Меню

Обеспечение единства измерений история



Обеспечение единства измерений

Обеспечение единства измерений является важной частью метрологической деятельности, которую осуществляют федеральные органы исполнительной власти, юридические лица и индивидуальные предприниматели, целью которой является получение метрологически сопоставимых и совместимых результатов измерений.

Деятельность по обеспечению единства измерений делится на две сферы: сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и сферу добровольной деятельности.

В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применению стандартных образцов, средств измерений, методик(методов) измерений, а также иной деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, регулируются Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений».

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений определяется действующим законодательством как положениями прямого действия, так и косвенно. Так, в части 3 статьи 1 указано, что сфера государственного регулирования распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной деятельности;
3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
4) осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
6) осуществление производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
7) осуществление торговли, выполнении работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов;
9) оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;
10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;
12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
13) проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;
14) выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
17) осуществление мероприятий государственного контроля (надзора);
18) осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
19) обеспечении безопасности дорожного движения.

В части 4 той же статьи отмечается, что «к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».

При этом, в части 5 статьи 5 изложено требование, в соответствии с которым: «Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1-5, 7-13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. При установлении обязательных метрологических требований могут использоваться результаты измерений, полученные с применением референтных методик (методов) измерений».

Таким образом, измерения, описанные в пунктах 6, 14, 16, 17 и 19 части 1 непосредственно отнесены к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так же к указанной сфере относятся измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, остальные измерения относятся к сфере государственного регулирования только в том случае, если они отнесены к ней соответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, предусмотренных той же частью 3 статьи 1 и к ним установлены обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах:

1) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
2) поверка средств измерений;
3) метрологическая экспертиза;
4) федеральный государственный метрологический надзор;
5) аттестация методик (методов) измерений;
6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Источник

Закон «Об обеспечении единства измерений»

В 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства изме­рений». До того по существу не было законодательных норм в области метрологии. Правовые нормы устанавливались поста­новлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений — от терминологии до лицензирования метрологической деятельно­сти в стране. Установлено четкое разделение функций государ­ственного метрологического контроля и государственного мет­рологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.

Читайте также:  Оплата поверки средств измерения

Реорганизация государственных метрологических служб, необходимость которой диктовалась переходом страны к ры­ночной экономике, фактически привела к значительной степе­ни разрушения централизованной системы управления метро­логической деятельностью и ведомственных служб. Появление различных форм собственности послужило причиной возник­новения противоречий между обязательностью государственных испытаний средств измерений, их поверки, государственным надзором и возросшей степенью свободы субъектов хозяйст­венной деятельности. К этому добавились и другие проблемы, связанные с необходимостью для России интеграции в миро­вую экономику, вступления в ГАТТ/ВТО и т.д. Таким образом, проблема пересмотра правовых, организационных, экономиче­ских основ метрологии стала весьма актуальной.

Метрология относится к такой сфере деятельности, в кото­рой основные положения обязательно должны быть закрепле­ны именно законом, принимаемым высшим законодательным органом страны. В самом деле, юридические нормы, непосред­ственно направленные на защиту прав и интересов потребите­лей, в правовом государстве регулируются стабильными зако­нодательными актами. В этой связи положения по метрологии, действовавшие до введения Закона «Об обеспечении единства измерений», применяются лишь в части, не противоречащей ему.

Рассмотрим основные положения Закона «Об обеспечении единства измерений».

Цели Закона состоят в следующем:

· защита прав и законных интересов граждан, установлен­ного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результа­тов измерений;

· содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных этало­нов единиц величин и использования результатов измере­ний гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;

· создание благоприятных условий для развития междуна­родных и межфирменных связей;

· регулирование отношений государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпус­ка, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

· адаптация российской системы измерений к мировой практике.

Особенность Закона в отличие от зарубежных законода­тельных положений по метрологии заключается в том, что, не­смотря на основные сферы его приложения — торговля, здра­воохранение, защита окружающей среды, внешнеэкономиче­ская деятельность — он распространяется на некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Закон предоставляет право аккредитованным метрологическим службам юридических лиц выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.

За рубежом в компетенцию федеральных органов власти входит только установление основ законодательства об обеспе­чении единства измерений. В отличие от практики зарубежных государств с федеративным устройством в РФ отношения, свя­занные с обеспечением единства измерений, регулируются лишь федеральными законодательными актами. Исключением из этого правового положения является предоставление субъек­там федерации в России возможности принимать нормативные акты по некоторым вопросам государственного метрологиче­ского контроля и надзора.

Закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает и законодательно закрепляет основные понятия, принимаемые для целей Закона: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический кон­троль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сер­тификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Основные статьи Закона устанавливают:

· организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;

· нормативные документы по обеспечению единства измере­ний;

· единицы величин и государственные эталоны единиц вели­чин;

· средства и методики измерений.

Закон определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологи­ческие службы государственных органов управления и юриди­ческих лиц, а также виды и сферы распределения государст­венного метрологического контроля и надзора. Отдельные ста­тьи Закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение Закона.

Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы, подчеркивает меж­отраслевой и подведомственный характер ее деятельности (например, утверждение общероссийских нормативных доку­ментов). Межотраслевой характер деятельности закрепляет право­вое положение Государственной метрологической службы, анало­гичное другим межотраслевым и контрольно-надзорным органам государственного управления (Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор и др.).

Характерной чертой правового положения Государственной метрологической службы является подчиненность по вертикали одному ведомству — Госстандарту России, в рамках которого она существует обособленно и автономно.

Становление рыночных отношений наложило отпечаток на статью Закона, которая определяет основы деятельности метро­логических служб государственных органов управления и юриди­ческих лиц. Как отмечалось выше, в зарубежной практике во­просы деятельности структурных подразделений метрологиче­ских служб на предприятиях («промышленная метрология») выведены за рамки законодательной метрологии, а их деятель­ность стимулируется чисто экономическими методами. В Рос­сии на сегодняшний день признана целесообразность сохране­ния законодательных положений, касающихся промышленной метрологии.

Специалисты отмечают также, что со временем утратит ак­туальность положение Закона о метрологических службах в госу­дарственных органах управления, поскольку уже сейчас заметны ослабление отраслевых органов управления и рост числа неза­висимых юридических лиц.

Читайте также:  Мостовая схема измерения постоянный ток

Современный этап развития экономики в России вызывает трудности в реализации некоторых положений Закона (напри­мер, касающихся поверки и аккредитации соответствующих служб на право поверки, а также утверждения типа средств из­мерений), в связи с чем требуются дальнейшее совершенство­вание, актуализация, конкретизация законодательных положе­ний.

Но вместе с тем по крайней мере три причины требовали законодательного закрепления Российской системы измерений:

· использование неверных приборов или методик выполне­ния измерений ведет к нарушению технологических процессов, потерям энергетических ресурсов, аварийным си­туациям, браку и др.;

· значительные затраты на получение достоверных ре­зультатов измерений. В странах с развитой экономикой на измерения расходуется почти 6% ВНП;

· децентрализация управления экономикой вызывает необ­ходимость структурных изменений в метрологии.

Закон служит базой для создания в России новой системы из­мерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это прежде всего не­обходимо для взаимного признания результатов испытаний и сертификации, а также для использования мирового опыта и тенденций в современной метрологии. Некоторые из них учте­ны в Законе. Так, заменены устаревшие понятия и термины, трансформирована система поверки средств измерений: вместо государственной и ведомственной поверки, а также аккредито­ванными службами юридических лиц введена единая поверка средств измерений. Требования к аккредитованным метрологи­ческим службам и порядок их аккредитации в максимальной сте­пени приближены к новым условиям и одновременно — к обес­печению в этих условиях единства измерений.

В тех сферах, которые не контролируются государственны­ми органами, создается Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений.

Особо следует отметить введение института лицензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензии предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы.

В области государственного метрологического надзора вве­дены новые виды надзора: надзор за количеством товаров, от­чуждаемых при торговых операциях, а также за количеством товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже, что практикуется и в зарубежных странах. Основные цели вне­дрения этого нового для нашей страны надзора направлены на гарантированное соответствие применяемых в торговле средств измерений предъявляемым требованиям, а в таких условиях нарушение метрологических норм может быть следствием лишь некомпетентности либо злоупотреблений персонала.

Нововведением является также расширение сферы распро­странения государственного метрологического надзора на бан­ковские, почтовые, налоговые, таможенные операции, а также на обязательную сертификацию продукции и услуг.

Закон вводит добровольную Систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Стимулом к этому послужили не только проблемы сохранения единства измерений в сферах, не подлежащих госу­дарственному метрологическому контролю, но и необходимость повышения качества и эффективности деятельности по созда­нию парка измерительных средств и защита интересов пользо­вателей средств измерений.

Испытательная база сертификации в данной сфере практиче­ски существует, так как в России имеется как разветвленная сеть испытательных подразделений на базе организаций Гос­стандарта РФ, так и богатый опыт по проведению испытаний измерительной техники. Система добровольной сертификации средств измерений зарегистрирована Госстандартом в Государ­ственном реестре. Все нормативные документы, используемые в системе, гармонизованы с международными правилами и нормами.

Наконец, Закон «Об обеспечении единства измерений» ук­репляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются:

· поддержка приоритетов международных договорных обя­зательств;

· содействие процессам присоединения России к ГАТТ/ВТО;

· сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях;

· создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров в двусторонних и многосторонних внешнеэкономических отношениях.

Во исполнение принятого Закона Правительство РФ в 1994 г. утвердило ряд документов: «Положение о государственных на­учно-метрологических центрах», «Порядок утверждения поло­жений о метрологических службах федеральных органов испол­нительной власти и юридических лиц», «Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», «Положение о метрологическом обеспече­нии обороны в Российской Федерации».

Эти документы вместе с указанным Законом являются основ­ными правовыми актами по метрологии в России. Но следует иметь в виду, что метрологические службы федеральных органов управления не относятся к Государственной метрологической службе, так как их деятельность ограничивается одной отрас­лью (одним ведомством), а сами органы являются объектами государственного метрологического контроля и надзора.

Источник

Лекция №43 Государственная система обеспечения единства измерений в РФ

1)Изучить основные понятия о единстве измерений.

2) Записать в тетрадь конспект (то что нужно записать выделено желтым цветом)

3) Ответить на вопросы в электронном виде (в формате TXT , RTF, DOC, DOCX, PDF, ODT) и отправить файл с ответом в чат

Читайте также:  Измерение емкости конденсаторов с помощью баллистического гальванометра

Обеспечением единства измерений в стране занимается государственная система обеспечения единства измерений.

Единство измерений (traceability) – состояние измерений, характеризующееся тем, что их результаты выражаются в узаконенных единицах, размеры которых в установленных пределах равны размерам единиц, воспроизводимых первичными эталонами, а погрешности результатов измерений известны и с заданной вероятностью не выходят за установленные пределы.

Обеспечение единства измерений – деятельность метрологических служб, направленная на достижение и поддержание единства измерений в соответствии с законодательными нормами, установленными государственными стандартами и другими нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Обеспечение единства измерений в стране осуществляется:

— на государственном уровне;

— на уровне федеральных органов исполнительной власти;

— на уровне физических лиц.

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) – комплекс установленных нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерения в стране.

ГСИ состоит из следующих подсистем (рис. 16):

Правовая подсистема – комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования.

Основными правовыми документами по метрологии в РФ являются:

Конституция РФ (ст. 71р),

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 №4871-1 в редакции 2003 г.,

РМГ 29-99. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения,

ГОСТ Р 8.000-2000. Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения,

ГОСТ 8.417-2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин,

Постановление правительства РФ от 12.02.94 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»,

ИСО 10012-2003 «Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию».

Нормативную базу метрологии можно представить в виде иерархической пирамиды:

— Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» и Постановления правительства РФ;

— национальные и межгосударственные стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ) системы ГСИ;

— правила (ПР) системы ГСИ;

— рекомендации системы ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами.

В целом ГСИ насчитывает более 2400 нормативных документов.

В настоящее время подготовлена новая редакция закона «Об обеспечении единства измерений». Проект данного закона рассматривается в Государственной думе.

В ближайшее десятилетие по прогнозу специалистов будет проводиться перевод обязательных документов, имеющих общетехнический или методический характер, в ранг рекомендаций.

Техническая подсистема представляет совокупность технических средств обеспечения единства измерений:

— эталонная база страны;

— система передачи размеров единиц и шкал физических величин от эталонов ко всем средствам с помощью эталонов и других средств поверки;

— система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерения;

— система государственных испытаний и метрологической аттестации средств измерения;

— система государственной и ведомственной поверки средств измерений;

— система стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

— система стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Государственные эталоны представляют собой национальное достояние и поэтому должны храниться в метрологических институтах страны, в специальных эталонных помещениях, где поддерживается строгий режим влажности, температуры, вибраций и других параметров. В настоящее время эталонная база России состоит из более чем 120 государственных первичных и специальных эталонов (прил.4) и является одной из лучших в мире.

Организационной подсистемой являются государственные и ведомственные метрологические службы, а также метрологические службы предприятий.

Государственная метрологическая служба – совокупность субъектов деятельности и видов работ, которые обеспечивают единство измерений в стране на межрегиональном и межотраслевом уровне и осуществляют государственный метрологический надзор и контроль.

Метрологическая служба (service of legal metrology) – служба, создаваемая в соответствии с законодательством для выполнения работ по обеспечению единства измерений и осуществления метрологического контроля и надзора.

В государственную метрологическую службу входят:

— подразделения департамента по техническому регулированию и метрологии и федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, осуществляющие функции планирования, управления и контроля по обеспечению единства измерения на межотраслевом уровне;

— государственные научные метрологические центры (например ВНИИ метрологии им. Менделеева в Москве; Уральский НИИ метрологии в Екатеринбурге и многие другие);

— органы государственной метрологической службы в субъектах РФ. В России функционирует более 100 таких органов.

Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах, организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами, для выполнения работ по обеспечению единства измерений. Так метрологические службы созданы в Минздраве, Минатоме, Минпромобороне и других федеральных организациях. Свои метрологические службы функционируют в РАО ЕС России, РАО «Газпром», НК «Лукойл». Если на достаточно крупных предприятиях организуются полноценные метрологические службы, то на небольших предприятиях рекомендуется назначать ответственных за обеспечение единства измерений.

Источник