Меню

Шкалы измерения социальных установок это



29. Измерение в социологии. Шкалы. Измерение социальных установок.

Измерение в соц — способ изучения социальн явл с помощью количественн оценок. Числов методы измерения (процедура, с помощью которой объекты соц. исс отображаются на определенную числовую или графическую систему) => появление шкал. Основн компоненты: объекты измер, их св-ва, шкалы, на кот отображ измерения. Необходимо провести выбор шкалы определение индикатора (пол, возраст, образование etc), зачастую необходимо несколько индик; выбор совокупности индик зависит от характера объекта и условий, в кот он находится. Шкала 1)должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать все значения 2)чувствительность шкалы должны быть достаточной 3)точность и надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы, чтобы объективно отразить картину измерений.

3 вида шкалы: номинальная (обычн вопрос или числовая ось с «+» и «-» градациями. Шкала самооценок, etc); ранжирования (д/выявлен шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями канд в порядке предпочтения; etc); интервальная (только для числовых значений, например возраст, стаж работы и т.д.)

31. Опрос.

Опрос — метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

(1) — письменные (анкеты, тесты)

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос — это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

– психологическое состояние респондента в момент опроса;

– ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

– содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

– закрытые (с перечнем вариантов ответов)

2) – прямые, личные

проблема достоверности информации.

– качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, после-довательность действий.

Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе — обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах дейст-вий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна пред-ставлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

!32. Интервью. Психология респондента.

Социологическое интервью- это наиболее глубокий метод сбора информации, предполагающий личную беседу. Важен контакт с опрашиваемым. Интервью подразделяются на свободные, где наиболее важно строго фиксировать ответы и формализованные – беседа по жестко определенному опроснику. Третий вид – сочетает и первый и второй (полустандарти-зированное интевью).

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Рассмотрим их.

Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное интервью — самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью — следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

!33. Анкета. Ее структура. Классификация вопросов.

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Ком-позиционно — это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначе-нием темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснени-ем техники заполнения анкеты; 2) завязку — психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть — блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспор-тичку — социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержа-нию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов дея-тельности); вопросы о личности респондента.

Классификация по форме — это деление: а) на открытые вопросы, рассчитанные на ин-дивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и за-крытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь, подразделяющиеся на альтернатив-ные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора не-скольких вариантов ответа); б) на прямые вопросы, требующие от респондента критическо-го отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, прове-ряющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

Читайте также:  Как измерить тестером зарядку

По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание ис-следуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

Наблюдение — прямая регистрац событий очевидцем. Социолог может самостоят наблюдать происходящ события или пользоваться данными наблюд других лиц. Бывает простым (не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы) и научным (подчинено ясной иссл цели и четко сформулиров задачам.; планируется по заранее обдуманн процедуре; все данные наблюд фиксируются в протоколах; инф должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость).

Наблюдение 1)по степени формализованности: неконтролируемое (пользуются лишь принципиальн планом) и контролируемое (регистрируют события по детально разработанн процедуре). 2) по положению наблюдателя включенное (исследователь имитирует вхождение в соц среду, адаптир и анализ события как бы «изнутри») и невключенное. 3)по усл организац: полевые (в естественн усл) и на лабораторные (в экспериментальн ситуац).

Классификация видов социологического наблюдения

Наличие системы контроля

при проведении наблюдения

Положение наблюдателя относительно наблюдаемых

Источник

Глава 11. Измерение социальных установок

1 Вопросы для самоконтроля 159 ные явления и процессы, избежать возможныхошибок и значительныхматериальныхиздержек. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. В чем заключается общая логика социального эксперимента? 2. Чем различаются полевой и лабораторный эксперименты? 3. Какие методические задачи необходимо решить при планировании эксперимента? 4. Дайте общую характеристику методов отбора экспериментальных групп. 5. Опишите логическую схему линейного эксперимента. 6. Как проводится параллельный эксперимент по методу единственного сходства? 7. Опишите логическую схему параллельного эксперимента по методу единственного различия. ПРЕДЛАГАЕМ ВЕРНУТЬСЯ В МЕНЮ И РЕШИТЬ ЗАДАЧИ К ЭТОЙ ГЛАВЕ Глава 11. Измерение социальных установок Общие положения Сознание, собственно говоря, это отно- отношение Я к Якакому-нибудь к предмету, безраз- безразлично, внутреннему или внешнему. или внешнему. Г.В.Ф. Гегель Изучение взаимоотношений различныхгрупп общества (этнических, политических, объединений по интересам и т.д.), а также отношений между этими группами и социальными институтами (органами власти, ассоциациями, средствами массовой коммуникации и др.) одна из важнейших задач прикладной социологии. Различие интересов, ценностныхориентаций или мировоззренческихпредставлений выступает побудительным мотивом массового поведения, не всегда принимающего социально благоприятную форму. Нежелательный исход удается предотвратить только тогда, когда органы управления обладают надежной информацией о «зародышевом» состоянии конфликта. В свою очередь получить подобные сведения можно,

2 160 Раздел 2. Сбор социологической информации используя различные методы социологического измерения установок тех групп населения, которые находятся в ситуации социального противоречия, напряжения, конфликта. Социальная установка это ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта 1. Будучи связанной с каким-то интересом, потребностью личности или социальной группы, установка только тогда приобретает конкретную форму, направленность, когда осознан объект интереса. Объективированная, приобретшая предметную форму потребность и есть установка, которая предопределяет характер удовлетворения потребности. Поскольку формы удовлетворения разнообразны, одна и та же потребность может составлять основу разных установок, мотивирующих различные формы поведения личности. Например, потребность подростков в самореализации может принимать разнообразные, опосредованные установкой формы от социально благоприятных до социально неблагоприятных: одни занимаются спортом, музыкой, коллекционированием, туризмом и т.д., другие объединяются в девиантные группы. Наряду с социальной оценкой содержания поведения принята также методическая интерпретация направленности установки. Когда личность предпочитает объекты, установка интерпретируется как направленная положительно, когда отвергает их как направленная отрицательно. По социальному содержанию установка считается положительной, если и объект оценки, и установка личности имеют одну и ту же направленность (например, одобрительное отношение к экологическому движению, или осуждение злоупотребления спиртными напитками), и отрицательной в противном случае. Если по своему социальному содержанию установка имеет положительную направленность, она мотивирует созидательное действие, если отрицательную разрушительное. 1 Краткий словарь по социологии. М., С

3 Глава 11. Измерение социальных установок 161 Например, положительная установка по отношению к духовным ценностям прошлого стимулирует людей участвовать в движении за охрану памятников старины; отрицательная установка рабочих по отношению к административным принципам управления производством и распределения прибыли может привести к такой крайней мере массового поведения, как забастовка. Исследование установок методами прикладной социологии важно именно для прогнозирования возможного поведения масс, выявления степени остроты противоречия, конфликтности ситуаций, складывающихся в сфере политических, этнических, конфессиональных, экономических, экологических и иных отношений. Конструирование социологических шкал для измерения социальных установок процесс сложный и трудоемкий, требующий высокого профессионализма Шкала самооценки Необходимость в точных и эффективных методиках для изучения социальных явлений и процессов, порожденных изменениями или конфликтными ситуациями в общественной жизни, обусловила разработку правил конструирования наиболее известных шкал для измерения установок. Шкала самооценки может быть сконструирована в форме обычного вопроса на некоторой числовой оси с положительными и отрицательными градациями. Они обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделенных нейтральной позицией. В социологической практике чаще всего применяется шкала самооценки с пятью позициями. Н а п р и м е р: «Как вы относитесь к движению скинхедов?» 1 Полностью солидарен с идеями этого движения. 2 В целом положительно, хотя не во всем с ними согласен. 3 С безразличием. 4 В их деятельности больше отрицательного, чем положительного. 5 Считаю их деятельность очень вредной.

4 162 Раздел 2. Сбор социологической информации Первые две позиции фиксируют соответствующую степень положительной установки, последние две отрицательной. «Нулевая» позиция (безразличие) может интерпретироваться двояко: либо как «нейтральное состояние», либо просто как разделительная граница между положительной и отрицательной установками. Шкала самооценки имеет вид числовой оси с положительными и отрицательными градациями. Число градаций, расположенных симметрично относительно точки 0, специально не ограничивается. Однако наиболее оптимальной считается шкала, включающая 21 деление. Например: «Обозначьте, пожалуйста, ваше отношение к частной собственности на сырьевые ресурсы государства, обведя кружком соответствующую позицию на числовой оси»: Полностью отрицательное Нейтральное Основной недостаток шкалы самооценки высокая степень ее субъективности. Дело в том, что респонденты, обладающие разной степенью интенсивности 1 установок, вполне могут отметить одну и ту же позицию на шкале измерения, а обладающие одинаковой интенсивностью установки разные позиции. Сложность конструирования других видов шкал измерения установок связана с попыткой избежать подобной субъективности оценок (самооценок), а также обосновать равенство интервалов между позициями шкалы. Без этого математические операции с первичной информацией весьма условны и могут привести к большим погрешностям Шкала ранжирования 5 10 Полностью положительное Данная шкала характеризуется тем, что полученные с ее помощью результаты измерения установок анализируются по правилам для ранговых шкал. 1 Интенсивность установки различная степень психологического и эмоционального восприятия объекта оценки, чаще всего выражаемая эпитетами: феноменально, прекрасно, очень, чрезмерно, никак, плохо, отвратительно и др.

Читайте также:  Ррм единица измерения что это

5 Глава 11. Измерение социальных установок 163 Наиболее простой прием измерения установок по правилам такой шкалы ранжирование респондентами объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Например, для выявления шансов на успех того или иного кандидата на выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными. Если по какой-либо причине необходимо, чтобы цель выявления установок для респондентов оставалась скрытой, в шкалу вводятся фиктивные объекты. Тогда значимы не все ранжируемые объекты. Например, если мы хотим выявить авторитетность руководителя трудового коллектива, можно предложить его членам проранжировать карточки с фамилиями своих коллег, включая руководителя. Место руководителя бригады в ранжированном ряду фамилий будет отражать степень его авторитетности. Метод парных сравнений более сложный вариант измерения установок при помощи ранговой шкалы. Суть его в следующем. Обозначенные на карточках объекты (их наименования) парами поочередно показывают респондентам, предлагая им указать предпочитаемый. Сравнительной оценке подвергаются все возможные сочетания пар объектов. Н а — пример, если ранжированию подлежат четыре объекта А, Б, В, Г, то респондентам приходится оценивать следующие шесть сочетаний пар: АБ, АВ, АГ, БВ, БГ, ВГ. Число парных сочетаний Q, образуемых при изучении установок респондентов относительно некоторого числа объектов n, вычисляется по формуле 1 : n! Q 2( n 2)!. Сложность применения метода парных сравнений обусловлена тем, что с ростом числа объектов, которые респондент должен оценить, резко возрастает число пар. Так, при изу- 1 Выражение n! читается как «эн факториал» и означает произведение натурального ряда чисел от 1 до n: n! = (n 1) n.

6 164 Раздел 2. Сбор социологической информации чении отношения к пяти объектам респондентам необходимо предъявить для сравнительной оценки 10 пар, а если оценивается 10 объектов, число образуемых пар резко возрастает их будет 45. Метод парных сравнений успешно используется для измерения социальных дистанций. Например, доля (в процентном выражении) респондентов, отдавших предпочтение социальной группе А при сравнении с социальной группой Б, равна доле отдавших предпочтение социальной группе В при сравнении с социальной группой Г; тогда правомерно утверждение, что в массовом сознании относительная «социальная дистанция» между социальной группой А и социальной группой Б такая же, как между социальной группой В и социальной группой Г Шкала Богардуса Основное предназначение шкалы Богардуса измерение политических, конфессиональных, этнических и расовых установок (ее еще называют шкалой социальных дистанций). Особенность этой шкалы в ее кумулятивности, когда каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя все последующие (шкала может быть построена и в обратном порядке). Например: «Какие контакты с представителем. национальности для вас допустимы?»: допускаю брачные отношения; допускаю личную дружбу; могли бы жить по соседству; не более чем на уровне коллег; не возражаю против того, чтобы жили в нашем городе, но не хочу поддерживать личные контакты; контактировать с ними не желаю и возражаю против их проживания в нашем городе, однако не возражаю против их проживания в стране; возражаю против их проживания в стране. Как свидетельствует практика, подобные шкалы могут успешно использоваться для измерения установок в массовых конфликтных ситуациях.

7 Глава 11. Измерение социальных установок Шкала Терстоуна Шкала Терстоуна относится к особо сложным по технике конструирования и является интервальной. Процедура ее построения состоит из следующих этапов: 1. Подбираются всевозможных суждений положительной и отрицательной направленности, касающихся изучаемой установки. 2. Формируется группа из экспертов, в задачу которых входит распределить все суждения в 7, 9 или 11 групп, чтобы каждая последующая включала в себя суждения, менее тесно связанные с содержанием изучаемой проблемы. Например, суждения по поводу финансового кризиса: «основная причина финансового кризиса инфляция», «финансовый кризис вызван неправильной политикой властей»; «финансовый кризис вызван тем, что у населения скопилось слишком много денег»; «финансовый кризис вызван спекуляцией на бирже» и т.д. 3. Суждения, которые экспертами отнесены в несколько разных групп, отклоняются. Те суждения, которые зачислены большинством экспертов в одни и те же или смежные группы, остаются. Для них вычисляется среднее арифметическое, используемое в дальнейшем в качестве веса соответствующего суждения. 4. Сохраненные суждения вновь пересматриваются, сформулированные наименее ясно, двусмысленно, расплывчато отклоняются. В итоге остаются от 15 до 30 наиболее четких суждений, разделенных «равными» интервалами. За числовую величину интервала принимается значение дисперсии «весов» соответствующих суждений Оставшиеся суждения образуют позиции шкалы измерения установок. Их можно расположить в любом порядке. Интенсивность установок респондентов оценивается на основании вычисления среднего веса отмеченных ими позиций шкалы. В социологической практике шкала Терстоуна применяется для изучения политических, этнических, антимилитаристских и других установок 2. 1 О дисперсии подробнее см. в В специальной литературе можно познакомиться с правилами построения более сложных шкал для измерения установок шкалы Ликкерта и шкалограммы Гутмана. См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., С

Читайте также:  Впервые измерил атмосферное давление имя ученого

8 166 Раздел 2. Сбор социологической информации Метод семантического дифференциала Разработанный Ч. Осгудом семантический дифференциал основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки 1. Приведем примеры подобных сочетаний: темная светлая личность, прекрасная ужасная политика, человечный бесчеловечный поступок и т.д. В социологической практике наиболее распространен семантический дифференциал, включающий три пары антонимов. Так, для оценки степени активности можно использовать следующий дифференциал: энергичный скованный, монотонный резкий, быстрый медленный. Для повышения точности измерения установки при помощи семантического дифференциала между антонимами располагают числовую ось, в результате чего для каждой пары антонимов получают пяти- или семибалльную шкалу. Например, построим семантический дифференциал для измерения социально-психологического климата коллектива. «Что характерно, по вашему мнению, для состояния социально-психологического климата вашего коллектива?» (Обведите, пожалуйста, кружком соответствующую оценку в каждой строке.) Приятный Раздражающий Общая оценка (показатель) интенсивности и направленности измерений установки рассчитывается по формуле: W 2 xi i ( z 1), Чистый Грязный Добрый Жестокий 1 Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., С

9 Глава 11. Измерение социальных установок 167 где x среднее арифметическое по i-й шкале; i число шкал (в нашем случае i = 3); z число позиций шкалы (в нашем случае 7). Показатель W изменяется от +1 (полностью положительная установка) до 1 (полностью отрицательная установка) Тесты Наряду со шкалами для измерения установок используются вербальные или графические тесты. Вербальные тесты это прямые или косвенные утверждения о ценностях, поступках, социальных типах личности. Следующие два теста ориентированы на выявление установок личности на тот или иной тип потребления: 1) для выявления установки на умеренное потребление: «Следует иметь только то, что обеспечивает полноценное существование. Нельзя увлекаться вещами, поддаваться потребительской психологии»; 2) для выявления установки на потребительство: «От жизни следует брать все, что она может дать». В качестве тестов социологи довольно успешно используют известные пословицы и поговорки, аккумулирующие те или иные типологические качества или характер поведения личности. Например, следующий тест, выявляет разные социальные типы личности: «Моя хата с краю» обыватель. «Хочешь жить умей вертеться» делец. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» прагматик. «Истина дороже денег» правдолюб. «После меня хоть потоп» эгоист. «Все люди братья» альтруист. Результаты такого тестирования могут быть использованы для типологии различных групп населения по этическому принципу. Графические тесты конструируют так, чтобы у респондента была возможность зрительно ассоциировать с рисунком, графиком, линией ту или иную черту характера, поведение личности или иное социальное явление.

10 168 Раздел 2. Сбор социологической информации Например, данный ниже графический тест самооценки предназначен для измерения «образа» социальной структуры общества в массовом сознании. а б в г Р и с Графический тест Перед вами четыре суждения и четыре рисунка. Посмотрите внимательно на рисунки, после чего прочитайте суждения и выберите из них то, с которым вы согласны. На рисунке, соответствующем выбранному вами суждению, отметьте крестиком в одной из клеток место, которое, по вашему мнению, вы занимаете в обществе. 1. В нашем обществе часть людей находится «в низах», а часть «в верхах». Они не изолированы друг от друга, их связывает небольшой промежуточный слой (рис. 11.1, а). 2. В нашем обществе люди располагаются друг над другом по «слоям»: чем выше слой, тем меньше людей входит в него (рис. 11.1, б). 3. В нашем обществе большинство людей занимает «среднее положение» и различия между ними незначительны. Однако у небольшой части людей положение намного хуже, чем у большинства, а у другой части положение намного лучше, чем у большинства (рис. 11.1, в). 4. В нашем обществе различия между положением разных групп населения незначительны (рис. 11.1, г). По высоте рисунки разделены горизонтальными линиями на части: рис. 11.1, а в на 10 частей, а рис. 11.1, г на5.эти части можно принять за деления условно интервальной шкалы, что позволяет применить различные математические методы для анализа первичной информации.

11 Вопросы для самоконтроля 169 При построении сложныхшкал измерения установок, семантического дифференциала и тестов целесообразно прибегать к помощи психологов. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Как располагаются позиции шкалы самооценки? 2. Постройте шкалу Богардуса на примере измерения политических симпатий или антипатий. 3. Опишите логику построения шкалы Терстоуна. 4. На чем основан принцип семантического дифференциала? 5. Что собой представляют графические тесты и чем они отличаются от вербальных? ПРЕДЛАГАЕМ ВЕРНУТЬСЯ В МЕНЮ И РЕШИТЬ ЗАДАЧИ К ЭТОЙ ГЛАВЕ Глава 12. Методы социометрии 1 Верный способ судить о характере о и уме и человека уме человека по выбору по выбору им книг им книг и друзей. и друзей. Гельвеций Гельвеций Применение методов социометрии Метод социометрии один из важныхв социальной психологии, используемый для исследования контактныхгрупп. В прикладной социологии этот метод применяется в качестве вспомогательного в рамкахисследований, предполагающихизучение внутренней иерархии, степени конфликтности или сплоченности групп. Метод социометрии впервые был применен для исследования воздействия однихгрупп людей на другие в конце ХIХ в. Основная заслуга в создании методологии социометрии, совокупности измерительныхпроцедур и математическихметодов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено. Технический аппарат социометрии находит применение в различныхсферах«микросоциологии». Методологически оправданное и грамотное использование социометрическихме- 1 Материал главы подготовлен Б.З. Докторовым.

Источник