Меню

Операции логического мышления анализ синтез сравнение обобщение



Анализ, синтез, обобщение, абстрагивание, сравнение и суждение

Мыслительные операции

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Сравнение — установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. п., когда мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ и синтез

Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция и обобщение

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Суждение

Суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Это также и волевой акт, так как в нем объект утверждает или опровергает нечто.

Суждение представляет собой основную форму результата мыслительного процесса. Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Рассуждение — работа мысли над суждением.

Рассуждение выступает обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное — умозаключением.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

Понятие

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Источник

Логические операции мышления

Логические операции мышления – Это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные.

Основные логические операции мышления:

1.сравнение

2.анализ

3.синтез

4.абстрагирование

5.обобщение

6.конкретизация

1. Сравнение –это логическая операция, в результате которой два или несколько

разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и

различное имеется в них.

Итогом сравненияявляется выделение общего и различного.

Ребенку поставлена задача на нахождение общего и различного во внешнем виде трех фруктов.

Решать эту задачу ребенок будет

— в наглядно-образном плане,

— применяя логическую операцию сравнения.

2. Анализ –это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит.

Иногда выясняются связи, существующие между частями или элементами,

для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

— Химический анализ с целью определить, из атомов каких простых веществ

состоит молекула воды.

В данном случае – водород и кислород.

Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию.

— Учащийся решает задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник».

Для этого ему понадобится разложить геометрические фигуры на элементы,

из которых они состоят: отрезки прямых линий и углы.

3. Синтез –это логическая операция объединения частей или элементов в

некоторое сложное целое.

Как и в случае с анализом, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит.

— При проведении химического опыта по соединению водорода и кислорода с целью получения воды.

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию.

Чаще всего логические операции присутствуют комплексно и могут сопровождать друг друга.

Читайте также:  Придаточное сравнение сравнительный оборот сказуемое

— Если специалист-химик изучает химический состав воды и ставит перед собой задачу определить свойства, то он обращается к использованию всех 3-х логических операций мышления: анализа, синтеза и сравнения.

4. Абстрагирование –это логическая операция, в результате которой

выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или

нескольких разных объектов, причем такое свойство которое в

действительности как отдельное и независимое от существующих объектов

— Мы можем выделять и отдельно изучать свойства многих физических объектов:

Как форма, величина или цвет.

Понятно, что форма, величина или цвет в природе не существует вне объектов.

Тем не менее в математике и в физике они выделяются путем операции абстрагирования, изучаются и рассматриваются самостоятельно, вне тех объектов, которым они реально присущи.

5. Обобщение –это логическая операция, в результате которой некоторое

частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких

объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный

конкретный, а обобщенный характер.

— Математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может

утверждать, что такие же свойства присущи и всем другим треугольникам.

Это и будет логическая операция обобщения.

— или выйдя на улицу, мы ощущаем тепло или холод, то справедливо

предполагаем, что на расстоянии несколько сот метров тоже будет холодно

В этом случае мы также пользуемся для своих выводов логической операцией мышления.

6. Конкретизация –это логическая операция, противоположная обобщению.

Она заключается в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим предметам.

Мы знаем, что растения впитывают воду, и обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции

взаимно дополняют друг другаи преобразуют информацию,

Источник

Характеристика операций мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. Мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами. Эта ориентировка может быть связана с (1) непосредственными действиями с предметами, (2) их зрительным изучением или (3) словесным описанием — таким образом определяется вид мышления. Отсюда и мыслительные операции могут осуществляться на уровне (1) наглядно — действенного, (2) наглядно-образного и (3) словесно — логического мышления.

Исследователи выделяют следующие основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и систематизация.

Сравнение – это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов. Сравнение является часто первичной элементарной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется анализ путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Синтез — мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к более конкретному понятию. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое из элементов, которые выделяет анализ.

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости – в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых – в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Но анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Развитие операций анализа и синтеза создает необходимые предпосылки для последующего формирования операций сравнения, абстрагирования и обобщения.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот, выделить только форму.

Обобщение (или генерализация) – это получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества (например, все круглые предметы из ряда разнообразных, или все красные фигуры из разноцветных).

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Читайте также:  Сравнение phenom ii mobile

Классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков. Можно сказать, что если дано некоторое множество объектов, то классификация решает тройственную задачу: а) упорядочить это множество; б) сделать его хорошо обозримым; в) облегчить доступ в памяти к любому виду предметов данного множества.

Систематизация как мыслительная операция представляет собой расположение объектов, имеющих общие свойства, в определенном порядке. В начале 70-х гг. в психологии преобладала тенденция к отождествлению операции систематизации и классификации. Однако в исследованиях более позднего периода наблюдается отход от такой трактовки. Справедливо указывается, что мыслительная деятельность систематизации протекает и самостоятельно и вместе с мыслительным процессом классификации. Главное различие между этими двумя процессами — в их конечном результате. Конечный результат классификации — установление принадлежности единичного объекта или явления к определенному роду, закону или правилу, а систематизации — образование некоторой целой группы объектов или явлений.

В современной психологии классификация и систематизация рассматриваются как взаимосвязанные мыслительные операции, мыслительные действия и логические структуры.

Как видно из изложенного, общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное — важнейшее качество человеческого ума.

Таким образом, мышление осуществляется совокупностью различных операций. Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, абстракцию, обобщение — человек приобретает новые знания. Использование языковых средств позволяет выйти за пределы чувственного познания, овладеть системами понятий. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

Источник

Мыслительные операции

Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений меж­ду предметами, явлениями, фактами (1).

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой по­нимания. Он писал: «. сравнение есть основа всякого по­нимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение. Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и нахо­дите в нем сходство с самыми отдаленными от него пред­метами: тогда только выясните себе все существенные при­знаки предмета, а это и значит понять предмет» (2).

Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между со­бой, в других – различны. Признание предметов сходны­ми или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других — различными. Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для чело­века выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнару­живается много различий.

Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретичес­кой или практической жизненной задачи.

«Сравнение, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение яв­ляется часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тожество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое позна­ние требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств Это осуществляется другими сторонами мыс­лительного процесса или видами мыслительных операций — прежде всего анализом и синтезом» (3).

Анализ – это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со­стоит. Например, в растении мы выделяем стебель, ко­рень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ – мыс­ленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мыс­ленное выделение цвета, формы предмета, отдельных осо­бенностей поведения или черт характера человека и пр.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вме­сте с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложе­ния – в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависи­мость и т.д.

Читайте также:  Сравнение iphone 12 pro max с xiaomi

Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприя­тия, анализ и синтез должны осуществляться и как само­стоятельные, чисто умственные операции.

В каждом слож­ном процессе мышления участвуют анализ и синтез. На­пример, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная харак­теристика этих героев, этих деятелей.

«Анализ без синтеза порочен; – подчеркивает С. Л. Рубинштейн, –попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому све­дению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ» (4).

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа – мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обо­значены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других при­знаков или свойств и становятся самостоятельными объек­тами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство – электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак – движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, дис­танция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.

Обобщение – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам (5). Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.

При обобщении за основу берутся те признаки, которые мы полу­чили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, проис­ходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сход­ных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (су­щественные) признаки, которые имеются в яблоках, гру­шах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляет­ся в определениях выводах, правилах. Детям нередко труд­но совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие при­знаки предметов, явлений, фактов.

«Абстракция и обобщение, подчеркивает С. Л. Рубинштейн, – в своих первоначальных формах укоре­ненные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса рас­крытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существен­ных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях» (6, рис. 1).

Рис. 1. Общая характеристика мышления как психического процесса

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По суще­ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо­бенности важна она в объяснениях, даваемых преподавателем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внима­ние. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не уда­ется.

1. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 176.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 2. — М., 1954. С. 361.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 377.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 378.
5. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1973. С. 228.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 382.

Источник