Методика обучения измерению величины при помощи условной мерки

Метод обучения измерен. величин с помощью условной мерки.

Измерительная деятельность вводится в старшей группе. Введение измерит. деят-ти требует: -опыта дифференцированной оцеки детьми длины, ширины, высоты, размера предмета в целом; умение координировать движение руки и глаза, что явл. непременным условием точности при вып-ии измерений; определенного уровня развития счетных умений и кол-х представлений детей, для сочетания измерения и счета; способности к обобщению. В ст. д/в обучение измерению подчинено задаче форм-я более точного восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок. Детей следует учить правилам измерения усл. меркой, научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавая последний ч/з колво мерок, углублять представления о связях и отношениях м/д числами, использовать навыки измерения для деления целого на части, развития глазомера. В д/с дети д. овладеть несколькими видами измерения усл. меркой, к-е выделяются в зависимости от особенностей объекта и мерки. !. Линейное измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек веревок и др. у.м. учатся измерять длину, ширину, высоту разл. предметов. 2 вид – определение объема сыпучих в-в:кружкой стаканом, ложкой и др. емкостями вымеряют кол-во крупы, сахара в пакете, в тарелке и т.д. 3 вид – измерение объема жидкостей – чтобы узнать, сколько стаканов или кружек молока в бидоне, воды в графине, чаю в чайнике и т.д. Упр-я по измерению величины с пом. у.м организ. на занятиях и вне их: в процессе игр, труда, занятий по др. разделам программы. Вначале детям поясняют смысл и значение деятельности, к-й им необходимо овладеть, показывают способы выподнения действий, сообщают сумму правил, к-ми следует руководствоваться. Затем реб. практически овладевает этими способами, получая конкретн. задания по измерению различных объектов. Алгоритм «линейного» измерения.1.Правильно определить точку отсчета – начинать измерение надо с самого начала. 2. Сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на к-е пришелся конец мерки; 3) перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх –ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно); 4) при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть; 5) перемещая мерки, надо не забывать их считать; 6) окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат. Алгоритм измерения объемной меркойжидких и сыпучих в-в включ. требования: соблюдене полноты мерки, сочетание измерения со счетом, отражение способа и результата действий в речи. Показ с объяснением приемов измерения д.б. четким, ясным, немногословны, действия вос-ля должны нах-ся в поле зрения ребенка. Для облегчения задачи вводятся фишки-эквиваленты. Отложив мерку, ребенок одновременно откладывает фишку. Подсчитав их кол-во, дети узнают, сколько мерок получилось при измерении, и тем самым определяют величину измеряемого объекта в точных кол-х показателях. Результаты измерения осмысливаются благодаря вариативным вопросам: Сколько раз уложилась мерка при измерении? Сколько получилось мерок? Скотлько стаканов крупы помешается в миске?. Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (в банке 3 стакана воды). Нужно подвести к пониманию, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же рода с ним. На начальных этапах работы мерка д. укладываться в объекте небольшое и целое число раз (2-3). В процессе выполнения заданий могут возникнуть ошибки, к-е необходимо исправлять. Для того, чтобы не допустить ошибки, нужно до начала измерения дать правильную установку. С целью закрепл. навыков можно давать дом. задания.

23. Специфика организации и мет. проведения процесса мат-го равз. детей…

Процесс формирвания ЭМП осущ-ся под руков. педагога в рез-те систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с кол-ми, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. 1). Наглядный мат-л в гр. д.б. 2х видов: крупный, демонстрационный для показа всей группе и мелкий, раздаточный, для работы детей за столами. 2) оборудование для сам-х игр и занятий; 3). Метод. пособия для воспитателя д/с с примерными конспектами занятий; 4) сборники дид-х игр и упражнений для форм-я кол-х пространственных и временных представлений у детей; 5) учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи. Функции: реализуют принцип наглядности, помогают овладевать способами действий, увеличивают объем самост-й познават-й деят-ти на занятиях, расширяют возможности педагога в решении образ., воспит, развив-х задач. Дид-е средства д. меняться не только с учетом возрастн. особенносте, но и в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного (реальные предметы м.б. заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами). К демонстр. мат. относят: наборное полотно, для каждого реб. карточки с двумя полосками; набор крупных и мелких цифр и наборное полотно для цифр, панно для знакомства с цифрами. Пособия по обучению счету : числовая лесенка, карточки по 5 шт для ребенка, контурное изображение разных предметов, парные картинки с 3мя разновидностями предметов, лото, лото – Посуда, карточки с различными предметами, карточки с нашитыми в ряд пуговицами, набор мелких карточек с цифрами от 1 до 10, наборы фигур. На развитие простр. и временных представлений- наборы г.фиг., набор объемных фигур, пособие на сравнение ширины, глубины. В оборудование для сам-х игр и занятий м. включ: разн. дидакт игры_наст-печ, обучающие, развивающие; заним. матем. мат-л –головоломки, лабиринты и др. Занимат-й мат-й мат-л – геом. конструкторы «Танграм» и др. Пирамидка, Сложи узор, «Найди 2 одинаковые фигуры». Пособия для воспитателя – в к-х раскрывается система работы по ФЭМП – суть – помочь осуществить на прктике предматематическую подготовку детей к школе. Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе. Необходимо комплексно использовать разнообразные дид. средства.

Источник

Измерение длины с помощью условной мерки.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Занятие по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx 137.34 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа Красногорск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад № 50 «Жар-птица»

Конспект занятия по познавательному развитию.

с помощью условной мерки.

Формирование элементарных математических представлений в подготовительной-логопедической группе.

Цель : Познакомить со способом измерения длины с помощью мерки.

— Упражнять в измерении длинны предметов с помощью условной мерки.

— Познакомить с единицами измерения: шаг, пядь, локоть, сажень.

— Закреплять умение прямого и обратного счета от разных чисел;

— Повторить соседей числа;

— Развивать глазомер, зрительную память, внимание;

— Закрепить умение подбирать антонимы-прилагательные;

— Воспитывать умение работать парой, усидчивость, аккуратность.

— полоска-мерка 4 см.

— полоски разноцветные разной длинны

— К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

1. Разминка. Дети стоят около стульчиков.

* прямой счет 1-10

* назови соседей числа 4, 7, 9

* назови последующее число числу 2,9

* назови предыдущее число числу 5,8

После ответа ребенок садится на стул.

— Игра «Назови наоборот». Воспитатель кидает мяч и называет слово. Ребенок кидает педагогу и называет антоним.

Высокий-низкий, далеко-близко, глубоко-мелко, широкий-узкий, толстый-тонкий, тяжелый-легкий, медленный-быстрый

— Мы с вами повторили слова, которые обозначают размер, длину. Т.е. издавна люди все измеряли. И мы сегодня с вами поговорим о том, как измеряли длину. Давайте посмотрим, что люди использовали для ее измерения .

Слайд — Ладонь.(Пядь). Несколько детей измеряют стол с помощью ладони . Сравниваем получившиеся ответы.

— Как же так, стол один, а ответы разные? (разные ладони) Получается не точное измерение.

Слайд — Локоть. Двое ребят измеряют стол с помощью локтя. Сравниваем получившиеся ответы. Делаем вывод о неточности измерений.

Слайд — Шаг. Двое ребят измеряют ковер. Сравниваем получившиеся ответы. Делаем вывод о неточности измерений.

— Посмотрите, как же быть в таком случае? Предмет один, а результаты разные, т.к. у нас с вами разная длинна ладоней, рук, шагов. Что же делать? И люди придумали единую мерку. Метр. (показать). И куда бы мы не приехали, эта мерка именно такая. Но для маленьких предметов он не удобный, тогда решили метр разделить на части – сантиметры. (показать на линейке)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Руками щиколоток коснулись.

И на месте побежали.

Дети садятся за столы.

— Вначале давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика « Строим стенку»

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

— Добрались уже до крыши!

К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья. —

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх!

— Прорубили мы окошко,

— И дверку для кошки,

— И дырочку для мышки:

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка.

Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

— Мы с вами сегодня будем измерять с помощью единой мерки. Посмотрите, у вас на столе стоят тарелочки. В них полоски. Это мерки. Какого цвета мерки? (Черная и цветная)

— Чтобы измерять, нам нужно выбрать единую мерку. Как вы думаете, какого цвета будет единая мерка? Давайте проверим. Для этого нужно положить одну полоску на другую так, чтобы начало полосок совпало, и найти полоску одинаковую по длине у всех. Возьмите каждый одну полоску и найдите одинаковые.

В результате сравнения дети находят единую мерку черного цвета.

— Итак единую мерку нашли. А теперь давайте измерим цветные полоски и узнаем, у кого какой длинны. Для этого мы берем нашу мерку и кладем ее на цветную полоску так, чтобы начало полосок совпало. Там, где заканчивается мерка проводим линию. Затем берем мерку и кладем ее к нашей линии. И опять проводим полоску. И так до конца. Затем считаем, сколько мерок поместилось на нашей полоске. Запоминаем число.

— А теперь давайте расположим наши полоски на доске под нужной цифрой.

— Посмотрите, как расположены наши полоски (от меньшей к большей), т.е. в порядке возрастания.

— Какая полоска самая большая? Самая маленькая? Почему? (потому что мы смогли уложить в ней самое большое (маленькое) количество мерок). Что мы скажем про синюю и зеленую полоски? (они одинаковые) Почему?

— Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Расскажите, что нового вы сегодня узнали? Что научились делать?

Источник

Алгоритмы обучения измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.

Татьяна Тихончик
Алгоритмы обучения измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.

Алгоритмы обучения измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с деятельностью измерения.

Дети учатся измерять линейные величин, объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки:

Знакомиться с правилами измерения условной мерки;

Формировать умение действовать с измеряемой величиной;

Развивать умение давать словестные отчёты о выполнении задания, на этой основе углублять представления о связях и отношениях между числами;

Использовать навыки измерения целого на части, для развития глазомера.

Алгоритм измерения линейных величин

o Начинаем измерять протяженность с самого ее начала, правильно установив точку отсчета.

o У конца мерки сделать отметку (мелом, карандашом) в том месте, на которое пришёлся конец мерки.

o Отложить фишку.

o Прикладывать метку к точно к отметке, обозначающую последнюю отмеренную часть; (измерять длину слева направо, высоту, снизу вверх, измерение вести по прямой, не сдвигать мерку)

o Перемещая мерки надо не забывать их считать

Окончив измерение

oПересчитать фишки и сказать о результатах: что измерено и каков результат.

(Длина стола равна 3 метра. Наша мерка уложена 3 раза).

Алгоритм измерения объемных величин

Наполняем мерку до краёв (когда вещество тогда ровняем его картонкой или пластинкой с краями мерки).

Пересыпаем (переливаем) вещество в другую емкость.

Ставим рядом результата снова пересчитываем фишки, говорим что изрено и каков результат. (Объем банки равен 3 условных мерки. Наша мерка вместилась 3 раза).

«Условные мерки длины или 38 попугаев». Программа познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Условные мерки длины…или 38.

Алгоритмы использования Лего в развитии монологической речи детей дошкольного возраста Алгоритм использования в образовательной деятельности конструктора ЛЕГО, как одного из современных средств развития СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ.

Алгоритмы проектирования образовательных мероприятий по игровой, проблемной и проектной технологиям в соответствии ФГОС до ФГОС ДО предусматривает реализацию содержания программ дошкольного образования через организацию педагогами разных видов детской деятельности.

Измерение с помощью условной мерки Задачи: Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Измерять длину с помощью условной мерки. Материал: миска с рисом (не.

Измерение жидких и сыпучих тел условной меркой Цель: Формирование умения определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки. Задачи: Образовательные: Дать понятие «условная.

Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: «Приемы измерения жидких тел» Программное содержание: Познакомить детей с приемами измерения жидких тел, подвести детей к пониманию зависимости результата измерения от.

Мастер-класс «Наглядное пособие «Гусеница геометрических тел» своими руками» Все занятия по ФЭМП строятся на наглядности. Наглядность способствует лучшему усвоению знаний и установлению связи их с жизнью, с практикой.

«Условные мерки длины… или 38 попугаев». Программа познавательно–исследовательской деятельности старших дошкольников Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Авторский коллектив: Федина Надежда.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Плавание тел. Изготовление кораблика» Совместная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Воспитатель: Гадаборшева Елена Сергеевна. Д/сад.

Конспект занятия «Замерзание жидких веществ» Цель исследования: 1. Определить различия в замерзании различных жидких веществ. 2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

Источник

«Измерение условной меркой»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект занятия по РЭМП, подробное изложение материала — последовательное обучение измерению величины предметов условной меркой. Познакомить детей более подробно с измерением. Измерять длину, ширину, высоту предметов.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_ozn_s_velich._starshaya_gruppa.docx 42.71 КБ

Предварительный просмотр:

6. Последовательность обучения измерению величины предметов условной мерой.

Хайдарова Г.Ф. – воспитатель старшей группы.

Впервые ознакомление с условной мерой вводится в средней группе. Людмила Сергеевна Метлина предлагает ознакомление с условной мерой, как часть ООД. Из-за сложности материала, я предлагаю в средней группе посвятить целую ООД ознакомлению детей с условной мерой.

В старшей группе, проведенную ООД в средней группе необходимо повторить, изменив демонстрационный и раздаточный материалы. Поскольку измерение – новый и достаточно сложный вид математической деятельности, следует в обучении соблюдать определенную поэтапность.

Демонстрационный материал: елочки 3 размеров (h-15, 12, 9 cм) по 5 штук каждая, полоски синего, голубого, оранжевого цвета по 5 штук каждая и разного размера (длина -15, 12, 9 cм, ширина-2,5 см).

Раздаточный материал : по 5 елочек разной высоты (h-10, 9, 8, 7, 6 cм) и пять полосок разного цвета и размера (длина-10, 9, 8, 7, 6 cм)

-На дворе весна. Природа просыпается от сна. Не хотите прогуляться по лесу? (на доске расположены ели разной высоты, закрыты салфеткой.) Закройте глаза, и мы окажемся в лесу. ( Играет музыка )

-Мы оказались в лесу. ( открываю доску )

-Ой, кто это? (Лесовичок).

-Лесовичок принес задания. Первое задание:

-Сколько деревьев в лесу? (много).

-Чем отличаются деревья? (высотой).

-Правильно,одни — высокие, другие — низкие, эти – ниже. (У казкой показываю).

-Второе задание: Дети, он хочет, чтоб в лесу был порядок. Елочки росли рядами, самые низкие, выше елочки, самые высокие, в три ряда. ( Показываю ладонями расположение елок в ряд).

-Дети, а как узнать, какие елочки самые низкие, выше, самые высокие, их так много, глаза разбегаются. (ответы детей).

— Чтобы не ошибиться, быть точным я предлагаю вам использовать условную меру — полоски для измерения высоты елей. ( Выставляю три полоски синего, голубого, оранжевого цветов в возрастающем порядке сверху вниз ).

-Чем отличаются полоски? (длиной)

-Покажи, Аня, самую короткую полоску? (синяя)

-А это полоска какая по длине? (она длиннее, чем синяя полоска).

-Что вы скажите, про оранжевую полоску? (она самая длинная).

-Назови. Радмир, полоски в возрастающем порядке. Самая короткая — это желтая полоска, длиннее– это голубая полоска, самая длинная – красная полоска.

-Три ряда-три меры(показываю). Называем еще раз: . Самая короткая, длиннее, самая длинная .

Считаем вместе ряды по порядку: первый, второй, третий

Итог: Самая короткая, длиннее, самая длинная, полоски расположены в возрастающем порядке.

-Полоска является чем?

-Условной мерой. Повтори, Дима, что это? ( Условная мера ).

Чтобы выполнить задание Лесовичка, нужно измерить высоту елей.

-Дети, посмотрите, как я измеряю высоту елочки, прикладываю условную меру к елочке снизу вверх, совмещаю начало меры с началом елочки. (Показываю измерение)

-Дети, как вы думаете, подходит эта полоска к этой ели? (Беру короткую синюю полоску и прикладываю к самой высокой ели).

-Нет. Почему? ( Потому что она короткая ). А какая же подойдет?

-Давайте измерим голубой полоской. Подходит эта полоска к этой ели? Нет. Почему? ( Потому что она тоже короткая ). Какая же подойдет?

-А оранжевая полоска подошла? (Подошла).

-Что вы скажете о высоте ели и длине полоски ? (они одинаковые)

-Они одинаковые. Значит высота ели равна длине оранжевой полоски. Полоска – условная мера.

-Дети, Лесовичок просит расположить елочки? (рядами, от самой низкой до самой высокой). Раскладываю елочки и полоски на столе.

-Дети, выйдите к столу, используя условную меру, найдите самые низкие ели и разложите их слева направо, в верхний ряд.( 5 детей раскладывают елочки, используя условную меру — синюю полоску) и т.д.

— Напоминаю правило измерения, совмещайте начало меры с началом елочки.

-Дети, проверьте, правильно ли выполнено задание? Одинаковой ли высоты елочки в верхнем ряду?

— Как проверить, Алия? К каждой елочке приставляя снизу вверх синюю полоску – условную меру. Проверяй!

Итог: Задание выполнили, одинаковые ели по высоте, помогла найти самая короткая полоска — условная мера.

— Дети, во втором ряду какие елочки по высоте должны расти? (выше, чем в первом ряду)

-Выходите дети, найдите елочки выше, чем в первом ряду используя условную меру ( 5 детей раскладывают елочки, используя условную меру – синюю полоску) и т.д.

-Одинаковой ли высоты елочки во втором ряду? Справились ли заданием Лесовичка, проверим? (приставляю голубую полоску)

-Во втором ряду какие елочки растут? (елочки выше, чем в первом ряду).

-В третьем ряду какие елочки должны расти? (самые высокие) ( 5 детей раскладывают елочки, используя условную меру –оранжевую полоску)

-Одинаковой ли высоты елочки в нижнем ряду? Проверим какой полоской? (оранжевой).

Сколько всего рядов елочек? Сосчитай, Сюзанна, сверху вниз. (три)

-В первом ряду какие по высоте елочки? (самые низкие)

-Во втором ряду, какие по высоте елочки? (выше, чем в первом)

-В третьем ряду какие по высоте елочки? (самые высокие)

-А по сколько елочек в каждом ряду? Сосчитай Даниэль, самые низкие елочки. (5).

Другой ребенок считает елочки выше и следующий считает самые высокие елочки.

-Что скажите об их равенстве? (Елочек поровну, по пять)

Итог: В каждом ряду по 5 елочек.

-Лесовичок, порядок в лесу, правильно растут ели?

— Витя, назови елочки в возрастающем порядке?

-Расположить ели правильно нам помогла что, дети?

-Правильно, полоска — условная мера. (показываю). Елочки растут рядами.

-Давайте назовем ряды елочек от самой низкой до самой высокой, в возрастающем порядке. Самая низкая, выше, самая высокая (показываю).

Работа с раздаточным материалом:

-Дети, на подносе елочки, сосчитайте их? Сколько их, Марсель?(пять).

-Всего елочек пять. Они одинаковой высоты или разной? (дети определяют на глаз).

-Мы должны разложить пять елочек по порядку, от самой низкой до самой высокой. Нам поможет полоска — условная мера.

-Сколько полосок? (пять).

-Они одинаковой длины или отличаются?

-Найдите самую низкую елочку, используя меру. . Совмещайте начало меры с началом елочки. (напоминаю правило измерения).

Помогла найти самую низкую ель -желтая полоска.

— Найдите ёлочку выше и т.д.

— Найдите елочку еще выше и т.д.

Радмир, назови ёлочки по порядку. (самая низкая, выше, еще выше, еще выше, самая высокая.

Давайте назовем вместе. (самая низкая ёлочка, выше, еще выше, еще выше, самая высокая ёлочка.

На ёлочки положите соответствующие условные меры.

Ильвина, на самую низкую ёлочку положила какую полоску? (желтую)и т.д.

Лесовичок, дети справились с заданием? Молодцы, дети!

Итог: Мы сегодня, используя условную меру, помогли Лесовичку навести порядок в лесу. Разложили елочки в возрастающем порядке от самой низкой до самой высокой.

В старшей группе дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения трех измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин.

Демонстрационный материал : ленты синего, желтого, цветов, ножницы.

— Дети, в прошлой ООД мы с вами измеряли высоту елок чем? (полоской)

-Правильно, полоской, а полоска была чем? (условной мерой).

-Сегодня мы будем учиться измерять и сравнивать длину и ширину стола с помощью условной меры.

-Арсен, покажи нам, пожалуйста, длину стола. Показывает длину слева – направо правой рукой. Правильно ли он показал?

-Витя, покажи нам, пожалуйста, ширину стола. Показывает ширину стола от себя правой рукой.

-Дети, как вы думаете, что длиннее: длина или ширина стола? (Длина).

-Дети, подумайте, как узнать на сколько длина стола длиннее его ширины? (Измерить).

-А чем вы предлагаете измерить длину и ширину стола? (Полоской, линейкой, веревкой, лентой, рулеткой) .

-Я предлагаю измерить длину и ширину стола лентой. Лента будет чем? ( Условной мерой ). Повторите дети.

— При измерении условной мерой необходимо приложить один конец ленты точно к краю стола, протянуть ленту прямо к противоположному его краю слева направо и отрезать конец ленты точно у этого края (показываю).

-Синей лентой мы измерим длину стола, а желтой его ширину, лишние концы ленты отрежем.

-Виолетта и Элеонора, помогите мне измерить длину стола. Виолетта, возьми синюю ленту, приложи конец ленты к концу стола, держи крепко пальцем, а Элеонора протягивай аккуратно ленту по длине стола. Элеонора крепко держи конец ленты, я тебе помогу отрезать её конец.

-Вот что у нас получилось. Что мы измеряли синей лентой? (Длину). Я показываю длину ленты.

-Чему стала равна длина синей ленты? ( прикладываю к длине стола).

Итог : Длина синей ленты равна длине стола. (Прикрепляю к доске). И длина стола равна длине синей ленты.

-Тимур и Сюзанна, измерьте ширину стола желтой лентой.

-Тимур прикладывает конец желтой ленты к концу стола, а Сюзанна протягивает аккуратно ленту по ширине стола от себя, конец я отрезаю.

-Чему стала равна ширина стола? ( Показываю желтую ленту ).

-Ширина стола равна длине желтой ленты. ( Ленту прикладываю к доске выше синей )

-Дети, какая лента длинная ( синяя) , а какая короче ( желтая )? Почему?

— Синей лентой измеряли длину стола, а желтой -ширину, длина стола длиннее, чем его ширина.

— Конец синей полоски выступает, вот насколько длиннее синяя лента, чем желтая ( показываю ).

-Лусине, покажи, насколько длиннее синяя полоска — длина стола, чем желтая – ширина стола. ( показывает пальцами )

Итог : Вот насколько длиннее длина стола его ширины. (показываю выступающий кусок).

-Дети, покажите руками в воздухе длину стола, ширину стола?

-Дети, покажите руками на сколько длиннее длина стола, чем его ширина?

Итог . Синяя и желтая лента – это условные меры. С помощью лент мы узнали, на сколько длина стола длиннее его ширины.

Демонстрационный материал: ленты одинаковой ширины синего. желтого и красного цвета, ножницы.

Раздаточный материал: коробочки из- под сока «Агуша» на каждого ребенка, 5 полосок одинаковой ширины, разной длины 3.4.6.7.8 см.

В прошлой ООД по математике мы с вами чем занимались?

— Измеряли длину и ширину стола, с помощью условной меры — лент. В результате выяснили, что длина стола длиннее его ширины вот насколько . (на доске прикреплены ленты желтого и синего цвета друг под другом, показываю)

-А сегодня мы с вами будем измерять высоту стола.

