Меню

Область использования метода сравнения



Условия использования метода сравнения и область его применения

Вопрос 2 Способ сравнения как один из методов экономического анализа.

Сравнение — один из способов, с помощью которого человек начал распознавать окружающую среду. «Все познается в сравнении». Каждый показатель, каждая цифра, используемые для оценки, контроля и прогноза, имеют значение только в сопоставлении с другими.

Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее целью определения общих черт либо различий между ними С помощью сравнения определяются общее и специфическое, в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. В экономическом анализе сравнение применяют как основной или вспомогательный способ для решения всех его задач.

Способ сравнения используется в следующих случаях:

· сопоставление плановых и фактических показателей для определения степени выполнения плана и для проверки обоснованности плановых показателей;

· сопоставление фактических показателей с нормативными, позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий;

· сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов;

· сопоставление показателей анализируемого предприятия, с достижениями науки и передового опыта, работы других предприятий или подразделении, необходимое для поиска резервов;

· сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения, неиспользованных резервов;

· сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей;

· сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них;

· сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

Сравнение может быть качественным и количественным.

Процедура сравнения в экономическом анализе включает несколько этапов:

1. выбор сравнимых объектов;

2. выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым заданиям);

3. выбор шкалы сравнения и степени значительности различий;

4. выбор числа признаков, по которым должно проводиться сравнение;

5. выбор вида признаков, а также определение критериев, их существенности и несущественности;

6. выбор базы сравнения.

Различают следующие виды сравнительного анализа:

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

С помощью вертикального анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношения частей целого между собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лег к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей при проведении комплексного анализа и обобщении результатов деятельности предприятий.

Важное условие, которое надо соблюдать при анализе — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

При сравнении должны быть учтены следующие требования:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;

· единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели

· сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.);

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Читайте также:  Страхование от ковид 19 сравнение

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.
Читайте также:  Компания сравним опросы что это

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

Источник

Сравнительный анализ в курсовых и дипломных, научных работах: описание, основные методики, базирующиеся на сравнении, алгоритм проведения, как оформить?

Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.

Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.

Что это такое?

Сравнительный анализ представляет собой эмпирический метод исследования, который позволяет познать особенности изучаемых явлений, процессов, объектов с помощью логики. Этот способ базируется на «антонимах», то есть определении причин и следствий, сходств и отличий, достоинств и недостатков, изменений и тенденций.

На чем основывается сравнительный анализ?

С помощью сравнительного анализа исследователь может по достоинству оценить все стороны объекта исследования. Делается это путем проведения аналогии между изучаемым «ядром» и аналогичным предметом/явлением, а в дальнейшем автор сравнивает каждый отдельный элемент или объект в целом, выявляя тем самым сходства и отличия, тенденции и отклонения.

  • Причину появления проблемы;
  • Симптомы ее проявления;
  • Достоинства и недостатки объекта исследования, его сильные и слабые стороны;
  • Оценить степень воздействия проблемы на объект в целом или отдельный его элемент и пр.

Важно отметить, что сравнительный анализ целесообразно использовать при соблюдении конкретных условий:

  • Изучаемый объект должен иметь «родственные» или схожие связи, параметры со сравниваемым «аналогом»;
  • В отношении изучаемых явлений действуют одни и те же признаки, правила;
  • Критерии оценки разработаны с учетом особенностей каждого объекта;
  • Выявленные сходства могут быть приняты в качестве закономерности, а различия – как специфика объекта или отклонение от нормы;
  • Автор исследования должен быть максимально точен и объективен.

Сравнительный анализ применяется практически повсеместно: как в повседневной жизни (например, при сравнении товаров между собой и выборе с учетом соотношения цена-качество, желания-возможности), так и в самых разных отраслях: научные исследования, студенческие работы, практика (определение перспектив развития, учет доходов и расходов и т.д.).

Сравнительный анализ позволяет определить актуальную проблему исследования любого плана: гуманитарный, экономический, технический юридический, медицинский, исторический и пр. Фактически данный прием является основным в проведении любого научного изыскания, эксперимента.

Методика проведения сравнительного анализа при выполнении курсовых, дипломных и научных работ

В сравнительном анализе можно выделить пять основных этапов:

Данный параметр предопределяет дальнейший план действий. Автору научного изыскания предстоит грамотно определить объект исследования и то, с чем он его будет сравнивать (назовем его «аналог»), цель сравнения (должна совпадать с целью проекта), разработать правила сравнения (признаки и характеристики).

На этой стадии необходимо тщательно подумать: что сравнивать, как это делать, для чего, притом лучше всего использовать конкретные примеры или рекомендации авторитетных ученых, специальные и проверенные методики и приемы.

Этапы проведения сравнительного анализа

  1. Основания для сравнения.

Здесь исследователю предстоит доказать необходимость использования сравнительного анализа: зачем ему это нужно, обосновать последовательность действий и логику исследования, ответив на простые вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему. Такой подход сделает исследование не только планомерным, но и логичным, осознанным,

Читайте также:  Сравнить телевизоры samsung philips

Здесь важно конкретизировать выявленные отличия и сходства закономерности. Сделать это можно путем сравнения конкретных параметров и описания полученного результата. Это и будет определенным фактом, который подчеркнет тенденцию или проблему исследования. Именно на данном этапе производится непосредственно сравнение отдельных элементов или объекта и «аналога» в целом, которое является пополнением доказательной базы курсовой, дипломной или иной работы.

  1. Выбор подходящего метода для сравнения.

Здесь автор должен понять, как и что он будет сравнивать, какой информацией располагает, какие приемы будут уместны, что послужит базой и «аналогом» для проведения анализа, какие нормы и критерии оценки будут уместны и пр.

На этой стадии исследователю предстоит грамотно оказать причину и следствие, включив в данную цепь аргументы (пункт 3). Здесь автор сумеет либо выдвинуть достойную гипотезу для решения проблемы, либо доказать/опровергнуть свое предположение. Главное – показать четкую связь между объектом исследования и выявленными аргументами, текущим положением дел.

Таким образом, сравнительный анализ при выполнении научно-исследовательских работ позволяет определить проблему, предопределить гипотезу и собрать неопровержимую доказательную базу.

В каких исследованиях и дисциплинах уместно использование сравнительного анализа?

Как мы уже отметили, сравнительный анализ уместен повсеместно: в обучении, трудовой деятельности, повседневной жизни и пр. С его помощью человек может наметить достойные альтернативы, выбрать оптимальный или наиболее подходящий вариант решения конкретной проблемы и пр.

Сравнительный анализ применим для оценки, как качественных характеристик (свойств, теоретических аспектов), так и количественных (которые можно измерить любым удобным способом).

Сфера применения сравнительного анализа

В каждой научной области или дисциплине применение сравнительного анализа специфично. В зависимости от предмета могут разниться приемы, базы, критерии и сравнительные признаки, схемы действий.

Так, в гуманитарных, теоретических исследованиях допустимо использование следующих разновидностей анализа, основанных на сравнении:

  • Качественный метод, который предполагает сравнение определённых качественных характеристик;
  • Ретроспективный (исторический) анализ, предполагающий сравнение текущей ситуации с прошлыми сведениями, данными минувших лет;
  • Аналитический, призванный выявить сходства и отличия, достоинства и недостатки явлений, процессов;
  • И пр.

В гуманитарных или «устных» направлениях принято сравнивать «текст», а не числа. Поэтому здесь важно проводить аналогию в рамках одной конкретной мысли (теории), в отношении определенного объекта/предмета/признака и пр. Притом выявленные недочеты или противоречия плавно перетекают в проблему исследования.

В точных науках (экономических, технических, математических и пр.) сравнительный анализ приобретает детальный характер. Он может быть:

  • Горизонтальным и вертикальным, который будет определять динамику или долю конкретного признака/показателя в натуральном или процентном соотношении соответственно;
  • Динамический и статический, который будет учитывать дополнительные факторы (период анализа). Например, в динамике (за несколько лет) или в течение конкретного срока (месяц/квартал/год и пр.);
  • Одномерный и многомерный, который предполагает анализ в рамках одного или множества признаков (характеристик);
  • Нормативный, который предполагает сравнение определенных показателей с действующими стандартами, нормами, определении изменений и отклонений;
  • Факторный анализ, позволяющий определить воздействие конкретного фактора на результат, объект.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сравнительный анализ может проводиться на основе простых расчетов (определение разницы, динамики) или по конкретным формулам, методикам. В этом деле главное правильно подставить необходимые данные и рассчитать показатель, а затем проанализировать результат.

Сравнительный анализ базируется на следующих способах:

  • Определение динамики показателя (в натуральном выражении);
  • Определение изменений в процентном соотношении (темп роста, темп прироста);
  • Сравнение показателей или явлений «до» и «после» перемен;
  • Сравнение текущего состояния объекта исследования с данными предшествующих или более ранних периодов;
  • Сравнение текущего результата с действующими нормативами.

Результаты сравнительного анализа призваны конкретизировать наличие отклонений или изменений в жизни объекта исследования, выявить причины и следствие, сделать исследовательскую деятельность более аргументированной, объективной и логичной.

В основу сравнительного анализа должны лечь лишь достоверные и проверенные материалы. Только в этом случае результаты аналитической мысли принесут пользу исследователю, позволят грамотно и эффективно решить актуальную проблему.

Опытные исследователи рекомендуют грамотно представлять данные для анализа и полученные итоги. Самый лучший вариант интерпретации аналитических сведений – таблицы, графики и диаграммы. Под каждым из них важно делать выводы, подчеркивающие ключевые изменения и симптоматику.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник