Меню

При измерении роста ребенка вертикальным ростомером ребенок должен касаться шкалы



Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни.Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Рис. 23.1. Измерение длины тела ребенку раннего возраста Техника измерения: ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы его голова плотно прикасалась теменем к поперечной планке ростомера. Голову устанавливают в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Сестра плотно фиксирует голову.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 — 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

а) б) Техника измерения: ребенок стоит на площадке ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голову он устанавливает в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Необходимо помнить, что между ростом в утренние и вечерние часы существует разница иногда до 1-2 см.
Рис. 23.2. Измерение роста у детей старшого возраста: а) стоя, б) сидя

Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя — в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания: сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

а) б)
Рис. 23. 3. Взвешивание детей раннего возраста: а) на чашечных весах, б) на электронных весах
Рис. 23.4. Взвешивание детей старшего возраста Детей после трех лет взвешивают стоя (рис.23.4). Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания – 50,0г. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Читайте также:  Индикаторы для измерения размеров

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Рис. 23.5. Измерение окружности головы у ребенка Рис. 23.6. Измерение окружности грудной клетки у ребенка младшего возраста

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

а) б) с)
Рис. 23.7. Измерение окружности грудной клетки у ребенка старшего возраста: а) в покое, б) на высоте вдоха, с) на выдохе

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей. Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

Источник

Измерение роста детей старше 1-го года (вертикальным ростомером).

Оснащение:

Ø вертикальный (станковый) ростомер;

Ø емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Ø бумажная салфетка одноразового применения;

Алгоритм выполнения:

1. Подготовить необходимое оснащение.

2. Откинуть «скамеечку» ростомера.

3. Вымыть и осушить руки.

4. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши.

5. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения.

6. Поднять подвижную планку ростомера.

7. Предварительно сняв обувь, помочь ребенку правильно встать на площадку ростомера:

а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок;

б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок уха располагались на одной горизонтальной линии.

8. Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка.

Читайте также:  Измерение температуры тела грудного ребенка

9. Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений).

10. Помочь ребенку сойти с ростомера.

11. Записать результат.

12. Убрать салфетку с ростомера.

13. Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором.

14. Вымыть и осушить руки.

Измерение веса детей старше 1-го года

(на медицинских электронных весах).

Оснащение:

Ø медицинские весы;

Ø салфетка одноразового применения;

Ø дезинфицирующий раствор, ветошь;

Алгоритм выполнения:

1. Подготовить необходимое оснащение.

2. Обработать площадку весов дезраствором с помощью ветоши.

3. Установить весы в положение включено.

4. Вымыть и осушить руки.

5. Постелить на площадку весов одноразовую салфетку.

6. Предложить и помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов.

7. Зафиксировать вес ребенка на электронном табло в положении установления равновесия.

8. Помочь ребенку сойти с площадки весов.

9. Записать показатели массы тела ребенка.

10. Убрать салфетку с весов.

Измерение окружности головы

И окружности грудной клетки у детей до 1-го года.

Оснащение:

Ø сантиметровая лента;

Ø 70º этиловый спирт;

Ø марлевая салфетка;

Алгоритм выполнения:

1.Подготовить необходимое оснащение.

2. Обработать сантиметровую ленту спиртом с помощью салфетки.

3. Уложить или усадить ребенка.

4. Определить показатели окружности головы.

Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:

сзади – затылочный бугор, спереди – надбровные дуги.

5. Определить показатели окружности грудной клетки. Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку ребенка по ориентирам:

сзади – нижние углы лопаток, спереди – нижний край околососковых кружков.

6. Записать результат.

Пеленание.

Оснащение:

Ø тонкая и теплая распашонки;

Ø фланелевая и тонкая пеленки;

Ø пеленальный столик.

Алгоритм выполнения:

1. Подготовить необходимое оснащение.

2. Вымыть и осушить руки.

3. Уложить на пеленальный столик послойно снизу вверх:

фланелевая пеленка — тонкая пеленка – подгузник.

4. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу.

5. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад,

затем фланелевую — разрезом вперед.

6. Надеть подгузник. Для этого: провести подгузник между

7. Зафиксировать подгузник пеленкой («штанишками»).

8. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:

1) расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы

верхний ее край был на уровне подмышек;

2) один край пеленки провести между ножек малыша;

3) другим краем – обернуть малыша;

4) подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек, и обернуть ими туловище ребенка;

5) зафиксировать пеленку, расположив » замочек» пеленки спереди.

9. Запеленать ребенка в теплую пеленку » с ручками»:

1) одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

2) другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;

3) подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;

4) зафиксировать пеленку на уровне плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди.

Контрольное кормление.

Оснащение:

ü набор для пеленания обязательно с подгузником;

ü набор для подготовки матери к кормлению грудью;

ü чашечные весы;

ü дезинфицирующий раствор, ветошь;

Алгоритм выполнения:

1. Подготовить необходимое оснащение.

2. Вымыть и осушить руки.

3. Надеть на ребенка подгузник и запеленать малыша.

4. Подготовить мать к кормлению грудью.

5. Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе.

6. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу.

7. Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 минут.

8. Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае

мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат.

9. Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления).

10. Передать ребенка маме или положить в кроватку.

11. Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом).

12. Оценить соответствие высосанного молока ребенком должному количеству.

13. Решить вопрос о виде вскармливания ребенка.

Подготовка матери и ребенка к кормлению.

Читайте также:  Случайные погрешности измерений выявляют

Оснащение:

Ø косынка, маска;

Ø мыло, полотенце;

Ø скамеечка под ногу матери;

Ø набор для пеленания;

Ø стерильное растительное масло;

Ø ватные жгутики.

Алгоритм выполнения:

1. Подготовить необходимое оснащение.

2. Надеть косынку, маску.

3. Помыть руки с мылом.

4. Перепеленать ребенка.

5. При необходимости прочистить носовые ходы ребенка.

6. Обмыть грудь теплой водой и осушить полотенцем.

7. Удобно сесть в кресло или на стул с подлокотниками,

поставить под ногу (со стороны молочной железы, из

которой планируется кормить ребенка) скамеечку.

8. Положить на колени чистую пеленку для ребенка.

Источник

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА НА ВЕРТИКАЛЬНОМ РОСТОМЕРЕ

Цель: оценить физическое развитие

Оснащение:

— жидкое мыло с дозатором;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

— бумажная салфетка одноразового применения;

— медицинская карточка, ручка.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться ФИО,
  2. Уточнит у матери/родственникам ФИО,
  3. Объяснить цель и ход исследования,
  4. Получить согласие.

Выполнение процедуры:

  1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
  2. Обработать рабочую поверхность ростомера дезинфицирующим раствором с помощью ветоши.
  3. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения.
  4. Помочь ребенку снять обувь.
  5. Поднять подвижную планку ростомера выше предполагаемого роста ребенка.
  6. Помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера:

а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область,
затылок;

б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок уха располагались на одной горизонтальной линии.

  1. Опустить подвижную планку ростомера без надавливания к голове ребенка.
  2. Определить рост по нижнему краю планки по правой шкале делений. (В возрасте 1-3 лет в качестве площадки ростомера используют его откидную скамеечку, и рост измеряют по левой шкале делений).
  3. Помочь ребенку сойти с площадки ростомера.
  4. Сообщить результат ребенку/матери.
  5. Убрать салфетку с ростомера.
  6. Протереть рабочую поверхность ростомера дезинфицирующим раствором.
  7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
  8. Записать результат.

ПРАВИЛА ГРУДНОГО КОРМЛЕНИЯ

Цель:

— обеспечить инфекционную безопасность во время кормления грудью;

— создать ребенку и матери комфортное состояние во время кормления.

Обязательные условия:

Кормить ребенка в спокойной обстановке, в спокойном расслабленном состоянии;

Оснащение:

  • косынка, маска;
  • мыло,
  • полотенце;
  • пеленка;
  • баночка для сцеживания грудного молока;
  • скамеечка под ногу матери;
  • набор для пеленания;
  • стерильное растительное масло;
  • ватные жгутики.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться ФИО,
  2. Уточнит у матери/родственникам ФИО,
  3. Объяснить цель и смысл подготовки к кормлению,
  4. Получить согласие.

Выполнение процедуры:

  1. Вымыть и осушить руки.
  2. Подготовить необходимое оснащение.
  3. Подготовка матери:

— надеть косынку, маску

— помыть руки с мылом

— обмыть грудь теплой водой и осушить полотенцем.

— удобно сесть, поставить под ногу скамеечку.

— положить на колени чистую пеленку для ребенка.

— расположить в пределах досягаемости баночку для сцеживания грудного моло­ка.

перепеленать и при необхо­димости прочистить носовые ходы.

  1. Перед кормлением необходимо сцедить несколько капель молока, так как пер­вые капли молока могут быть инфицированы.
  2. Слегка сжав грудь, поднести её ко рту ребёнка, поводить соском по губам, сцедить несколько капель молока в рот.
  3. При сосании ребенок должен захватывать ореолу (около­сосковый кружок).
  4. Молочная железа матери не должна закрывать носовые ходы ребенка.
  5. При каждом кормлении прикладывать ребенка (по возможности) только к одной груди.
  6. Следить, чтобы во время кормления ребенок активно сосал грудь (если малыш заснул — будить его).
  7. Удерживать малыша у груди не более 20 минут, новорожденных – до 30 минут.
  8. Для отнятия от груди зажать ребёнку нос или ввести палец между соском и губами ребёнка.
  9. Подержать ребенка 2-3 минуты вертикально и положить в кроватку на правый бок.
  10. Женщине сцедить молоко в баночку до последней струйки.
  11. Обмыть грудь теплой водой и осушить.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник