Меню

Некрасов тютчев фет сравнение



Любовная лирика Ф.И. Тютчева, Л.Л. Фета, Н.Л. Некрасова (сопоставительный анализ).

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении «В дымке-невидимке». Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. Прожив долгую жизнь он сохраняет юношеский пыль в своих произведениях.Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как «Нет, я не изменил», «Люби меня! Как только твой покорный» или же «Еще люблю, еще томлюсь».

Самым значительным в лирике Ф был цикл стих-й, посвящ-х Марии Лазич. Чувства их были взаимны, но брак невозможен, т.к. Фет женился по расчёту. Этот цикл посвящён уже умершей возлюбленной. Из этих стих-й мы видим, что Ф интересует не индивид характ-ка, не психологич портрет героини, его интересует сам процесс чувствования. Чувство передаётся не в целостности, а в деталях, тонч-х оттенках. Ф передаёт тончайшие иррационал-е переживания человека. Ф очень дорожит мигом. Мир, природа живёт интимной жизнью. Любовь как преодолённое страдание. Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

Любовь у Тютчева: Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания. В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье («Сей день, я помню для меня…», «К.Н.»). стихотворение «Я помню время золотое…» — воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой. Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективные образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я. Это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30х пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба (о как убийственно мы любим \ как в буйной слепоте страстей \ мы то всего вернее губим \ что сердцу нашему милей!»). проблема жизненных путей человека получила у Т-ва конкретное и философское раскрытие.

Любовь у Некрасова:Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди. »). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Но в центре “панаевского цикла” — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов). мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной. », «Мы с тобой бестолковые люди. »); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя. », «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей. »); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно. », «Давно — отвергнутый тобою. »); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг. » и «Тяжёлый крест достался мне на долю. », «Прости» и «Прощание»).

Читайте также:  Сравнение неандертальцев с кроманьонцами

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют — в интимной лирике — двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

Источник

Анализ лирических произведений Тютчева, Некрасова

Анализ лирических произведений Тютчева, Некрасова

Тема лирических стихотворений Тютчева и Фета очень часто встречается в ЕГЭ по литературе, также вам может выпасть в ЕГЭ по литературе Некрасов и его стихотворения. Так что вам стоит хорошенько подготовиться, дабы успешно сдать ЕГЭ по литературе на высокий балл, и мы вам в этом поможем. Ниже познакомимся с творчеством Тютчева (обзорно и Некрасова (рассмотрим его произведения, указанные в кодификаторе к ЕГЭ по литературе

Особая природная привлекательность есть в произведениях Ф.И.Тютчева. Поэт прожил большую и интересную жизни, богатую событиями и встречами. В 1819 году он стал студентом Московского университета. В эти же годы появились в печати и его первые стихотворения. Но через два года, после окончания университетского курса, молодой Тютчев избрал для себя не литературную, а дипломатическую карьеру. Он уехал с русской миссией в Мюнхен. За границей, на службе, поэт провел почти двадцать два года. Впервые с целым циклом стихотворений Тютчева любители русской литературы и поэзии познакомились в 1836 году, тогда их опубликовал петербургский журнал «Современник». Пушкин, издатель журнала, принял стихи Тютчева с «изумлением и восторгом», а литературная критика оценила их лишь спустя четырнадцать лет. К этому времени поэт уже жил в России. Выйдя в отставку, он вместе с семьей в 1844 году переехал в Петербург. О Тютчеве- поэте знали лишь немногие. Его «открыл» Некрасов. В 1850 году, перелистывая старые номера «Современника», он нашел напечатанные в нем тютчевские стихи и в одной из своих статей дал подробный их разбор, причислив самого Тютчева к «первостепенным поэтическим талантам». Через четыре года вышел в свет первый стихотворный сборник поэта. Сборник получился небольшим, всего 119 стихотворений, но очень верно сказал Фет:

…Муза, правду соблюдая,

Глядит, а на веках у ней

Во эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Давайте теперь перейдем к творчеству Н.А. Некрасова и отметим основные интересные факты, касающиеся его стихотворений, в чем заключается их идея и тема, что предшествовало написанию и как они повлияли на общество.

Стихи Некрасова прекрасны и певучи, написаны они замечательным богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне.

Стала скотинушка в лес убираться,

Стала рожь-матушка в колос метаться

Тут чувствуется, что это подлинная, живая русская народная речь. Как играют, как хороши здесь слова: рожь-матушка, выражающие любовь и нежность простого крестьянина к тем выстраданным потом и кровью долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!

Читайте также:  Поло или рио сравнить 2016

Бесчисленное множество в произведениях Некрасова ярких, колоритных и искрометных чисто народных выражений. К примеру, о ржаных колосьях:

Стоят столбы точеные,

И о свекле, которую только что вытащили из земли:

Точь-в-точь сапожки красные

Лежат на полосе.

Его описание природных явлений не переливаются хрустальным слогом Фета, но в них столько простоты народного счастья и прямоты:

Весной, что внуки малые,

С румяным солнцем-дедушкой

Играют в облака.

Часть своих сравнений Некрасов заимствовал из народного фольклора: народных загадок, сказок, песен. Особенно были близи поэту народные песни, их мелодичность и точное повествование всех печалей и радостей мужицкой жизни. Слушая с детства их, он и сам научился слагать прекрасные песни («Солдатская песня», «Русь», «Зеленый шум»). Его произведения – это прославление великодушия, героизма, могучей силы великого русского народа. Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе, как раз из задания егэ по литературе

«Железная дорога». В стихотворении использованы подлинные факты, относящиеся к постройке Николаевской (Октябрьской) железной дороги между Москвой и Петербургом. Строителем дороги считается граф Клейнмихель, отличавшийся особой жестокостью. За 6 месяцев изнурительных работ землекопы получали на скудных 2казенных харчах» 17.5 рублей. Им не полагались одежда и обувь, управляющие всячески обсчитывали их, а в случае недовольства наказывали плетьми и розгами.

Николаевская железная дорога не единственный пример масштабной стройки с применением подобных жестоких мер принуждения. Во второй половине пятидесятых годов в период царствования Александра второго, обращение с рабочими не стало мягче.

Стихотворение было представлено в цензуру поэтом в мае 1864 года. К печати не допустили. В 1865 году Некрасов воспользовался освобождением «современника» от предварительной цензуры, разместил стихотворение на страницах журнала. После это министр внутренних дел объявил «Современнику» второе предупреждение. Это грозило закрытием издания.

«Железная дорога» очень сильно влила на молодое поколение 1860-1870 годов, подстегивая революционное движение и взгляды. В 1873 году в Женеве вышел в печать «Сборник новых песен и стихов», его предназначение — революционная агитация крестьянских масс. В сборник была включена и «Железная дорога» сопровождаемая особыми аннотациями. В предисловии были строки «Мы припомним их всех, когда придется сводить счеты с царями и барами», относящиеся к замученным рабочим на постройке железной дороги.

«Элегия». В «Элегии», равно как и во многих иных стихотворениях Некрасова этого периода передана мысль о бедствиях русского народа и по прошествии крестьянской реформы:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?

Стихи эти очень точно попадали в цель — призыв к революционному движению, это прямой посыл крестьянам. В 1874 году Некрасов писал Ермакову «Посылаю тебе стихи; так как это мои самые любимые и задушевные из написанных мною в последние годов, то и посвящаю я их тебе, самому дорогому моему другу».

«В дороге». В подцензурной печати было немного таких смелых протестов против рабства крестьян, как в этом стихотворении. Белинский выразился в разговоре с Некрасовым по поводу данного произведения «Да знает, что вы поэт – и поэт истинный?» В отзыве о стиха, опубликованных в «Петербургском сборнике» Белинский напишет об этом стихотворении Некрасова: « Самые интересные из них принадлежат перу издателя сборника г. Некрасова. Они проникнуты мыслию; это — не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного. Вот лучшее из них – «В дороге».

«Поэт и гражданин» стихотворение относится к периоду борьбы представителей революционно-демократического направления в искусстве с приверженцами «чистой эстетики». Это по сути манифест революционной демократии.

В основу произведения легли идеи В.Г. Белинского и сыграло важную роль в борьбе разночинцев 1860-х годов за истинное революционно-демократическое искусство. Писался «поэт и гражданин» Некрасовым долго. Первые строфы были опубликованы поэтом в современнике в 1855 году. Но в 1856 году работа над стихотворением продолжалась, исходя из писем Некрасова Тургеневу, он устал писать.

Поэт торопился закончить «Поэта и гражданина» с целью сделать его своеобразным предисловием к своему сборнику «Стихотворений» уже прошедшему цензуру.

При публикации книги в 1856 году поэт находился за границей и редактором «современника» выступал Чернышевский, который и опубликовал «Поэта и гражданина» в полной версии, что вызвало шквал негодования цензоров. Позже Чернышевский напишет: «Беда, которую я навлек на «Современник», была очень тяжела и продолжительна» Начались гонения на сочинения Некрасова и журнал. Находясь за границей Некрасов получил информацию, что будет арестован и заключен в Петропавловскую крепость по возвращении. Однако это не пугало его, что подтверждается его письмами: «Я не ребенок; я знал, что делал».

