Меню

Подчеркни прилагательные которые имеют степени сравнения



Работа № 15. Степени сравнения имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению. Морфологический разбор имён прилагательных

1. Подчеркните прилагательные, которые имеют степени сравнения.

Короткий, жалкий, здоровый, городской, лиловый, кедровый, хромой, зелёный, круглый.

Степени сравнения имеют такие прилагательные (качественные): короткий, жалкий, здоровый, лиловый, зеленый, круглый

2. Выпишите из предложений: 1) прилагательные в форме сравнительной степени; 2) прилагательные в форме превосходной степени.

1) Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. 2) Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям. 3) Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким. 4) Мудрейшим тот считается, кто стремится к добру везде и всегда. 5) Что же может быть прекраснее и чище любви?

Лучше, сложнее, интереснее, выше, прекраснее, чище. (сравн. степень, простая форма).

Более скромным, более стойким (сравн. степень, простая форма).

Мудрейшим (простая форма превосходной степени).

3. Выпишите из словосочетаний имена прилагательные и распределите их на три группы: 1) качественные; 2) относительные; 3) притяжательные.

Красивый фарфор, небесная лазурь, окрестные горы, яростный ветер, бетонная стена, заячьи уши, яичная скорлупа, ярчайшая комета, воронье крыло.

1) качественные: красивый фарфор, яростный ветер.

2) относительные: небесная лазурь, окрестные горы, бетонная стена, яичная скорлупа, ярчайшая комета.

3) притяжательные: заячьи уши, воронье крыло.

4. Выпишите прилагательные, которые изменяются: 1) только по родам и числам; 2) по числам, падежам и родам.

Осень. Небо серо и низко. Низкие тяжёлые облака нависли над землёй. Старые деревья давно облетели.

Тяжелые (облака) — тяжелый, тяжелая. Ед. ч тяжелое. С. р, И. п. Старые (деревья) — старый, старая. Ед. ч старое. С. р. И. п. Низкие (облака) — низкий, низкая. Ед. ч. низкое С. р И. п.

5. Работа с текстом.

(1) Сначала пр..ехал Гвозд..к. (2) Он был в чист..нькой клетчат..й рубашк.. . (3) Но один неп..слушный вихор на самой макушк.. торчал у него кверху но Гвозд..к всё-таки осн..вательно п..работал над св..ей нов..й пр..ч..ской. (4) Вот теперь вы х..роший малыш сказала ему Кисонька.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Из предложений 1 — 2 выпишите относительное прилагательное.

3. Из предложения 4 выпишите прилагательное, укажите его непостоянные признаки.

4. Начертите схему предложения 3.

(1) Сначала приехал Гвоздик. (2) Он был в чистенькой клетчатой рубашке. (3) Но один непослушный вихор на самой макушке торчал у него кверху, но Гвоздик всё-таки основательно поработал над своей новой прической. (4) Вот теперь вы хороший малыш, сказала ему Кисонька.

Работа над ошибками

1. Подчеркните прилагательные, которые имеют степени сравнения.

Заячий, диванный, огромный, астрологический, смешной, каштановый, строгий, малюсенький, большой.

Степени сравнения — огромный, малюсенький, большой, смешной, строгий. Сравнительная степень образуется при добавления суффикса е. Превосходящая с суффиксами -ейш -айш.

2. Выпишите из предложений: 1) прилагательные в сравнительной степени; 2) прилагательные в превосходной степени.

1) Что же может быть прекрасней и чище любви? 2) Справедливейшая надпись есть в Тибете на горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!» 3) Мы преодолеваем в жизни труднейшие испытания и становимся умнее. 4) Роза красивее шиповника. 5) Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным и вместе с тем более стойким.

1) прилагательные в сравнительной степени:

а) простая: прекрасней, чище, умнее, красивее.

б) составная: более скромным, более стойким.

2) Превосходная степень:

а) простая: справедливейшая, труднейшие.

3. Выпишите из данных словосочетаний имена прилагательные и распределите их на три группы: 1) качественные; 2) относительные; 3) притяжательные.

Ясное небо, опасный горный маршрут, гигантский завод, домашнее угощение, лишнее слово, сложная ситуация, лебяжий пух, дедовы ордена, сестрин платок, хорошее сочинение.

1) качественные: гигантский, опасный.

2) относительные: ясное, горный, домашнее, лишнее, сложной, хорошие.

3) притяжательные: лебяжий, дедовы, сестрин.

4. Выпишите прилагательные, которые изменяются: 1) только по родам и числам; 2) по числам, падежам и родам.

Поздней осенью только молодые берёзки сохраняют свои золотые листья. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные ели и сосны. Воздух прохладен, и туманны дали.

1) только по родам и числам: прохладен.

2) по числам, падежам и родам: поздней, красноватую.

5. Работа с текстом.

(1) (Не)знайка пр..снулся в (не)знаком..м мест.. . (2) П..рина под ним была м..гчайшая, словно её кто-то нап..лнил пухом. (3) По углам уютн..й к..мнаты ст..яли мал..нькие кресл..ца. (3) У окна ра..пол..гался круглый стол..к на одной ножк.. . (4) Во..вышалась на нём куча цв..тных ниток для выш..вания и л..жала мамина а(к,кк)уратная подуш..чка с иголками и булавками.

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

2. Из предложений 1 — 2 выпишите качественное прилагательное в форме превосходной степени, укажите его непостоянные признаки.

3. Из предложений 3 — 4 выпишите притяжательное прилагательное.

4. Начертите схему предложения 4.

(1) Незнайка проснулся в незнакомом месте. (2) Перина под ним была мягчайшая, словно её кто-то наполнил пухом. (3) По углам уютной комнаты стояли маленькие креслица. (3) У окна располагался круглый столик на одной ножке. (4) Возвышалась на нём куча цветных ниток для вышивания и лежала мамина аккуратная подушечка с иголками и булавками.

Источник

Практические упражнения «Степени сравнения имен прилагательных»

Предлагаемые задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Степени сравнения имен прилагательных»»

Прослушайте отрывок из текста В. Белова. Выпишите прилагательные и образуйте простую превосходную степень.

Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появляется в лесу земляника. Трудно даже представить, сколько людей воспитала эта самая ранняя, самая яркая, самая душистая, самая сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве.

Читайте также:  Какие художественные средства эпитеты сравнения метафоры помогают создать образ руси объясните смысл

Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных.

Чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

Выделите суффиксы в прилагательных.

Слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

Спишите пословицы, образовав простую сравнительную степень; обозначьте суффиксы и определите, каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени.

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) двух.

Утро вечера (мудреный).

Здоровье ( дорогой ) золота.

Дождливое лето (плохой) осени.

Прочитайте, определите сравни­тельные степени прилагательных и объяс­ните, как вы это сделали.

1. Доброе братство сильнее богатства.

2. Утро вечера мудренее.

3. Вол­нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей.

4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней.

5. Она была на полголовы ниже сестры.

Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный, дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий, долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький,
малый, плохой, хороший.

Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло­жения. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.

2. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.

3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.

4. Сириус и Полярная звезда — по яркости.

5. Родниковая и речная вода — по чистоте.

6. Растительность тундры и тайги — по густоте.

Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ.. — Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

Спишите, вставляя на место пропусков подходящие по смыслу прилагательные в форме сравнительной или превосходной (простой или составной) степени. Графически укажите синтаксическую роль вставленных слов. С теми словами, которые вы не использовали, составьте предложения и запишите их.

1. Алмаз — . камень на свете.

2. Физика мне кажется . предметом, чем химия.

3. Наша бригада имеет . показатели по производству электромоторов на заводе.

4. Мой старший брат . выше отца.

5. В детстве я хотел стать . во дворе.

Слова для справок: наиболее высокие, менее яркий, сильнее всех, самый твёрдый, лучше, более увлекательным, выше, интереснейший.

Поставьте прилагательные в скобках в форму простой сравнительной степени.

Образец. На юге ночи (темный), чем на севере. – На юге ночи темнее, чем на севере.

1. Это упражнение (трудный), чем нам сначала показалось.

2. Эта книга (интересный).

3. Этот чемодан (дешевый), чем я ожидал.

4. Здесь путь (короткий).

5. Не нужно считать других людей (глупый) себя.

6. В этом году весна (теплый), чем в прошлом.

7. Днепр (широкий) и (глубокий) Днестра.

8. Дорога становилась все (узкий).

9. Подъем в гору оказался (крутой), чем предполагали туристы.

Закончите предложе­ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни . .

2. При нагревании вода . .

3. Там, где прошёл лыжник, снег . .

4. Ближе к устью река . .

5. Человек, который занимается спортом, . .

Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

1. Здоровье (дорогой) золота.

2. Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

3. После работы еда (вкусный).

4. Правда (светлый) солнца.

5. Дождливое лето (плохой) осени.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе­ни. Составьте предложения с полу­ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.

Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу­бокий, покорный, интересны

Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

1. Эта оправа для очков более женская, чем мужская.

2. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее.

3. Мой друг самый честнейший человек.

4. Такой вариант исправления текста ещё более худший.

5. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация.

