Меню

Подшипник качения зазоры как измерить



Измерение зазоров в подшипниках качения

Боковые зазоры вала во вкладышах измеряют, когда вал уложен на нижние вкладыши. В первую очередь необходимо убедиться, что вал свободно лежит на нижних вкладышах; затем пластины щупа вводят между валом и вкладышем сначала с одной боковой стороны, а потом с другой; зазор измеряют на глубине 10-15 мм и до этой глубины вводят пластины щупа. Большая глубина (15 мм) соответствует большему диаметру вала. По длине вкладыша измерения делают в двух-трех местах: на расстоянии 8-15 мм от торцов вкладыша и посередине.

При необходимости проверить серповидность боковых зазоров последовательно вставляют пластины щупа на глубину, на 5 мм большую предыдущего измерения. При этом на некоторой глубине зазор должен исчезнуть, показывая начало соприкосновения вала и вкладыша.

Осевые (торцевые) зазоры измеряют пластинчатым или клиновым щупом в зависимости от размера зазора и необходимой точности измерения.

Радиальный зазор (люфт) между телом качения и обоймами измеряют пластинами щупа, которые вставляют в промежуток между телом качения и наружной обоймой.

Когда требуется измерить радиальный зазор (люфт) подшипника, не насаженного на вал, то поступают следующим образом: подшипник укладывают торцом на плиту, закрепляют внутреннюю обойму, а наружную сдвигают в сторону и фиксируют ее положение по индикатору; затем наружную обойму сдвигают в противоположную сторону, и ее перемещение по индикатору покажет радиальный зазор между телом качения и обоймами.

Осевое смещение одной обоймы относительно другой в ненасаженном подшипнике измеряют также индикатором. Подшипник укладывают на плиту с отверстием и закрепляют наружную обойму. Внутреннюю обойму отжимают вниз и на ее торец подводят измерительную ножку индикатора. Потом внутреннюю обойму отжимают вверх и перемещение стрелки индикатора указывает осевое смещение одной обоймы относительно другой.

Если подшипник смонтирован на валу, то радиальный зазор измеряют щупом, вводя пластины щупа между телом качения и обоймой в ненагруженной зоне. При этом нельзя накатывать щуп с обоймой на тела качения, а надо только измерять зазор между телом качения и обоймой, не поворачивая последнюю.

Осевой зазор подшипника в корпусе измеряют пластинами щупа.

В некоторых конструкциях измерить осевой зазор подшипника в корпусе щупом нельзя; в таких случаях осевой зазор определяют как разницу размера А между упорными бортами корпуса и ширины Б обоймы.

В других случаях осевой зазор подшипника в корпусе определяют, измеряя расстояние В от торца корпуса подшипника до обоймы и размер Г уступа торцевой крышки; разность между размерами В и Г составляет осевой зазор с одной стороны.

Осевые зазоры тел качения в обоймах непосредственно измерить затруднительно, но эти зазоры определяют смещение одной обоймы относительно другой; по осевому смещению и судят об осевом зазоре тел качения в обоймах.

Если подшипник смонтирован на валу, а вал установлен на механизме, то осевое смещение одной обоймы подшипника относительно другой можно измерить по осевому смещению вала при закрепленной неподвижно наружной обойме. В этом случае пользуются индикатором, ножка которого упирается в торец вала или в торец любой детали, неподвижно закрепленной на валу.

Источник

Измерение радиального зазора подшипников

5.2.3.1 Радиальный зазор подшипника определяется как среднее арифметическое значение двух измерений зазора по двум взаимно перпендикулярным направлениям в радиальной плоскости подшипника (при неизменном относительном угловом положении колец) или трех измерений после каждого поворота на 120 о наружного кольца относительно неподвижного внутреннего кольца.

Одно измерение радиального зазора является расстоянием в радиальном направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение.

5.2.3.2 Радиальный зазор роликовых подшипников в свободном состоянии определяется на приборах модели «Робокон 4152», приспособлениях, представленных на рисунках 19 и 20, или аналогичных по принципу действия приборах и приспособлениях. Для измерений радиального зазора на приспособлении, представленном на рисунке 19, внутреннее кольцо подшипника укрепляется на плите конусной шайбой и гайкой. Наконечник индикатора с ценой деления 0,01 мм, расположенного горизонтально, упирается во внешнюю поверхность наружного кольца подшипника. Разность показаний стрелки индикатора при перемещении наружного кольца поочередно к наконечнику индикатора и от него будет соответствовать радиальному зазору подшипника. Перемещение кольца производится без приложения значительного усилия на рукоятку.

