Меню

Не ветер бушует над бором некрасов найти сравнения



Технологическая карта урока литературы 3 класс «Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты).

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_n.a._nekrasov_ne_veter_bushuet_nad_borom.docx 33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Ривкина Татьяна Владимировна

Предмет Литературное чтение

Тема урока Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Тип урока открытие нового знания

Цель урока: создать условия для формирования системы читательских и речевых умений учащихся в процессе чтения и анализа стихотворений русских поэтов.

  • отрабатывать навыки выразительного чтения,
  • знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова,
  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений русских поэтов о первом снеге;
  • развивать речь, мышление, воображение, фантазию память ;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать любовь к красоте русской природы, к поэзии;
  • развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • показать изображение зимы в литературных произведениях,
  • учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова;

стремиться к речевому самосовершенствованию

точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников

Понимать главную идею произведения, способы изображения персонажей.

Ресурсы: Иллюстративный материал, раздаточный материал.

Деятельность учителя / метод, средство, прием

Деятельность ученика / форма работы, используемые средства

Проверка готовности к уроку.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

(включение учащихся в активную деятельность)

Прочитайте на доске меня внимательно и ответьте на вопрос,

Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

– Какой бывает мороз? (Трескучий, слабый, сильный.)

Как догадались? (дунул, на окнах узоры)

Что вы только что прочитали? (стихотворение-загадку)

Посмотрите на иллюстрации (зимние пейзажи и портрет Некрасова). Скажите какая у нас тема стихотворения. (Стихотворения о зиме Н.А. Некрасова)

— Сегодня мы совершим путешествие в мир красок зимы, звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в её картины и описывать её.

– Вам нравится морозная погода? Почему? – Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.

Отгадывают загадку, рассматривают иллюстрации – выходят на тему урока.

(создание проекта работы на уроке)

Перед тем как начнём работу, подумаем, что мы будем делать на уроке? (прочитаем стихотворение, найдём в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения, дадим характеристику героя, будем учиться читать выразительно произведение, учить наизусть).

Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода».

— Попробуем предположить, каким, по-вашему, будет Мороз в стихотворении? (строгий, суровый, серьёзный).

А теперь внимательно прослушайте стихотворение и проверим такой ли Мороз в нём, как мы предположили.

— Каким вы представляете себе мороза? Почему автор называет Мороза – воеводой? Что значит воевода? (тот, кто ведёт войска) Удачно ли это сравнение?

– А есть ли ещё непонятные слова? Соедините слова с их значением в паре.

Дозором обходит – сторожит.

Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.

Обозы – вереница гружёных повозок.

Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.

Владенья – своя собственность.

(вывешиваю ещё иллюстрации)

Дети ставят перед собой цели и задачи. Прослушивание текста, работа со словарём.

(самостоятельная работа в парах, группах, индивидуально)

– Откройте учебник на с. 169. Мы продолжаем работу с текстом произведения.

2)-Перечитайте стихотворение вполголоса и подумайте, на какие две части его можно разделить?

Первая часть – “Шествие Мороза”, вторая часть – “Песня Мороза”

Как прочитаем первую часть (спокойно, бодро).

— Почему автор назвал Мороза воеводой?

(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)

— Какие воины у “Мороза-воеводы”?

(“Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).

— Расскажите о его владениях.

(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).

— Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

— Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так думаете? (Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки). — А что ещё умеет мороз?

— Можно ли его сравнить с богатырём? Какое орудие, похожее на богатырское, носит с собой Мороз?

— Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя?

(Он использовал приём- олицетворение , чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)

— Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

— Каким вы представили “Мороза-воеводу”? Выберите из списка слов.

(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Шаг на месте, не спеша,

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам.

— Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены , как у былинных героев.)

— Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
— Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…

— Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

— Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…

— Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

— Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами,

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе — это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

В парах попробуем сравнить мороза с людьми.

Мороз украшает природу как художник.

Строит мосты и дворцы как как архитектор и строитель.

Силён и храбр, охраняет свои владения, как богатырь, герой, хозяин.

Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

– Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

– Прочитайте песню Мороза вслух.

– Кто лучше прочитал?

— Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем).

— С чем это связано? (Мы строили свои предположения, не прочитав произведения).

На какого Мороза из иллюстраций – он по- вашему похож и почему?

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное».

самостоятельное выразительное прочтение, ответы на вопросы, создание портрета героя через сравнение и подбор эпитетов.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.11.2019

Некрасов Н. «Не ветер бушует над бором»

Жанр: стихотворение (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Главные герои стихотворения «Не ветер бушует над бором» и их характеристика

  1. Мороз-воевода. Сильный, суровый, хвастливый.

План пересказа стихотворения «Не ветер бушует над бором»

  1. Не ветер бушует
  2. Дозор Мороза
  3. Тропинки и земля
  4. Узоры и воды
  5. По деревьям
  6. Палица
  7. Песня
  8. Дворцы изо льда
  9. Мосты
  10. Богатство Мороза

Главная мысль стихотворения «Не ветер бушует над бором»
Велик и могуч Мороз, неисчислимы его богатства.

