Меню

Ознакомление детей с некоторыми общепринятыми единицами измерения



Методика ознакомления детей с некоторыми общепринятыми единицами измерения

Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром

Обучение измерению длины условными мерками подготавливает детей к знакомству с общепринятыми мерами, названия которых они слышали от взрослых.

Методика ознакомления с метром

I. Экскурсия в магазин тканей:

· наблюдение за действиями продавца;

· рассматривание линейки длиной 1 метр;

· объяснение, что «метр» — это название этого инструмента, потому что его длина 1 метр;

· специальная демонстрация способа измерения ткани метром;

· сравнение ширины разной ткани с метром на глаз и проверка линейкой (ширина ситца меньше метра, ширина шерсти больше метра);

· покупка ткани, тесьмы, ленты (2 м, 3 м. ).

II. Беседа на занятии:

· Что видели в магазине?

· Что и когда покупали со взрослыми?

· Где еще применяется измерение с помощью метра?

· Зачем нужна одинаковая для всех мерка — метр? Рассматривание линейки-метра:

· Как называется эта мерка?

· Людям каких профессий она нужна?

III. Практическая деятельность:

обследование метровой линейки, сравнение ее длины с расстоянием между разведенными руками, с ростом детей;

рассматривание и сравнение разных по виду измерительных инструментов (деревянного, металлического, складного и др.), но одинаковых по длине (1 метр) способом приложения;

упражнение в измерении метром (длины и ширины комнаты, длины дорожки и др.).

Методика ознакомления с сантиметром

· подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром (например, мелкие предметы);

· продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая называется «сантиметр» («Что можно измерить сантиметром?»);

· обследовать новую мерку (взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром);

· изготовить линейку с сантиметровой шкалой без цифр (можно на готовую деревянную линейку наклеить полоску бумаги и сделать отметки);

· упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя подсчет количества отрезков;

· предложить для удобства расставить цифры («Считать деления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозначить цифрами») и измерить отрезки;

· рассмотреть фабричную линейку и сформулировать правила пользования линейкой при измерении.

Правила пользования сантиметровой линейкой:

1. Выбрать точку отсчета.

2. Приложить к началу протяженностичерточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой величины.

3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяженности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).

4. Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколько): «Длина коробки (карандаша, отрезка. ) 5 сантиметров».

Определить длину и ширину прямоугольного листа бумаги.

Измерить стороны квадрата, прямоугольника, подтвердив их свойства.

Начертить геометрические фигуры указанного размера (отрезок, квадрат, треугольник и др.).

Определить на глаз длину отрезка и проверить линейкой.

Измерить данный отрезок и начертить другой, на 1 см длиннее.

Измерить два отрезка и начертить третий, равный по длине двум вместе взятым.

Вырезать полоску длиной 10 см и шириной 1 см (лучше использовать бумагу в клетку). Можно на базе этой деятельности познакомить.

Источник

Консультация для воспитателей «Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников»
статья по математике (подготовительная группа)

Теоретическое и практическое формирование представлений о величине предметов и способов ее измерения с помощью условной мерки.

Скачать:

Вложение Размер
aktualnost_obucheniya_izmereniyu_v_detskom_sadu.docx 30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников

Одной из задач воспитательно-образовательной работы в детском саду является формирование представлений о величине предметов и способах ее измерения.

Ознакомление детей с величиной предмета начинается очень рано, еще в младенческом возрасте и является одной из сторон чувственного познания окружающего мира. Формирование адекватного восприятия и представления о величине предметов дает ребенку возможность ориентироваться в окружающем мире.

Обучение детей сравнению и измерению величины способствует более полному представлению об окружающей действительности, влияет на развитие познавательной деятельности и органов чувств: зрения, осязания.

Данной проблеме уделяют внимание педагоги и психологи: Р.Л.Березина, Л.А.Венгер, Д.Д.Галанин Г.А.Корнеева, В.К.Котырло, А.М.Леушина, Е.В.Проскура, Т.В.Тарунтаева и другие. Они рассматривают восприятие величины как одну из задач сенсорного воспитания, определяют особенности восприятия величины, содержание и методы обучения.

Обучение детей измерительной деятельности является одной из задач формирования представлений о величине предмета.

Изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает — в детском саду уделяется достаточно внимания обучению детей измерению величины, но рассматривается это в плане формирования у детей практических умений и навыков, однако не в полной мере определяется роль измерительной деятельности в их интеллектуальном развитии. В процессе усвоения измерительной деятельности у детей развиваются мыслительные операции (сравнение, анализ, сериации, обобщение).

Анализ методической литературы и практика работы в детском саду позволяют констатировать, что обучение дошкольников измерительной деятельности вызывает определенные трудности у значительного количества детей и педагогов. Что объясняет необходимость формирования у детей не только представлений о размерах предметов, но и развитие элементов логического мышления, позволяющих ребенку понять сущность операции измерения. Педагоги должны использовать процесс обучения измерительной деятельности на осознание детьми цели измерительной деятельности, освоение способов ее выполнения, соблюдение правил, определяющих характер и последовательность действий, решение практических и учебных задач в единстве, иными словами на формирование предпосылок учебной деятельности.

Одним из направлений обучения детей измерительной деятельности является формирование представлений о функциональной зависимости между величиной, меркой и числом.

Обучение детей старшего дошкольного возраста измерению величины, формирование представлений о функциональной зависимости между величиной, меркой и числом будет протекать более эффективно при условии:

  1. определения содержания обучения с учетом постепенного усложнения и субъектного опыта ребенка;
  2. разработки методов обучения, направленных на активизацию познавательной и практической деятельности детей с включением проблемных ситуаций, занимательных игровых упражнений, наглядности;
  3. сочетания разнообразных форм организации обучения (на занятии и самостоятельной деятельности детей);
  4. организации взаимодействия детей с педагогом и сверстниками;
  5. обеспечения психолого-педагогического просвещения педагогических кадров с целью привлечения их к работе по данной проблеме.

Измерительная деятельность лежит в основе полноценного формирования понятия числа.

Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Дети старшей и подготовительной групп должны знать, что разные величины измеряются разными видами мер. В результате упражнений они усваивают, что считать можно не только отдельные предметы (игрушки, мебель, счетный материал), но и протяженные, сыпучие и жидкие тела, пользуясь для этого измерением.

В школе дети научатся использовать для измерения общепринятые меры: сантиметр, метр, дециметр, литр, килограмм. Измерительная деятельность в детском саду с помощью условной мерки подготовит детей к измерению в школе с помощью эталонов, так как способ уже будет усвоен.

В процессе повседневной жизни, вне специального обучения лишь отдельные дети овладевают способами линейного измерения. Некоторые дети вполне самостоятельно улавливают общий смысл линейного измерения. Исследователи приходят к выводу, что данный вид деятельности в условиях обучения вполне доступен для детей пяти-шести лет и представляет для них большой интерес.

Старшие дошкольники самостоятельно, без специального требования сопоставляют предметы по величине, но выделяется в предмете преимущественно одна протяженность: длина, ширина, высота. Без целенаправленного обучения, дети не овладевают понятием трехмерности, а так же понятием меры.

Умение измерять различные объекты имеет большое значение для общего умственного развития детей, поэтому в программе работы с детьми старшего дошкольного возраста предусмотрено обучение измерению длины, массы и вместимости сосудов условными мерками.

В процессе обучения дети усваивают, что:

  1. измерение позволяет дать более точную количественную характеристику измеряемого объекта;
  2. между величиной, мерой и результатом измерения существует функциональная зависимость;
  3. количество мерок находится в зависимости от размера (чем меньше мерка, тем больше их количество при измерении одной и той же длины, массы, вместимости сосуда).

Опыт измерения условными мерками подводит детей к пониманию значения общепринятых мер и измерению как математической операции, посредством которой устанавливается численное отношение между измеряемой величиной и выбранной единицей измерения, масштабом или эталоном.

Следовательно, основной путь практического ознакомления дошкольников с некоторыми проявлениями зависимости – организация практической деятельности измерения с помощью условных мерок и наблюдение разных соотношений между величинами.

Решить эти задачи можно, показывая детям измерение разных по величине объектов (двух или более) одинаковыми мерками с получением разных результатов; измерение разных по величине предметов разными мерками с получением разных или одинаковых результатов; измерение одного и того же объекта или равных по величине объектов разными мерками (результаты разные).

Дети дошкольного возраста должны знать, что не только целый предмет можно разделить на несколько равных частей, но и понимать (наблюдая конкретные действия с конкретными предметами), как относится целое к своей части, а часть к своему целому; не только уметь измерять разные количества разными мерками, но и понимать, как число зависит от величины мерки при не изменяющемся количестве.

Функциональные связи и зависимости дети познают не только в процессе измерения и по его результатам, но и при делении целого на части, группы предметов на большее или меньшее количество частей.

Характеристика измерительной деятельности позволила сделать вывод, что при целенаправленном обучении дети усваивают приемы измерения, приходят к пониманию сущности этой деятельности в конкретной форме. Обучение опосредствованному уравниванию величин дает возможность познакомить дошкольников с некоторыми простейшими видами функциональной зависимости. Все представления, которые формируются у детей в процессе измерения, тесно связаны между собой. Измерение наполняет их конкретным содержанием, помогая овладеть математическими понятиями.

Анализ содержания работы по формированию математических знаний у дошкольников свидетельствует о возможности целенаправленного ознакомления с простейшими видами функциональной зависимости. Однако следует определить пути и способы этой работы, уточнив место и значение представлений и элементарных понятий, которыми овладевают дошкольники в процессе организованных занятий и в повседневной жизни.

Задача: Формирование представлений о функциональной зависимости между величиной, меркой и результатом измерения (числом).

Источник

МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 8

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 8»

Формирование представлений дошкольников о единицах измерения

Содержание работы по ознакомлению с величинами и видами их измерения.

2 младшая группа (от 3-4 лет).

Средняя группа (4-5лет)

Старшая группа (5 – 6лет)

Подготовительная группа (6 – 7 лет)

Сравнение групп предметов по размеру (длиннее-короче, выше-ниже, больше-меньше)

Учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения. При определении размера предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку, обозначая результат сравнения словами: длинный — короткий, длиннее – короче, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, шире – уже, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые (равные) – по высоте, большой – маленький, больше – меньше, одинаковые (равные) по величине.

Величина: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте).
Учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой).
Учить сравнивать несколько предметов (до пяти) разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке по длине, высоте; рассказывать, в каком порядке расположены предметы («Самая высокая башенка, башенка по ниже, еще ниже, самая низкая»).
Учить детей сравнивать 3 – 5 предметов по величине (длине, ширине, высоте), располагая их в определенной последовательности – в порядке убывания и нарастания величины; определять словом размерные отношения предметов в ряду: «Этот – высокий, а этот – по ниже, этот еще ниже, он самый низкий и т.п.»

Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, высоты в возрастающем или убывающем порядке; объяснять в каком порядке расположены предметы.
Учить сравнивать два предмета по величине (длине, высоте, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Учить определять на глаз величину предметов: длиннее( короче), выше (ниже) образцы и равные ему.
Учить измерять объем (вместимость сосудов, объем жидких и сыпучих веществ) условными мерками.
Учить выделять отношение между несколькими предметами, упорядочивать их по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).

Величина: Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры; понимать зависимость результата измерения от величины условной меры.
Учить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер.
Познакомить с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формировать первоначальные измерительные умения.
Учить считать по заданно мере (двойками, пятками).
Учить делить предметы на 2, 4, 8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани), а кат же с помощью измерения условной меркой; правильно называть части целого (половина, одна часть из четырех, одна четвертая, две четвертых и т.д.) понимать, что целое5 больше части, а часть меньше целого.

Измерение – одна из операций, применяемых человеком в практической жизни.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с измерением величин с помощью условной мерки.

Условная мерка – это предмет, используемый в качестве средства измерения, своеобразное орудие измерения (лента, верёвка, шаг, палочка, ложка, чашка, банка, стакан, линейка, сантиметр).

В детском саду дети должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой:

  • линейное измерение, когда дети с помощью полосок бумаги,палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов.
  • определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ: дети учатся кружком. Стаканом, ложкой и другими емкостями вымерять количество крупы, сахара в пакете, мешочке, тарелке.
  • измерение условной меркой жидкостей, чтобы узнать, сколько
  • стаканов или кружек молока в бидоне, воды в графине.

Правила линейного измерения:

1. Правильно определить точку отсчета;

2. Сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое
пришелся конец мерки;

3. Перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх – при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно);

4. При перемещении мерки прикладывать ее точно к отметки, обозначающей последнюю отмеренную часть;

5. Перемещая мерки, надо не забывать их считать;

6. Окончив измерения, сказать, что и чем измерено и каков результат.

Правила измерения объемной меркой жидких и сыпучих веществ:

  • соблюдение полноты мерки,
  • сочетание измерения со счетом,
  • отражение способа и результата действия в речи.

Требования, предъявляемые к проведению измерения:

  • показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным;
  • действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребенка;
  • дети получают задания в конкретной форме (что измерить (что сделать), как (указывается последовательность действий и требования к ним), кто с кем будет измерять (организация работы).

Формы организации детской деятельности, направленной на познание, измерение и сравнение величин:

Источник

Способы формирования представлений об общепринятых мерах измерения детей подготовительной к школе группе
статья по математике (подготовительная группа) на тему

В статье рассматривается проблема формирования представлений об общепринятых мерах измерения детей подготовительной к школе группе, а также способы формирования данных измерений.

Скачать:

Вложение Размер
statya_mama.docx 20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования представлений об общепринятых мерах измерения детей подготовительной к школе группе

Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф. Н. Блехер еще в 20–30 годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения.

Отметим, что большинство детей подготовительной группы знают, что для определения длины предметов их надо измерить. Часть детей правильно указывает, что метром измеряют длину и высоту стола, шкафа и т. д. Дети, не знающие общепринятых мер, говорят, что измерения производят линейкой, палкой, меркой, клееночкой такой с цифрами и др. Представления детей о способах измерения протяженностей отражают их личный опыт. Дети осознают, что для определения размеров предметов их надо измерить; знают и о том, что их собственный рост также измеряют, однако о средствах измерения они говорят весьма неточно («Сантиметром», «Смерить головами», «Нужно встать вместе так спиною», «Дома на двери подчеркнуть все» и др.).

Если сравнить ответы детей об измерении массы и длины, то выявляется, что знания об измерении массы полнее. Это объясняется более богатым опытом наблюдений за взвешиванием различных продуктов в магазинах. Однако знания и умения детей нуждаются в серьезном уточнении и систематизации путем планомерного обучения.

Не секрет, что умение измерять различные объекты имеет большое значение для общего умственного развития детей, поэтому в программе работы с детьми подготовительной к школе группы предусмотрено обучение измерению длины, массы и вместимости сосудов условными мерками.

В процессе обучения способов измерения предметов, дети усваивают, что:

1. Измерение позволяет дать более точную количественную характеристику измеряемого объекта.

2. Между количеством мерок и их размером существует функциональная зависимость.

3. Количество мерок находится в обратной зависимости от размера (чем меньше мерка, тем больше их количество при измерении одной и той же длины, массы, вместимости сосуда).

Опыт измерения условными мерками подводит детей к пониманию значения общепринятых мер и измерению как математической операции, посредством которой устанавливается, численное отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, масштабом или эталоном.

Психолого-педагогические исследования (Б. Г. Ананьев, 3. М. Богуславская, Р. Л. Березина, В. К. Котырло, Т. Г. Васильева) показывают, что без систематического обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, в частности математического, овладения разными видами продуктивной деятельности (конструктивной, изобразительной).

Начальному выделению величины, возникновению элементарных представлений и понятий о ней способствуют различные методы и приемы обучения. Среди них можно выделить: наглядные, словесные, практические и игровые.

К наглядным методическим приемам можно отнести демонстрацию предметов, рассматривание их, сравнение и выбор; к практическим — накладывание, прикладывание, соизмерение и измерение. Словесными методическими приемами являются: описание предмета (характеристика параметров величины), объяснение, указания, художественное слово (сказки, загадки). Игровыми методическими приемами являются словесные игры, игры с дидактическими игрушками, а также настольно-печатные с картинками, головоломки и др.

Способов формирования представлений об общепринятых мерах измерения детей подготовительной к школе группы множество.

1 направление. Обучение измерению величин условными мерками.

Условная мерка – предмет, используемый в качестве средства измерения, орудие измерения; в тоже время – единица измерения в каждом конкретном случае.

Задача педагога на данном этапе – формирование обобщенных способов действий с величинами, а не заучивание предметных знаний.

Е. И. Щербакова выделяет несколько этапов обучения на данном направлении.

Измерение проводится одновременно несколькими одинаковыми мерками. В результате у детей формируется представление о понятии «мера», зачем нужно измерять, как это осуществлять. Показ способов выполнения действий (наложение мер, наполнение).

  1. Измерение осуществляется одной мерой, но при этом ребенок может фиксировать каждую меру отдельно (кучки, емкости). Сначала осуществляется измерение, откладывание мер, затем – подсчет количества мер. Счет и измерения отдельны друг от друга.
  2. Измерение величины одной условной мерой. Количество измерений фиксируется меткой. После измерения – пересчет меток, получение результата.
  3. Одновременное выполнение счета и измерений одной меркой. Откладывают меру и сразу называют число.
  4. Измерение сложной (составной) мерой, состоящей из нескольких простых или меньших в несколько раз. Измерение осуществляется одной мерой, результат выражают в других единицах.

2 направление. Освоение зависимостей между измеряемой величиной, меркой и результатом измерения.

При измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной. Чем больше мерка, тем меньше раз она уложится в объекте, и наоборот – это обратная функциональная зависимость.

При измерении двух разных объектов одинаковыми мерками число мерок будет больше в том случае, если больше по величине измеряемый объект, и наоборот – это прямая функциональная зависимость.

3 направление. Ознакомление с общепринятыми единицами измерения величин.

Основным содержанием работы педагога является организация заданий, при выполнении которых дети учатся использовать стандартизированную мерку для сравнения величин. На этом этапе обучение приобретает значительную формальность, поскольку все стандартные меры величин – это условные соглашения, в отношении которых бессмысленно задавать вопрос «Почему?».

К стандартным мерам относятся: длины – метр и сантиметр, массы – килограммы, граммы, емкости – литр, площади – квадратный сантиметр и квадратный метр, а также все единицы измерения времени, с которыми знакомятся дошкольники.

З. Е. Лебедева утверждала, что обучение детей способам измерения должно проходить в несколько этапов. Рассмотрим их более подробно.

1-й этап — выделение определенного параметра величины;

2-й этап — непосредственное сравнение предметов по выделенному параметру;

3-й этап — одновременное установление относительной величины разных параметров сравниваемых предметов;

4-й этап — формирование умения строить ряд величин;

5-й этап — опосредованное сравнение величин предметов с использованием меры.

Дети седьмого года жизни учатся выделять размер как самостоятельный признак предмета, обозначать его на глаз и с помощью измерения. Вследствие этого у них формируются представления об относительности размера, способах его измерения. Они должны не только воспринимать сравнительный размер двух или нескольких предметов, размещенных на одинаковом расстоянии от того, кто воспринимает, но и уметь выделять и обозначать словом размеры в горизонтальном и вертикальном положении под одним и тем же углом зрения, т. е. протяженность в длину, ширину и высоту, обозначать толщину и массу предметов.

Таким образом, мы отметили, что вопросом о способах измерения занимались великое множество известных деятелей. Формируя у ребенка подготовительной группы способы измерения, педагог должен привить ребенку знания и умения о том, что: измерение позволяет дать более точную количественную характеристику измеряемого объекта; между количеством мерок и их размером существует функциональная зависимость; количество мерок находится в обратной зависимости от размера (чем меньше мерка, тем больше их количество при измерении одной и той же длины, массы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка»Г. Ртищево «Мы рады вам помочь!» Мастер класспо развитию элементарных математических пре.

Предлагаемый сценарий составлен на основе Мюзикла Морсина «Снежная Королева» и музыки М.Минкова к фильму-сказке «Тайна Снежной Королевы».Участники инсценировки-дети подготовительной группы.Роли Снежно.

Конспект по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с использованием интерактивной доски.

Образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе.

Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

Источник

Читайте также:  Измерения при поверке резервуара