Меню

Паустовский теплый хлеб метафоры сравнения эпитеты



Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Урок №3
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Цели урока:
Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности

Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.

Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_3_uroka_literatury_dlya_5_klassa_po_skazke_k.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Урок №3 «Художественные особенности сказки».

Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, научить видеть необычное в обычном, постичь лиризм описаний, выразительность и красочность языка, проанализировать сравнения и эпитеты в сказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Воспитательные : воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.

Развивающие : развитие художественного восприятия через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст), умения работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.

Оборудование урока : портрет писателя, рисунки учащихся.

2) Беседа по вопросам.

— Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)

— Перечислите приметы народной сказки, можете воспользоваться таблицей, составленной на уроке, когда изучали «Русские народные сказки». (Присказка, зачин, положительный и отрицательный герои, троекратное повторение, словесные формулы, постоянные эпитеты, прием замедления действия; чудесные предметы, помощники, силы; концовка; добро всегда побеждает зло; поучительность; у народной сказки нет автора).

— Что такое литературная сказка? Вспомните, какие литературные сказки вы читали? На основе чего они были созданы?

— Действительно ли произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» сказка.

3).Анализ кульминационного эпизода («Слеза скатилась…»)

а) Прежде чем приступить к чтению отрывка из произведения, нам необходимо определить, с какой интонацией мы будем это делать.

б) Какие слова помогают передать нарастание действия? (Ставим карандашом над словами значок логического ударения)

Именно на эти глаголы во время чтения должно падать логическое ударение.

а) Приём, использованный автором в данном отрывке, называется градация. Это новое для вас понятие.

б) Какие еще средства художественной выразительности, известные вам, использует автор? Какова их роль в тексте? (эпитеты, олицетворения, метафоры)

4) Словарная работа

Вороной конь — конь черного цвета.

Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.

В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.

Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые низкие облака.

Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.

Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.

Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.

Лютый мороз — очень сильный мороз.

Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.

5) Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

— Проверим, как ученики нашли эпитеты и сравнения (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).
Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы.
Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.
-Как меняется характер повествования в конце сказки? Какие эпитеты преобладают здесь?

— Как вы понимаете смысл слов «тёплый хлеб»?

6) Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо. »
Завершая работу над темой, дадим задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо. »
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.

Домашнее задание
Написать (закончить) сочинение-миниатюру «Я увидел чудо. ».
Прочитать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Индивидуальное задание
Принести на урок книги С. Я. Маршака.

Источник

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке «Тёплый хлеб». Урок №3 «Художественные особенности сказки»

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке «Тёплый хлеб». Урок №3 «Художественные особенности сказки».

Цели урока:

Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, научить видеть необычное в обычном, постичь лиризм описаний, выразительность и красочность языка, проанализировать сравнения и эпитеты в сказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Воспитательные : воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.

Развивающие : развитие художественного восприятия через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст), умения работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.

Оборудование урока : портрет писателя, рисунки учащихся.

2) Беседа по вопросам.

— Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)

— Перечислите приметы народной сказки, можете воспользоваться таблицей, составленной на уроке, когда изучали «Русские народные сказки». (Присказка, зачин, положительный и отрицательный герои, троекратное повторение, словесные формулы, постоянные эпитеты, прием замедления действия; чудесные предметы, помощники, силы; концовка; добро всегда побеждает зло; поучительность; у народной сказки нет автора).

— Что такое литературная сказка? Вспомните, какие литературные сказки вы читали? На основе чего они были созданы?

— Действительно ли произведение «Теплый хлеб» сказка.

3).Анализ кульминационного эпизода («Слеза скатилась…»)

а) Прежде чем приступить к чтению отрывка из произведения, нам необходимо определить, с какой интонацией мы будем это делать.

б) Какие слова помогают передать нарастание действия? (Ставим карандашом над словами значок логического ударения)

Именно на эти глаголы во время чтения должно падать логическое ударение.

а) Приём, использованный автором в данном отрывке, называется градация. Это новое для вас понятие.

б) Какие еще средства художественной выразительности, известные вам, использует автор? Какова их роль в тексте? (эпитеты, олицетворения, метафоры)

4) Словарная работа

Вороной конь — конь черного цвета.

Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.

В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.

Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые низкие облака.

Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.

Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.

Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.

Лютый мороз — очень сильный мороз.

Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.

5) Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

— Проверим, как ученики нашли эпитеты и сравнения (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).
Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы.
Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.
-Как меняется характер повествования в конце сказки? Какие эпитеты преобладают здесь?

— Как вы понимаете смысл слов «тёплый хлеб»?

6) Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо. »
Завершая работу над темой, дадим задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо. »
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.

Домашнее задание
Написать (закончить) сочинение-миниатюру «Я увидел чудо. ».
Прочитать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Индивидуальное задание
Принести на урок книги С. Я. Маршака.

Источник

Читайте также:  Как сравнить косметические средства