Меню

Рейка для измерения откосов



Дорожная рейка АНДОР

Дорожная рейка Андор — образец надёжности и качества. Её главное достоинство — регистрация в Государственном реестре средств измерений (СИ), позволяющая выполнять калибровку и поверку в установленном законом порядке.

С помощью дорожной рейки Андор выполняются измерения неровностей поверхности, уклонов, крутизны откосов, толщины покрытий и контроль отклонений от прямолинейности конструкций при строительстве и ремонте.

Ключевые преимущества рейки Андор

  • Гальваническое покрытие полотна.
  • Металлический червяк.
  • Улучшенная конструкция шарниров.
  • Цельнометаллический корпус уровня.
  • Гладкая грязеустойчивая поверхность.
  • Удобные самофиксирующиеся винты-стяжки.
  • Облегчённая конструкция.
  • Рёбра жёсткости скрыты внутри конструкции.

Гальваническое покрытие полотна значительно повышает жёсткость и прочность всей конструкции. Дорожная рейка Андор не подвержена износу при стирании о грунт, не деформируется при случайных ударах и поставляется с показателем прямолинейности в пределах ±0,2 мм — допустимом для поверки.

Улучшенная конструкция шарниров обеспечивает плотное прилегание подвижных частей к полотну и надёжно фиксирует секции конструкции. Рейка Андор не разбалтывается от длительного употребления, сохраняя точность измерений и пригодность к работе многие годы.

Цельнометаллический корпус уровня предохраняет чувствительное устройство от повреждений и обеспечивает стабильность и точность отсчёта угла наклона.

Гладкая грязеустойчивая поверхность предотвращает налипание грязи, гудрона и асфальтобетона, благодаря чему дорожная рейка Андор дольше сохраняет опрятный вид, а работать с ней приятно и удобно.

Самофиксирующиеся винты-стяжки обеспечивают быструю сборку-разборку рейки, надёжно фиксируя устройство в походном положении и легко освобождаясь одной рукой. Пластиковая головка приятна на ощупь и снабжена ребристой поверхностью для предотвращения проскальзывания. Подпружиненный палец легко отгибается одним движением и не болтается в свободном состоянии.

Облегчённая конструкция делает рейку Андор ещё более удобной в работе. Рёбра жёсткости убраны внутрь полотна, сокращая количество выступающих частей, стальные компоненты сточены без потери качества, снижая вес всей конструкции более чем на 2 килограмма.

Источник

Рейка дорожная

Рейка дорожная — для чего она нужна?

Именно при таких работах рейка дорожная является незаменимым инструментом.

Рейка дорожная — для чего нужна?

Первым шагом выбирается наиболее повреждённый и разрушенный участок автомобильной дороги. Через каждые 50 метров, в редких случаях через 100, определяются поперечные уклоны покрытия. С этой целью на рейке закреплён цилиндрический уровень.

Прибор устанавливается поперёк полосы движения, пузырёк цилиндрического уровня (наподобие строительного уровня ) с помощью подъёмного винта доводится в центр, лишь после этих манипуляций снимается отчёт по шкале. Как правило, отчёт указывается в промилях и записывается в дефектную ведомость.


Согласно нормативным документам для дорог первой, второй и третьей категории, уклон полосы движения на прямом участке должен составлять 20 промилей, плюс минус допуск в 5 промилей. В случае нарушения уклона и выхода его из допустимого интервала принимается решение о ремонте данного участка дороги.

Как пользоваться дорожной рейкой

Сама рейка дорожная длинной три метра, но благодаря сборной конструкции ее достаточно легко транспортировать. Помимо уклона, с ее помощью можно определить заложение откосов и ровность покрытия.

В большинстве случаев ровность определяется при приёмке готового, нового асфальтобетонного покрытия. Для проведения данной работы в комплект рейки входит клинообразный щуп с миллиметровой школой деления. Дорожная рейка устанавливается продольно оси дороги на одну из полос, а затем с помощью металлического щупа определяется просвет под инструментом в пяти точках.


Если показания не соответствуют установленным нормативным требованиям, то новый участок автодороги в эксплуатацию не допускается и бракуется.

С помощью такого вида работ, как определение просвета под рейкой и определяют степень образования колеи на старых покрытиях. Выполняется данная работа, как правило, с фото и видео фиксацией, а также с привязкой к окружающей местности.

Единственным недостатком данного прибора является большой вес. Долгая работа с таким громоздким прибором и большой интенсивностью проходящего автомобильного транспорта требует особых навыков и опыта. Тем не менее, рейка дорожная является попросту незаменимым инструментом при ремонте и модернизации автомобильных путей сообщения.

Читайте также:  Коэффициент пульсации света как измерить

Источник

ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Цели работы: изучить измерительные инструменты дорожного мастера; освоить методы измерения параметров автомобильной дороги с применением дорожной рейки, рулетки.

Теоретические сведения

В ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий» используются следующие термины и их определения :

рейка – приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня, прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги (аэродрома) с целью выявления просветов между стержнем и поверхностью;

просвет под рейкой – зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) дороги (аэродрома);

клиновой промерник – приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения величины просвета под рейкой.

Для контроля параметров асфальтобетонной дороги применяются универсальные рейки, рулетки. Наиболее распространенными измерительными средствами в дорожном строительстве являются: универсальные рейки «КОНДОР» и «РДУ-КОНДОР», рулетки Р100УЗК, Р50УЗК, Р30УЗК, Р20УЗК, Р10УЗК. Рейка и клиновой промерник должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 24555-81 «Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения».

Универсальные трехметровые рейки «КОНДОР» и «РДУ-КОНДОР» (складной вариант) позволяют не только контролировать ровность покрытия, но и определять геометрические параметры профиля дороги, толщину конструктивных слоев дорожной одежды, продольные и поперечные уклоны, крутизну откосов насыпей, выемок, кюветов.

Универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР», см. рисунок 20, пред-назначена для:

‒ измерения неровностей поверхности покрытий и оснований, автомобильных дорог и аэродромов по п.4 ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий»;

‒ определения продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных покрытий в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»; СНиП 32-03-96 «Аэродромы»; СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях»;

‒ определения линейных параметров конструктивных элементов дороги, толщины слоев дорожной одежды;

‒ установления крутизны заложения откосов, насыпей и выемок при строительстве, ремонте и приемке в эксплуатацию автодорог и аэродромов.

Рисунок 20 ‒ Универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР»

Модификации универсальной 3-метровой рейки «РДУ-КОНДОР» :

‒ складная с электронным уровнем;

‒ стандартная с электронным уровнем;

‒ с лазерным уровнем.

Технические характеристики рейки представлены в таблице 9.

Таблица 9 ‒ Технические характеристики универсальной 3-метровой рейки

Показатель Единица измерения Диапазон Точность измерения
1 Просветы под рейкой мм 0 — 15 0,5
2 Толщина слоев мм 0 — 150
3 Линейные параметры мм 0 — 3000
4 Уклон дороги % 0 – 100
5 Уклон откосов H/L 1:1, 1:2, 1:3
6 Габаритные размеры рейки: длина ширина высота мм мм мм ±2 ±2 ‒
7 Габаритные размеры клинового промерника: ширина основания максимальная высота угол между гранями мм мм град 50,5 5 0 ·45′ ‒ ‒ ‒
8 Масса рейки кг 8,5

Ход работы

Оборудование и приборы: универсальная 3-метровая рейка «РДУ-КОНДОР»; рулетка.

1) Ознакомиться с устройством рейки и методами ее применения в дорожном строительстве.

2) Подготовить измерительные средства к работе.

‒ провести внешний осмотр (установить целостность корпусных деталей, ампулы, указателей, шкал, упоров);

‒ проверить надежность крепления деталей;

‒ проверить четкость работы подвижных деталей изделия.

При обнаружении помех необходимо их ликвидировать.

Во время работы с изделием обязательно нужно :

‒ выполнять требования по технике безопасности;

‒ плавно устанавливать изделие на дорожное покрытие при проведении измерений.

При измерении уклона (продольного, поперечного) на изделии, находящемся на поверхности дороги, плавно вращать диск винта до установки воздушного пузырька ампулы–уровня – между её средними рисками.

Убедившись в прекращении колебаний пузырька, снять показания уклона с круговой шкалы и по риске на указателе.

3) Проконтролировать ровность поверхности асфальтобетонного покрытия на выбранной захватке (по заданию преподавателя), измеряя просветы под рейкой.

Каждый раз, прикладывая рейку, следует измерять величину просвета под ней в пяти местах, соответствующих меткам на боковых гранях. Места приложения рейки должны быть равномерно распределены по длине участка измерений.

Общее число измерений просветов под рейкой на участке измерений должно быть не менее 120-ти (требования ГОСТ 30412-96).

Читайте также:  Методы измерения активности ферментов

Источник

Как выбрать нивелирную рейку?

Нивелиры — очень полезные инструменты. Но чтобы они измеряли разницу между уровнями, обязательно нужны нивелирные рейки. Стоит разобраться, что из себя представляют эти приспособления, как их выбирают и применяют на практике.

Особенности

Рейка для нивелира — это особого вида рейка с точной градуировкой. Без градации было бы невозможно использовать ее, чтобы определять разницу между уровнями обследуемых точек. Стоит заметить, что иногда такое приспособление применяется и для иного геодезического оборудования. Традиционно для их изготовления применяют древесину либо алюминиевые сплавы. В некоторых случаях, когда точность особенно критична, используют рейки из инвара. Цифры на современных моделях наносятся в нормальном виде. В старых моделях чаще применялись перевернутые изображения. Нивелирные рейки применяют:

  • в строительстве;
  • при составлении геодезических планов и схем;
  • в топографических работах;
  • в геологических исследованиях.

Разновидности

Нивелирная рейка — это всегда устройство прямоугольной формы. На плоскости размещается шкала. Цена деления шкалы установлена официальными стандартами для каждого прибора и вида измерений. Современные рейки могут быть сконструированы для аналогового или цифрового нивелира. Второй вариант подразумевает считывание штрих-кода стандарта BAR.

Складная нивелирная рейка чаще всего изготавливается из древесины. Типичное решение — складывание по центру. Длина отдельных секций составляет приблизительно 1,5 м. Механизм складывания в деревянных моделях очень надежен и не имеет люфта.

Кроме того, ценятся диэлектрические свойства древесины, позволяющие спокойнее работать вблизи от проводки, трансформаторов и высоковольтных ЛЭП.

Довольно широкое распространение получили телескопические рейки. Их изготавливают в основном из легких веществ (алюминиевых сплавов или даже пластмассы). Очевидны преимущества такого решения для геодезистов и других людей, которым нужно сделать не одно измерение и обойти не один километр за день. Телескопическая конструкция оснащается круглым уровнем, благодаря которому ставится строго вертикально. Некоторые модели в длину достигают от 3 до 5 м, при этом после складывания длина уменьшается до 1,5 м.

Недостаток телескопической рейки в том, что такие приспособления служат меньше, чем классические деревянные изделия. Все дело в недостаточной надежности механизма трансформации.

Шкалу наносят с двух сторон. Одна грань размечается в миллиметрах, а другая, предназначенная для относительно дальних промеров, покрывается шашечками.

Вместе с цифровыми нивелирами обычно стараются пользоваться фибергласовыми рейками. Разумеется, они также имеют разметку с двух сторон. На одну сторону наносятся пометки в метрических единицах. Фиберглас отличается отменными диэлектрическими свойствами. Его, как и дерево, можно спокойно использовать, чтобы брать отсчет вблизи объектов электрической инфраструктуры.

Рейки из инвара нужны в том случае, как уже говорилось, если требуется особо точная работа. Погрешность замеров (при правильном их проведении) может составлять всего около 1 мм. Корпуса инварных реек, строго говоря, также изготавливают из дерева. На основе специального сплава изготавливают лишь ленту, которая обтягивает внешний корпус. Подобное решение очень популярно, потому что получается очень легкая конструкция, да и применять ее несложно.

Типичная нивелирная рейка состоит из:

  • брусков шириной 0,1 и толщиной 0,02 м;
  • пяток (то есть пластин из металла) на концах;
  • скрепляющих эти части шурупов.

Рельсы окрашивают белым красящим составом. На одну сторону наносят деления черного окраса, а на другую — красные деления. Считать деления нужно от самой нижней пятки. С «черного» края с ней должна совпадать нулевая отметка, а с «красного» – точка отсчета 4787 мм. Градация нивелирных реек прописывается еще и в ГОСТ 11158-76. Согласно этому стандарту, для геометрического нивелирования можно применять:

  • РН-05 (этот индекс присваивается односторонним штриховым изделиям для замеров 1 и 2 категорий; допустимая погрешность 0,5 мм на 1000 м);
  • РН-3 (индекс присваивается двусторонним рейкам шашечного типа, предназначенным для нивелирования 3 и 4 категории; допускается ошибка промеров на уровне 3 мм на 1000 м);
  • РН-10 (двусторонние рейки для нивелирования технического класса с максимально допустимой погрешностью 10 мм на 1000 м).
Читайте также:  Гектар единица измерения сколько метров

Длина рельсов на этих трех моделях соответственно составляет:

Рейка длиной 4 м всегда делается составного исполнения. Отдельные варианты РН-3 могут складываться. На рейках РН-3 цена деления составляет 0,01 м. Через каждые 10 см предусматривается пометка прямыми или перевернутыми цифрами. Каждая конкретная модель маркируется специальным цифробуквенным индексом. Условное обозначение РН-3П 3000С раскрывается так:

  • РН — нивелирная рейка;
  • 3 — модель для снятия особо точных замеров;
  • П — нивелировка прямого изображения;
  • 3000 — число миллиметров;
  • С — сложное строение.

Хорошим примером нивелирной рейки длиной 6 метров служит GEOBOX TS-6. Это достойное телескопическое приспособление для геодезической съемки. Оно дополнено двусторонней измерительной шкалой. Масса конструкции составляет 2,8 кг. Обратная сторона размечена в миллиметрах.

Как для оптических, так и для лазерных нивелиров подойдут любые рейки. Разница только в точности самих измерений, в удобстве работы и других тонкостях (цене, опциях). Хорошо, если нивелир поставляется изначально в комплекте с рейкой и штативом.

Однако надо понимать, что многие производители экономят на штатной комплектации. В нее добавляют обычно компоненты бюджетного класса.

Методика работы

Для начала надо, конечно, разобраться с единицами измерения, чтобы сразу четко понимать показания прибора. Также следует внимательно прочитать инструкцию к нивелиру и сопроводительные документы на комплектующие. Далее надо будет поставить рейки на прочно внедренные в землю колья из дерева. Эти колья будут надежно держать конструкцию, если они выходят над поверхностью приблизительно на 0,02 м. Когда крепить точки установки реек не нужно, их монтируют с помощью мобильных башмаков или костылей.

В требуемых местах стоит убрать дерн и крепко заколотить башмак либо костыль. При этом старательно контролируют, чтобы эти опоры сами держались непоколебимо. Окончив с наблюдениями на определенной позиции, башмак или костыль извлекают, а затем переставляют в конец следующего отрезка. Передний крепеж не переставляют, потому что это обернется нарушением последовательности в передаче высот. Тогда никакая обработка результатов нивелирования не может быть адекватной и придется перемерять все с нуля от твердо закрепленной реперной точки.

Иногда практикуется нивелирование «из середины». Эта методика подразумевает установку реек на точках нивелирования. Далее основным прибором, поставленным горизонтально, отсчитывают назад и вперед отрезки по обеим сторонам рейки. На основе полученных данных можно вычислить превышение по черной стороне. Расчет по красной линии делается обязательно, но сугубо для самоконтроля. В норме разница результатов составляет не более 5 мм.

Иногда приходится нивелировать с односторонними рейками. Тогда первоначально проводят отсчеты назад и вперед при одинаковой высоте инструмента. Следующим шагом будет повторение этих отсчетов после изменения высоты ножек штатива на 0,1 — 0,2 м (2 раза). Так можно оценить превышение. В норме его величина составляет также максимум 5 мм.

Рейки моделей РН-0,5 и РН-3 оснащаются прикрепляемыми сбоку уровнями круглой формы. Эти уровни имеют винты для корректировки и кожухи для защиты. С помощью уровней можно будет на требуемой точке поставить рейку строго отвесно. До начала работ всегда осматривают рельсы и проверяют их качество. При визуальном контроле смотрят, насколько хорошо окрашены шашечные уровни и цифровые обозначения.

Придется также проверять крепления отдельных элементов. Сначала выясняют, правильно ли поставлен круглый уровень. Для этой цели используют или вертикальные нити нивелиров, или крепящиеся к рейкам отвесы, крючки и штифты.

На крючок цепляют отвес, а затем рейку наклоняют так, как надо. Добиваются, чтобы острые концы отвесов и штифтов точно совпадали.

Когда это достигнуто, корректирующими винтами выводят пузырек на центральный нулевой пункт. После этого надо будет определить среднюю длину метра. Для этой цели используют контрольную линейку. Следующий шаг — установление погрешностей дециметровых делений. Завершающие манипуляции:

  • установление стрелки прогиба;
  • оценка перпендикулярности пятки рейки и оси;
  • оценка разности нулевых высот реек.

Телескопическая нивелирная рейка 4м и 5м от Laserliner представлена далее.

Источник