Меню

Писаная неписаная конституция сравнение



Десять любопытных фактов о Конституции

Что известно о главном документе разных стран.

С 25 июня по 1 июля проходит общероссийское голосование по поправкам в Конституцию. Событие можно назвать историческим — в последний раз Конституцию утверждали в России в 1993 году. «Вслух.ру» собрал интересные факты, которые касаются главного документа страны.

1. Конституция — что означает

Конституция — учредительный документ страны, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.

2. Как правильно пишется

Кстати, нет слов, заимствованных из иностранных языков.

3. Писаные и неписаные — виды Конституции

Писаные Конституции (в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (он существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов. В качестве примеров можно привести Конституции Швеции, Испании.

Неписаные Конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях. Это характерно для стран англосаксонской правовой семьи (за исключением США), а также для Конституции Великобритании.

В свою очередь, писаные Конституции делятся на:

• кодифицированные (состоящие из одного нормативного акта под названием Конституция). Пример — конституции Франции, России, США;

• некодифицированные (состоящие из законов, судебных прецедентов, правовых обычаев, доктрин и имеющие совокупное нигде не закреплённое название «Конституция»). К таким относятся Конституции Новой Зеландии, Великобритании.

4. Что прописывают в Конституциях

• определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и её отношения к гражданам;

• обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.

К ним относятся следующие гражданские права и обязанности:

— право личной неприкосновенности, то есть контроль суда над арестами, обысками, тайна частной переписки;

— свобода труда и передвижения, то есть отмена полицейской паспортной системы;

— свобода слова и печати;

— гражданское равенство — уничтожение сословных привилегий и вероисповедных ограничений;

— свобода собраний и союзов;

— право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве, в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны.

Совокупность данных положений именуется конституционным правом, а их система называется конституционализмом.

5. Когда появились Конституции

В частности, в Спарте конституционный характер носила устно передававшаяся «Большая ретра»: «Пусть народ будет разделён на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила».

6. Конституция в России

Впоследствии конституционные проекты разрабатывались окружением Александра I («Введение к уложению государственных законов») и декабристами, известен также проект конституционного характера М. Т. Лорис-Меликова, подписанный Александром II в день его гибели, но так и не вступивший в силу. В 1905—1906 годах были приняты Основные государственные законы Российской империи, фактически ставшие первой конституцией России. 1918 — Первая конституция советской России; 1925 — Конституция РСФСР, как союзной республики; 1937 — Конституция РСФСР;

Источник

Лекция 2: «Основные теории конституции»

2.3. Классификация конституций и их внутренняя структура

В науке конституционного права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции по различным основаниям. Скажем, в зависимости от формы государственного устройства предлагалось делить конституции на унитарные и федеративные, в зависимости от характера политического режима — на демократические и реакционные, в зависимости от предполагаемой продолжительности применения — на постоянные и временные. Соответствующие термины довольно часто встречаются в литературе, когда возникает потребность в дополнительной характеристике конкретной конституции[22]. Самая старая классификация, которая использовалась еще в XIX веке, применяется до сих пор.

В учебнике «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» под ред. Б.А. Страшуна конституции подразделяются в зависимости от формы правления на монархические и республиканские (с. 71).

По способу объективирования, т.е. по тому, как объективно выражена вовне воля учредителя, конституции подразделяются на две группы — писаные и неписаные.

Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из преамбулы, основного текста и переходных положений или сопроводительных приложений.

Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки к прежней конституции и некоторые другие положения. По общему правилу преамбула, хотя она и является интегральной частью конституционного текста, не носит нормативного характера. Ее положения считаются чисто декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами (преамбулы к Конституциям Франции, Республики Кот-д’Ивуар). Многие современные конституции (Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Исландии, Италии, Нидерландов, большинства стран Латинской Америки) не имеют преамбулы, но общая тенденция все-таки сводится к тому, что новые и новейшие конституции (Испании, Франции, ФРГ, Швейцарии и др.) предваряются преамбулой.

Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Например, Конституция Франции 1958 г. состоит из преамбулы и 18 разделов, которые делятся на статьи. Схожую структуру имеют Конституции Индии, Малайзии, ФРГ, Швейцарии, Японии и некоторых других стран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия, но их может и не быть (США). Некоторые конституции (Индии, Бангладеш) сопровождаются приложениями, в которых конкретизируются и уточняются общие положения по определенным вопросам. В отдельные конституции включаются переходные положения (Италия).

Писаная конституция в принципе представляет собой единый документ, который, по образному американскому выражению, «можно положить в карман». В некоторых случаях писаная конституция может состоять из нескольких документов, сведенных в определенную систему (Израиль, Швеция).

Читайте также:  Сравнить билет русское лото

Своеобразную структуру имеет Конституция Канады, которая согласно Акту о Британской Северной Америке 1867 г. (ныне — конституционный Акт 1867 г.), принятому британским Парламентом, получила статус доминиона. Этот акт был впоследствии дополнен почти тридцатью другими британскими законами и приказами короля в Совете. В 1982 г. вступили в силу принятые британским Парламентом по просьбе Парламента Канады Акт о Канаде и Конституционный акт, которым учредительные права были переданы Канаде. С этого момента британский Парламент утратил полномочия принимать законы для Канады. Конституционный акт, содержащий Канадскую хартию прав и свобод и ряд других положений, не отменил Акт о Британской Северной Америке 1867 г. и другие источники канадской Конституции. Вместе с Конституционным актом 1982 г. они составили систему юридических источников, которые в совокупности своей составляют Конституцию Канады.

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они применяются только в Великобритании и Новой Зеландии.

Неписаная конституция имеет те же предметы правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна. Поясним это на классическом примере Великобритании.

В Британии в течение короткого срока (1653 — 1660) действовала писаная Конституция — орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная британская неписаная Конституция представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта Конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она состоит из следующих основных частей.

Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., Акты о Парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акты о народном представительстве 1949 и 1969 гг., Акт о местном управлении 1972 г. и ряд других. Парламентские статуты порождают новые права и обязанности должностных лиц и граждан, изменяют правовой статус государственных органов и общественных организаций, меняют взаимоотношения между различными частями политической системы.

Общее право (прецедентное право) — сложившееся после норманнского завоевания общее для всей Англии право, которое было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является доктрина Stare decisis, в силу которой суд придерживается ранее состоявшихся решений по аналогичным делам (прецедент). На практике это означает, что решения судов высшей инстанции обязательны для всех нижестоящих судов при рассмотрении похожих дел. Нормы общего права сыграли особо важную роль в сфере определения объема и порядка осуществления гражданских прав и свобод. Так, в судебном решении о прокламациях 1611 г. было сформулировано положение о том, что король своей прокламацией не может объявить преступлением то, что таковым до этого не считалось. В решении 1839 г. было сказано, что резолюция Палаты общин не может изменять права страны. В 1922 г. суд запретил исполнительной власти облагать граждан налогами без прямого уполномочия Парламента. В 1936 г. суд разрешил полиции входить в любое публичное собрание, если есть разумные основания подозревать, что оно может вызвать беспорядки.

Конституционные соглашения — правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Установленные конституционными соглашениями предписания не могут быть принудительно осуществлены через суд. Конституционные соглашения составляют важнейшую часть британской неписаной конституции. Вся система управления Кабинета целиком основана на этих соглашениях: выбор премьер-министра, подбор членов Кабинета, коллективная ответственность Кабинета перед Палатой общин, роспуск Палаты общин. Фактический статус монарха, созыв Парламента на ежегодные сессии и многое другое регулируются только конституционными соглашениями.

Доктринальные источники — мнения авторитетных ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда выявляется пробел в конституционном праве. К числу доктринальных источников относятся следующие труды: Брэктон. Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565); Кок. Правовые институты Англии (1628); Фостер. Решения королевских судов (1763). К числу авторитетных ученых обычно относят Джона Локка (1632 — 1704), Иеремию Бентама (1748 — 1832), Эдмунда Берка (1729 — 1797), Дж. С. Милля (1806 — 1873), Эрскина Мэя (1815 — 1886), А.В. Дайси (1835 — 1922), Дж. Остина (1911 — 1960) и др.

Британская конституция представляет собой столь странное явление, что сами англичане не в состоянии дать ему адекватное истолкование. Что касается неангличан, то при попытке уяснить сущность этого явления они часто оказываются в тупике. Известный американский публицист Ч. Сульцбергер иронизирует: «Британцы имеют замечательную политическую систему, которая, кажется, основывается на вере и парадоксе: конституционность без конституции, разделение правящих властей, в действительности означающее слияние этих властей. Каждый министр представляет и легислатуру, поскольку он пришел из парламента, и исполнительную власть, поскольку заседает в Кабинете. Лорд-канцлер соединяет в себе одновременно все три власти — судебную, как главный судья, законодательную, как лидер палаты лордов, и исполнительную, как министр, возглавляющий правительственный департамент».

Читайте также:  Как сравнить числа delphi

Кажущаяся противоречивость, а порою и бессмысленность британской неписаной Конституции отнюдь не может рассматриваться как забавный анахронизм. Эта Конституция весьма гибка и удобна в практическом смысле. В отличие от своих писаных собратьев, она не нуждается в сложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует масса более простых способов — от парламентского закона до создания нового прецедента.

[22] Например, В.Е. Чиркин, воспроизводя классификацию, представленную в настоящем параграфе, классифицирует конституции также по социальному характеру (полуфеодально-теократические конституции, конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма, постсоциалистические конституции) и по признаку демократичности (демократические, авторитарные и тоталитарные). См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1997. С. 40 — 41.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ

Классификация конституций позволяет ориентироваться в их многообразии, сопоставлять их друг их другом, уяснять особенности их содержания и структуры.

Среди многообразия классификаций конституций принято выделять следующие.

В зависимости от формы выражения конституции традиционно делятся на писаные и неписаные. Писаными являются конституции, которые имеют конкретную юридическую форму выражения. Это кодифицированный сборник норм, который имеет четкую структуру, назначение, принимается в установленном законом порядке. Писаных конституций большинство.

Они, в свою очередь, делятся на консолидированные и неконсолидированные. Консолидированные конституции имеют форму единого систематизированного основного закона, т. е. состоят из одного нормативного акта (например, Конституция США), Структура же неконсолидированной конституции образована несколькими нормативными актами, принятыми либо в одно время, либо в разные периоды (например, в Конституцию Финляндии входят «Акт о форме правления» 1919г., «Закон о высшем суде» 1922г., «Парламентский устав» 1928г. Обычно писаная конституция построена по определенной системе (структура конституции).

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время она применяется только в Великобритании. Неписаная конституция имеет те же предметы правового регулирования, что и писаная. Она закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т. д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Современная Британская Конституция включает статуты (парламентские законы), например, «Великую хартию вольностей» 1215г., «Хабеас корпус акт» 1679г., «Петицию о праве» 1628г., «Билль о правах» 1689г., «Акт об устроении» 1701г. и др.), судебные прецеденты, конституционные обычаи (соглашения), доктринальные источники («Трактат о закона Англии» Брэктона, «Комментарии законов Англии» Блэкстона и др.).

По времени действия конституции делятся на постоянные и временные. Постоянная конституция– это такая конституция, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия или не предусматривается событий, при которых она должна быть заменена. Большинство писаных конституций постоянные. Такие конституции могут действовать долгое время как, например, 200-летняя Конституция США или 160-летняя Конституция Королевства Бельгии. Но в то же время факт установления неограниченного срока их действия не гарантирует вечности конституции, а лишь указывает на намерения законодателя в момент ее принятия. (за всю конституционную история Франции в стране сменилось около 15 конституций).

Временные конституции ограничивают срок своего действия или устанавливают условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией (например, временные конституции Ирака 1970 и 2004 гг. и др.). Временный характер конституции подчеркивается сразу же либо в названии конституции, либо в законах о введении ее в действие. Временные конституции принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Обычно они провозглашаются главой государства (например, временная Конституция Таиланда 1991г.) или новым руководством страны после очередного переворота (например, Конституция Судана 1985г.).

Существует деление конституций по временит их принятия.По этому критерию действующие зарубежные конституции можно разделить на четыре группы: 1) старые, 2) новые, 3) новейшие и 4) сверхновейшие.

Старые конституции –юридическое закрепление юридических и политических событий. К старымотносятся конституции, принятые с конца 18 века (с 1787г.) по 1918г (окончание Первой мировой войны). Политическая нейтральность, отсутствие в этих конституциях обременительных политических обязательств и программ (кроме самых общих – таких как, справедливость, стремление к счастью), позволили им пережить многочисленные политические изменения. В период составления первых конституций докрина еще не была в подробностях разработана. Теоретического материала было недостаточно для составления обширных конституционных текстов. Поэтому в первом поколении конституции были довольно лаконичными, краткими, включали только необходимые нормы. В настоящее время старых действующих конституций осталось немного: американская 1781г., швейцарская 1874г., норвежская 1814г., люксембургская 1868г.

К новымотносятся конституции,принятые в период между Первой и Второй мировыми войнами (1918-1945 гг.), в который происходило определенное переустройство мира. Конституции второго поколения стали более развернутыми, подробными и похожими друг на друга. Конституционным новшеством стало закрепление некоторых социально-экономических прав. В этот период была закреплена современная версия свободы совести – полная секуляризация, запрет государственной религии. Наиболее выдающимся образцом конституционного творчества стала Веймарская конституция, разработанная профессором Гуго Пройсом и принятая в Германии в 19918г. Новые конституции того периода действуют в Финляндии, Ирландии, Княжестве Лихтенштейн и др.

Новейшиеконституции создавались после 1945г. до конца 70-ых – начала 80-ых гг. Эти конституции составляют обширные, иногда весьма торжественные тексты. Они делятся на две подгруппы:

1) принятые после разгрома гитлеровской Германии и ее союзников странами, освободившимися от тоталитарного режима и принявшими демократические формы правления (например, Конституция Франции 1946г., Итальянской Республики 1947г., Японии 1947г, Основной Закон ФРГ 1949г.). Эти конституции затрагивают широкий спектр прав и свобод личности, предусматривают различные не существовавшие ранее нормы (в Конституции Японии есть довольно необычные статьи, например, запрещающие участие в войнах как в способе разрешения конфликтов или иметь вооруженные силы).

Читайте также:  Сравнение метода бухгалтерского учета

2) принятые после распада колониальной системы в 50-60-ые гг. бывшими колониями. Для некоторых таких стран конституции разрабатывались специалистами международных организаций (ООН и т. д.).

К сверхновейшимотносятся конституции примерно последних 20 лет. Для стран, освободившихся от тоталитарных режимов, характерны дальнейшая демократизация в сфере государства и права, что оказало свое влияние и на конституции. (например, конституции бывших республик СССР, бывших стран социалистического содружества).

С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие конституции. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своенго осуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, Конституция США). Однако в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы, целевые установки (например, во введении, в преамбуле), а большая часть норм программных конституций носит констатирующий характер.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции делятся на гибкиеи жесткие. Практически все писаные конституции являются жесткими, а неписаные – гибкими.Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу, конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Встречаются различные способы усложнения процедуры принятия поправок, например:

— одобрение их на референдуме (Ирландия, Франция);

— одобрение законодательными собраниями субъектов федерации (США, Австралия). Для внесения поправок в американскую конституцию, кроме того, что поправка должна быть принята 2/3 голосов каждой из палат Конгресса, требуется одобрение ¾, т. е. 38 штатов;

— одобрение дважды (двойной вотум). Двойной вотум может иметь две разновидности: простой и усложненный. Простой двойной вотум – требование того, чтобы поправка голосовалась дважды с определенным промежутком времени. Такой вотум, в частности, закреплен Конституцией Италии, которая требует, чтобы между двумя голосованиями прошло не менее трех месяцев. Усложненный двойной вотум – процедура более сложная. Первый раз поправка голосуется и должна быть принята квалифицированным большинством, а второй раз она ставится на голосование уже в ином составе парламента – после новых выборов. Это так называемая шведская модель и применяется она в Швеции, Норвегии, Голландии, Финляндии.

В некоторых конституциях прямо указано, какие нормы не могут быть предметом пересмотра, так называемые «неизменяемые нормы». Например, в Конституции Португалии устанавливаются нормы, запрещающие изменять республиканскую форму правления.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относят конституция Великобритании.

Жесткость конституции делает ее стабильной, с другой стороны, в ряде стран эта жесткость мешает приспосабливать какие-то нормы к требованиям сегодняшнего дня. Это делается путем толкования конституции. А гибкие конституции, естественно, не затрудняют деятельность государственного механизма, потому что, изменяя законы, законодатели как бы изменяют неписаную конституцию.

По способу принятия конституции делятся на народные и дарованные (октроированные). Народнойконституцией называют любую конституцию, которая принята в установленном законом порядке: парламентом, на референдуме, на специальном конституционном собрании, ассамблее, конвенте. Большинство действующих европейских конституций принимались парламентом.

Дарованные (октроированные) конституции – это такой вид акта, который даруется в готовом виде, а сам народ не принимает участия в конституционной процедуре. Существуют два варианта дарованной конституции:

1) когда монарх (как правило, абсолютный) принимает конституцию для своего государства, ни с кем не деля право ее принятия. Монархической октроированной являются Конституция Королевства Бельгии 1831г., Японии 1889г. Однако история знает случаи, когда октроирование конституции осуществлялось и президентом (Конституция Пакистана 1962г.).

2) так называемые колониальные конституции, смысл дарования которых заключался в том, чтобы снизить накал национально-освободительной борьбы. Государство-метрополия придумывало конституцию для своей колонии и преподносило в качестве дара с тем, чтобы жители не требовали независимости (например, Статут Алжира 1948г.).

По оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. Первые гарантируют определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривают выборность учреждений власти и т. д. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают широкие возможности для ликвидации или существенного ограничения вынужденно провозглашенных прав и свобод. Для авторитарных, и особенно тоталитарныхконституций, характерна повышенная идеологическая насыщенность. В. авторитарных конституциях, подчас, провозглашаются иные принципы организации государственной власти, например, создание государственных органов на корпоративной основе. Следует, однако, иметь в виду, что демократические конституции иногда служат прикрытием авторитарного политического режима, а порой, хотя и реже, наоборот, демократический режим сохраняет на какое-то время авторитарную конституцию.

С точки зрения территориальных масштабов и форм государственности различают конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера (например, Автономная Республика Крым в Украине).

| следующая лекция ==>
Формирование слюнного секрета. | Психологическое консультирование молодых супругов

Дата добавления: 2015-12-16 ; просмотров: 3808 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник