Меню

Обеспечение единства измерений требуется



Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обеспечении единства измерений

Принят Государственной Думой 11 июня 2008 года

Одобрен Советом Федерации 18 июня 2008 года

(В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 30.11.2011 № 347-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 02.12.2013 № 338-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 254-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 27.12.2019 № 496-ФЗ, от 27.10.2020 № 348-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при: (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

8) выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

9) оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

13) проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

14) выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора);

18) осуществлении деятельности в области использования атомной энергии; (Пункт введен — Федеральный закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ)

19) обеспечении безопасности дорожного движения. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

4. К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

5. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

6. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

7. Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства и в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 347-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) аттестация методик (методов) измерений — исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений установленным метрологическим требованиям к измерениям;

2) ввод в эксплуатацию средства измерений — документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению;

3) федеральный государственный метрологический надзор — контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий; (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ; от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

4) государственный первичный эталон единицы величины — государственный эталон единицы величины, обеспечивающий воспроизведение, хранение и передачу единицы величины с наивысшей в Российской Федерации точностью, утверждаемый в этом качестве в установленном порядке и применяемый в качестве исходного на территории Российской Федерации;

5) государственный эталон единицы величины — эталон единицы величины, находящийся в федеральной собственности;

6) единица величины — фиксированное значение величины, которое принято за единицу данной величины и применяется для количественного выражения однородных с ней величин;

7) единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы;

8) измерение — совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины;

9) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа — работы по определению метрологических и технических характеристик однотипных стандартных образцов или средств измерений;

10) калибровка средств измерений — совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений;

11) методика (метод) измерений — совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности;

12) метрологическая служба — юридическое лицо, подразделение юридического лица или объединение юридических лиц, либо работник (работники) юридического лица, либо индивидуальный предприниматель, либо подведомственная организация федерального органа исполнительной власти, его подразделение или должностное лицо, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений и действующие на основании положения о метрологической службе; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

13) метрологическая экспертиза — анализ и оценка правильности установления и соблюдения метрологических требований применительно к объекту, подвергаемому экспертизе. Метрологическая экспертиза проводится в обязательном (обязательная метрологическая экспертиза) или добровольном порядке;

14) метрологические требования — требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены;

15) обязательные метрологические требования — метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и обязательные для соблюдения на территории Российской Федерации;

151) первичная референтная методика (метод) измерений — референтная методика (метод) измерений, позволяющая получать результаты измерений без их прослеживаемости. Первичная референтная методика (метод) измерений, находящаяся в федеральной собственности, является государственной первичной референтной методикой (методом) измерений; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

16) передача единицы величины — приведение единицы величины, хранимой эталоном единицы величины или средством измерений, к единице величины, воспроизводимой или хранимой эталоном данной единицы величины или стандартным образцом, имеющим более высокие показатели точности; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

17) поверка средств измерений (далее также — поверка) — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям;

18) прослеживаемость — свойство эталона единицы величины, средства измерений или результата измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении их связи с государственным первичным эталоном или национальным первичным эталоном иностранного государства соответствующей единицы величины посредством сличения эталонов единиц величин, поверки, калибровки средств измерений; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

19) прямое измерение — измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений;

191) референтная методика (метод) измерений — аттестованная методика (метод) измерений, используемая для оценки правильности результатов измерений, полученных с использованием других методик (методов) измерений одних и тех же величин; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

20) сличение эталонов единиц величин — совокупность операций, устанавливающих соотношение между единицами величин, воспроизводимых эталонами единиц величин одного уровня точности и в одинаковых условиях;

21) средство измерений — техническое средство, предназначенное для измерений;

22) стандартный образец — образец вещества (материала) с установленными по результатам испытаний значениями одной и более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала);

23) технические системы и устройства с измерительными функциями — технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции;

24) технические требования к средствам измерений — требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности результата измерений, предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средств измерений;

25) тип средств измерений — совокупность средств измерений, предназначенных для измерений одних и тех же величин, выраженных в одних и тех же единицах величин, основанных на одном и том же принципе действия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной и той же технической документации;

Читайте также:  Термопары для измерения низких температур

26) тип стандартных образцов — совокупность стандартных образцов одного и того же назначения, изготавливаемых из одного и того же вещества (материала) по одной и той же технической документации;

27) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений — документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;

28) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

281) шкала величины (шкала измерений) — упорядоченный набор значений величины; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

29) эталон единицы величины — техническое средство, предназначенное для воспроизведения, хранения и передачи единицы величины.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

1. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 31. Передача осуществления полномочий по федеральному государственному метрологическому надзору органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия по федеральному государственному метрологическому надзору (за исключением метрологического надзора в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации), предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». (Статья введена — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Глава 2. Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений

Статья 5. Требования к измерениям

1. Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

2. Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

3. Аттестацию первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования, проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик (методов) измерений. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

4. Порядок аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 — 5, 7 — 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. При установлении обязательных метрологических требований могут использоваться результаты измерений, полученные с применением референтных методик (методов) измерений, а также первичных референтных методик (методов) измерений. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

51. Первичная референтная методика (метод) измерений и референтная методика (метод) измерений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. (Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)

Источник

Обеспечение единства измерений требуется

ГОСТ Р 8.000-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

State system for ensuring the uniformity of measurements. Basic principles

Дата введения 2016-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт разработан на основе и взамен национального стандарта ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».

Необходимость пересмотра указанного национального стандарта вызвана изменениями законодательства в области обеспечения единства измерений. В Федеральном законе от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» отсутствует само понятие «Государственная система обеспечения единства измерений». Однако это понятие устоялось в отечественной метрологической практике за более чем 35-летнюю историю своего существования. При этом можно утверждать, что, несмотря на то, указанный термин не упоминается в действующем законодательстве, сама система по-прежнему существует и развивается.

Государственная система обеспечения единства измерений, как и ранее, включает в себя научную (фундаментальную и прикладную), правовую, организационную, нормативно-методическую и техническую составляющие, условия функционирования и требования к которым несколько изменились.

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет общие положения, цель, задачи и состав системы обеспечения единства измерений в Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 8.820 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение. Основные положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанным* всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины «единство измерений», «средство измерений», «стандартный образец», «эталон единицы величины» по Федеральному закону [1]; «величина», «измерение», «значение величины», «метрологическая прослеживаемость», «метрологическая совместимость», «метрологическая сопоставимость» по словарю [2], «шкала измерений» по рекомендациям [3], «средство контроля», «испытательное оборудование» по ГОСТ 16504, «полнота измерительной информации», «достоверность измерительной информации», «своевременность измерительной информации» и «актуальность измерительной информации» по ГОСТ Р 8.820, «аттестация испытательного оборудования» по ГОСТ Р 8.568, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 обеспечение единства измерений: Деятельность, направленная на установление и применение научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения состояния измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин или в значениях по установленным шкалам измерений, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

3.2 система обеспечения единства измерений: Совокупность субъектов, норм, средств и видов деятельности, предназначенная для обеспечения единства измерений.

Читайте также:  Как вычислять погрешности при косвенных измерениях

3.3 сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений: Сфера деятельности, в которой управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляется на основании нормативных правовых документов, принятых в установленном порядке.

3.4 метрологическое обеспечение познавательной, производственной деятельности и деятельности по оказанию услуг (метрологическое обеспечение): Систематизированный набор средств и методов, направленных на получение информации о величинах, характеризующих свойства материальных объектов, обладающей* свойствами, необходимыми для выработки решений по приведению объекта управления в целевое состояние.
_____________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

3.5 метрологическая служба: Структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель, организующие и (или) выполняющие работы и оказывающие услуги по обеспечению единства измерений и (или) в области метрологического обеспечения.

4 Общие положения

4.1 Целями государственного регулирования обеспечения единства измерений являются:

а) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

б) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

в) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

г) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

4.2 Деятельность по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению реализуется, как в областях деятельности, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы и направлена на обеспечение лиц, принимающих управляющие решения, актуальной, полной, своевременной и достоверной информацией о значении величин, полученных в результате измерений, испытаний, контроля, выполняемых при осуществлении следующих видов работ:

— научно-исследовательских;

— опытно-конструкторских;

— технологических;

— по испытанию оборудования, процессов, продукции;

— по контролю условий реализации процессов и эксплуатации продукции;

— по измерениям, испытаниям, контролю в процессе производства, эксплуатации, утилизации продукции, ремонта технических устройств и систем или оказания услуг;

— и других видов работ.

4.3 Деятельность по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению осуществляется в соответствии с:

— Конституцией Российской Федерации (статья 71р);

— Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» [1];

— указами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти;

— настоящим стандартом и другими национальными, межгосударственными, международными и региональными стандартами, принимаемыми в установленном порядке;

— иными организационными и методическими документами, принимаемыми Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, федеральными органами исполнительной власти, корпорациями, предприятиями и общественными объединениями.

4.4 Обеспечение единства измерений в стране осуществляется:

— высшими органами государственной власти;

— федеральными органами исполнительной власти;

— юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

— общественными организациями и объединениями.

При этом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется также деятельность по метрологическому обеспечению.

4.5 Совокупность всех организационных элементов и видов деятельности, связанных с решением задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению, объединяется в Государственную систему обеспечения единства измерений (далее — ГСИ), включающую в свой состав следующие подсистемы:

— научную (фундаментальную и прикладную);

— правовую;

— организационную;

— нормативно-методическую;

— техническую.

4.6 Нормы, правила, положения и требования, формируемые в рамках ГСИ должны быть взаимоувязаны с нормами, правилами, положениями и требованиями документов по техническому регулированию, Государственной системы стандартизации и других общетехнических и организационно-методических документов.

5 Цель и задачи ГСИ

5.1 Цель ГСИ состоит в создании правовых, нормативных, организационных, методических, технических и экономических условий для решения задач в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения.

5.2 Основными задачами ГСИ являются:

— разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению;

— установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению на территории Российской Федерации;

— организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц величин;

— создание и обеспечение эффективного функционирования системы передачи единиц величин и шкал измерений, обеспечивающей метрологическую прослеживаемость результатов измерений к государственным первичным эталонам, включая задачи ее нормативно-методического обеспечения;

— создание экономически рациональной системы государственных эталонов, обеспечивающей функционирование системы передачи единиц величин на всей территории Российской Федерации и для всех заинтересованных организаций, вне зависимости от форм их собственности, а также граждан;

— установление основных понятий метрологии, систематизация соответствующих им терминов и определений;

— создание и внедрение в практику работы метрологических служб эталонов единиц величин, и иных технических средств, повышающих эффективность поверки и калибровки средств измерений, средств контроля, а также аттестацию испытательного оборудования;

— установление общих метрологических норм и правил, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений и обеспечения сопоставимости и совместимости результатов измерений, испытаний и контроля;

— установление требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам измерений, методикам поверки и калибровки средств измерений и средств контроля, аттестации испытательного оборудования и других требований, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений, испытаний и контроля с заданными показателями точности;

— разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;

— осуществление в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений:

а) утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений;

б) поверки средств измерений;

в) метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, а также стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) федерального государственного метрологического надзора за: соответствием используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации; состоянием и применением эталонов единиц величин и шкал измерений, стандартных образцов и средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям; наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений; соблюдением обязательных требований к измерениям; соблюдением установленного порядка уведомления о начале своей деятельности по производству эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

д) аттестации методик (методов) измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

— осуществление вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений на добровольной основе:

а) сертификации средств измерений;

б) калибровки средств измерений, средств контроля и аттестации испытательного оборудования;

в) метрологической экспертизы стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) организации оценки состояния работ по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

д) аттестации методик измерений;

е) добровольного подтверждения компетентности метрологических служб, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или физических лиц (специалистов, экспертов) по различным видам метрологической деятельности, в том числе калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля и т.д.;

ж) участия в работе международных организаций, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений;

и) разработки, совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, стандартов, рекомендаций и других нормативных и методических документов по вопросам, связанным с обеспечением единства измерений или метрологическим обеспечением;

к) организации подготовки и повышения квалификации кадров специалистов, участвующих в выполнении работ в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения;

л) информационного обслуживания по вопросам обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения.

6 Состав ГСИ

6.1 Подсистема основных норм и правил по обеспечению единства измерений

6.1.1 Фундаментальная подсистема

— установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению на территории Российской Федерации;

— организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц величин, методов измерений, испытаний, контроля.

6.1.2 Прикладная подсистема

— создание и обеспечение эффективного функционирования системы передачи единиц величин, обеспечивающей метрологическую прослеживаемость результатов измерений к государственным первичным эталонам, включая вопросы ее нормативно-методического обеспечения;

— создание экономически рациональной системы государственных эталонов, обеспечивающей функционирование системы передачи единиц величин на всей территории Российской Федерации и для всех заинтересованных организаций, вне зависимости от форм их собственности, а также граждан;

— установление основных понятий метрологии, систематизация соответствующих им терминов и определений;

— создание и внедрение в практику работы метрологических служб эталонов единиц величин, и иных технических средств, повышающих эффективность поверки и калибровки средств измерений и контроля, а также аттестацию испытательного оборудования;

— разработка способов нормирования и оценки свойств результатов измерений, испытаний, контроля с целью обеспечения приемлемого качества указанных результатов;

— разработка методов оценки эффективности внедрения измерений, испытаний, контроля в практику работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— создание более совершенных и точных методик измерений, испытаний, контроля и оборудования для их реализации;

— экспертиза и аттестация указанных методик;

— разработка методов организации метрологической деятельности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— разработка критериев и методов оценки компетентности метрологических служб, а также лабораторий и специалистов, осуществляющих деятельность, связанную с измерениями, испытаниями и контролем;

— разработка принципов и порядка осуществления международного сотрудничества в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения;

— разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных и негосударственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники.

6.2 Правовая подсистема

Правовая подсистема — комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов (в том числе, принятых федеральными органами исполнительной власти, в пределах их компетенции), объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к следующим взаимосвязанным объектам деятельности по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению:

Читайте также:  Как измерить давление стопы физика седьмой класс

— совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений;

— терминологии в области метрологии;

— воспроизведению и передаче единиц величин и шкал измерений;

— способам и формам представления результатов измерений и их точностных характеристик;

— методам оценивания погрешности и неопределенности измерений;

— порядку разработки и аттестации методик (методов) измерений;

— комплексам нормируемых метрологических характеристик средств измерений;

— методам установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов;

— порядку проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов;

— порядку утверждения типа средств измерений, стандартных образцов;

— порядку проведения поверки и калибровки средств измерений;

— порядку осуществления федерального государственного метрологического контроля и надзора;

— порядку уведомления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями о начале своей деятельности по производству эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;

— правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц в области обеспечения единства измерений;

— порядку подтверждения компетентности метрологических служб и лабораторий измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля и т.д. по различным направлениям метрологической деятельности;

— порядку аккредитации и уполномочивания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения единства измерений;

— терминам и определениям в области метрологии и обеспечения единства измерений;

— государственным поверочным схемам;

— методикам поверки средств измерений;

— первичным референтным методикам измерений, референтным методикам измерений и методикам измерений;

— формированию и ведению информационных ресурсов в области обеспечения единства измерений.

6.3 Организационная подсистема

6.3.1 Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:

а) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору;

б) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;

в) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

г) метрологическими службами, а также аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

6.3.2 Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются:

а) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

б) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;

в) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;

г) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;

д) осуществление федерального государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.

6.3.3 Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору, осуществляет Правительство Российской Федерации.

6.3.4 Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:

а) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;

б) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;

в) передача единиц величин и шкал измерений от государственных первичных эталонов единиц величин;

г) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

д) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

е) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;

ж) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.

6.3.5 Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

6.3.6 Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.

6.3.7 Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:

а) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин и шкал измерений, используемых для обеспечения прослеживаемости;

б) участие в предоставлении государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;

в) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;

г) передача единиц величин и шкал измерений от государственных эталонов единиц величин.

6.3.8 Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

6.3.9 Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.

6.3.10 Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

6.3.11 Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

6.3.12 Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

6.3.13 Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в областях деятельности, включенных в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, создают в установленном порядке метрологические службы и (или) определяют должностных лиц в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

6.3.14 Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих федеральных органов исполнительной власти, создавших метрологические службы.

6.3.15 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, включенных в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.

6.3.16 Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.

6.4 Нормативно-методическая подсистема

Нормативно-методическую подсистему составляют документы всех видов (стандарты, рекомендации, инструкции и т.п.), принятые на любом из уровней: международные, межгосударственные, региональные и национальные, документы объединений, предприятий и общественных организаций. Указанные документы решают следующие задачи:

— установление общих метрологических норм и правил, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений и обеспечения сопоставимости и совместимости результатов измерений, испытаний и контроля;

— установление требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам измерений, испытаний, контроля, методикам поверки и калибровки средств измерений и средств контроля, аттестации испытательного оборудования и других требований, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений, испытаний и контроля с контролируемыми свойствами;

— предоставление стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

— установление целей, задач и методов организации метрологической деятельности;

— установление целей методов и организации проведения оценки состояния работ по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению, метрологической экспертизы правовых, организационных и технических документов;

— определение задач и порядка осуществления информационной поддержки работ по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению;

— определение порядка участия в международном сотрудничестве в области метрологии.

6.5 Техническая подсистема

Техническую подсистему ГСИ составляют:

— государственные эталоны и эталоны единиц величин и шкал измерений, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включая военные эталоны;

— стандартные образцы состава, структуры и свойств веществ и материалов, иные образцы, используемые для поверки, калибровки, градуировки и метрологической аттестации средств измерений, средств контроля и испытательного оборудования;

— средства измерений, средства контроля и испытательное оборудование, а также вспомогательное оборудование и иные технические средства, используемые при выполнении всех видов метрологических работ;

— специальные здания, сооружения, лаборатории, в том числе передвижные, измерительные и испытательные полигоны для проведения измерений, испытаний и контроля;

— совокупность научно-исследовательских, эталонных, испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (в том числе передвижных) и их оборудования.

Источник