Меню

Шкалы измерений примеры вопросов



Шкалы — это тоже вопросы, построенные

О шкалах, особенно в статистической литературе, написано много, и процедура пользования ими хорошо разработана. Мы дадим только самые необходимые представления о шкалах и об их использовании в анкетах. Шкалы — это специфические вопросы, построенные особым образом.

Исследование социальных процессов с необходимостью привело к разработке довольно сложной процедуры количественного выражения некоторых качественных явлений. Это стало существенным шагом вперед в развитии эмпирической процедуры в социологическом исследовании. Обычно под шкалированием понимается определенный упорядоченный числовой ряд. Предлагая респонденту шкалу, просят выбрать число (балл), цифру на данной шкале, которая соответствовала бы его мнению относительно интенсивности протекания того или иного социального процесса, или определить свое отношение к чему-либо в системе баллов. Например, если респондент считает, что отношения в коллективе, где он трудится, очень хорошие, то он указывает максимальный балл, если отношения очень плохие, то выбирает минимальный. Или такие примеры:

«КАК ЧАСТО ВЫ ХОДИТЕ В ТЕАТР?»

«КАК ВАМ НРАВЯТСЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКАЕМЫЕ ФИРМОЙ «БОЛЬШЕВИЧКА» ?»

В основном нравятся

Не очень нравятся

В основном не нравятся

Совсем не нравятся

«ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПО СЕМИБАЛЬНОЙ ШКАЛЕ УРОВЕНЬ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВАЩЕЙ ГРУППЕ».

В небольшой 1 2 3 4 5 6 7 В большой

степени 01 02 03 04 05 06 07 степени

По уровню измерения шкалы могут быть четырех типов: номинальные, порядковые, интервальные и пропорциональные. По методу составления шкалы делятся на составляемые методом суждения (Л. Терстон), суммарных оценок (Л. Ликерт) и анализа шкалограмм (Л. Гутман).

В принципе все или почти все альтернативные вопросы можно представить в виде шкалы, приписав каждой из них свой балл, или ранг, и тем самым упорядочить их по содержательному значению. Но в зависимости от содержания вопроса и характера снимаемой информации применяются различные типы шкал. Сущность каждого типа шкал (выделены три типа: номинальные, ранговые (порядковые) и интервальные) удачно показали В. Левашов и Г. Папоян на таком примере.

«На заре человеческой истории в качестве единственного источника измерения температуры выступало индивидуальное ощущение. Опираясь на субъективное ощущение большинства, можно было сделать лишь альтернативный вывод: тепло или холодно. Этот вывод безотносителен к конкретной величине температуры. Подобное измерение называется измерением по номинальной шкале. С развитием наблюдательности люди научились проводить измерение, соотнося объект с постоянными или строго периодически повторяющимися явлениями. Например, для измерения температуры таким явлением могло выступать агрегатное состояние воды в природе: лед — вода — пар. Здесь мы уже имеем упорядоченное (ранжированное) измерение: холодно — тепло — горячо, хотя цифровые величины пока что также отсутствуют. Данное измерение осуществлено по ранговой шкале»·[12]·.

Номинальная шкала. Каждый элемент шкалы существует как бы сам по себе, и в целом шкала не упорядочена. Единственное условие состоит в том, что все элементы должны иметь единое основание для выделения.

«КАКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ЧИТАЕТЕ?»

Приведенный ряд наименований не упорядочен, но имеет единое основание — чтение литературы. По сути дела, как шкала она практически не употребляется, поскольку альтернативы в ней независимы друг от друга и респондент может выбрать любое количество предлагаемых ответов. Каждый элемент данной шкалы рассматривается и анализируется практически самостоятельно, вне связи с другими. Можно, конечно, упорядочить и данную шкалу, но для этого необходимо ввести какое-то другое основание для выделения, скажем, по значимости чтения иного вида литературы, но это уже будет другой тип шкалы.

Ранговая (порядковая) шкала. Ранговая, или порядковая, шкала устанавливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с некоторым общим логическим основанием. Так, перечень профессий можно упорядочить по их сложности, по уровню квалификации, по разрядам и пр. Приписывание определенного значения выделяемого признака в рамках единого основания осуществляется в рамках количественного (а соответственно и качественного) приоритета одного значения над другим.

Например, при изучении общественного мнения, измеряя интенсивность свойств, суждений и оценок, можно использовать такие обозначения элементов шкалы:

удовлетворен, но не совсем;

больше удовлетворен, чем не удовлетворен;

больше не удовлетворен, чем удовлетворен;

скорее не удовлетворен;

полностью не удовлетворен.

Данный ряд упорядочен, каждый элемент шкалы имеет весовое значение по отношению к любому последующему элементу.

«СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГЛО ЛИ ВАМ ОБУЧЕНИЕ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ПОСТУПИТЬ В ИСТИТУТ? «

Да, подготовительное отделение дает хорошую

подготовку и благодаря ему я поступил(а) в

Подготовительное отделение, безусловно, дает

знания, но не очень хорошие, и их недостаточно

для поступления в институт. 02

В целом подготовительное отделение не дает

хорошей подготовки, можно было поступить и

Коды, проставленные справа, одновременно представляют собой и ранги позиций вопроса альтернатив. С точки зрения эффективности подготовительного отделения для поступления в институт и получения хороших знаний первая позиция более значима, чем вторая, а вторая более значима, чем третья. Но числовое обозначение альтернатив не позволяет нам утверждать, что первая позиция по крайней мере на треть значительнее, чем вторая, и на две трети, чем третья. Анализ ответов на этой шкале лучше проводить в рамках общих соотношений ответов респондентов: на первую альтернативу ответило столько-то, на вторую — столько-то и т.д.

Читайте также:  Час это физическая величина или единица измерения

Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с определенными интервалами между пунктами. Она позволяет проводить более строгие математические операции с получаемой информацией. Однако основная трудность заключается в двух моментах.

Каждый элемент шкалы имеет свое наименование и соответствующее числовое обозначение. Определен и интервал между элементами шкалы. Каждый элемент шкалы упорядочен по отношению к любому другому элементу.

2. Очень сложно обосновать величину интервала между позициями, особенно если шкала излишне дробная. В самом деле отношения межу 1 и 2 не те же самые, что между 2 и 3, и т.д. С изменением числового ряда меняются и соотношения между интервалами. Это с одной стороны. С другой — разницу в соотношении ответов в близких интервалах не всегда можно квалифицировать как содержательное различие.

Классификация шкал, используемая в психологии и социологии, может быть более дробной, в частности можно пользоваться континуальной классификацией, когда шкалы выведены согласно требованиям работы с числами.

«В настоящее время. — пишут Г. Осипов и Э. Андреев, — социологические шкалы различаются прежде всего по трем моментам: природе шкалируемого социального явления, уровню числового представления, способам получения числового представления».

В процедуре шкалирования можно выделить несколько этапов.

3. Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием через определенный промежуток времени на одной и той же группе (проверка стабильности) и «расщеплением» текста на две части с параллельной их проверкой в группе.

Применение и восприятие шкал имеют свои особенности Вот некоторые из них. Что лучше, давать наименование каждому элементу шкалы или представлять ее в «голом» виде? В принципе любой шкале можно дать словесное выражение. Представление шкалы без наименований в общем неверно, поскольку респондент все равно осознанно или неосознанно переводит «голую» шкалу с наименованиями, придавая то или иное словесное выражение ее элементам. «Как понравился Вам хоккейный матч?» — спрашиваем мы у респондента, предлагая оценить его по пятибалльной шкале. Респондент переводит предложенную шкалу в некоторое смысловое выражение, приписывая каждому числу то или иное словесное выражение и содержание: «очень понравился», «не очень понравился», «средний», «плохой», «очень плохой«. Само по себе число не имеет содержательного значения. Оно существует в сознании человека только в некоторой смысловой определенности и находит выражение в конкретном контексте логического рассуждения.

Большое значение имеет длина шкалы. И хотя строгие ограничения здесь трудно вывести, но тем не менее можно показать некоторые особенности восприятия тех или иных шкал. В жизни мы чаще всего оперируем трехбалльной шкалой. «Нравится ли Вам мой новый костюм?» — спрашиваем мы у приятеля, и, как правило, ответ легко укладывается в такую градацию: «понравился», «не очень понравился», «не понравился». Иногда добавляются две крайние позиции «очень понравился» или «очень не понравился». И только специалист — модельер может привести более дробные градации.

Применение той или иной шкалы имеет прежде всего содержательное, а не формальное значение. Иначе говоря, чем богаче содержание того или иного явления, тем тоньше должна быть шкала, тем больше градаций в ней должно заключаться. Например, многие художественные спортивные конкурсы и состязания оцениваются довольно длинной шкалой, содержащей более десяти ступеней единиц и даже их десятые доли. И в школе при существующей пятибалльной системе оценок учителя фактически используют восьми-десятибалльную систему, вводя «нелегально» к оценкам плюсы и минусы и тем самым увеличивая общее количество баллов. Этого требует достаточно точная оценка знаний учеников, и не только знаний, но и поведения, прилежания и т.д.

Необходимо учитывать также насколько конкретный респондент способен воспринять многомерную шкалу. Восприятие зависит и от его общей культуры, и от уровня образования, и от умения аналитически мыслить, и от степени информированности, порога чувствительности и пр. Например, тот или иной рабочий достаточно четко может определить, как расходуется его зарплата хоть по стобалльной системе, но попробуйте попросить его оценить уровень собственного умственного или психологического напряжения на работе, и он вряд ли осилит десятибалльную шкалу. В вопросе «Скажите, пожалуйста, насколько Вы устаете на работе?» — лучше предлагать пятибалльную шкалу: «очень устаю»; «устаю, но не очень»; «немного устаю»; «практически не устаю»; «совсем не устаю». Предъявлять больше баллов для оценки усталости — значит получить по сути искаженные данные.

При построении шкал необходимо большая подготовительная и, можно сказать, исследовательская работа с целью определить:

2. Насколько содержательно данное явление, чтобы изучать его по дробной шкале. Насколько обоснованно сущностью изучаемого явления применение слишком длинных шкал. Далеко не каждое явление, отношение столь содержательно, чтобы для его исследования строить специальные шкалы. Изучение отношений в группе, выяснение частоты посещения лекций или кинотеатров требуют различных градаций при разработке шкал.

Читайте также:  Можно ли измерить сопротивление изоляции мультиметром

3. Сможет ли респондент воспринять многомерную шкалу? Насколько он восприимчив к данному явлению, насколько информирован, представляет ли оно интерес для респондента, каков порог его чувствительности? и т.д.

Без указанной подготовительной работы применение каких-либо шкал в анкете не имеет смысла.

Источник

Шкалы измерений в опросах

Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при изучении какого-то объекта. Но скорее следует говорить о том, что выбор шкалы для измерений определяется характером отношений между объектами, наличием информации и целями исследования.

Обычно выделяют следующие шкалы измерений:

Шкала наименований

Шкала наименований ставит в соответствие описываемым объектам только их название — никакие количественные характеристики не используются. Объекты измерения распадаются на множество взаимоисключающих и исчерпывающих категорий.

Примеры вопросов, сформулированных с использованием шкалы наименований
1. Пожалуйста, укажите ваш пол: мужской/женский.

2. Выберете марки электронной продукции, которые вы обычно покупаете:

3. Согласны или не согласны вы с утверждением, что имидж фирмы «Сони» основан на выпуске продукции высокого качества: согласен / не согласен.

Шкала порядка

Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы. Для того чтобы шкальные оценки отличались от чисел в обыденном понимании, их на порядковом уровне называют рангами — например, частоту покупки определенного товара (раз в неделю, раз в месяц или чаще). При ранжировании производится оценивание по измеряемому качеству совокупности объектов путем их упорядочивания по степени выраженности выбранного признака. Первое место, как правило, соответствует наиболее высокому уровню. Каждому объекту приписывается оценка, равная его месту в данном ранжированном ряду.

Однако такая шкала указывает только относительную разницу между измеряемыми объектами.

Примеры вопросов, сформулированных с использованием шкалы порядка

1. Пожалуйста, проранжируйте фирмы — производители электронной продукции в соответствии с системой вашего предпочтения. Поставьте «1» фирме, которая занимает первое место в системе ваших предпочтений; «2» — второе и т.д.:

2. Из каждой пары бакалейных магазинов обведите кружком тот, который вы предпочитаете:

  • «Крогер» и «Первый национальный»
  • «Первый национальный» и A&P
  • A&P и «Крогер».

3. Что вы скажете о ценах в «Вэл-Марте»:

  • Они выше, чем в «Сирс»
  • Те же самые, как и в «Сирс»
  • Ниже, чем в «Сирс».

Шкала интервалов

Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными ее градациями. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Например, если оцениваются продавцы магазина по шкале, имеющей градации: «чрезвычайно дружествен», «очень дружествен», «в известной мере дружествен», «в известной мере не дружествен», «очень не дружествен», «чрезвычайно не дружествен», то обычно предполагается, что расстояния между отдельными градациями являются одинаковыми.

Частным случаем шкалы интервалов является шкала Лайкерта

Примеры вопросов, сформулированных с использованием шкалы интервалов

1. Пожалуйста, оцените каждую марку товара с точки зрения его качества:

2. Укажите степень вашего согласия со следующими заявлениями, обведя одну из цифр:

3. Пожалуйста, оцените автомобиль «Понтиак Транс-Ам» по следующим характеристикам:

Шкала отношений

Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому с ее помощью можно проводить количественное сравнение полученных результатов. Такое дополнение позволяет вести речь о соотношении (пропорции) a: b для шкальных значений a и b — например, респондент может быть в 2,5 раза старше, может тратить в три раза больше денег, летать в два раза чаще по сравнению с другим респондентом.

Примеры вопросов, сформулированных с использованием шкалы отношений

1. Пожалуйста, укажите ваш возраст ________ лет.

2. Приблизительно укажите, сколько раз за последний месяц вы делали покупки в дежурном магазине в интервале времени от 20 до 23 часов:

3. Какова вероятность того, что при составлении завещания вы прибегнете к помощи юриста __________ процентов.

Ссылки на источники:

Голубков Е.П. Измерения в маркетинговых исследованиях. Маркетинг в России и за рубежом №6, 2000

Уважаемый посетитель, если Вы увидели неточность в данной статье, или знаете, как ее улучшить — напишите об этом в комментарии или отправьте сообщение Администраторам ресурса. Кроме того, Вы также можете создать альтернативную авторскую статью на эту тему. Напоминаем, что для создания статей Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к этой статье.

Читайте также:  Измерение оборотов двигателя ардуино

Источник

Примеры вопросов, сформулированных с использованием шкалы порядка

Тема 4. Методы анализа маркетинговой информации

Обработка и преобразование данных

Процесс подготовки данных маркетинговых исследований включает проверку анкет, редактирование, кодирование, преобразование, очищение данных, статистическую корректировку данных, выбор стратегии анализа данных.

Проверка анкет является первым этапом в технологии проверки данных анкетирования. Проводится подсчет анкет, если была установлена заранее величина выборки. Проверяется полнота заполнения анкет, качество проведенного исследования. Если исследование заказывалось в сторонней организации, то проверка анкет может включать и контрольную проверку на правильность и достоверность информации путем повторного опроса.

Редактирование призвано выявлять несоответствие маркетингового исследования каким-либо требованиям или стандартам. Редактирование необходимо для повышения точности и аккуратности представленной в анкетах информации.

Кодирование данных —способ представления полученной информации в виде символов, знаков, цифр с целью удобства ее использования для компьютерной или другой обработки. Кодирование представляет собой процесс по преобразованию маркетинговой информации в код, что должно предусматриваться в самом информационном носителе — анкете. Информация, полученная в результате исследования и образующая код, распределяется по столбцам.

Процесс кодирования осуществляется в три этапа:

• устанавливаются категории кодирования (группы, подгруппы, классы, виды и т.д.), к которым будут относиться ответы;

• назначаются кодовые номера категорий;

• разрабатывается книга кодов.

Преобразование данных — этот этап заключается в переносе закодированных данных из анкеты или кодировочной таблицы через клавиатуру в компьютер. При введении данных в компьютер необходимо или дублирование ввода, или контроль введенной информации, чтобы исключить ошибки.

Преобразование данных имеет следующие функции: обобщение, определение концепции (концептуализация), перевод результатов статистического анализа на понятный для менеджера язык (коммуникация), определение степени соответствия полученных результатов всей совокупности (экстраполяция).

Очищение данных представляет этап всесторонней проверки состоятельности собранных данных и работы с пропущенными ответами. Проверка состоятельности данных позволяет выявить данные, выходящие за пределы диапазона исследований. Работа с пропущенными ответами включает замену пропущенного значения нейтральным или средним значением по данной пе­ременной. Пропущенный ответ 1 можно заменить вмененным значением исходя из логики ранее определенных вопросов.

Статистическая корректировка данных представляет собой это процедура подготовки маркетинговой информации. Она включает: взвешивание, переопределение переменной и преобразование шкалы измерения.

Шкалы измерений и их использование

Для сбора данных разрабатываются анкеты (вопросники). Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя. Измерение — это процедура сравнения объектов по определенным показателям или характеристикам (признакам, атрибутам).

Измерения проводят с помощью различных шкал. Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при изучении какого-то объекта. Выделяют следующие шкалы измерений:

Шкала наименований

Шкала наименований ставит в соответствие описываемым объектам только их название — никакие количественные характеристики не используются. Объекты измерения распадаются на множество взаимоисключающих и исчерпывающих категорий.

Примеры вопросов, сформулированных с использованием шкалы наименований
1. Пожалуйста, укажите ваш пол: мужской/женский.

2. Выберете марки молочной продукции, которые вы обычно покупаете:

  • Простоквашино
  • Веселый молочник
  • Лианозовское
  • Брест-Литовск

3. Согласны или не согласны вы с утверждением, что имидж марки «Простоквашино» основан на выпуске продукции высокого качества: согласен / не согласен.

Шкала порядка

Шкала порядка позволяет ранжировать респондентов или их ответы. Для того чтобы шкальные оценки отличались от чисел в обыденном понимании, их на порядковом уровне называют рангами — например, частоту покупки определенного товара (раз в неделю, раз в месяц или чаще). При ранжировании производится оценивание по измеряемому качеству совокупности объектов путем их упорядочивания по степени выраженности выбранного признака. Первое место, как правило, соответствует наиболее высокому уровню. Каждому объекту приписывается оценка, равная его месту в данном ранжированном ряду.

Однако такая шкала указывает только относительную разницу между измеряемыми объектами.

Примеры вопросов, сформулированных с использованием шкалы порядка

1. Пожалуйста, проранжируйте фирмы — производители электронной продукции в соответствии с системой вашего предпочтения. Поставьте «1» фирме, которая занимает первое место в системе ваших предпочтений; «2» — второе и т.д.:

  • Простоквашино
  • Веселый молочник
  • Лианозовское
  • Брест-Литовск

2. Из каждой пары бакалейных магазинов обведите кружком тот, который вы предпочитаете:

  • «Крогер» и «Первый национальный»
  • «Первый национальный» и A&P
  • A&P и «Крогер».

3. Что вы скажете о ценах в «Седьмом континенте»:

  • Они выше, чем в «Перекрестке»
  • Те же самые, как и в «Перекрестке»
  • Ниже, чем в «Перекрестке».

Шкала интервалов

Интервальная шкала обладает характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Частным случаем шкалы интервалов является шкала Лайкерта (подробнее эту шкалу мы рассмотрим ниже)

Источник