Меню

С чем можно сравнить зависть



Зависть — определение понятия, признаки, причины

Приветствую Вас, друзья!

В той или иной форме зависть знакома каждому человеку. При этом в ней очень тяжело признаваться даже перед собой. Но если зависть естественна для большинства людей, то почему к ней относятся так предосудительно, и действительно ли её нужно стесняться? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой это чувство, чем белая зависть отличается от черной, как понять свою склонность к зависти и как перестать завидовать.

Что такое зависть?

Зависть — это чувство досады, горечи или раздражения, возникающее при виде чужого успеха или наличия определенных благ у другого человека.

Нет ничего удивительного в том, что людям часто хочется получить что-то, увиденное у других. Но под завистью понимают не желание получить некое благо, а недовольство тем, что это благо досталось другому человеку.

С точки зрения психологии, зависть – это сложный комплекс эмоций и переживаний, испытываемых из-за наличия у другого человека неких материальных или нематериальных ценностей. В психологии данное чувство рассматривается как нежелательное, поскольку оно способствует развитию тревожности и в целом действует на личность и психику разрушающим образом.

Как проявляется зависть?

Основной эмоциональный компонент зависти – чувство досады, возникающее при виде чужих успехов и благополучия. При этом сила этих переживаний может быть разной. Иногда человек болезненно переживает только момент осознания того, что кто-то более успешен. А иногда это чувство захватывает все его мысли на несколько дней, мешая ему сосредоточиться на чём-либо ещё.

Стремясь лучше понять, что такое зависть, психологи внимательно изучили данное состояние и выяснили, что оно имеет три уровня:

  • Осознание собственного неуспеха, низкого финансового достатка или социального положения на фоне других людей.
  • Формирование досады и горечи, которая превращается в неприязнь к более успешным людям, недовольство их успехами и благополучием.
  • Переход негативных эмоций в реальные высказывания и даже активные действия против «раздражающе успешного» человека.

В качестве основополагающего фактора возникновения зависти психологи называют осознание своего низкого положения в сравнении с другими. Людям, считающим себя достаточно успешными, зависть обычно не свойственна.

Виды зависти

С точки зрения психологии, зависть представляет собой сложный комплекс чувств и эмоций. В этот комплекс входит разочарование собственными успехами, желание обладать определенными благами, обиду на человека, имеющего эти блага, и даже желание навредить ему, чтобы отомстить за его успешность. В зависимости от того, как эти чувства сочетаются между собой, зависть может иметь разные эмоциональные оттенки. Обычно выделяют два вида зависти: белую и черную.

Белая зависть

Данный термин используют, стараясь подчеркнуть, что это положительное чувство. Белая зависть – это восхищение чужими успехами и расстройство отсутствием таковых у себя, но без обиды на другого человека за его благополучие. Признаваясь в белой зависти, человек как бы говорит: «Я восхищаюсь твоим успехом и очень рад за тебя, но сожалею, что сам не могу добиться чего-то подобного».

Писатели и поэты часто завидуют белой завистью своим коллегам. Например, прочитав удачное стихотворение, такой человек может воскликнуть: «И почему не я это написал?!». При этом он продолжает симпатизировать коллеге и желать ему творческих успехов, несмотря на эпизод белой зависти.

Белую зависть легко направить в конструктивное русло, превратив её в мотивацию. Достаточно поверить, что успех, увиденный у другого человека, можно повторить. Для этого нужно представить себя, добившимся такого уже успеха. И немного позавидовав себе будущему, следует приступать к работе.

Черная зависть

Это чувство, в отличие от белой зависти, разрушительно действует на психику, заставляя человека испытывать неприязнь к людям, не сделавшим ему абсолютно ничего плохого. Черная зависть не подразумевает какого-либо восхищения. Увидев чужое благополучие, человек сразу испытывает недовольство тем, что оно досталось кому-то другому. Этого человека он начинает воспринимать как злодея, который украл его успех.

Черная зависть вытесняет все положительные чувства по отношению к успешному человеку, вызывая осуждение, неприязнь и даже ненависть. Завистник начинает желать ему зла и тем самым наносит серьезный ущерб собственной психике. Довольно часто он позволяет себе некрасивые высказывания и поступки. Окружающие быстро замечают такое поведение, поэтому у завистливых людей обычно нет настоящих друзей.

Причины зависти

Основная причина зависти – неудовлетворенность каким-то аспектом своей жизни. К зависти наиболее склонны люди, привыкшие к финансовым трудностям, недовольные своей профессией, социальным статусом или отсутствием личных достижений. Также поводом для зависти часто становится недовольство собственной внешностью или физической формой.

Психологи утверждают, что предпосылки к зависти закладываются у человека ещё в детстве. В качестве основных причин они называют такие особенности воспитания как:

  • Отсутствие безусловной любви. Бывает, что у ребёнка складывается впечатление, что родители любят его, тогда когда он успешен. Его хвалят за хорошие оценки, за помытую посуду или уборку в своей комнате. И он начинает думать, что его могут разлюбить. Это заставляет его очень ревниво относиться к чужим успехам.
  • Наказание за любое несовершенство. Если ребёнка наказывают за каждую мелочь, повзрослев, он будет предосудительно относиться к другим людям и считать, что они не заслуживают достигнутого ими благополучия, поскольку, в отличие от него, недостаточно старались.
  • Неправильные установки насчёт богатства. В некоторых семьях бытует мнение, что богатство – это плохо, поскольку «большие деньги в наше время зарабатывают только преступники». Человек, выросший в такой семье, завидует состоятельным и успешным людям черной завистью.
  • Ограничение личной свободы ребёнка. Бывает, что родители всячески дают понять ребёнку, что у него нет ничего своего и даже личного пространства. Они заставляют его делиться и не позволяют свободно распоряжаться его вещами. Это также создаёт предпосылки для завистливости во взрослом возрасте.
  • Навязанное негативное отношение к жизни. Иногда родители навязывают ребёнку негативные жизненные установки в стиле «жизнь состоит из сплошных проблем и разочарований». Во взрослом возрасте такому человеку вполне закономерно кажется, что жизнь к нему несправедлива, а чужой успех лишь подчеркивает эту несправедливость.
Читайте также:  Сравнение моделей лада веста

Все перечисленные особенности воспитания могут сделать человека очень завистливым. При этом он сам себя часто ограничивает от успеха, поэтому вокруг него всегда полно успешных и благополучных людей, дающих массу поводов для зависти.

Отрицательное влияние зависти

Выше, когда мы разбирались, что такое зависть и какой она бывает, мы определились, что белая зависть может считаться вполне положительным чувством, способным мотивировать человека на скорейшее достижение успеха. А вот склонность к черной зависти обычно сильно ухудшает качество жизни самого завистника. Сильнее всего это проявляется в трёх аспектах:

  1. Депрессия. Будучи сильным негативным переживанием, зависть провоцирует выработку кортизола, который постепенно ухудшает настроение и самочувствие, вгоняя человека в состояние депрессии. Кроме того, зависть всегда сопряжена с болезненным переживанием собственных неудач.
  2. Отсутствие уважения. Завистливый человек производит плохое впечатление на окружающих и редко пользуется их уважением.
  3. Низкая самооценка. Завидуя другим, человек концентрируется на их успехах и отсутствии таковых у себя. Постепенно он приходит к выводу, что является неудачником.

Как видите, склонность к зависти способна сильно ухудшить качество жизни. Поэтому, если вам свойственна эта черта, избавление от неё просто необходимо включить в свою программу самосовершенствования.

Как преодолеть зависть и извлечь из неё пользу?

Зависть можно не только перебороть, но и обратить себе на пользу. Для этого необходимо запомнить и постоянно соблюдать в повседневной жизни 5 простых правил:

  1. Признавайте зависть. Большинство людей не любит признавать это чувство. Но оно вполне естественно, и не нужно его стесняться. Если ощущаете, что завидуете – не пытайтесь скрыть это от себя самого. Признав это чувство, вы уже облегчите его.
  2. Исследуйте свою зависть. Постарайтесь лучше понять, что и почему чувствуете. Вполне вероятно, что именно в этом состоянии вы осознаете какую-то неудовлетворенную потребность, которую раньше не замечали.
  3. Испытывайте благодарность. Иногда зависть помогает узнать о каких-то внутренних проблемах или найти мотивацию для новых успехов. И надо уметь поблагодарить себя за это, а также быть благодарным тому человеку, который спровоцировал данное чувство.
  4. Ищите в зависти мотивацию. Увидев чужие успехи и почувствовав зависть, стоит задуматься, что можно сделать прямо сейчас и в ближайшем будущем, чтобы получить то же самое.
  5. Действуйте. Каждый раз, когда вы ощущаете дискомфорт из-за чувства зависти, это должно становиться поводом для того, чтобы начать активные действия для достижения желанной цели.

Заключение

Зависть – это тяжелое чувство, угнетающее психику и мешающее человеку быть счастливым. Она делает его тревожным, заставляет предаваться рефлексии, понижает самооценку и вгоняет в депрессию. Кроме того, у завистливых людей обычно нет настоящих друзей, поскольку они не способны искренне радоваться даже за близких. Поэтому от зависти необходимо избавляться. Хорошая новость заключается в том, что зависть можно не только преодолеть, но и обратить себе на пользу. А сделать это помогут советы, которые мы сегодня рассмотрели.

Источник

Зависть часто сигналит о скрытых собственных потребностях

Зависть — эмоция «стыдная». По мнению многих священников, в ней каются реже, чем в других грехах. Пока зависть не осознана, не взята под контроль, она может транслироваться из поколения в поколение

По мнению психолога Дениса НОВИКОВА, если правильно работать с завистью, она может помочь разобраться в себе.

Когда печаль о чем-то превращается в зависть

– Есть прекрасная формулировка зависти свт. Василия Великого: зависть – это печаль о благополучии ближнего. Не знаю, насколько это его оригинальная формулировка или он взял из стоиков, но такое определение зависти можно считать классическим и в психологии.

Что такое печаль? Это когда у нас есть некоторая потребность, реализовать которую не получается. Если мы расстаемся с ценным для нас человеком, уходим с важной работы, не имеем возможности заниматься тем, что нам дорого, чувство печали вполне адекватно.

Чувство печали может быть пережито, а может превратиться в страсть.

Если человек переживает некоторое время, а потом перестраивается, у него происходит, как говорят психологи, «работа горя», он учится жить и нормально живет без того предмета, которым обладать не удалось, то эта потребность может уйти из его жизни, перестать быть значимой.

Есть другой вариант – когда человек понимает, что без этой потребности он не проживет и тогда прикладывает все силы для ее достижения. Но если не достигает желаемого – признается в своем бессилии, принимает тот факт, что у него чего-то не будет, и также продолжает нормальную жизнь.

Страсть печали – это зависание в неудовлетворенности, когда человек не прикладывает никаких усилий для достижения желаемого, но при этом не может от него отвлечься.

Происходит постоянное, навязчивое возвращение в одну точку – в этом случае можно говорить о страсти печали, о «токсичной печали», как говорят психологи. Хочу – не могу получить – ничего не делаю, чтобы получить. Такое зависание – самая подходящая почва для роста зависти.

Для зависти нужен объект

Но причем здесь ближний? – спросим мы.
Дело в том, что мы все – социально зависимы. Мы зависимы от чужого мнения, от социальных критериев, хотя часто этого не признаем. Но если мы были бы независимы, мы были бы свободны, а кто может о себе так сказать? И поэтому о неудовлетворенности наших потребностей нам часто сигнализирует их успешное удовлетворение у других.

Читайте также:  Сравнение машин что лучше

Для человека оказывается сверхважным то (в зависимости от приоритетов), какие часы носит некто из его окружения, или какими лидерскими качествами обладает, или насколько любим в кругу людей, мнение которых ему дорого.

Взять Авеля с Каином – классический пример зависти. Авель занимался своим делом, Каин – своим. Но когда Бог не принял плоды дел Каина, Каин тут же переключился на дела Авеля, сравнил себя с «другой нормой».

Интересно, что Каин сравнивает только результат, а не глубинно Авеля с собой; он не думает о причинах того, почему Господь не принял его жертвы, не думает про свои отношения с Богом, так ли они чисты и бескорыстны, как у Авеля, не прислушивается к словам Бога о том, что «рядом грех лежит».

Каин захотел, чтобы у него было так, как у другого, – но не такая же чистая душа, а такое же признание Богом дел рук его, то есть «блестящий результат» любой ценой. Или чтобы у другого не было ничего. Убивая Авеля, он избавляется от мучительных переживаний зависти – что у кого-то может быть лучше, чем у него.
Вот это «как у другого» формирует стереотип зависти. Нельзя завидовать «вообще». Вообще можно печалиться. А для зависти всегда нужен объект.

Как конкурировать, не вызывая зависти

Бессильное зависание между «хочу», но «не могу», приводящее к завистливой печали – очень разрушительно для человека.

Почему так трудно преодолеть свое бессилие? Ситуацию могут осложнять обстоятельства, в которых рос человек, некоторые, часто бессознательные, установки воспитания.
Бывают семьи, где очень яркая фигура отца, отец – безусловный лидер, очень уверенный в себе мужчина. И интересно складываются судьбы детей (например, брата и сестры).

Девочка, как правило, расцветает, она очень активна, уверена в себе, многого добивается. У нее могут возникнуть проблемы, когда она будет выходить замуж, потому что вокруг она может не увидеть «достойных людей», хоть в какой-то степени сравнимых с отцом. Но в целом ее личный путь – уверенного в себе, яркого человека, у нее с отцом всегда теплые отношения.

Совсем не так с мальчиком. Мальчик с детства, естественно, не может конкурировать с фигурой отца. Но он закономерно пытается перенять стереотипы поведения отца, хочет быть «как папа». Папа же считает своим долгом поддерживать неоспоримое лидерство, отметая всякую возможность конкуренции с сыном как проявление собственной слабости.

И постепенно в опыте сына складывается установка: с одной стороны, он должен подражать отцу, быть на него похожим, быть таким же смелым, сильным, но с другой стороны он чувствует, что разница настолько велика, что быть «как папа» он никогда не сможет.

В психологии это называется двойным посылом: отец хочет, чтобы сын был похож на него, даже может говорить об этом, даже сам верит в это, но делает все, чтобы подавить сына, победить его.

Может быть, этот человек вообще не допускает конкуренции с мужскими фигурами, или болезненно ее переживает, везде и, конечно, в своей семье.

При правильном воспитании ребенку обязательно нужно дать узнать «вкус победы», нужно уметь поддаваться, чтобы он почувствовал свою силу, узнал на опыте, что его действия приводят к результату.

Говоря о конкуренции, я не хочу сказать, что отец не должен быть авторитетным, что в семье не должно быть иерархии. Но вот что, например, говорит о священнической иерархии Иоанн Златоуст: что единственная власть, которой обладает священник – это сила слова. Если ты можешь убедить словом, тогда у тебя есть власть, авторитет, иерархия.

Если отец в своем отношении с сыном исходит не из собственной властности, а из его интересов, рано или поздно ребенок это почувствует.
Когда в детстве человек не получил поддержки в своих инициативах, когда ему не помогли понять свои потребности и у ребенка сложилось ощущение своей неспособности, – это классическая ситуация для формирования зависти.
Конкуренция всегда более остра между людьми одного пола. Если в семье конкурентная мама, – причем не значит яркая, бывает и наоборот, неуверенная, неудовлетворенная своей женской судьбой, – не исключено, что она бессознательно будет конкурировать с дочерью, уничтожать представление девочки о ее женственности, красоте, причем непрямо, а в форме вполне уместных замечаний, предостережений, заботы.

И наказывая дочку за то, что сама ей завидует, мать формирует в определенной мере судьбу дочери – женщины не очень счастливой, а та, в свою очередь, может повторить это со своей дочерью – такая своеобразная женская дедовщина. Так зависть, пока она не осознанна и не взята под контроль, может транслироваться из поколения в поколение.

Маркер зависти

Как увидеть в себе зависть? Это очень трудно для тех, кто не ищет, потому что зависть как эмоция сегодня активно поддерживается социумом и провоцируется им — как конкурентноспособность.

Общество потребления основано на зависти, зависть в нем – один из главных действующих механизмов: человеку предлагается некий идеал, к которому он призван стремиться, но которого никогда не достигнет. Весь смысл в погоне, в вечном соревновании, постоянном сравнении себя с другими, у кого больше, дороже, круче.

Многие люди самоутверждаются за счет того, что им завидуют. И если человек жил в социуме, где всем завидовал, а за счет него самоутверждались, то когда он самоутвердится, скорее всего, сам будет вести себя так, чтобы другие ему завидовали.

В такой беготне и конкуренции на себя в подлинном смысле – понять, а нужно это мне и что мне действительно нужно – время не остается. Отсюда – постоянная неудовлетворенность, уныние, раздражение – идеал-то не достигнут.

Читайте также:  Темп роста производительности труда по сравнению с прошлым годом

Поэтому первый маркер для обнаружения зависти – когда человек замечает, как сильно он сориентирован на других людей, когда он начинает мыслить себя в терминах успешности, постоянно думает, подмечает, что есть у других, и чего нет у него.В России часто критерий оценки успешности и предмет зависти – поп-звезды, актеры. Ничего плохого не хочу сказать об актерах, но еще в середине XIX века они считались комедиантами, такая профессия не давала право входить в высшее общество. А сейчас для многих – это эталон, люди смотрят, как они одеты, как поют, скачут, при том что большинство зрителей никогда так не смогут.

Несколько лет назад пронеслась истерия по поводу первого рождения наследника в Великобритании у принца Уильяма и герцогини Кейтлин. Сколько людей с ума сходило, но причина – отнюдь не почтение к королевской династии, а желание – пусть таким чудным образом, – прикоснуться к жизни великих людей, которой ты пожить все равно не можешь.

Но ты можешь этой жизнью интересоваться, в чем-то подражать, быть хоть с какого-то боку причастником. И пусть это не зависть в чистом виде, но эта та платформа (идеал и его недостижимость), откуда зависти легко расти.

Может, я фантазирую, но наверное, в жизни этих английских фанатов чего-то очень сильно не хватает, приобщение к чужой радости как-то компенсирует отсутствие своей.

Так бывает, но подсаживаться на чужую радость вредно, потому что если у тебя долго нет своей, в конце концов, чужая радость станет тебя раздражать и печалить.

Важно заниматься своей жизнью, смотреть: почему у тебя нет радости и начать что-то делать в этом направлении. Сами усилия здесь будут благим смыслом.

Как одна из проблем нашего времени, зависть похожа на трудоголизм. Очень сложно признать его тому, кто им страдает. Так принято в обществе: человек, который много работает и хорошо зарабатывает – это норма, это классно. И только тогда человек может согласиться признать трудоголизм опасностью, когда начнут рушиться отношения в семье, страдать ваши близкие.

Я думаю, что с завистью нечто похожее. Зависть – преступление против любви. Зависть убивает любовь. Так же, как и трудоголизм. Ты не можешь одновременно любить человека и быть трудоголиком, потому что на любовь нужны силы, время, внимание, а у трудоголика все это отдано работе.

Ты также не можешь одновременно и любить человека, и ему завидовать. Если вдруг подмечаешь, что тебе что-то мешает этого человека любить (не обязательно это муже-женские отношения), что отношения рушатся или не складываются, можно спросить себя – не зависть ли тому причиной.

Мы все живые люди, человек – это процесс и мы все несовершенны в любви. Поэтому скажем так: чем больше в нас любви, тем меньше зависти. И наоборот.

Когда человек любит кого-то, тогда он радуется за него, он – не против него, а вместе с ним. Любовь объединяет людей, это скрепляющая сила, как пишет Дионисий Ареопагит. А зависть – разрушает.

Когда зависть помогает

Но, завидуя Алле Пугачевой или принцессе Кейт, необязательно хотеть быть певицами или принцессами. Пристрастное отношение к ним может сигнализировать о том, что какие-то потребности нашей жизни не удовлетворены, – здесь проявляется, как мы говорим, смещенный эффект зависти.

Если мы завидуем владельцу БМВ, но при этом сами совсем не хотим БМВ, мы можем воспринять свою зависть как сигнал к размышлению: я чего-то очень хочу! И надо разобраться: чего именно?

Если меня волнует жизнь принцессы Кейт, может, я тоже хочу выйти замуж, иметь семью, детей? Если меня волнует жизнь Пугачевой или президента Путина, может, мне хочется быть поактивнее в своей собственной жизни, поуверенней, и именно это меня в них привлекает (допустим)?
Такие размышления особенно полезны людям, потребности которых притуплены, которые не привыкли считывать свои чувства, признаваться в них даже самим себе. Вообще если человек даже просто обнаружил в себе зависть и признал ее, это уже большая победа. Значит, подсознательно, в глубине своего существа у него есть, как говорят психологи, запрос на изменение жизни.
Когда мы разобрались со своими потребностями, поняли, чему завидуем и чего хотим, дальше надо решить: готов я для достижения этого действовать или могу смириться с тем, что никогда этого не получу.

Следующий этап – само действие.

Переживите собственное бессилие

Очень важный шаг в работе с завистью (как и с любой проблемой) – признать, что своими силами ты победить ее не сможешь. То есть в нашем случае не сможешь ни смириться, ни действовать. Почему?

Любая страсть – это слом волевых механизмов человека. Это особенно видно на примере химической зависимости – есть некая зона, в которой ты не в состоянии контролировать собственное поведение. Основная иллюзия, которая возникает у человека в этой ситуации, что он вот сейчас напряжется, соберется, возьмет себя в руки, прочтет еще одну книжку и … исправится.
Попытка волевым решением справиться со своей страстью при нарушении воли дает бесконечный кошмар вращения в круговороте страсти. Это самообман.

Пока человек не признает, что его волевые механизмы сломлены, он ничего не сможет сделать. «Поди, брось свою страсть к ногам Христа и получишь облегчение», – говорил египетский подвижник своему ученику. Очень полезно встретиться с переживанием собственного бессилия. Признание своего бессилия перед страстью – первая маленькая победа над ней.

Источник