Меню

Опросники для измерения тревожности



Шкала тревожности Тейлора

Шкала тревожности Тейлора

Данный опросник был создан для определения у испытуемых уровня тревожности. Подобные состояния возникают у человека в результате изменения сознательной оценки окружающих и себя. На основании результатов можно сделать вывод о профпригодности работника.

Тревожность не всегда выступает как негативная черта, в некоторых жизненных ситуациях она позволяет лучше и эффективнее справляться с задачами. Люди с повышенной степенью беспокойства гораздо продуктивнее выполняют свои функции, когда их хвалят за успехи. С низким показателем, напротив, — когда узнают о своих ошибках.

Кому подойдёт опросник?

Тест успешно применяется как при индивидуальных, так и групповых обследованиях. Возможна диагностика взрослых и подростков, для детей опросник не адаптирован. Подходит для подбора кадров на предприятии.

Инструкция

Вам предстоит ответить на 60 вопросов. Для этого просто кликните мышкой рядом с правильным ответом. Чтобы получить более точный результат, старайтесь не задумываться над вопросами и отвечать быстро.

Результаты

В своём опроснике Тейлор выделил пять групп:

Очень высокий уровень тревоги

Может свидетельствовать о наличии психических нарушений. Субъект чувствует угрозу, испытывает дискомфорт, беспокойство даже в тех жизненных ситуациях, которые к этому не располагают. Он очень критичен к себе. Появляются трудности в учебе, работе, общении с людьми, агрессия по отношению к ним. Самостоятельно человек с этим справиться не может.

Физическое проявление выражается повышенной потливостью, метеоризмом, слабостью, учащенными дыханием и сердцебиением, покраснениями кожи.

Высокий уровень

Личности этой группы обладают высокой эмоциональностью, низкой самооценкой. Они восприимчивы к критике, боятся высказывать своё мнение и выражать чувства. Такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях. Они испытывают необходимость в признании. Могут наблюдаться физические проявления тревожности.

Необходимо научиться справляться с напряженными ситуациями и сохранять самообладание для предотвращения развития психосоматических заболеваний.

Средний (с тенденцией к высокому) показатель

Характеризуется спокойным эмоциональным состоянием, общительностью, умеренной самооценкой. Это более открытые люди, в отличии тех, у кого высокая тревожность. Но они так же могут испытывать беспричинное беспокойство, когда для этого нет видимых причин.

Средний (с тенденцией к низкой) показатель

Такой индивидуум имеет своё мнение, умеет его высказывать и отстаивать. У него достаточно высокая самооценка и независимость взглядов. Спокойно относится к критике. Имеется склонность к лени. Испытывает переживания в тех случаях, когда для этого действительно есть повод.

Низкая степень

Такие люди могут показаться бесчувственными, ленивыми и безответственными. Но это не всегда так. Они так же способны испытывать страх и напряжение, но только в момент, когда потенциально опасная ситуация уже возникла.

В природе представители одного вида могут по-разному справляться с задачами для выживания. Высокая степень беспокойства сильно мотивирует личность, приводя её в напряжение задолго до возникновения опасности. Низкая степень позволяет субъекту хорошо расслабиться, чтобы потом мобилизовать все силы в конкретный момент. Что лучше? У каждой линии поведения есть свои достоинства и недостатки. Но раз они обе существуют на сегодняшний день, значит, оправдывают себя.

Пройдите тест Тейлора прямо сейчас!

Вы можете пройти тест на нашем сайте и определить свою степень тревожности по шкале Тейлора. И в случае необходимости, принять меры по улучшению внутреннего состояния.

Источник

Виды тестов для определения уровня тревожности

Быстрый темп современной жизни, научно-технический прогресс, расширение возможностей человека несут в себе не только пользу, но и вред, который не всегда очевиден. Все эти процессы часто вызывают тревожное состояние, побороть которое очень сложно, т. к. поводов для беспокойства и страха много. Для выявления психологических отклонений используется тест тревожности. Способ многократно доказал свою эффективность. Но существует много методик, и подбирать их необходимо с учётом особенностей индивида, чтобы не допустить ухудшения состояния.

Разница между тревогой, тревожностью и страхом

3 близких, но не равнозначных понятия — тревога, страх и тревожность — различают по причинам возникновения, развитию, способам борьбы с ними.

Тревога — кратковременное состояние, длящееся ровно столько, сколько продолжается событие, заставляющее её испытывать — сдача экзамена, хирургическая операция, опасная поездка. Она связана с беспокойством, волнением за себя, близких людей. Тревоги может и не быть, если человек попадает в подобную ситуацию неоднократно: он уже привык и не испытывает волнительных эмоций.

Если состояние не проходит в течение длительного времени, появляется независимо от внешних обстоятельств, существенно нарушает внутреннее состояние человека, то следует говорить о тревожности. Она может быть постоянной или периодической, иметь разные формы проявления, но всегда требует детальной диагностики и лечения. Если этого не сделать вовремя, то могут возникнуть опасные последствия вплоть до затяжной депрессии.

Страх — самая негативная эмоция, которая выражается в боязни конкретных вещей, она парализует все действия человека, не даёт ему спокойно жить.

Страхи, привязанные к вещам, состояниям, именуются фобиями. Они могут появляться в раннем детстве, меняться по мере взросления, сопровождать человека всю жизнь. Страх часто рассматривается как составная часть тревожности. Его причины носят психологический характер.

Классификация состояний тревожности

Затяжная тревожность многогранна. Состояния могут различается по многим критериям. Их классификация необходима для того, чтобы в дальнейшем подобрать подходящую методику для определения уровня тревожности.

По происхождению

Выделяется личностная тревожность, когда человек предрасположен к хроническому беспокойству в силу характера, темперамента, особенностей состояния здоровья, наследственности. Она может обостряться тогда, когда другие люди чувствуют себя нормально. Такой человек предпочитает держаться особняком, не участвовать в шумных мероприятиях, тем самым обостряя своё состояние.

Ситуативная тревожность, которая часто называется реактивной. Она обусловлена различными ситуациями из окружающего мира, провоцирующими её:

  • многочисленные опасности современного мира — войны, катастрофы, экономические кризисы, природные катаклизмы, сообщения об угрозах их возникновения оказывают своё негативное действие,
  • плохие отношения с окружающими людьми, с которыми приходится общаться постоянно и испытывать отрицательные эмоции,
  • коммуникации с большим количеством людей в постоянном режиме накладывают негативный отпечаток на личность, приводит к стрессам,
  • печальный опыт, полученный ранее, может преследовать человека всю жизнь.

По возрасту

Одно из наиболее важных разделений тревожных расстройств проводится с учётом особенностей развития нервной системы в конкретном возрасте. Отчёт начинается с самого рождения, потому что даже младенцам часто свойственна тревожность. Причины её появления различны: состояние здоровья, общая атмосфера в семье, условия проживания. До достижения 7 лет такая тревожность именуется детской.

Читайте также:  Мкр единица измерения плотности

Затем настаёт черёд школьной тревожности, источником которой выступают события, происходящие во время учебы. Особенно тяжело приходится младшим школьникам, которые испытывают давление с 3-х сторон:

Чрезмерная тревожность может закончиться неврозом или постоянным страхом школы.

Подростки также страдают от повышенной тревожности, это связано с:

  • гормональной перестройкой организма,
  • частой сменой настроения,
  • необходимостью определения своего места в круге сверстников.

Взрослая тревожность может сопровождать человека в течение всей жизни. Это объясняется многими факторами:

  • особенностями мужской и женской психологии,
  • сложными жизненными периодами (кризис среднего возраста, климакс, старение),
  • опасными профессиями и деятельностью, требующей повышенного напряжения.

Уровни тревожности

Крайне важный критерий для диагностики — уровень тревожности.

Полное отсутствие тревоги не является нормой, не даёт адекватно воспринимать опасные ситуации. При низком уровне человек не может адекватно воспринимать окружающую действительность, его бдительность притупляется.

Высокий уровень тоже не несёт ничего хорошего: индивид во всём видит опасность, такое состояние не даёт ему возможности ни на чём сосредоточиться. Он может подпасть под влияние панических атак. Выйти из этого состояния будет затруднительно.

Другое деление по уровням: контролируемый и неконтролируемый. При контролируемом индивид замечает появление признаков тревожности. При неконтролируемом — тяжело бороться с симптомами, необходима срочная медицинская помощь.

Правила проведения диагностики

Одно из самых сложных исследований — диагностика уровня тревожности. Она важна для многих категорий людей, т. к. превышение порога нормы может быть опасно для здоровья и жизни. Не всегда ясно, выступает ли беспокойство чертой личности или вызвано определёнными обстоятельствами, не зависящими от индивида.

Диагностика тревожности проводится с помощью различных методик, но необходимо придерживаться ряда правил:

  • не выходить за возрастные рамки, рекомендованные для того или иного теста,
  • неукоснительно выполнять рекомендации по проведению исследования,
  • для объективного результата нужно использовать хотя бы 2 методики,
  • необходимо всегда общаться с испытуемым, это даст самые точные результаты.

В качестве основных методик выявления тревоги у человека используются:

  • анкетирование, в которое входят разнообразные опросники, тесты, достоверность ответов во многом зависит от грамотно составленных вопросов, позволяющих полностью раскрыть состояние индивида,
  • так называемые проективные методики, задача которых распознать психические реакции человека, наблюдая за ним, проникнуть в его бессознательное.

Методики выявления тревожности

Тесты — самая распространённая форма диагностики. Объясняется это простотой их составления, легкостью прохождения, возможностью быстро проанализировать результат. Среди них есть тесты с утвердительными или вопросительными предложениями. Они эффективны при использовании в комплексе с другими методиками.

Шкалы Кондаша

Методика Кондаша подразумевает под собой совокупность шкал, которые направлены на выявление потенциальной тревоги в разных ситуациях у школьников. Проверять другие категории населения по ней бесполезно. Шкала объединяет 3 направления вопросов:

  • школьные проблемы во всём их многообразии,
  • отношение школьника к себе,
  • коммуникация с окружающими.

Перечисляются ситуации, которые характерны для подростков. Каждую из них он должен оценить количеством баллов, которые в конце суммируются, определяется тип тревожности. Необходимо строго следовать приложенным к шкале инструкциям.

Интегративный тест тревожности

Данный тест сокращённо называется ИТТ. Эта методика была разработана профессорским составом Института им. Бехтерева в начале 2000-х гг. В её основе лежит положение о том, что тревога — это эмоция, которая приобретает форму патологии. После клинических опытов ИТТ стал применим для разных возрастных категорий.

Интегративный тест разводит понятия тревоги и тревожности. Последняя подразделяется на личностную и ситуационную. А в качестве дополнительных шкал используются:

  • общая тревожность,
  • оценка вероятности тревоги,
  • эмоциональный дисбаланс,
  • фобии,
  • астения,
  • защитная реакция.

Благодаря тесту можно понять, как эмоции связаны с тревогой.

Шкала Гамильтона

Шкала Гамильтона появилась в Англии в 1960 г. Она предназначена для измерения уровня депрессии, оценки состояния больного. Используется несколько вариантов шкалы с различным количеством пунктов от 17 до 24. Они суммируются в баллы.

Такое исследование проводится только специалистами в области психического здоровья. Тест заполняется ими со слов больного. Важны только первые 17 пунктов, по которым выявляется депрессивное расстройство.

Шкала тревожности Бека

Популярный тест на уровень тревожности и характер её проявления — шкала Бека — подходит для детей, подростков, взрослых, часто применяется на собеседованиях при приёме на работу. В анкете 21 вопрос. Все они посвящены физическому состоянию здоровья респондента. Можно набрать от 21 до 63 баллов.

Шкала тревоги и панических атак Шихана

Появившаяся в 1983 г. шкала тревоги и панических атак Шихана позволяет определить расстройство, имеющее клиническое значение. В методике представлено 35 симптомов, по которым можно судить о наличии тревоги, часто они возникают после острого стресса. Проводится самооценка каждого симптома по 5-балльной шкале. При 20 баллах и выше появляется повод обратиться к специалисту.

Шкала Зигмонда

Авторство так называемой Госпитальной шкалы принадлежит учёным Зигмонду и Снайпу. Её цель — самостоятельная оценка депрессии и тревоги у взрослых пациентов. Шкала самооценки уровня тревожности является первичным средством, впоследствии применяются остальные методики. В 14 пунктов включены вопросы, касающиеся обоих состояний личности. Но отсутствуют вопросы, демонстрирующие явные признаки болезни. На одно утверждение приходятся 4 варианта ответов. К анкете прилагается подробная инструкция.

Методика Сирса

Призванная диагностировать тревогу у детей методика Сирса больше всего подходит для младших школьников и воспитанников детских садов. 20 утверждений об общении, реакциях, поведении позволяют в точности установить порог тревожности:

Проводить исследование должен квалифицированный педагог или психолог.

Тест по Астапову

Для установления уровня детской тревожности служит также тест Астапова. С его помощью можно узнать личностные особенности ребёнка, его поведения, проявления эмоций в разных ситуациях, отношениях в дошкольном коллективе, в семье, с посторонними людьми.

На 14 рисунках изображены лица. Нужно сделать выбор — печальное и весёлое. Исследование результатов производится с 2 позиций:

  • количественной, когда устанавливается индекс тревожности,
  • качественной, при котором анализируется опыт детей в той или иной ситуации, особое внимание обращается на отрицательный опыт.
Читайте также:  Как измерить температуру морских свинок

Шкала тревожности Кудриной

Методика изучает реакцию детей на разнообразные школьные ситуации, которые в дальнейшем становятся источником страхов и тревог. Анализ по шкале Г. Я Кудриной производится по 3 сферам:

  • обучение,
  • коммуникации,
  • ситуации, когда необходима самооценка.

В опросник входят 30 утверждений. Каждый ответ можно оценить в 0, 2 или 3 балла. Они суммируются по каждой сфере и в совокупности по шкале.

Тест Захарова

Для родителей дошкольников и детей младшего школьного возраста существует тест Захарова. На каждое из 15 утверждений они должны дать один из 3 ответов:

  • отсутствие,
  • проявление время от времени,
  • постоянное наличие этого пункта.

Диапазон оценочных баллов от 0 до 2 соответственно. Общее количество баллов позволяет разглядеть невроз на ранней стадии и даже предугадать его появление в недалёком будущем.

Тест Эйдемиллер

Анализирует семейную тревогу, даёт многомерную картину положения человека в семье тест Эйдемиллера. Выявляются состояния, которые часто не видны. Очевидными признаками тревоги выступает беспокойство при отсутствии рядом других членов семьи. Также показателями являются неуверенность, чувство вины. Ответить на вопросы можно утвердительно, отрицательно или затрудняюсь. Общее количество баллов — 21.

Существуют и др. анкеты, помогающие установить уровень тревожности членами одной семьи. Родственные отношения часто взаимосвязаны с другими сферами жизни. Только их комплексный анализ помогает увидеть общую картину.

Тест для школьников и подростков

Используются различные тестовые методики, позволяющие понять состояние школьников. Они разделяются по возрастным категориям:

  • для младших школьников,
  • для учащихся средних классов, в т.ч. и подростков,
  • для старшеклассников.

Один из самых распространённых — тест Филлипса. Он очень прост при прохождении и даёт возможность понять, в каких областях школьники 3-7 классов испытывают наибольшее беспокойство. 58 вопросов раскрывают весь спектр ожиданий школьников, показывает детскую самооценку, указывает на имеющиеся проблемы. Тестировать учащихся можно по отдельности либо всем классом. К анкете прилагается ключ.

Шкала тревожности Тейлора

Опросник, появившийся в 50-х гг. — шкала тревожности Дж. Тейлора. В нём содержатся 50 фраз, ответы на которые должны быть положительными или отрицательными. Они взяты из Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Для каждой фразы выделена отдельная карточка, чтобы испытуемому было удобнее. В середине 70-х годов к анкете была присоединена так называемая шкала лжи, помогающая добиться искренности в ответах.

Методика Гореловой

Перечень из 50 вопросов, построенных по типу утверждений в методике Гореловой затрагивает различные области человеческой жизнедеятельности. Определённые ответы указывают на один из 10 типов личности. Упор делается на эмоциональную сторону. Выделяют романтиков, гедонистов, альтруистов.

Методика Ромицыной

На утверждении, что тревогу у детей можно проанализировать многомерно, обосновала свою методику Ромицына. Школьникам задаются несколько вопросов, предполагающих 2 варианта ответов. В зависимости от них подсчитываются баллы. Существует разделение результатов для мальчиков и девочек. К 3-м стандартным уровням добавляется крайне высокая тревожность.

Заключение

Тесты являются самым простым методом выявления тревожного расстройства у различных категорий людей. Из большого разнообразия можно подобрать подходящий по возрасту, категории опрашиваемых, особенностям содержания вопросов. Необходимо учесть, что анализ результатов должен проводить квалифицированный специалист.

Источник

Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша

Рогов Е.И. своей книге «Настольная книга практического психолога» описывает интересную методику на определение уровня тревожности у школьников (8-10 классы). Методика «Шкала тревожности» может пригодится педагогам-психологам в общеобразовательных учреждениях, она проста в исполнении и интерпретации, не требует много времени на проведение.

Методика содержит 3 субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Подходит для групповой диагностики. Содержит 30 вопросов, на выполнение методики потребуется 15-25 мин.

Содержание

«Шкала тревожности», разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973), была опубликована в 1984 г (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной).

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

«Шкала тревожности» имеет и свои недостатки. Несмотря на то, что данный опросник способен определить 3 параметра тревоги, он не дает полной информации о действительных причинах ее возникновения. Например, диагностировав у ребенка повышенный уровень школьной тревожности, мы не можем знать, с чем конкретно это связано. Может быть дело в конфликтных отношениях с учителем или с одноклассниками, либо причина в психофизиологических особенностях ребенка.

Стимульный материал методики «Шкала тревожности»

Инструкция

Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр: 0, 1, 2, 3, 4.

  • Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру — 0.
  • Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.
  • Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру — 2.
  • Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3.
  • Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Вопросы методики

  1. Отвечать у доски
  2. Пойти в дом к незнакомым людям
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
  4. Разговаривать с директором школы
  5. Думать о своем будущем
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
  9. Пишешь контрольную работу
  10. После контрольной учитель называет отметки
  11. На тебя не обращают внимания
  12. У тебя что-то не получается
  13. Ждешь родителей с родительского собрания
  14. Тебе грозит неудача, провал
  15. Слышишь за своей спиной смех
  16. Сдаешь экзамены в школе
  17. На тебя сердятся (непонятно почему)
  18. Выступать перед большой аудиторией
  19. Предстоит важное, решающее дело
  20. Не понимаешь объяснений учителя
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе
  22. Сравниваешь себя с другими
  23. Проверяются твои способности
  24. На тебя смотрят как на маленького
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)
  27. Оценивается твоя работа
  28. Думаешь о своих делах
  29. Тебе надо принять для себя решение
  30. Не можешь справиться с домашним заданием
Читайте также:  Мощность тока буква формула единица измерения

Методика включает ситуации трех типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены ниже.

Виды тревожности Номер вопроса
Школьная 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30
Самооценочная 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29
Межличностная 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Т.е. ответ на вопрос является баллом. Нужно суммировать ответы по первой шкале (в соответствии с перечнем вопросов для данной шкалы), по второй шкале и по третьей. Далее складываем показатели по трем шкалам, таким образом, получим показатель по общему уровню тревожности.

Ниже представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Тревожность по-разному проявляется у мальчиков и девочек и чем старше они становятся, тем заметнее разница. Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков — насилие во всех его аспектах.

Интерпретация результатов по методике «Шкала тревожности»

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей.

Подобную тревожность часто испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою оче­редь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэ­тому работы, направленной только на ликвидацию причин, не­достаточно. Приемы редукции тревожности в значительной ме­ре общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризу­ющихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 бал­лов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное небла­гополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отно­шения к действительности, отрицательно сказываясь и на про­дуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментато­ру, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь вы­являет тех школьников, которые не только испытывают тревож­ность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высо­кие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожно­сти учащихся прежде всего вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Бесплатно скачать текст методики «Шкала тревожности» Кондаша и бланк

Источник