Меню

Презентация эпитеты метафоры сравнения олицетворения гиперболы



ТРОПЫ Урок-практикум. Эпитет Сравнение Метафора Гипербола Олицетворение Антитеза. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЗульфия Габсадирова

Похожие презентации

Презентация на тему: » ТРОПЫ Урок-практикум. Эпитет Сравнение Метафора Гипербола Олицетворение Антитеза.» — Транскрипт:

2 Эпитет Сравнение Метафора Гипербола Олицетворение Антитеза

3 «Я тебе тысячу раз говорил», — гипербола, преувеличение – речевой прием, рассчитанный не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие.

4 Сравнение Тяжёлые чёрные тучи, как камни. У кошки глаза, словно бусинки. КАК КАК БУДТО БУДТО СЛОВНО ТОЧНО И т.д.

7 Эпитет – образное (красочное) определение. Он имел каменное сердце. Куда ты скачешь, гордый конь? В фольклорных текстах выделяют сквозные эпитеты, которые повторяются почти в каждом произведении фольклора. Красна девица, добрый молодец, богатырский конь…

8 Антитеза – противопоставление. Анти = против «Мал золотник, да дорог»

9 Определите троп В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. Метафора

10 Определите троп Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождем разолью. Олицетворение

11 Определите троп И луч блеснул с него чудесный, как с черной тучи день небесный. Сравнение

12 Определите троп О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? олицетворение

13 Определите троп Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт. антитеза

14 Определите троп Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. сравнение

15 Определите троп Шутила зрелость, пела юность. олицетворение

16 Определите троп Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. антитеза

17 Определите троп Ее любовь к сыну была подобна безумию. Гипербола и сравнение

18 Определите троп Печальная береза у моего окна. Эпитет

19 Определите троп Зима недаром злится. олицетворение

20 Определите троп Мело, мело по всей земле, во все пределы. гипербола

21 Определите троп Тяжелою обидой, словно камнем на сердце, пал цветок, измятый Лелем. сравнение

22 Определите троп Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. сравнение

23 Определите троп И воск слезами с ночника на платье капал. метафора

24 Определите троп Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. антитеза

25 Определите троп Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. метафора

26 Определите троп Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. олицетворение

27 Определите троп «Я вас не видел тысячу лет», — с улыбкой сказал Иван Владимирович, обращаясь ко мне. гипербола

28 Определите троп На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. сравнение

29 Определите троп Звёзды ещё только начали выцветать… метафора

30 Определите троп Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар, лежит. Эпитет и сравнение

Источник

презентация «Выразительные средства языка»
презентация к уроку по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Материал презентации «Выраафоройзительные средства языка» поможет познакомить учащихся с основными выразительными средствами : сравнением, ‘эпитетом, олицетворением и метафорой. В презентации представлены определения данных терминов и подобран литературный материал, иллюстрирующий употребление выразительных средств.

Скачать:

Вложение Размер
презентация по теме»Выразительные средства языка» 129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выразительные средства языка

Устойчивые сравнения русского языка Хитрый как ….(лиса). Трусливый как … Храбрый как… Писать как курица лапой Кричать как в лесу Похожи как две капли воды Надуваться как индюк Твёрдый как камень

После грозы. Еще вчера все небо , было покрыто тучами. Весь вечер шёл сильный , проливной дождь. Когда сверкала молния, становилось очень светло . Я почти ничего не боюсь, но признаюсь, что вчера, слыша раскаты грома, я дрожал от страха. Зато утром выглянуло солнце и заблестела роса . Я снял обувь и побежал по холодной мокрой траве. Добежав до озера, почувствовал, что мои ноги замерзли, стали совсем холодными . Вдруг я почувствовал боль – острые края осоки, растущей около берега, порезали мне ступню. Но вот я подошёл к воде, наклонился и нарушил спокойную гладь озера. «Вода очень теплая !» — обрадовался я. После утреннего купания я чувствовал себя освеженным . Для выбора: Свежий как огурчик, холодные как ледышки, светло как днем, дождь как из ведра, дрожал как осиновый лист, острые как нож, как парное молоко, заблестела как золото , как зеркало.

Сравнение- сопоставление двух предметов по сходству. 1. «И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.» 2. «А сама-то величава, Выступает, будто пава …» 3. «Оно соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто мёдом налилось …» (А.С. Пушкин)

«Месяца лучами Божий храм облит, Крест под облаками, Как свеча , горит.» (Иван Саввич Никитин) И дождик льёт как из ведра , Как будто в облаке дыра.

Эпитет На окраине деревни стоял красный кирпичный дом. На окраине деревни стоял огромный мрачный дом.

Эпитет- образное определение. (отвечает на вопрос какой,какая, какое и др. «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит.» (А.С. Пушкин) « Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.» (А.Н. Плещеев)

«Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят … (Ф. И. Тютчев)

Олицетворение — выразительное средство языка, при котором неодушевлённые предметы, явления природы наделяются свойствами человека или другого живого существа. « Зима недаром злится , Прошла её пора- Весна в окно стучится И гонит со двора .»

Метафора- скрытое сравнение «Под голубыми небесами великолепными коврами , блестя на солнце , снег лежит.» А.С. Пушкин

« Уходит тихо Лето, Одетое в листву . И остаются где-то Во сне иль наяву : Серебряная мушка В сетях у паука, Невыпитая кружка Парного молока. И ручеёк стеклянный , И тёплая земля, И над лесной поляной Жужжание шмеля.

Снежным облаком летели Бледноликие метели Из полночных стран… П. Соловьёва Серебро , огни и блёстки Целый мир из серебра. В жемчугах горят берёзки , Чёрно-голые вчера. В.Брюсов

Снится ёлке вечер , месячный и звёздный , Снежная поляна , грустный вой волков И соседи-сосны , в мантии морозной , Все в алмазных блёстках , В пухе из снегов.

В васильковом небе вьются Хороводы снежных мух.

«Береза» Сергей Есенин Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой .

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

Сергей Есенин Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Глафира Галина По деревьям серебристая Перекинулась фата — Белоснежная, пушистая, Кружевная красота! И себя березка грустная Не могла узнать сама — Так украсила искусная Ветки деревца зима.

Источник

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ). В число этих средств включают эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху, — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАнгелина Бурдукова

Похожие презентации

Презентация на тему: » СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ). В число этих средств включают эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху,» — Транскрипт:

1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ). В число этих средств включают эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху, перифраз, гиперболу, литоту.

2 ЭПИТЕТОМ называют художественое определение, отмечающее существеную для даного контекста черту в изображаемом явлении. В отличие от логического определения, которое отделяет признаки одного предмета от признаков других (например, «Стену нужно покрасить синей краской», то есть не желтой, не красной, а имено синей), эпитет вызывает в нашем сознании целостное представление о предмете. Так, например, в стихотворении Блока «Незнакомка» мы можем прочитать: И перья страуса склоненые В моем качаются мозгу, И очи синие бездоные Цветут на дальнем берегу.

3 Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают и существительные («волшебница- зима», «мать — сыра земля»); наречия («на севере диком стоит одиноко»); деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»). Бывают случаи, когда в роли эпитетов выступают местоименые слова, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. На это указал А. Квятковский в своем «Поэтическом словаре» («Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!»).

4 Эпитеты можно разделить на изобразительные и лирические (выразительные). Изобразительные эпитеты выделяют существеные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «. в тумане моря голубом»; «на мутном небе» и т.д. В лирических эпитетах, напротив, ясно выражается отношение автора к изображаемому явлению: «томительная ночи повесть»; «мелькают образы бездушные людей». Подобное деление достаточно условно: изобразительные эпитеты, внешне нейтральные, всегда имеют эмоционально- оценочное значение. В народном поэтическом творчестве встречаются постояные эпитеты: солнце красное; море синее; ветер буйный и т.д., которые могут быть использованы поэтом для создания определеного художественого эффекта.

5 УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Упражнение 1. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционость. 1) Зловещая дума; 2) ветрила гордых кораблей; 3) звезда печальная; 4) на обнаженой ветке; 5) роковой огонь сражений; 6) надежда сладостная; 7) безумное волненье; 8) в ясной лазури; 9) по бархатным лугам; 10) судьба жестокая; 11) тщетный шум пиров; 12) счастливый край.

6 Упражнение 2. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква». а) луч 1) неприступный б) замок 2) бледный в)луна 3) ликующий г) сон 4) роковой д)тайна 5) страшный е)жизнь 6) золотой Упражнение 3. Подберите к даным словам изобразительные и лирические эпитеты. Солнце сирень Чувство туман Муза огонь Тишина свет

7 СРАВНЕНИЕ. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому. Сравнения выражаются различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно и т.д.: «Безумных лет угасшее веселье/ Мне тяжело, как смутное похмелье»). лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Твои глаза подобны звездам»).

8 По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные сравнения, в отличие от прямых, построены на отделении одного явления от другого, однако внутрене сболижают их, поясняя одно другим. Использование отрицательного сравнения, характерного для устной народной поэзии, может служить знаком стилизации: Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится. Довольно часто в стихах используются развернутые сравнения, которые состоят не в одномоментном уподоблении единичного признака, а в последовательном представлении целой образной системы. Пример использования развернутого сравнения можно найти в стихотворении Ф. Тютчева «Как над горячею золой».

9 Упражнение 1. Определите оценочные функции используемых сравнений. Он был крепок и могуч (как трехлетний бык ; как былиный богатырь; как кряжистый дуб; как степной смерч; как свекольная самогонка есаула Громобоева, хлебосольного хозяина, который, лукаво улыбаясь, любил потчевать своим напитком беспечных гостей на Троицу; как реликтовый мастодонт; как тибетский як). Его глаза сияли (как яркие звезды на темном небосводе; как медяки на заскорузлой купеческой ладони; как озера в знойный полдень; как не могут сиять человеческие глаза, так могут сиять только очи влюбленого ангела).

10 Упражнение 2. Придумайте несколько сравнений разной стиле­вой окраски. Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно За дверью раздался шум, который походил на Упражнение 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущеные буквы и недостающие знаки препинания. Третья встреча явила мне Блока ч..тающ..м замечательные стихи о России и он мне каказался подвале(н,н)ым этой любовью целой жизни он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его истекает кровью от любви. Блок мне к..казался таким дорогим и боли..ким как в весен..м кусте соловей который поет мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не) нужно касаться. (К. Бальмонт)

11 МЕТАФОРА — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. «Метафора не украшение, не побрякушка — она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненую философию», — писал известный стиховед Е. Эткинд. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков: цвета, формы, объема, назначения и т.д.

12 Метафоры, основаные на сходстве предметов в цвете, особено часто используются при описании природы: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Общие черты в характере действия открывают широкий путь для метафорического использования глаголов: «Лениво дышит полдень». Сходство во временой последовательности явлений позволяет использовать такие формы метафоризации: «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревяные прохрипят мой двенадцатый час». Часто в стихах мы встречаем такие выражения, как «железный стих», «туманая юность». В этих случаях метафоричны определения. Они выполняют функцию эпитета и метафоры, потому и называются метафорическими эпитетами.

13 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение — это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».

14 Упражнение 1. Смоделируйте метафоры. Укажите смысловые комплексы, которые становятся источником для их создания. Например: ветер воет (зверь). 1) море; 2)луна; 3)время; 4)любовь; 5)земля; 6) сомнение. а)глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем б)догорать, как отблески заката в)терзать г)грозно реветь д)тяжелые шаги е)мутный зрачок

15 Упражнение 2. Создайте небольшой текст, основаный на метафорическом переносе «город — огромное чудовище». «Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными________. Он_____ в небо тучами дыма и_____________, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что попал в _____из камня и железа, — в__________, который проглотил несколько миллионов людей и растирает,___________их. Улица — скользкое, алчное__________, по нему куда-то вглубь__________плывут темные__________пищи города — живые люди».

16 МЕТОНИМИЯ — перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность может быть проявлением связи: 1) между содержанием и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! 2) между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита,/ Зато читал Адама Смита. 3) между действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег/ Обрек он мечам и пожарам.

17 4)между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженых отрада, Духи в граненом хрустале. 5)между местом и людьми, находящимися на этом месте: И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность.

18 СИНЕКДОХА — разновидность метонимии, основаная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественого отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственое число вместо множественого: К нему и птица не летит, И зверь нейдет. Ученики часто путают метонимию с метафорой: например, рассматривая оборот «гуляло все село», они резоно говорят, что здесь неживой предмет «село» олицетворяется, следовательно, перед нами пример метафоры.

19 Есть достаточно надежное и простое правило, позволяющее отличить два этих приема: метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы», «словно», «вроде» и т. д., а метонимию трансформировать в сравнение нельзя. Сравните два выражения: «спит усталый ветер» и «спит усталый город». Мы можем сказать: «ветер спит подобно человеку» (ветер соотносится по действию с живым существом), попытка подобным образом записать второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди.

20 Упражнение 1. Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях: а)его ожидали скипетр и золотая мантия; б)он снял с полки Бунина; в)лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно; г) весь зал оглушительно захлопал; д)перо кипело страстью; е)истину нельзя добыть кулаком; ж)вернулся он старым, измученым человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.

21 Упражнение 2. Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественые функции. Просторечие — разговорная речь преимуществено городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночиной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированого книжного языка, и от офранцуженой речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов.

22 ПЕРИФРАЗ — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существеных признаков или указанием на их характерные черты. (Мы часто говорим: «автор «Героя нашего времени» вместо «М.Ю. Лермонтов»). Перифраз особено был характерен для классицистической поэзии, поскольку позволял «оборачивать» изображаемое явление кружевами высокой, торжественой образности: «Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы»; «Смиритель стран Казанских». Перифраз позволяет придать тексту торжественое, возвышеное звучание. Он может быть также использован для создания комического эффекта. Очень часто перифраз позволяет избежать неоправданых повторов и служит для связи предложений.

23 Упражнение 1. Найдите соответствия. 1) спаситель Капитолия а) муза 2) болистающая сталь б) зима 3) солнце русской поэзии в) Прометей 4) весна человеческой жизни г) швед 5) седая чародейка д) сабля 6) пермесская богиня е) гусь 7) потомок викингов отважных ж) Пушкин 8) волшебный прибор Левенгука 3) Гомер 9) прикованый к скале Титан и) микроскоп 10) бессмертный творец «Илиады» к)юность

24 ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА. Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота -выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). Использование гиперболы и литоты позволяет писателю усилить выразительность образа, выделить мысль, придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Так, Некрасов заканчивает стихотворение, посвященое Николаю Добролюбову, следующими строчками: Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни.

25 Гиперболизация основана не на переносе значения, а на демонстративно- преувеличеном изображении каких-либо качеств, свойств, признаков явления. Например, можно сказать: «Мужчина крикнул громко». А вот иной вариант сообщения о том же самом явлении: «Он так кричал, что в соседних домах стекла повылетали». Содержание фразы как будто бы осталось прежним: нам сообщили о мужчине, который издал очень громкий крик, но использование преувеличения позволило, во-первых, придать ей образность, во-вторых, сообщение приобрело явную эмоциональность

26 Художественый эффект гиперболы (как и литоты) основывается на удивительном парадоксе: она самым очевидным образом противоречит законам объективной действительности, формальной логике, эмпирическому опыту. Но при этом она воспринимается не как обман, а как факт художественой реальности, как особая форма существования истины, сила которой не в соответствии здравому рассудку, а в ее эмоциональной убедительности.

27 Упражнение 1. Создайте гиперболы и литоты. Чтобы вы могли понять, какой нос был у Ландоцкого, представьте ________________________________ Она узнала о его смерти на следующий день, и с тех пор солнце больше__________________________. Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы, чтобы досыта_________________дюжих молодцов, и________________________________. Руки у нее были тоньше__________________. Таких глаз не было_____________________. Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли___________________________

28 ФИГУРЫ РЕЧИ Риторический вопрос. Риторическое восклицание

29 Повтор — одна из самых распространеных стилистических фигур. Существуют разнообразные виды повторов, но общее их значение состоит в том, что автор повторяет те звуки, те слова, те выражения, те предложения, которые он считает наиболее значимыми. Задача исследователя — выявить, какую художественую роль играет усиленый повтором компонент. Простейший вид повтора имеет вид «АА» и представляет собой простое повторение какого- либо слова (или слов): «Душа, душа, спала и ты». В тексте обычно используются более сложные комбинации — такие, как анафора, эпифора, анадиплосис (подхват) и т.д.

30 а) Анафора — единоначалие ( схема А. А. ), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума. ») б)Анадиплосис (подхват) — повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».) в) Рефрен — повтор самостоятельного предложения, логически обособленого от основного текста. г) Градация — всякая цепь элементов высказывания с постепеным нарастанием значимости («ни позвать, ни крикнуть, ни помочь») или убыванием («Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах»). По аналогии со стилистической градации говорят о сюжетной градации.

31 Параллелизм — (от греч. parallelos — находящийся или идущий рядом) тождественое или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ. Синтаксический параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. («По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль».) Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма — композиционым. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осеней распутицы предваряет описание внутренего состояния персонажа.

32 Многосоюзие (полисиндетон) — повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, чаще всего используется в положении анафоры. («Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр».) Бессоюзие (асиндетон) — такое построение предложений, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. («Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари. ») Эллипсис состоит в пропуске подразумеваемого слова. В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованости, разговорного просторечия и т.д. («Ввели и — чарку — стук ему!»)

33 Инверсия является одним из важнейших средств интонационо-синтаксического выделения слов или их сочетаний. Она состоит в поста­новке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое — на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией.

34 Инверсивными считаются в русском языке следующие сочетания: а)определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой (сырая темница); б)обстоятельство (наречие) стоит после главного слова: На севере диком стоит одиноко (одиноко стоит); в)дополнения и обстоятельства, выраженые существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); г)сказуемое стоит перед подлежащим: Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).

35 Антитеза — это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Ученье -свет, а неученье — тьма»). Оксюморон — стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).

36 Сгруппируйте парами антитезы по схеме «цифра-буква». а) нищенские лохмотья поражение б) блеск медяков триумф в) гибельный закат царская мантия г) славная победа маршальский жезл д) горький плач ликующие крики е) нож мясника величественое сияние правды ж) разочарованый вздох радужные надежды

Источник

Читайте также:  Сравнение геометрии рам велосипедов