Меню

Сравнение атомных подводных лодок россии



Все АПЛ ВМФ России

Подпишитесь на «Морского волка»!

ВМФ Российской Федерации является одним из мощнейших в мире. В его состав входят более 300 кораблей самых различных классов и проектов, а также около 70 подводных лодок, 49 из которых являются атомными.

Сегодня «Морской волк»представляет Вам полный список всех атомных подводных лодок ВМФ России!

ТРПКСН проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — «Typhoon»)

ТК-208 “Дмитрий Донской” (1981) . Модернизирован по проекту 941УМ. Перевооружен на МБР Р-30 «Булава». В строю СФ;

ТК-17 “Архангельск” (1987). В резерве, ожидает утилизации. По слухам, планируется возвращение в строй и перевооружение на 200 КР «Калибр-ПЛ». СФ;

ТК-20 “Северсталь” (1989). В резерве, ожидает утилизации. По слухам, планируется возвращение в строй и перевооружение на 200 КР «Калибр-ПЛ». СФ.

РПКСН проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО — «Borei», «Dolgorukiy class»)

К-533 “Юрий Долгорукий” (2013). В строю СФ;

К-550 “Александр Невский” (2013). В строю ТОФ;

К-551 “Владимир Мономах” (2014). В строю ТОФ.

РПКСН проекта 667БДРМ “Дельфин” (по классификации НАТО — “Delta-IV”)

К-51 “Верхотурье” (1984). Перевооружен на МБР Р-29РМУ2 «Синева». В строю СФ;

К-84 “Екатеринбург” (1985). В строю СФ;

К-64 (БС-64) «Подмосковье» (1986). Переоборудован по спецпроекту 09787 в носитель сверхмалых подводных лодок. В строю СФ;

К-114 “Тула” (1987). Первооружен на МБР «Синева». В строю СФ;

К-117 “Брянск” (1988). Первооружен на МБР «Синева». В ремонте. СФ;

К-18 “Карелия” (1989). Перевооружен на МБР «Синева». В строю СФ;

К-407 “Новомосковск” (1990). Перевооружен на МБР «Синева». В строю СФ.

РПКСН проекта 667БДР “Кальмар” (по классификации НАТО — “Delta—III”)

К-433 “Святой Георгий Победоносец” (1980). В резерве, ожидает утилизации. ТОФ;

К-129 (БС-136) «Оренбург» (1981). Модернизирован по спецпроекту 09786 в носитель сверхмалых подводных лодок. В ремонте. По некоторым данным, списан. СФ;

К-44 “Рязань” (1982). В строю ТОФ.

МПЛАТРК проекта 855 “Ясень” (по классификации НАТО — “Graney”)

К-560 “Северодвинск” (2014). В опытной эксплуатации, флотом не принята; СФ.

МПТЛАРК проекта 971 “Щука-Б” (по классификации НАТО — “Akula”)

К-391 “Братск” (1989). На ремонте. ТОФ;

К-331 “Магадан” (1990). Проходит модернизацию и ремонт. Планируется передача в лизинг ВМС Индии. ТОФ;

К-317 “Пантера” (1990). В строю СФ;

К-461 “Волк” (1991). На ремонте. СФ;

К-328 “Леопард” (1992). Имеет улучшенную скрытность по сравнению с предыдущими кораблями серии и на западе классифицируется как «Improved Akula». На модернизации по проекту 971М. СФ;

К-419 “Кузбасс” (1992). В строю ТОФ;

К-154 “Тигр” (1993). По некоторым данным, на ремонте. СФ;

К-157 “Вепрь” (1995). Проект 971М (по классификации НАТО — “Akula-II”). На ремонте и модернизации. СФ;

К-295 “Самара” (1995). Проходит модернизацию по проекту 971М. ТОФ;

К-335 “Гепард” (2001). Изменана конструкция корпуса и новое оборудование (по классификации НАТО — “Akula-III”). В строю СФ.

МПЛАТРК проекта 945А “Кондор” (по классификации НАТО — “Sierra-II”)

К-534 “Нижний Новгород” (1990). В строю СФ;

Б-336 “Псков” (1993). В строю СФ.

ПЛАРК проекта 949А “Антей” (по классификации НАТО — “Oscar-II”)

К-132 “Иркутск” (1988). На ремонте. ТОФ;

К-119 “Воронеж” (1989). В строю СФ;

К-410 “Смоленск” (1990). В строю СФ;

К-442 “Челябинск” (1990). На ремонте. ТОФ;

К-456 “Тверь” (1992). В строю ТОФ;

К-226 “Орел” (1992). Прошел модернизацию. Вооружен крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» и «Оникс.» СФ;

К-186 “Омск” (1993). Прошел модернизацию. Вооружен крылатыми ракетами “Калибр” и “Оникс.” ТОФ.

ПЛАТ проекта 945 “Барракуда” (по классификации НАТО — “Sierra-I”)

Б-239 “Карп” (1984). В резерве. По некоторым данным на 2014 г. с “Карпа” начали выгружать топливо. По слухам, планируется возвращение в строй. СФ;

Б-276 “Кострома” (1987). Планируется ремонт и модернизация. Возможно, в резерве. СФ.

ПЛАТ проекта 671РТМК “Щука” (по классификации НАТО — “Victor-III”)

Б-138 “Обниск” (1990). В строю СФ;

Б-414 “Даниил Московский” (1990). В резерве, ожидает утилизации. СФ;

Б-448 “Тамбов” (1992). На ремонте. СФ.

Атомные глубоководные станции проекта 10831 «Калитка» (по классификации НАТО — “NORSUB-5”)

АС-12 (АС-31, прозвана “Лощариком” в связи с конструкцией) (2003). Доставлена на ремонт в Северодвинск на «Звездочку» после аварии 1 июля 2019 года. СФ.

Атомные глубоководные станции проекта 1910 “Кашалот” (по классификации НАТО — “Uniform”)

АС-13 (1986). Нет данных о состоянии вымпела. Вероятнее всего, в резерве. СФ;

Источник

Обзор состояния многоцелевых атомных подводных лодок, входящих в состав ВМФ России

На многоцелевые АПЛ может быть возложен широкий круг задач: поиск и уничтожение ПЛ противника, прежде всего ПЛАРБ, в районах боевого патрулирования и на переходах; уничтожение надводных кораблей и транспортов; борьба (совместно с надводными силами и авиацией) за завоевание господства на море; организация рубежей в узкостях с целью воспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан; участие в блокадный действиях; охранение авианосных групп и соединений; защита морских коммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам; скрытая постановка мин, ведение разведки, высадка разведывательно-диверсионных групп.

В настоящее время в состав подводного флота России входят многоцелевые АПЛ проектов: 671РТМК «Щука», 945 «Барракуда», 945А «Кондор», 949А «Антей», 971 «Щука-Б» и 885(М) «Ясень».

1. Проект 671РТМК «Щука» — серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения.

По состоянию на 2017 год в состав ВМФ России входят три лодки данного проекта, а именно Б-138 «Обнинск»(СФ), сдана флоту в 1990 году — в строю, Б-448 «Тамбов»(СФ), сдана флоту в 1992 году — в ремонте, Б-414 «Даниил Московский»(СФ), сдана флоту в 1990 году — в резерве.

2. Проект 945 «Барракуда» — серия советских торпедных атомных подводных лодок третьего поколения.

В настоящее время лодки Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома» находятся в резерве ВМФ России. Вопрос о восстановлении лодок то поднимался на повестку дня, то закрывался. В данный момент ремонт и модернизация этих лодок не ведется.

3. Проект 945А «Кондор» — серия советских торпедных атомных подводных лодок третьего поколения.

По состоянию на 2017 год в состав ВМФ России входят две лодки данного проекта, а именно Б-336 «Псков»(СФ), сдана флоту в 1993 году — в строю, Б-534 «Нижний Новгород»(СФ), сдана флоту в 1990 году — в строю.

Читайте также:  Сравнение для 4 класса литература для 4 класса

4. Проект 949А «Антей» — серия советских атомных подводных лодок третьего поколения, вооруженных ПКР «Гранит».

По состоянию на 2017 год в состав ВМФ России входят восемь лодок данного проекта, а именно: К-132 «Иркутск» (ТОФ), сдана флоту в 1988 году — находится в ремонте и модернизации на ДВЗ «Звезда», К-442 «Челябинск» (ТОФ), сдана флоту в 1990 году — находится в ремонте и модернизации на ДВЗ «Звезда», К-456 «Тверь» (ТОФ), сдана флоту в 1992 году — в строю, К-186 «Омск» (ТОФ), сдана флоту в 1993 году — в ремонте, К-150 «Томск» (ТОФ), сдана флоту в 1996 году — в строю, К-119 «Воронеж» (СФ), сдана флоту в 1989 году — в строю, К-410 «Смоленск» (СФ), сдана флоту в 1990 году — в строю, К-266 «Орёл» (СФ), сдана флоту в 1992 году — в строю.

5) Проект 971 «Щука-Б» — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения.

По состоянию на 2017 год в состав ВМФ России входят 11 лодок данного проекта, а именно: К-322 «Кашалот»(ТОФ), сдана флоту в 1988 году — в резерве, К- 391 «Братск»(ТОФ), сдана флоту в 1989 году — находится в ожидании ремонта и модернизации на СРЗ «Звёздочка», К-295 «Самара»(ТОФ), сдана флоту в 1995 году — находится в ожидании ремонта и модернизации на СРЗ «Звёздочка», К-331 «Магадан»(ТОФ), сдана флоту в 1990 году — в ремонте, К-419 «Кузбасс»(ТОФ), сдана флоту в 1992 году — в строю, К-317 «Пантера»(СФ), сдана флоту в 1990 году — в строю, К-461 «Волк»(СФ), сдана флоту в 1991 году — находится в ремонте и модернизации на СРЗ «Звездочка», К-328 «Леопард»(СФ), сдана флоту в 1992 году — находится в ремонте и модернизации на СРЗ «Звездочка», К-154 «Тигр»(СФ), сдана флоту в 1993 году — находится в ожидании ремонта и модернизации на СРЗ «Звёздочка», К-157 «Вепрь»(СФ), сдана флоту в 1995 году — проходит ремонт на СРЗ «Нерпа», К-335 «Гепард»(СФ), сдана флоту в 2001 году — в строю.

6. Проект 885/885М «Ясень» — серия российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами четвёртого поколения.

По состоянию на 2017 год в состав ВМФ России входит одна лодка пр.885 «Северодвинск»(СФ), сдана флоту в 2014 году — в строю. Также в настоящее время на мощностях Севмаша реализуется программа строительства шести ПЛА пр.885М, а именно: К-561 «Казань», заложена в 2009 году — спущена на воду в 2017 году, К- 573 «Новосибирск», заложена в 2013 году — в постройке, К-571 «Красноярск», заложена в 2014 году — в постройке, К-564 «Архангельск», заложена в 2015 году — в постройке, К-? «Пермь», заложена в 2016 году — в постройке, К-? «Ульяновск», заложена в 2017 году — в постройке.

И кратко о состоянии подводного флота ВМС США.

По состоянию на 2017 год в состав ВМС США входят тридцать три лодки 3-го поколения типа «Лос-Анджелес», три лодки 4-ого поколения типа «Сивулф», четыре лодки 3-его поколения типа «Огайо», переоборудованные по КР «Томагавк» и тринадцать лодок 4-го поколения типа «Вирджиния» (всего планируется построить более 30 лодок в интересах ВМС США).

Источник

САМЫЕ СМЕРТОНОСНЫЕ ПОДЛОДКИ РОССИИ. Взгляд из-за океана.

Без сомнений, наш надводный и подводный флот считается одним из мощнейших в мире. Наши СМИ чуть ли не каждый месяц выпускают новости об очередной прорывной технологии, закладке корабля или его спуске на воду. Особенно приятно знать, что силу наших ВМС признают и авторитетные западные издания. Входящий в их число американский The National Interest включил в пятерку самых опасных подлодок мира три наших субмарины.

Подводные лодки скоро в World of Warships! Хочешь окунуться в историю морских сражений и почувствовать мощь стальных монстров? World of Warships — то, что нужно тебе! Регистрируйся, качай, нагибай !

ПЛ проекта 955 «Борей»

Подводные лодки проекта 955 «Борей» — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвертого поколения.

По данным на апрель 2019 года, три корабля серии находятся в строю, один проходит испытания, еще 4 корабля модернизированного проекта 955А находятся в стадии строительства.
Подлодки вооружены 16 баллистическими ракетами «Булава», каждая из которых несет до десяти ядерных боеголовок с дальностью поражения до 8000 км.
В материале отмечается, что благодаря использованию специального водометного движителя эта субмарина стала самой тихой среди российских АПЛ.

14 запланированных к постройке атомоходов планируется распределить поровну на Северный и Тихоокеанский флоты. «Бореи» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Надводное водоизмещение: 14720 тонн, подводное24000 тонн. Максимальная длина: 160 метров.
Максимальная ширина: 13,5 метра.
Средняя осадка: 10 метров .
Надводная скорость: 15 узлов, подводная — 29 узлов.
Рабочая глубина погружения: 400 метров, предельная — 480 метров. Автономность плавания : 90 суток.
Экипаж: 107 человек.

ПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия из 7 советских атомных подводных лодок.

Новым основным оружием корабля стали 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-29РМ, имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков.
Эти ракеты и их модификация Р-29РМУ2 «Синева» стали последними отечественными жидкостными БРПЛ.

Надводное водоизмещение: 11740 тонн, подводное — 18200 тонн. Максимальная длина: 167,4 метра.
Максимальная ширина: 11,7 метра.
Средняя осадка: 8,8 метра.
Надводная скорость: 14 узлов, подводная — 24 узла.
Рабочая глубина погружения: 320-400 метров.
Предельная глубина погружения: 550-650 метров.
Автономность плавания: 90 суток.
Экипаж: 135-140 человек.

ПЛ проекта 885 «Ясень»

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — серия российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвертого поколения. На данный момент только один корабль спущен на воду и готовится к сдаче, всего на вооружение запланировано поставить 9 подлодок «Ясень» и «Ясень-М».

Читайте также:  Правило английский язык степени сравнения прилагательных таблица

Субмарина оснащена 32 крылатыми ракетами «Калибр». Они способны нести ядерные боеголовки на расстояние до 2500 км.

Как пишет издание, подлодки проекта «Ясень» «быстрые, чрезвычайно тихие и обладают крайне мощными датчиками».

Надводное водоизмещение: 8600 тонн, подводное — 13800 тонн. Максимальная длина: 119 метров.
Максимальная ширина: 13,5 метра.
Высота: 9,4 метра.
Надводная скорость: 16 узлов, подводная — 31 узел.
Предельная глубина погружения: 600 метров.
Автономность плавания: 100 суток.
Экипаж: 90 человек.

АПЛ проектов 955 «Борей», 667БДРМ «Дельфин» и 885М «Ясень-М» входят в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

[NORDS] _Zift_ , специально для журнала «Главный Калибр»

Источник

10 самых знаменитых атомных подлодок в мире. Почти все российские

Подводные лодки, и тем более атомные, стали олицетворением технологического прогресса: именно на судах для скрытного уничтожения городов и континентов впервые появляются самые современные разработки.

Тефлон, программно-вычислительные комплексы, компактные ядерные реакторы и малогабаритные ракеты. Список можно было бы продолжать бесконечно, если бы вся информация была доступна массам. Тем не менее, кое-что можно найти и на просторах сети.

Но куда интересней отдельных деталей само существование кораблей для земного космоса, океана. Звездолёты, которые человечество смогло осилить, ничуть не менее удивительны, чем фантастические суда из научной фантастики.

Смотрите сами: эти самоходные небоскребы в композитной чешуе, готовые уничтожить человечество, добираются до самого дна, годами не заходят в порты и готовы удивлять самим своим существованием.

А вы знали о таких?

1. Подводный небоскреб-катамаран проекта 941 «Акула»

Шесть самых больших в мире подводных лодок, известных в СМИ под именем «Тайфун», были выпущены ЦКБМТ «Рубин» с 1981 по 1989 год, но в строю остался только один. «Девятиэтажная субмарина» оказалась слишком дорогой.

Самый вооруженный подводный корабль восьмидесятых одновременно и один из самых тихих, вопреки длине в 173 метра и высоте в 23 метра (9-этажный дом — «всего» 25-30 метров).

Снаружи «Акула» единый корабль, но внутри это катамаран: 2 прочных корпуса из титана внутри легкого обеспечили надежность конструкции и размещение 20 баллистических ракет залпового пуска, на которых приходилось 200 ядерных боеголовок.

Реакторы и торпедные аппараты так же дублированы в собственных изолированных отсеках. Вопреки размерам, у «Акул» рекордная плавучесть (40%), поэтому она легко ломает арктические льды до 2,5 метров.

Отличается эта АПЛ и комфортом размещения: моряки плавают в последней оставшейся на плаву ТК-208 «Дмитрий Донской» до полугода без перерыва, называя её «плавучим „Хилтоном“».

2. Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать.

3. Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

4. «Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»

Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.

Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.

Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.

К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.

Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.

5. Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»

Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.

Читайте также:  Вспышки canon speedlite сравнение

Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.

Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.

Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.

6. «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

7. Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

8. Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

9. Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

10. Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

Почему так мало? Хочу ещё!

Данные об атомных подводных лодках даже ранних проектов засекречены по ряду направлений. Современные лодки и вовсе хранят свои тайны так, как не снилось нам, гражданским.

Тем не менее, при большом желании военные источники готовы поделиться разнообразными слухами. Что-то из них правда, что-то на поверку окажется дезинформацией для зарубежных спецслужб.

Да и охватить все технические детали в одном материале, к тому же описав их простым языком, практически невозможно. Или продолжить тему?

Вот только с чего начать? Рассказать о рекордах, технических достижениях? А может быть, посвятить следующий материал истории советских вычислительных машин, впервые появившихся как раз на подводных лодках?

Источник