Меню

Синонимы антонимы сравнения определение



Изобразительные средства языка. Полисемия, синонимы, эвфемизмы, антонимы. Тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, аллегория, олицетворение).

Слово – основная значимая единица языка. Совокупность всех слов языка составляет его лексику. В каждом отдельном слове различают лексическое значение («о чем идет речь») и грамматическая (число, падеж, лицо, время и т.д.).

Лексическое значение является основным и главным, без него слово утрачивает смысл. Слова имеющие несколько лексических значений принято называть многозначными. Слово имеющее одно лексическое значение – однозначным.

Способность слова употребляться в нескольких значениях называется – многозначностью или полисемией (от греч. «поле» — много; «сема» — знак). Эта способность активно используется в праздничной драматургии, т.н. прием двойного истолкования, фигурирует в сценариях КВН, капустников, игровых программ, рождая неожиданный поворот мысли и острый юмористический эффект.

Синонимы – (от греч. «синонимос» — одноименный) – различные по звуковой форме, но близкие или одинаковые по значению слова и синтаксические конструкции (пурга, буран, метель).

В тексте сценария тематического вечера ТК, конк. программы, ведущему приходится неоднократно оперировать одними и теми же понятиями, что и заставляет сценариста постоянно обращаться к синонимическим рядам.

Эвфемизмы – (греч. «эвфемизмос» — хорошо говорю) – слова или выражения, употребляемые вместо слов или выражений прямого значения («Откуда ноги растут», «Хранительница домашнего очага»).

Эвфемизм – это мощное средство обогащения мысли, катализатор фантазии и ассоциативного мышления. Обратим внимание, что эвфемизм, кроме всего прочего, выполняет роль синонима, но это не узаконенный языковой традицией, а вновь придуманный авторский синоним.

Слова обозначая предметы, признаки действия, выступают в прямом значении, но когда их используют для названия других предметов, они образуют новое лексическое содержание — переносное (дубина – дубина, дробь — дробь).

Антонимы – (от греч. «анти» — против и «онима» — имя) – слова с противоположным значением. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существующие различия, по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.

Слова и выражения, употребляемые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях называются тропами(от греч «тропос» — образное выражение). В сценарии, как и в художественной литературе, использование тропов необходимо для того, чтобы придать изображению пластичность, образность и живость. К тропам относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория и др.

Эпитет – (с греч «эпитетон» — приложение) – образное определение предмета или действия. Эпитет, если он точен, становится элементарным исследованием действительности.

В сценариях ТП и П постоянно присутствуют образные определения предметов и явлений монологе ведущего, наряду с традиционными («достопочтенная публика» «уважаемые друзья») автор сценария вправе использовать эпитеты в характеристике реальных героев и при общении с участниками концерта.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами: как, словно, будто, точно и др. Сравнение помогает более объемно и многосторонне представить описываемый предмет. С этой целью оно используется в монологах ведущего, диалогах сценических героев. В развлекательных программах сравнение помогает объяснить условия конкурса и особенности игрового задания.

Метафора – (с греч. «метафора» — перенос) – перенос названия с одного предмета на другой, на основании их сходства. Чаще всего в сценарии встречаются метафоры закрепленные языковой традицией, они возникли давно, но по причине постоянного употребления почти не воспринимаются как тропы (Спинка стула, Крыло здания).

Нетрадиционные метафоры (Лавка древностей – Бабули на скамейке у подъезда; Красное и Черное – Календарь;).

Олицетворение– наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека («..Звезда с звездою говорит…»).

Олицетворение – разновидность метафоры, оно используется при описании явлений природы и предметной среды, окружающего человека (Обращение к зрителям от лица Земли, Войны — буквализация).

Метонимия – (с греч. «метонимиа» — переименование) — перенос признаков с одного предмета на другой, на основании их смежности. Устная речь изобилует метонимическими оборотами: «Давайте вспомним Пушкина»; «На сцене Барыня» и т.д.

Аллегория – (с греч. «аллегориа» — иносказание)— выражения отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. В баснях и сказках, глупость и упрямство – осел, хитрость – лиса, трусость – заяц.

Фразеологизм – (с греч «фразис» — выражение) – это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий: «Бить баклуши» — бездельничать; «Водить за нос» — обманывать.

Источник

Синонимы антонимы сравнения определение

Антонимы

Антонимы — это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения.

Например: истина — ложь , добро — зло , отвратительно — замечательно , друг — враг , тяжелый — легкий , грустно — весело , любить — ненавидеть .

Антонимы обычно противопоставляются по какому-либо признаку; день и ночь — по времени, легкий и тяжелый — по весу, здесь и там — по положению в пространстве, горький и сладкий — по вкусу и т.д.

Многозначное слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. Так антонимом слова легкий в значении «незначительный по весу» является прилагательное тяжелый , а в значении «простой для усвоения» — трудный .

Таким образом, если слово многозначно, то для каждого значения может быть свой антоним.

Читайте также:  Сравнение проведенных реформ государственного управления

Например: худое ведро — целое ведро, худой поступок — хороший поступок.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Например:
Ложь бывает доброй или злой ,
Сердобольной или беспощадной ,
Ложь бывает ловкой и нескладной ,
Осмотрительной и безоглядной ,
Упоительной и безотрадной .
(Ф.Кривин)

Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи.

Например: Дома новы , а предрассудки стары . (А. Грибоедов) Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (С. Есенин) То сердце не научится любить , которое устало ненавидеть . (Н. Некрасов)

Антонимы широко используются в художественной и публицистической литературе как изобразительное и выразительное средство.

В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом — контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем — выступают в уточняющей функции.

Например , антонимы, выражающие координационные понятия ( снаружи — внутри , направо — налево , сперва — потом ), служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте. Таковы, в частности, экспозиция и концовка рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»:

«Не спали. Иван Иванович, высокий худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках». И далее: «Была уже полночь. Направо видно было все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Все было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука».

В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» антонимы со значением местоположения подчеркивают масштабность и драматизм батальных сцен:

Фронт налево , фронт направо
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Антонимы с временным значением оттеняют последовательность событий.

Например , И.С. Тургенев в повести «Муму» пишет о Герасиме: «Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».

Антонимы с временным значением могут также употребляться и для характеристики условий жизни персонажей произведений, раскрытия их внутреннего мира. Вспомним хотя бы необычайно выразительный портрет барыни из той же повести: «. она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи ».

Антонимы, выражающие качественную противоположность понятий, используются для контрастной характеристики персонажей, их душевных переживаний.

Героиня романа Тургенева «Накануне» Елена Стахова пишет в своем дневнике о своих душевных переживаниях: «. я одна, все одна, со всем моим добром , со всем моим злом . Некому протянуть руку. Кто подходит ко мне, того не надобно ; а кого бы хотела . тот идет мимо ».

С помощью контекстных антонимов Тургенев передает ее тревожное настроение накануне объяснения в любви с Инсаровым: «Медленно прошел этот день для Елены; еще медлительнее протянулась долгая, долгая ночь. Елена то сидела на кровати, обняв колени руками и положив на них голову, то подходила к окну, прикладывалась горячим лбом к холодному стеклу и думала, думала, до изнурения думала все одни и те же думы».

В функции уточнения антонимы выступают в следующем отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «Другой род мужчин составляли толстые или же такие, как Чичиков, то есть не так чтобы толстые, однако же и не тонкие . »

На антонимах нередко строятся названия произведений: « Война и мир » Л. Толстого, « Тонкий и толстый » А. Чехова, « Живые и мертвые » К. Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо » В. Маяковского.

Явление антонимии используется для создания нового понятия путем соединения контрастных по значению слов: «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Плохой хороший человек». Этот стилистический прием называется оксюморон. Его очень любят использовать публицисты в заглавиях статей, очерков: «Дорогая дешевизна», «Большие беды малого флота».

Выразительность пословиц и поговорок, крылатых слов также часто определяется антонимией: « Ученье — свет , а неученье – тьма »; « Мягко стелет — жестко спать»; «Видеть легко , трудно предвидеть» (Дж. Франклин).

Антонимы постоянно используются в антитезе — стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.

Например:
Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов)

Черный вечер. Белый снег
. (А. Блок).

Читайте также:  Radeon rx 460 4gb сравнение

И Смерть и Жизнь — родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.

(Д. Мережковский)

Вот, например , как использует антонимию слов добро и зло В. Берестов в стихотворении с таким названием.

ДОБРО И ЗЛО
Зло без добра не сделает и шага
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру , пожалуй, больше повезло —
Не нужно выдавать себя за зло !

Смотрите также стихотворения М. Лермонтова «Парус» и А. Пушкина «Ты и я»: Ты богат — я очень беден ; ты прозаик — я поэт. или у М. Цветаевой: Не люби, богатый , бедную , не люби, ученый , глупую .

Роль антонимов в тексте

Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют:
а) уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее.

Например: Богатство и бедность , старость и молодость , красота и безобразие — это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева);

б) дать более полную характеристику какого-либо явления.

Например: Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой);

в) выразить авторскую оценку обозначаемого.

Например: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры , с другой — ручеек литературы подлинно художественной . (Из газет);

г) усилить передаваемое содержание.

Например: Так, бросаем то в жар , то в холод , то в свет , то в темень , в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить , Которое устало ненавидеть . (Н. А. Некрасов)

Фразеология

Фразеология — одно из самых ярких и действенных средств языка. Не случайно ее образно называют «жемчужиной русской речи». «Фразеологизмы – кладезь народной мудрости». Русский язык очень богат фразеологическими оборотами.

Фразеологизм, или фразеологический оборот – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

Например:
— Аника-воин – задира, хвастающийся своей силой, но обычно терпящий поражение.
— А Васька слушает да ест –
так говорят о том, кто не обращает никакого внимания на слова окружающих, продолжая совершать неприглядные поступки. (Цитата из басни И.А.Крылова).
— Баш на баш –
это выражение используют как характеристику равнозначного обмена одной вещи на другую.
— Делу время и потехе час –
всему своё время: и делу, и потехе.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями ( много снега – много хлеба ), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл ), третьи вышли из сказок, загадок, литературных произведений ( в мгновение ока – из Библии, рожки да ножки – совсем ничего не осталось, слова из песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик», рыльце в пуху – так говорят о том, кто отвергает обвинения, которые справедливы; из басни И.А.Крылова «Лисица и Сурок»).

По структуре фразеологизмы могут представлять собой словосочетания ( сесть в калошу, без царя в голове ) или предложения ( бабушка надвое сказала, когда рак на горе свистнет ).

Фразеологизмы обладают большими выразительными возможностями.

Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической ( кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

2) отнесенностью многих из них:
а) к разряду высоких ( глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши );

б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской ( хранить как зеницу ока — торжественная окраска, золотые руки — одобрительная окраска )
или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской ( без царя в голове — неодобрительная окраска, мелкая сошка — пренебрежительная окраска, грош цена — презрительная окраска).

Роль фразеологизмов в тексте

Использование фразеологизмов позволяет:

а) усилить наглядность и образность текста.

Например:
Вперяю взор бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?
(В. Я. Брюсов);

б) создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности).

Например:
Я был везде: у черта на куличках .
От родины за тридевять земель
(М. А. Дудин);

«Караул! Грабят!» — кричала во всю Ивановскую Клавдия (В. М. Шукшин);

в) более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки.

Например: Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)

Выразительность фразеологизмов может усиливаться в результате их преобразований (расширения, снижения, замены слов) и превращения из общеязыковых в индивидуально-авторские.

Например: Ему поскорее захотелось выскочить в люди — он запутался, споткнулся и принужден был выйти в отставку (И. С. Тургенев);

Читайте также:  Видеокарта gtx 1050 сравнить с 960

Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а луна светит во всю Ивановскую . (А. П. Чехов)

Особую группу фразеологизмов составляют афоризмы (в пер. с греч. — определение) — крылатые слова, изречения из литературных источников, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной, запоминающейся форме.

Например: А ларчик просто открывался; Сильнее кошки зверя нет; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест (И. А. Крылов);

Счастливые часов не наблюдают; А судьи кто; Ба! Знакомые все лица; Блажен, кто верует; Времен очаковских и покоренья Крыма (А. С. Грибоедов);

Любви все возрасты покорны; Мечтам и годам нет возврата; Ох, тяжела ты, шапка Мономаха; С корабля на бал; Что день грядущий мне готовит (А. С. Пушкин) и т. д.

К афоризмам по своей сущности относятся пословицы и поговорки, заключающие в себе вековую народную мудрость.

Внимание! Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и фразеологизмы как средства выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).

Тема. Синонимы и антонимы

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • что такое синонимы и антонимы;
  • различать синонимы и антонимы;
  • приводить примеры синонимов и антонимов;
  • находить в словаре синонимов и антонимов.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.

Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.

Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.

Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.

Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.

Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».

Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:

Ветер, буря, ураган.

Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.

В этом тексте повторяется слово «ребята».

Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.

Заменим повторяющееся слово синонимами.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.

Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.

Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.

Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.

Антонимы можно найти в словаре антонимов.

Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.

  1. Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».

Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».

  1. Смелый, трусливый.
  2. Лает, кусает.
  3. Собака, кошка.
  4. Смелый, собака.

Укажите синоним к слову «простите».

Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.

  1. Слова, противоположные по смыслу.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».

Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.

  1. Словарь антонимов.
  2. Словарь омонимов.
  3. Словарь синонимов.
  4. Орфографический словарь.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Грустный, печальный.
  2. Осень, весна.
  3. Стол, столовый.

Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.

Далеко мой стук

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Укажите синоним к слову «отец».

Источник