Меню

Прием зрительного сравнения пример



Методические приёмы экскурсионного показа

Методические приёмы экскурсионного показа относятся к приёмам непосредственного ведения экскурсии. К основным приёмам экскурсионного показа относятся следующие.

Приём предварительного осмотра. Этот методический приём используется, когда экскурсанты находятся непосредственно у объекта. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта и может реализовываться в двух вариантах.

В первом случае экскурсанты самостоятельно осматривают объект с одной или нескольких сторон, составляют общее впечатление о нём, а затем слушают рассказ экскурсовода и приступают совместно с ним к детальному изучению объекта и его анализу. Во втором случае началом использования приёма служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует экскурсантов на то, что именно необходимо увидеть в ходе осмотра объекта. На предварительный осмотр отводится не более двух минут.

Приём панорамного показа даёт возможность экскурсантам с панорамной площадки наблюдать вид местности. В качестве панорамной площадки могут выступать башни, колокольни, крепостные стены, мосты, природные возвышенности и другие точки, откуда открывается панорама какой-либо местности.

Во время панорамного показа в поле зрения попадает много объектов, поэтому экскурсоводу следует решить, какие объекты показать, а какие «оставить за кадром», с чего начать и в какой последовательности вести показ, как логически и визуально связать следующие друг за другом объекты. Для этого существует несколько принципов построения и организации панорамного показа:

– географический принцип, объекты показываются слева направо или наоборот;

– градостроительный принцип, показываются объекты, доминирующие с точки зрения высоты или размеров;

– культурно-исторический принцип, показ начинается с наиболее значимых объектов в историко-культурном отношении;

– хронологический принцип, объекты показываются от древних к современным. Таким образом, для эффективности наблюдения панорамы в ней необходимо выделить композиционный центр и обратить на него внимание экскурсантов.

Приём экскурсионного (зрительного) анализазаключается в мысленном расчленении зрительного воспринимаемого объекта на составные части, выявлении наиболее важных сторон и таким образом уяснении его сущности. Анализ особенностей объекта осуществляется путём обращения к тому или иному содержательному аспекту. В соответствии с этим различают следующие виды экскурсионного анализа:

– искусствоведческий (используется при показе произведений изобразительного искусства);

– архитектурный (используется при показе архитектурно-градостроительных сооружений);

– исторический (используется при показе объектов, связанных с историческими событиями);

– естественнонаучный (характерен для показа объектов природы);

– технологический (характерен для показа производственных объектов).

Экскурсионный анализ проводится в направлении от общего к частному.

Приём зрительной реконструкциидаёт возможность мысленно восстановить экскурсионный объект в его первоначальном или будущем виде. Сущность этого приёма заключается в том, что облик объекта восстанавливается словесным путём, однако делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.

Если объект сохранился частично, то произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части, детали, фрагменты. Если объект вообще не сохранился, то на помощь экскурсоводу приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». В основном используются различные изображения (фотографии, рисунки) объекта в прошлом. Для воссоздания облика объекта в будущем используются схемы, чертежи, макеты.

Приём зрительного монтажа является вариантом методического приёма зрительной реконструкции. С его помощью экскурсовод составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких объектов, а также отдельных их частей. При этом активно используются материалы «портфеля экскурсовода».

Приём локализации событий позволяет установить связь события с определённым местом, что даёт возможность отграничить его от общего процесса или других событий, приковать взгляды экскурсантов именно к тому месту, где оно произошло. Приём локализации способствует появлению у экскурсантов чувства причастности к событию. Наиболее эффективно использование рассматриваемого приёма в экскурсиях на исторические и производственные темы. Реализация данного приёма сопровождается фразами типа: «В этом здании во время войны размещался московский театр им. Е. Вахтангова», «В этом цехе был собран первый танк».

Приём зрительного сравнения построен на зрительном сопоставлении разных объектов или их частей, находящихся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают как схожие, так и отличающиеся объекты. Задача этого методического приёма – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность и неповторимость. Использование данного приёма даёт возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, например, высоту памятника, длину крепостных стен, позволяя сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов, время, затрачиваемое на объяснение.

Приём зрительной аналогии призван облегчить восприятие нового путём сравнения с чем-то хорошо знакомым и основан на сравнении наблюдаемого объекта с тем, который известен экскурсантам, но в данный момент отсутствует в поле зрения экскурсантов. Экскурсионная группа могла наблюдать его на экскурсии, проведённой ранее, или в начале данной экскурсии. Таким образом могут сравниваться объекты, находящиеся в разных городах, в разных залах музея. Задача приёма зрительной аналогии – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление об аналогичном объекте. Поэтому приём зрительной аналогии более сложен, чем приём зрительного сравнения, где сопоставляются объекты, в данный момент находящиеся перед глазами экскурсантов.

Приём движения следует отличать от движения как признака экскурсии. Этот приём существует в двух вариантах. Первый вариант заключается в движении экскурсантов вокруг объекта, что даёт возможность вести многоплановый показ, позволяет выявить повторяемость или неповторимость деталей.

Читайте также:  Тв7 117ст сравнение с зарубежными двигателями

Второй вариант движения – это движение к объекту. Методически оно построено так, что в ходе приближения группы к объекту он начинает постепенно вырисовываться, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Наибольшую эффективность даёт использование приёма движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии её участники должны ощутить динамику конкретного события, например, проделать путь, которым следовали герои события. Такое передвижение позволяет экскурсантам ощутить размеры объектов, расстояние между ними и почувствовать себя участниками события.

Приём показа мемориальной доски. При наличии на объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта, рассказа о событиях, которые с ним связаны. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску. Не рекомендуется дословно читать надпись на мемориальной доске, если она находится в пределах видимости экскурсантов и они её уже прочли самостоятельно.

Если объект не сохранился, а в память о нём установлен обелиск, на котором имеется мемориальная доска, то начинать следует с чтения текста мемориальной доски, а затем переходить к реконструкции облика объекта.

Методические приёмы показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода».Обычно экскурсовод демонстрирует группе иллюстративный материал из «портфеля экскурсовода», держа его в руках. Если предмет мелкого формата, то, показав, его можно отдать в руки экскурсантов. В автобусе можно пройти по проходу между креслами, демонстрируя наглядное пособие сначала сидящим в одном ряду кресел, а затем – в другом.

Таким образом, рассмотренные методические приёмы экскурсионного показа организуют наблюдение объекта, позволяют выделить его из окружающей среды, сравнить с другими объектами, отметить характерные особенности, не замечаемые при обычном осмотре, наконец, дают возможность увидеть объект в нужном ракурсе.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность: а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события; б) представить данный объект в естественной обстановке; в) дать определенную оценку объекту; г) получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени), произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Читайте также:  С чем сравнить якутию

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т.е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. (Например, эффективно использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: «В этом цехе был построен первый в стране трактор».)

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием абстрагирования построен на наблюдении: а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице; б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы. Этот прием получил свое название от термина «абстрагирование», означающего мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета[56]. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, какие части предмета, здания явятся предметом показа. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время, затрачиваемое на объяснение.

Одна из задач данного методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подведя итоги «наблюдения» экскурсовод называет сходные элементы двух объектов или их отличие друг от друга.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т.е. объединения различных сторон, деталей, свойств в единое целое.

Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами. Например, в экскурсии «Архитектурные памятники Вологды» он предлагает сравнить находящуюся перед экскурсантами колокольню Софийского собора с колокольней Ивана Великого в Москве; стены Кирилло-Белозерского монастыря со стенами Московского Кремля. Они толще стен Московского Кремля и созданы с учетом достижений фортификационной техники своего времени.

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия.

Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное – белое, холод – тепло, свет – темнота), по порядку времен, по единству места расположения объектов или действий (исторических событий).

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Читайте также:  Radeon rx 550 aero itx 2g oc сравнить

Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Это разные вещи.

Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т.п. Кроме этого, движение в экскурсиях используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов. Во время такого движения комплекс наблюдаемых объектов на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя все новые объекты.

Иногда движение пешеходной группы организуется при панорамном показе, например, можно повести движение экскурсионной группы вдоль смотровой площадки на Воробьевых горах, напротив высотного здания МГУ им. М. В. Ломоносова и др. Этот методический прием дает возможность вести многоплановый показ панорамы, позволяет выявлять повторяемость деталей, сходство объектов, их различия, характерные особенности.

Другой вариант движения как методического приема – обход вокруг здания, сооружения, памятника. Движение вокруг жилого микрорайона помогает выявить преимущество новой застройки города, показать рациональность расположения зданий – жилых, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и др., выявить их функциональные особенности. Третий вариант – движение к памятнику. Методически оно построено таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться все явственней, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события. С этим приемом, в частности, связан показ Брестской крепости или Малахова кургана в Волгограде, памятных мест, где действовали партизанские отряды в Белоруссии. Такое передвижение (обход) позволяет ощутить расстояние, размеры древнего города, ратного поля.

Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Методические указания

Методические указания Перед массажем волосистой части головы должен выполняться массаж шейно-воротниковой области.Все движения выполняются по направлению роста

Методические указания

Методические указания Массаж лица требует специальных знаний и опыта.Перед массажем лица должен выполняться массаж шейно-воротниковой области.Перед массажем лица следует очистить кожу лица нейтральным косметическим средством.Массировать холодное лицо

Методические указания

Методические указания Осторожно применять прерывистую вибрацию, т. к. это может вызвать повышение

Создание дисков для показа на телеэкране и ПК

Создание дисков для показа на телеэкране и ПК Безусловно, самый популярный и общедоступный носитель данных для вывода презентаций в формате, который может легко воспроизведен, — это диск для просмотра на телеэкране или компьютере. Большинство технологий сейчас

ВИДЫ ПОКАЗА

ВИДЫ ПОКАЗА Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:1) на ходу автобуса из окон при скорости 50–60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;2) наблюдение из окон в ходе

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им

ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Помимо методических приемов показа и рассказа на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной.

Источник