственным обеспечением их текущей деятельности по производству (реализации) товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам), за исключением амортизации основных средств, расходов на капитальный ремонт, расходов на обслуживание заемных средств, расходов на аренду, лизинговых платежей, инвестиционных расходов и иных расходов, относимых на прибыль до налогообложения, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

«однородные группы регулируемых организаций» — группы организаций, осуществляющих аналогичный вид регулируемой деятельности в сопоставимых объективных условиях;

«объективные условия осуществления регулируемой деятельности» — совокупность постоянно действующих природно-климатических, институциональных, технико-экономических факторов и физических характеристик располагаемой инфраструктуры, определяющих базовый уровень операционных расходов регулируемых организаций и имеющих как качественные признаки, так и количественно измеримые параметры;

«расчетная модель в системе ЕИАС» — совокупность математических алгоритмов, программных приложений и информационно-аналитических ресурсов, развернутых на технической базе системы ЕИАС, предназначенная для сравнительного анализа показателей операционных расходов и показателей состояния и использования инфраструктуры в рамках метода сравнения аналогов;

«федеральная государственная информационная система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования» (далее — система «ЕИАС») — единая государственная информационная система, с использованием которой обеспечивается реализация государственных функций, в том числе информатизация управленческих процессов государственного регулирования цен (тарифов), мониторинга регулируемых цен (тарифов) и государственного контроля (надзора) за их установлением, изменением, применением, отменой, обеспечивается раскрытие информации органами регулирования, регулируемыми субъектами и иными лицами, а также иных государственных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

«сопоставимые условия» — объективные условия осуществления регулируемой деятельности, имеющие равные или близкие значения качественных признаков и количественных параметров;

«сравнительный анализ операционных расходов (бенчмаркинг)» — расчетно-аналитическая процедура, осуществляемая федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования (цен) тарифов с использованием расчетных моделей в системе ЕИАС, заключающаяся в сопоставлении базового уровня операционных расходов организаций внутри однородных групп в целях определения эталонного уровня операционных расходов;

«удельные показатели операционных расходов» — показатели, характеризующие объем операционных расходов на единицу физического объема реализуемого товара (работы, услуги);

«эталонный уровень операционных расходов» — значение операционных расходов внутри однородной группы регулируемых организаций, определенное по результатам сравнительного анализа с применением одной из расчетных моделей метода сравнения аналогов, которое может быть общим для однородной группы либо индивидуальным для каждой организации в зависимости от применяемой расчетной модели;

Читайте также:  Системный анализ сравнение подход

«юридически значимая регуляторная электронная отчетность» — совокупность данных, в том числе учтенных при тарифном регулировании об операционных расходах, технико-экономических показателях, характеризующих масштаб и физическое состояние располагаемой инфраструктуры, представляемых регулируемой организацией (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)) в соответствии с установленными формами и сроками по каналам системы ЕИАС федеральному органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), удостоверенная электронной цифровой подписью руководителя регулируемой организации либо уполномоченного им лица с надлежаще подтвержденными полномочиями.

II. Принципы и основные положения метода сравнения аналогов

3. Метод сравнения аналогов основывается на следующих принципах:

1) экономическая обоснованность включаемых в состав регулируемых цен (тарифов) операционных расходов регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях;

2) обеспечение сопоставимости показателей, характеризующих объективные условия осуществления регулируемой деятельности различными организациями;

3) соответствие операционных расходов регулируемых организаций объективным условиям осуществляемой ими регулируемой деятельности;

4) всеобщность и универсальность сравнительного анализа операционных расходов регулируемых организаций;

5) обеспечение достоверности исходной информации, а также объективности и публичности вычислительных алгоритмов сравнительного анализа операционных расходов регулируемых организаций.

4. В рамках метода сравнения аналогов экономическая обоснованность включаемых в тарифы операционных расходов регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях (в однородных группах), обеспечивается на основе проведения сравнительного анализа базового уровня операционных расходов всех организаций в рамках однородной группы и определения эталонного уровня операционных расходов для группы или для каждой организации.

5. Базовый уровень операционных расходов регулируемой организации по каждому осуществляемому виду регулируемой деятельности определяется объективными условиями осуществления данного регулируемого вида деятельности.

6. Рассчитанные значения эталонного уровня операционных расходов носят универсальный и обязательный (нормативный) характер для всех сопоставимых по объективным условиям регулируемых организаций, независимо от заявленного конкретной организацией, включенной в базу сравнения, индивидуального размера базового уровня операционных расходов и ее веса в общем объеме услуг в рамках однородной группы организаций.

7. Применяемые органами регулирования расчетные модели и алгоритмы должны обеспечивать пошаговое подтверждение соответствия получаемых результатов (эталонного уровня операционных расходов) заложенным исходным данным: технико-экономическим параметрам, характеризующим влияние объективных факторов, и показателям базового уровня операционных расходов.

8. Сравнительный анализ операционных расходов проводится по всем организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, подключенным к системе ЕИАС.

III. Регулируемые виды деятельности и однородные группы

9. В целях применения метода сравнения аналогов регулируемые организации группируются по следующим регулируемым видам деятельности, которые служат исходными (основными) качественными признаками выделения однородных групп организаций:

1) в сфере холодного водоснабжения:

а) холодное водоснабжение, в том числе подъем и очистка воды;

б) транспортировка воды, включая распределение воды;

2) в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения:

а) горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;

б) транспортировка горячей воды

3) в сфере водоотведения:

а) водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;

б) прием и транспортировка сточных вод;

4) в сфере теплоснабжения:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) передача тепловой энергии и теплоносителя.

10. Обязательному применению при формировании однородных групп подлежат следующие характеристики:

1) виды используемого топлива — в теплоснабжении;

2) применяемые технологии подготовки и очистки воды — в водоснабжении;

3) применяемые технологии очистки сточных вод — в водоотведении.

11. В зависимости от применяемой расчетной модели метода сравнения аналогов в формировании однородных групп учитываются количественные факторы (технико-экономические параметры), характеризующие масштабы и уровень использования располагаемой инфраструктуры, значения которых задаются интервально.

12. Перечень технико-экономических параметров регулируемых организаций, характеризующих масштабы и физическое состояние объектов и систем коммунальной и энергетической инфраструктуры в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой.

13. Формирование однородных групп на основе комбинации значений качественных признаков осуществляется в соответствии методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее — Методические указания).

Методические указания должны содержать в том числе алгоритм статистического анализа исходных данных, представленных регулируемыми организациями, для отбора технико-экономических параметров, оказывающих определяющее влияние на базовый уровень операционных расходов по каждому регулируемому виду деятельности (значимые факторы) из исходного перечня параметров, указанного в пункте 12 настоящего документа, с учетом критерия достаточности (предельного числа) отбора значимых факторов:

если N отобранных факторов в порядке убывания значимости статистически объясняют 95% вариации базового уровня операционных расходов внутри данной однородной группы, то включение дополнительных (N+) факторов не требуется.

14. Сравнительный анализ влияния объективных количественных технологических факторов, влияющих на базовый уровень операционных расходов регулируемых организаций, осуществляется внутри однородных групп, сформированных по качественным признакам в порядке, установленном Методическими указаниями.

Читайте также:  Авианосец адмирал кузнецов сравнение с американскими авианосцами

IV. Базовый уровень операционных расходов

15. Детализированный перечень операционных расходов, формирующих базовый уровень операционных расходов, определяется единым классификатором расходов по регулируемым видам деятельности, состав и порядок формирования которого утверждается Федеральной антимонопольной службой (далее — единый классификатор). Виды и статьи расходов, не включенные в единый классификатор, в сравнительном анализе не учитываются.

16. В состав операционных расходов не включается амортизация, а также расходы, увеличивающие балансовую стоимость основных средств в соответствии с пунктами 13 и 14 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 217н.

17. Базовый уровень операционных расходов, определяемый как сумма операционных расходов по всем статьям, учитываемым единым классификатором, является основным экономическим показателем регулируемой организации, используемым в методе сравнения аналогов. Сравнительный анализ организаций осуществляется по однородным группам путем определения для каждой организации соотношения значения базового уровня операционных расходов по каждому осуществляемому организацией регулируемому виду деятельности и значений совокупности технико-экономических показателей, характеризующих объективные условия (факторы) осуществления данного регулируемого вида деятельности.

18. Базовый уровень операционных расходов (БазОРЕХ) рассчитывается федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) с использованием системы ЕИАС на основе представляемых регулируемыми организациями фактических данных о технико-экономических параметрах, характеризующих масштабы и физическое состояние инфраструктуры регулируемых организаций, а также на основе информации о тарифных решениях (плановых данных) об объемах полезного отпуска и понесенных затратах за 3-летний отчетный период, предшествующий первому долгосрочному периоду регулирования по методу сравнения аналогов.

V. Порядок применения метода сравнения аналогов при установлении долгосрочных тарифов

19. Основным содержанием метода сравнения аналогов является расчет эталонного уровня операционных расходов, характерного для определенного сочетания значений отобранных количественных факторов (технико-экономических параметров), задаваемых либо интервально (со ступенчатым изменением значений факторных показателей), либо непрерывно (с непрерывным изменением факторных показателей на всем множестве возможных значений). Способ задания значений факторных показателей для расчета эталонных уровней операционных расходов определяется решением Правительства Российской Федерации.

В зависимости от способа задания значений факторных показателей для расчета эталонных уровней операционных расходов по однородным группам применяются два основных варианта алгоритмической реализации метода сравнения аналогов:

1) расчетная модель на основе интервального среднего — в случае интервального задания значений факторных показателей;

2) расчетная модель на основе факторной эконометрической производственной функции — в случае непрерывного задания факторных показателей на всем множестве возможных значений.

20. Расчетная модель на основе интервального среднего определяет эталонный уровень операционных расходов для однородной группы организаций, включенных в соответствующий интервал значений факторного показателя, как среднее арифметическое удельных показателей базового уровня операционных расходов всех организаций, включенных в данную однородную группу (в данный интервал значений фактора).

21. Расчетная модель на основе факторной эконометрической производственной функции использует объемные значения результирующего показателя (эталонного уровня операционных расходов) и факторных показателей (технико-экономических параметров).

Определение эталонных уровней операционных расходов индивидуально для каждой организации, включенной в данную однородную группу, сформированную по качественным признакам, осуществляется в 4 этапа:

1) построение исходной производственной функции, описывающей зависимость эталонного уровня операционных расходов внутри однородной группы от выбранных N факторных показателей ( ):

— свободный коэффициент производственной функции, характеризующий степень влияния прочих, не учтенных факторов;

— факторы производственной функции;

— показатель, отражающий степень влияния фактора;

ЭтОРЕХ — эталонный уровень операционных расходов, выраженный в объемных единицах измерения;

2) параметризация построенной функции (расчет коэффициентов , ) с использованием прямого и обратного логарифмического преобразования исходных данных и стандартного пакета множественного регрессионного анализа, реализованного в системе ЕИАС либо автономно;

3) расчет значений для каждой i-ой организации данной однородной группы по индивидуальному сочетанию значений факторов, представленных организацией для сравнительного анализа и определения эталонных значений операционных расходов:

4) расчет удельных значений эталонного уровня операционных расходов ( ) на основе полученных объемных значений эталонного уровня расходов ( ) и базовых объемов оказания услуг ( ) в целях установления операционных расходов для формирования долгосрочных тарифов i-ой организации:

5) расчет удельных значений базового уровня операционных расходов ( ) на основе базовых объемов оказания услуг ( ) для целей определения индекса эффективности операционных расходов:

22. Федеральный орган исполнительный власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждает для каждой однородной группы на долгосрочный период регулирования (продолжительностью Т лет) эталонные уровни операционных расходов, рассчитанные в соответствии с пунктами 19-21 настоящего постановления, в виде значения или формулы.

23. На основе верифицированных в установленном настоящим документом порядке показателей базовых уровней операционных расходов и объемов оказанных услуг федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждает базовые уровни операционных расходов регулируемых организаций в объемном и удельном выражении.

24. Если отклонение базового уровня операционных расходов регулируемой организации не превышает 5 процентов (независимо в большую или меньшую сторону) от величины эталонного уровня операционных расходов, то для такой регулируемой организации базовый уровень операционных расходов утверждается как эталонный.

25. Для регулируемых организаций в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, указанных в пункте 24 настоящего документа, региональный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) рассчитывает и утверждает уровень операционных расходов на каждый год t долгосрочного периода регулирования ( ) путем индексации базового уровня операционных расходов на целевой индекс потребительских цен ( :

26. В случаях, когда базовый уровень операционных расходов регулируемой организации превышает эталонный уровень операционных расходов более чем на 5 процентов, то для таких регулируемых организаций в целях доведения их операционных расходов до эталонного уровня, региональным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждается на каждый год долгосрочного периода регулирования индекс эффективности операционных расходов ( ), который рассчитывается по следующей формуле:

Читайте также:  Geforce gt 545 сравнить

27. Для регулируемых организаций, указанных в пункте 26 настоящего постановления, региональный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждает на каждый год долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов ( , рассчитанный по следующей формуле:

28. Если базовый уровень операционных расходов регулируемой организации ниже эталонного уровня более чем на 5 процентов, то для таких регулируемых организаций в целях доведения их операционных расходов до эталонного уровня, региональным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждается на каждый год долгосрочного периода регулирования индекс эффективности операционных расходов ( ), который рассчитывается по следующей формуле:

29. Для регулируемых организаций, указанных в пункте 28 настоящего постановления, региональный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждает на каждый год долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов ( , рассчитанный по следующей формуле:

30. При установлении долгосрочных тарифов на основе метода сравнения аналогов для регулируемых организаций в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения объем инвестиционных расходов определяется в тарифах региональными органами регулирования в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

VI. Требования к информационному обеспечению и ответственность за недостоверную информацию

31. Данные о значениях технологических показателей и размерах операционных расходов организаций представляются регулируемыми организациями через систему ЕИАС. Порядок представления, хранения и использования данных, а также подтверждения их юридической значимости определяется регламентом использования системы ЕИАС, утверждаемым Федеральной антимонопольной службой.

32. В системе ЕИАС должен быть реализован программно-аппаратный механизм прямого представления регуляторной отчетности организациями в хранилище системы с верификацией и удостоверением юридической значимости исходной информации.

33. Требование о раздельном учете расходов и подаче информации по каждому осуществляемому организацией регулируемому виду деятельности должно соблюдаться независимо от наличия раздельной тарификации по каждому виду деятельности.

В случае осуществления регулируемой организации нескольких видов регулируемой деятельности и (или) предоставления услуг в нескольких технологически несвязанных зонах теплоснабжения, то есть, по существу, для разных территориально обособленных совокупностей потребителей, базовый и эталонный уровень операционных расходов для таких организаций определяется индивидуально по каждому виду деятельности и зоне теплоснабжения.

Приложение № 1
к Основным принципам и порядку

Субъекты Российской Федерации, переход на метод сравнения аналогов которых осуществляется с 1 января 2021 года
1. Астраханская область
2. Белгородская область
3. Брянская область
4. Владимирская область
5. Волгоградская область
6. Вологодская область
7. Воронежская область
8. Ивановская область
9. Калининградская область
10. Калужская область
11. Кемеровская область — Кузбасс
12. Кировская область
13. Костромская область
14. Краснодарский край
15. Курганская область
16. Курская область
17. Ленинградская область
18. Липецкая область
19. Московская область
20. Нижегородская область
21. Новгородская область
22. Новосибирская область
23. Омская область
24. Оренбургская область
25. Орловская область
26. Пензенская область
27. Пермский край
28. Псковская область
29. Республика Башкортостан
30. Республика Марий Эл
31. Республика Мордовия
32. Республика Татарстан
33. Ростовская область
34. Рязанская область
35. Самарская область
36. Саратовская область
37. Свердловская область
38. Смоленская область
39. Ставропольский край
40. Тамбовская область
41. Тверская область
42. Томская область
43. Тульская область
44. Тюменская область (без автономных округов)
45. Удмуртская республика
46. Ульяновская область
47. Челябинская область
48. Чувашская республика — Чувашия
49. Ярославская область

Приложение № 2
к Основным принципам и порядку

Субъекты Российской Федерации, переход на метод сравнения аналогов которых осуществляется с 1 января 2022 года
1. Алтайский край
2. Амурская область
3. Еврейская автономная область
4. Забайкальский край
5. Иркутская область
6. Кабардино-Балкарская Республика
7. Карачаево-Черкесская Республика
8. Приморский край
9. Республика Адыгея
10. Республика Алтай
11. Республика Бурятия
12. Республика Дагестан
13. Республика Калмыкия
14. Республика Карелия
15. Республика Северная Осетия — Алания
16. Республика Тыва
17. Республика Хакасия
18. Республика Ингушетия
19. Хабаровский край
20. Чеченская Республика

Приложение № 3
к Основным принципам и порядку

Субъекты Российской Федерации, переход на метод сравнения аналогов которых осуществляется на основе отдельных решений Правительства Российской Федерации (начиная с 2023 года)
1. Архангельская область
2. г. Москва
3. г. Санкт-Петербург
4. г. Севастополь
5. Камчатский край
6. Красноярский край
7. Магаданская область
8. Мурманская область
9. Ненецкий автономный округ
10. Республика Коми
11. Республика Крым
12. Республика Саха (Якутия)
13. Сахалинская область
14. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
15. Чукотский автономный округ
16. Ямало-Ненецкий автономный округ

Обзор документа

Правительство России разработало основные принципы и порядок применения метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат при установлении тарифов в сферах тепло- и водоснабжения, водоотведения. Переход на установление тарифов по такому методу планируется в течение 2021-2023 гг.

Основным содержанием метода является расчет эталонного уровня операционных расходов. Он характерен для сочетания значений отобранных количественных факторов, задаваемых либо интервально, либо непрерывно. Способ задания значений факторных показателей для расчета эталонных уровней определяется Правительством России.

Планируется определить регулируемые виды деятельности, варианты алгоритмической реализации метода, требования к информационному обеспечению и ответственность за недостоверную информацию, а также региональные особенности применения метода.

Источник