Чему учит стихотворение «Не ветер бушует над бором»
Стихотворение учит уважать и опасаться мороза. Учит любить зимнюю природу, ее суровую, но столь прекрасную красоту. Учит не хвастать.

Отзыв на стихотворение «Не ветер бушует над бором»
Мне нравится это красивое стихотворение и нравится залихватское хвастовство Мороза. Он уверен в своем всемогуществе, в своих силах, и не терпит противоречий. Он строит свое царство по своим законам.

Анализ стихотворения «Не ветер бушует над бором»
Стихотворение является отрывком из поэмы «Мороз Красный нос», и было написано Николаем Некрасовым в 1863 году.
По жанру это пейзажная лирика, полная красивых образов, олицетворений и эпитетов. Поэт одушевляет мороз, делает его могучим повелителем холода, сказочным богатырем. Но при этом слегка посмеивается над хвастовством мороза, хотя и отдает дань его силе.
Очень удачно поэт использует сравнение мороза с воеводой, подчеркивая его силу и власть над землей.
Стихотворный размер — амфибрахий, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Не ветер бушует над бором»
Эпитеты: мороз-воевода, лесные тропы, голой земли, пушисты вершины, красив узор, яркое солнце, косматой бороде, удалую, хвастливую песню
Метафоры: по деревьям шагает, играет в бороде, дворцы изо льда, под гнет, мосты ледяные, царство мое
Олицетворения: ветер бушует, дозором обходит, глядит, солнце играет, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

Пословицы к стихотворению «Не ветер бушует над бором»
Заковал мороз реки, да не навеки.
К удалому и счастье бежит.
Зима пришла и мороз принесла.
Зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
В большой мороз и звезды пляшут.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Не ветер бушует над бором»
То не ветер бушует над бором, и не с гор бегут ручьи. То Мороз-воевода обходит свои владения.
Он проверяет хорошо ли заметены лесные тропы, и не видно ли где голой земли. Пушисты ли узоры на соснах, и крепко ли скованы льдом воды.
Он шагает по деревьям и трещит по замерзшей воде, а в его бороде играет солнце.
Забравшись на сосны, он бьет палицей по веткам, и поет хвастливую песню.
Обещает пойти на моря-океаны, и построить дворцы изо льда. Упрятать под лед реки, и построить небывалых мостов. И там, где текли свободные воды, будут ходить пешеходы и ехать обозы. Мороз богат и не считает своего богатства. Он убирает свое царство алмазами, жемчугом и серебром.

Источник

Николай Некрасов — Мороз-воевода: Стих

….Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро

Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Анализ стихотворения «Мороз-воевода» Некрасова

Николай Некрасов в своих творениях часто описывал жизнь людей и рассказывал об их бедном существовании. В стихотворениях о природе поэт старался подчеркнуть ее красоту, гармонию и умиротворенность. Чтобы читатели более ярко представляли себе персонажа, Н. Некрасов часто описывал пейзажи и наделял их образами. Стихотворение «Мороз-воевода» — это не отдельное произведение, а отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», которая была написана в 1863 году. Автор посвятил эту поэму своей сестре Анне.

Сюжет и использованные средства выразительности в тексте

В произведении «Мороз-воевода» автор рассказывает о красоте зимней природы и наделяет лирического героя сказочными способностями. Чтобы изобразить «воеводу», автор представляет его в живом образе. С помощью приема — олицетворение, поэт показывает какие действия совершает герой (задумаю, упрячу). Большинство действий «воеводы» сильно преувеличены, а значит герой предстает перед читателями в виде волшебного существа.

Образ Мороза — могущественный и величественный, он властный хозяин, который расхаживает по своим владениям. Природа радостно реагирует на появление Мороза. Это можно проследить по используемым эпитетам (яркое солнце) и олицетворениям (играет в косматой бороде).

Кстати, словосочетания «косматая борода» и «играет солнце» показывают некую отцовскую связь между природой и хозяином зимы. Мороз очень тщательно следит за обстановкой в своих владениях и ничто не оставляет без внимания.

Сила могущественного героя также прослеживается в метафоре «упрячу под гнет». В данной ситуации «гнетом» является лед.

Стихотворение можно сравнить с былиной. В былинах всегда рассказывается о подвигах героев, которые смело охраняли русскую землю от врагов. В данном произведении Мороз выступает в качестве смелого, могущего героя, который не только обходит свои владения, но и охраняет их. Словосочетание «нет ли где» указывает на то, что «воевода» заботливый и надежный хозяин.

Чтобы правильно отобразить песню, которую поет Мороз, автор использует фразу «хвастливую песню поет». Это сделано для того, чтобы показать читателям, что Мороз гордится своими владениями и хвастается тем, что делает. Однако главный герой не только хвастун, он удалой, и делает все, чтобы защитить и украсить свое царство. Это качество демонстрирует эпитет «удалую песню». Кроме этого, хозяин еще и богатый и щедрый (богат я, казны не считаю).

Источник

Урок литературного чтения. Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…». 3-й класс

Класс: 3

Обучающие: обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» – «Не ветер бушует над бором. «; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.

развитие памяти, мышления, внимания;

речи, творческих способностей;

формирование способности полноценно воспринимать

Воспитательные: приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков, воспитание патриотических чувств.

Оздоровительные: предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.

Оборудование. Учебник «Родная речь-2» (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет Н.А. Некрасова; детские книги со стихами Н.А. Некрасова (с иллюстрациями); презентация, музыкальная запись произведений Вивальди “Зима” и П.И. Чайковского “Декабрь”.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Н.А.Некрасова.

III. Проверка домашнего задания

IV. Чтение отрывков из стихотворения “Дед Мазай и зайцы”

V. Знакомство с новым материалом

— Давайте вспомним, как прошло детство Н.А. Некрасова. Кто и что повлияло на его творчество?

Д. Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне Малые Веши близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.

У. Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний «зеленый шум» лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей.

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться. –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь.

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы-могучего богатыря, чародея и написал в поэме “Мороз-красный нос”. Но, посмотрев на обложку книги, вы видите простую русскую женщину, крестьянку. Она рано осталось вдовой с тремя детьми на руках, ей приходилось и в поле работать, и по дому, и прясть, и ткать, и за скотиной ходить, а зимой запрягать в сани лошадь и самой ехать с лес дрова рубить. Вот там то и встретилась она с Морозом.

Целиком это произведение вы будете изучать в старших классах. Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» – «Мороз-воевода», как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Слайд №2. Работа с толковым словарём

Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.

Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное.

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

Гнет – тяжесть, груз.

Дозор – обход для осмотра.

Казна – имущество, денежные и иные средства.

Обоз – несколько повозок с грузом.

Не скудеет – не беднеет.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Чем вам понравилось это стихотворение?

– В какой сборник вы разместили бы это произведение (сказки-несказки, сказки, стихи о зиме)?

— Каким вы представляете себе Мороза?

Д: Строгим, грозным, властным, богатым.

Словесное рисование. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

— Какие картины видим?

2. Чтение стихотворения детьми про себя.

Задание перед чтением:

— Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам ещё непонятно, потом спросите.

— Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

3. Словарная работа.

(Часть 1 – «Шествие Мороза», часть 2 – «Песня Мороза».)

— Какие сказки о Морозе вы читали?

— Как боролся с Морозом крестьянин? (Выколачивал его из полушубка, дрова рубил). Покажите.

— А барин? (Покажите)

5. Работа над содержанием стихотворения.

Чтение стихотворения детьми по четверостишиям. Разбор.

Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы.

— Почему поэт называет Мороза воеводой? (Мороз руководит жизнью природы.)

— Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? (Что ему все подчиняются.)

— Как вам кажется, удачно ли это сравнение?

— Найдите ещё два сравнения.

(Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)

— Зачем они употреблены? (Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.)

Мороз – хозяин. Слайд №3

2-е четверостишие – заботливый. Слайд №4

3-е четверостишие — любит красоту. Слайд №5

4-е четверостишие — внешний вид (пугающий, устрашающий — косматая борода, но его любят и не боятся). Слайды №6-7

5-е четверостишие – озорник. Слайд №8

Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

Выслушивают 2–3 учеников.

— Как Мороз говорит о своем могуществе? (Хвастливо, гордо)

— Найдите, как называет эту песню Некрасов? (Хвастливой)

— Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? (Он властный, грозный, удалой, хвастливый)

— Прочитаем песню Мороза вслух.

— Кто лучше прочитал?

— Совпадает ли образ Мороза, сложившийся у нас с образом его песни?

Прослушивание музыкальной записи.

— Какая музыка подходит к образу нашего Мороза-воеводы?

— Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. (Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.)

— Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Какой литературный прием использовал автор? Какие еще литературные приемы использует автор при описании русской природы?

Метафоры (голая земля”, “по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”).

— Как надо читать это стихотворение? (Первую часть – неторопливо, веско, бодро, вторую часть – гордо, несколько хвастливо)

— Как понять выражение: «Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро»? (Мороз украшает все снегом, инеем)

— Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? (Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи, еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям, пение песни.)

— Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста. (Используются слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны».)

Подготовка к выразительному чтению

— Расставьте паузы и поставьте логические ударения. Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.

1 вариант – шествие Мороза.

2 вариант – песня Мороза.

Д. Не ветер | бушует над бором, |
Не с гор побежали | ручьи, |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины, щели, |
И нет ли где голой земли? | |

— Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

Дети читают «по цепочке».

6. Домашнее задание

— Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором. «.

— С каким произведением вы познакомились на уроке?

— Как образ Мороза-воеводы с образом русского человека? С образом России?

— Какие стихотворения русских поэтов русских поэтов говорят о силе духа россиян? (Суриков “Встреча зимы”). Выборочное чтение.

7. Творческая мастерская

Презентация раздела “Здравствуй, гостья-зима!” из сборника стихов “Как хорошо на этом свете жить!”, сочинённых и оформленных детьми в разное время.

Источник

Читайте также:  Сравнить круз с фокусом