Меню

Сочинение по русскому языку сравнение двух людей



Сравнительная характеристика двух людей. Непохожесть сближает (Школьные сочинения)

Один из летних месяцев я провожу в небольшом селе, куда мы с мамой ездим в гости к родственникам. Там я встретила прекрасных подружек, Лену и Надю. Они сёстры- погодки. И внешне совершенно не похожи друг на друга. К тому же и характеры у девочек совсем разные. Мы знакомы уже несколько лет. Я хорошо успела узнать их привычки и увлечения.

Лена — старшая сестра. Она темноволосая, худенькая, очень подвижная.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

У неё живая мимика, на лице часто можно заметить какую-нибудь гримасу. Лена занимается в волейбольной секции, не пропуская ни одной тренировки. Дисциплина и обязательность — главные черты её характера. Она никуда не опоздает и сделает всё именно так, как попросили. Родители дают ей много поручений и заданий, всегда рассчитывая на её помощь по хозяйству. И Лена никогда их не подводит. Но девочка не любит ходить на праздники и вечеринки, ей не нравится громкая музыка и шумные компании. Она устаёт от людей и общения. Лена говорит, что самый лучший отдых — это прогулка по лесу. В таких прогулках ей не нужны спутники, разве что её верная собака Джулия.

Надя — светловолосая и голубоглазая. Она полновата и не любит много двигаться. Ей нравится смотреть фильмы, слушать музыку и читать книги. А ещё она учится играть на гитаре. Надя часто опаздывает на уроки, на встречи, на различные мероприятия, потому что очень рассеянная. Вечером она долго собирается спать, а утром тяжело и долго просыпается. Но в классе её уважают, потому что Надя хороший товарищ, душа компании. Она увлечена предметами истории, литературы, географии. К ней часто обращаются одноклассники за помощью, если сами не могут выполнить домашнее задание. Отдыхать Надя предпочитает в кругу подруг или за просмотром познавательной телепередачи. У неё есть любимый кот Василий, а ещё несколько золотистых рыбок в аквариуме.

То, что сёстры такие разные, не мешает их дружбе. Они часто вместе. Даже иногда кажется, что эта непохожесть сближает их ещё больше. Если в начальных классах они часто ссорились, сейчас научились относится друг к другу терпимее

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id113483

Источник

Сравнительная характеристика двух одноклассников (двух друзей) сочинение 8 класс

Мне нравятся мои одноклассники. Мы все дружим и переписываемся через социальные сети.

Каждый из школьных товарищей обладает положительными качествами. Рассказать можно о любом ученике, но среди всех больше всего мне нравиться дружба между двух девочек.

Зовут их Лариса и Аня. Дружба их началась с пятого класса. Они стали делиться впечатлениями об оценках и внимании преподавателей.

Лариса – отличница класса, всегда впереди. Её хвалят на всех родительских собраниях. Мама приходит на них с улыбкой. Ей не стыдно сидеть и слушать мнения разных учителей. Девочка участвует в олимпиадах, конкурсах школы. У неё получаются интересные стенгазеты. Аня во всём ей помогает. По оценкам она учится на 4 и 5. Но, дружеские отношения стимулируют её. Она хочет учиться лучше. Благодаря дружбе с Ларисой она научилась лучше рисовать. Подружившись, Лариса стала приглашать к себе домой. Они стали играть в школу. И Аня поняла, как лучше учить предмет. Они вместе стали делать домашнюю работу.

Аня и Лариса добрые девочки. Никогда не пройдут мимо голодного котёнка. Не кичатся своими знаниями. Делятся и подсказывают, как выполнили домашнюю работу. Помогают учителям ведут уроки в начальной школе и следят за дисциплиной, если попросят учителя. Дежурство их проходит на ура! Они вкусно готовят на уроках труда, шьют. Вместе ходят на кружок танцев. По выходным гуляют, играют в снежки, катаются на санках. Ходят в кино. Характеры у них разные. Лариса более настойчивая и немного упрямая. Аня более мягкая и немного не уверенная в себе. Но, дружба помогает Ане чувствовать себя увереннее и стремиться к отличным отметкам.

У Ларисы очень красивый почерк. Каждую букву она пишет правильно. У неё чистое письмо. Никогда не исправляет и не зачёркивает. Учит до конца на пять. Все её уважают, некоторые завидуют.

Аня может исправить, сделать ошибку в тетраде. Больше всего ей нравится математика. Она мечтает стать учителем математики. Лариса хочет быть врачом педиатром.

Сравнивая девочек, можно сказать, что они оби хорошие ученицы. Просто Ане надо немного подучить и быть повнимательнее. У них у обеих есть желание учиться. Это поможет им в жизни.

Сочинение Сравнительная характеристика двух друзей мальчиков

Каждый человек индивидуален по-своему. Мы все отличаемся друг от друга внешними качествами, характером, привычками. У каждого свой вкус и свои взгляды на все, что происходит вокруг.

Мой класс не является исключением. Каждый ученик уникален и интересен по-своему. Есть у нас два одноклассника – лучшие друзья. Мальчики дружат с младенческих лет, так как дружат и их родители. Правду, наверное говорят, что противоположности притягиваются. Глядя на них вообще сложно представить, как эти двое могут сосуществовать вместе, а они лучшие друзья.

Максим – старательный, заботливый и внимательный мальчик. Он хорошо учится. Нет, он не отличник, но разбирается во всех предметах. Любимый его школьный урок – химия. Ему нравится проводить всевозможные эксперименты. Его увлекает что-то новое и ранее неизвестное. Максу нравится совмещать, казалось бы, несовместимые элементы. Что же касается Олега – это настоящий сорвиголова. Конечно, его любимый урок – это физкультура. А где же еще можно носиться сломя голову, как не на этом уроке. Его совершенно не интересует наука, он постоянно попадает в какие-то переделки. Олег – настоящее недоразумение. Если говорить о его успеваемости, то учеба его вовсе не интересует. Он хочет стать спортсменом и считает, что спортсмену ничего кроме спорта знать и уметь не нужно.

Хоть они и совершенно не похожи между собой, но они прекрасно дополняют друг друга. Если у Олега что-то не выходит с уроками, Макс всегда придет ему на помощь, подскажет и объяснит. Если же у Максима случается какая-то проблема, где нужно использовать физическую силу, то Олег тут как тут. Они никогда не оставят друг друга в беде, всегда придут на помощь и будут вместе до конца, что бы не случилось.

Многие одноклассники восхищаются ими и их взаимоотношениями, ведь так дружить могут единицы. И действительно странно, как люди с такими разными характерами и взглядами на жизнь, могут так тесно общаться.

Мне кажется, они свою дружбу пронесут через всю жизнь, и будут учить своих детей тому же. Ведь в наше время так мало чего-то искреннего и по истине, настоящего. Они заслуживают уважения.

Мне бы тоже хотелось иметь такого друга, который в любой момент придет на помощь, которому нужна будет моя поддержка и он примет ее.

Все люди разные, но мы должны научиться находить общий язык со всеми.

8 класс, упр 264

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика двух одноклассников, друзей

Популярные сегодня темы

Начнем с того, что разберемся кто такой Григорий Александрович Печорин. Григорий Александрович является главным персонажем

В великолепном произведении, написанным замечательным писателем Лесковым под названием «Левша», рассказывается о жизни главного персонажа, который представляет собирательный образ всего русского народа.

Главными героями комедии Гоголя «Ревизор» являются городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский и Иван Хлестаков, которого по ошибке принимают за ревизора. Эти герои очень похожи, но также имеют и принципиальные отличии.

Читайте также:  Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных короткий

В данной конфликтной ситуации Хлестаков показан как персонаж, роль которого в ней достаточно большая. Можно сказать о том, что данный герой представляет из себя собирательный образ тех людей

Серия сказок Салтыкова-Щедрина создавалась на протяжении 18 лет и состоит из 32 произведений. Как итог его творчества, сказки наполнены особой сатирой, противостоящей общественному злу.

Источник

Сочинение на тему сравнительная характеристика двух друзей

1. Темперамент
2. Интересы, увлечения
3. Что не любят твои друзья
4. Отношение к учебе
5. Отношение к тебе

Пусть будет Максим и Денис

В нашем классе учится много ребят, и я долго думал, кого же я буду сравнивать в своем сочинении. Каждый чем-то выделяется, что-то умеет лучше, чем остальные, и хочется написать про всех сразу. Но я свой выбор остановил на Максиме и Денисе. Они лучшие друзья и сидят за одной партой.

Максима в нашем классе все уважают, он очень хорошо учится, знает много всего интересного и даже то, что мы по школьной программе не проходили вообще. Максим умный мальчик, он часто участвует в различных олимпиадах и конкурсах по многим предметам. Например, в олимпиаде по математике он не раз становился победителем, не только в нашей школе, но и в районе. На Максима можно положиться в любой ситуации, он всегда всем поможет с домашним заданием или объяснит что-то непонятное. Причем списывать он дает, он будет объяснять до тех пор, пока ты сам не поймешь и не решишь пример или задачку.

Денис – лучший друг Максима. Он учится не так хорошо, как Денис, но зато в спорте он лучший в нашем классе. Дениса всегда берут на соревнования по легкой атлетике, он не раз защищал честь школы на районных и областных соревнования, где был награжден почетными грамотами и медалями. Денис и весь наш класс призывает заниматься спортом, он говорит, что это важно для здоровья. В будущем Денис хочет стать спортсменом или учителем физкультуры.

Вот такие ребята учатся в нашем классе. Их все уважают и берут с них пример. Они – гордость не только нашего класса, но и школы. Они такие разные – один любит математику, другой – спорт, Максим по характеру спокойный и рассудительный, а Денис – очень активный, но, тем не менее, они лучшие друзья. Я думаю, что их дружба с годами будет только крепче.

Пусть будет Максим и Денис

В нашем классе учится много ребят, и я долго думал, кого же я буду сравнивать в своем сочинении. Каждый чем-то выделяется, что-то умеет лучше, чем остальные, и хочется написать про всех сразу. Но я свой выбор остановил на Максиме и Денисе. Они лучшие друзья и сидят за одной партой.

Максима в нашем классе все уважают, он очень хорошо учится, знает много всего интересного и даже то, что мы по школьной программе не проходили вообще. Максим умный мальчик, он часто участвует в различных олимпиадах и конкурсах по многим предметам. Например, в олимпиаде по математике он не раз становился победителем, не только в нашей школе, но и в районе. На Максима можно положиться в любой ситуации, он всегда всем поможет с домашним заданием или объяснит что-то непонятное. Причем списывать он дает, он будет объяснять до тех пор, пока ты сам не поймешь и не решишь пример или задачку.

Денис – лучший друг Максима. Он учится не так хорошо, как Денис, но зато в спорте он лучший в нашем классе. Дениса всегда берут на соревнования по легкой атлетике, он не раз защищал честь школы на районных и областных соревнования, где был награжден почетными грамотами и медалями. Денис и весь наш класс призывает заниматься спортом, он говорит, что это важно для здоровья. В будущем Денис хочет стать спортсменом или учителем физкультуры.

Вот такие ребята учатся в нашем классе. Их все уважают и берут с них пример. Они – гордость не только нашего класса, но и школы. Они такие разные – один любит математику, другой – спорт, Максим по характеру спокойный и рассудительный, а Денис – очень активный, но, тем не менее, они лучшие друзья. Я думаю, что их дружба с годами будет только крепче

усть будет Максим и Денис

В нашем классе учится много ребят, и я долго думал, кого же я буду сравнивать в своем сочинении. Каждый чем-то выделяется, что-то умеет лучше, чем остальные, и хочется написать про всех сразу. Но я свой выбор остановил на Максиме и Денисе. Они лучшие друзья и сидят за одной партой.

Максима в нашем классе все уважают, он очень хорошо учится, знает много всего интересного и даже то, что мы по школьной программе не проходили вообще. Максим умный мальчик, он часто участвует в различных олимпиадах и конкурсах по многим предметам. Например, в олимпиаде по математике он не раз становился победителем, не только в нашей школе, но и в районе. На Максима можно положиться в любой ситуации, он всегда всем поможет с домашним заданием или объяснит что-то непонятное. Причем списывать он дает, он будет объяснять до тех пор, пока ты сам не поймешь и не решишь пример или задачку.

Денис – лучший друг Максима. Он учится не так хорошо, как Денис, но зато в спорте он лучший в нашем классе. Дениса всегда берут на соревнования по легкой атлетике, он не раз защищал честь школы на районных и областных соревнования, где был награжден почетными грамотами и медалями. Денис и весь наш класс призывает заниматься спортом, он говорит, что это важно для здоровья. В будущем Денис хочет стать спортсменом или учителем физкультуры.

Вот такие ребята учатся в нашем классе. Их все уважают и берут с них пример. Они – гордость не только нашего класса, но и школы. Они такие разные – один любит математику, другой – спорт, Максим по характеру спокойный и рассудительный, а Денис – очень активный, но, тем не менее, они лучшие друзья. Я думаю, что их дружба с годами будет только крепче.

Источник

Сравнительная характеристика двух друзей сочинение 8 класс

Говоря о моих друзьях, нельзя не выделить двух самых близких – Виктора и Андрея. Мы познакомились с ними в разное время, при разных обстоятельствах, но всё-таки смогли стать той самой нерушимой троицей, о которых так любят мечтать.

Это удивительно, но каждый из нас абсолютно не похож на другого. Наши вкусы во многом различаются, и лишь иногда бывают некоторые совпадения, за которые можно зацепиться. Увидь нас кто поодиночке, ни за что бы не догадался, как крепка наша дружба.

Даже я, смотря на двух товарищей, не до конца понимаю, как они сошлись. Что Виктор, что Андрей – будто две противоположности.

Первый – высокий брюнет, страстно любящий всё, что связано с музыкой. Я удивлюсь, если вдруг встречу его без наушников, перекинутых через плечо. Второй же – блондин, среднего роста. И уж его-то вы точно не увидите с подобными гаджетами. На мир этот человек смотрит открыто, без преград. И очень любит фотографировать всё, что ему интересно станет. Бывает, откроешь галерею у парня и не можешь понять, что там и откуда.

Но оба фырчат, когда кто-то из них же «заводит свою любимую шарманку». Остаётся лишь неловко посмеяться над этим. Впрочем, на этом их отличия не заканчиваются.

Читайте также:  Сравнение моделей жизненного цикла организации

Не могу не коснуться любви к разным временам года – Виктор, как бы странно это не звучало, порою не лучше мимозы, особенно, когда кутается в свой огромный и страшно любимый шарф. Шутки ради, скажу, что он ничуть не хуже настоящих бабушкиных платков – разверни его, можно укрыться даже вдвоём. Разумеется, зиму он терпеть не может. Возможно, поэтому его так и тянет в жаркие страны?

Андрей, напротив, в холод будто бы оживает. И, в отличие от нашего летнего друга, этот молодой человек страсть как любит зимний спорт. Чуть каток откроют – вот он, стоит, держит свою извечную пару с потупившимися лезвиями. Но летом – беда полная, если рядом нет кондиционера или чего-нибудь холодного и съестного.

А что по книгам? Ну, тут, на удивление, их вкусы в кои-то веки совпали. Оба страсть как любят всякое средневековое, а если уж там ещё и что-то мистическое будет – пиши пропало, пока они всё не прочитают и друг другу не перескажут, никак не успокоятся. Да я и сам-то, признаюсь, такой.

Но, как бы не были велики наши различия, как бы сильно один не любил сладкое, а второй – острое, у нас всегда найдутся темы для разговора. Быстро или не очень, но найдутся. И мы с радостью бежим на совместные прогулки, тратя часы на то, чтобы просто разговаривать друг с другом. Потому что именно это и значит – дружить.

Сравнительная характеристика двух друзей

Несколько интересных сочинений

Месть – это чувство знакомое каждому человеку. Когда тебе сделали больно, причинили физический или моральный вред, так хочется ответить, сделать обидчику в несколько раз больнее. Можно ли оправдать месть?

Милосердие – это когда люди оказывают безвозмездную помощь нуждающимися, обездоленным, претерпевающим какие-либо страдания и лишения, либо просто сопереживают таковым. Тема милосердия широко представлена в мировой литературе

В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.

Каждый человек с рождения наделён разнообразным качествами. Будь-то качества победителя, или человека так называемого

Стива Облонский является второстепенным персонажем романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Тем не менее его образ является чрезвычайно важным для понимания персонажа Анны Карениной.

Источник

Как составляется сравнительная характеристика? Рекомендации

Для того чтобы учитель понимал, насколько школьники освоили произведение, могут выделять основные моменты и делать выводы, необходимо научиться правильно писать сочинение-характеристику на героя. Важно знать, на что обратить внимание в первую очередь, что должно войти в такую работу, а что можно опустить или упомянуть вскользь. Характеристика составляется как на главных литературных героев, так и на второстепенных.

Два типа сравнений

Вы можете либо изучить и подробно рассмотреть каждый объект или героя, дать ему отдельную характеристику, не делая различий и не пытаясь найти сходства, а можете указать на преимущества и недостатки каждого из них, намеренно сравнивая их и сразу анализируя и подводя итоги. Обычно пишущий может самостоятельно выбрать порядок определения сходства и различия.

Вот несколько советов. Всегда выбирайте двух героев или два объекта, которые имеют достаточно оснований для сравнения, чтобы набрать необходимое количество слов в сочинении. Оно должно быть объемом от 350. Требуется как минимум три пункта, по которым вы будете делать сравнение. Не забудьте в начале сочинения сформулировать тезис, который вы будете обосновывать, рассказывая читателю, с какой именно целью вы выбрали героев.

Существует два основных метода сравнения.

1. Дайте сравнительную характеристику герою или предмету отдельно в каждом пункте. Что это значит? Если вы, к примеру, выбрали сочинение по теме «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина», в данном случае можно рассказать сначала об одном герое, а потом о другом и уже в заключении сделать вывод.

2. Но более удобным считается второй метод, где сравниваются герои по пунктам. Имейте в виду, что вы можете сравнивать персонажей и из одной книги, и из разных произведений, если они либо похожи, либо один является прототипом другого.



Это герои одного произведения:

а) они встречаются как противники и идеологи противоположных сторон в одном произведении, как Чацкий и Фамусов; Базаров и Павел Петрович;

б) один из них — герой, другой — его «двойник», пародийный образ, профанирующий идеи героя или показывающий его недостатки в смешном, сниженном виде: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников;

в) они не противники, а скорее друзья, и до определенной степени близкие друг другу люди, но между ними несомненно должно обнаружиться различие (в чем оно состоит и чем объясняется?): Базаров и Аркадий Кирсанов, Онегин и Ленский, Онегин и автор.

Бывают и более сложные случаи

— Обломов и Штольц одновременно могут рассматриваться как случаи (а) и (в);

— Базаров и Павел Петрович, при всей их идеологической противоположности, показаны как люди, психологически близкие (именно поэтому, возможно, они так ожесточенно спорят друг с другом).

Примерный план сочинения

Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?

  1. Внешность героя (речь, одежда, поведение, выражение лица, детали внешности).
  2. Происхождение героя, его социальный статус, образование.
  3. Образ жизни.
  4. Отношения с другими героями.
  5. Любовь и дружба в жизни героев.
  6. Судьба героя (в конце произведения).

Сравнительная характеристика литературных героев

План сравнительной характеристики литературных героев*Учтите, что не всегда можно раскрыть каждый из пунктов данного плана. Если в тексте нет соответствующей информации, отражать пункт в своём сочинении не следует.

. Немного рассказать о произведении, сказать, какие темы в нем поднимаются, подвести к основной части.

2. Основная часть – сопоставление героев.

а) положение героев в системе персонажей – главные или второстепенные;

б) возраст, социальное положение;

в) портрет – анализ описания внешности героев: выделить наиболее значимые детали, проанализировать их (возможно, они помогают лучше понять образ героя); сопоставить внешность героев;

г) речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они и т.п.); пояснить, что может рассказать о героях их речевая манера; сравнить особенности речи героев, сделать выводы;

д) жизненные ценности героев – сравнить (духовные или материальные ценности герой ставит выше; к чему стремится, о чем мечтает, способен ли на подлость ради личной выгоды и т.п.);

е) поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках; сопоставить поведение героев в разных ситуациях;

ж) отношение автора к каждому из героев: в чем выражается, даёт ли автор прямую оценку героям (приводить конкретные примеры) или позволяет читателю самостоятельно делать выводы;

з) сопоставить судьбу героев – кто и чего добился.

Ваше отношение к героям, кто понравился больше, почему.

ИЗБЕГАЙТЕ ОШИБОК И РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЁТОВ

  1. Ошибка: «Григорий Печорин – главный герой романа “Герой нашего времени”». Здесь дважды повторяется слово герой. Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура в романе «Герой нашего времени». Ошибка: Анна Каренина — главная героиня романа «Анна Каренина». Вновь некрасивый повтор. Как исправить: Анна Каренина – героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
  1. Когда вы говорите об отношении автора к герою, не стоит писать: «Плохое». «Хорошее». «Автору герой нравится». Вы должны доказывать свои мысли конкретными примерами. Например, если автору нравится герой, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание герою/ восхищение им – попробуйте поискать такие слова. Может наблюдаться и ирония (лёгкая насмешка). Авторское отношение к герою может быть и двойственным – разумеется, нужно пояснить причины.
  1. Когда вы пишете заключение, следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Выразите свою позицию: как вы относитесь к герою. Не следует писать: «Он мне нравится». «Мне такой герой не симпатичен» — это слишком поверхностно. Вы должны грамотно выразить свою позицию и обосновать ее её, написать, почему вы придерживаетесь такого мнения.
Читайте также:  Сравнение 4 стран по временам года

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)

1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.

2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.

3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.

4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.

6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.

Это герои разных произведений:

а) принадлежат к одному социально-психологическому типу, как Онегин и Печорин. В то же время различия между ними могут быть вызваны разницей во времени (ср. высказывание о Лермонтове: «поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин);

б) на первый взгляд сильно различаются между собой, принадлежат к разным эпохам, возможно, различным социальным группам, имеют непохожие идеологические установки, верования, поступки и т. д., но оказывается, что есть определенное типологическое сходство между ними; например, один образ оказывается развитием другого — более раннего типа — в другой исторической обстановке (это такие темы, как «Печорин и Базаров», «Базаров и «лишние люди», «Обломов и «лишние люди»).

Как можно заметить, в основе сопоставления всегда лежит нехитрая логическая структура: есть общее, но есть и различия, которые объясняются тем-то и тем-то.

Главное — не подать эту мысль прямолинейно, в качестве вступления или вывода. К сожалению, типичен случай, когда абитуриент пишет: «Онегин и Печорин имеют много общего, но есть у них и различия», — и думает, что это «потянет» на тезис сочинения. Такая работа производит впечатление пустой, бессодержательной «отписки». Мы говорим об этой логической структуре как о схеме, «скелете» сочинения, но на него должна быть нанизана живая плоть: ваши рассуждения, аргументация, подкрепленная примерами из текста.

Сопоставление двух произведений

Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.

Детство

Артур в детстве ни в чём не знал отказа, но был лишён общества сверстников, так как отец велел удалить из замка детей слуг, считая, что они плохо будут влиять на сына. Мальчику пришлось играть одному, возможно, поэтому у него сильно развилось воображение.

Ассоль тоже в детстве была лишена общения со сверстниками, так как их родители ненавидели Лонгрена и не разрешали своим детям играть с его дочерью. Ассоль росла, окружённая любовью отца. Он рассказывал ей о снаряжениях парусных кораблей, о морских путешествиях, о суевериях моряков. Поэтому у Ассоль тоже было развито воображение, как и у Грэя.

Приблизительные темы для сопоставления персонажей

  • Человек против природы (за что борется герой и какова его цель?).
  • Индивид против общества (не чувствует ли себя каждый из главных персонажей аутсайдером?).
  • Борьба между добром и злом (на какой стороне герой?).
  • Жизненный путь (какие жестокие уроки получает герой от жизни и как они помогают ему в становлении личности?).

В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.

Происхождение, социальная принадлежность

Артур Грэй родился в богатой, знатной семье. Родители предполагали, что сын займёт достойное место в светском обществе. Отец постоянно был занят государственными делами и делами своих поместий, поэтому с сыном проводил очень мало времени. Мать была светской дамой, но наедине с сыном она становилась простой, доброй мамой, очень любящей его и прощающей ему все проказы.

Семья Ассоль была небогата. Её отец Лонгрен служил матросом и ходил в дальние плавания, а его верная жена Мари, мать Ассоль, ждала его, занимаясь хозяйством. Когда девочке было пять месяцев, её мать умерла, и отец, возвратившись из плавания, рассчитался со службы, чтобы самому растить дочку. Деньги на жизнь он стал зарабатывать, делая игрушечные модели кораблей и лодок.

Сходства и различия Печорина и Вернера

Оба персонажа не поняты обществом, они имеют сходство в необычной внешности, в отношении к женщинам и другим проявлениям жизни. И Печорин, и Вернер имеют эгоистичный характер. Печорин признается, что им нет дела ни до кого другого, кроме себя самих. Именно это мешает героям стать настоящими друзьями. Отношение к дружбе у Печорина и Вернера одинаково: они не способны дружить по-настоящему. Для главного героя взаимоотношения с Вернером – приятельство, которое не способно перерасти в дружбу, потому что дружба предполагает то, что один человек становится рабом другого. А у Печорина не было сил управлять кем-то, помимо себя.

Равнодушное отношение к себе и к собственной жизни, самовлюбленность и эгоизм – вот основные черты и Печорина, и Вернера, доказывающие мысль о том, что Вернер является двойником Печорина и раскрывает характер главного героя в полной мере.

Несмотря на схожесть мировоззрений героев, Печорин пытается найти собственное «я» в мире, Вернер же является своеобразным наблюдателем, не способным менять свое существование. Это различие позволяет увидеть то, что Печорин терзается тем, что не чувствует интерес к жизни. Главный герой старается изменить ситуацию, для чего ищет новых эмоций и приключений.

Мечты Ассоль и Грэя

Сходство этих героев А. С. Грина состоит в том, что они верны своей мечте. Различие лишь в том, что Грэй сам осуществил свою мечту, став капитаном, а Ассоль нужно было только ждать, когда её мечта о принце на корабле с алыми парусами осуществится. За её веру в мечту судьба послала ей того, кто сделал эту мечту явью: Грэй и Ассоль нашли и полюбили друг друга. Встретив Ассоль, Грэй понял простую истину: нужно делать для людей чудеса своими руками. Тогда будет радостно не только человеку, мечта которого исполнилась, но и тому, кто эту мечту сделал для него реальностью. Образы Ассоль и Грэя из повести-феерии А. С. Грина «Алые паруса» стали символами верности мечте.

Источник