Меню

Сравнение дислалии дизартрии ринолалии



Сравнительная характеристика дислалии и дизартрии
презентация по коррекционной педагогике на тему

Скачать:

Вложение Размер
sravnitelnaya_harakteristika_dislalii_i_dizartrii_2.pptx 195.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сравнительная характеристика дислалии и дизартрии Подготовила учитель-логопед: Терехова В.А. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Дислалия Дислалия – ( dis — lalia -плохо говорю; латин .) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. Дислалия (от греч. d is – приставка , означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия Дизартрия – ( dis — arthron -расстройство сочленения; латин .) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия – термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения ( dis – нарушение признака или функции, arthron – сочленение) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Анатомический компонент Дислалия Отклонения в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) при механической (органической) дислалии. Дизартрия Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. К примеру, псевдобульбарная форма дизартрии: асимметрия лица, отвисание нижней губы, неправильное положение языка в полости рта.

Неврологический фактор Д ислалия У матери беременность и роды проходят без осложнений, при рождении крик звонкий, сильный. Гуление и лепет появляются в срок, богато интонированы. Моторные функции формируются в соответствии с возрастом. Развитие речи в пределах возрастной нормы. Мимика развита. Дизартрия Псевдобульбарная форма дизартрии: в речевом анамнезе гуление и первые этапы лепета иногда протекают своевременно, однако количество звуков ограничено, слабо проявляется механизм аутоэхолалии , эхопраксии и эхолалии . Лепет на более поздних этапах резко ограничен в своем развитии, нет спонтанных попыток к звукоподражанию.

Интеллектуальное развитие Дислалия Как правило, в норме, встречаются дети с ЗПР, при функциональной форме дислалии. Дизартрия Дети с нормой интеллектуального развития, ЗПР, УО (олигофрения).

Высшие психические функции Дислалия Нет нарушения памяти, внимания, мышления. Дизартрия Выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Звукопроизношение Дислалия Нарушения звукопроизношения проявляются в дефекте воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими; смешении звуков и, реже, их пропусках. Дизартрия Основными признаками (симптоматика) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. При дизартрии может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков.

Фонематические процессы Дислалия избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем; обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Дизартрия Отклонения фонематического восприятия носят вторичный характер. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов. Так, артикуляторные затруднения оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка, это свидетельствует о том, что у детей с дизартрией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, что более усугубляет нарушения звукопроизношения .

Просодическая организация речи Д ислалия Голос звонкий, чистый. Темп, ритм речи соответствует возрастной норме. Речь внятная. Сглатывание слюны автоматизируется в процессе развития речи. Интонация развивается в соответствии с возрастом, речевое дыхание в соответствии с нормой. Дизартрия Голос нередко с назализированным оттенком, хриплый, сиплый, ослабленный, наблюдается компенсаторное напряжение мышц глотки и шеи при громкой речи. Темп речи ускорен, реже замедлен. Речь смазанная. В процессе речи накапливает слюну во рту, плохо сглатывает, если долго говорит, слюна подтекает из уголков рта, затруднения автоматизации сглатывания . Интонация несколько обеднена. Задержка в развитии речевого дыхания, не делает достаточного речевого вдоха.

Этапы логопедической работы Дислалия подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков ; этап формирования коммуникативных, умений и навыков. Дизартрия подготовительный этап; этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков; этап предупреждения или преодоления вторичных нарушений при дизартрии; э тап подготовки ребёнка с дизартрией к обучению в школе.

Динамика в процессе логопедической работы Дислалия Быстрая динамика, лёгкая автоматизация. Дизартрия Динамика менее быстрая, затруднения в автоматизации поставленных звуков.

Литература: Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель , 2007. – 331 с. Логопедия : Учебное пособие для студентов пед . Институтов по специальности «Дефектология» / Под ред. Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой . – М.: Просвещение, 1989. – 528 с. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М. Логопедия. Дизартрия. — М. : ВЛАДОС , 2009. – 287 с.

Источник

Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии
методическая разработка по логопедии на тему

Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана д ифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии.

Скачать:

Вложение Размер
differentsialnaya_diagnostika_alalii_dislalii_i_dizartrii.docx 25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания

Расстройства фонационного оформления высказывания

Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата

Нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и иннервации речевого аппарата

Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй

Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи

Нарушение звукопроизносительной стороны речи

Органическое поражение речевых зон коры головного мозга:

  • Двигательных (моторных) – речедвигательный анализатор поражен или недоразвит
  • Слуховых (сенсорных) – речеслуховой анализатор поражен или недоразвит

Определяется органическим поражением центральной или периферической нервной системы

Органические дефекты периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения – механическая дислалия

Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей

Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.

Снижение слуха, нарушение анатомического строения речевого аппарата, нарушения нормального функционирования органов артикуляции

Особенности артикуляционного аппарата

Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт

Наблюдается спатичность, либо паретичность, гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица, гиперсаливация.

Иногда наблюдается замедленность в движении языка.

Состояние общей моторики

Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия — у 50 % детей).

Гиперактивность или заторможенность.

Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии): общая моторная неловкость, нарушение координации, истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп, плавность движений.

Практически без отклонений от нормы.

Состояние мелкой моторики

Действия неточные, нарушена переключаемость. Тонус кисти рук, как правило, повышен.

Практически без отклонений от нормы.

Темп овладения речью

Темп овладения речью замедленный,

вероятность самокомпенсации низкая

Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен

Не имеет выраженных нарушений

Восприятие речи, коммуникативные навыки

Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика.

Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии.

Без отклонений от нормы

Речь маловыразительна, отмечается монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен, иногда замедлен. Голос немодулированный по высоте и силе, назализован, тихий, сиплый, хриплый или высокий. Речевой выдох укорочен.

Не имеет выраженных нарушений

Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу

Не имеет выраженных нарушений

Не имеет выраженных нарушений

Возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое.

Нарушение формирования артикулемы

Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко).

Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.

М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.

Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.

По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.

Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.

Нет нарушений просодики.

Звукопроизношение не ухудшается. Произвольность речевых движений сохранна.

По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое, нарушение речи.

Нарушение лексико-грамматической стороны речи нет.

Слоговая структура слова

Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове.

Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова

При корковой форме — ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов

Не имеет выраженных нарушений

Активный словарный запас

Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения.

Диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии.

Часто ниже нормы

Часто в пределах невысокой нормы

Грамматический строй речи

Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко.

Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.

Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных).

Недостаточная сформированность грамматических форм и категорий

Не имеет выраженных нарушений

Навыки самостоятельного связного высказывания

Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения

Варьируется. Доступны развернутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики

Не имеет выраженных нарушений

Суть логопедической работы состоит в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку.

Комплексная систематическая работа над речью и личностью:

Речь : создание механизмов речевой деятельности, обогащение речевой практики (использование имеющихся знаний, овладение моделями речевых операций), восполнение пробелов в речевом развитии и дальнейшая подготовка к обучению в школе.

Развитие сенсорных и двигательных возможностей : развитие мелкой, общей моторики; формирование сенсорных эталонов

Личность: устранение невротических настроений в характере, воспитание целенаправленной личности, воспитание правильного отношения ребенка к речевому недоразвитию и к работ по его преодолению

Коррекция нарушенных речевых функций + обязательное медикаметозное лечение.

Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства.
  • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
  • Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
  • Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи: коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа, развитие лекси-грамматической стороны речи, дифференцированный логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения; б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

III Этап – формирование коммуникативных умений

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити.

В статье дано описание дифференциальной диагностики, задачи, теоретико-методологияческие основы. Раскрыты и рекомендованы методы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей. Говор.

Материал будет полезен учителям-логопедам.

В материале представлена таблица, в которой рассматриваются сходные состояния детей с умственной отсталостью (УО), с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями речи.

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия или он просто плохо знает правила.

laquo;Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт.

В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме.

Источник

Сравнение дислалии дизартрии ринолалии

ЛогоАзбука — логопедический кабинет

Поиск, Вид и Навигация

Вы находитесь здесь: Home ЛогоСправка дислалия, дизартрия, ринолалия

Главное меню

Полезные ссылки

Дислалия, дизартрия, ринолалия

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Дислалия может проявляться в форме нарушения произношения свистящих и шипящих, сонорных (р, рь, л, ль) или заднеязычных (г, гь, к, кь, х, хь) звуков. В простонародии «картавость» — не что иное как дислалия. Иногда встречаются такие нарушения как дефекты звонкости и мягкости.

Различают следующие формы дислалии:

  • простая — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • сложная — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама.
  • функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Основные причины функциональной дислалии: физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма, педагогическая запущенность, двуязычие в семье, образец неправильной речи в окружении ребенка, выбор неправильной артикуляции и недоразвитие фонематического слуха.

Главные причины механической дислалии: органические (связанные со строением органа), наследственные, врожденные или приобретенные.

Дизартрия – нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.

Значительное нарушение звукопроизношения легко распознаётся, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком («Говорит, как с кашей во рту»). Лёгкие нарушения артикуляции выявляются при специальном логопедическом исследовании.

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых больных может быть наиболее заметным проявлением поражения нервной системы. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др. У детей дизартрия часто сочетается с другими проявлениями дизонтогенеза, вызванного действием пре- и перинатальных факторов, входит в структуру нарушений при детских церебральных параличах.

Логопедическая классификация, основанная на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Поскольку дизартрия не является самостоятельным заболеванием и может наблюдаться при многих расстройствах нервной системы, содержание и очерёдность лечебных мероприятий определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Во многих случаях требуется комплексное (лечебное и логопедическое) воздействие. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. В некоторых случаях целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада.

Ринолалия – нарушение тембра голоса (гнусавость) и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости, такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба.

В зависимости от причины возникновения выделяют органическую (механическую) и функциональную; врожденную и приобретенную ринолалию.

Если у ребёнка изначально присутствуют дефекты сращения верхней губы или нёба, имеются полипы, опухоли носоглотки, искривлена перегородка носа или увеличены аденоиды, говорят об органической ринолалии.

Функциональная ринолалия отличается тем, что у ребёнка нет врождённых дефектов, но мышцы мягкого нёба очень слабы. Причиной этому могут стать частые воспалительные заболевания, последствия удаления аденоидов, нарушение функций нервной системы.

Выделяют три формы ринолалии:

  • открытая – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.
  • закрытая – речевой выдох направлен только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса.
  • смешанная – состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии.

Лечение ринолалии начинается с закрытия дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Далее имеет место хирургическое вмешательство. Логопедическая работа должна начинаться как в период ношения обтуратора, подготовки артикуляционного аппарата к операции по закрытию дефекта твёрдого и мягкого неба, так и после успешно проведённого оперативного закрытия. Пластика неба начинается только после того, как появились все молочные зубы. Помимо чисто тренировочных и коррекционных логопедических упражнений при устранении симптомов гнусавости могут использоваться и механические приспособления. В настоящее время дефекты твёрдого и мягкого неба успешно оперируются в раннем возрасте (начиная с нескольких дней жизни) в зависимости от вида, величины дефекта и общего состояния новорожденного ребёнка. Раннее закрытие дефекта способствует нормализации актов глотания и пережевывания пищи и, несомненно, у детей, прооперированных в ранние сроки, не возникает проблем с речью по сравнению с детьми, у которых была проведена коррекция в более поздние сроки.

Источник

Читайте также:  Недостатки двоичной системы счисления по сравнению с десятичной