1 – роликовый подшипник; 2 – гайка; 3 – конусная шайба

Рисунок 19 – Приспособление для измерения радиального и осевого зазоров роликовых подшипников

1 – плита; 2 – эксцентрик; 3 – валик; 4 – конусная шайба; 5 – индикатор; 6 – стойка; 7 – рычаг Рисунок 20 – Приспособление для измерения радиального зазора подшипника

Радиальный зазор роликовых подшипников, которые не устанавливаются на приспособлении, измеряется пластинчатым щупом. Для этого подшипник свободно подвешивается на специальной стойке (рисунок 21) или на горизонтально установленном отрезке вала (трубы). Зазор измеряется в нижней части подшипника путем последовательного протаскивания пластинок щупа различной толщины между нижним роликом и дорожкой качения внутреннего кольца. При измерении количество пластин в наборе не должно быть более трех. Накатывание роликов на щуп не допускается.

5.2.3.3 Контрольная проверка посадочного радиального зазора роликовых подшипников производится непосредственно на их внутренних кольцах, посаженных на шейку оси или вал. Допускается производить измерения посадочного радиального зазора роликового подшипника на приспособлениях по эталонному кольцу с последующим учетом поправки на различие диаметра дорожки качения эталонного кольца и кольца на шейке, для которого подбирается блок подшипника.

5.2.3.4 Радиальный зазор сферических подшипников измеряется щупом. Подшипник устанавливается на стол и в верхней его части измеряется зазор между дорожкой качения наружного кольца и роликами. Для удержания роликов в одной плоскости с наружным кольцом на его внешнюю поверхность необходимо положить ладонь так, чтобы пальцы попали на торцы роликов и внутреннее кольцо. При измерении следует следить за тем, чтобы ролики с сепараторами не принимали наклонного положения относительно наружного кольца.

5.2.3.5 Радиальный зазор радиальных однорядных шариковых подшипников измеряется на приборах модели 4164Л, приспособлениях ПР2590, ПР2591 (рисунок 22) или других аналогичных по принципу действия приборах и приспособлениях. Изменение зазоров производится под грузом. Усилие передается попеременно рычагами вверх и вниз на наружное кольцо

Рисунок 21 – Стойка для проверки радиальных зазоров роликовых подшипников

подшипника. Перемещение наружного кольца в радиальном направлении относительно неподвижного внутреннего кольца измеряется с помощью индикатора.

Измерения производятся путем смещения по оси подшипника в обе стороны одного из колец относительно неподвижного другого. Измерение радиальных зазоров радиально-упорных шариковых подшипников с диаметром отверстия более 50 мм производится на горизонтальной плите с индикатором по схеме, приведенной на рисунке 23.

5.2.3.6 Величины радиальных зазоров подшипников, замеренные на приборах, приспособлениях или с использованием пластинчатого щупа, записываются цветными карандашами или маркером на поверхности соответствующих наружных колец подшипников или на бирке, прикрепленной к подшипнику.

Новые и бывшие в эксплуатации подшипники с величиной радиального зазора, выходящей за пределы допусков, указанных в Приложениях А, Б, В, к монтажу не допускаются.

Источник

Зазор в подшипниках качения.

категория момент трения зазор точность основное условное обозначение подшипника
7 XXXXXX — Серия ширин
X 65 XXXX — Конструктивная разновидность
XXX 4 XXX — Тип подшипника
XXXX 3 XX — Серия диаметров
XXXXX 21 — Внутренний диаметр подшипника
конструкция
материал
температура
смазка
вибрация
  • Радильный зазор подшипника
  • Осевой зазор подшипника
  • Для чего нужен зазор в подшипнике
  • Группы зазоров: уменьшенный, нормальный, увеличенный
  • Три вида радиальных зазоров: начальный, посадочный, рабочий
  • Маркировка зазора подшипников по ГОСТ
  • Таблица групп зазора в зависимости от типа подшипника
  • Обозначение радиального зазора буквами H0- НТ- НУ- М0- 2В0-
  • Обозначение зазора подшипников по стандарту ISO — C1, C2, СN, С3, С4, С5
  • Соответствие группы радиального зазора подшипников ГОСТ — ISO
  • Обозначения класса точности и зазора подшипников SKF
  • Регулировка зазоров в радиально-упорных подшипниках
  • Измерение начального зазора в подшипниках

Что такое тепловой зазор в подшипнике ?

