Меню

Начальный класс измерение массы тела



УРОК Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства.

Скачать:

Вложение Размер
izmerenie_massy._znakomstvo_so_standartnymi_merami_massy.pptx 492.79 КБ
urok_izmerenie_massy._znakomstvo_so_standartnymi_merami_massy.doc 278 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства. 1 класс

Знатоки признаков Форма Длина Ширина Периметр Площадь Объём Цвет Материал

Определи по какому признаку сравнивали

Предварительный просмотр:

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства.

ТЕМА. Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства. (1класс)

Цель: учить первоклассников устанавливать связи «схема — признак»; восстановить в их памяти способы сравнения предметов по изученным признакам; привлечь детей к составлению заданий для сверстников; ввести понятие «масса»; организовать разновозрастное сотрудничество.

Оборудование: демонстрационные карточки с названиями признаков (длина, объем, цвет, площадь, форма, периметр, ширина, материал, масса), карточки (инд.), весы, 4 кубика (внешне одинаковые, но различные по массе — по 2 кубика одинаковой массы), демонстрационный кораблик.

I. Создание ситуации успеха.

У.: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Вам, наверное, интересно узнать, на чем мы отправимся. Вы узнаете об этом, когда соедините в своих тетрадях все точки по порядку, от 1 до 9. (Дети соединяют точки, получается изображение кораблика).

Что у вас получилось?

У.: У меня тоже есть такой корабль. На нем мы и отправимся в путешествие по математическому океану. Как вы думаете, с чем мы можем встретиться во время путешествия?

Д.: С числами. С примерами.

С математическими загадками. С жителями Математической страны.

У.: Очень интересные у вас предположения! (Открывает доску. На ней изображены 4 острова.) Ой, что это?

Д.: Какие-то острова.

Наверное, тоже математические.

У.: А что это за записи на островах?

Д.: Это, наверное, задания для нас.

У: Совершенно верно. На каждом острове нас ждет зашифрованное задание. Мы сможем двигаться дальше только в том случае, если расшифруем задание и правильно выполним его. Итак, перед нами первый остров. Кто понял, какое задание здесь зашифровано?

Д.: Я думаю, что это схема.

Здесь какие-то предметы сравнивали по длине.

Да, их сравнивали, и они оказались равны.

Я понял, что делать! Надо нарисовать рядом с пальмой предмет такой же длины.

Можно нарисовать еще пальму.

Или другое дерево.

А можно и не дерево.

У.: Вы совершенно правы. Вы прекрасно расшифровали задание. У каждого в тетради есть такие же острова. Сейчас вы выполните задание в тетрадях, а тот, кто сделает это первым, выйдет и выполнит на доске. (Дети выполняют. На левом поле доски также появляется запись.)

У.: По какому признаку мы сравнивали?

У.: Каким способом мы сравниваем по длине?

Д.: Прикладываем кончик к кончику.

(Учитель вывешивает на левом поле доски карточку с названием признака «длина».)

Последовательное отображение на левом поле доски названий признаков помогает первоклассникам отслеживать изученные признаки и фиксировать появление нового знания-признака.

У.: Отправляемся ко второму острову. Кто догадался, что здесь нужно сделать?

Д.: Здесь нужно начертить схему.

В левом стакане воды меньше.

Этот признак называется «объем».

У.: Очень хорошо, но мне бы хотелось услышать грамотно сформулированное задание. Кто сможет сказать четко?

Д.: Здесь нужно начертить схему. Предметы сравнивали по объему.

У.: Молодец! Нужно схемой отобразить результат сравнения по объему. Выполняйте. (Дети выполняют в тетрадях, а потом на доске.)

У.: С каким признаком мы сейчас работали?

У.: Каким способом мы сравниваем по объему?

(Учитель вывешивает карточку со словом «объем» на доску под предыдущей карточкой.)

У.: Теперь мы можем отправляться дальше. Кто уже понял, что нас здесь ждет?

Д.: Здесь нас ничего не ждет. Здесь нарисован один листик. Это «ловушка».

Этот остров, наверное, необитаемый.

У.: Почему вы решили, что это «ловушка»?

Д.: Потому что для сравнения нужно два предмета, а тут один. И схемы здесь нет. Нас не просят ничего нарисовать.

У.: Какие вы молодцы! А что должно здесь измениться, чтобы не

Д.: Нужно добавить еще один предмет, чтобы их можно было сравнивать.

А еще можно начертить схему, а мы сами тогда придумаем другой предмет.

А еще выберем признак, чтобы сравнить.

У.: Какие вы замечательные путешественники! Прощайтесь с необитаемым островом, и отправляемся дальше.

У.: Что ждет нас на этом острове?

Д.: Мы должны сами придумать задания!

У.: Совершенно верно! Сейчас каждый из вас придумает свое задание. Кто будет готов, поднимайте руку. Все задания мы, к сожалению, не сможем услышать, но очень важно, чтобы вы их придумали. Вы сможете предложить их на следующих уроках.

1-й ребенок (выходит с двумя карандашами и чертит схему неравенства): По какому признаку я сравнивал эти карандаши?

Д.: Эти карандаши ты сравнивал по длине. А еще к этой схеме подходит признак «цвет».

1-й ребенок: Правильно, я сравнивал по цвету.

У.: О каком признаке мы сейчас вспомнили?

У.: Каким способом сравниваем по цвету?

Д.: Смотрим глазами.

(Учитель вывешивает карточку со словом «цвет».)

2-й ребенок (выходит с двумя тетрадями и чертит схему равен-

По какому признаку я сравнивал эти тетради?

Д.: Эти тетради равны по материалу. А еще они равны по площади.

2-й ребенок: Правильно, я сравнивал по площади.

У.: Каким способом сравниваем по площади?

(Учитель вывешивает еще две карточки с названием признака.)

3-й ребенок (выходит с пеналом и тетрадью): Я выбрал признак «форму». Кто начертит схему? (Вызывает одноклассника начертить эту схему на доске.)

У.: Каким способом сравниваем по форме?

Д.: Смотрим глазами.

У.: Карточку с каким словом я сейчас повешу?

У.: Какие замечательные задания вы придумали! А каких признаков

нам еще не хватает в этом списке?

У. (вывешивает карточку со словом «периметр»):

Я предлагаю сейчас показать нашими специальными знаками, как мы сравниваем предметы по разным признакам. (Дети радостно соглашаются.)

(Дети ставят ладошку под ладошку так, чтобы большие пальцы оказались друг на друге, демонстрируя таким образом способ прикладывания предметов «кончик к кончику».)

(Дети соединяют ладони так, чтобы они соприкасались средними пальцами.)

(Дети указательным пальцем правой руки обводят контур левой руки.)

(Дети накладывают ладонь на ладонь.)

(Дети показывают, как переливают воду (пересыпают песок) из одного сосуда в другой.)

(Дети показывают на глаза.)

(Дети показывают, как щупают ткань пальцами.)

(Первоклассники снова показывают на глаза.)

Данный прием не только эффективен для восстановления первоклассниками способов сравнения по разным признакам, но и способствует концентрации внимания детей.

У.: Вы самые настоящие знатоки признаков. Поднимите руку, кто может свое умение сравнивать предметы по разным признакам

оценить вот так:

(дети поднимают руки). А вот так:

(дети поднимают руки). А так:

Молодцы! Я очень рада за вас! Садимся на корабль и отправляемся дальше.

II. Постановка учебно-практической задачи.

Создание ситуации разрыва.

У.: Здесь тоже что-то зашифровано. Эту шифровку для нас придумали наши друзья четвероклассники. Давайте их послушаем.

(Выходят двое четвероклассников.)

1-й учащийся: У нас есть два кубика. Мы сравнили их по одному признаку.

2-й учащийся: Результат сравнения по этому признаку отражен на этой схеме.

(Показывает на остров.) Определите, по какому признаку мы сравнивали эти кубики.

Методический ход с кубиками подробно описан в пособии [3].

(Возникает продолжительная пауза.)

Д. (очень задумчиво): По цвету не подходит.

И по форме они одинаковые.

А материал? (Ребенок подходит и щупает.) Нет, пластмасса.

(Дети перебирают все известные им признаки, придирчиво рассматривают кубики на наличие царапин, вмятин в виде точек и т. д. и снова замолкают.)

Постановка учебно-практической задачи.

У.: Ребята, может быть, мы что-то не так делали? Давайте проверим еще раз.

(Дети с учителем снова перебирают все признаки, убеждаются в невозможности ответить на данный вопрос и рисуют большой вопросительный знак на острове рядом со схемой.)

III. Анализ условий и решение задачи.

У.: Давайте попросим четвероклассников нам немного помочь.

1-й четвероклассник: Хорошо, сейчас я вам что-то покажу.

(Достает заранее приготовленные весы, на которых лежат точно такие же кубики, и держит их.)

У них разный вес!

Один тяжелый, а другой легкий!

Надо было взять их в руки! Мы бы сразу догадались!

1-й четвероклассник: Кто знает, как называется признак, по которому мы сравнивали эти кубики?

Один из учащихся: Этот признак называется масса. Мы сравнивали предметы по массе!

2-й четвероклассник: Давайте все вместе назовем этот признак.

У.: Какой новый признак вы узнали? Карточку с каким словом я сейчас прикреплю?

(Вывешивает карточку с названием признака «масса» под всеми остальными и рядом со знаком вопроса на острове.)

У.: Мы уже можем зачеркнуть знак вопроса?

(Учитель зачеркивает знак вопроса.)

Учитель фиксирует на правом поле доски ситуацию решения конкретно-практической задачи.

1-й четвероклассник: Кто из вас знает, как называется прибор, который помогает узнавать и сравнивать массу предметов?

2-й четвероклассник: А вы знаете, что наши руки иногда тоже могут работать как весы?

(Дети выходят и делятся на две группы. Одна становится возле первого четвероклассника, а другая — возле второго. Первоклассники передают друг другу по очереди кубики и определяют с помощью рук, какой из них тяжелее, а какой легче.)

У.: Сейчас группа Васи вспомнит и назовет предметы, которые имеют очень большую массу, а Олина группа вспомнит и назовет предметы, которые имеют очень маленькую массу.

(Четвероклассники проверяют, какие предметы подобрали дети из их группы, помогают тем, кто затрудняется. Затем группы по очереди выслушивают друг друга, реагируя знаками «+» и «— » на каждый предмет. Четвероклассники следят за тем, чтобы дети оценивали каждый ответ.)

У.: Вы замечательно поработали! Садитесь на свои места. Скажем большое спасибо четвероклассникам.

IV. Итоговая рефлексия.

У.: Мы можем на корабле смело отправляться домой. Мы справились со всеми трудностями. Что нового узнали на уроке?

Д.: Мы узнали новый признак — массу.

У.: Какой прибор помогает сравнивать предметы по массе?

А еще можно руками.

У.: Каким движением будем показывать способ сравнения по массе?

(Дети показывают, как качаются чаши весов.)

У.: Как бы вы назвали урок?

Д.: Новый признак.

Сравнение по массе.

Математический остров массы.

У.: Большое спасибо всем за работу. У нас получился очень интересный урок!

Источник

Масса тела. Измерение массы тела на весах

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (749,1 кБ)

Цели урока:

Образовательная:

  • Знание: понятие массы; устройство лабораторных рычажных весов; правила взвешивания.
  • Умение: собирать весы; определение массы тела при помощи весов.

Развивающая: Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память

Воспитательная: воспитание культуры учебного труда.

Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный 1 Настраивает на урок Психологически настраиваются на урок
2. Актуализация знаний 5 Комментирует задания Отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд.
3. Изучение нового материала 17 1. Организует эвристическую беседу, с проблемными вопросами

2. Показывает презентацию Участвуют в беседе, делают выводы, формулируют определения, работают по презентации.

Решают задачи 4. Фронтальный эксперимент 8-10 Ставит задачу Выполняют эксперимент

Делают выводы 5. Дом. Задание 1 Поясняет задание Записывают задания 6-7. Закрепление и подведение итогов урока 6-7 Предлагает задания Делают вывод.

Отвечают на вопросы.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, приборы для фронтального эксперимента (весы, разновесы, 3 различных тела),листы отчёта с заданиями, презентация по теме урока.

1 этап – Организационный

Здравствуйте, прошу садиться. Проверьте всё ли готово к уроку.

Откройте тетради. Запишите число. Нарисуйте настроение, с которым вы пришли на урок.

На столах найдите листы отчёта, впишите свои фамилии. По ходу урока вы будете в них выполнять задания.

Эпиграфом к уроку являются слова поэта Ирана, Таджикисана, мудреца – Фирдоуси, жившего в 10 веке н.э.

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечно жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет
Узнаешь предела для знания – нет.
К словам разумным ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знания обрести Слайд 1.

2 этап – Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся к восприятию нового знания.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Метод по характеру познавательной деятельности: репродуктивный.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с новой физической величиной, которой обладают все тела от элементарных частиц до галактик. Модницы пытаются её уменьшить, спортсмены (хоккеисты, атлеты и др), её увеличивают, балерины, спортсмены фигуристы должны следить за тем чтобы она не менялась. Уметь определять её должны и домохозяйки, и учёные, и строители и продавцы, и врачи, и повара . Чтобы узнать что это за величина мы должны разгадать кроссворд.

Найдите вопросы кроссворда на столе.

1. Мельчайшая частица вещества.

2. Частицы, из которых состоит молекула.

3. Физическая величина, характеризующая быстроту движения тела.

4. Явление, благодаря которому можно стирать, умываться.

5. Древнегреческий учёный, который ввёл слово “физика” в науку. Слайды 2-7

3 этап – Изучение нового материала

Цель: усвоение нового знания.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Метод по характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Тема нашего урока: Масса тела. Измерение массы тела на весах

Записываем тему урока в тетрадь. Слайд 8

Прошу вас сформулировать для себя цель урока. Цель должна начинать словами:

  • “Я должен узнать . ”
  • “Я должен научиться. ” (слайд 9) (Учащиеся отвечают)

После как все высказываются, подвожу итог: Слайды 10-11

Я должен узнать:

  • Как обозначается физическая величина – масса;
  • В каких единицах измеряется;
  • Скалярная величина или векторная;
  • При помощи какого прибора определяется

Я должен научиться

  • Определять массу тел с помощью весов

Опыт: приводим во взаимодействие две тележки или два мяча.

Ваши предположения, что будет происходить. Почему? (обсуждение)

У тележек разные массы, та, что легче получила большую скорость.

Масса это свойство тела. Ма’сса (от греч.) — кусок, глыба, ком

Скалярная физическая величина, одна из важнейших величин в физике.

Знают все с седьмого класса:

Главное для тела — масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?

Масса — основная физическая величина. Масса как научный термин была введена

И. Ньютоном. Слайд 12

Масса обозначается латинской буквой m (эм) слайд 13

Масса тела равна сумме масс молекул, из которых оно состоит.

Масса системы тел равна сумме масс тел входящих в эту систему.

Единицы измерения массы в системе СИ: = 1 кг. Слайд 14

Килограмм – это масса эталона. Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20. слайд 15

Задание 1. Перевести в кг следующие значения массы. слайды 16-18

  • 20 г =
  • 200 г =
  • 250 мг =
  • 28,3 мг =
  • 75,6 г =
  • 150 т =

Старые русские единицы массы слайд 19

  • Берковец = 10 пудам = 163.8 кг
  • Пуд= 40 фунтам = 16.38 кг
  • Фунт = 32 лотам = 96 золотникам = 409.51 г
  • Лот = 3 золотникам = 12.797 г
  • Золотник = 96 долям =4.27 г

На практике массу тела можно узнать с помощью весов.

Весы’ — устройство или прибор для определения массы тел (взвешивания). Весы бывают различными. Слайды 20-26

4 этап — Фронтальный эксперимент “Измерение массы тела на весах”

Цель: усвоение правил взвешивания тел на весах.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.

На столах у вас находится белая коробочка – это весы. Берём открываем её, внимательно смотрим, как сложены весы, после работы вы должны их так же уложить в коробочку.

Собираем весы. Знакомимся с их устройством. Знакомимся с разновесами. Слайд 27

Найдите на столах листы , на которых написаны правила взвешивания.

Правила взвешивания: слайд 28

1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены.

2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашу весов, а гири – на правую.

3. Во избежание порчи весов тело и гири опускать осторожно.

4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать порошки, наливать жидкости.

6. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

7. После взвешивания переносят гири с чашки весов в футляр и проверяют, все ли гири положены на место.

Как уравновесить весы? У вас лежат листы бумаги, отрываем небольшие куски бумаги и кладем на чашку весов, где масса меньше.

Чему будет равна масса тела – массе разновесов, которыми вы будете уравновешивать весы.

Поучимся записывать результат. Слайды 29-30

20 г + 500 мг = 20г 500 мг =20,5 г = 0,0205 кг

Задание 2. Посчитайте

20 г + 2 г + 500 мг + 200 мг + 10 мг =

100 г + 50 г + 4 г + 20 мг +10 мг +5 мг =

Выполняем задание 3

Задание 3. Определите массу тел на весах

5 этап — Домашнее задние: слайд 31

Лабораторная работа №3

Сделать презентацию или написать реферат по теме

  • “Из истории весов”
  • “Единицы измерения массы”

6 этап – проверка усвоения знаний.

Выполняем тест. Слайды 32 -33

Задание 4. Тест

1. Два тела массами m1 , m2 взаимодействуют между собой, и первое из них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что.

2. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?

А. Так нельзя сравнивать массы тел. С. m1 m2

3. Основной единицей массы в Международной системе является.

4. Сколько миллиграммов в одном грамме?

5. Какой величиной является масса?

В. И векторной и скалярной

А. ни векторной ни скалярной.

Запишите буквы правильного ответа на вопросы теста в таблицу.

7 этап — Итог урока. Слайд 33

Подведём итог нашего урока.

Вы ставили перед собой цель, мне хотелось бы узнать достигли ли вы поставленной цели. Ответы начните словами:

  • Я узнал.
  • Я научился.

Источник

Читайте также:  Обратное напряжение диода измерение