Меню

Спектральный метод измерения цвета



Спектральное измерение цвета

Корректное сравнение цвета плашек на различных оттисках измерением оптических плотностей возможно лишь при наличии стандартных опорных значений для типовой бумаги и краски. Поэтому денситометрические измерения весьма подходят для контроля качества при печати тиража. Однако при сравнении цветопробных и тиражных оттисков эти методы менее приемлемы, поскольку для по лучения этих изображений используются различные материалы. Эти проблемы в денситометрии решаются измерением цвета, учитывающим особенности зрительного восприятия. Это делает возможным вести настройку печатной машины по колориметрическим значениям цветопробы и отрегулировать печатную машину под заданный цвет в пределах весьма малых допусков.

Рисунок 4.48 — Блок-схема построения прибора для измерения цвета

Рисунок 4.49 — Фотоэлектрический колориметр; оптическое разделение цвета на три зональные составляющие с помощью фильтров

Рисунок 4.50 — Спектрофотометрические принципы измерения спектрального отражения:

а принцип револьверной головки;

б принцип монохроматора;

в принцип дифракционной решетки

Измерение цвета основано на методах колориметрии. Принципиальная схема цветоизмерительного прибора приведена на рис. 4.48.

Спектральные измерения цвета проводятся либо с помощью трех специальных светофильтров, моделирующих восприятие цвета глазом человека (колориметра на рис. 4.49), либо непосредственным измерением спектральных распределений коэффициентов отражения и последующей цифровой фильтрацией, как показано на рис. 4.50 (спектрофотометр).

На рис. 4.51 показан пример ручного прибора измерения цвета. Сканирующий спектрофотометр, использующий дифракционную решетку, показан на рис. 4.50,в. Его применяют в оборудовании контроля и управления цветом (рис. 4.52).

Система, показанная на рис. 4.53, осуществляет анализ запечатываемого листа в одном направлении при размере считывающей апертуры, равном 2х3 мм2. Для сканирования печатного листа используется оптическое многоканальное развертывающее устройство. Спектральные измерения в конкретной точке основаны на работе дифракционной решетки, как это производится в устройстве, показанном на рис. 4.52. Такая система наряду с измерениями полей контрольной шкалы и внетриадных красок может также выполнять измерения на самом изображении. Последние всегда желательны для печатника, потому что в конце концов качество изображения – это решающий фактор оценки тиража заказчиком. Измерения по всей площади листа облегчают оценку при наличии изображений разного типа, оцениваемых по различным критериям и опорным значениям. Становятся возможными оценки контрольных шкал, многокрасочных наложений, плашечных слоев внетриадных красок и т.п. С помощью специальных программных алгоритмов на печатном листе автоматически распознаются элементы, подходящие для измерений. Это существенно облегчает приладку, особенно при печати упаковки.

Более того, контроль, выполняемый путем сканирования площади всего печатного листа, например, контроль наличия искажений и дефектов репродукции, осуществляется посредством использования монитора или других средств. На основе спектральных измерений рассчитываются значения любых оптических плотностей и их производные величины, такие как относительная площадь растровых точек, красковосприятие и т.д.

Таким образом, колориметрические измерения метрологически поддерживают традиционные методы контроля. С другой стороны, колориметрические измерения в процессе печати являются также предпосылкой эффективного использования методов управления цветом.

Рисунок 4.51 — Примеры ручных приборов для измерения цвета:

а спектрофотометр SPM 100 (Gretag);

б спектроденситометр 938 (X-Rite)

Рисунок 4.52 — Сканирующий спектрофотометр для контроля качества печати (CPC 21, Heidelberg)

Измерение оптической плотности напрямую связано с толщиной красочного слоя, что позволяет использовать измерения отклонений плотностей для регулирования подачи краски в отдельных печатных секциях машины. Сравнение измеренных и заданных значений путем колориметрии позволяет оценить локальные отклонения цвета для регулировки красочного аппарата по толщине красочного слоя триадных красок на оттиске.

Контроль изображения

В глубокой, флексографской и рулонной трафаретной печати бумажное полотно обычно запечатывается в непрерывном режиме. Пройдя секцию сушки, оно снова сматывается в рулон (в рулонном офсете «бесконечная» печать до сих пор является исключением). В этих случаях для контроля качества печатную машину необходимо останавливать, так как на движущемся полотне контроль затруднен. Поскольку в процессе печати тиража могут появляться дефекты, на движущемся полотне для контроля разработаны встроенные (in-line) системы.

В зависимости от постановки задачи конфигурация систем контроля на рулонном полотне существенно различается. Чаще всего они используются для визуального контроля заметных дефектов и больших искажений по цвету или приводке. Достоверный контроль цвета в течение печати всего тиража может быть обеспечен только посредством денситометрических или колориметрических измерений, производящихся по движущемуся полотну. Самым простым средством визуального контроля движущегося полотна является стробоскоп. Здесь используются периодические вспышки света, синхронизированные со скоростью движущегося полотна так, что оно кажется наблюдателю неподвижным. Высококачественный контроль изображения обеспечивается оптической системой с вращающимся зеркалом. Статическое изображение также предоставляет возможность оператору печатной машины обнаруживать отклонения в цветопередаче.

Рисунок 4.53 — Измерительная и регулировочная система для измерения цвета и проверки изображения на печатном листе:

а измерительное устройство;

б показания на дисплее (Image Control CPC 24, Heidelberg)

Возрастает использование видеоконтрольных систем, отличающихся расширенными возможностями обнаружения как дефектов структуры, так и довольно заметных искажений цветопередачи. Преимущество видеонаблюдения заключается в цифровом анализе изображения с автоматическим распознаванием искажений. Точность определения цвета ограничена технологическими характеристиками видеокамеры и качеством изображения, которое не гарантирует измерение оптической плотности или даже цвета. Подобные системы подходят поэтому для общего анализа изображения с использованием компьютерной поддержки, но не для метрологических измерений цвета и осуществления контроля при малых допусках на отклонения параметров печати.

Приводка красок

Точное размещение изображений без геометрических сдвигов на лице и обороте запечатываемого листа традиционно называется приводкой. Допустимые отклонения составляют примерно 0,1мм. Существенным фактором получения высококачественной многокрасочной репродукции является высокая точность наложения отдельных цветоделенных изображений для голубой, пурпурной, желтой и черной красок. Точность приводки красок должна быть в пределах нескольких сотых миллиметра. Возможность обеспечения приводки красок на печатной машине по образующей цилиндра и направлению движения бумажного листа достигается регулированием совмещения красок относительно друг друга с шагом 1/100 мм. Регулировка незначительных отклонений в приводке может выполняться с пульта управления. Посредством поворота и перемещения отдельного формного цилиндра можно выполнять коррекцию приводки по его окружности и в осевом направлении. В некоторых моделях машин возможна диагональная регулировка приводки (вращение изображения). Она достигается перемещением формного цилиндра (идеальным вариантом был бы поворот самой печатной формы на формном цилиндре). Для того, чтобы ускорить и упростить процесс приводки в печатной машине, были разработаны системы оценки и контроля приводки, большинство из которых базируется на анализе специальных меток, нанесенных на запечатываемый материал.

Читайте также:  Измерение потенциала при блуждающих токах

Самым простым способом проверки совмещения красок является рассматривание определенного участка изображения в лупу (рис. 4.54,а). Если лупа оснащена измерительной шкалой, то печатник может оценить величину несовмещения и, насколько требуется, отрегулировать неприводку по окружности и в осевом направлении.

Рисунок 4.54 — Отклонения совмещения цветов:

а растровое изображение;

б приводочная метка

С целью упрощения процесса контроля вдоль изображения на оттиске печатают специальные приводочные метки, которые копируются на печатные формы таким образом, что при точном совмещении всех линий/меток для отдельных печатных красок/цветоделенных изображений эти мини-метки ложатся одна на другую или формируют определенные структуры – приводочные метки, кресты (рис. 4.54,б). Отклонения определяются визуально посредством лупы и далее учитываются при настройке печатной машины.

Автоматизированные устройства измерения приводки красок могут распознавать отклонения, количественно их оценивать и отображать для печатника на мониторе. Кроме этого, такие устройства могут передавать данные для коррекции приводки непосредственно в систему настройки печатной машины.

На рис. 4.55 представлен и описан подобный ручной измерительный прибор. На рис. 4.56 показан специальный увеличитель, содержащий передающую камеру, генерирующую растровое изображение на мониторе.

Для измерения совмещения красок непосредственно в процессе печати (in-line) используют измерительные системы, которые устанавливают как на листовых, так и на рулонных печатных машинах. Измерение ведется преимущественно по приводочным меткам, отпечатанным по периметру основного изображения.

Рисунок 4.55 — Ручное устройство для измерения отклонений совмещения красок и автоматической регулировки машины:

а устройство для считывания приводочных крестов на пульте управления листовой офсетной печатной машины;

б ручное устройство (электронная лупа с индикацией для регулировки приводки красок);

в приводочная метка для 6 красок на печатном листе (CPC 24, Heidelberg)

Рисунок 4.56 — Видеолупа для оценки совмещения при многокрасочной печати (MAN Roland)

Рисунок 4.57 — Принцип измерения глянца:

а рассеяние света шероховатой поверхностью;

б измерение глянца при заданных углах измерения

Измерение глянца

Глянец поверхности может оцениваться ее отражательной способностью. Принцип измерения основывается на изменении угла рассеяния света в зависимости от структуры поверхности (зеркальном или более или менее диффузном отражении). Посредством гониофотометра можно весьма точно измерить в трехмерном пространстве направленное рассеяние света (индикатрису рассеяния, рис. 4.57,а). Но эта сложная измерительная техника, к сожалению, пригодна только для лабораторных исследований, а не для оценки качества оттиска в процессе печати. Приборы для измерения глянца ограничиваются измерениями отраженного света в нескольких выбранных направлениях, как показано на рис. 4.57,б (например, 25°, 45° и 75° при освещении образца под углом 45°).

Отделка печатной продукции

Облагораживание многих видов печатной продукции непосредственно в листовых и рулонных печатных машинах или в послепечатных процессах приобретает все большее значение. Облагораживание поверхности служит следующим целям:

• получение оптических эффектов, особенно глянца;

• улучшение защиты запечатанной поверхности от механических повреждений, таких как истирание и царапины;

• обеспечение защиты запечатанного материала от проникновения жидкостей и газов;

• оптимизация последующей послепечатной обработки.

Возрастающей тенденцией в листовом офсете является оснащение печатных машин секциями лакирования, так как нанесенный слой лака значительно повышает качество печатной продукции. Облагораживанием достигают желаемой степени глянца, которого невозможно добиться при печати одними печатными красками. Благодаря высокоглянцевому лакированию получается почти фотографическое качество изображений на оттиске. Зрительное впечатление от репродукции существенно зависит от контраста. Для ряда задач послепечатной обработки желаемый эффект достигается при использовании некоторых видов матовых лаков.

Для большинства заказов, в первую очередь, важен не столько глянец поверхностного слоя, сколько улучшение механических свойств поверхности: защита от трения и определенная устойчивость к истиранию. Такая печатная продукция, как складные картонные коробки или переплеты книг, подвергается в этом плане особенно сильным нагрузкам. Использование специальных защитных лаков, устойчивых к истиранию, позволяет повысить устойчивость поверхности продукции к механическим повреждениям.

Для повышения срока службы пищевой упаковки особенно важным является лакирование, которое повышает ее сопротивляемость воздействию влаги и жира, а также обеспечивает получение желаемой степени газопаронепроницаемости.

При изготовлении складных картонных коробок, лаки, устойчивые к трению, играют особенно важную роль. Их применение позволяет оптимизировать поведение коробок в последующих послепечатных операциях. Лакированные оттиски на выводе из печатной машины в меньшей степени обрабатываются противоотмарывающим порошком, что положительно сказывается на ускорении послепечатной обработки, а также в достижении требуемого глянца.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Измерение цвета

Рис.1 Колориметрический метод. Цветовые части света: красный, зелёный,синий регистрируются тремя фотосенсорами

Рис.2 Спектральный денситометр

Измерение цвета — раздел колориметрии, объективный способ определения характеристик светового потока исходящего от источника видимого света (объекта) с применением оптических устройств (приборов) с целью исключения субъективного фактора — зрительного ощущения от действия света.

В настоящее время при измерении цвета, после оцифровки его характеристик, информация о цвете обрабатывается, передаётся без образца с помощью цифр. Другое важное применение (полиграфия) — измерение цветовых различий между образцом и пробным печатным оттиском для обеспечения качества печати. Измерение цвета является основой для составления нормативных материалов, подбора красок (очень важно при ремонте автомобилей при покраске отдельных мест).

Существуют два основных метода измерений:

Содержание

Введение [ править | править код ]

Видимые цвета различаются нами при достаточной освещённости. Илучаемый свет состоит из спектра видимых электромагнитных волн. Длина одной волны соответствует одному цвету.

Спектр первичных источников света (солнце, электрическая лампа, свеча, монитор и др.), как правило состоит из смеси волн различной длины. Мы видим лишь электромагнитное излучение (видимый спектр) в диапазоне длин волн 380 — 780 мкм. Он занимает промежуточное положение между ультрафиолетовым и инфракрасным излучениями. Белый дневной свет содержит видимые волны разной длины примерно в одинаковых пропорциях.

Читайте также:  При измерении активности некоторого препарата счетчик

Восприятие и ощущение цвета непостоянно, и существенно зависит от совокупности физических, физиологических и психологических факторов. В то время как мы легко можем улавливать цветовые различия между двумя смежными цветовыми тонами (оттенками), то запоминать цвет в точности, узнавать его и сравнивать — сложная, порой неосуществимая задача. Поэтому, в век высоких технологий не приходится рассчитывать на наш визуальный способ оценок цветов и его оттенков. Сейчас цвет измеряется промышленным способом с применением чувствительных точных приборов и приспособлений, которые точно определяют цвета для воспроизведения их и прменения в науке, технике, искусстве не завасимо от наших ощущений. Сейчас дизайнерами, художниками и учёными создаются и увеличиваются каталоги цветов, которые получают всё новые названия при их аттесации приборами (колороиетрическими и спектральными) с последующей регистрации для применений в качестве новых красителей и при необходимости их восстановления или опопознания.

Синтез цвета [ править | править код ]

Наше субъективное восприятие цветов основано на главных понятиях синтеза цветов:

  • Аддитивный синтез цвета
  • Субтрактивный синтез цвета

Различают первичные (основные) и вторичные (дополнительные) цвета.

  • Первичные (основные) цвета (XYZ):

красный, зелёный, синий.

Смешение трёх основных цветов даёт белый цвет.

Если смешивать два основных цвета, то получим один из трёх дополнительных цветов.

  • Вторичные (дополнительные) цвета:

Жёлтый (красный+зелёный), пурпурный (красный+синий), голубой (зелёный+синий)

Смешение трёх дополнительных цветов даёт коричневато чёрный цвет, а не нейтрально чёрный, что используется художниками, полиграфистами. Краски, красители — это среды, которые отражают лучи света, а вычитание из белого цвета отдельных его спектральных составляющих (красных, зелёных, синих излучений основного цвета) называемое субтрактивным синтезом цвета предполагает фильтрацию его абсолютно чистыми фильтрами, имеющими насыщенные цвета. Полностью насыщенный цвет пропускает или отражает не более двух первичных цветов. Откуда, субтрактивный синтез цвета находит широкое применение в полиграфии, живописи, цветной аналоговой фотографии (с фотоматериалами с фотоэмульсионным слоем).

Аддитивный синтез цвета [ править | править код ]

Рис.1 Спектр смешения цветов: красного, зелёного, синего

Рис. 2 Схема аддитивного смешивания света

Аддитивный синтез цвета— метод смешения основных, аддитивных цветов цветов, основанный на сложении, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Метод основан на особенностях строения зрительного анализатора человека, в частности на таком явлении как метамерия. Смешивая цвета можно воспроизвести любой воспринимаемый человеком цвет. Согласно науке о цвете, любой цвет может быть создан из суммы трех любых цветов, каждый из которых не может быть создан сочетанием двух других. [1]

На рис.1 показаны результаты смешения трёх аддитивных цветов RGB. Три основные спектральные цвета смешанные поровну создают белый цвет. При смешении этих цветов яркость их изменяющаяся и складывается. Цвет, полученный в результате аддитивного синтеза всегда ярче, чем каждый отдельный цвет до смешивания.

В результате (рис.1, 2)имеем:

  • Красный + зелёный = жёлтый(С)
  • Синий + зелёный = голубой(А)
  • Красный + синий = пурпурный(В)
  • Красный + зелёный +синий = белый

Например, цветной телевизор — типичный пример аддитивного синтеза цвета.

Субтрактивный синтез цвета [ править | править код ]

Рис. 3 Схема субтрактивного синтеза в CMYK

Рис. 4 Таблица смешения цветов

Четырёхцветная автотипия (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key colour) — субтрактивная схема формирования цвета, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати. Схема CMYK, как правило, обладает сравнительно небольшим цветовым охватом.

Субтрактивный синтез физических цветов (рис. 3) — прямая противоположность аддитивного синтеза основных спектральных цветов. Вторичные спектральные цвета:

смешанные в субтрактивном синтезе цвета, являются дополнением первичных цветов, смешанных в аддитивном синтезе цвета, как показано в таблице (Рис. 4) результатов смешивания:

Пурпурный + жёлтый = красный Голубой + жёлтый = зелёный Голубой + пурпурный = синий Голубой + пурпурный + жёлтый = коричнево-чёрный

При смешения двух первичных цветов создаются вторичные цвета. В итоге смешения двух вторичных цветов, далее, создаётся первичный цвет. При смешивании основных вторичных цветов поровну создаётся физический чёрный цвет. Цвет, полученный от вторичных цветов, всегда будет темнее, чем цвета, которыми они создаются.

Колориметрические системы и колориметрия [ править | править код ]

Стандартные цветовые величины XYZ [ править | править код ]

Рис. 5 Тип оранжевого цвета для стандартных цветовых градаций стандартного света от источника D 65 и угла наблюдения 10°.

Стандартные зависимости спектральных величин являются базой для любого арифметического вычисления цветов путем измерения. При помощи колориметра функции представлены в виде стандартных цветовых градаций XYZ для набора любого цвета. Стандартные цветовые величины XYZ используются для расчета всех других колориметрических показателей, как, например, L*a*b* и L*u*v*. Стандартные цветовые величины XYZ приводят к определённому, конкректному арифметическому описанию цвета. Например, найденый тип оранжевого цвета характерен для стандартных цветовых градаций XYZ из условий стандартного света от источника D 65 и угла наблюдения 10° в виде результата: (см. рис. 5).

Стандартная таблица цветов CIE [ править | править код ]

Известно, что стандартные цветовые градации XYZ были не достаточно ясными, и не обеспечивали получения изображений и оттенков более высокого качества, а также более яркие цвета. CIE пыталась обойти этот недостаток, создавая стандартную таблицу цветов CIE, где показывала координаты компонентов стандартных цветовых величин x и y.

Координаты цвета x и y были дополнены стандартной хроматической величиной Y, которая описывает яркость цвета. Это создаёт цветовое пространство с координатами Yxy, в которых цветовая точка одного любого цвета фиксируется тремя величинами, характеристика, которая также отличается более новыми цветовыми моделями CIELAB и CIELUV.

Цветовые компоненты подсчитываются по формулам:

X= У=

и находятся в пределах от 0 до 1. Y будет колебаться в пределах: от 0 для чёрного цвета и 100 — для белого.

Оранжевый цвет имее такую градацию:

Y = 34,51 x = 0,569 у = 0,400

Цветовые модели CIELAB и CIELUV [ править | править код ]

Определение цветовой точки в пространстве

В 1976 году CIE доработала колориметрические системы с двумя новыми стандартизированными цветовыми пространствами:

  • L*a*b* цветовое пространство CIE 1976
  • L*u*v* цветовое пространство CIE 1976
Читайте также:  Шкала измерения интеллекта векслера wais

Цветовые модели CIELAB и CIELUV в настоящее время являются главными цветовыми пространствами для анализа и описания физических цветов. Формулы для подсчёта L*a*b*, L*u*v* и их полученные полярные координаты L*C*h* были определены в 1990 году с новой версией стандарта DIN 5033-3. Стандартные цветовые величины XYZ снова формируют базу для расчетов.

L*a*b* — цветовые градации в цветовом пространстве и определяются:

L* — для яркости a* — для градации красно-зелёных тонов b* — для градации жёлто-синих тонов. C* описывает насыщенность h* описывает оттенок цвета в круге CIELAB L* находится в пределах от 0 для чёрного цвета и до 100 для белого. Величины яркости распределяются вдоль вертикальной оси в центре цветового пространства.

Ось а описывает переход от зелёного к красному цвету, ось b — переход от синего к жёлтому.

Значения а* являются отрицательными на зеленом участке и положительными на красном. Аналогичным образом значения b* являются отрицательными на синем участке и положительными на жёлтом. a и b равны нулю в бесцветном центре круга CIE.

Насыщенность С также равна нулю в центре и увеличивается во всех направлениях по мере перехода от центра. В цветовом пространстве CIELUV цветовые координаты а* и b* были заменены координатами u* и v*. L* имеет одно и то же значение для обоих цветовых пространств.

Пример (параметры замера) с оранжевым цветом при его измерении по новыой мтодике:

Цветовые различия между номинальными и реальными образцами [ править | править код ]

Рис.3,Нахождение величины координат дельта D(ΔE)

Рис.4,Определяемые величины ΔE —различий яркости,насыщенности, различий в цвете

Цветовые пространства L*a*b* и L*u*v* обладают преимуществом в представлениях цветовых различий, для равнорасположенных случаев при восприятии цветов одноимённых, но представленных для параллелного рассмотрения в двух вариантах: образцами номинальными и такими же реальными образцами цветов. Это делает оценку цветовых различий между номинальными и реальными образцами более лёгкой.

Способ оценки цветовых различий двух таких вариантов является основой для оценки качества цвета. Это относится ко всем областям деятельности, производства, а также к применению цветов в первую очередь в полиграфии.

Постоянно растущие запросы к качеству цветов, к стабидности и надёжности поставляемых красок в соответствии с принятыми нормативами, идентификации воспроизведения цветов разными производителями обеспечиваются специальными процессами и современной технологией измерения.

Количество цветовых различий определяется с помощью величин «дельта» — D (на рис.3 это — (ΔE)). Определяемые величины D являются разницей между номинальными и реальными значениями. Все величины измерения цвета могут выражаться как значения приращений D. Пример: (см. рис.4)

Метамерия [ править | править код ]

Метамерия — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета.

  • В более узком смысле, метамерией называют явление, когда два окрашенных образца цвета воспринимаются одинаковыми под одним источником освещения (имеют одну окраску), но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света).
  • Синоним этого слова, Метамеризм — редко используемый термин, «калька» с английского слова.

Метамерия важна в выборе цвета для текстиля, в полиграфии (печатаемые цвета), особенно в случаях печатания специальными красками, которые должны обладать возможно малой метамерией.

Способы замера цветов [ править | править код ]

Способы замера цветов описаны в Стандарте DIN 5033.

Колориметрический метод [ править | править код ]

Измерительный (эталонный) свет (см. рис.1), излучаемый лампой, отражается образцом и воспринимается тремя фотосенсорами. Фильтры, создающие в трёх цветных каналах спектральную чувствительность, соответствующую стандартным спектральным функциям, и таких, которые имитируют спектральную чувствительность сетчатки глаза и соответствуют зрительным сенсорам глаза. Определение сигнала сенсора получает стандартные цифровые величины XYZ для красного, зелёного и синего цветов. Затем они используются для всех остальных колориметрических вычислений.

Ограничения, имеющиеся у данной системы, заключаются в неполном моделировании нескольких типов света, в нехватке величин спектрального отражения и измерения метамерии.

Спектральные методы [ править | править код ]

Рис.4,Кривая отражения R спектрофотометра содержит всю информацию об измеряемом цвете

Современные измерителные средства измерения цвета (см. рис.2)(например, спектроденситометр SD 620 может быть использован для различных цветовых измерений путем свободно выбираемых измерительных фильтров) — спектрофотометры измеряют величины отражения видимых лучей по всей видимой области спектра. Для этого весь измеряемый спектр делится на участки с полосой пропускания 10-20 nm. Каждый участок представляет одну величину отражения. В новейших измерительных устройствах модули матричного диода (grid или grated-array-diode) или модули фильтра-диода (filter-diode) вызывают спектральную составляющую измеряемого света, отражённого образцом, лучи которого попадают на разделённые секции. Дифракционная сетка модуля матричной сетки-диода рассекает свет и проектируется на диодную матрицу с предпочтительным количеством 256 расположенных рядом диодов (пикселей). Сначала электронные элементы увеличиваются, переводятся в цифровую форму, оцифровываются и далее системой АЦП оценивают сигналы высокого разрешения, производимые несколькими диодами. Начальным результатом спектрального измерения является получаемая серия измеряемых величин отражения, которые представляются в виде графиков кривых измеряемого спектра отражения.

В итоге величины отражения и графики отражения предоставляют полную информацию об измеренном цвете (см. рис.4). Стандартные цветовые величины XYZ воспроизводятся с помощью специальных вычислений, так называемой валентно-метрической оценки. Этот процесс соотносится с кривыми отражения и стандартными функциям спектральных величин.

Приборы для измерения цвета [ править | править код ]

В настоящее время методы и средсва для измерения цвета вышли на совершенно новый уровень. Фирма Techkon GmbH (германская фиома) создала целый ряд измерительных устройств и программ для цветовых измерений в полиграфическом производстве, где очень высокий спрос на методы и приборы в данной области. Устройства измерения цвета находятся в постоянном развитии и совершенствовании. В производственной программе имеются ряд устройств для денситометрических и спектрофотометрических измерений на оттисках. Посредством программного обеспечения TECHKON ExPresso на базе операционной системы Windows на экране дисплея незамедительно показываются все необходимые данные измерений, непосредственно, с помощью которых можно точно управлять полиграфическим оборудованием печати (в том числе и цветной). В результате сокращается время наладок, уменьшается сервис при работе и повышается качество печати.

Источник