Читайте также:  Сравнение графических процессоров для планшетов

Источник

Сходство и различие любовной лирики Тютчева и Некрасова

Тема: Лирика Ф.И. Тютчева и Н. А. Некрасова, А.А. Фета.

Сходство и различие любовной лирики Тютчева и Некрасова.

«Поэзия сердца –вечная тема любви»

В середине ХIХ века лирика большинства русских поэтов тяготеет к циклизации.в первой трети ХIХ века, когда на смену идее государственности пришла идея личности. личность заняла главенствующее положение в системе ценностей, а потому она стала не только субъектом, но и объектом творчества.
У Некрасова «проза» и «поэзия» в любви сочетаются. Любовь — земное чувство, поэтому отношения между любящими людьми достаточно сложны. Их духовные и нравственные стремлениястановятся продолжением личной драмы. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» — эта мысль проходит через все творчество Н.А.Некрасова.
Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой. А потому и духовная близость сменяется ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь. Особенность лирики Некрасова – разрушение лирической замкнутости. Героиня является герою из какого-то таинственного мира, появляясь в стихотворении со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. Жгучие укоры, слезы сменяются нежностью и прощением друг друга. Некрасов умел соединить поэзию и ежедневную прозу.

Тема любви у Некрасова очень широкая. Н.А. Некрасов – человек огромного сердца. Для него истинный поэт и настоящий человек обязан уметь любить. Умеющий любить женщину, не может ни любить своей Родины, своего народа, не может и не должен быть равнодушным к горю и мукам неимущих людей.

Будь гражданин, служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Все обнимающей любви!

Для Некрасова любовь – это возможность единения людей, родство душ и исток всего доброго и чистого. Настоящий поэт должен обладать большим сердцем, вмещающим святую, благородную любовь к людям. Он должен обладать мужественной душой, а также истинной гражданской смелостью. Эта мысль проходит через всё творчество Н.А. Некрасова. Из этого следует, что один из основных принципов осознания и изображения действительности в лирике Некрасова – чувство социальности.

Герои Некрасова –сильные, страстные, противоречивые личности. Несмотря на частые ссоры и размолвки, люди они близкие духовно и хорошо понимающие друг друга.

Абсолютно другие оттенки любвиможно заметить в поэзии Тютчева. Прекрасно показал в своих работах восторженное чувство юноши. Лирического героя любовь наполняет смыслом жизни, он счастлив. Стихотворение Тютчева «Я встретил вас и всё былое» прекрасный пример стихотворения о чистой любви, автор рассматривает тему чувств. Так, например, данное стихотворение описывает чувства, вновь испытываемые счастливым лирическим героем. Тютчев открывает для нас светлое чувство любви с привычного ракурса для всех. Так любовь предстаёт в его стихотворение как что-то искреннее, светлое и нежное. Стихотворение погружает читателя в мир теплоты и гармонии. В произведении преобладает нежная, эмоциональная лексика, которая показывает молодость и чувственность лирического героя. Тютчев хотел изобразить счастливую и светлую жизнь, которая возможна, если ты любишь. Автор передает силу любви, верность в любви герои автор хвалит его чудесные проявления своих чувств. Воспоминания дарят личности вдохновение и надежду, любовь возражает минувшие воспоминания, любовь — это то что наполняет нас жизнью.

Также поэт прекрасно рассказал о роковой страсти в зрелые годы, которая может принести человеку душевные муки или даже погибель. Любовь — это стихийная страсть, дисгармония и роковой поединок. Она сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение личностей, в ходе которого должен погибнуть слабый. Чувство, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества к любящим: «…Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Чувства сильны и беззаветны, сердца преданы друг другу, однако «союз души с душой» губителен. Если сердца обречены на любовь, значит, они обречены и на поединок друг с другом, это неизбежно:

«О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей ».

Своеобразие любовной лирики Некрасова и Тютчева в том, что любовь изображается как чувство сложное, противоречивое. Не всегда между героями стихотворений царит согласие, взаимопонимание. Часто, очень часто по каким-то причинам между героями возникаю конфликты, идет борьба, идет непрекращающийся поединок.Но разница в том, что поединок этот разный. Многие исследователи творчества Некрасова отмечают, что поединок героев его произведений – это поединок равных. В отличие от Некрасова Тютчев изобразил в своих произведениях поединок героев как «роковой».

Источник