Меню

Начальная школа что такое сравнение чтение



формирование навыка чтения в начальной школе
учебно-методический материал

методические материалы и презентация для начальной школы.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_navyka_chteniya_v_nachalnoy_shkole.docx 28.45 КБ
formirovanie_navyka_chteniya_v_nachalnoy_shkole.pptx 880.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка чтения в начальной школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.
  • понимание содержания и смысла читаемого.

Принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, выразительность и сознательность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Ребёнок не должен допускать:

  • замены
  • пропусков
  • перестановки
  • добавления
  • искажения
  • повторов букв (звуков), слогов и слов
  • ошибок при постановке ударения в словах.

Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в. том, что у них нет взаимосвязи между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого. На этом этапе понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова.

Дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

  • выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;
  • предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
  • создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;
  • предварительное чтение текста про себя;
  • систематический контроль учителя за чтением учащихся;
  • методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

  • ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
  • ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;
  • ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;
  • к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость — это скорость или темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитанного. Нормальной беглостью является темп, который соответствует темпу обычной устной речи ребёнка.

Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает, характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение, урока читали вслух.

Когда ребенок освоил чтение словами, можно использовать приемы работы по формированию беглости чтения. Выделяются группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных этапах.

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата:

  • Чтение чистоговорок.
  • Чтение и четкое проговаривание скороговорок.
  • Чтение скороговорок в темпе. (Скороговорки читаются четко в высоком темпе.)

Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей:

Игра “Кто больше?’ (придумывание слов с определенным звуком),

Игра “Кто внимательный?» (узнай звук),

Игра “Звук заблудился».

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

Игра «Что пропало?».На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети называют, что пропало.

Упражнения, направленные на развитие дикции: чтение шепотом и медленно, чтение тихо и умеренно, чтение громко и уверенно, чтение слова четко и быстро.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации:

Карточки «Допиши в словах окончания».

Допиши букву, чтобы получилось новое слово.

Так же приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:

  • ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25- 30 минут на уроке);
  • неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
  • предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»;

Так же полезны упражнения для развития техники чтения:

  • Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту все большее количество раз этот столбик.
  • Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
  • Выбирать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
  • Игра «Фотоглаз». Сфотографировать несколько слов (запомнить), написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет?
  • Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
  • Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
  • Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
  • За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

Выразительность — это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи:

  • сила голоса (громко – тихо);
  • темп чтения;
  • тембр чтения;
  • паузы;
  • логическое ударение;
  • повышение или понижение интонации.

Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному.

Для формирования навыка выразительного чтения можно использовать следующие приёмы:

-подражание образцу выразительного чтения

-чтение слова с различными оттенками интонации

-хоровое чтение для отработки умений регулировать силу голоса;

-чтение по ролям, драматизация;

-характеристика персонажей, помогающая выбрать нужные интонации,

При работе над выразительностью при чтении стихотворений – составление партитуры. Нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможен такой порядок работы:

1) дети читают, следуя составленной учителем партитуре;

2) учащиеся составляют партитуру совместно с учителем;

3) дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения..

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ чтения в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Во-первых, это понимание большей часть слов в прямом и переносном значении, понимание отдельных предложений и смысловой связи между ними, понимание отдельных частей текста и их взаимообусловленность и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Во-вторых, это уяснение идейной направленности произведения, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ чтения.

Хорошо известно, что техническая и смысловая стороны чтения тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.

Работа по формированию навыка чтения в больше степени ведётся на уроках литературного чтения, но чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Следовательно, каждый предмет должен реализовать возможности для формирования и развития обозначенных умений.

Необходимо научить ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, работать не только с художественным, но и с научно-познавательным текстом, с инструкцией.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на формирование навыка смыслового чтения.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

  • понимать текст;
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Выделяют следующие виды чтения:

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Развитие умения анализировать задание.

  • Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
  • Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
  • Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Так же известные нам приёмы:

-приём толстых и тонких вопросов;

Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.

При формировании смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в начальной школе.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям следующее:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
  • формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах

Источник

Приём сравнения на уроках литературного чтения в начальной школе

Цель статьи показать применение приёма сравнения на уроках литературного чтения на примере сравнения сказки А.С. Пушкина с русскими народными сказками.

Просмотр содержимого документа
«Приём сравнения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Приём сравнения на уроках литературного чтения в начальной школе

Приём сравнения мы рассмотрим на сравнении сказки А.С. Пушкина и народных волшебных сказок. В чём же сходство и различие «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина и народных волшебных сказок?

А.С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Сюжет ко многим своим сказкам А.С. Пушкин позаимствовал из тех народных сказок, которые в детстве ему читала его няня Арина Родионовна.

«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Известно (по записям поэта), что похожий сюжет был в сказке Арины Родионовны, которую она рассказывала поэту. Но в её сказке речь шла о турецком государе Султане Султановиче. По схожести сюжетов можно сравнить сказку А.С. Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды».

Если обсудить название «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С. Пушкина и русских народных сказок, например, «Хаврошечка» или «Царь девица», то мы можем задуматься. Зачем поэт лишний раз подчёркивает, что это сказка, напоминая нам, что это вымысел? Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Но в то же время не забывать, что это сказка. Ещё необычно в названии сказки А.С. Пушкина то, что он не просто называет героев, но и даёт им характеристики, сразу показывая своё отношение к ним: могучий богатырь князь Гвидон, прекрасная ЦаревнаЛебедь.

Особенностью народных волшебных сказок является наличие в композиции зачина. « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…», — так начинается народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». В «Сказке о царе Салтане…» мы наблюдаем отсутствие зачина. Действие начинается: «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…». О чём это говорит, что герои, и события существуют, не где-то там далеко, в тридевятом царстве, а здесь рядом с нами, на Русской земле.

Для волшебных сказок характерен троекратный повтор событий: трижды в сказке повторяется один и тот же эпизод. Так в сказке «Сивка-Бурка» Иванушка, добиваясь руки Царевны, трижды выполняет трудные задания, и каждое новое задание труднее предыдущего. Троекратный повтор событий мы можем наблюдать и в сказке А.С. Пушкина, когда князю Гвидону хочется навестить отца, три раза царевна Лебедь превращает его в муху, в комара и в шмеля.

Как и во многих волшебных сказках, в сказке А.С. Пушкина есть волшебные события: чудесное спасение царевны с сыном, возникновение на острове чудного города Гвидона, превращение Лебеди в Прекрасную девушку. Присутствие волшебных героев, например, в сказках «Сивка-Бурка» — конь, «Царена – лягушка»- Баба Яга, Кощей Бессмертный, что является обязательным условием построения сюжета волшебных сказок, мы можем наблюдать и в «Сказке о царе Салтане. » Это – Царевна Лебедь, тридцать три богатыря с дядькой Черномором, белка.

В волшебных сказках присутствует много чудесных предметов (полотенце, клубок ниток, гребенка, ковер, сапоги, скатерть, блюдце и т.п. волшебные предметы). Есть волшебные предметы и в сказке А.С. Пушкина, например, скорлупки от орехов золотые, а ядра чистый изумруд.

В сюжетах народных сказок есть чёткое разделение героев на злых и добрых. Мы можем отметить присутствие таковых и в сказке А.С. Пушкина. Князь Гвидон, царица, Царевна Лебедь – добрые герои. Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун – злые герои. Но царя Салтана мы не можем отнести ни к злым, ни к добрым. Он разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь- отец, но бывает несправедливый, гневный.

Если рассматривать отличия, то это конечно разная форма произведения. Литературная сказка написана в стихах, народная – в прозе, что ближе к устному творчеству. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи и написал сказку четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена, таким образом, часто писались «подражания» народной поэзии.

В народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков.

Автор использует не только фольклорные эпитеты, такие как белая Лебедь, могучий царь, сильный царь, но и придумывает новые, выражающие отношение автора к герою: славный царь, хмельной гонец, Лебедь бедняжка.

В русских народных сказках, добрых сказках обычно счастливый конец. И в течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость, зло будет наказано в литературной сказке. В сказке А. С. Пушкина князь Гвидон ранит коршуна в шею, превратившись в комара, муху, шмеля, укусил и ужалил ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху. Но интересно то, что царь Салтан помиловал повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху. Он не стал их наказывать, как бы не хотелось этого читателю, переживающему вместе с Гвидоном. И это нас наводит на мысль. Зло всегда есть, от него никуда не уйти в реальной жизни. Зависть, алчность, лживость – это пороки, за которые расплачивается сам человек.

Работая над этой темой, мы сделали открытие. Русская народная сказка учит нас что, хорошо и что плохо, что человеку воздастся за его доброту, героизм, милосердие, прощение. Сказка А.С. Пушкина не только учит, но и позволяет глубоко задуматься, поразмышлять о жизни человека, его смысле существования в этом мире. Потому что в этой сказке много моментов из реальной жизни.

Приведём примеры. Описание пейзажа поэтом: «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут…». А как Гвидон делал лук для охоты? Всё реально, даже шнурок берётся не из ниоткуда, а с креста на шее. Конечно, князю Гвидону помогает Царевна Лебедь за своё освобождение, но счастливая развязка в сказке происходит благодаря личным качествам главного героя, его широте души, любви к отцу. И эта связь с реальной жизнью отличает сказку А.С. Пушкина от русских народных сказок.

В литературной сказке можно вести диалог с автором. Этот диалог позволяет проследить личность самого поэта, его отношение к своим героям просто завораживает. Такое трепетное отношение князя Гвидона к своей матери, прощение Гвидоном своего отца Салтана. Уважение и любовь к родителям являются неоспоримыми истинами жизни человека. А тема любви Гвидона и Царевны Лебеди так привлекательна и понятна любому человеку. Автор через героев делится с нами своими мыслями, чувствами, эмоциями. И это вызывает ответный отклик у читателя, необычайный интерес к этому диалогу.

Обязательным элементом народной сказки является необычная концовка. Шуточная или ироническая она подчеркивает условность рассказываемого и возвращает слушателя в реальность: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попадало», «Сказка вся, больше врать нельзя» и т.п.

Вот как завершается повествование у А.С. Пушкина: «Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил». И это, несомненно, возвращает нас из мира сказки в реальный мир.

Итак, анализ сравнения «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина и волшебных народных сказок показал, что много схожих черт, но и много различий. Мы ещё раз убеждаемся в уникальности творчества великого русского поэта.

Приём сравнения, используемый на уроках литературного чтения, помогает детям лучше понять, прочувствовать литературные произведения, полюбить книгу, чаще обращаться к чтению, стремиться к диалогу с автором.

Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» http://peskarlib.ru (Детская электронная библиотека «Пескарь», 2006 – 2011)

Детская энциклопедия, том 10, Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР 1961г

Школьный философский словарь, Издательство «Просвещение» 1995г.

Источник

Читайте также:  Напишите степени сравнения данных прилагательных hot