6. Новая кофточка ещё коричневее старой.

Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

1. Эта ложка железнее, чем та.

2. Моя мама молодее твоей.

3. Осенью в лесу очень красивее, чем зимой.

4. Это самый огромнейший салют, который я видел.

5. Он более менее короткий.

6. Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.

Читайте также:  Сравнить беговую дорожку с велотренажером

7. Конфета сладче пряника.

8. Мое новогоднее платье самое блестючее.

9. Добрые слова хорошее мягкого пирога

Образуйте простую форму сравнительной степени от прилагательных, данных в скобках, и запишите текст.

В детстве все было другим. (Яркий) было солнце, (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочная) земля, родная земля – самая великолепное, что нам дано для жизни.

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет,

Ответьте на вопросы, используя сложную сравнительную степень прилагательных, данных в скобках.

Образец. К какой жизни стремится человек? (интересный). – Человек стремится к более интересной жизни.

1. О каких вопросах мы говорили на занятии? (общий)

2.Какую скорость развивает экспресс по сравнению с обычным поездом? (высокий)

3. Какие данные вы получили в последнем эксперименте по сравнению с предыдущими? (точный)

4. Какое задание в этой курсовой работе? (сложный по сравнению с другими работами).

Выпишите словосочетания с прилагательными, которые не имеют степеней сравнения. С двумя из них составьте предложения и разберите их по членам.

Звонкий голос, весенний день, лысый старик, узкая дорога, забавный случай, дремучий лес, южное небо, золотое украшение, мягкий диван, сложное задание, одноногий пират, живой уголок, позднее время, илистая почва, сочная трава, яркое освещение, скалистый берег, интересная книга, прошлогодняя листва, праздничный день, весёлый праздник, длинный день.

Письменно ответьте на данные вопросы.

1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

2. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

3. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

Укажите средства образования прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени в данных предложениях. Заполните таблицу словосочетаниями с этими прилагательными.

1. Внезапно поднялся сильнейший ветер.

2. Осознание того, что стоишь у подножия высочайшей вершины мира, завораживало, приводило в восторг.

3. Более редкой книги мне ещё не доводилось держать в руках.

4. Тогда мы ещё не знали, что самый мощный удар разъярённой стихии ждал нас впереди.

5. Об этом мой друг знал лучше всех.

6. Наиболее холодный воздух в помещении всегда бывает внизу около двери. 7. На это мероприятие следовало одеться изысканнее.

Раскройте скобки, поставив прилагательные в форму простой превосходной степени.

Образец. Ему досталось (сложный) задание. – Ему досталось сложнейшее задание.

1. – (знаменитый) русский поэт.

2 .Этот футболист играет в (сильный) клубе Европы.

3. Это (хороший) матч сборной команды на чемпионате мира

4. Мне нужно сдать лабораторную работу в (короткий) сроки.

5. Мой друг – (талантливый) математик.

6. Это был (интересный) матч на чемпионате.

Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени. Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предметов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (временных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др..

Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).

Внимательно прочитайте текст и выполните задания В1-В3.

(1)После обеда ко мне пришёл Колька. (2)На нём были большие сапоги и кожаная куртка с брюками.(3)Он сказал, что снасти уже готовы и у нас есть все шансы поймать самого большого карпа.

В1. Из предложений 1-2 выпишите качественное прилагательное.

В2. Из предложений 1-2 выпишите относительное прилагательное.

В3. Из предложения 3 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.

Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.

Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Определите, в какой степени сравнения употреблены данные прилагательные. Образуйте и запишите прилагательные в начальной форме. Составьте с ними словосочетания (2-3 на выбор).

Образец: красивейший –прост. ф. превосх. степ.,н.ф.-красивый. Красивейший пейзаж.

Источник

Степени сравнения имён прилагательных

Многие прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или в меньшей степени, чем в другом, например: Левый берег реки круче правого; Левый берег реки более крутой, чем правый. Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому- либо признаку, например: Байкал — глубочайшее озеро на Земле; Байкал — самое глубокое озеро на Земле.

Читайте также:  Tall степени сравнения перевод

1. Спишите. Подчеркните имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. Обозначьте орфограмму № 17.

1. По территор.. нашей Родины т..кут самые большие реки в Европе: Волга, Днепр, Печора. 2. Средне-Сибирское плоскогорье — одно из крупнейших в мир.. . 3. Ключевская сопка — самый высокий вулкан Азии 1 . 4. Природа Северного Урала угрюмее и суровее природы Среднего Урала.

Можно ли в данном предложении вставить на место выделенного слова его синоним?

Сравнительная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.

