Меню

Методика парные сравнения это



Метод парных сравнений

Метод парных сравнений основан на попарном сравнении альтернатив. Для каждой пары альтернатив эксперт указывает, какая из альтернатив предпочтительнее (лучше, важнее и т. д.). Существует ряд алгоритмов, реализующих метод парных сравнений: они различаются по количеству используемых экспертных оценок (индивидуальные и коллективные оценки), по шкалам сравнения альтернатив и т. д. Ниже рассматриваются два алгоритма, реализующие метод парных сравнений.

Алгоритм основан на сравнении альтернатив, выполняемом одним экспертом. Для каждой пары альтернатив эксперт указывает, в какой степени одна из них предпочтительнее другой.

Рассмотрим применение этого метода на следующем примере.

Пример. Предприятие выбирает основной вид рекламы для новой продукции. Предлагаются четыре возможных вида: реклама на телевидении (обо-значим ее как А1), на радио (А2), в газете (А3), на стендах (А4). Решение о выборе вида рекламы принимается на основе консультации с экспертом.

Принятие решения на основе алгоритма Саати выполняется в следующем порядке.

1. Экспертом заполняется матрица парных сравнений размером NxN, где N — количество альтернатив. Матрица заполняется по правилам, приведенным в табл.3.2.

Правила заполнения матрицы парных сравнений для метода Саати

I-я и j-я альтернативы примерно равноценны

I-я альтернатива немного предпочтительнее j-й

I-я альтернатива предпочтительнее j-й

I-я альтернатива значительно предпочтительнее j-й

I-я альтернатива явно предпочтительнее j-й

Если i-я альтернатива менее предпочтительна, чем j-я, то указываются обратные оценки (1/3, 1/5, 1/7, 1/9). Могут использоваться промежуточные оценки (2, 4, 6, 8 и 1/2, 1/4, 1/6, 1/8); например, если i-я альтернатива совсем немного лучше j-й, то можно использовать оценку Xij=2 (тогда Xji=1/2). На главной диагонали ставятся единицы.

Пусть эксперт заполнил матрицу парных сравнений следующим образом (табл.3.3).

Здесь, например, элемент X14=9 означает, что реклама на телевидении, по мнению эксперта, явно более эффективна, чем реклама на стендах. Элемент X23=1/5 означает, что реклама на радио менее эффективна, чем реклама в газетах. Элемент X24=3 означает, что реклама на радио немного более эффективна, чем реклама на стендах.

2. Находятся цены альтернатив — средние геометрические строк матрицы:

i=1,…,N,

Т. е. элементы строки перемножаются, и из их произведения извлекается корень N-й степени.

Для данного примера:

C3=1,7, C4=0,29

Примечание. Для упрощения расчетов в качестве цен альтернатив можно использовать суммы строк матрицы сравнений.

3. Находится сумма цен альтернатив:

В данном примере C = 3,71+0,54+1,7+0,29 = 6,24.

4. Находятся веса альтернатив:

V1 = 3,71/6,24 = 0,595; V2 = 0,4/6,24 = 0,087; V3 = 1,7/6,24 = 0,272; V4 =

Наиболее предпочтительной, по мнению эксперта, является альтернатива, имеющая максимальный вес.

Таким образом, по мнению эксперта, наиболее эффективной является реклама на телевидении; следующая за ней — реклама в газетах, менее эффективна реклама на радио, наименее эффективна реклама на стендах.

Для данного метода возможна Проверка экспертных оценок на непротиворечивость. Проверка позволяет выявить ошибки, которые мог допустить эксперт при заполнении матрицы парных сравнений. Ошибки (противоречия) могут быть следующими: например, эксперт указывает, что 1-я альтернатива хуже 2-й, 2-я хуже 3-й, и в то же время 1-я альтернатива лучше 3-й. Рассмотрим проверку на непротиворечивость для задачи о выборе вида рекламы.

1. Находятся суммы столбцов матрицы парных сравнений:

j=1,…,N.

R1= (1+1/7+1/3+1/9) = 1,588; R2 = 13,333; R3 = 4,4; R4 = 18.

2. Рассчитывается вспомогательная величина l путем суммирования произведений сумм столбцов матрицы на веса альтернатив:

.

L=1,588×0,594 + 13,333×0,087 + 4,4×0,272 + 18×0,047 = 4,07.

3. Находится величина, называемая индексом согласованности (ИС):

Для данного примера ИС = (4,07-4) / (4-1) = 0,023.

4. В зависимости от размерности матрицы парных сравнений находится величина случайной согласованности (СлС). Значения СлС приведены в табл. 3.4.

Величины случайной согласованности

В данном примере (для N=4) СлС=0,90.

5. Находится отношение согласованности:

Если отношение согласованности превышает 0,2, то требуется уточнение матрицы парных сравнений.

В данном примере ОС = 0,023/0,9 = 0,024. Таким образом, уточнение экспертных оценок в данном случае не требуется.

Алгоритм парных сравнений для группы экспертов

Алгоритм основан на попарном сравнении альтернатив, выполняемом группой экспертов. Каждый из экспертов выполняет сравнение альтернатив независимо от других экспертов. Для каждой пары альтернатив эксперт указывает, в какой степени одна из них предпочтительнее другой.

Рассмотрим этот метод на следующем примере.

Пример. Предприятие, выпускающее металлоизделия, ищет способы снижения потерь из-за отходов металла. Предлагаются четыре способа: 1) изменить технологический процесс, чтобы снизить количество отходов (обозначим это решение как А1); 2) перейти на выпуск новых изделий, при выпуске которых отходы меньше (А2); 3) создать подсобное производство и использовать отходы в качестве сырья (А3); 4) продавать отходы (А4).

Решение принимается с участием трех экспертов.

Мнение первого эксперта: лучшее решение — создать подсобное производство; немного хуже — продавать отходы; значительно хуже — изменить технологический процесс; совсем плохое — перейти на выпуск новых изделий.

Мнение второго эксперта: лучшее решение — продавать отходы; немного хуже — изменить технологический процесс; еще хуже — создать подсобное производство; совсем плохое — перейти на выпуск новых изделий.

Мнение третьего эксперта: лучшее решение — создать подсобное производство; немного хуже — изменить технологический процесс; значительно хуже — продавать отходы; совсем плохое — перейти на выпуск новых изделий.

Читайте также:  Сравнение внешних носителей информации

Выбор решения выполняется в следующем порядке.

1. Каждый из экспертов заполняет матрицу парных сравнений размером NxN, где N — количество альтернатив. Матрица заполняется по следующим правилам: элемент Xij указывает, в какой степени (по мнению эксперта) i-я альтернатива является более предпочтительной по сравнению с j‑й. Степень предпочтения указывается в долях единицы. Если i-я альтернатива лучше j-й, то Xij>0,5 (чем больше превосходство i-й альтернативы над j-й, тем ближе Xij к единице). Если i-я альтернатива хуже j-й, то Xij 2013-03-18

Источник

Методика «Парные сравнения»

Инструкция по выполнению методики.Перед вами 15 утверждений. Оцените эти утверждения, попарно сравнивая их между собой. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое с третьим, первое с четвертым и т.д. Результаты вписывайте в колонку № 1 таблицы. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2, если же первое – то вписывайте цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, затем с четвертым и так далее со всеми ниже лежащими. Результаты вписывайте в колонку № 2. Постепенно заполняете весь бланк. Сравнивайте предлагаемые утверждения на фоне проговаривания фразы «Я хочу, для меня важнее сейчас, например, 1 или 2 ?».

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Таблица

Обработка результатов

1. Подсчитайте количество выборов, выпавших на каждое утверждение, и запишите его в таблице под соответствующей колонкой.

2. Выберите из них пять, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это и будет ответ на поставленный вопрос «Чего я хочу больше всего сейчас?».

3. Тест выявляет пять видов потребностей. В связи с этим предложенные утверждения сгруппированы по пяти группам.

I. Материальные потребности – 4, 8, 13.

II. Потребности в безопасности – 3, 6, 10.

III. Социальные потребности – 2, 5, 15.

IV. Потребности в признании – I, 9, 12.

V. Потребности в самовыражении – 7, 11, 14.

42
Зона неудовлетворенности

Зона частичной удовлетворенности

Зона удовлетворенности
I II III IV V

Рис. 2. Профиль потребностей

Необходимо подсчитать сумму баллов по каждой группе и отложить на соответствующих вертикальных линиях, смотрите рис. 2. Построить график, который укажет на три зоны удовлетворенности по каждому из видов потребностей.

Описание результатов

Потребности – это нужда в чем-либо, то благо, которого нам недостает. А. Маслоу разделил все потребности на пять основных (по его мнению) категорий.

1. Физиологические потребности – необходимые для выживания (в пище, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности).

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что они будут удовлетворены не только сегодня, но и завтра.

3. Социальные потребности – чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребность в уважении – потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности [3].

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной (в последнем случае человек может начать работать с меньшим усердием или искать другое место для удовлетворения потребности), что представлено на рис.3.

Побуждения или мотивы
Поведение (действие)
Цель

Рис. 3. Удовлетворение потребности

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем: повторить то, которое привело к успеху и избежать такого , которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.

В каждый конкретный момент времени человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет для него доминирующей, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но с развитием человека расширяются и его потенциальные возможности, поэтому потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

Руководителю желательно внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Но со временем эти потребности могут меняться, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая проявилась один раз, будет эффективно работать все время.

От чего зависит исполнение наших желаний, устремлений, потребностей? В первую очередь от усилий, необходимых для их реализации, от стремления человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения. Проверим и эту способность, для этого предлагаем ответить на вопросы методики, позволяющей определить степень развития силы воли [1].

Инструкция по работе с методикой.Отвечайте на вопросы, одним из трех вариантов ответов: «да», «не знаю (иногда)», «нет».

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделай, что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию (на работе (учебе) или в быту), в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты утром силы вставать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или по­сещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего на­мерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами являешься ли ты че­ловеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую по­ездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня; время пробужде­ния, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выпол­нение срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова «противной стороны»?

Обработка результатов.Просуммируйте полученные ответы по балльной системе: «да» – 2 балла; «нет» – 0 баллов; «не знаю» – 1 балл.

Описание результатов

0 – 12 баллов. Такой человек просто делает то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить ему. К обязанностям относится нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для него. Его позиция выражается известным изречением «что мне, больше всех надо?» Любую просьбу, любую обязанность он воспринимает, чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.

13 – 21 балл.Такой человек, если столкнется с препятствием, то начинает действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Он не переусердствует, но и данное им слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и поворчит. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет.

22 – 30 баллов. На такого человека можно положиться — он не подведет. Его не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта [2].

Потребность в достижении – это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало.

Люди, обладающие высоким уровнем потребности достижений, сами ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны. В неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Потребность в достижениях связана с уровнем притязаний личности, который играет существенную роль в мотивации поступков людей, составляет один из факторов их настроения. При удовлетворении притязаний повышается жизненный тонус, оптимизм, возрастает активность.

Теория мотивациидостижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности заключается в том, что зависимость между мотивацией и достижением успеха не носит линейного характера. То есть, если человек очень сильно хочет добиться успеха, это ещё не значит, что он его добьётся, так как он при этом может ничего не делать для достижения успеха. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.

Мотив достижения успехастремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.Мотив избегания неудачиотносительно устойчивое стремление человекаизбегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Не менее важным фактором настроения человека является уровень мотивации одобрения – стремления заслужить одобрение значимых окружающих людей. Этот фактор гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях, чем уровень потребности в достижениях, но оказывает важное влияние на качество взаимоотношений с другими людьми [7].

Определить уровень мотивации одобрения можно определить с помощью шкалы Д.Крауна и Д.Марлоу, состоящей из 20 суждений.

Инструкция.Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если считаете, что оно верно, соответствует особенностям вашего поведения, то поставьте «+» в строке «да» бланка ответов под номером данного суждения. Если считаете, что оно не применимо к вам, поставьте «+» в строке «нет».

Не обдумывайте долго ваш ответ, полагайтесь на первую реакцию по данному суждению. Здесь нет хороших и плохих ответов.

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

5. Я никогда ни к кому не испытывал сильной антипатии.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, что я пользовался оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю свои ошибки,

12. Иногда, вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досада, когда высказывают мнение противоположное моему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

17. Были случаи, когда я действительно завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

20. Я никогда с умыслом не говорил никому неприятных вещей.

Обработка результатов.Ответы, совпадающие с «ключом» оцениваются в 1балл.

Ключ

Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.

Ответы «нет» на все оставшиеся вопросы.

Оценка результатов.Общая сумма баллов говорит о выраженности мотивации одобрения – чем выше балл, тем больше стремление к одобрению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, когда вы познакомились с предложенным пособием, ответили на вопросы тестов, вы получили общее представление об особенностях своего темперамента и потребностей, выяснили свои сильные и слабые стороны. Попытайтесь их описать, проанализируйте, поищите причины их появления. А если найдется время прочесть предложенную литературу, то, может быть, сможете выбрать для себя и наиболее приемлемый способ изменения нежелательных качеств и составить программу своего самосовершенствования.

Познать себя очень важно, причем, как можно раньше, чтобы не сломаться, взвалив себе на плечи непосильную ношу из-за незнания собственных возможностей, или, наоборот, не похоронить в себе способности, которыми природа наделила, ибо нет людей ни к чему не способных.

Библиографический список

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 1999. – 266 с.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.: Изд-во «Новое знание», 1998. – 310 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – Киев: Изд-во «Наука», 1998. – 214 с.

4. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Изд-во «Педагогика-Пресс»,

5. Немов Р.С. Психология. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 1994. – 416 с.

6. Практическая психология.: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998. – 335 с.

7. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Изд-во «Центр», 1999. – 254 с.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 412 с.

Источник