Меню

Социальная система индикаторы измерений



Социальные индикаторы и их разновидности. Способы построения социальных индикаторов.

Показатель – это обобщенный фрагмент социальной реальности, который поддается непосредственному наблюдению, но не поддается измерению. => Показатель нуждается в совокупности измерителей качественного и количественного порядка, которые называются индикаторами.

Конструирование индикаторов – это переход к модели четвертого уровня (см. выше)

1 уровень => 2 уровень => 3 уровень => 4 уровень

Индикатор нужен для того, чтобы создать инструмент измерения, обеспечивающий надежность измерения. Выделяют три составляющих надежности: обоснованность, устойчивость и правильность (т.е.точность) измерения.

1. Обоснованность измерения – способность инструмента измерения целенаправленно фиксировать состояние определенного свойства исследуемого явления, не смешивая его с другими свойствами.

Пример: Надо измерить интенсивность показателя РОДИТЕЛИ БЬЮТ РЕБЕНКА применительно к переменной НАСИЛИЕ. Если прямо спрашивать подростков о том, были ли такие случаи, чтобы их били родители, то каков будет ответ? Один подросток скажет: были такие случаи, имея в виду, что он избил другого подростка, чтобы отнять велосипед и покататься, и отец отстегал его ремнем за это. Это скорее воспитание. Другой подросток скажет: были такие случаи, имея в виду, что он не захотел идти в магазин за водкой для отца, а тот его избил, и заставил идти. Это насилие. Подростки будут вкладывать в свои ответы любое понимание смысла вопроса, и в каких-то ответах это понимание будет обоснованным, относящимся к измеряемому явлению, в каких – нет.

2. Устойчивость измерения – это способность инструмента измерения однозначно фиксировать состояние переменной.

Пример: Надо измерить интенсивность показателя РОДИТЕЛИ БЬЮТ ПОДРОСТКОВ применительно к переменной НАСИЛИЕ. Если прямо спрашивать подростков о том, были ли такие случаи, чтобы их били родители, то каков будет ответ? Один подросток скажет: были такие случаи, понимая под словом БЬЮТ РОДИТЕЛИ любое телесное наказание со стороны родителей – начиная от подзатыльника и заканчивая побои палкой. Другой подросток скажет: были такие случаи, понимая под словом БЬЮТ РОДИТЕЛИ только тяжелые телесные наказания – побои кулаками и палкой. Подростки будут вкладывать в свои ответыразное понимание смысла вопроса, и его невозможно будет обобщить.

Вопрос устойчивости заключается в том, чтобы подростки однозначно понимали содержание слова бьют родители? Если нет устойчивости измерения, то результаты измерений будут меняться при каждом исследовании, в зависимости от того, кого конкретно мы опрашиваем, и кто как будет понимать вопрос.

Принцип устойчивого измерения — разложить обобщенный фрагмент социальной реальности, который используется в качестве показателя, на такие частные случаи этого проявления, которые постоянно понимаются людьми однозначно на всем социальном пространстве измерения.

3. Правильность (точность) измерения – это способность инструмента измерения не допускать отклонения от истинного состояния (значения) измеряемого показателя: отсутствия или присутствия этого состояния, интенсивности его присутствия.

Чтобы измерение было правильным, надо построить точную шкалу измерения, а она может быть тем точнее, чем более элементарные проявления социальной реальности мы измеряем.

Пример: Что можно точнее измерить: КАК ЧАСТО ПОДРОСТКИ БЬЮТ ДРУГИХ ПОДРОСТКОВ или КАК ЧАСТО ПОДРОСТКИ БЬЮТ ОДНОКЛАССНИКОВ ВО ДВОРЕ. В первом случае точную градацию построить невозможно: одних подростков бьют часто, других редко. Во втором случае указаны конкретные обстоятельства и конкретные люди.

Принцип правильного измерения: разложить обобщенный фрагмент социальной реальности, выступающий в качестве показателя, на как можно конкретные его проявления. Такие конкретные проявления и выступают в качестве способа непосредственного измерения нашей переменной и называются социальными индикаторами.

Социальный индикатор— это эмпирически фиксируемый элементарный поведенческий или вербальный акт индивида — реальный или потенциальный, присущее индивиду элементарное состояние сознания, внешние свойства, раскрывающие конкретное значение данного показателя.

Другими словами, то, что в конкретном эмпирически фиксируемом действии или состоянии сознания представляет данный показатель.

Необходимо конструировать максимально большое количество индикаторов. Чем большее количество индикаторов используется для оценки состояния данного показателя, тем достовернее будет эта оценка.

Виды социальных индикаторов:

1. Однозначный индикатор – индикаторы с однозначной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Используются для оценки состояния явных переменных и их показателей с однозначными наблюдаемыми проявлениями. Пример: показатель – возраст, индикатор — год рождения. Для измерения показателя требуется один однозначный индикатор.

Схема связи однозначного индикатора и показателя: индикатор => показатель (N=1).

2. Неоднозначный индикатор – индикаторы с неоднозначной, но устойчивойсвязью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Для измерения показателя требуется несколько неоднозначных индикаторов. Используются для оценки состояния скрытых (латентных) переменных и их показателей с множеством наблюдаемых проявлений.

Пример: правильно оценить значение показателя «Родители бьют подростка» по одному индикатору – нельзя. Родители могут ударить подростка только за то, что он не получил в конце года высоких отметок в школе или разбил дорогую вазу, а в других случаях не делать этого. В данном случае такое явление как «Родители бьют подростка» нельзя считать типичным. Это – лишь отдельный случай в отношении к подростку. Типичным такое поведение родителей станет тогда, когда они бьют подростка по любому поводу. Чтобы определить это, надо много индикаторов: Разбил дорогую вазу: избили – отдельный случай; Поздно пришел домой, не вымыл посуду, не купил хлеба: избили и это уже — тенденция.

Величина связи между значением каждого отдельного неоднозначного индикатора и значением показателя не равна 1. Все такие индикаторы в целом обеспечивают величину данной связи близкой к 1 (0,3 + 0,3 + 0,3)

2 вида: индексные (это такой вид индикаторов, вклад (влияние) которых в (на) состояние показателя одинаков) и шкальные индикаторы – это такой вид индикаторов, степень вклада (влияние) которых в (на) состояние показателя иерархически упорядочена.

3. Ассоциативный индикатор индикаторы с непрямой, ассоциативной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Ассоциативные индикаторы используются в рамках метода семантического дифференциала. Для измерения показателя требуется много ассоциативных индикаторов. Вопрос: Опишите одним словом ощущения, которые вы испытываете при слове тигр.

4. Факторные индикаторы индикаторы с неоднозначной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя, образующие устойчивые сочетания. Они используются в рамках факторного анализа и предназначены для эмпирического выявления социальных типов, то есть для измерения некоторых синдромов — устойчивых групп свойств, взаимосвязь между которыми дает возможность узнать тип явления со своими особенными качествами. Для измерения показателя требуется много неоднозначных индикаторов. Пример: типы личности, склонные к Суицидности

Способы построения СИ:

Наблюдение метод исследования, при котором осуществляется прямая регистрация состояния объекта исследования субъектом. При наблюдении субъект и объект оценки не совпадают, т.к. субъект сам дает оценку объекту, исходя из его наблюдаемого состояния.

Анализ документов способ получения первичных данных из источников информации, зафиксированных в печатном или рукописном тексте, на магнитной, фото и киноленте и т.д. При анализе документов субъект и объект оценки частично совпадают, т.к. в содержании документов уже присутствует в той или иной степени оценка объекта, но она не прямо фиксируется субъектом оценки в качестве первичных данных, а истолковывается исходя из восприятия содержания.

Читайте также:  Измерение величин с допустимой погрешностью

Опрос метод непосредственного получения первичных данных от отдельного индивида или группы индивидов. При опросе субъект и объект оценки практически полностью совпадают, т.к. объект выступает в качестве субъекта оценки, ибо он сам оценивает свое состояние.

Источник

Понимание социального индикатора. Принципы определения количества и качества социальных индикаторов в социологическом исследовании

Показатель нуждается в совокупности измерений качественного и количественного порядка.

Индикатор – «внешненаблюдаемый».

Индикатор – элементарная часть всего измерительного инструмента, составляющая его содержание.

Индикаторы – доступные наблюдению и измерению характеристики (признаки) изучаемого и управляемого социального объекта.

Отбор индикаторов производится по трем критериям:

а) содержательная репрезентация ключевых понятий (требование необходимости и достаточности индикаторов для эмпирического описания проблемы исследования);

б) обеспеченность индикаторов потенциальными источниками информации (документы, факты, предметы и поведение, доступное внешнему наблюдению; вербальная информация, получаемая методом опроса);

в) возможности методического обеспечения источников.

Описать проблему исследования в системе эмпирических индикаторов означает обеспечить переход от теоретического описания проблемы исследования к эмпирически регистрируемым фактам и поступкам.

Индикатор выбирается с учетом целей исследования, имеющихся ресурсов и целого ряда характеристик респондентов: уровень образования, знание языка, на котором проводится опрос, вероятность сознательных или бессознательных искажений при ответе. В связи с этим возникает необходимость для каждой переменной разрабатывать оптимальное число индикаторов, соответствующих прогнозируемым особенностям выборки.

Качество. Не должно быть лишних индикаторов.

Количество. В исследовании требуется такое количество индикаторов, кот. будет достаточно для получения более или менее достоверных результатов. Слишком большое количество индикаторов затруднит работу с данными, их последующий анализ.

Почему необходимо много индикаторов?

1: Показатель — включает в себя много разных проявлений и мы должны их учесть, чтобы зафиксировать в разных случаях, у разных людей.

2: вклад отдельных индикаторов в состояние показателя в различных случаях неодинаков.

Действия понимаются разными людьми по-разному, их интенсивность не всегда можно замерить точно, поэтому при выборе количества и качества соц. индикаторов руководствуются следующими принципами.

Принцип необходимости (для количества): необходимо использовать столько индикаторов, чтобы на основе их измерения можно было бы утверждать, что измеряемое явление присутствует как типичное.

Принцип достаточности (для качества): достаточно столько типов индикаторов, используемых для оценки показателей, обобщение которых позволит судить о наличии или отсутствии связи между этими показателями.

Общие правила построения:

1. Используйте индикаторы, применявшиеся в более ранних исследованиях. Существует множество устоявшихся и проверенных индексов (т. е. суммарных показателей) и шкал, свойства которых достаточно известны. При возможности проверьте, насколько хорошо эти показатели в вашем случае, проведя небольшое разведочное (пилотажное) исследование. Сориентироваться в многообразии существующих показателей и шкал помогают соответствующие справочные издания и тематические обзоры.

2. Если общепринятого способа измерения для какого-то понятия не существует, попытайтесь разработать множество индикаторов для различных определений понятия и проверьте, как различия индикаторов будут влиять на различия в интерпретации результатов. Имея дело с многомерным понятием, стоит подумать, какие именно измерения, аспекты понятия существенны в рамках вашей исследовательской гипотезы.

3. Обычно установки и мнения имеют более сложную структуру и требуют использования большего количества индикаторов, чем, например, поведенческие события. Конечно, решающее слово в определении количества индикаторов (количества вопросов в анкете) принадлежит практическим соображениям. Пилотажные исследования, интервьюирование групп могут оказаться полезными в отборе индикаторов и исключении лишних вопросов. Они также важны для оценки надежности и валидности показателей.

Источник

ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ

Основные понятия: Социально-демографическая статистика. Отраслевая статистика. Основные параметры. Совокупности, Вариации. Группировки. Социальные показатели. Индикаторы. Эволюция и линейные теории. Конференция в Рио. Устойчивое развитие. Показатели состояния. Показатели воздействия. Показатели управления. Чувство удовлетворенности. Образ жизни. Уровень жизни. Качество жизни. Уклад жизни. «Потребительская корзина». МРОТ. Переменные величины показателей. Социальные цели. Прогноз. Уровни управления.

Совершенно очевидно, что, основываясь только на данных эмпирических исследований, полученных даже в рамках количественных методов, очень сложно, если не невозможно выяснить объективные тенденции, характер и особенности развития социальных процессов в обществе. С этой точки зрения пристального внимания социологов заслуживают статистические основы социологической науки, связанные с социальными показателями состояния различных сфер общества и их соответствующими индикаторами. Статистка, как наука, изучающая количественные отношения массовых общественных явлений, всегда является важным звеном государственного управления и имеет четкую организационную структуру – Госкомстат, региональные комитеты статистики, отделы статистики на местах. Основное предназначение статистики – это контроль демографических, социальных, экономических, миграционных процессов и явлений, а также информационное обеспечение принятия управленческих решений различного уровня.

За последние годы реформ направленность интересов региональных органов статистики заметно сместились в область социальной сферы и до 70 % информации, которая собирается на местах касается вопросов жизнеобеспечения деятельности человека. Это отражает, с одной стороны, парадигмальное изменение позиций в обществе в целом – признание человека важнейшим ресурсом государства и его роли в материальном производстве, а с другой – сложности сбора производственной и экономической статистики связанной с приватизацией большинства экономических объектов нашей страны. Госкомстат России разрабатывает, в настоящее время, систему единой социально-демографической статистики, которая представляется в виде крупных отраслевых блоков, соответствующих стандартам международных сопоставлений:

· демографическая статистика, окружающая среда, урбанизация, жилищные условия;

· здравоохранение и питание;

· экономическая деятельность населения;

· социальные группы и мобильность населения;

· доходы, потребление и благосостояние;

· досуг и культура;

· общественный порядок и безопасность;

Система этих показателей может служить основой комплексной оценки уровня развития того или иного региона России, и тех инфраструктурных и духовных возможностей, которые предоставляются как населению в целом, в виде нормативов, так и отдельной личности для развития его социального и интеллектуального потенциала.

Группировочный признак. Одним из важнейших инструментов анализа статистических данных является группировка (типологизация) данных. Признак, на основании которого осуществляется группировка, называется группировочным признаком или основанием группировки. В качестве основных процедур группировки и формирования социальных показателей выступают:

· расчленение разнородных явлений на однородные;

· нахождение однотипных и общих явлений;

· определение признаков, по которым необходимо разграничивать типы;

· определение интервалов (границ) отделения одного типа от другого.

В ходе социологических исследований, при работе со статистическими данными, используются, в основном, следующие группировки. 1. Группировка с помощью простого суммирования, что позволяет получить абсолютные величины и «неоднородности» в изучаемой совокупности. 2. Ранжирование по величине убывания или возрастания изучаемого свойства. 3. Группировка по логически выделенным признакам по заранее разработанной ранговой или интервальной шкале, отражающих степень или уровень проявления изучаемого признака.

Результат группировки единиц наблюдения по одному из избранных признаков называется статистическим рядом. Распределение частот признака в совокупности данных называется вариационным рядом или вектором описания признака. Для описания статистических явлений используются абсолютные и относительные величины. Абсолютные величины имеют точную единицу измерения: час, штука, тонна, рубли, киловатты, лошадиные силы, квадратные метры, доход и т.п. Единицы измерения, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные и суммарные. Для точности и полноты описания используют их комбинацию – составные показатели: человеко/дни, тонно/километры и другие. Если основание для сравнения принимается за 100%, то относительные величины выражаются в процентах и являются частным от деления абсолютного значения статистического ряда и одного из его значений. Относительные величины могут быть выражены в промилле (тысячная доля) и децимилле (десятитысячная доля). В описании социологических распределений мы используем, как правило, относительные, округленные до десятичного знака, процентные величины, изредка подкрепляя их абсолютными значениями частот. Если же основание сравнения значения принимается за единицу, то относительная величина является коэффициентом и показывает, во сколько раз изучаемая величина меньше или больше основания.

Читайте также:  Амперметром называется прибор для измерения

Для изучения изменения объектов во времени используются временные или динамические ряды – расположенные в хронологической последовательности числовые значения статистического показателя. Как правило, динамический ряд очень хорошо изображается графически в двух осях: ось t – время и ось x – показатель величины признака на конкретный момент времени. В зависимости от последнего различают одномоментные ряды состояние процесса, явления на конкретное время, и интервальные ряды — отражающие процесс его функционирования за отдельные периоды, интервалы времени. Статистические таблицы характеризуют динамические процессы, как правило, с нарастающими итогами к концу определенного (планового) периода, когда суммируются промежуточные уровни – месячные, квартальные и т.п., что облегчает проведение сравнения различных показателей и манипуляции с данными. Динамические ряды данных оцениваются и другими показателями: абсолютный и относительный прирост (положительный или отрицательный), темп и коэффициент роста относительно базы сравнения данных. Таким образом, в основе расчета показателей динамики временных рядов лежит сравнение его уровней, как по величине, так и по времени. Сопоставление статистических рядов осуществляется как на постоянной, так и на переменной базе сравнения. Статистика располагает, помимо линейного описания явлений, методами нелинейных расчетов статистических закономерностей, к которым относятся корреляционный, факторный, регрессионный и другие методы, которые мы рассмотрим в соответствующем разделе нашего курса.

Социальные показатели. Применительно к социологии и социологическому исследованию нас интересуют объективные данные социальных процессов, которые фиксируются с помощью самых разнообразных показателей. Социальные показатели, это- качественные и количественные характеристики отдельных свойств, состояния, тенденций и направлений процессов социального развития, применяемые в социальном управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившихся положения дел по сравнению с декларируемыми целями и задачами, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике. Разработка показателей предполагает теоретическое осмысление сущности изучаемых явлений, а создание системы показателей опирается на выявление объективных закономерностей общественного развития и четкое представление о структуре и уровнях соответствующих социальных объектов. Таким образом, показатели являются итогами глубокого изучения социальных явлений, благодаря чему те или иные их характеристики и могут обоснованно рассматриваться как свидетельства целостного состояния социального объекта или процесса.

К социологическим показателям, являющимися объективной основой теоретико-прикладных исследований, относятся показатели социального, демографического, экономического, социально-структурного, политического, нравственного, социально-культурного и духовного развития. Традиционными показателями междисциплинарных исследований являются показатели образа, уровня и качества жизни различных групп населения и общества в целом, планирования бюджетов семей, трудовой и социальной активности и условий жизни.

Социальные показатели и индикаторы. Социальные показатели и их эмпирические индикаторы являются инструментом социального познания. Показатель, как характеристика социальных объектов, свойств — является комплексным образованием и выражает взаимосвязь нескольких индикаторов. Индикатор – это доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному наблюдению. Социальный индикатор отражает состояния, процессы функционирования и развития и является инструментом сравнения типовых объектов. Социологические показатели отражают набор свойств изучаемого объекта и предмета.

Социальный индикатор можно рассматривать как аналитический инструмент раскрытия многообразных сторон понятия, с помощью которого обозначается показатель. Если социальный показатель характеризует определенную целостность социального процесса или явления (например, удовлетворенность трудом), то социальный индикатор указывает на отдельные стороны, обусловливающие данное состояние (например, использование человека на работе не по специальности, низкая квалификация или заработная плата и т.д.).

Показатели обозначают как бы внешнюю сторону социальных процессов, вторые — их сущностную, внутреннюю сторону, их глубинные социальные связи и механизмы. Это единая, целостная, взаимосвязанная система инструментов социального познания. Вместе с тем объективные индикаторы оставляют открытым вопрос о субъективном восприятии человеком своего положения. Именно поэтому, измерение объективных условий социального положения человека без измерения личностного восприятия представляется неадекватным для понимания детерминации социальных отношений в обществе. Мерой субъективного восприятия человека может служить категория удовлетворенности.

Обоснование социального показателя это сложная теоретико-прикладная процедура, требующая доказательство того, что конструирование показателя выражает закономерность данной структуры или процесса, обладает устойчивостью при многократных испытаниях на данном объекте и в данном отрезке времени, взаимосвязанности с другими, уже обоснованными показателями, в конечном счете, соответствует историческому периоду переживаемому обществом. В этой работе над социальными показателями важнейшее методологическое значение имеют теоретические представления об эволюции, прогрессе и социальном развитии. В эпоху господства механистического естественно-научного знания, мыслители XVIII-XIX веков Кант, Конт, Спенсер и другие были одержимы идеями линейного однонаправленного и прогрессивного развития человечества к некоторому идеальному, совершенному состоянию общества. И каждый этап в развитии – это расширение власти человеческого разуманад хаосом природы и общества и, совершенствование форм социальной жизни на основе справедливости, равенства, свободы и братства – выдающимися идеалами Эпохи Просвящения XVIII века. П. Сорокин в своем анализе этих тенденций указывал, что вся общественная мысль XVIII-XIX веков отмечена верой в линейные законы эволюции и прогресса. При этом Сорокин выделял четыре варианта линейных теорий, в которых главная линия развития могла строиться: 1) по-прямой, 2) волнообразно. 3) веерообразно, 4) спиралеобразно. В этих теоретических рамках осуществлялась и разработка социальных показателей в бывшем СССР, когда линия исторического развития была проложена прямо в коммунизм, где каждому материальные и духовные блага будет выделяться по потребностям. История ХХ века, да и предыдущие эпохи показали что линейность – это неправомерное упрощение социальной истории, в которой «достойное» место занимали, наряду с этапами прогресса, элементы застоя и дикого варварства. Как это определили поэты – «каждая эпоха имеет свое средневековье». Если социально-философская трактовка социального развития рассматривает его в рамках трех основных категорий: необратимость, направленность и закономерность, то социологическое понимание требует конкретного выявления показателей и индикаторов указанных категорий: постоянство накопления (суммарное) количественных и качественных изменений во времени и пространстве; целевой линии осуществляемых накоплений; не случайный, а необходимый отбор элементов процесса накопления.

Постоянное совершенствование системы показателей, это аксиома и важнейшее условие социального планирования и научного управления обществом и отдельными социальными процессами. С учетом переживаемого нами периода, эти показатели предполагают, прежде всего, первичных – физиологических потребностей – если вспомнить концепцию А. Маслоу, огромной части населения России. К ним относятся, прежде всего, «потребительская корзина», МРОТ и некоторые другие. В то же время удовлетворение многообразных материальных, интеллектуальных, культурных и духовных потребностей различных групп населения и отдельных индивидуумов откладывается пока на достаточно длительную перспективу. Отталкиваться здесь можно от наиболее малых социальных объектов, имеющих принципиальное значение в развитии общества. Речь идет, прежде всего, о малых и средних предприятиях и организациях, где социальное планирование и управление связано не только с внедрением и использованием в производстве высоких технологий, но и с улучшением условий труди и отдыха, уровне материального благосостояния, социальной защищенности, повышения образовательного и профессионального уровня. Понятно, что в реальной практике социального планирования и разработке показателей на различных уровнях современного социального управления речь должна идти о наиболее острых и актуальных социальных проблемах. Прежде всего, о снижении уровня бедности и низкой обеспеченности жильем, качестве медицинского обслуживания и его эффективности, о кадрах для производственной сферы, о практических (материальных и моральных) результатах участия трудящихся в управлении производством, на уровне таких показателей как доля акционерного капитала и прибыли распределяемой по итогам производства услуг или товара. Проблема заключается не только в необходимости таких показателей и индикаторов, как фактическое разделение собственности, власти и управления для всех уровней и сфер административного и бизнес менеджмента, но и в отражении потребностей и интересов различных групп населения и их организационного закрепления в процессах социального развития.

Читайте также:  Деление шкалы прибора или средства измерения это

В самом общем виде совокупность социально-экономических показателей рассматривается в рамках социальной инфраструктуры общества. Социальная инфраструктура – это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов создающих условие для осуществления рациональной организации жизнедеятельности деятельности людей, их образовательной и культурной деятельности, здравоохранения и транспорта, торговли, связи и информации, рекреационных и восстановительных систем. В территориальном разрезе речь идет уже об инфраструктурных социальных показателях на уровне районов, городов, областей, регионов. Совсем недавно было объявлено о начале разработки программы социально-экономического развития в ХМАО, что является, образно говоря, первой ласточкой в этой области за последние два десятилетия.

Необходимо отметить, что одна из наиболее адекватных, применительно к переживаемому периоду, систем социальных показателей была разработана в ИСПИ РАН «Система социальных показателей Российского общества». Она содержит четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальная, социально-политическая, социально-экономическая и духовно нравственная. Каждая из сфер разбита на три группы по видам измерения: социальные условия как объективные данные, определяющие «фон» общественных отношений; социальные индикаторы как количественные характеристики общественных отношений, фиксируемые статистическими методами; социальные показатели как качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений позволяет выделять 12 измерительных подсистем, которые могут служить основой системной оценки уровня развития каждой сферы общественных отношений, и общества в целом.

Отметим, что термин «показатель» пока очень редко используется в выступлениях руководителей министерств занятых разработкой и осуществлением социальных национальных программ. На слуху технологический термин «стандарты», который используется в дискуссиях при обсуждении социальных проектов здравоохранения, медицины, образования, ЖКХ, и, в общем, характеризует технократическую идеологию наших государственных реформаторов.

Вместе с тем, в условиях глобализации, в процессах, в которых наша страна принимает осязаемое и практическое участие, международное сообщество, стремится, можно сказать, с использованием хорошего былого советского опыта планирования, решать проблемы устойчивого международного социально-экономического развития с помощью детальнейшей проработки его показателей.

В этой сфере поворотным моментом стала так называема «конференция в Рио» ‑ конференция ООН 1992 года в Рио де Жанейро, где международными организациями была совместно выработана и перед национальными правительствами поставлена задача: «утвердить национальную стратегию устойчивого развития». В итоговом документе конференции, под названием: «Повестка дня на ХХI век» отмечено, что эта стратегия должна разрабатываться с широким участием всех групп населения и учетом всех инициатив в этой области. Более того, в развитие этой темы, в 1996 году, комиссией ООН по устойчивому развитию была предложена первая редакция показателей устойчивого развития, а также методология оценки собственно устойчивости развития той или иной территории. В работе над данной программой приняли участие более 30 организаций, агенств, центров, комитетов и институтов ООН, начиная с МОТ и заканчивая Всемирным Фондом дикой природы.

Поскольку эта часть концепции устойчивости для нас очень важна в контексте проблемы показателей, как с методологической, так и методической точки зрения анализируемой темы, рассмотрим некоторые ее наиболее важные аспекты и примеры. Классически, устойчивость определяется как свойство структуры системы социально-экономического и природного взаимодействия. Однако для крупной системы разработать практически работающую модель невозможно. В то же время из теории устойчивости следует, что можно отслеживать и оценивать процессы по задаваемым параметрам, в данном случае главный из них – устойчивость развития. Для практического решения проблемы необходимо разработать показатели состояния системы, выявить основные факторы воздействующие на систему и движущие ее в нужном направлении или, как их определяют в кибернетическом смысле ‑ «показатели входного воздействия» — т.е. на входе системы и определить специфические точечные управляющие воздействия – «показатели управления» в синергетическом смысле, для сохранения хрупкой эко-человеческой системы. Исходя из такого понимания устойчивости, все показатели классифицированы на показатели входного воздействия, показатели состояния и показатели управления.

Программа содержит список показателей, разбитый на части, главы и конкретные показатели. Их общее число достигает 130 показателей, с учетом операционных действий с конкретным показателем. Входные показатели представляют действия человека, а также процессы и модели, оказывающие непосредственное воздействие на устойчивое развитие как систему. Показатели состояния указываю на конкретное состояние устойчивого развития, а показатели управления – на выбор того или иного политического курса, или видов реагирования в ответ на изменение состояния устойчивого развития.

Рассмотрим теперь выборочно, конкретные примеры.

Часть I. Показатели социальных аспектов устойчивого развития.

Глава 3. Борьба с бедностью.

Индекс бедности по широте охвата населения

Индекс степени бедности

Индекс предельной бедности

Индекс неравенства в распределении доходов (индекс Гини)

Соотношение средней заработной платы у мужчин/женщин.

Глава 6. Охрана и укрепление здоровья

Основные санитарно-профилактические мероприятия: процент населения, имеющего доступ к системе адекватных технических сооружений по удалению коммунально-бытовых сточных вод

Доступ населения к питьевой воде, отвечающей санитарным нормам

Средняя продолжительность жизни, прогнозируемая при рождении

Дети с адекватной массой тела при рождении

Коэффициент детской смертности

Коэффициент материнской смертности

Состояние питания детей

Процент вакцинации от детских инфекционных болезней

Процент потенциально опасных химических соединений, зарегистрированных в пищевых продуктах

Доля расходов на национальное здравоохранение, отчисляемое в адрес первичной медико-санитарной помощи

Процент общих расходов на национальное здравоохранение, отчисляемое от валового национального продукта.

Глава 7. Поддержка устойчивого развития населенных пунктов

Коэффициент прироста городского населения

Потребление топливного горючего в расчет на душу населения

Человеческие и экономические потери в результате стихийных бедствий

Процент городского населения

Площадь и население городских официальных и неофициальных застроек

Размеры общей жилой площади на человека

Отношение цены на жилье к уровню доходов

Расходы на развитие инфраструктуры на душу населения

Источник