— Дети, как вы понимаете, что такое высота стола? Кто покажет?

-Софья, покажи мне, высоту стола.

-Высота- это расстояние от пола до столешницы (показываю).

— С помощью чего мы можем измерить высоту стола?

(С помощью условной меры –ленточки веревки)

— Возьмем ленту красного цвета, она нам будет служить условной мерой при измерении высоты стола.

— Амир, помоги мне измерить высоту стола.

-Дети, напоминаю, что при измерении условной мерой, необходимо приложить один конец ленты точно к краю ножки стола, протянуть ленту снизу вверх до столешницы и отрезать конец ленты.

-Что мы измеряли красной лентой?

— Мы измерили высоту стола.

— Чему стала равна высота стола?

-Высота стола равна длине красной ленты. (прикрепляю ленту к доске сбоку).

— Дети, как узнать, что длиннее у стола, длина, высота, ширина. (ответы детей)

— Правильно, нужно сравнить длину лент.

-Арслан, бери красную ленту и приложи её к синей, равняя края.

— Какая лента длиннее?

-Синяя лента длиннее, чем красная. Почему?

-Синей лентой мы измеряли длину стола, красной- высоту, а длина стола длиннее его высоты.

-Юля, бери красную ленту и приложи её к желтой, равняя края.

— Какая лента длиннее, красная или желтая?

— Почему красная лента длиннее, чем желтая?

-Высота стола длиннее его ширины, красной лентой мы измеряли высоту стола, желтой- ширину.

— Правильно, высота стола длиннее его ширины.

-Дети, давайте, разложим ленты в порядке возрастания.

-Как вы думаете, где место красной ленты? Куда мы её поместим?

-Правильно мы ее поместим между желтой и синей лентой (прикрепляю).

-Потому что высота стола длиннее, чем его ширина, но короче длины.

— Сюзанна, назови ленты в порядке возрастания. (Самая короткая, длиннее, самая длинная)

-Желтой лентой измеряли ширину стола, красной – высоту, синей — длину.

— Покажи, Софья, насколько длиннее высота стола его ширины.

— Покажи, Витя, насколько короче высота стола его длины.

-Мы видим, что высота стола длиннее его ширины, но короче его длины.

Итог: Условная мера помогла нам узнать, насколько высота стола длиннее, чем его ширина и короче, чем его длина. (Показываю)

Раздаточный материал: коробочки из- под сока «Агуша» на каждого ребенка, 5 полосок одинаковой ширины, разной длины 3, 4, 6, 7, 8 см.

— Дети, что это? Коробка. Хотите узнать какая длина, ширина, высота у коробки?

— Тимур, выйди, покажи длину коробки? А теперь все вместе покажите длину коробки.

-Софья, выйди, покажи ширину коробки? (Все показывают ширину коробки).

— Витя, покажи высоту коробки? (Все показывают высоту коробки).

-Чем мы измерим длину, ширину, высоту коробки?

-Измерим мы полоской, сначала длину, потом – ширину и высоту.

-Полоска будет чем? (условной мерой)

— Дети, сосчитайте, сколько полосок на подносе? (5)

-Чем они отличаются? (цветом и размером)

-Правильно, они разной длины.

-Сначала мы найдем полоску равной длине коробки.

-Как найдем? Приложим один конец точно к краю коробочки и узнаем, подходит или нет полоска — условная мера.

— Какого цвета полоска равная длине коробки? Желтая, отложите её.

— Найдите полоску равную ширине коробки? (красная)

— Высоту измеряем как? Совмещаем начало мерки с началом высоты т. е снизу вверх.

— Найдите полоску равную высоте коробки? (синяя)

— Какого цвета полоска равная высоте коробки?

-Дети, теперь полоски — мерки разложите в возрастающем порядке.

