Меню

Сравнение былины толстого с народными былинами



Как сравнить народную былину «Святогор» с былиной Толстого в таблице?

Задание по литературному чтению для 4 класса:

Сравните народную былину «Святогор» с былиной Л. Толстого. Дополните таблицу:

Сравнение народной былины и былины Толстого следует выполнить в виде таблицы. начало таблицы уже дано в рабочей тетради.

Так, автором народной былины является русский народ. Автор литературной былины писатель Лев Толстой. укажем это в таблице в первой колонке.

Во второй колонке нам надо записать названия произведений. Народная былина так и называется «Святогор», былина Толстого называется «Святогор-богатырь».

В третьей колонке пишем форму былины. Народная написана в прозаической форме, Толстой свою былину написал в стихотворной.

И в последней колонке указывает героев.

У Толстого героев два — Святогор и Микула Селянинович. В народной былине действуют те же герои.

Теперь все данные вносим в таблицу и получаем:

Как сравнить басню Крылова «Лебедь, рак и щука» и сказку о животных.

Сравнение можно выполнить в виде таблицы, но можно и просто выписать Сходства и Различия отдельными абзацами.

  1. Герои басни и сказки — животные. Человек в этих произведениях не участвует.
  2. Герои разговаривают и ведут себя как люди. Это аллегорическое представление людей.
  3. Герои производят действия, вполне обычные и реальные, которые они могли бы производить в настоящей жизни, но только если бы они были людьми.
  4. В басне и сказке есть некий урок, они чему-то учат своих читателей.
  1. В басне нет зачина и концовки. Не указано место действия, все абстрактно.
  2. В басне отдельно выделена мораль, а в сказке мораль приходится додумывать самому читателю
  3. Басня является литературным жанром, ее написал автор, сказки написал народ
  4. Басня часто написана стихами, а сказка почти всегда прозой.

Мы решили пойти по драгоценному пути при выполнении данного задания и взяли для описания — самый твердый, на сегодняшний момент, минерал алмаз, добыча которого в России 80% приходится на Якутию. Недавно была передача про якутские алмазы, так выяснилось, что для ювелирных целей наша страна продает алмазы в большинстве своем, как сырье, ввиду того, что заграничные нормы — классификаторы по бриллиантам отличаются от Российских «таблиц», хотя отрасль по огранке бриллиантов у нас постепенно разрастается. Вот и получается, что пока мы «развиваемся» не ограненные алмазы уплывают по более низкой стоимости, чем могли бы, став бриллиантами.

А вот наш вариант заполнения таблицы для данного задания:

Давайте попробуем сперва разобраться с картинками, определим, что на них изображено, а потом уже подберем характерной для каждой местности тип почвы.

На первой картинке мы видим тундру, полярных птиц и скудную растительность, без деревьев.

На второй картинке можно угадать тайгу или даже смешанный лес — видны хвойные деревья и вместе с тем березки.

На третьей картинке широколиственный лес, угадывается липа и рябина.

На четвертой — степи центрального региона.

На пятой — болото.

И на шестой картинке — луг.

Для тундры следует выбрать тундровую почву, для смешанных лесов — подзолистую, для широколиственных лесов — серую лесную, для степи — чернозем, для болота — болотную, и наконец для луга — луговую.

Тогда получится следующий ряд почв, соответствующий картинкам природных зон:

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » Святогор Былина. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Святогор Былина. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

1. Точное слово

Каким был Святогор? Где жил? Подчеркните.

Силен и могуч богатырь Святогор; не только нет на свете такого человека, который бы с ним на бой вышел, сам Святогор не может совладать со своей силушкой; тяжело ему носить ее в себе, чувствует, как силушка по жилам его бьется, переливается. Вырос Святогор выше лесу стоячего, выпрямится – достает до облака ходячего; земля колеблется под его богатырскими шагами, пойдет по берегу – моря из берегов выливаются. Только и держат еще на себе богатыря Святых гор утесы каменные; они одни как-никак выносят на себе его мощь богатырскую.

2. Проталинки

Восстановите диалог. Чему удивлялся Святогор? Что спрятано в сумочке переметной? Подчеркните ответы.

Говорит Святогор прохожему:

— Добрый человек, скажи, не утай, что у тебя в сумочке запрятано. Тяжко мне от моей силушки, одной рукой из земли дубы с корнями выворачиваю, а тут не могу поднять такой маленькой сумочки.

В сумочке моей вся тяга земная спрятана; не под силу поднять всю земную тягу даже и тебе, старый Святогор.

— А как звать тебя, добрый молодец?

— Зовут меня Микулушка Селянинович.

3*. Точное слово

Запишите концовку былины. Какие слова встречаются в народных сказках? Подчеркните.

Подивились тут оба на судьбу свою, порадовались, что Бог их свел; стали жить, поживать да добра наживать.

4*. Проба пера

Каким вы представляете Микулушку Селяниновича? Напишите или нарисуйте.

Микула Селянинович – простой русский мужик, пахарь, труженик, наделен богатырской силой, но своим даром не хвастается, а использует его в крестьянском труде. Микула добрый, открытый и трудолюбивый. Одет Микула просто, как крестьянин, за плечом дорожная сумочка. Микула молод, красив лицом, широкоплеч, у него вьющиеся волосы до плеч.

Пометка для родителей: Образ Микулы Селяниновича можно собрать из нескольких былин о нем: простой крестьянский мужик, красив — соколиные брови, темные вьющиеся волосы до плеч. Характер Микулы одинаково описан во всех былинах – он добр, прост в общении, щедр, трудолюбив, хозяйственен, терпелив, но может постоять за себя и наказать обидчиков.

5*. Эрудит

Подберите синонимы к словам.

Ратнички – бойцы, воины

Воевода – полководец, начальник войска, военноначальник

Бранитися – воевать, сражаться, биться

6. Сравнение

Сравните народную былину «Святогор» с былиной Л.Н. Толстого. Дополните таблицу.

Автор Заголовок Форма Герои
Русский народ Святогор Прозаическая Святогор, Микула Селянинович, кузнец, невеста Святогора
Л.Н.Толстой Святогор-богатырь Поэтическая Святогор,

Микула Селянинович

7*. Схема

Вспомните и запишите имена русских богатырей.

Источник

Сравните народную былину Святогор С былиной Л Н Толстого Дополните таблицу

1) композиционное построение – зачин, развитие сюжета, концовка

2) постоянные эпитеты и преувеличения

3) содержание — в обеих былинах описывается встреча и беседа богатырей

4) волшебная сила

5) рассказывается об одних и тех же богатырях – Святогоре и Микуле Селяниновиче

1) былина Л.Н. Толстого в стихотворной форме

2) в народной былине сюжет более содержательный

3) различны сюжеты и концовки этих произведений

Действительно, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница.

— Прочитайте определение сказки.

— Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

— А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Прочитайте.

Сказ – это быль с элементами сказочного.

— Итак, в чем разница между сказкой и сказом? В сказке вымысел, в сказе – быль.

— А что у них общего? Есть элемент фантастики.

— Подберите однокоренные слова к слову “сказ” (сказывать, сказительница, рассказывать) .

Значит, П. П. Бажов – не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право (крепость, как сказано в произведениях Бажова). Сказ- рассказ, былина. . Сказка- выдумка.

По книге они не готовили ей сюрпризов,но когда она родилась одна из фей пожелала, чтобы принцесса была прекраснее всех на свете. Другая наградила ее нежным и добрым сердцем. Третья сказала, что она будет расти и цвести всем на радость. Четвёртая обещала, что принцесса научится превосходно танцевать, пятая — что она будет петь, как соловей, а шестая — что она будет играть одинаково искусно на всех музыкальных инструментах,А ВОТ ЦИТАТА ИЗ МУЛЬТИКА «Выпроводив её из дома пойти в лес за ягодами, феи принялись за дело: Флора шьёт платье, а Фауна готовит праздничный торт. Но как они не старались, без волшебных палочек у них ничего не получалось, что в конечном итоге переполнило чашу терпения Мэривезы. Ей удаётся достучаться и убедить сестёр, что Роза уже выросла и пришла пора воспользоваться волшебными палочками. Всё идёт хорошо, но между Флорой и Мэривезой не утихает спор — каким должен быть цвет платья для принцессы. Младшая фея хотела сделать его голубым, а старшая — розовым. Излишняя настойчивость Флоры привела к тому, что между ними разыгралась волшебная перепалка»

Источник

Былины — русский героический эпос

Велико́ было значение слова в Древней Руси. Испокон веку, ещё со времен восточнославянских племен, началось зарождение литературы в её устной традиции. Сказители исполняли на пирах предания о славных народных героях – богатыря́х, рассказывали долгими зимними вечерами волшебные или бытовые сказки, передавали из уст в уста легенды о древних языческих богах . На народных праздниках и гуляньях, свадьбах и похоронах пели обрядовые и лирические песни. Дети с малолетства знали огромное количество пословиц, загадок, поговорок и т.д.

Однако, всё это не является, собственно, литературой. Что же отличает устное народное творчество или фольклор от литературы?

1. Анонимность. Подобные произведения зарождались иногда в самой глубокой древности и отражали представления людей о мире, человеке, природе, жизни и прочем. Никто из рассказчиков не считал себя автором сказания, так как, оно являло собой продукт коллективного творчества, рождающегося, как бы, спонтанно: один придумал сюжетный ход, второй – его обогатил подробностями, третий – изменил финал, четвёртый – добавил персонажей, пятый – приукрасил описанием места событий и т.д.

2. Устная форма бытования. Как правило, всё это не записывалось – так как с таким искусством был знаком каждый, оно было частью быта и жизни человека и, собственно, как к искусству к нему не относились. Поэтому сохранялись подобные произведения, только передаваясь от рассказчика к слушателю, то есть из уст в уста.

3. Вариативность. Поскольку отсутствовало фиксированное авторство, а передавалась информация устно, то не удивительно, что произведение со временем изменялось. Сохраняя фабулу, в которой отражалось то, что было важным в эпоху, когда произведение создавалось, в последующем (с изменением жизни и мировоззрения) оно могло приобретать черты, характерные для новой эпохи. Распространяясь, порой на весьма большие территории, оно отражало черты быта и мышления того народа, к которому попадало и который интерпретировал сюжет на свой лад. Так известны, например, многочисленные «бродячие» сюжеты сказок, которые бытовали у многих народов Европы, территориально удалённых друг от друга иногда на большие расстояния (например, вспомните русскую народную сказку о хитрой лисе, обманывающей волка и сравните её с французским «Романом о ли́се» ).

Самый самый распространённый и любимый образец фольклора — это народные сказки . Который включают в себя обязательный развлекательный элемент, а также поучительный (дидактический). Не даром говорят, что сказки учат. Кроме того, народные сказки содержат в себе и отголоски древних мифологических представлений о мироустройстве. На эту тему предлагаю посмотреть сюжет чудесного канала «Точка»:

Русский героический эпос — былины. Все перечисленные черты характерны и для такого популярного жанра устного творчества, как были́на (до XIX века этот жанр назывался стари́на ), который представляет самобытный вариант героического эпоса , существовавшего у всех народов на ранних этапах формирования наций и государств (вспомните гомеровскую «Илиаду» , «Энеиду» Вергилия, «Махабхарату» Древней Индии, «Песнь о Нибелунгах» в Германии и т.д.).

В основе такого повествования всегда лежат два источника – мифологические представления создававшего его народа и исторические (реально происходившие) события. Причём, несмотря на достаточно весомый и очевидный фантастический элемент (например, существование драконов или многоголовых Змеев Горынычей, в русской традиции), сюжет эпоса не воспринимался как сказка – так как в нём отражались более древние верования, прочно вошедшие в сознание народа, а потому, казавшиеся слушателям истинной правдой. Об этом, кстати, говорит и название жанра – «былина» – «то, что было» или «стари́на» – «то, что (действительно) происходило в старину».

Характерным является также и то, что, как и любой другой героический эпос, русские былины, чаще всего, составляют своеобразные циклы, объединённые либо одной темой, либо одним героем, совершающим небывалые подвиги ради родной земли и своего народа. Так, ки́евский цикл былин связан с именами популярнейших русских богатыре́й Ильи́ Му́ромца, Добры́ни Ники́тича и Алёши Попо́вича .

Все они вместе, и каждый в отдельности, являются защитниками земли русской от сил зла: Илья спасает Киев от Соловья разбойника и И́долища поганого, Алёша Попович расправляется со злым Туга́рином, Добрыня же побеждает чудовищного Змея Горы́ныча, а все вместе они постоянно отбивают землю-матушку от иноземных врагов, пытающихся её покорить.

Былинных богатырей отличает некое особое, иногда волшебным образом приобретённое качество (вспомните, как Илья Муромец, не ходивший 33 года, вдруг обрёл здоровье и богатырскую силу, испив воду, данную ему паломниками — каликами перехожими). Главный герой повествования разительно отличается от «просто» людей, чаще всего, огромной силой, мощью, сложением, удалью, бесстрашием, умом и тому подобным. Объединяет все эти былины не только образы богатырей, но и исторический фон – они служат при дворе киевского князя Владимира Красное Солнышко и выполняют его поручения.

Интересно, что у этих фольклорных персонажей, есть реальные прототипы. В частности былинного Илью Муромца часто связывают с жившим в начале XII века силачом родом из Мурома по прозванию «Чобото́к», незадолго до смерти принявшим монашество в Киево-Пече́рской лавре под именем Ильи Пече́рского. В XVII веке его причислили к лику святых как «преподобного Илию Муромца», а его мо́щи (останки) до сих пор покоятся в некрополе Киево-Печерской лавры в Украине.

В 1988 году была проведена экспертиза этих останков. В результате исследования выяснилось, что этот человек имел рост 177 см., который в средние века считался действительно богатырским, и обладал, судя по всему, недюжинной силой. На его теле остались следы ранений, от одного из которых он и скончался в возрасте около 40–55 лет.

Своеобразен язык былин. Их исполняли, чаще всего, нараспев, во время застолий и пиров, под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента (чаще всего – гу́слей ). Поэтому они представляют собой особые ритмические стихи. В них отсутствуют рифма и чёткий стихотворный размер, а поэтический эффект достигается благодаря одинаковому, в каждой строке, количеству ударений (в том числе и смысловых). Например:

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,

Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:

Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля

Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Исполнители былин и их сочинители должны были наизусть воспроизводить для слушателей весьма длинные повествования, чтобы облегчить их запоминание (и сочинение) в былинах использовались своеобразные шабло́ны – одинаковые эпитеты – сравнения, соотносимые с тем или иным героем, повторения одного и того же текста в разных местах былины, связанного с подобными ситуациями и т.д. (Сравните с древнегреческим эпосом ). Всё это придаёт былинам неспешную поступь, распевную медлительность, плавность и своеобразную основательность.

Сегодня вряд ли уже удастся точно определить, когда же появились первые былины. События, охватываемые ими, относятся к IX–XVI векам, а записывать их стали лишь в XIX веке. Из всех возможных авторов и древнейших исполнителей сегодня известно лишь одно имя – Ве́щего Боя́на , которое упомянуто в величайшем памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» .

Былины, являясь образцами устного народного творчества, ближе всего стоят к древнерусской литературе, о которой речь пойдёт в следующих статьях.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Источник

Исследовательская работа Тема: «Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»

Данная исследовательская работа о жизни и творчестве А.С.Толстого

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Тема: «Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение — средняя общеобразовательная школа №3

им. С. Орджоникидзе г. Клинцы Брянской области

«Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»

Дмитроченко Максим, 7 «г» класс

Васильева Мария, 7 «г» класс

Пожарская Светлана Владимировна

II. Основная часть

1) Биография А.К.Толстого 5-6

2) Истоки балладно- былинного творчества А.К.Толстого 7

3) Первые произведения балладно- былинного цикла 8-9

4) Фольклорные сюжеты в творчестве А.К.Толстого 10-12

5) Исторические баллады А.К.Толстого 13-14

6)Связь творчества поэта с народной поэзией 15-16

Список используемой литературы 18

Недавно на уроке литературы мы изучали жизнь и творчество А.К.Толстого. К сожалению, материала учебника оказалось мало для основательного изучения творчества нашего прославленного земляка. Особенно нас привлекло то, что в творчестве поэта мы увидели корни русского народного творчества. Вот мы и решили подробнее изучить творчество замечательного автора.

Тема работы достаточно актуальна, так как расширяет читательский кругозор, помогает выявлять особенности творчества А.К.Толстого, его связь с устным народным творчеством, воспитывает чувство гордости за свою родную землю.

Предметом данного исследования является жизнь и творчество А.К.Толстого.

Объектом исследования являются баллады и былины , написанные А.К.Толстым

Материалом для анализа послужили поэтические контексты поэта. В список исследуемых текстов включены баллады и былины, содержащие в себе признаки устного народного творчества. Из них методом выборки были выделены для исследования несколько произведений балладно- былинного цикла.

Цель данного исследования: исследовать жизнь и творчество А.К.Толстого, выявить балладно- былинные мотивы в творчестве писателя. Эта цель определила постановку исследовательских задач:

1) познакомиться с биографией писателя- земляка и его творчеством;

2) познакомиться с балладами и былинами, не изучаемыми в курсе литературы;

3) выделить основные мотивы народного творчества в поэзии А.К.Толстого.

Методы: Поставленные цели и задачи определили методы исследования. В исследовательской работе были использованы частные научные методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, методы комплексного анализа.

Новизна: исследования заключается в том, что мы постарались дать достаточно полное описание балладно- былинному творчеству А.К.Толстого.

Значимость: Практическая значимость исследования состоит в том, что принципы анализа и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении поэтического наследия А.К.Толстого, могут применяться при анализе произведений на уроках литературы. Материалы исследовательской работы могут послужить основой для работы над сочинением по творчеству поэта.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К.Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв.

Мать Толстого сразу же после рождения ребенка оставила мужа и с шестинедельным младенцем уехала из Петербурга в Черниговскую губернию, в имение своего брата А.А.Перовского. Талантливый и прекрасно образованный человек, известный в 20-30-е годы прозаик, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, Перовский заботливо и умело руководил воспитанием племянника. «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии… С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов», — писал за год до смерти Алексей Константинович.

Вместе с Перовским Толстой путешествовал по Германии и Италии, посетил летом 1827г знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего мальчику кусок бивня мамонта с собственноручно сделанным на нем рисунком. Благодаря Перовскому первые стихотворные опыты Толстого были переданы на суд В.А.Жуковскому. У Перовского в Петербурге он видел Пушкина, запомнив на всю жизнь его удивительный смех.

По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего детства чувствовал влечение к искусству – музыке, живописи, поэзии, но его родные прочили ему блестящую карьеру. По их настоянию в 1834г Толстой поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, затем служил при русском посольстве в немецком городе Франкуфурте-на-Майне. В 1843г Толстой стал камер-юнкером. А после Крымской войны, в которой он участвовал, записавшись добровольцем в Стрелковый полк, Александр II произвел его в чин флигель-адъютанта.

Хотя светская жизнь нравилась Толстому, служба при царском дворе мешала ему почувствовать себя «вполне художником». В начале 50-х годов Толстой сетовал: «Я родился художником, но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор противились тому, чтобы я сделался вполне художником». Он хотел всецело отдаться творчеству, но не мог – «как работать для искусства, когда слышишь со всех сторон слова: служба, чин, вицмундир, начальство и тому подобное». Несколько раз Толстой пытался получить отставку, но безрезультатно.

2) Истоки балладно- былинного творчества А.К.Толстого

Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, многогранны. В юные годы Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России. «. Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего», — считал Толстой.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, великих идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края — эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, — таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси.

Баллады и былины, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления. По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.)

3)Первые произведения балладно- былинного цикла

Первые баллады Толстого появляются в 1840-е годы. Самые ранние из них — «Курган», «Князь Ростислав». В балладе «Курган» нарисован романтически условный образ русского богатыря древнейших времен, о котором сохранились лишь смутная молва и легенды. Однако для поэта «ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как дерево ». В другой балладе поэт обращается к судьбе князя Ростислава, но его интересуют не исторические подробности, а трагическая судьба героя. В первых балладах А.К. Толстого сильно влияние баллад Лермонтова. Мотивы « Воздушного корабля » можно отметить в балладе « Курган », мотивы « Русалки » — в балладе « Князь Ростислав ».

В балладе «Курган» Толстой размышляет о непрочности славы, а одновременно и о смысле человеческой жизни:

Кто был он? Венцами какими

Свое он украсил чело?

Чью кровь проливал он рекою?

Какие он жег города?

И смертью погиб он какою?

И в землю опущен когда ?

В этой балладе автор анализирует бытовавшее в Средневековье среди дворянства представление о высшей ценности славы, добытой в воинских подвигах:

И если курган твой высокий

Сровняется с полем пустым,

То слава, разлившись далеко,

Была бы курганом твоим!

Толстой полностью развенчивает эту идею: курган по-прежнему стоит, хотя прошли века, но имя похороненного в нем героя стерлось из памяти народа. Однако почему-то Илью Муромца помнят до сих пор, а церковь даже канонизировала его! В чем же здесь дело? Почему сын крестьянина из небольшой деревушки под Муромом живет в памяти народа, а «державный наездник» и его «славное имя» позабыты?

И здесь мы сталкиваемся с вопросом о цели подвигов героя. Илья Муромец всегда выходил на битву ради спасения невиновных, ради свободы и счастья родного народа, а не ради княжеской награды. Его награда — это неумирающая слава в веках: никакой курган не возвеличит так подвигов героя, как песни народа. А во имя чего сражался богатырь из баллады «Курган»? Просто ради подвигов, ради славы? После его гибели сказители из его окружения слагают ему хвалебные песни, но они скоро забываются, ведь приходят новые воители, подобные павшему, так же, как и он, жадные до славы и войны.

Война ради войны — разве это может вызвать какие-либо теплые чувства в сердцах простых людей, которые хотят жить в мире? Илья Муромец сражался именно ради мира, и потому его помнят. «. Витязя славное имя / До наших времен не дошло. » — бесстрастно замечает Толстой, выражая этими словами свою позицию. Но это не только его позиция — это суд народной памяти, которая бережно хранит имена тех, кто действительно свершил великие деяния.

4) Фольклорные сюжеты в творчестве А.К.Толстого.

Создавая свои баллады, А. К. Толстой обращался к славному историческому прошлому, к известным фольклорным сюжетам. Образ Ильи Муромца — это образ богатыря, заимствованный автором из русских былин. Но Толстой не стремится рассказать о подвигах славного богатыря. Главная идея баллады заключается в противопоставлении вольного духа героя и атмосферы княжеского двора. Илья Муромец — подлинный народный герой; он не дорожит роскошью, но его задевает недостаточное уважение со стороны князя:

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус!

Но обнес меня ты марой

Так шагай же, мой чубарый,

Тема воли, простора, свободы то и дело повторяется в балладе. Илья признается, что ему не по сердцу обычаи при дворе князя Владимира, «от царьградских от курений / Го­лова болит». Богатырю, вышедшему из среды простого народа, привольнее дышится свежим воздухом полей и лесов; он не привык кланяться никому, кроме земли, из которой все рождается и в которую все уйдет в свой черед:

Вновь изведаю я, старый,

В балладе «Илья Муромец» Толстому удалось не только показать образ народного богатыря; автор отразил в этом произведении представления о свободе, о воле, почерпнутые из устного народного творчества. Мечта о воле всегда была одним из самых сильных стремлений человеческой души, и Толстой нарисовал образ героя, в котором эта мечта нашла живое воплощение. Ясно ощущается, что автор разделяет позицию своего героя.

Как одно-то на небе красно солнышко,

А один-то на Руси Илья Муромец!

Илья Муромец согласно былине тридцать три года просидел в избе своих родителей, не в силах подняться с места. Никто и помыслить не мог, что он станет богатырем. Число тридцать три отнюдь не случайно. Это одно из чисел, традиционно связываемых с Христом. Тридцать три года — это символический возраст, к которому человек должен понять, в чем его призвание. Для Ильи оно оказывается внезапным озарением. Возможно, даже правильнее сказать, что будущий богатырь переживает перерождение: благодаря странникам Илья понимает, что он не безнадежный калека, а здоровый человек. Пожалуй, его первый шаг был и его первым подвигом — победой над немощью, зачастую существующей лишь в воображении человека.

Илья Муромец — это реальная личность; церковью он причислен к лику святых. Как рассказывает былина, родился он в небольшом селе Карачарове, расположенном неподалеку от города Мурома, в семье простых крестьян. Родители уже были немолоды, а Илья был их единственным сыном. В этом тоже есть особый знак, напоминание о библейских сюжетах.

Время действия былин довольно условно- это правление Владимира Красного Солнышка.

Победа над Соловьем-разбойником — один из первых подвигов Ильи на пути в «стольный Киев-град», ко двору Владимира. Характерно, что герой должен прокладывать свою дорогу’, сражаясь с врагами: подъехав к городу Чернигову, Илья в одиночку побеждает целое войско. Следует отметить, что Илью не прельщает возможность стать воеводой в освобожденном городе: он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Но, оказав им помощь, он продолжает свой путь, потому что это его предназначение — сражаться со злом.

Илья Муромец совершает свои подвиги не ради награды, а ради Руси и русского народа; и в этом он находит себя и свое счастье. Потому-то, очутившись па перекрестке трех дорог, он и не едет в ту сторону’, где ожидает богатство — он едет в ту сторону, где грозит гибель. Но Илье Муромцу «смерть в бою не писана». Не воля князя и его бояр, а любовь к родной земле движет поступками богатыря: «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!».

Так заканчивается «сказ» о «могучем богатыре Илье Муромце». Вернее, он так и не заканчивается, и в стране легенд богатырь Илья вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях, как и множество прославленных воинов, героев легенд и сказаний всех пародов мира.

Большая часть былины А. К. Толстого пред­ставляет собой монолог Ильи Муромца. Это разверну­тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица­тельные предложения передают эмоцио­нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за­слугах. Речь Ильи построена на многочис­ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты­ри — старый Илья; служба у князя — сво­бода, к которой стремится богатырь; душ­ная жизнь в Киеве — просторы природы.

Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня­зя — в этом заключена жизненная пози­ция героя. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли­цом, с наслаждением вдыхает запахи при­роды, воздух свободы, дикой воли и про­должает свой путь.

Поэт воспевает в былинном герое муд­рость, внутреннюю сдержанность, соче­тающуюся с богатырской мощью и силой.

А.К. Толстой написал ряд баллад, названия которых соответствовали названиям русских былин: «Илья Муромец», «Садко» и др. Эти произведения, особенно баллада «Илья Муромец», имели широкий резонанс в публике. Так, Н.С. Лесков, создавая образ Ивана Флягина из повести «Очарованный странник», отмечает, что его герой напоминает Илью Муромца с картины Верещагина и из баллады А.К. Толстого.

В последнее десятилетие жизни Толстой пишет и публикует исторические баллады и былины. Они во многом связаны с традициями устного народного творчества, хотя отнюдь не являются стилизациями. Здесь поэт развертывает свою концепцию русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской.

5) Исторические баллады А.К.Толстого.

Во второй половине 1860-х — начале 1870-х годов появляются новые баллады на героические сюжеты из истории Новгородской и Киевской Руси. В 1867 г. поэт написал балладу, по его собственному признанию, «лучшую из своих исторических баллад» — «Змей Тугарин». Действие баллады происходит во время правления киевского князя Владимира. Змей Тугарин, принявший облик поэта, пророчит страшную судьбу Руси:

Но дни, погодите, иные придут,
И честь, государи, заменит вам кнут.
А вече — каганская воля!
. И вот, наглотавшись татарщины всласть,
Вы Русью ее назовете!

Владимир и его богатыри не верят в предсказания змея, но, с позиции А.К. Толстого, все пророчества сбылись в будущем, «. во всей этой пьесе сквозит современность, — отмечал автор — а потому я позволю себе не быть строгим историком и археологом».
Былины насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пяти векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он «удивляется притче» такой: «если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!» Он «пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?»

В «Змее Тугарине» сам Владимир провозглашает такой тост: «За древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет».

В этих исторических балладах раскрывается внутренний мир произведений писателя, раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как «певца красоты».

Самой значительной из исторических баллад А.К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе — эпохе Ивана Грозного. На эту тему затем появятся баллада «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Ивана Грозного».

Эпоха Грозного поразила Толстого своей трагичностью и сложностью. «При чтении источников, — отмечал писатель, — книга не раз у меня из рук и я бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования». Поиск положительных героев, которые могли противостоять деспотизму Грозного, привел А.К. Толстого к созданию таких характеров, как Василий Шибанов и князь Михайло Репнин. Баллада «Василий Шибанов» основана на фактах, отмеченных в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: бегство А. Курбского в Вельмар, письмо Курбского к Грозному, эпизод вручения письма Курбского Шибановым, мужественная смерть Шибанова. А.К. Толстой был поражен мужеством «раба» Шибанова и представил его в балладе как выразителя народной правды, идеального героя. В это время создается и баллада «Князь Михайло Репнин», в которой также нарисован облик мужественного, честного героя. Если Шибанов — «раб», то Репнин — аристократ, но оба они противостоят деспотизму царя и опричнине.

В балладах, как часто и в других исторических жанрах, А.К. Толстой, подчиняясь художественным задачам, нарушает ряд исторических фактов. Например, в балладе «Князь Михайло Репнин » он переносит сцену убийства Репнина из церкви в царские палаты, убийство совершено не опричником, а самим царем.

Толстой смел и лишен подобострастия, он не соглашается с любым проявлением деспотизма. Такова позиция автора в балладе «Василий Шибанов». Казалось бы, автору проще было построить конфликт на контрасте поведения главных гepoeв: показать деспотизм Ивана Грозного и оправдать бунт князя Курбского. Но автор ищет правдивого изображения исторической картины: он утверждает, что и царю, и мятежному боярину при всей их важности свойственны такие качества, как гордость, заносчивость, бесчеловечность, неблагодарность.

6) Связь творчества поэта с народной поэзией

В своей лирике Толстой любит обращаться за образами, словесными формулами к народной поэзии. Отсюда частое сравнение явлений природы с человеческой жизнью, отсюда особый язык, близкий к народной песне:

И не знаю я, и не ведаю,

Как назвать тебя, как прикликати.

Много цветиков во чистом поле,

Много звезд горит по поднебесью,

А назвать-то их нет умения,

Распознать-то их нету силушки.

Многие баллады и былины звучат задушевно, а их персонажи привлекательны, как, например, богатырь Алеша Попович, сумевший песней завоевать взаимность прекрасной царевны:

Звуки льются, звуки тают,

То не ветер ли во ржи?

Не крылами ль задевают

Медный колокол стрижи?

Толстой пишет баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, обращается он и к русской истории. В балладах поэт любуется старыми обрядами и обычаями («Сватовство»), воспевает русский характер, который не могло изменить даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин»).

Толстой использует характерные для былины художественные средства: посто­янные эпитеты (добрые молодцы, братья удалые, море синее), гиперболы (не объ­ехать тебя сто лет), повторы.

Мерный былинный стих, для которого характерны анафоры (ты горами, ты степями), удлинение в окончаниях при­лагательных (удалыих, торговыих), час­тое использование в глаголах возвратной частицы -ся, сочетается с многократны­ми повторами, постоянными эпитетами, свойственными былине обращениями («Ах ты гой еси, правда-матушка!»). Толстой использует в стихотворении былинную форму и былинные приемы, чтобы при­близить к нам героев далекой эпохи, дать почувствовать колорит времени, в кото­ром создался былинный эпос, ощутить поэтику былинного текста.

Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно — поэтический стиль. В стихотворении использован напев­ный былинный стих, размеренность ре­чи, обращения, характерные для были­ны, постоянные эпитеты (богатырский конь).

Важным частным итогом данной работы нам представляется определение отношения А. К .Толстого к русскому народному творчеству..
По глубокому убеждению А. К. Толстого, несмотря на двойственность, а порой и непредсказуемость русского характера, в сердцах многих русских людей существовали любовь к родине, честь и достоинство, помогавшие выжить и выстоять в невероятно трудных условиях.

Исследование произведений А.К. Толстого позволило обнаружить примеры народной поэзии, восходящие к фольклору.

Таким образом, художественный мир А.К. Толстого — синтез фольклорных, литературных, философских позиций автора. Следовательно, русское народное творчество является существенной стилевой чертой творчества писателя.

Прекрасные по своей простоте, глубокие по своему содержанию, произведения народного творчества до сих пор радуют и волнуют нас, потому что они близки характеру русского человека, родной природе. Поэтому не случайно, что они являются неисчерпаемым источником богатства произведений писателя.

Мы остановились лишь на нескольких приемах использования Толстым произведений русского народного творчества. Писатель, так тонко чувствовавший народную поэзию и прекрасно знавший ее, создал немало ярких произведений, перекликающихся с устным народным творчеством.

IV. Список используемой литературы:

1. Толстой, А.К. Собр. соч. Текст.: В 4 т. / Алексей Толстой. М.: Правда, 1969.
2.Фольклор и русская литература XIX века Текст. // Русский фольклор: Библиографический указатель 1966-1975 / Сост. М.Я. Мельц. Л., 1985. — С. 18-56.
3. Толстой А. К. Курган // Избранные произведения. — Л.: Лениздат, 1980.
4. Толстой А. К. Алеша Попович // Собрание сочинений: В 4 тт. Т. 4. — M., 1969.
5. Толстой А. К. Змей Тугарин // Собрание сочинений: В4тт.Т.4. — M., 1969.
6. Толстой А. К. Илья Муромец// Собрание сочинений: В4тт.Т.4. — М., 1969.
7. Ямпольский И. Г. А. К. Толстой. Сочинения. — М.: Худож. лит., 1981.

Источник

Читайте также:  С чем сравнить галакси note