Зазором в подшипнике качения называется растояние между кольцами и телами качения, которое обеспечивает небольшую свободу перемещения колец относительно друг друга в радиальном или осевом направлениях. А «тепловым» зазор называется, потому что он компенсирует температурное расширение деталей подшипника при нагревании в процессе работы и не дает возможность подшипнику «заклинить» при критично высоких температурах.

Радильный зазор подшипника

Осевой зазор подшипника

Для чего нужен зазор в подшипнике?

Зазор является одним из важных факторов, влияющих на долговечность работы подшипника.При этом в радиальных (нерегулируемых) подшипниках принято рассматривать радиальные зазоры, а в радиально-упорных подшипниках, где радиальный и осевой зазор регулируются, принято рассматривать только осевой зазор. Выбор подшипника с оптимальным для данных условий эксплуатации радиальным или осевым зазором позволяет обеспечить рациональное распределение нагрузки между телами качения, максимальное уменьшение вибрации подшипника при работе, уменьшение шума, возникающего при работе подшипника.

Группы зазоров

Применение подшипников с уменьшенным зазором. Необходимость повышения жесткости в осевом и радиальном направлениях.
Например:
— в скоростных узлах;
— по условиям эксплуатации ожидается повышенный нагрев наружного кольца относительно внутреннего кольца.
Применение подшипников с
нормальной группой зазора
Относительно небольшие частоты вращения и нагрузки.
Наружные кольца монтируются в корпус с зазором.
Внутренние кольца монтируются на вал с натягом.
Температура внутреннего кольца выше чем у наружного на 5-10 градусов.
Применение подшипников с увеличенным зазором. Повышенный нагрев внутреннего кольца.
Подшипник работает с высокими динамическими нагрузками, поэтому кольца монтируют с повышенным натягом.
Наличие перекосов внутренних колец относительно наружных по различным причинам.

Различают три вида радиальных зазоров: начальный, посадочный и рабочий.

Начальный радиальный зазор

Посадочный радиальный зазор

Рабочий зазор

Отмеченная взаимосвязь между начальным, посадочным и рабочим зазором справедлива лишь для нерегулимых подшипников и не относится к подшипникам, у которых радиальный зазор и осевая игра регулируются при сборке узла.

Основная область применения подшипников с увеличенными радиальными зазорами — опоры, в которых кольца подшипника вследствие больших динамических нагрузок монтируют на вал и в корпус со значительными посадочными натягами, а также опоры со значительными колебаниями рабочих температур. В принципе же, чем меньше зазоры, тем выше точность вращения подшипника, больше его долговечность, одновременно — работает большее количество тел качения. Однако, подшипники с зазорами, равными нулю, не выпускаются. Дело в том, что при тугих насадках в корпус и на вал из-за нагрева подшипникового узла может возникнуть защемление (заклинивание) тел качения и, в конечном счете, даже разрушение подшипника.

Большинство стандартных подшипников изготавливаются по нормальной группе радиального зазора, которая обеспечивает при обычных для большинства случаев посадках и температурных условиях удовлетворительную работу подшипникового узла.

Маркировка зазора подшипников по ГОСТ.

Подшипникам, изготовленным с радиальным зазором, соответствующим нормальной группе, дополнительное условное обозначение не присваивается.
Большинство стандартных подшипников изготавливаются по нормальной группе радиального зазора, которая обеспечивает при обычных для большинства случаев посадках и температурных условиях удовлетворительную работу подшипникового узла.

Радиальный зазор стандартных подшипников условно характеризуется номером группы (ряда), поставленным перед обозначением подшипника.
Пример, 75-313ЕШ2:
цифра 7 означает радиальный зазор по 7-му ряду,
класс точности 5 ,
313 — обозначение стандартного шарикового подшипника с внутренним диаметром d=65 мм.
E- текстолитовый сепаратор ,
Ш2 — требования по уровню вибрации.
Номер группы зазоров может стоять отдельно от обозначения, например, на торце кольца со стороны, противоположной нанесенному обозначению.

Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, соответствуют следующей схеме:

категория момент трения группа радиальнного зазора точность основное условное обозначение подшипника конструкция, материал, температура, смазка, вибрация

Более подробно смотрите техническую информацию в
ГОСТ 24810-2013 Подшипники качения. Внутренние зазоры.
скачать ГОСТ 24810-2013

Стандарт распространяется на подшипники:
шариковые радиальные однорядные;
шариковые радиальные двухрядные сферические;
шариковые радиально-упорные двухрядные;
роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами;
роликовые радиальные игольчатые;
роликовые радиальные сферические однорядные;
роликовые радиальные сферические двухрядные и устанавливает условные обозначения групп зазоров и числовые значения радиального и осевого зазоров подшипников качения в состоянии поставки.

Стандарт не распространяется на подшипники:
шариковые радиальные со съемным наружным кольцом;
шариковые радиальные однорядные с канавкой для вставления шариков;
шариковые радиально-упорные однорядные;
шариковые радиально-упорные двухрядные с двумя наружными кольцами;
шариковые радиально-упорные однорядные с разъемным наружным или внутренним кольцом;
роликовые радиальные игольчатые со штампованным наружным кольцом, а также на подшипники качения, для которых установлены особые значения зазоров.

Таблица групп зазора в зависимости от типа подшипника

В таблице обозначения групп зазоров приведено в порядке увеличения значения зазора.
( уменьшенный зазор — нормальный зазор — увеличенный зазор)

Обозначение группы зазоров
в порядке увеличения значения зазора
Тип подшипника
6
нормальная
7
8
9
Шариковые радиальные однорядные без канавок для вставления шариков с цилиндрическим отверстием:
2
нормальная
3
4
Шариковые радиальные однорядные без канавок для вставления шариков с коническим отверстием:
2
нормальная
3
4
5
Шариковые радиальные сферические двухрядные с цилиндрическим отверстием:
2
нормальная
3
4
5
Шариковые радиальные сферические двухрядные с коническим отверстием:
1
6
2
3
4
Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с цилиндрическим отверстием с взаимозаменяемыми деталями;

Роликовые радиальные игольчатые с сепаратором с взаимозаменяемыми деталями

Подшипники роликовые с взаимозаменяемыми деталями — разъемные радиальные подшипники данной группы зазора, которые можно комплектовать любыми съемными кольцами одинакового обозначения (одинаковой конструкции), изготовленными тем же предприятием изготовителем.
5
нормальная
7
8
9 Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с цилиндрическим отверстием с невзаимозаменяемыми деталями;

Роликовые радиальные игольчатые с сепаратором с невзаимозаменяемыми деталями

Роликовые подшипники с невзаимозаменяемыми деталями — разъемные радиальные подшипники данной группы зазора, которые должны быть скомплектованы съемными кольцами, предназначенными только для данного подшипника. 2
1
3
4 Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с коническим отверстием с взаимозаменяемыми деталями

Подшипники роликовые с взаимозаменяемыми деталями — разъемные радиальные подшипники данной группы зазора, которые можно комплектовать любыми съемными кольцами одинакового обозначения (одинаковой конструкции), изготовленными тем же предприятием изготовителем.
5
6
7
8
9 Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с коническим отверстием с невзаимозаменяемыми деталями

Роликовые подшипники с невзаимозаменяемыми деталями — разъемные радиальные подшипники данной группы зазора, которые должны быть скомплектованы съемными кольцами, предназначенными только для данного подшипника. Нормальная
2 Роликовые радиальные игольчатые без сепаратора 2
нормальная
3
4
5 Роликовые радиальные сферические однорядные с цилиндрическим отверстием: 1
2
нормальная
3
4
5 Роликовые радиальные сферические однорядные с коническим отверстием: 1
2
нормальная
3
4
5 Роликовые радиальные сферические двухрядные с цилиндрическим отверстием: 1
2
нормальная
3
4
5 Роликовые радиальные сферические двухрядные с коническим отверстием: 2
нормальная
3
4 Шариковые радиально-упорные двухрядные с неразъемным внутренним кольцом 2
нормальная
3 Шариковые радиально-упорные двухрядные с разъемным внутренним кольцом

Обозначение радиального зазора буквами H0- НТ- НУ- М0- 2В0-

НТ- НУ-

Обозначение зазора подшипников по стандарту ISO.

С1 – зазор подшипника меньше чем С2
С2 – зазор подшипника меньше нормального
СN – нормальный зазор- используется только в комбинации с буквами, обозначающими уменьшенное или смещенное поле зазора
С3 – зазор подшипника больше нормального
С4 — зазор в подшипнике больше чем С3
С5 — зазор в подшипнике больше чем С4
По стандарту ISO, если в обозначении подшипника ничего не указано – зазор подшипника нормальный.

Соответствие группы радиального зазора подшипников ГОСТ — ISO

ISO ГОСТ
Шариковые радиальные однорядные Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами и игольчатые Роликовые радиально сферические двухрядные с цилиндрическими или коническими отверстиями
с взаимозаменяемыми деталями
C1 1
C2 6
Нормальная Нормальная 6 Нормальная
С3 7 2 3
С4 8 3 4
С5 9 4 5
с невзаимозаменяемыми деталями
C1NA
C2NA 5
NA Нормальная
C3NA 7
C4NA 8
C5NA 9

Если у импортного подшипника есть класс точности и зазор, то в маркировке может отсутствовать буква С и обозначение будет выглядеть как сочетание класса и зазора с буквой P
Пример: P51 — 5 класс точности и зазор С1 ( NN3012KP51 )

Обозначения класса точности и зазора подшипников SKF.

P63 P6 + C3 (P6 — класс точности + C3 — увеличенный зазор)
P62 P6 + C2 (P6 — класс точности + C2 — уменьшенный зазор)
P52 P5 + C2 (P5 — класс точности + C2 — уменьшенный зазор)
P43 P4 + C3 (P4 — класс точности + C3 — увеличенный зазор
P51 P5 + C1 (P5 — класс точности + C1 — уменьшенный зазор)
P41 P4 + C1 (P4 — класс точности + C1 — уменьшенный зазор)

Регулировка зазоров в радиально-упорных подшипниках

Для нормальной работы подшипников необходимо, чтобы вращение колец было легкое, свободное. Требуется создать зазоры, обеспечивающие свободное, без защемления шариков или роликов вращение подшипников. Различают два вида зазоров: радиальные и осевые. Радиальные и осевые зазоры в радиально-упорных подшипниках связаны между собой. При изменении зазора в одном направлении изменяется зазор и в другом.

Как правило, в радиально-упорных подшипниках зазоры регулируют при сборке осевым смещением колец подшипника. Осевой зазор радиально-упорных и упорных подшипников регулируют комплектом прокладок из жести, которые устанавливают у торцов наружных колец или смещением внутренних колец по шейкам вала. Регулирование зазора, в радиально-упорных подшипниках осуществляется путем изменения толщины набора металлических прокладок. Набор прокладок составляется из ряда толщин: 0,1; 0,2; 0,4; 0,8 мм. Зазор может также изменяться системой с предусмотренным регулировочным винтом, действующим на шайбу или с помощью гайки.

Измерение начального зазора в подшипниках.

Под начальным (теоретическим) радиальным зазором понимают зазор подшипника в состоянии перед монтажом.

Измерение зазора производят с помощью точного оборудования путем смещения одного из колец подшипника в крайнее его положение под определенной нагрузкой.

Для некоторых типов подшипников замеры радиального зазора выполняют методом подбора щупа соответствующей зазору толщины. Измерительные щупы предназначены для точного измерения внутреннего зазора при монтаже сферических роликоподшипников. Могут изготавливаться в разных исполнениях. Например от 0,05 до 1,00mm. или от 0,03 до 0,30mm.

Для разных конструктивных групп радиальных подшипников существуют свои группы (ряды) радиальных зазоров. Каждая группа ограничена минимальной и максимальной величинами допускаемого радиального зазора и обозначается номером. Наибольшее распространение получила нормальная группа, которая никак не обозначается в номере подшипника.

скачать ГОСТ 24810-2013 Подшипники качения. Внутренние зазоры.

Источник

Читайте также:  Приборы для измерения входного сопротивления