Меню

Сравнения стихотворения зимняя дорога пушкина



Краткий анализ стихотворения «Зимняя дорога» по плану

1. История создания

Стихотворение «Зимняя дорога» было написано Пушкиным в конце 1826 года.

С августа 1824 по сентябрь 1826 года поэт пребывал в двухлетней ссылке в Михайловском, куда был сослан по приказу царя.

Получив в сентябре разрешение покинуть имение матери, он едет в столицу, но уже через месяц возвращается в Михайловское. Именно в этот период – ноябрь-декабрь 1826 года – и была написана «Зимняя дорога».

2. Литературное направление

«Зимняя дорога» относится к реализму: в стихотворении реалистично переданы как чувства лирического героя, так и описания природы.

3. Род

Род этого произведения – лирика.

Рисуя картины, которые разворачиваются перед глазами лирического героя во время поездки по пустынной зимней дороге, автор делится с читателями его чувствами и мыслями.

4. Жанр

«Зимнюю дорогу» можно отнести к жанру элегия.

Стихотворение проникнуто грустью. Лишь надежда на скорую встречу с любимой женщиной скрашивает долгое путешествие лирического героя и вносит ноту оптимизма.

5. Проблематика

Главная проблема произведения — проблема одиночества человека.

6. Тематика

Главная тема произведения – зимний пейзаж, который перекликается с печальным настроением лирического героя.

Мелькание полосатых столбов, отмечающих вёрсты, «печальные поляны» в бледном лунном свете, утомляющий звон колокольчиков и унылое пение ямщика – всё это навевает скуку и грусть.

Во второй части стихотворения присутствует также тема любви. Главному герою пришлось на время покинуть дорогого человека и он, скучая, с нетерпением ждёт новой встречи.

7. Идея

Существует мнение, что в стихотворении нашло отражение сватовства поэта к его дальней московской родственнице, Софии Фёдоровне Пушкиной. Перед отъездом в Михайловское поэт побывал у неё и сделал ей предложение.

В стихотворении Софья выведена под именем Нина, именно о ней думал поэт во время долгой дороги в Михайловское.

Но, возможно, в «Зимней дороге» помимо внешних впечатлений от поездки присутствуют и другие мотивы – с зимней дорогой поэт подсознательно ассоциирует свой жизненный путь.

Пушкин не мог не думать о событиях, которые произошли в декабре 1825 года на Сенатской площади Петербурга, где, по его собственным словам, он не присутствовал лишь потому, что находился в ссылке.

Царь вернул ему свободу передвижения, позволил жить в столице, но отношения с властью остались напряжёнными.

Пушкин не испытывал большой радости, возвращаясь в светское общество, поскольку многие из его друзей и знакомых из круга декабристов уже находились в тюрьмах или были сосланы в Сибирь.

8. Пафос

Лирический герой произведения в течение всей дороги испытывал грусть и скуку. И лишь надежда на встречу с Ниной скрашивает его утомительное путешествие.

Но эмоции, которые вызывает это произведение – не скука и печаль, а изумление перед мастерством поэта, сумевшего в нескольких строфах рассказать целую историю о встречах-расставаниях и воссоздать завораживающую картину зимней ночи.

9. Система образов

Образы в данном художественном произведении – зыбкие отражения реальности, возникающие в сознании человека и передаваемые читателям посредством слова.

В первой строфе стихотворения перед читателем возникает образ ночного заснеженного пространства, освещаемого печальным светом луны.

Этот образ глухой дороги, которую обрамляют лишь «вёрсты полосаты», дополняет образ ямщика, он то поёт, то, утомившись, дремлет.

Статичному пустынному пейзажу противопоставляется символ движения – образ «борзой» тройки, а глухой зимней тишине – образ однозвучного колокольчика.

Во второй части стихотворения возникает зыбкий образ молодой женщины. В сознании лирического героя он тесно связан с образом комнаты, где тепло и уютно от горящего камина.

10. Центральные персонажи

В произведении всего один главный герой – человек, едущий по зимней дороге.

Второстепенные персонажи – ямщик и женщина по имени Нина.

11. Лирический герой

Образ лирического героя в «Зимней дороге» в большой степени соотносится с автором (на это намекает вторая часть стихотворения, где повествование ведётся от первого лица). Это молодой человек, дворянин, едущий по своим делам на тройке с ямщиком.

12. Сюжет

Выраженного сюжета в этом стихотворении, как и во многих лирических произведениях, нет.

Главный герой в пути, перед ним дорога с верстовыми столбами, «глушь и снег», которые вызывают состояние скуки и грусти. Мысленно он обращается к женщине, встречи с которой с нетерпением ожидает.

Глядя на однообразный зимний пейзаж мечтает о том моменте, когда окажется рядом с дорогим для него человеком.

13. Композиция

Композиция стихотворения кольцевая – его начало и конец перекликаются. Произведение начинается строчками о луне в туманном ореоле и заканчивается словами об отуманенном лунном лике.

Стихотворение делится на две основные части:

  • описание пейзажа
  • и обращение к Нине.

Присутствует противопоставление холода зимней ночи и уютной обстановки комнаты с камином.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение состоит из семи катренов (четырёхстиший).

Написано четырёхстопным хореем.

Рифма перекрёстная (АВАВ) с чередованием мужской и женской рифмы.

15. Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности поэт использует:

  • метафоры «пробирается луна», «печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик»;
  • эпитеты «волнистые», «удалое», «чёрная», «полосаты»;
  • инверсию (прилагательное следует за существительным): «по дороге зимней», «тройка борзая», «стрелка часовая» и др.;
  • повторение слов, связанных с печалью и скукой, что подчёркивает однообразное движение в долгом пути;
  • антитезу (противопоставление): «То разгулье удалое, то сердечная тоска».
Читайте также:  Таблица сравнения регионов сша

16. Значение произведения

Этот прекрасный образец пейзажной лирики – значимый вклад в русскую литературу.

В небольшом произведении автору удаётся передать завораживающую картину позднего зимнего вечера или ночи; одиночество путника посреди бесконечных заснеженных пространств.

17. Актуальность

Всегда интересно узнавать, как жили люди в другие времена, каким был их физический мир и их чувства. Стихотворение переносит нас на два столетия назад, позволяет увидеть прошлое глазами поэта.

18. Моё отношение

Стихотворение нравится тем, что показывает красоту природы даже в самых её, казалось бы, непривлекательных моментах.

19. Чему учит

Стихотворение учит видеть и ценить прекрасное в природе и в человеческой жизни.

Источник

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

Пейзажи А. С. Пушкина – не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимняя дорога.

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты«волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимний вечер» увидел мир в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы – красоты зимней природы и «сердечной тоски».

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» . Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи катренов. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль, в стихах, обращенных к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры: «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.

Источник

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи.Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы.

Читайте также:  Курсовая работа по русскому языку сравнения

Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже

стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

Стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина сближает прежде всего тема пути, образ дороги.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_stikhotvoreniya_a.docx 16.49 КБ
analiz_stikhotvoreniya_esenin1.docx 15.25 КБ
1.docx 12.68 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи. « Пробирается луна», « на печальные поляны льет печально свет она». Эти слова передают именно тот пейзаж, который видит Пушкин, проезжая мимо. Наверное, он специально повторяет слова « печальный», « печально», чтобы усилить грусть и уныние. В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для лирики Пушкина тема дороги.

Даже дорогу поэт называет « скучной», и утомительное звучание колокольчика только еще больше увеличивает печаль автора. Лишь только борзая тройка нарушает всеобщее природное уныние. Пушкин наедине с природой, зимней, уснувшей до весны. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” — это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

Однако, в отличие от стихотворений романтического периода, здесь она осмысливается иначе. Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — в пути, в дороге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот — герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной».

Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость – награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать.

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечной кажется зимняя дорога.

Стихотворение А. С. Пушкина словно разделено на две части, в первой описывается пейзаж, и чувствуется внутренняя тревога, тоска и уныние писателя, а во второй части автор разговаривает с Ниной, наверное, своей знакомой. Пушкин говорит, что завтра, когда вернется домой, даже встреча с любимой не заставит исчезнуть ту тоску, впечатление от которой еще долго будет жить в его душе. Чтобы передать такое грустное, унылое настроение, автор использует художественно-изобразительные средства: эпитеты ( « печальные», « скучный», « однозвучный», « волнистый» и другие).

Эти слова придают стихотворению тревогу и печаль. Присутствуют здесь и олицетворения ( « пробирается луна», « льет печальный свет»), эти выражения придают нотку тайны. Когда дочитываешь стихотворение, кажется, будто тихий звон колокольчика затихает вдали…

И последняя деталь – туман, закрывший « лунный лик», придает стихотворению еще большую тревогу и тайну.

А. С. Пушкин любил, понимал и тонко чувствовал русскую природу. Поэт никогда не изображал пейзаж отдельно от человека: состояние его души всегда находится в гармонии с природой.
В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы. Строки его произведений легко запоминаются и вызывают самые яркие чувства. В стихотворении «Пороша», автор очень искусно описывает зимнее время года: деревья, покрытые белым одеянием, зимнюю дорогу, устланную, как шалью сухим и свежим, легким снегом.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства . Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют собой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Есенин искренне, как ребенок, милуется зимним пейзажем в лесу. Он очень нежно и трепетно передает в своем стихотворении картину зимнего леса. Зиму он называет невидимкой, которая очень хорошо постаралась и приодела все вокруг в белый наряд. Она повязала на сосну косынку, от чего та согнулась и стала похожа на старушку, опершуюся

на клюку. А дорогу превратила в белую ленту, звенящую под копытами. Все вокруг окутано белым снегом и мило уснуло прелестным сном, очутившись в прекрасной сказке.

Для придания зимнему пейзажу необычности и загадочности, автор использует необычные звуки, которые нарушают первоначальную тишину. Прислушавшись к тишине, поэт подмечает, что треск снега под копытами лошадей настолько громкий, что его слышно очень далеко, кажется «словно серые вороны раскричались на лугу». А дятел, усевшись под «самою макушкой» елки, словно старушки, очень громко стучит, выискивая что-то важное.

Как приятно надеть теплую шубу, валенки, шапку, закутать руки в теплые рукавицы и отправиться в дорогу по лесу, полям и лугам. Сесть в сани, запряженные тройкой лошадей с бубенцами и проехать по укатанной дороге под песни ямщика. Как прекрасны просторы родной земли зимой, как все торжественно и красиво.

Вот и лирический герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу — повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Заложник этого сна весь лес. И валит снег, он застилает все белой шалью, окутывает всю землю. Как радостно и весело на душе в такую пору.

Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо,- это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны.

Все мы ездим по дорогам, однако не все так замечают окружающие нас вещи. Лирического героя Есенина не утомляет одиночество в пути, он не погружается в себя и раздумья. Поэт открыт природе, наверное, поэтому и она показывает ему в дороге свои самые красивые пейзажи.

Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. И то, как он описывает зимний пейзаж, вызывает непреодолимое желание влюбиться в нее самому. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега, так и хочется прокатиться на санях или поиграть в снежки, слепить снежную бабу.

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны.

Есенин сумел увидеть в обычной картине зимней дороги, настолько интересные и загадочные вещи и очень непринужденно и легко передать это в стихах. Чтобы так чувственно и красочно описать обычную зимнюю природу, нужно действительно пропустить эту красоту через себя, проникнуться ее прелестью и излить всю глубину очарования в стихах, подобрав к каждому элементу пейзажа замечательные слова.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.

Источник