Простая форма сравнительной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов -ее (-ей), например: -е, перед rоторым происходит чередование согласных, например: -ше, например: Иногда при присоединении суффиксов -е и -ше от основы начальной формы отсекается суффикс -к- (-ок, -ёк), например:

Составная форма сравнительной степени образуется прибавлением слов, 6олее, менее к начальной форме прилагательного: приветливый — более приветливый, громкий — более громкий, приветливый — менее приветливый, громкий — менее громкий.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми. В прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, падежам и числам, например: по более высокой горе, в менее глубокую яму. В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени бывают сказуемыми и определениями, .

2. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. В прилагательных, образованных с помощью суффикса -ее, поставьте ударение.

1. Красивый — красивее; пр..ятный, счас..ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр..красный, пр..лежный, пр..чудливый, пр..влекательный, пр..зрительный, старый, искусный.

2. Дорогой — дороже; сухой 2 , твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий.

3. Долгий — дольше; ранний, старый, тонкий, далёкий, горький.

Подчеркните чередующиеся согласные.

В каком значении взято выделенное слово при образовании формы сравнительной степени во втором пункте? в третьем?

3. Спишите текст, образуя от прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. Обозначьте суффиксы прилагательных в сравнительной степени.

1. Здоровье (дорогой) золота 3 . 2. Добрые сл..ва (хороший) мя..кого п..рога. 3. После работы 1 еда (вкусный). 4. Правда (светлый) солнца. 5. Дождлив.. лето (плохой) осен.. . (Пословицы.)

У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся не от той же основы, что исходная форма?

4. Сравнение двух предметов по какому-либо признаку можно выразить по-разному, например: Брат внимательнее сестры; Брат внимательнее, чем сестра; Брат более внимателен, чем сестра.

Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите те же мысли другим способом.

Солнце и Земля. Луна и Земля, Уральские и Кавказские горы. Баренцево море и Чёрное море. Растительность 1 тундры и растительность тайги. Енисей и Волга.

Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.

Простая форма превосходной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса -ейш- (-айш-), например: Перед -айш- происходит чередование согласных, например: Эта форма прилагательных чаще всего употребляется в книжной речи.

Составная форма превосходной степени представляет собой сочетание слов самый, наиболее или наименее и начальной (исходной) формы прилагательного, например: самый справедливый, наиболее строгий. Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам. Неизменяемыми являются слова наиболее и наименее в составной форме превосходной степени, например: в наиболее недоступном месте. Прилагательные в форме превосходной степени в предложении чаще всего бывают определениями.

5. Запишите прилагательные в форме простой превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

1. сильный, слабый, счастливый, простой, интересный, богатый.

2. лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий, тихий.

Образуйте и запишите составную превосходную степень 5—6 прилагательных (по выбору).

6. Спишите. Вставьте пропущенные прилагательные, употребив их в форме составной превосходной степени. Слова из скобок запишите в нужной форме.

На заседании «Клуба знаменитых к..питанов» соб..рались — — мор..плаватели, пут..шественники, г..рои пр..ключенческих романов4. — — среди них был Дик Сенд, г..рой р..мана (Жюль Верн) «Пятнадцатилетний к..питан». — — все сч..тали Тартарена из Тараскона, героя романа (Альфонс Доде), а был, конечно, барон Мюнхаузен из книг.. (Распе). Все члены клуба 1 сч..тались с мнением — — из них капитана Немо, одного из г..роев книг.. (Жюль Верн) «Таинственный остров».

Для справок: мудрый, весёлый, молодой, «правдивый», известный.

Почему некоторые собственные наименования заключены в кавычки?

Какие из собственных имён не склоняются? А в каком падеже они стоят?

7. Найдите в учебнике географии имена прилагательные, употреблённые в форме превосходной степени. В простой или составной форме они даны? Подтвердите примерами из других ваших учебников то, что в научной речи составная форма превосходной степени употребляется чаще, чем простая.

8. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный; глубокий, бездонный; мелкий, неглубокий, мелководный.

Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени. Обозначьте суффикс сравнительной степени.

9. Прочитайте описание зимнего леса в рассказе Ю. Нагибина «Зимний дуб» (от слов: «Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну…» до слов: «Следы уходили в самую чащобу, в бурелом»). Как выразил автор общее впечатление от зимнего леса? Как описаны деревья, небо, снег, тропинка? Спишите, подчеркните прилагательные, которые имеют степени сравнения. Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне слова.

  1. Сделать морфологический разбор слова [↩] [↩] [↩] [↩]
  2. Сделать фонетический разбор слова [↩]
  3. Сделать синтаксический разбор предложения [↩]

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник