Меню

Сочинение сравнение по двум картинами



Сравнительное сочинение по картинам С. И. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” и С. А. Баулина “Храм Покрова на Нерли”

Сравнительное сочинение по картинам

С.И. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” и С.А. Баулина “Храм Покрова на Нерли”

Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году. Исто­рические источники связывают ее возведение с походом влади­мирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом похо­де погиб молодой князь Изяслав.

В память об этих событиях его отец Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.

Этому сюжету посвящены две известные картины – С. И. Ге­расимова “Церковь Покрова на Нерли” и С. А. Баулина “Храм

Вокруг церкви растут деревья, мы наблюдаем великолепную природу, выписан­ную зелеными, синими и желтыми красками. Половину пейза­жа составляет прекрасное голубое небо. Посмотрев на эту карти­ну, мы чувствуем тонкий, прозрачный воздух, легкое дуновение ветерка,

Нам хочется побывать в этом ме­сте и полюбоваться природой.

На картине Баулина мы видим храм в окружении природы. Он трехъярусный (это можно определить по арочным окнам), украшен искусно сделанной лепниной. Храм изображен на фоне чистого неба и заката. Художник использует бледные краски – белую, голубую, серую, бледно-зеленую.

Этот пейзаж создает у нас ощущение того, что наступила осень, холодная и мрачная. В целом картина передает чувство грусти и одиночества.

Обе картины мне очень понравились. Они напоминают нам о великих событиях нашей истории и предстают неотъемлемой частью великой русской культуры.

Related posts:

Описание по картинам С. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” и С. Баулина “Храм…” (Первый вариант)Две картины – картина С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” и полотно С. А. Баулина “Храм Покрова на Нерли” посвящены одной теме – изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое. В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На […].

По картине С. А. Баулина “Церковь Покрова на Нерли”На картине С. А. Баулина перед нами предстает одноглавая церковь, созданная в честь праздника Покрова и названная “Церковь Покрова на Нерли”. Художник показал это сооружение поздним вечером, когда яркие лучи солнца уже не освещают белоснежные стены и единственный золотой купол. Сама церквушка расположена на берегу реки, на небольшом холме. В основе строения лежат пилястры. На […].

Сочинение по картине С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли”Доктор искусствоведения Сергей Васильевич Герасимов еще и известный народный художник и живописец. Всю свою любовь к природе, а именно к пейзажам родным мест он показывал в своих картинах. “Церковь Покрова на Нерли” относится именно к таким произведениям. Построена сама церковь во времена Андрея Боголюбского. В легенде говорится, что князь очень грустил после смерти любимого сына, […].

Сочиненин по картине Баулина Храм Покрова на НерлиЕще одним известным русским художником есть Баулин Сергей Алексеевич. Многие считаю его мастером именно архитектурного пейзажа. На многих своих картинах автор очень талантливо изображает архитектурные стили разных времен. К его удивительным работам относится церковь Покрова, расположена на реке Нерль. Этот храм занимает не последнее место среди святынь России. Небольшая и скромная церквушка построена и названа […].

По картине Баулина храм Покрова на НерлиУ каждого времени свои песни. У каждого времени свои храмы. Образ Мира, который всегда несет в себе храм, менялся вместе с изменениями в человеке и в политической обстановке, в которой он жил. В данной работе я хотела бы проследить за этими изменениями, сравнивая два храма. Выявить их конструктивные сходства и различия. Церковь Покрова на Нерли […].

“Церковь Покрова на Нерли” на картинах С. И. Герасимова и С. А. БаулинаЧАЦКИЙ – герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии – Чадский). Вероятные прототипы образа – ПЯ. Чаадаев (1796-1856) и В. К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. – один из […].

О храме Покрова на Нерли из кн. “Живая Древняя Русь” (Осетров)Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы […].

Помогите написать сочинение на тему: описание храма на нерлеЦерковь Покрова на Нерли – выдающийся мировой памятник владимиро-суздальской школы, шедевр древнерусского белокаменного зодчества. Даты постройки церкви в различных источниках разнятся. Распространенным считается мнение, что церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне во время похода на Булгарское царство. Расположена церковь во Владимирской области, недалеко от […].

Сочинение по картине “церковь”Церковь Покрова на Нерли Если вы видели когда-нибудь церковь, о которой идет речь, наяву, то наверняка согласитесь, что ваши впечатления от увиденного несколько отличаются от впечатлений, которые вы получили в результате просмотра художественного изображения той же церкви С. В. Герасимовым. Секрет прост. Вы, глядя на церковь, испытываете чувства, которые являются только вашими. Художник тоже чувствует […].

Сочинение по картине А. М. Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы”А. М. Герасимов очень любил писать на­тюрморты на протяжении всей своей творче­ской жизни. Главные герои “тихой натуры” этого художника – цветы. Букеты в натюр­мортах Герасимова всегда составлены элегант­но, с большим вкусом и пониманием прелести каждого вида растений. Он стремился к выде­лению, иногда контрастом, той или иной груп­пы цветов. Особенно ему удавалось сочетание светлых тонов ромашек […].

Сочинение на тему: ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГОХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО Покровркий собор, “что на рву”, или храм Василия Блажен­ного, – это выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в середине XVI века гениальными русскими зод­чими Бармой и Постником по царскому указу Ивана Грозного, который решил воздвигнуть этот собор в память взятия Каза­ни и Астрахани. В ярких красках храма и его величественной архитектуре […].

Сочинение по картине Герасимова “После дождя”Когда я смотрю на картину великого русского художника Герасимова Александр Михайловича “После дождя”, я понимаю, что передо мною шедевр. На душе возникает странное чувство гармонии с живописным пейзажем, изображенным на ней. Как же красиво и прекрасно после дождя! Природа кажется освеженной, чистой, уютной. Она манит на свои просторы, радует глаз. При этом нет ни малейшего […].

Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “Дары осени”Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “Дары осени” Описание темы: Осенний натюрморт в картине Герасимова “Дары осени”. Яблоки в тарелке, два наполовину опустошенных подсолнечника, ваза с кустами рябины – все это подарки, которые преподносит нам осень. Роскошный рябиновый акцент в картине Герасимова “Дары осени”. Картина Александра Герасимова “Дары осени” – типичный натюрморт. Один из популярных […].

Храм Василия БлаженногоПокровркий собор, “что на рву”, или храм Василия Блаженного, – это выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в середине XVI века гениальными русскими зодчими Бармой и Постником по царскому указу Ивана Грозного, который решил воздвигнуть этот собор в память взятия Казани и Астрахани. В ярких красках храма и его величественной архитектуре отразилась идея победного […].

Анализ по картине А. М. Герасимова “После дождя”На картине А. М. Герасимова “После дождя” мы видим летний сад и часть террасы. Кругом влажный блеск всей террасы и неяркий солнечный свет. В центре стоит круглый стол на резных ножках, а на нем сияет ароматный букет цветов в кувшине. Часть террасы смоделирована беседкой. Пол беседки, скамейка, перила и даже стол – все блестят мокрым […].

Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “После дождя”Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “После дождя”. “Мокрый” эффект в картине Герасимова “После дождя”. Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова “После дождя”. Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди – […].

Как писать сочинение по картинам в начальной школеЧрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны […].

Сочинение по картине Т. Назаренко “Церковь Вознесения на улице Неждановой”План: 1. Биографическая справка о художнике. 2. Сказание о Вознесении. 3. Композиция картины. …Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мат. 28:20 “И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь”. […].

Описание картины А. Герасимова “После дождя” (“Мокрая терраса”)Чистота, свежесть, жизнеутверждение в при­роде и в душе художника – чувства, которые пе­редает картина “После дождя” А. М. Герасимова. Созерцание этого полотна не может не породить в нашей душе ощущение бодрящей новизны, ведь омытый дождем привычный окружающий мир неизменно заставляет нас по-новому взглянуть на будничные вещи, и этот новый взгляд не только приносит открытие удивительного […].

Сочинение по картине Герасимова После дождя (мокрая терраса)Глядя на картину Герасимова “После дождя”, чувствуется запах свежего летнего ливня, слышатся удары капель о листья деревьев. Вся терраса залита светом и необыкновенной чистотой омытой дождем природы. Отражения предметов в дождевой воде придает картине особую атмосферу загадочности, романтики и уюта. Так хочется остаться на этой террасе, погрузившись в эту обстановку безмятежности, вдыхать свежий воздух и […].

Сочинения по картинам Серов В. “Девочка с персиками”Сочинение по картине В. Серова “Девочка с персиками” – это образец классического Сочинения по картине, включающего в себя историю создания, сведения о прототипах и собственно описание полотна. В. Серову удалось воплотить в “Девочке с персиками” свежесть юности, очарование непосредственности. Сочинение по картине В. Серова “Девочка с персиками” доказывает, что истинное искусство вечно и не поддается […].

Сочинение по картине А. М. Герасимова “Дары осени”Это произведение Герасимова я бы отнесла к жанру натюрморт. На картине изображены фрукты на тарелке, а также в вазе с прозрачным стеклом стоит букет из рябиновых веток, увешанный яркими гроздями рябины, и два подсолнуха. Все эти продукты могут означать, что наступила осень. Свет что поступает из окна и пробивается сквозь гроздья рябины. Дали художнику возможность […].

Сочинение на тему: “Церковь Вознесения в Москве”Татьяна Григорьевна Назаренко – российская художница, написала замечательную картину “Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве”, которая была закончена в 1988 году. Мы и сегодня можем увидеть эту церковь в Москве такой, как ее изобразила художница. Именно это место называется божьим домом. Здание, в котором проходит богослужение. Церковь – специфическое для христианства понятие мистического сообщества […].

Читайте также:  Сравнить уаз патриот нового

Описание картины Т. Назаренко “Церковь Вознесения на улице Неждановой”Татьяна Григорьевна Назаренко – известная художница 50-70-х гг. прошлого века. Основные жанры ее работ – натюрморты, пейзажи и истори­ческие картины. Многие исследователи ее творчес­тва отмечают в ее произведениях эмоциональную сдержанность, лаконичность, философскую на­правленность и метафоричность сюжетов. Многие ее работы – такие как “Казнь народовольцев”, “Василиса Кожина”, находятся в Третьяковской галерее. Однако большую художественную цен­ность имеют […].

Сочинение по картине А. М. Герасимова “Полдень. Теплый дождь”Кто-то любит грозу, особенно если она в мае. И готов посвящать этой теме и стихи, и картины. Так, А. М. Герасимов решил порадовать своих неизменных почитателей. Как много эмоций и чувств рождается у меня, когда смотрю на картину “Полдень. Теплый дождь”! Что изображено на ней? Как это все помогает почувствовать себя на месте великого художника? […].

Описание по картине Назаренко “Церковь Вознесения на улице Неждановой”Передо мной репродукция прекрасной картины художницы Татьяны Григорьевны Назаренко “Церковь Вознесения на улице Неждановой”. Это произведение поразило и очень заинтересовало меня. Художница выбрала очень необычную точку обзора для того, чтобы написать эту картину. Этот ракурс необычен тем, что купол церкви находится на уровне глаз зрителя, создавая этим некое ощущение полета. Вероятно, Татьяна Григорьевна написала этот […].

Сочинение на тему: ХРАМ-ПАМЯТНИК ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕКОМУ-ТО ЧЕРНЫЙ ГЛАЗ СЛЕПИЛИ (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ: ХРАМ-ПАМЯТНИК ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ) Церковь на Руси всегда была чем-то большим, чем про­сто культовое здание. Во внешнем облике православных храмов не было ничего случайного, и каждая деталь име­ла особый символический смысл. И возведение церквей на Руси также имело свои осо­бенности. Часто храмы возводились в ознаменование важ­ных исторических событий. Поэтому […].

Сочинение по картине Герасимова Дары осениАлександр Михайлович Герасимов – одна из самых значительных фигур советской живописи. За свою долгую жизнь (прожил он 81 год), художник написал более трех тысяч картин. Среди них натюрморты, портреты, пейзажи, эпические полотна. Прославился он так же и как архитектор. О глубочайшем признании таланта Герасимова красноречиво говорят его многочисленные награды. Среди них одни из самых высоких […].

Твір: опис картини А. М. Герасимова “Дарунки осіни”Твір: опис картини А. М. Герасимова “Дарунки осіни” Опис теми: Осінній натюрморт у картині Герасимова “Дарунки осіни”. Яблука в тарілці, два наполовину спустошених соняшники, ваза з кущами горобини – все це подарунки, які підносить нам осінь Розкішний горобиновий акцент у картині Герасимова “Дарунки осіни”. Картина Олександра Герасимова “Дарунки осіни” – типовий натюрморт. Один з популярних […].

По картине Герасимова “После дождя”Передо мной картина А. Герасимова “После дождя”. На переднем плане мы видим залитую дождем террасу. С краю террасы стоит круглый лакированный стол на изогнутых ножках. В центре стола расположена стеклянная ваза с садовыми цветами разных оттенков: белых, розовых и красных. Рядом с вазой лежит стакан. Возможно, он упал от сильного ветра или струй дождя. Порывы […].

Сочинение по картинам: ОСЕНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕВИТАНАОСЕНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕВИТАНА Чем ближе к зрелости, тем чаще мысли Левитана обраща­лись к осени. Правда, Левитан написал несколько превосход­ных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень. Левитан так же, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого доброго и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, […].

Сочиненин по картине Герасимова “Полдень. Теплый дождь”Кто-то любит грозу, особенно если она в мае. И готов посвящать этой теме и стихи, и картины. Так, Герасимов решил порадовать своих неизменных почитателей. Как много эмоций и чувств рождается у меня, когда смотрю на картину “Полдень. Теплый дождь”! Что изображено на ней? Как это все помогает почувствовать себя на месте великого художника? Дождь всегда […].

Конспект урока по ОРКСЭ “Православный храм”Урок ОРКСЭ “Православный храм” Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием “православный храм”. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, […].

Введение в храм Пресвятой БогородицыДавным-давно это было. Маленькую девочку Марию родители привели в Иерусалимский храм. Это означало объяснить ребенку, что такое храм, кто такой Бог, соединить ее жизнь с Его светлым именем. Так Мария впервые побывала в священной глубине храма, и даже не знала, что именно она, когда вырастет, станет матерью Иисуса Христа. Служба священника потрясла маленькую девочку, и […].

Сочинение по картине А. М. Герасимова “После дождя”Что может быть прекраснее летним днем, как не свежесть, которую принес дождь. Она витает в особом запахе воздуха, в четко прорисованных картинках окружающей природы, в невероятно радостных трелях птиц. Герасимов А. М. явно любил эти моменты, которые дарят большую полноту чувствам человека, расширяя их диапазон. “После дождя” – это картина, позволяющая в любое время года […].

Описание природы по картинам Шишкина и ЛевитанаЛюбите живопись, поэты! Лишь ей единственной дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно! Н. Заболоцкий Любите живопись… По-моему, поэт Николай Заболоцкий обращается не столько к поэтам, сколько к нам, обычным людям. Ибо на этой бренной земле есть только два мира, где душа отдыхает от всяческих тревог, оживает, обогащается, обретает крылья. Это музыка и живопись. Живописные […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Воздушный храм”Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. “Жизни податель”, дневное светило “ласкает” нежные цветы, но если “захочет”, может с легкостью разжечь степной пожар, став источником “страшного сжигающего света”. Величественный образ близок к божественному началу. Автор, пишущий “Солнце” с заглавной буквы, называет его “бессмертным” и […].

Описание по картине А. Герасимова “После дождя” (“Мокрая терраса”)Александр Михайлович Герасимов – известный советский Художник, работы которого относятся к направлениям реализм и соцреализм. Многие из его картин – пейзажей, натюрмортов, портретов, относящихся к названным направлениям, – поражают своей живостью и красочностью. Пейзажи Герасимова с виду просты, но в каждой работе можно найти что-либо, что затронет душу, вызовет всплеск эмоций, надолго запомнится. Однако его […].

Сочиненин по картине Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы”Я считаю, что художника Герасимова, можно назвать одним из талантливых. Мое внимание привлекла картина ” Натюрморт. Полевые цветы”, на которой изображены в разной форме вазах букеты, собранные из цветов, которые собирали на полях. Зеркало на заднем плане, как бы увеличивает пространство комнаты, отражая предметы, и цветов становится в два раза больше. Я люблю полевые цветы, […].

Твір: опис картини А. М. Герасимова “Після дощу”Твір: опис картини А. М. Герасимова “Після дощу” “Мокрий” ефект у картині Герасимова “Після дощу”. Давайте разом подивимося на картину Олександра Герасимова “Після дощу”. Що це? Жанрова сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Ця картина містить у собі елементи різних жанрів і тим цікава. Ми бачимо терасу, на якій, може, лише година назад сиділи люди – […].

Источник

Сравнительный анализ картин

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Факультет экранных искусств

Реферат по дициплине «История зарубежного изобразительного искусства»

Сравнительный анализ двух картин

Вакх» Питера Пауля Рубенса (1638- 1640) и

«Вакх» Микеладжело Меризи да Караваджо (1596)

студентка 454 гр.

Инвентарная карточка. 5

«Вакх» Караваджо. 8

Сравнительный анализ картин. 10

Список использованной литературы. 18

Введение

Данная работа была написана для того, чтобы изучить тему живописи периода, который исследуется, а также как эта тема может быть рассмотрена с разных ракурсов. Это, например, время, в которое были написаны картины, тем самым можно задать вопрос о стилях, которые развивались или, проще говоря, показать влияние на картины.

Была использована различная литература для изученияпроизведений. Были проанализированы не только источники, описывающие живописные приёмы картин, но и те, где можно понять, почему в таком стиле написаны, а точнее, факторы, раскрывающие суть написания картин в том виде, в котором имеем.

Для удобства текст был разделен на 2 части – на сравнение картины «Вакх» Рубенса и «Вакха» Караваджо. Таким образом, можно противопоставить точки зрения.

1.Провести образно-стилистический анализ картин.

2. Ознакомится с научными публикациями, статьями по теме, связанных с картиной и творчеством художников.

3. Сравнитьмежду собой данные картины, выявить сходства, различия и свойственные только этим произведениям основные черты.

4. Выяснить, что нового делают художники, чтобы продвинуться в развитии своего собственного творчества.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу картин, стоит остановиться и разобрать вкратце творческую биографию художников, выявить отличительные творческие манеры.

Так, Караваджо при жизни прославился дерзким, вспыльчивым, резким, а порой и довольно грубым характером, что уже в достаточно юном возрасте и так до конца жизни приводило мастера к постоянным скандалам, сплетням,не раз его за жизнь садили в тюрьму. Возможно, это в какой- то мере отразилось и в его подходе к живописи, а именно в новаторском, смелом мышлении. Ему во многом были чужды маньеризм и академизм, господствоваавшие в то время В Италии, откуда он был родом, но в то же время он был одним из первых, кто довёл до логического конца в своём творчестве технику кьяроскуро- приём контраста света и тени, который изначально использовали в типографии. Также он был одним из первых сподвижников реалистического направления, что также имело мало места быть в то время в его стране. Картина «Вакх» приходится на первый этап его творчества и одной из первых дошедших до нас картин, хотя до этого художник уже писал картину на ту же тематику.

Что касается Рубенса, он был не таким безбашенным, ярым, опирающимся сугубо на свои принципы художником и человеком в целом. Он, в отличие от первого, не стеснялся обращаться к творчеству мастеров, которые жили и творили до него, такие, например как Тициан или Брейгель, в творческих чертах которого он позаимствовал реализм. Это, наверное, ещё немногое из того, что есть общего между Рубенсом и Караваджо, помимо караваджизма.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Его картина «Вакх» относится к заключительному периоду в его жизни и творчестве. Он также, как и Вакх написал схожие по тематике полотна.
Дионис — бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «В» еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Читайте также:  Сравнение географического положения россии канады китая

Инвентарная карточка

1) Автор: Питер Пауль Рубенс

2) Название работы: Вакх

3) Годы создания: 1638- 1640

4) Материал: масло, холст(перенесено с дерева)

5) Техника: живопись

6) Размеры: 191x 161 см

7) Авторские подписи:

8) Надписи: отсутствуют

9) Варианты: «Вакханалия» (1615)

1) Автор: Микеланджело Меризи да Караваджо

2) Название работы: Вакх

3) Годы создания: 1595-1596

4) Материал: масло, холст

5) Техника: живопись

6) Размеры: 95 x 85 см

7) Авторские подписи:

8) Надписи: отсутствуют

9) Варианты: «Больной Вакх» (1593)

Вакх» Рубенса

Принято говорить, что Рубенс населил Царствие Небесное жителями Олимпа. Это неточно. Рубенс населил и христианский рай, и Олимп, и даже современность существами собственного изобретения, вернее, какими-то вечно радостными, мощными, веселыми, но, главное, живыми олицетворениями своей расы, своей культуры. То, что робко в фонах картин пробивалось в произведениях его предшественников: радость бытия, благословение плоти, стало петь в его искусстве столь оглушительные гимны, что для людей нервных и деликатных, коими изобилует наше время, это даже тягостно.

Рубенса нужно или всего принять, или всего оставить. А принять его необходимо, ибо не было волшебника красок более чарующего, не было виртуоза более умелого, фантаста более изобретательного, нежели он. И не было художника или поэта, который бы так грандиозно и убедительно воспевал низменные (но подлинные) радости животной чувственности и сладкой насыщенности. Рубенсу принадлежит слово как адвокату всякого сладострастия, всякой похоти, всего плотского, плодящегося. В истории культуры этот фламандец говорит такие же веские слова о плоти, какие гений Италии и Франции говорит о душе. Для тех же, от кого эти вопросы далеки, Рубенс должен быть дорог просто как источник чудесных художественных наслаждений.

Вот почему непосвященным стоит оставить в картины стороне религиозные, напыщенные, отталкивающие своим “велеречием” картины мастера (хотя и в них есть прекрасные вдохновенные куски) и сразу обратиться к тем его произведениям, которые без лжи и притворства, вне хитростей иезуитов и ложного пафоса барокко рисуют нам Рубенса во всем его огненном творчестве, его искренность, его неувядаемую радость жизни, его дивный дар красок. Сюда принадлежат портреты, пейзажи, декоративные композиции и, наконец, несколько мифологических картин той особой рубенсовской мифологии, которая не имеет ничего общего с мифологией древних

Разумеется, Бахус”Рубенса — не таинственный бог пьянения, не эллинский Дионис, а жирный антверпенский бюргер, раздевшийся под пьяную руку и пирующий с друзьями и подругами.

Но картина Рубенса в целом все же “божественного порядка”. Ее золотистость, сочность выходят за пределы обыденности, ее внушительные формы врезаются в память и живут в ней. Это тривиальная, но и гениальная речь. Если здесь и не божество вина, то здесь апофеоз самого пьянства. Настроение “моря по колено”, абсолютной разнузданности передано в каком-то грандиозном преувеличении. В глазах Бахуса светится что-то царственное. Он себя чувствует повелителем, пределом могущества и счастья, и Рубенс, сохраняя тонкую иронию, все же сочувствует этой иллюзии. “Бахус” —песня во славу чревоугодия и плотолюбия, пьянства и сладострастия.

В создании образа античного бога виноградарства и виноделия Рубенс опирался на художественную традицию Северной Европы, которой тип Вакха в виде растолстевшего гуляки был издавна знаком. Прообразом для головы Вакха послужил мраморный бюст римского императора Вителлия, за которым в сознании потомков утвердилась слава пьяницы и обжоры. По свидетельству племянника Рубенса, «Вакх» был написан не по заказу и до конца жизни художника находился в его мастерской

Вакх» Караваджо

Картина «Вакх» была написана Микеладжело Меризи да Караваджо приблизительно в 1596 году- ближе к концужизни живописца.

Данное полотно относится к портрету на античный, мифологический сюжет, но не лишённое итальянского народного колорита.

На картине изображён Дионис, он же Бахус и Вакх. В отличие от классического образа молодого подтянунутого, стройного, пышущего редкой красотой юноши, зрелого мужчины или полного, расплывшегося молодого человека, часто встречаемого на полотнах времён Возрождения, здесь он представлен пышным, но не излишне толстым и плотным. Он написан в достаточно каноничных для художника стиле, стилизации и манере письма. Это проявляется, прежде всего, в несколько заплывшей фигуре, всё более растекающейся к тазу тела, складками толстой кожи, свисающей почти как драпировка в натюрморте, объёмностью, почти вылепленостью рельефах на туловище. Очень важно отметить и присущий персонажам произведений Караваджо, этот томный, манящий к себе и откровенно эротичный взгляд юноши. И несмотря на то, формально это портрет древнегреческого и древнеримского бога вина, в нём явно присутствуют черты земного человека и всего земного, материального. Это видно и во всей его тяжеловесности фигуры, лишённой суетливости, в коже, переливающейся многочисленными оттенками и бликами, а под его ногтями можно увидеть грязь и в этом мы выявляем в нём простолюдина, позировавшего для мастера. В его чертах лица, тёмных, больших глазах, чёрных бровях и кучерявых волосах мы узнаём типичного итальянца. Но эта «приземлённость» образа прослеживается не только на теле юноши, но и в предметах и обстановке, окружающих мальчика. Его большой, величественный венок из широких виноградных листьев, массивных гроздей винограда отсылает нас как к античности, так и к Италии как таковой. Возле него стоит стеклянный кувшин с вином, а руках у него большой стуклянный бокал также наполненный вином, которые тоже являются неотделимыми атрибутами Вакха, но их форма и состав, из которого они сделаны снова имеет отсылку на реалии и обстановку, в которых жил Караваджо. Тело молодого бога прикрыывает большая белая тога, но в данном случае, её роль здесь весьма посредственна и второстепенна, она не имеет никакой смысловой нагрузки, особого символического значения в ней также нет, кроме как весьма условной атрибутики. На столе лежат большие, но перезревшие фрукты, которые уже стали постепенно гнить: яблоки, груши, виноград белый и чёрный, разломанный гранат. Вся эта фруктовая композиция окружена листьями винограда. Сам натюрморт как бы дополняет и разъясняет образ Вакха- молодого, но уже достигшего пика цветения молодости и скоро эта молодость начнёт вянуть- показан момент перехода от молодости к зрелости возрастной и мировоззренческой. Фон картины прописан тёмно- коричневыми тонами, что создаёт особую камерную, интимную обстановку. В этом присутствует своя атмосфера уединения и уюта, как будто присутствуем в этом помещении только мы и Вакх. Традиция писать подобные фоны в коричневых тонах для камерных портретов стала одной из главных особенностей изобразительного искусства эпохи Возрождения и барокко.

Сравнительный анализ картин

Картины Рубенса и Караваджо относятся к античному жанру и написаны они формально на мифологическую тематику, и посвящены одному и тому же персонажу- Вакху. Несмотря на то, что полотна посвящены мифологической тематике, всё же доминирующей составляющей в обоих картинах стал портретный жанр- здесь важно для художников было не сколько иллюстрирование персонажа, сколько интерес к изображаемой натуре,особенностям черт портретируемого, его внутреннего мира и характеристик, присущих только ему.

Картины во многом схожи в передаче своей натуры, образа в целом, а также по своим изобразительным средствам, но в целом, они имеют ряд отличий. Если «Вакх» Караваджо это чисто портрет с присущими для этого художника его новаторскими приёмами в использовании света и тени, харатерными «вылепленностью» и пышностью тел, то у «Вакха» Рубенса, это, всё-таки, не хоть и портрет в полный рост, но в нём присутствует многофигурная завершённая композиция, есть своя небольшая разыгрываемая сценка из мифологических персонажей. Несмотря на уже тогда зародившиеся приёмы караваджизма, художник в своей картине был больше привержен к классическим традициям барокко. Также, что характерно для художников фламандской школы, эта картина полна различных образов и аллегорий, некий подтекст, который вносит необходимость к картине не совсем прямо и однозначно.

Таким образом, можно сказать, что у данных произведений есть достаточно различий, но также и много общего, в связи создаётся необходимость более подробного и конкретного анализа этих двух картин.

Обе картины относятся к портретному жанру. И одной, и на другой присутствует Вакх как центральный персонаж. Следовательно, можно судить о том, что их композиции центричны.

На картине «Вакх» Рубенса мы видим Восседающего на своём минианюрном троне. Можно условно выделить три плана в картине: ближний, средний и дальний. На первоим плане представлен кусочек земли, лежащая кошка с лозой винограда и сатирёнок, на общем представлена основная многофигурная композиция из Вакха и его свиты, на дальнем- деревья и весь остальной фон с природой позади персонажей. Вакха со всех сторон окружают его преданные спутники: вакханки, сатиры и сатирята, а на земле в ногах Вакха лежит большая дикая кошка. Композиция очень динамична, за счёт подвижных фигур в самых разных позах, направлений голов и взглядов. Каждая фигура неповторима и не имеет одинаковых сгибов линий или углов. Внимание зрителя плавно переходит с одного объекта на другой, что позволяет сделать вывод, что эта композиция также круговая. Особую глубину и пространность картине придаёт тёмная, почти чёрная листва на ветвях деревьев позади фигур, тёмно- синий цвет неба позади листьев. В левом нижнем углу виднеется яркий зелёный пейзаж на холмах вдали, ближек линии горизонта, а на передем плане почти вся земля под ногами героев остаётся в почти чёрной тени, не считая небольшого светлого кусочка земли на переднем плане перед Вакхом и его свитой. Это также даёт дополнительные объём и пространство произведению.

Что касается картины «Вакх» Караваджо, то в композиционном плане она разительно отличается от первой. Здесь нет сложной многофигурной композиции. Это поясной портрет где присутствует только один Вакх, он же единственная центральная фигура в ней. На картине в качестве переднего плана выступает стол с корзинкой фруктов и кувшином с вином- самая светлая, яркая и контрастная часть картины. На среднем плане представлен Вакх с прозрачной большой чашей вина в руках. Большая белая тога на его теле отчасти выступает как свисающая светлая рапировка за корзиной фруктов как в натюрморте, который именно этот художник сделал отдельным независимым жанром в живописи. Но вернёмся к одеянию юного бога. Также эта большая ткань на юноше служит и плавным переходом, пересечением первого и второго планов, особенно в том месте, где ткань лежит на подушке и почти сливается с почти белой, светло- бежевого оттенка поверхностью стола. Очень условным, но всё же существующим является дальний план в виде условного тёмно- коричневого фона в разных оттенках. На этом виднеется тень, падающая от фигуры юноши. Этот фон выступает и в роли пространства и объёма, а также не будь этого тёмного фона позади фигуры, то совсем по- иному, не так чётко и не так выразительно бы смотелось светлое, но почти вылепленное из множества светлых оттенков тело Вакха, что также является характерной живописной чертой мастера- игра контрастов света и тени, светлых и тёмных цветов и оттенков.

Точка зрения, угол обзора

Точка зрения в обоих случаях взята примерно на уровне глаза взрослого человека, если бы он присутствовал на переднем плане картин. Хотя нужно отметить существенные нюансы. В случае с «Вакхом» Караваджо, зритель как бы «сидит» за столом Вакха, точка зрения, уровень глаз, взгляда в данном случае находится примерно на одной линии взгляда с юношей. Что касается «Вакха» Рубенса, то здесь взгляд зрителя несколько ниже уровня взгляда Вакха и его окружение. Смотрящий как бы находится несколько ниже по положению в пространстве, Вакх в данном случае находится несколько выше, как на земной возвышенности, наш зритель будто смотрит снизу вверх на этот «холм», находящийся в некотором расстоянии от него.

