Меню

Однозначно трактуемое понятие доступная наблюдению или измерению характеристика изучаемого объекта



Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика (признак) изучаемого объекта.

В качестве индикаторов выступают факты, поддающиеся количественной характеристике, но это также могут быть оценки, установки, суждения, выражающие их отношение к различным социальным явлениям. Они представляют собой варианты ответов на вопросы.

При выборе индикаторов необходимо руководствоваться следующим:

– выбор индикаторов предопределен операционными понятиями, именно они очерчивают круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов;

– есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикаторов: возраст, национальность, пол и т. д. В данном случае ответ на вопрос строго определяется этими понятиями;

– имеются операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов;

– в каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования, условий, в которых он находится.

Ответы, размещенные в определенной последовательности, образуют шкалу измерения.

В социологических исследованиях для измерения используются следующие типы шкал: номинальная (наименований), ранговая (порядков), интервальная (метрическая).

Номинальная шкалаотражает лишь свойства объектов, которыми они отличаются друг от друга. Анализируемые объекты(явления) сводятся в группы относительно какого-либо признака и им присваиваются числа.

Например, пол: 1) мужской, 2) женский; национальность: 1) русский, 2) украинец, 3) белорус и т. д.

О степени выраженности данного свойства или признака ничего не говорится, фиксируется только факт его наличия.

С помощью номинальной шкалы измеряются интересы людей, их мнения, род занятий, семейное положение и т. д.

Ранговая, или порядковая, шкала отражает степень выраженности измеряемого свойства. Согласно этой шкале, ответы, отражающие измеряемое свойство, располагаются в строгом порядке от наиболее значимой к наименее значимой позиции и наоборот.

Например, в рамках данной шкалы ответы на вопрос: «В какой степени Вы способны управлять своими эмоциями?» располагаются следующим образом:

1) В большинстве случаев я в состоянии управлять собой.

2) Бывает, что не могу совладать с собой.

3) Часто чувствую, что не в состоянии управлять собой.

Номера ответов представляют собой ранги.

Интервальная (метрическая) шкала служит в основном для замера количественных характеристик, т. е. позволяет определить не только степень, но и меру выраженности какого-либо признака изучаемого явления.

Имеются в виду те признаки, которые можно выразить числом. Это возраст, доходы, время, затраченное на те или иные виды деятельности, и т.д.

Важно учитывать, что выбор шкалы, в которой предполагается измерение социальных величин, должен производиться исходя из требований, предъявляемых к ней: ее валидности, полноты и чувствительности.

Валидность выражается в том, что используемая шкала измеряет именно те свойства или качества изучаемого явления, которые исследователь хочет измерить.

Например,степень удовлетворенности своим материальным положением при изучении отношения к существующему социально-экономическому состоянию государства.

Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответов на вопросы учтены все значения индикатора.

Например, при изучении названной проблемы должны быть учтены все факторы, обусловливающие удовлетворенность или неудовлетворенность своим материальным положением населения Российской Федерации.

Чувствительность шкалы – это способность выявить отношения респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации.

Она определяется количеством позиций в вариантах ответов на вопросы. Обычно используются шкалы с тремя, пятью и семью позициями. Чем больше позиций, тем выше чувствительность шкалы. Например, можно предложить пять позиций для ответа на вопрос: «В какой степени Вы удовлетворены своим материальным положением?»:

1) удовлетворен полностью;

2) в основном удовлетворен;

3) не совсем удовлетворен;

4) удовлетворен в малой степени;

5) совсем не удовлетворен.

5. Выдвижение гипотез и постановка задач исследования.

Гипотеза– это обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.

Многие авторы отмечают, что гипотезы возникают на стыке знания и незнания. При этом исходные предпосылки для их выдвижения – отсутствие знаний, позволяющих дать объяснения и предположения о причинах явлений, процессов, т. е. явление известно, а причины, порождающие его, – нет. На основе известного делается предположение о причинах данного явления, а затем в ходе исследования собираются данные, которые подтверждают или опровергают выдвинутое предположение. Это происходит следующим образом.

Выдвинув и четко определив проблему, исследователь в первую очередь пытается понять ее на основе имеющихся у него знаний и прежнего опыта. Другими словами, старается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще не полностью познано. В этом случае на основе имеющихся знаний он осуществляет предварительное толкование проблемы: делает предположения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т. е. исследователь формулирует гипотезу или ряд гипотез.

При выдвижении гипотез необходимо руководствоваться следующими требованиями:

– гипотезы не должны быть тривиальными, т. е. такими, доказательство или опровержение которых ничего не дает социологической науке. Они должны выходить за рамки обыденного сознания;

– гипотезы должны быть четко сформулированы, так как в противном случае их нельзя проверить;

– они должны быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования;

– они не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу.

Читайте также:  Масштабы измерения земельных участков

Следует помнить, что от правильного формулирования гипотез во многом зависят направленность и результаты исследования.

Гипотезы бывают описательные и объяснительные, основные и дополнительные.

Описательные гипотезы объясняют структурные функциональные связи изучаемого объекта, а объяснительные – причинно-следственные зависимости.

Основные гипотезы относятся к центральной проблеме исследования, а дополнительные – к косвенным. Поэтому в ходе исследования нередко выдвигаются не одна, а несколько гипотез.

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с целью исследования и его гипотезами и могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи подразумевают поиск ответа на главный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Дополнительные задачи обеспечивают решение главного вопроса. Кроме того, дополнительные задачи ставятся в интересах проверки вспомогательных гипотез.

Методико-организационный раздел программы включает следующие элементы:

Источник

Социология. Тест 19

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Метод сбора информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов называется
анализ документов
эксперимент
опрос
наблюдение

2. Понятие, которое отражает соответствие процедуры измерения объекту исследования, называется
валидностью
ошибкой выборки
триангуляцией
рандомизацией

3. Широкое распространение контент-анализа связано с выходом в свет книги __________ «контент-анализ в коммуникационных исследованиях»
Б. Берельсона
К. Маркса
Ф. Энгельса
О. Конта

4. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется
опрос
интервью
наблюдение
эксперимент

5. К двум основным этапам составления программы социологического исследования относятся
опрос респондентов
интерпретация результатов
формулировка проблемы исследования
изучение специализированной литературы

6. Целенаправленная беседа социолога с респондентом по вопросам программы социологического исследования, предполагающая незамедлительное распределение ответов последнего по категориям, – это _______ интервью
неструктурированное
глубинное
структурированное
фокусированное

7. Методологический подход к изучению общества в социологии основывается на таких методах, как эксперимент и наблюдение
феноменологический
деятельностный
позитивистский

8. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает
вопрос, который не получил ответа
вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответа
вопрос, сформулированный предубежденным образом
вопрос, на который можно ответить как угодно

9. Обязательным условием эксперимента является
грамотная формулировка условий
правильный подбор экспериментальной и контрольной групп
добровольное согласие участников
сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач исследования

10. Степень, до которой измерение дает те же результаты, что и при большинстве повторных попыток
релевантность
валидность
достоверность
реактивность

11. Вопрос, который подталкивает респондента к выбору конкретного ответа, вследствие чего информация приобретает предубежденный характер
косвенный
закрытый
наводящий
альтернативный

12. Социологический метод опроса включает в себя
наблюдение
интервью
анализ документов
экспериментальную оценку

13. Термин «полевое наблюдение» в исследовании социальных явлений следует понимать как
наблюдение за социальными процессами, не ограниченными рамками замкнутого пространства
наблюдение за социальными процессами в условиях природы
непосредственное наблюдение социального объекта в нормальных, естественных условиях
искусственно смоделированная ситуация, за которой осуществляется наблюдение

14. Лонгитюдное социологическое исследование представляет
пробное исследование для сбора первичной социальной информации
метод изучения количественного содержания социальной информации
исследование социального явления в естественных условиях
вид повторного исследования одного и того же социального явления с определенным временным интервалом

15. Общность, на которую социолог распространяет выводы исследования
единицы отбора
выборочная совокупность
генеральная совокупность
континуум

Источник

Исследование социально-экономических и политических процессов. Тестовые задания по темам «Введение», «Методы исследований»

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Модель – это
иерархическая система принципов системного анализа
несовместный с другими вариант выбора
метод проведения исследований
условный образ исследуемой системы
требование, которому должны удовлетворять значения показателя функции полезности
система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека

2. Наблюдение – это
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
нет правильного ответа
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)

3. Научное исследование – это
изучение причинно-следственных связей, возникающих в реальной действительности
система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека
совокупность принципов системного анализа
познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается объективное знание об изучаемом явлении или процессе
познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается субъективное знание об изучаемом явлении или процессе

Читайте также:  Измерение среднего диаметра наружных резьб проволочки

4. Абстрагирование – это
нет правильного ответа
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей

5. Политический процесс
отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и производственных отношений
отражает те отношения, которые происходят в духовной сфере
в широком смысле означает «общественный», т.е. принадлежащий не природе, а обществу
в узком смысле отражает общественный процесс, происходящий в социальной сфере
выражает борьбу различных социальных сил за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических и политических интересов

6. Закон «необходимого разнообразия» Эшби:
для эффективного управления необходимо, чтобы информационный потенциал субъекта управления был ниже уровня разнообразия проявлений объекта управления
для эффективного управления необходимо, чтобы суммарная мощность связей между элементами системы была выше мощности связей элементов системы с внешней средой
для эффективного управления необходимо, чтобы информационный потенциал субъекта управления был выше уровня разнообразия проявлений объекта управления
для эффективного управления необходимо, чтобы суммарная мощность связей между элементами системы была ниже мощности связей элементов системы с внешней средой

7. Процесс – это
структура
явление
нет правильного ответа
смена одного состояния другим
упорядоченная во времени последовательность элементарных событий

8. Социальный процесс
отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и производственных отношений
выражает борьбу различных социальных сил за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических и политических интересов
в широком смысле означает «общественный», т.е. принадлежащий не природе, а обществу; в узком – применяется для характеристики только тех процессов, которые происходят в социальной сфере
нет правильного ответа

9. Синтез – это
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков

10. Неуправляемый процесс – это
процесс, характер которого не поддается изменению в нужном направлении
нет правильного ответа
процесс, который носит спонтанный характер
процесс, который поддается изменению в нужном направлении при сознательном воздействии на них

11. К методам теоретического исследования относят:
формализация; идеализация; восхождение от абстрактного к конкретному; аксиоматический метод
анализ и синтез; дедукция и индукция; абстрагирование; моделирование;
эксперимент; анализ и синтез; сравнение; примитивизация
аксиоматический метод; эксперимент; измерение; наблюдение; сравнение
сравнение; абстрагирование; наблюдение; идеализация
формализация; идеализация; наблюдение; абстрагирование; моделирование

12. Может ли быть процесс абсолютно управляемым?
да
нет

13. Признаки системной революции:
эквифинальность, разнообразие проявлений, историчность
глобализация, интенсивность процессов и катастрофичность
интегративность, эквифинальность; сфероценоз
глобализация, усложнение, интенсификация процессов
глобальность, неустойчивость, интегрируемость процессов
интерактивность, изоморфизм, структурированность
целостность, прогнозируемость, открытость
необратимость, бездуховность, дефицит ресурсов

14. Индукция – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей

15. Анализ – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)

16. Метод исследования – это
условный образ рассматриваемой системы
гносеологическая модель
система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека
способ достижения какой-либо цели, решения, задачи
частичный образ исследуемой системы
нет правильного ответа

17. Дедукция – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)

Читайте также:  Измерение роста у детей грудного ребенка

18. Управляемый процесс – это
процесс, который не поддается изменению в нужном направлении
нет правильного ответа
процесс, который носит спонтанный характер
процесс, который поддается изменению в нужном направлении при сознательном воздействии на них

19. Причины системного (управленческого) кризиса:
дуальное управление
уровень сложности и разнообразия экономических и социально-политических объектов намного превзошел уровень сложности живых организмов
субъектно-монопольное управление
системная революция, охватившая общество как объект управления, практически не затронула субъект управления

20. Формализация – это
совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражения научной теории
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
нет правильного ответа
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части

21. Сравнение – это
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
установление сходства и различия предметов, явлений, объектов
адекватность
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)

22. Аксиоматический метод – это
метод, когда ряд утверждений принимается без доказательств, а все остальные знания выводятся по определенным логическим правилам
нет правильного ответа
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей

23. Измерение – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
совокупность действий, выполняемых при помощи измерительных средств, с целью нахождения числового значения измеряемой величины
нет правильного ответа

24. К методам эмпирического исследования относят:
факт; наблюдение; абстрагирование; моделирование
эксперимент; измерение; наблюдение; сравнение
сравнение; абстрагирование; наблюдение; идеализация
анализ и синтез; дедукция и индукция; абстрагирование; моделирование
эксперимент; анализ и синтез; сравнение; примитивизация
формализация; идеализация; восхождение от абстрактного к конкретному; аксиоматический метод
нет правильного ответа

25. Моделирование – это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
нет правильного ответа

26. К методам эмпирического и теоретического исследования относят:
факт; наблюдение; абстрагирование; моделирование; идеализация
эксперимент; измерение; наблюдение; сравнение
сравнение; абстрагирование; наблюдение; идеализация
анализ и синтез; дедукция и индукция; абстрагирование; моделирование;
эксперимент; анализ и синтез; сравнение; примитивизация
формализация; идеализация; восхождение от абстрактного к конкретному; аксиоматический метод

27. Экономический процесс
выражает борьбу различных социальных сил за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических и политических интересов
отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и производственных отношений
в широком смысле означает «общественный», т.е. принадлежащий не природе, а обществу
отражает те отношения, которые происходят в духовной сфере
в узком смысле отражает общественный процесс, происходящий в социальной сфере

28. Эксперимент — это
совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей объекта в единое целое
совокупность приемов и закономерностей расчленения (мысленного или реального) предмета исследования на составляющие его части
мысленное отвлечение от несущественных частных свойств и связей объекта с целью выделения существенных признаков
выведение из общих положений определенных следствий, частных выводов (от общего к частному)
умозаключение от частного к общему (к некоторой гипотезе)
исследование каких-либо процессов, явлений, систем путем построения и изучения моделей
нет правильного ответа

Источник