Меню

Роза точно плакала это сравнение



Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

1. Точное слово

Как мальчик относился к ежику? Какие слова говорят об этом? Подчеркните сравнение.

И ёжик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверёк ещё больше съёжился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.

2. Поиск

Чему радовалась роза? Как она выражала свои чувства? Подчеркните ответы.

Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.

Источник

Тема интегрированного урока: «Роза в русской литературе»

(интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе)

Учитель литературы: , учитель биологии:

1.расширить представление учащихся о творчестве поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах; Учится видеть за строками лирики и прозы чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

2.развивать навыки анализа литературного произведения;

3.обогатить знания учащихся о литературе, искусстве, вызнать интерес к слову лирического и художественного произведения;

Оборудование урока: видеопроектор, презентация;

Учитель: О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей

Как он прекрасен, холоден и чист,-

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист,

Темно — зеленый по краям зубчатый.

— Чему посвящены эти строки? (Розе)

— Итак, тема нашего урока « Роза в русской литературе».

Запишите тему урока в тетрадь.

— Посмотрите на тему урока и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (О произведениях русских поэтов и писателей, которые посвящены розе).

Учитель: а еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Учитель: Роза — царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

В трудах ученых описаны находки, которые доказывают, что история розы началась около 25 миллионов лет назад, когда на земле не было признаков человека. Наиболее древние письменные данные о розах найдены в царских гробницах Халдеи в городе Уру около 5000 лет назад. Впервые в России роза появилась как украшение садов при Петре Первом.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых до голубовато — сиреневых. И каждый цветок есть волшебная, божественная мелодия.

— Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (звучит флейта, фортепиано, скрипка.

Ребята, вы проделали дома большую творческую работу, попробовали сочинить свои стихотворения о РОЗЕ. Давайте мы с ними познакомимся (дети читают свои стихи.)

Читают дети: Под моим окошком летом

Роза алая растет

Распустилась нежным цветом

Запахом своим влечет.

Не рви ты роз, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад.

Темной ночью белых роз

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Розы в руки не даются

Только все кусаются,

А девчонкам во дворе

Эти розы нравятся

Когда выпадет снег и ударит мороз

Душу согреет букет белых роз

Он любовь и нежность принесет

А ссоры и обиды унесет

Ведь царица всех цветов – это роза

Не сравниться с ней ни астра, ни мимоза.

Когда шумят в июле грозы,

В саду чудесно пахнут розы,

Порхают бабочки, стрекозы

И оживает старый сад.

Шумят зеленые березы

И капельки росы, как слезы

На лепестках цветов блестят.

Учитель: Однажды в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Молодой человек 16 лет по имени Саша написал такие строки:

Так вянет младость!

Вот жизни радость!

-Этот юноша впоследствии стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

-В каком году было написано стихотворение, если поэту было16 лет? (1815)

Учитель биологии: Стихи, как и цветы ,украшают нашу жизнь, приносят радость. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто пройдет неторопливо по саду, цветнику оранжерее и внимательно приглядится к окружающему миру. Роза относится к семейству розоцветных, их насчитывается около 2000 видов. Роза произошла от дикорастущего шиповника. Образует род розы, семейство розоцветных, относится к классу двудольных, отделу цветковых и царству растений.

Читайте также:  Подобрать сравнение ягодка как

— Вспомните и запишите в тетрадь классификацию розы. (дети записывают и затем зачитывают;)

Учитель биологии: Вспомните органы растений, строение цветка.

Ученик: органы розы — это корень, стебель, листья, цветок; цветок состоит из цветоножки, чашелистиков, венчика, лепестков, тычинок и пестика. (демонстрируется таблица).

Учитель биологии: В июне — июле в лесах и близ дорог часто встречается кустарник шиповник или дикая роза с крупными, или белыми цветками и сильным приятным запахом. Это шиповник кустарник до 2 м. высоты, с тонкими ветвями, покрытыми коричнево — красной корой с изогнутыми книзу шипами, расположенными попарно у основания листовых черешков. Листья, очередные, опущенные. Непарноперистые из 5-7 листочков, цветки крупные, на гладких цветоножках. Цветет в июне. Плоды шаровидные, гладкие, красные — называются ложная ягода внутри орешки, созревают в августе.

Шиповник майский встречается во всех районах Алтайского края. В плодах шиповника содержатся витамины С, В, К, Р, Е. В народе плоды шиповника применяют как противоцинготное, желчегонное и поливитаминное средство. Чай из плодов шиповника повышает иммунитет.

Среди розоцветных есть и травянистые растения, кустарники, деревья.

— На ваших столах лежат гербарии растений. Узнаете ли вы их?

— Рассмотрите и назовите эти растения. (ученики называют растения).

— Какое значение имеют растения семейства розоцветных в природе и жизни человека? Запишите ответ в тетрадях. Теперь поработайте в парах, обменяйтесь информацией. Спикер каждой группы зачитает ответ.

В это время один из учащихся вызывается к доске и получает задание на карточке. Его задание: назовите главные части цветка, выбрать из корзины плоды растений семейства розоцветных.

(Учитель биологии проводит физминутку).

Учитель: Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными, черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

_ О чем эта загадка? (о розе)

— Как вы понимаете слова: «цветы ангельские», «кости дьявольские» ?

Ребята, а знаете ли вы стихотворения русских поэтов, посвященные этому царственному цветку? (дети читают стихотворения русских поэтов)

Вдруг от мороза

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело

Дохнул сентябрь и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись-

Две чаши полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зеленый знойный сад,

И сена душная истома

Струила сладкий аромат.

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Вывод: Вы подобрали замечательные стихотворения!

Учитель: Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают об этом цветке… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

— Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

— Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

— Какой художественный прием использован автором в названии произведения?

— Зачитайте, как автор описывает розу?

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания этого цветка? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их.

— С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

(Жаба: мерзкая, грязоно — серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.

Учитель: Этот прием в литературе называется АЛЛЕГОРИЕЙ, запишите его в тетрадь. (греч. Allegoria)- иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе.

— Какова главная мысль произведения? ( Красота спасет мир. Добро победит зло.)

-О чем вы вспомните в следующий раз, взглянув на этот цветок?

Итог: Что нового вы узнали на уроке? Произведения, каких авторов звучали на занятии?

Учитель биологии: Что нового мы узнали на уроке с точки зрения биологии?

_ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Читайте также:  Сравнение программных продуктов таблица

Если каждый посадит и вырастить хотя бы один цветок — земля превратиться в сад.

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение: (в оставшееся время)

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Начало: У нас сегодня необычный урок: интегрированный, его проводит учитель биологии — и Учитель русского языка и литературы —

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

— Чему посвящены эти строки? (Розе)

— Итак, тема нашего урока : «Роза в русской литературе», запишите ее в тетрадь.

— Посмотрите на тему и скажите, о чем мы будем говорить? (о произведениях поэтов и писателей, которые посвящены розе)

— А еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Слово учителя: Роза. Ей любовались, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей всех цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно — белых до голубовато — сиреневых. И каждый из них есть волшебная, божественная мелодия.

Учитель: Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (флейта, фортепиано, скрипка).

Учитель: Я думаю, что столь же мелодичны будут ваши поэтические творения, которые вы посвятили этому цветку. Давайте их послушаем. (дети читают свои стихи)

Учитель: Однажды, как вам сегодня, в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Юноша по имени Саша написал такие строки:

Так вянет младость.

Вот жизни радость.

И на лилию нам укажи.

— Этот юноша стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

( Рассказывает учитель биологии.)

Учитель: Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы растут на страницах книг, и эти страницы побуждают в нашей душе чувства красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское, цветы ангельские,

Кости дьявольские. – О чем эта загадка? (о розе)

Учитель: Многие поэты, восхищаясь красотой этого царственного цветка, посвящали ему свои творения. Некоторые ребята по моему заданию приготовили выразительное чтение стихотворений о розе. Давайте их послушаем. (дети читают произведения поэтов).

Учитель: Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

— Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

— Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

— Какой художественный прием использован автором в названии произведения антитеза)

— Какие два мира изображает автор? И что они собой символизируют? (жаба: зло, роза: добро)

— Какие средства художественной выразительности использует автор для описания розы? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их. (работают по рядам)

1 ряд: метафору, 2 ряд: олицетворение, 3 ряд: эпитеты и сравнения.

-Для чего автор использует эти средства выразительности? (показывает красоту и очарование розы)

— С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

(Жаба: мерзкая, грязоно — серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.)

Учитель: Все в мире познается в сравнении. Наверное, чтобы осознать прекрасное, нам нужно увидеть уродливое, мерзкое.

— Какие еще образы есть в произведении, кроме жабы и розы? (мальчик и его сестра).

— Что есть общего между розой и мальчиком?

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни»?

— Какова главная мысль произведения? ( Красота спасет мир. Добро победит зло.) на занятии?

П. С. _ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок — земля превратиться в сад

Учитель: Итог:Что нового вы узнали на уроке? Произведения каких авторов звучали на занятии?.

Домашнее задание: написать историю о розе.

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Читайте также:  Сравнение бухгалтерского учета основных средств с налоговым учетом

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

— Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

— Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

— Какой художественный прием использован автором в названии произведения антитеза)

— Какие два мира изображает автор? И что они собой символизируют? (жаба: зло, роза: добро)

— Какие средства художественной выразительности использует автор для описания розы? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их. (работают по рядам)

1 ряд: метафору, 2 ряд: олицетворение, 3 ряд: эпитеты и сравнения.

-Для чего автор использует эти средства выразительности? (показывает красоту и очарование розы)

— С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

(Жаба: мерзкая, грязоно — серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.)

Учитель: Все в мире познается в сравнении. Наверное, чтобы осознать прекрасное, нам нужно увидеть уродливое, мерзкое.

— Какие еще образы есть в произведении, кроме жабы и розы? (мальчик и его сестра).

— Что есть общего между розой и мальчиком?

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни»?

— Какова главная мысль произведения? ( Красота спасет мир. Добро победит зло.) на занятии?

П. С. _ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок — земля превратиться в сад

Учитель: Итог:Что нового вы узнали на уроке? Произведения каких авторов звучали на занятии?.

Источник