Читайте также:  Таблица сравнения форм адвокатских образований

Как было ранее сказано, на картине Рубенса мы видим сложную многофигурную композицию из пяти человек и одной кошки. Вместе они образуют единый ритм и заставляют смотрящего переключать внимание с одного объекта на другой в определённой, закономерной последовательности. Вначале мы смотрим на Вакха на его свободную, несколько неуклюжую позу, которую он принял сидя на бочке, затем мы смотрим на поглощающего из огромной вазы сатира. Ещё мы видим вакханку, наливающую из стеклянного кувшина вино в широкую чашу Бахуса- это мы можем увидить и в картине Караваджо, но с той лишь разницей, что на последней картине Вакх- один и один окружён этими аттрибутами. Но в картине Рубенса действие продолжается- вино, которое наливает вакханка богу, проливается вниз из под наполненных краёв его чаши и внизу к этому стекающему вину подлез сатирёнок и стал пить его. Потом наш взгляд переключается на беззастенчиво писающего маленького сатирёнка- своего рода символ олицетворение уже опьяневшего человека, который уже расслабился и в то же время чувствует на себе последствие выпивки.

В этом произведении чётко прослеживаются приёмы из наследия расцвета живописи эпохи Возрождения. Это проявляется и присущей линейности рисунка, в множестве мелких, тщательно прописанных мазках на полотне. Точность передачи лиц сочетается с пышностью, вычурностью, узорчатостью форм и силуэтов, это особенно прослеживается в изображении растительности. Едва ли не каждая веточка, каждый листик пронизан линиями. В изображении персонажей хоть и нет в прямом смысле контуров вокруг них, но они хорошо прослеживаются за счёт игры света, тени и цвета, резких контрастов цветов, форм, линий.

Картина Караваджо же полностью центрична е главный объект наблюдения- Вакх. Но и здесь можно просмотреть динамику действия направления внимания зрителя. Своим интимным, призывающим к сближению взглядом молодой человек протягивает нам стеклянную чашу с вином, предлагая выпить с ним. Потом мы обращаем взгляд на корзину с фруктами и затем на графин с вином.

В отличии от произведения Рубенса, на полотне Караваджо не так выражена линейность, как и не выражен тот аллегоричный язык, готичность, свойственные первому художнику. Караваджо развивал и был верен своему новому, выработанному им канону- караваджизму. А это не только конраст и резкость переходов тонов, это ещё плавная градация красок, чуткость и осторожность в прописаний поверхностей вогнутых и выгнутых форм на теле живых существ, и именно поэтому нельзя назвать письмо мастера хаотичным танцем и множества линий. Поэтому линейность здесь весьма условна, и даже в игре света с тенью трудно найти какое- то чёткое движения линий и, тем более, контуров.

Цвет, свет и колорит

В картине Рубенса доминируют холодные оттенки. Общий тон- наполовину тёмный, наполовину светлый.

Не последнее значение тут имеют игра контрастов, противопоставление цветов, оттенков, света и тени. Здесь яркий тёплый цвет соседствует с тёмными или, наоборот, слишком бледными цветами и оттенками.

Основными большими, центральными бледными пятнами на картине выступают тела Бахуса, вакханки и сатирят. Они смотрятся и приковывывают к себе внимание зрителя, несмотря на то, что, в основном, они прописаны бледно- бежевыми, коричневыми оттенками. Это происходит за счёт динамичных поз фигур, за счёт того, что они выделяютя на тёмном фоне и за счёт вкраплений ярких цветов. Так, справа мы видим пьющего вино сатира, прописанного хоть и в грязных, но в ярко- жёлтых тонах и оттенках. За спинами персонажей располагаются тёмно- зелёные деревья, с оттенками травянистого и изумрудно- зелёных тонов. Также здесь есть и оттенки коричневого в небольшом содержании. На кончиках ветвей и листьев виднеются блики и немного падающего света на них. Но это не так сильно выделяется и не выступает случайным, ярким пятном, потому что за деревьями просматривается тёмно- синее небо. На небе есть облака, но, несмотря на то, что в них присутствуют оттенки белого, то они весьма условны- они, в основном, синие, голубые, светло- голубые, а в левом нижнем углу и вовсе лимонно- жёлтые и небо в том углу также приобрело жёлтые оттенки с фиолетовыми переливами. Пверхность земли, что за персонажами, что перед персонажами имеет зеленоватые, песочные, коричневые оттенки- они также темнее тел, поэтому играют несколько вторую роль в произведении. Даже кошка с лозой винограда в зубах, лежащяя в ногах Бахуса и винная бочка под ним- своего рода трон- в большей части находятся в тени, поэтому они не так сразу и резко притягивают к себе внимания.

Общий колорит на картине Караваджо преймущественно тёплый. Также, как и в случае с первой картиной, почти в равной степени есть как светлые, так и тёмные тона.

И также как и в произведении Рубенса, «центром», ключевым объектом является бледно- бежевое тело тело Вакха, светлых тонов большая ткань, а также скатерть стола, по цветовой гамме очень близкая к материи. Тёмными компонентами выступают тёмно- коричневый фон позади юноши, а также его волосы, чёрный бантик в его руках, вино в чаше, вино в графине на столе. Частично сюда можно отнести и фрукты в корзике, часть которая, находится в тени. Отдельными «пятнами», вкраплениями здесь выступают большой зелёно- красный венок из листьев винограда, фрукты и листья в корзины с освещённой части, где также много светлых тонов зелёного, красного, жёлтого, коричневого.

В отличие от одноимённой картины Рубенса, контраст теней и света, тёмных и светлых цветов куда сильнее просматривается и ощущается. Если в первом случае всё полотно как бы пропитано оттенками коричневого,охры, медово- жёлтого, то у Караваджо цвета «чище», в них куда меньше схожих, и, тем более, переплетающихся между собой цветов и оттенков. Здесь этот контраст невероятно мощный и сильный. Но это не выступает как какая- то абстракция, сильное обобщение, а, наоборот, как б парадоксально не звучало, помогает больше и лучше прочувствовать мелкую детализацию, тонкие переходы оттенков, света и тени. Безусловно, картина написана в тёплых тонах, но они не сугубо коричневые и разительно отличаются между собой.

Характер мазка, поверхности картины

«Вакх» Рубенса. Фактура полотна достаточно гладкая. При этом видны мазки на картине. Они очень неоднородные, местами они размашистые и широкие, местами очень мелкие, которые и не сразу можно заметить. Последних особенно много на объектах, требующих повышенной детализации и чёткости. Ещё одна характерная черта художника- смелые, живые, подвижные мазки, которые можно увидеть и в этой картине. Но поверхность не имеет излишне шероховатого характера со свойственными нанесёёными друг на друга толстыми и объёмными мазками красок.

«Вакх» Караваджо. Фактура полотна, в целом, тоже гладкая. Мазкам характерно плавное движение, без резких углов и вычурных форм и силуэтов. Мазки, как и градация цветов, плавно сменяют друг друга.

Заключение

Подводя итоги, необходимо определить, насколько досконально были даны ответы на поставленные задачи.

Оценивая всю проведённую работу, включающую в себя работу с научной литературой и её перевод, а также самостоятельно выполненный анализ, состоящий из эмпирического и теоретического подходов изучения материала.

Выполняя анализ картины, было определено, что её невозможно оценить и описать по достоинству, т.е. многосторонне, полноценно раскрыв тему, не дав стилистически – смыслового описания вне совокупности жизненных этапов становления художников и живописных тенденций, сыгравших в творчестве. Так была найдена прямая зависимость стиля написания самой картин с тем периодом времени, в течение которых она создавались. Следовательно, можно выделить два отдельных подхода для многогранного изучения темы — это выполнение описания основных сведений, способствовавших появлению картины и поясняющие её сущность, и был дан образно-стилистический анализ, в котором были рассмотрены основные технические приёмы и особенности, применённые художником при написании картины. Таким образом, текст работы был поделён для удобства на две части, каждая из которых рассматривает отдельно поставленные задачи.

Что касается первой части, то здесь, прежде всего, представлено описание основных сведений об эпохах, тенденций в искусстве, основных фактах про художников, отдельные биографические моменты, оказавшие влияние на развитие собственного стиля и появления самой картины.

Во второй части раскрываются основные сведения о картинах, их сюжете, замысле, чем они отличаются и в чём они неповторимы по сравнению с другими картинами. Была попытка объяснить их скрытые замыслы и чувства персонажей, что хотели до нас донести мастера.

В третьей части представлен подробный образно-стилистический анализ. Так, были найдены и раскрыты закономерности в особенностях письма каждого из художников, найдены основные сходства и различия в подходах к живописи.

Таким образом выяснилось, что Рубенс больше оставался приверженцем классических барочных традиций. И даже несмотря на влияние караваджизма, которое также в некоторой степени отразилось и в его творчестве, оказалось не столь ощутимым и ярко выраженным. В какой- то мере барочность- пышность, изящество, вычурность «нейтрализуются» с новаторскими приёмами недавно для того времени зародившегося кавараджизма. Картина «пропитана» коричневыми тонами, в ней много витиеватости форм, наигранности. Что каксается одноимённой работы Караваджо, то несмотря на то, что работа была написана раньше первой указанной почти на пол столетия, она отличается свежестью, новаторством, поиском до этого несуществовавших приёмов. Произведению свойственна игра контрастов, реалистическое отображение деталей объектов и освещения. Но, при этом, нельзя судить о том, что это произведение лучше картины той же тематики Рубенса. Нельзя судить по ряду нескольких причин: во- первых, это приверженность стилям, наличие собственного неповторимого художественного языка, во-вторых, нужно учитывать тот факт, что картины были написаны в разных странах, имевших свои школы, выработавшие свою «каноничную» манеру письма. Поэтому стоит сказать, что Рубенсу была свойственна барочность, художественная аллегоричность, свойство показывать какой- то образ, что было характерна для голландцев того времени, тогда как Караваджо был пионером в живописи, когда, с одной стороны было целью показать глубину образа, его внутренние переживания, скрытый смысл, а с другой, попытки в отображении реалистической живописи, то, что будут потом много использовать в своих картинах художники романтизма и затем- реализма. Поэтому у каждой из картины свои поиски, свой стиль, свои подходы.

Список использованной литературы

1. Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская праМахов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.

2. Ламбер Ж. Караваджо. — М.: Taschen, 2010.

3. Элизабет Ланди. Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.

4. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. 2 т. — М.: «Советская энциклопедия». 1986

5. Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI—XX веков. — М.: «Искусство». 1987

Интернет- ресурсы

1. Bacchus Bacchus Analysis & Critical Reception

2. Iconographic Themes in Art: Bacchus/Dionysos.

3. Караваджо. Сайт о художнике

4. Микеланджело Караваджо

5. EyeGate Караваджо галерея

6. Наталья Апчинская «Караваджо — реформатор европейской живописи», журнал «Третьяковская галерея», #2 2012 (35)

Иллюстрации

1.Пауль Питер Рубенс. Вакх, 1638- 1640, х., масло, 191х 161. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

2.Микеланджело Меризи да Караваджо. Вакх, 1595, х., масло, 95х 85. Галерея Уффици, Флоренция

Источник