Меню

Способ выразительности речи сравнение



Способ выразительности речи сравнение

Средства выразительности речи

Сравнение это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве. Сравнение может быть выражено:

– при помощи использования союзов (как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем):

Любуюсь вами, как дитя!

– формой творительного падежа: И сеть, ложась на песок тонкой сквозной тенью, шевелится, непрерывно растет новыми кольцами (А.С. Серафимович);

– с помощью слов типа похожий, подобный: Богатые не похожи на нас с вами (Э. Хемингуэй);

– с помощью отрицания:

Чтоб, тебя не видя, умереть.

– сравнительной степенью прилагательного или наречия:

Блистает речка, льдом одета.

Метафора это перенос названия (свойств) одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Это так называемое скрытое (или сокращенное) сравнение, в котором союзы как, как будто, словно … отсутствуют. Например: пышное золото осеннего леса (К.Г. Паустовский).

Разновидностями метафоры являются олицетворение и овеществление.

Олицетворение это изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ. Например: И костер, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами на выступавший на секунду из темноты обрыв (А.С. Серафимович).

Овеществление это уподобление живых существ неодушевленным предметам. Например: Передние ряды задерживались, задние становились все гуще, и текучая людская река останавливалась, как в молчании останавливаются шумные воды, прегражденные в русле своем (А.С. Серафимович).

Метонимия это перенос названия с одного предмета на другой на основе ассоциативной смежности этих предметов. Например: Вся гимназия бьется в истерически судорожных рыданиях (А.С. Серафимович).

Синекдоха (разновидность метонимии) – это способность слова называть и целое через его часть, и часть чего-либо через целое. Например: Мелькали черные козырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто (А.С. Серафимович).

Эпитет это художественное определение, подчеркивающее какой-либо признак (свойство) предмета или явления, являющееся в предложение определением или обстоятельством. Эпитет может быть выражен:

И красные клены вдали.

Последняя кроткая нежность

Притихшей осенней земли.

– существительным: Тучки небесные, вечные странники (М.Ю. Лермонтов);

– наречием: И сладостно шумят полуденные волны (А.С. Пушкин).

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления. Например: Тротуарные вихри мчали самих преследователей так сильно, что они иной раз перегоняли свои головные уборы и приходили в себя только приткнувшись к ногам бронзовой фигуры екатерининского вельможи, стоявшего среди площади (И. Ильф, Е.П. Петров).

Литота – это художественный прием, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления. Например: Долго сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С. Серафимович).

Аллегория это иносказательное выражение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Например:

Кормя Зевесова орла,

Громкокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ирония это иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте речи приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение. Например:

Так поди же, попляши!»

Оксюморон— это парадоксальное словосочетание, в котором предмету или явлению приписываются противоречивые (взаимоисключающие) свойства. Например: Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Г. Паустовский).

Перифраз это замена слова иносказательным описательным выражением. Например: Прямой долг обязывал нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз) (К.Г. Паустовский).

Антитеза противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов. Например:

Лишь начал сонисчезло сновиденье!

Повтор это неоднократное употребление одних и тех же слов и выражений. Например: Мой друг, мой нежный друглюблютвоятвоя. (А.С. Пушкин).

Разновидностями повтора являются анафора и эпифора.

Анафора (единоначатие) – это повторение начальных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:

Ты полон весь таинственной тоской.

Эпифора это повторение конечных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:

Людей привыкли мы ценить;

Себе мы оба не изменим,

А нам не могут изменить.

Градация это особая группировка однородных членов предложения с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Например:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Параллелизм это повтор типа смежных предложений или словосочетаний, при котором совпадает, хотя бы частично, и порядок следования слов. Например:

Читайте также:  Realme c3 redmi 5 plus сравнение

При вас мне грустно,я терплю

Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы. Например:

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень

Эллипсис – это пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма. Например: Реже и реже перевозил Афиногеныч богомольцев. По целым неделям – никого (А.С. Серафимович).

Парцелляция художественный прием, при котором предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например: Они даже не взглянули на приведенного, одного из тысяч здесь перебывавших. Обыскали. Произвели измерения. Записали приметы (А.С. Серафимович).

Риторический вопрос (обращение, восклицание) это вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. Его функция – привлечение внимания, усиление впечатления. Например: Что в имени тебе моем? (А.С. Пушкин)

Бессоюзие намеренный пропуск союзов для придания речи динамичности. Например:

Игрою глаз, блестящим разговором …

Многосоюзие это сознательное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами. При этом подчеркивается смысловая значимость каждого выделенного союзом слова. Например:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

В качестве средств, усиливающих выразительность речи также используются фразеологизмы, синонимы и антонимы.

Фразеологическая единица , или фразеологизм это устойчивое сочетание слов, которое функционирует в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: лежать на печи, биться как рыба об лед, ни днем ни ночью.

Синонимы это слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. Виды синонимов:

– общеязыковые: смелый – храбрый;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Антонимы это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Виды антонимов:

– общеязыковые: добрый – злой;

Мне время тлеть, тебе цвести.

Как известно, значение слова точнее всего определяется в контексте речи. Это позволяет, в частности, определять значение многозначных слов, а также разграничивать омонимы (слова одной и той же части речи, совпадающие по звучанию или написанию, но имеющие разные лексические значения: вкусный плод – надежный плот, брак в работе – счастливый брак).

Источник

Сравнение как средство выразительности речи. (Урок развития речи)

-познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте;

-формировать умение использовать сравнение в своей речи;

-развивать речь, воображение;

-вызвать интерес к языковым явлениям, к творчеству М. Ю. Лермонтова.

-толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова;

-репродукция картины И. И. Шишкина «На севере диком»;

-репродукции пейзажей М. Ю. Лермонтова.

Все познается в сравнении.Конфуций

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

— сообщение учителем темы, целей урока.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

*а) Вводная беседа.

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с особенностями художественного стиля или стиля художественной литературы.

Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота – все это выражается в лучших художественных произведениях. Художественная речь – своеобразное зеркало литературного языка.

Начиная с античных времен пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов (средств), ресурсов языка.

1.С какой целью создаются художественные тексты? (Художественные тексты возбуждают у нас чувство прекрасного, красоты. Научная проза воздействует на разум, художественная – на чувства. Ученый мыслит понятиями, художник – образами. Первый рассуждает, анализирует, доказывает, второй –рисует, показывает, изображает. В этом и заключается особенность языка художественной литературы).

2.Какие выразительные средства характерны для художественного стиля? (Писатели, поэты часто используют метафоры, эпитеты, сравнения и другие приемы и средства).

3.Что в лингвистике называют тропами? ( Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении).

4.Какие виды тропов вам известны? ( Кроме метафор, эпитетов, сравнений к тропам относят метонимию, гиперболу, литоту, иронию, аллегорию, олицетворение, перифразу).

На сегодняшнем уроке мы подробнее остановимся на сравнении как средстве художественной выразительности текста, познакомимся с его разновидностями и способами выражения, будем развивать навык использования сравнений в своей речи.

Чем может привлечь нас текст? Прежде всего, яркостью и сочностью красок, т. е. выразительными средствами языка, среди которых одно из главных мест занимает сравнение.

Читайте также:  Сравнение процессоров intel core i5 3470

Вот два предложения:

  • 1.Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.
  • 2.Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Михаил Лермонтов)

(Предложения высвечиваются на интерактивной доске).

Хотя оба предложения содержат одну мысль, но разница между ними огромная. Если в первой фразе нам сообщаются только некоторые сведения, информация, то во втором мы видим живописную картину, нарисованную словами. Высоко-высоко стоит человек. И он видит далеко внизу необычайное, красочное зрелище: покрытая вечными снегами слепящей белизны гора в сиянии солнечных лучей переливается, как грань алмаза, всеми цветами радуги.

С помощью сравнения Лермонтов нарисовал удивительную словесную картину всего несколькими словами.

5.Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку? ( Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познать мир).

(Учащиеся записывают в тетради тему, эпиграф, которые высвечиваются на интерактивной доске).

  • б)Работа с репродукцией картины И. И. Шишкина «На севере диком».

(На интерактивной доске высвечивается репродукция картины И. И. Шишкина; в течение 2-3-х минут учащиеся рассматривают ее и одновременно слушают стихотворение М. Ю. Лермонтова в исполнении подготовленного ученика).

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

1.Работа со стихотворением «На севере диком…»

-Запишите строки Лермонтова по памяти. Проверьте себя. Объясните орфограммы и пунктограммы.

-Какие средства выразительности присутствуют в тексте? (Инверсия, эпитеты, ассонанс, олицетворение.)

2.Работа с толковым словарем.

-Посмотрите по Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, что такое риза.

Риза – 1.Облачение, одежда священника для богослужения (парчовая риза). 2.Оклад на иконе.

-Какова роль этого сравнения в тексте?

-Как возникает это сравнение?(Основано на сходстве: сосна укутана снегом, как ризой – белый цвет, серебро, великолепие…)

-Многие лингвисты не относят сравнение к тропам, объясняя это тем, что в сравнениях значения слов не претерпевают изменений. Какова ваша точка зрения на данную проблему?

(В ходе обсуждений ущащиеся приходят к мнению, что, если это выразительное, яркое, образное сравнение, как у Лермонтова, то происходит «приращение смысла», следовательно, это троп.)

-Попробуйте дать определение сравнения как художественного средства. (Учащиеся дают разные определения сравнения, из которых вычленяются основные признаки сравнения: оригинальное необычное сопоставление; уподобление двух предметов; прием художественной речи; позволяет более ярко, рельефно, выпукло представить предметы и явления и т. п.)

-Сравнить свое определение с определением учебника «Русская речь» Е.И. Никитиной.

(Запись в тетрадь : Сравнение – это один из приемов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого.)

«предмет» (то, что сравнивается) «признак» (то, на основании чего сравнивается) «образ» (то, с чем сравнивается).

*гЗнакомство с структурным разнообразием сравнений.

По сравнению с другими тропами, сравнения отличаются структурным разнообразием. Обычно они выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, и др. Эти же подчинительные союзы могут присоединять и сравнительные предложения.

Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и березы стоят, как большие свечки. (С. Есенин). Небеса опускаются оземь, точно занавеса бахрома…(Б. Пастернак). Часто сравнения имеют форму существительных в творительном падеже: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник…(А. Пушкин).

Есть сравнения, которые вводятся словами похож, подобен, напоминает, выступающими в роли сказуемого: Кленовый лист напоминает нам янтарь.(Н. Заболоцкий).

Сравнения широко используются в народно-поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Народно-поэтические сравнения отличаются простотой, образностью и глубоким лиризмом. В основном это сравнения с миром природы: девушка сравнивается с березкой, лебедушкой; юноша – с соколом; зло – с коршуном и т.д.

В произведениях устного народного творчества распространены отрицательные сравнения. Из фольклора эти сравнения перешли в русскую поэзию: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов). В отрицательных сравнениях один предмет противопоставляется другому.

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественный образ, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особую выразительность.

Читайте также:  Сравнить духовой шкаф между собой

Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень. Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок. Если молния – замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. (К. Паустовский).

  • д)Закрепление изученного материала.

1.Помня структуру строения сравнения ( предмет, признак, образ), найдите эти элементы в отрывке из поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

(«Предмет» — реки Арагва и Кура, «образ» — сестры, «признак» — родство).

2.Почему так важно это сравнение в художественной ткани поэмы? (Мцыри ищет родственную душу. Сравнение с миром природы усиливает мотив одиночества главного героя).

3.В каком произведении М. Ю. Лермонтов широко использует прием народно-поэтического сравнения? (В «Песне про купца Калашникова»).

4.В описании Алены Дмитриевны найдите и выпишите в тетрадь народно-поэтические сравнения:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

5.В чем особенность сравнения в следующих строчках лермонтовской эпиграммы:

Ах, Анна Алексеевна,

Какой счастливый день!

Судьба моя плачевна,

Я здесь стою, как пень.

(Сравнение – фразеологизм. Нет обособления!)

6.В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Вспомним некоторые из них:

Он боится меня…(как огня);

Все идет…(как по маслу);

Знать…(как свои пять;

Не видать…(как своих ушей).

На чем основаны такие фразеологические сравнения? Почему, например, как с гуся вода, а не с курицы?

7.В основе сравнения всегда должно лежать сходство. В противном случае сравнение окажется неудачным и не только не сделает речь выразительной, но, напротив, сделает ее смешной.

Почему неудачны следующие сравнения🙁 упр. 283, 3-я ч. Учебник «Рус. речь»)

8.Сравнения построены на сходстве признаков, но в основе сходства должна лежать образность, выразительность. Например, сравнение « белый, как снег» нельзя считать удачным, здесь образность проигрывает, ослабевает. Интересны сравнения новые, неожиданные, когда автор замечает что-то, чего никто не замечал.

Продолжите предложения, используя сравнения:

Листья налипли на стекла окна…(как мокрые бабочки);

Ярко-оранжевый апельсин…(как полуденное солнце);

Редкий дождь…(как длинные стеклянные нити);

Дороги расползлись во все стороны…(как раки, когда их высыпали из мешка).

(В скобках даны цитаты из произведений К. Паустовского, Н. В. Гоголя, которые используются учителем как образец. Учащиеся же придумывают свои оригинальные сравнения).

9).Работа с текстом. (Отрывки из романа «Герой нашего времени», представляющие собой прекрасные пейзажные зарисовки, с пропущенными сравнениями, высвечиваются на экране. Также на доске – репродукции картин М. Ю. Лермонтова – кавказские виды).

Попробуйте восстановить в тексте лермонтовские сравнения.

Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного полного мглою ущелья, тянется…(серебряной нитью) и сверкает,…(как змея своею чешуею) («Бэла»).

На север поднимается Машук,…(как персидская шапка), и закрывает всю эту часть небосклона. А на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Воздух чист и свеж,…(как поцелуй ребенка); солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления.

На экране высвечивается восстановленный текст, учащиеся сравнивают свои работы.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

  • 1.Придумайте сравнение для сегодняшнего урока, запишите его в тетрадь.
  • 2.Прав ли, по-вашему, Конфуций, считая, что «все познается в сравнении»? (См. эпиграф к уроку). Докажите свою точку зрения.
  • 3.Домашнее задание (по выбору учащихся):

-найти в произведениях А. С. Пушкина десять примеров сравнений; объяснить, с помощью каких языковых средств они созданы

-подобрать оригинальные сравнения к указанным словам, составить с ними небольшой связный текст: звезды, утренний рассвет, озеро, луна.

  • 4.Комментированное выставление оценок за работу на уроке.

Источник