Меню

Сравнение былины илья муромец



Сравнение богатырской сказки «Илья Муромец» и былины «Илья Муромец и Святогор»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Учимся сравнивать былины и богатырские сказки. Что в них общего и чем они не похожи.

Скачать:

Вложение Размер
sravnenie_bogatyrskoy_skazki_ilya_muromets_i_byliny_ilya_muromets_i_svyatogor.docx 25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать связанный ответ.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи. Музыки.

Развивать умение работать в группах.

Развивать умение давать адекватную оценку своей деятельности.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, взаимоуважения.

Приобщать к фактам исторической действительности.

Репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри». Аудиозапись: А.П. Бородин «Богатырская» .

Карточки с заданиями для работы по группам.

І. Организационный момент. (приветствие, настрой на работу).

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недругов,

За тебя в нужде сложить голову!

— Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О каком времени говорится, о настоящем или прошлом? (слайд 1)

— Сегодня мы совершим ещё одно виртуальное путешествие в стародавние времена. Поговорим о таких произведениях устного народного творчества, как «Сказка об Илье Муромце» и былине «Илья Муромец и Святогор».

ІІ. Актуализация знаний. (Слайд 2 )

1. — Ребята, кто знает, как называется эта картина? («Богатыри», автор Виктор Михайлович Васнецов, работал над картиной больше 20 лет).

— Кто изображен на картине?

(Илья Муромец – любимец народа, справа — Добрыня Никитич – с мечом в руке, готов ринуться в бой по первому зову, слева – Алеша Попович – весельчак, из оружия у него – лук со стрелами, а вместо щита – гусли).

— А что изображено на заднем плане картины? (степь, богатырская застава)

— Зачем вышли в дозор богатыри? (Охраняют землю русскую от набегов басурман)

— Во все времена русские люди славились своим мужеством, героизмом, умением защищать свою Отчизну. Им посвящали свои произведения художники, композиторы и писатели.(слайд 4)

— Мы с вами изучили три произведения о богатырях. Можем применить такой прием работы, как «кластер». (Слайд 5)

— Назовите произведения, отрывки из которых читали дома? К какому жанру относятся эти произведения?

— Чем похожи эти произведения? ( в них рассказывается о русских богатырях, по содержанию, по замыслу).

2. Определение темы урока.

— Попробуйте самостоятельно определить тему урока. (Сравнить былину и сказку. Назвать общие и отличительные признаки)

Тема: Сравнение богатырской сказки и былины .

ІІІ. Стадия осмысления. (25 мин)

  1. Выделение особенностей былин и богатырских сказок.

Работать будем в группах.

1-я и 2-я группы будут исследовать богатырскую сказку.

3-я и 4-я группы будут исследовать былину.

— Свои исследовании я будете записывать на карточках, которые лежат у вас на партах.

— По окончании вашей исследовательской работы, все ваши данные будут сведены в общую таблицу.

Источник

Сравнение былины илья муромец

Илья Муромец и Соловей Разбойник: сравнение

Илья Муромец и Соловей Разбойник: сравнение персонажей в тексте былины – чем отличаются эти два героя? Если речь идет о сравнениях в тексте, то ниже будет приведен полный список. Что касается непосредственно участников сюжета, то Илья олицетворяет добро, а Соловей Разбойник зло. Князь Владимир на фоне Ильи показан важным и трусливым, за что и был наказан прилюдным позором.

Итак, сравнения в тексте:

  • Вражьего войска с вороньем: «Силушки черным-черно, как черна ворона»
  • Сравнение коня с собакой: «Что ты на корни, собака, спотыкаешься? »
  • Сравнение стопарика: «Да не малу стопу, полтора ведра».
  • Поведение Соловья: «Закричал по-звериному, засвистал по-соловьему, задристал по-свинячьему».

Вот и все. Как видно, сравнений в тексте былины про Илью Муромца и Соловья Разбойника не так уж много. Народные сочинители предпочитали использовать гиперболы, то есть преувеличение. Это было вызвано необходимостью подчеркнуть силу, положительные и отрицательные качества героев.

А вот если сравнивать богатыря и разбойника, то несмотря на то, что они стоят на разных концах баррикады, можно увидеть схожесть их характера. Это касается своего рода достойного поведения. К примеру, Соловей Разбойник приказал своим мужикам не убивать Илью Муромца, а пойти под его подчинение. А богатырь, несмотря на издевательское поведение князя Владимира, попросил разбойника засвистеть только вполовину силы.

Конечно, Илья Муромец мог бы своего врага не убивать, поскольку издевательство над пленными не отвечает конвенции ООН. Но раз Разбойник обманул его, засвистев в полную силу, чем причинил большой ущерб, то это несколько оправдывает недостойное поведение богатыря. Кстати в былине, очень большое внимание уделяется коню Ильи, что может свидетельствовать о том, что автор был безлошадным и мечтал о лошади.

Сопоставление Ильи Муромца и Соловья Разбойника оставляет много пространства для фантазии, так что можно подолгу смаковать каждое слово и мечтать.

Источник

Сравнения в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник», приведите примеры?

Сравнения в былине встречаются довольно часто. Автор использует их для того, чтобы помочь читателю с помощью ассоциативных связей представить незнакомую вещь или предмет более ясно.

Так, например, для того, чтобы читатель понял, насколько велико было скопление врагов, «силушки», оно (это скопление) сравнивается — с черной вороной, точнее — «как черна ворона».

  • Илья ругает коня, который испугался Соловья, сравнивая его с собакой:

  • «чару» (т.е. бокал) вина Илья сравнивает не с малой стопкой, а с ведром:

Постоянное сравнение, который автор всегда использует, описывая крик Соловья, — он сравнивает его со звериным криком («по-звериному»).

Сравнение — это литературный прием,когда одно явление или объект сравнивается с другим, на основании какого-то общего, иногда весьма отдаленного сходства. Сравнение отличается от метафоры тем, что в тексте сравнения всегда есть слово Как, то есть сравнение всегда прямое, поэтому и найти его в тексте очень просто.

В былинах сравнения всегда очень образные, интересные и необычные, например метафора, которой награждает Илья Муромец своего коня, споткнувшегося от соловьиного свиста:

Но метафора не совсем то, что нам требуется. Найдем чистые сравнения в тексте былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»:

Про темную силу:

Про поведение Соловья разбойника:

И былины, и сказки- жанру устного народного творчества, их автор — народ. Общая черта — присутствие гиперболы, постоянных эпитетов, однозначных образов. Различие в том, что сказки — это полностью вымышленные истории с поучительным концом, а былины основаны на реальных событиях. Они описывают историческую эпоху или событие.

Для ответа на это задание викторины про Русских богатырей , надо обратится к былинам. Меч — кладенец получил Илья Муромец по пути следования на службу. Этот меч был волшебным , тот кто им владел , становился непобедимым , согласно русскому фольклору.

Это романтизированное описание событий, которые предположительно или точно имели место быть, то есть уже произошли в прошлом. Обычно эпос пишется прозой, и к жанру эпических произведений мы относим современные повести, романы, рассказы. Но это сейчас.

В прошлом очень сложно было создать прозаический эпос просто потому, что письменность не использовалась, а сами произведения передавались из уст в уста.

Былины обладают явными чертами эпоса — историчностью, описанием личности героя, его подвигов, отсылают нас к конкретному месту и времени, но написаны они в стихотворной форме. Это облегчало их запоминание. Былины пелись, часто под сопровождение музыки. И потому их часто называют песнями, но песнями эпическими.

Богатырь святогор является одним из былинных героев древних восточных славян. Он был сильным и смелым великаном, до такой степени огромным и тяжелым, что даже Земля его не выдерживала. Он проваливался в Землю ногами. Рост его примерно 216 метров (десять саженей). Имя свое он получил от Святой горы, где он живет. Когда Святогор передвигался по Земле, она его с трудом выдерживала и тряслась вся, реки выходили из берегов, поэтому он вел малоподвижный образ жизни. Его функция была нести дозор на границе земного и подземного миров.

Вот несколько легенд и мифов о Святогоре, которые дошли до наших дней

Использованы материалы интернета по ссылке здесь.

Калевала — это поэтический эпос карело-финских народов. Это 50 различных песен, не связанных между собой. Калевала относится к эпосу, т.к. это героический рассказ о жизни героев-богатырей, о создании земли и жизни на ней. Калевала — это не былина, тк былину не записывают, а передают из уст в уста, а Калевала записана на рунах; также это не былина, потому что в былине рассказывается только про один подвиг богатыря. Калевала — это не сказка, тк в сказке все вымышлено, а в Калевале есть реально существующие географические объекты

Источник

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Сравнение гипотез

Признаки, ориентиры и проблемы

Гипотезы

г. Муром

с. Моровск

Моравия

г. п. Мир

Город Моров (Муров) и село Карачево (Карачирово)

есть

наоборот

нет села

есть

Город Чернигов (Чижен/Себеж/Китеж/Кинешма)

г. Чернигов

Новогород-чернигов

До Чернигова (или Себежа) три скока коня

850 км

есть

>1000 км

есть

500 вёрст от Чернигова до Киева

нет

есть

Великие грязи на пути из Чернигова в Киев

далеко в стороне

есть

Объездной путь вдвое длиннее

нет

есть

На пути к грязям лежат леса Брынские

далеко в стороне

есть

Прямо у грязей течёт некая река Смородина

неясно

есть

У той реки стоит берёза покляпая

считают эпосом

есть

У берёзы находится славный Леванидов крест

считают эпосом

есть

У реки находится дубрава, где на дубах сидит Соловей-разбойник

неясно

есть 1

На родине Ильи находится камень Латырь

р. Улатăр, 130 км

не обнаружен

есть

Языческие топонимы и т. д. у камня

нет

есть 2

Чернигов осаждают вполне уважаемые Ильёй царевичи

неясно

есть 3

«Калиновый мост», который защищает Илья

не обнаружен

есть

Близость топонимов, сходных с «калиновым мостом» [рис. 1]

есть 4

Киев осаждает некий Калин-царь

неясно

есть 5

Калин-царь желает видеть Илью в рядах своей дружины

неясно

есть 6

В Киев вторгается некое Идолище

неясно

есть 7

Князь Владимир не помогает в защите Чернигова

неясно

есть 8

Князь 30 лет терпит Соловья-разбойника на полпути в Чернигов

неясно

есть 8

Внятность маршрута

нет

есть

Соответствие маршрута тексту былины

нет

есть

Соловья-разбойника называют «Одихмантьев сын»

неясно

есть 9

Илья бьётся с жидовином

столица Хазарии далеко на Волге

есть 10

Илья упомянут Кмитой Чернобыльским, как свой богатырь

странно

возможно

неясно

есть 11

1 Вторая по величине дубрава Белоруссии находится у города Берёза.

2 Языческой топонимикой у камня выложены целые сюжетные линии.

3 Речь идёт о литовцах, в отношении татар применялись скорее ругательные эпитеты.

4 На пути Киев — Полоцк находится целая группа сходных топонимов, которые в других областях Белоруссии не встречаются: Старый мост, собственно переправа Калинковичи — Мозырь, Емельянов мост, Данилов мост, Новый мост, Клепчаный мост, Осиновый мост, Лучной мост, Перунов мост и, на старых картах, Малиновый Мост.

5 Мозырь и Калинковичи (Калиновый Мост) неоднократно захватывались Литвой с последующими вылазками на Киев [текст] .

6 Для овладевшей Чёрной Русью Литвы, уроженец деревни Карчево уже свой.

7 Литва на момент падения Киева остаётся языческой.

8 Чёрная Русь удалена и отгорожена Полесскими топями.

9 По фамилии «Охманьский».

10 Описание реки Итиль арабами, полностью соответствует руслу Днепра, но никак не Волги. К тому же Днепр действительно впадает в два моря, одно из которых — Геродотово — не сообщается с другими морями и имеет болотистый остров, идеально соответствующий легендарному острову Русов. Днепр имеет приток Припять, полностью совпадающий с описанием арабами реки Рус, а южнее начинается река Западный Буг, русло которой совпадает с таинственной «арабской» рекой Рутой. Других таких рек просто не существует. Арабские тексты, в этом случае, противоречий в себе не содержат. Следовательно, столица Хазарии, город Итиль, находится в районе Херсона, и хазары являются ближайшими соседями Киева. Чёрная же Русь оказывается древнейшей русской землёй.

11 Упоминание шляхтичем ВКЛ российского богатыря, в качестве примера славного воина, выглядит весьма странным в условиях постоянной вражды ВКЛ и Московской Руси. Белорусские и украинские земли входили в состав ВКЛ, т. о. Илья для Кмиты, как и для Калин-царя, соотечественник.

Многие исследователи указывают, что князь Владимир в былинах показан слабым и нерешительным. Это не позволяет отождествить его ни с Владимиром Святославовичем, ни с Владимиром Мономахом. Однако накануне падения Киева в нём княжил достаточно слабый князь Владимир Рюрикович. Именно на годы его княжения пришлась потеря Чёрной Руси и закат могущества Киева. Таким образом, действия былины можно условно датировать 1230 годом.

Рядом с г. Берёзой находятся деревни Селовщина, Побежино, Морможево, урочище Мурчино и Эдымахово поле, допускающие происхождение названий от героев былины.

В одной из былин князь с княгиней и богатырями едет в усадьбу к Чуриле Пленковичу, мимо креста Леванидова, в некий Малый Киевец. При этом, очевидно, им не приходится форсировать те грязи, которые преодолевал Илья. Между городами Брест и Бяла-Подляска находится посёлок Киевец, и путь к нему из Киева проходит неподалёку от креста Леванидова, вдоль болот. При этом образ Чурилы в былине прекрасно укладывается в формулировку «кичливый лях».

На одной из старейших лубочных картинок Соловей-разбойник показан в одежде польского шляхтича [рис. 2] .

В некоторых вариантах былины вместе с Брынскими лесами упоминается «грязь топучая, корба зыбучая» [текст] . При этом слова «корба» и «брынския» в равной степени могут быть связаны с топонимом «Кобрин».

В некоторых вариантах былины о братьях Ливиках князь Роман испытывает дружину не в р. Смородине, а в р. Березине [текст] [текст] . Река Березина впадает в Нёман чуть севернее Новогрудка, в котором в XIII веке действительно правил князь Роман.

Деревня Карчева имела своё название и до приобретения Тугановскими. На старых картах она обозначена как Тугановичи-Карчева, а соседняя как Тугановичи-Подгайно.

Южнее Карчева, возле г. Барановичи, находится деревня Скарчева. Расстояние от неё до Мира 37 км по прямой, в то время как от Карчева до Мира 25 км. Расстояние Мир — Новогрудок составляет 46 км. Путь от Новогрудка в Киев через Берёзу составляет около 570 км. От камня «Алатыря» до Карчева менее километра, а до Скарчева 20 км. Таким образом оба варианта можно считать равновозможными.

Источник

Исполнительский анализ былины «Илья Муромец и Соловей — разбойник».

http://russkay-literatura.ru/literatura/3-ilya-muromecz-i-solovej-razbojnik.html полная былина

Характеристика героев в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далёкого прошлого. Былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника — богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.

Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живёт на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. На разбойника — тем, что нападает на прохожих. А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.

В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует. Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев. Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей. Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло. Так, с помощью преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и побеждающего его добра.

Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец — богатырь, благородный добрый молодец — одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло — точно так же, как и в сказке.

Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно — очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.

Русские богатыри — образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они всё-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами. В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу — чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила — это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.

Есть в былине ещё один герой, кроме Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Это стольный князь Владимир. И показан он совсем не богатырём. В данной былине князь Владимир не совершает плохих поступков, хотя ведёт себя как человек, не обладающий большим мужеством: ведь он испугался Соловья Разбойника. В некоторых других былинах князь Владимир несправедливо поступает с Ильёй Муромцем.

Мы уже знакомы с постоянными эпитетами в народной сказке. Напоминаю, что эпитет — это художественное определение, то есть определение, создающее образ, помогающий как-то особенно охарактеризовать предмет, о котором идёт речь, сделать его ярким и неповторимым; а постоянный эпитет — это такое художественное определение, которое постоянно употребляется с определённым словом в любой народной сказке, например, добрый молодец или красна девица. Если в каком-нибудь произведении много постоянных эпитетов, то это знак для читателя — перед ним фольклорное произведение. В некоторых былинах постоянные эпитеты встречаются ещё чаще, чем в сказках.

Обращая внимание на эпитет старый, мы должны понимать, что речь идет не о богатыре пенсионере. Илья Муромец не был старым человеком в нашем понимании. Ему могло быть лет 30-40. Правда, в старину этот возраст считался весьма почтенным, так как продолжительность жизни была невелика. В этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении «крепкий, сильный». Образ Ильи Муромца — это центральный образ в русских былинах. Этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали. Подвиги Ильи Муромца всегда связаны со служением народу, его образ изображён как защитник родной земли.

Поскольку былины не записывались, а передавались устно, есть много вариантов одной былины. Один из вариантов в нашей былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» вместо последних четырёх строк содержит другие две:

А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век повеку!

Почему так заканчивается былина? В самом ли деле Соловью поют славу или просто над ним смеются? Конечно, не поют славу побеждённому Соловью. Такой приём создания художественного образа, когда слова употребляются не в прямом смысле, а в переносном, чтобы посмеяться над кем-нибудь, называется иронией. Этот приём часто встречается в былинах.

Язык фольклорных произведений и художественной литературы очень отличается от обычного языка, обыденной речи. Одно из главных отличий — употребление в художественной речи специальных приёмов, которые делают её более яркой, выразительной, образной. Эпитет, гипербола — всё это приёмы создания образной речи. Такие приёмы называются тропами. Слова-тропы отличаются от всех других слов тем, что употребляются в переносном, а не в прямом значении. Над Соловьём Разбойником смеются, а написано, что ему поют славу! Это «тропы», что значит — эпитет, гипербола, ирония, а также олицетворение или сравнение, которые тоже относятся к тропам.

Источник

Читайте также:  Сравните политику нэпа с политикой военного коммунизма промышленность