-Какая полоска самая короткая, Эмиль? (красная)

-Какая полоска длиннее, Камилла? (желтая)

-Какая полоска самая длинная, Эмилия? (синяя)

-Витя, назови ленты по порядку (самая короткая, длиннее, самая длинная)

Итог. Длина красной короткой ленты равна чему? ширине коробочки, длина желтой ленты длиннее равна чему? длине коробки, длина красной длинной ленты равна чему? высоте коробки. Значит, высота коробки длиннее, чем её длина и ширина. Измерили длину, ширину, высоту коробочки с помощью полосок, а полоски — это условные мерки.

Демонстрационный материал: Квадрат20 * 20см, условная мерка маленький прямоугольник 2,5 * 10 см.

Раздаточный материал: Прямоугольник 20 * 10см, маленький прямоугольник 2,5 * 10 см., простые карандаши.

Квадрат прикреплен к доске.

-Это что? (квадрат). Докажи, что это квадрат. (имеет 4 угла,4равные стороны)

— Сегодня мы будем измерять длину и ширину квадрата.

-Чем будем измерять, Радмир? (лентой, полоской)

-Дети, я предлагаю измерить полоской- маленьким прямоугольником.

-Предмет, чем измеряют, называют как? (мерой).

-Сейчас я измерю длину квадрата. Покажи Витя длину квадрата.

-Внимательно смотрите, как надо измерять, начинать измерять надо точно от одного из концов квадрата и укладывать полоску – меру прямо.

-Сколько раз я отложила меру, Вильдан? (один)

-Я измерила длину квадрата? (нет)

-Правильно, я пока измерила только эту часть, а вот эту часть еще не измерила . (показываю)

-Надо сделать отметку там, где конец меры, и вновь ее уложить точно от отметки. Меру надо укладывать строго по прямой линии. Я сделаю отметку там, где пришелся конец меры (отмечаю карандашом), и еще раз уложу меру. И буду откладывать ее до тех пор, пока не будет измерена вся длина квадрата.

-Сколько раз мера уложилась по длине квадрата, Арсен? (2)

-Чему равна длина квадрата, Витя?

-Длина квадрата равна 2 условным мерам.

-А теперь измерим ширину квадрата.

-Марина, покажи ширину.

-Измерим ширину квадрата той же полоской, которой измеряли длину.

-Как надо укладывать меру, Марсель?

-Меру надо укладывать строго по прямой линии.

-До каких пор надо измерять, Альяна?

-Пока не будет измерена вся ширина квадрата.

-Чему же равна ширина квадрата, Жасмин?

-Ширина квадрата равна 2 мерам. (отмечаю карандашом)

-Длина квадрата равна скольким мерам? (2 мерам)

Итог. Мы измеряли длину и ширину квадрата с помощью одной условной меры, выяснили, что длина квадрата равна 2-м условным мерам и ширина квадрата тоже равна 2-м условным мерам

— Длина и ширина квадрата равны.

Работа с раздаточным материалом:

-Дети, теперь возьмите условную меру и измерьте длину и ширину прямоугольника, чтобы не забыть количество мер, измерив длину, отложите красные круги на верхнюю полоску числовой карточки. А измерив ширину, положите на нижнюю полоску числовой карточки желтые круги.

-Наложите условную меру точно к краю прямоугольника и уложите ее прямо.

-Сколько красных кругов отложили? (Два).

-Сколько раз уложилась мера по длине прямоугольника, Амир? (Два раза).

-Чему равна длина прямоугольника, Радмир? (длина прямоугольника равна двум условным мерам).

-Измерим ширину прямоугольника. Наложите условную меру точно к краю прямоугольника.

-Сколько желтых кругов отложил Тимур и почему?

-Уложилась мера по ширине прямоугольника один раз.

-Чему равна ширина прямоугольника, Аня? (Ширина прямоугольника равна одной условной мере).

Длина прямоугольника равна двум условным мерам, а ширина прямоугольника равна одной условной мере.

-Скажите, что длиннее, длина или ширина?

— Длина прямоугольника длиннее, чем его ширина, т.е. длина прямоугольника равна двум условным мерам, а ширина равна одной условной мере.

Источник

Поделиться с друзьями
Моя стройка
Adblock
detector