Меню

Сравнение это определение для начальной школы



Сравнение это определение для начальной школы

Данная статья посвящена проблеме формирования приёмов сравнения у младших школьников на уроках математики. Сравнение — это прием интеллектуальной деятельности, направленный на выявление сходного и различного в данных объектах. Он является одной из основных операций мышления. В обучении выступает важным приемом познавательной деятельности учащихся ( А. К. Артемов, А. И. Раев и др.).

Использование сравнения в процессе обучения способствует тому, что ученики усваивают учебный материал во всем его многообразии признаков и свойств. Благодаря сравнению предметы и явления изучаются в их сходных и различных, общих и особенных признаках, у учащихся формируются яркие наглядные образы изучаемого, совершается подвижность нервных процессов в коре головного мозга, которая развивает гибкость умственной деятельности

(Е. Н. Шилова). Таким образом, учебная работа учеников протекает на высоком уровне сознательной активности и осмысливания изучаемого материала, укрепляет память и внимание учащихся.

Роль сравнения в начальной школе определяется тем, что многие понятия даются здесь впервые и усвоение их опирается преимущественно на систему более или менее известных родственных понятий, и даже не столько на их определение, сколько на сравнение реальных объектов. В результате сравнения выделяются признаки, значимые для раскрытия сущности понятия, находится общее и особенное, абстрагирование и обобщение также протекают на более высоком уровне.

Сравнение непосредственно связано со вниманием, так как оно входит в состав контроля как операция планирования, который составляется одной из форм всей ориентировочной деятельности – вниманием.

В настоящее время в психологической литературе уделяется много внимания проблеме формирования сравнения (Н. Ф. Талызина, М. Н. Шардаков, А.А. Люблинская, Д.Н. Богоявленский). Важность обучения детей сравнению подтверждается исследованиями следующих авторов: А. К. Артемовым, И. М. Соловьевым, Е. Н. Шиловой, Л. М. Румянцевой и др.

Однако методика организации у учащихся процесса сравнения остается почти неразработанной, что негативно отражается на результатах обучения, хотя опосредственно авторы данной методики касаются.

В литературе отмечается, что многие учащиеся не овладевают сравнением, допускают в учебном процессе множество ошибок (Е. Н. Шилова), например, такие, как невыделение основы сравнения, неумение делать обобщенный вывод из сравнения и др., что подтверждается проведенным нами экспериментом. Анализ ошибок позволил сделать вывод, что причины неуспеха заложены в методику обучения.

Таким образом, актуальность проблемы формирования у учащихся умения сравнивать обусловлена:

1. Необходимостью целенаправленно формировать у учащихся умения сравнивать;

2. Отсутствием разработанной методики обучения приёму сравнения, согласованной с психологическими закономерностями, позволяющими целенаправленно формировать у школьников умения сравнивать;

Была сформулирована цель исследования – разработать методику обучения сравнению, согласованную с психологическими закономерностями процесса усвоения знаний.

Объектом исследования является процесс формирования интеллектуальных математических умений, а предметом – формирование интеллектуального действия сравнения у учащихся начальной школы.

Методика формирования любого действия более эффективна, если она строится с учетом его операционного состава, а также психологических закономерностей формируемого действия (А. К. Артёмов, П. А. Шеварев, Н.Ф. Талызина).

Исходя из этого, мы сформулировали следующую гипотезу: если выявить операционный состав действия сравнения, и на этой основе разработать систему упражнений по обучению умению сравнивать, то её использование позволит повысить качество усвоения учащимися сравнения и эффективность обучения математике в целом.

Для проверки гипотезы мы провели анализ литературы, в результате которого выявили следующие теоретические факты.

1. В литературных источниках сравнение трактуется различно: как логическая операция, как логический прием, как познавательная операция и др. Для методики обучения наиболее целесообразно определение сравнения как умственного действия или интеллектуального приема, т.к. это позволяет разработать методику обучения сравнению с опорой на его операционный состав и операционные составы отдельных его видов.

2. Разные виды сравнения различаются своими операционными составами. Наиболее важные виды: сопоставление, противопоставление, полное и неполное, поскольку охватывают все основные операции;

3. Процесс формирования сравнения у школьников имеет свои закономерности: успех формирования действия зависит от сформированности его операций;

4. Возникает необходимость разработать методику формирования сравнения, опирающуюся на операционный состав и на закономерности процесса обучения.

На основе выявленных теоретических фактов, нами были сформулированы следующие исходные положения для разработки методики формирования приёмов сравнения.

1. Наша методика строится на интегративной основе, в которой уделяется большое внимание деятельности ученика; методика соотносится с содержанием учебного материала, т.е. строится с учетом не только логики и содержания, но и логики этим содержанием.

2. Уточненный нами операционный состав сравнения требует поэтапного формирования его составляющих операций, т.е. операций, которые входят в состав каждого вида сравнения

Прелагаемая система упражнений построена с учетом этих составов.

3. Ученик понимается нами как субъект, значит, необходимо стимулировать деятельность учащихся.

4. Разработанные упражнения образуют систему, т.к. они, взятые в определенной последовательности, решают единую учебную задачу, охватывают полный операционный состав видов сравнения, взаимосвязаны и взаимозависимы и функционируют в учебном процессе как единое целое.

Анализ методической литературы позволил нам выделить несколько приемов формирования операции сравнения.

Опишем эти приемы:

1) подражание это такой вид деятельности, при котором учащиеся повторяют, подражают действиям учителя.

2) работа по образцу – такой вид деятельности, который располагает самостоятельным проведением сравнения, используя анализ записи образца.

3) пооперационные указания– перечень указаний по выполнению операций, входящих в тот или иной вид сравнения, для осуществления заданного сравнения.

4) метод алгоритмических предписаний – перечень тех действий, которые ученик должен выполнить, желая сравнить данные предметы или явления. Этот прием тесным образом связан с предыдущим приемом (пооперационные указания) и отличается лишь названием действий учащихся (в данном приеме используется слово “действия”, а в предыдущем приеме – “операционные действия”).

Все приемы взаимосвязаны между собой.

Использование вышеперечисленных приемов на разных этапах урока позволяет учащимся повысить уровень теоретического мышления.

При обучении сравнению в методике выделяют 2 этапа: подготовительный этап, на котором отрабатываются операции, входящие в состав сравнения, и основной этап, на котором происходит знакомство с данным приемом, с правилами его использования и представляются упражнения на самостоятельное применение определенного сравнения.

Исходные положения методики формирования ОИУпозволили нам составить систему упражнений, направленную на обучение учащихся умению сравнивать.

Приведенная система упражнений охватывает:

1. весь алгебраический материал начального курса математики;

2. все операции, входящие в состав приведенных действий. Это означает, что данная система упражнений обладает полнотой.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует единство, определенную целостность. Любая система должна обладать следующими свойствами: целостностью, структурностью и взаимосвязью.

Целостность системы определяется принципиальной не сводимостью свойств данной системы к сумме свойств составляющих её элементов и не выводимостью из последних свойств целого. Возможность описание системы через установленные её структуры, т.е. сети связей и отношений, определяет структурность системы.

Зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого характеризует взаимосвязь системы. [47; 652]

Таким образом, набор упражнений будет считаться системой, т.к. имеет общую цель – сформировать у учащихся ОИУ сравнения, и характеризуется общностью материала алгебраического характера и будет функционировать в учебном процессе как единое целое.

Приведем примеры упражнений системы.

Читайте также:  Microsoft edge сравнение с chrome

Выделение признаков сравниваемых объектов

а) Запишите выражение по следующим признакам: это разность, уменьшаемое выражено двухзначным некруглым числом, вычитаемое выражено суммой двух чисел: двузначного круглого и однозначного. Запишите свой вариант, запишите выражение в общем виде.

б) Выделите признаки у следующих выражений:

3 + а и 4 + а

Выделение общих признаков 2-х и более объектов

а) Можно ли составить 2 уравнения, в правой части которых стоит разность двух чисел так, чтобы они не имели бы ни одного общего признака?

б) Какие общие признаки выделяются в записях неравенств:

25 + а >10 –5

40 – 5 Для проверки эффективности разработанных упражнений мы провели эксперимент. Эксперимент проводился среди учащихся 2 класса. В ходе эксперимента было охвачено 22 человека.

Выделение признаков, являющихся основанием сравнения

а) сравните 1 слагаемое в данных выражениях:

14 + b и 4 + b.

Определите, что будем сравнивать в этом задании.

б) догадайся, по какому признаку соединили выражения:

82 – 7 52 + 30

28 + 9 94 – 60

53 + 20 72 – 8

69 – 40 29 + 8

в) догадайся, по какому признаку разбили выражения на группы:

I. 64 : 8 36 : 2 48 : 4

64 : 2 36 : 9 48 : 8

64 : 4 36 : 3 48 : 3

II. 64 : 8 36 : 3 36 : 2

36 : 9 48 : 4 48 : 3

48 : 8 62 : 2 64 : 4

Нахождение сходных и различных признаков объектов, т.е. осуществление неполного сравнения

а) определите, чем похожи выражения в каждом столбике:

78d– 5 18a– 15b 5 (a–3)

75a– 10 14d– 8p 10 (d– 17)

б) сравните неравенства в каждой паре. Чем они отличаются и чем похожи?

10 + 3а > 19 21 + 5с с

13 + 3а > 19 21 + 4с c

Полное сравнение.

а) подумайте, могут ли в данных условиях получиться одинаковые ответы.

12 + а = с

3 (12 + а) = 3с

б) не выполняя вычислений, поставьте знаки > Класс был разделен на две равные по степени успеваемости группы: контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). В каждой группе по 11 учащихся.

Цель эксперимента – проверить эффективность и доступность разработанной методики формирования у учащихся сравнений.

В начале исследования был проведен констатирующийся эксперимент. Его цель – проверить уровень сформированности приема сравнения при обучении по традиционной методике.

Результаты оценивались по критериям правильности и обобщенности.

Под правильностью понимается соответствие результата какого-либо действия цели его выполнения.

Под обобщенностью понимается способность ученика выполнять необходимые действия в варьирующих условиях .

Уровень сформированности приема сравнения у учащихся обоих групп достаточно низкий.

Затем был проведен формирующий эксперимент. Его цель — проверить доступность и эффективность предлагаемой методики формирования у учащихся приема сравнения.

В КГ работа велась по обычной методике обучения.

В ЭГ работа велась по предложенной нами методике. На 1 этапе, подготовительном, формировались отдельные операции из состава сравнения. На 2 этапе, основном, учащиеся выполняли задания на сравнение.

По окончании формирующего эксперимента были проведены контрольные срезы в КГ и ЭГ. Уровень сформированности приема сравнения оценивался по критериям правильности и обобщенности.

1. По правильности сравнения. Эксперимент показал, что в ЭГ уровень сформированности сравнения существенно выше, чем в КГ, где учащиеся обучались по традиционной методике. Этот вывод подтверждается статистическими данными.

2. По обобщенности сравнения. Предлагаемая методика обеспечивает сформированность у учащихся ЭГ более широкого сравнения, чем у учащихся КГ. Причем, в ЭГ ученики свободно переносят сформированные умения в новые условия.

3. Результаты эксперимента показали существенное преимущество предлагаемой методики по сравнению с традиционной.

4. Проведенные эксперименты показали, что методика обучения, построенная в концепции содержательного и процессуального, когда сравнение трактуется как интеллектуальное действие, оправдана: ее использованием в практике обучения дает значительно лучшие результаты при формировании сравнения, чем традиционная методика обучения.

5. Операционный состав сравнения определил этапы изучения: предварительно формируются составные операции сравнения (выделение признаков объектов, разделение их на существенные и несущественные, выделение общего признака, выделение основания сравнения), а затем действие сравнения в целом.

6. Использование приема моделирования и преобразования моделей дает возможность укрупнять дидактические единицы.

Отметим основные итоги проведенного исследования.

1. Подтвердилась гипотеза исследования. Действительно, мы предположили, что если выявить операционный состав действия сравнения, механизм его проявления и на этой основе разработать методику обучения умения сравнивать, то ее использование позволит повысить качество усвоения учащимися этого умения и эффективность всего обучения в целом. Проведенные эксперименты подтвердили это положение.

2. Разработана система упражнений на сравнение и показаны пути ее реализации при изучении алгебраического материала.

3. Экспериментально показано, что внедрение в практику обучения разработанной методики улучшает качество математической подготовки учащихся. Следовательно, такая методика оправдана.

Таким образом, разработанная нами методика формирования ОИУ сравнения целесообразна и доступна учащимся, способствует повышению качества их математической подготовки, а также умственному развитию.

1. Артемов А. К. Обучение сравнению в математике – Нач. школа. – 1982 — № 11 – с. 43

2. Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. – Самара: из-во Сам.ГПУ, 1997 – с.120

3. Соловьв И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей – М.: Просвещение, 1966 – с.224

4. Сорокина Г.И. Обучение первоклассников сравнению и сравнительному описанию. Нач. школа. – 1979 — № 6 – с.41

5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1975 – с.344

6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников – М.: Просвещение, 1988 – с.173

Источник

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

Легенда — рассказ о необыкновенном чудесном событии прошлого, обычно связанного с каким-либо местом. (Танцующие березы. Боровое)

Сравнение — это сопоставление одного явления или предмета с другим. (…Лес точно терем расписной.)

Олицетворением называется изображение в сказках, стихотворениях неодушевленных предметов, явлений природы как живых существ. Они могут говорить, чувствовать, мыслить. (Вот уже девицей – красавицей несется Осень по лесу — в красном сарафане из листочков осины…)

Читайте также:  Сравнение анилина с амином

Фольклор- это произведения устного народного творчества. Фольклор — слово английское и в переводе означает «народная мудрость». Фольклорные произведения создавались в устной форме и передавались от одного человечка к другому из поколения в поколение. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

• Песни у каждого народа свои: колыбельные, игровые, праздничные, обрядовые. Песни выражают и создают определенный душевный настрой. Колыбельные песни убаюкивают ребенка. (Баю – баю беленький, в белой колыбеленьке. Спи, малыш, не плач, я куплю тебе калач. )
• Потешка – небольшое шуточное стихотворение, сопровождающее игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В потешке нередко есть наставление, «урок». (Сорока — белобока, кашу варила, деток кормила, этому дала…)
• Пестушка – короткое стихотворное произведение, которое сопровождается движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить» ( -Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. – Что ели? – Кашку …)
• Прибаутка — забавное произведение устного народного творчества. Своим содержанием она напоминает маленькую сказочку в стихах. (Тили – тили – тили – бом! Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курица с ведром, заливает Кошкин дом.).
• Закличка – стихотворное обращение к явлениям природы. (Солнышко – ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Ясное, покажись! )
• Приговорка – небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным. (Уж как я ль мою коровушку люблю, уж как я ль — то ей крапивушки нарву.)
• Считалка – произносимый нараспев стишок. При помощи считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. (На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич…)
• Пословица – краткое мудрое выражение с поучительным смыслом. Пословица содержит законченное суждение, вывод. (Любишь кататься – люби и саночки возить. Чужими руками жар загребать легко. )
• Поговорка – меткое образное выражение, которое не наставляет, не поучает, а сообщает. В поговорке нет суждения, вывода. (Чужими руками жар загребать. )
• Загадка – короткое произведение, которое описывает какой – то предмет, но не называет его. (Шарик пушистый белеет в поле чистом, подул ветерок – остался стебелек. )
• Скороговорка – стихотворение или фраза, придуманная ради забавы, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. В скороговорке используют слова с труднопроизносимым набором звуков. (От топота копыт пыль по полю летит.)
• Чистоговорка – рифмованное упражнение для развития речи. (Ща – ща – ща, дождь идет – я без плаща.)

Сказка – интересный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Сказки, которые сочинил народ, называются народными сказками.
Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
• Присказка, ее значение – подготовить слушателя к восприятию сказки: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.»
• Зачин – начало сказки, он указывает, где и когда произошли события героев: «жили – были…»
• Концовка – ею завершается сказка. «Вот вам сказка а мне – бубликов связка.»
Литературные (или авторские) сказки – сочиняют писатели; их записывают в момент создания, и они навсегда сохраняют имена своих создателей – авторов. В основе литературных сказок часто лежат народные сказки, но писатели пересказывают их по – иному.

Эпитеты – это слова, оценивающие и подчеркивающие какое – либо свойство или качество предмета, явления. Эпитеты помогают писателю создавать яркие, надолго запоминающиеся образы: сверкающая сказка; алмазные деревья; хрустальный холодок.

Былина – произведение устного народного творчества, героическая песня – повествование о подвигах русских богатырей в битвах за родную землю. Любимые народные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович являются главными героями былин.

Былинный сказ – изложение былины в прозе.

Героический эпос – произведения народного творчества патриотического содержания. Они имеют историческую основу и повествуют о богатырях, воинах, батырах.

Гипербола – сильное преувеличение свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы автор подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Например: За дубок ухватился – дуб с корнем вон.

Легенда – поэтический рассказ об историческом событии, дополненный воображением, вымыслом. Например, «Черный бура Ойлыбая» — поэтический рассказ о музыканте, повелителе верблюда.

Литературная сказка – художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок.

Пейзаж в художественном произведении помогает читателю глубже понять переживания героев, их мысли и чувства.

Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.

Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя.

Сказание – Народный поэтический рассказ с историческим содержанием. Например, «Сказание о золотом человеке» — поэтический рассказ о Суне, юном батыре, одетом в золотые доспехи.

Сказка – это устный занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов и придумка о том, чего не бывает.

Сравнение – это слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания.

Тема – это то, о чем (или о ком) говорится в произведении. Часто тема произведения отражена в его заглавии.

Основная мысль – идея произведения – это оценка автором того, что он изображает в произведении. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Устное народное творчество (фольклор) – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. Эти произведения учат образно мыслить и говорить.

Эпитет – образное художественное определение

Миф – произведение устного народного творчества. Мифы были созданы давным-давно, много веков назад. Сейчас мы их читаем в пересказах писателей как фантастические истории, а когда–то люди верили во все, о чем говорится в мифах. Мифы передают представления древних людей о происхождении жизни на Земле. В них в образной форме объясняется, почему день сменяет ночь, отчего гремит гром, сверкает молния, происходят другие природные явления. Существуют мифы, повествующие об отношениях между богами и людьми, рассказывающие о подвигах героев.
Мифы есть у каждого народа. На протяжении многих веков они передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись и совершенствовались.

Читайте также:  Карточки сравнение предметов по величине

Легенда – произведение устного народного творчества, рассказ о событии, происходившем в незапамятные времена. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.
Иногда событие, о котором рассказывает легенда, привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, озеру. Эти легенды объясняют их названия.
Значительную группу легенд составляют любопытные истории, завершившиеся трагедией, разлукой возлюбленных.
Особое место занимают легенды о казахских батырах, раскрывающие героизм наших предков, отважно сражавшихся с безжалостными врагами.

Героический эпос – произведения устного народного поэтического творчества, повествующие об исторических событиях, о подвигах батыров, защитников родной земли, родного народа.
В создании и сохранении казахского эпоса большую роль сыграли жыра́у – талантливые певцы – сказители. Исполнение эпоса сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. (В учебник помещен казахский героический эпос «Ер-Таргын» в прозаическом переложении современного казахского писателя Мухтара Магауина.)

Древнерусская литература. Литература в Древней Руси возникла в Х веке. Она была близка произведениям устного народного творчества: сказкам, былинам, песням.
Одной из самых древних книг была «Повесть времены́х лет», созданная в ХI – ХII веках. Это сборник летописей – повествований разных летописцев о событиях, случившихся в том или ином году. В летописях рассказывается о происхождении русского государства, о начальном периоде его истории, о первых его деятелях, о защитниках государства.

Поучение – наставление назидательный совет, как жить достойной жизнью.

Басня – небольшое произведение, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.
В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень, глупость.
Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение. Это нравоучение обычно дается в конце или в начале басни и называется моралью.

Стихотворение – произведение, написанное в стихотворной форме. Оно делится на речевые отрезки, называемые стихами. Каждый стих записывается в отдельную стихотворную строку.
Стихотворной речи присущи рифма и ритм.

Рифма – звуковые совпадения в конце стихотворных строк. Например: кроет – завоет.

Ритм – чередование (повторение) в строках стихотворения ударных и безударных слов в определенном порядке. Например, так чередуются слоги в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
Ви́хри сне́жные крутя́, ударные слоги 1, 3, 7
То́, как зве́рь, она́ заво́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
То́ запла́чет, как дитя́… ударные слоги 1, 3, 7

Олицетворение – литературный прием, при котором на явления природы, неодушевленные предметы переносятся свойства и способности живого существа. В литературных произведениях олицетворение является средством создания ярких художественных образов.

Идея произведения – основная мысль, лежащая в основе содержания произведения.

Эпитет — красочное, образное художественное определение, выделяющее в предмете или явлении те его качества, свойства или признаки, на которые писатель хочет обратить наше внимание.
Эпитеты выражают отношение автора к предмету изображения.
Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, но редко встречаются эпитеты — существительные. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ночевала тучка на груди утеса – великана…» эпитетом является определение «великан» к слову «утес».

Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
Метафора не простое сравнение, а сравнение, доведенное до такой степени близости сравниваемых предметов, когда они как бы полностью сливаются друг с другом в воображении автора, в результате чего название одного предмета переносится на другой, замещает его. М.Ю. Лермонтов использовал метафору в стихотворении «Парус».

Звукопись – прием, используемый в литературном творчестве для усиления звуковой выразительности художественной речи. Например:
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей. ( Ф. И. Тютчев.)

Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором изображается какое-нибудь событие в жизни главных героев. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа.
Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять, что – то главное о герое, его характере.

Сравнение – сопоставление предметов, явлений природы с другими, чем – то похожими.
Сравнение или прямо указывает на сходство (он был похож на…) или вводится с помощью слов «как», «точно», «словно», «будто».
Сравнения придают речи образность и выразительность, помогают увидеть новые стороны в давно знакомых предметах и явлениях, а также представить себе предметы и явления незнакомые.

Портрет литературного героя. Писатель стремится к тому, чтобы читатель смог представить действующее лицо произведения, поэтому он описывает его внешность: лицо, мимику, фигуру, жесты, позы, одежду, походку – рисует портрет литературного героя.
Портрет помогает увидеть не только внешность героя, но и понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе.
В портрете проявляется отношение автора к своему герою.

Сюжетом в литературном произведении называется развитие событий, смена событий (эпизодов). Сюжет имеет определенное построение:
• экспозиция – характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действий;
• завязка – событие, с которого начинается действие;
• развитие действия – ход событий, вытекающих из завязки;
• кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия;
• развязка – заключительный момент.
Схема построения сюжета произведения.
Кульминация
Экспозиция Развязка это рядом с вершиной треугольника (по его сторонам – писать ход событий )

Повесть – произведение, в котором, в отличие от рассказа, изображается не одно, а ряд событий, описывается целый период жизни героя.

Пьеса — это литературное произведение, написанное для театрального представления. Содержание пьесы раскрывается в меняющихся действиях. Каждое действие можно увидеть и разыграть по ролям. Роль каждого действующего лица исполняет актер. В пьесе отсутствует авторский текст, расписаны лишь слова, которые произносят персонажи. В скобках даны ремарки – пояснения к тексту пьесы о том, как вести себя актеру. Предметы, которые используются в театральной постановке, называются реквизитом
Руководителем театральной постановки является режиссер.

Пейзаж в литературном произведении – это художественное описание природы.
Пейзаж помогает читателю представить место и время изображаемых событий, глубже понять и почувствовать душевное состояние героя.

Юмористическое произведение основано на доброй шутке, в которой всегда просматривается что – то серьезное, важное и глубокое.

Источник