Меню

Сравнение конституции 1993 1978 таблица конституционных



Сравнительный анализ конституции РСФСР 1978 и конституции РФ 1993 года

Конституции как Основной Закон государства: сущность и основные черты. Изучение и характеристика основных положений конституций на примерах Конституции Российской Федерации 1993 года и Конституции РСФСР 1978 года. Понятие «социалистическая демократия».

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.05.2016
Размер файла 46,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1978 И КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА

1. Конституции как Основной Закон государства: понятие, сущность и основные черты

2. Анализ происхождения Конституции РСФСР 1978 и Конституции РФ 1993 года

3. Сравнительный Анализ содержания Конституции РСФСР 1978 и Конституции РФ 1993 года

Список использованной литературы

Слово «конституция» (constitutio) имеет латинское происхождения и означает «устанавливаю» или «утверждаю».

Появление писаной конституции часто связывают с именем франкского мыслителя Шарля Луи Монтескье и его обоснованием принципа разделения властей. Это подтверждает, и Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в которой говорилось — «где нет разделения властей и обеспечения прав человека и гражданина, нет и конституции».

В начале XX в. под конституцией понимали общность правоположений, способные определять высшие органы государства, порядок их призвания и реализации своих полномочий, а также процедуру их взаимодействия, положение человека в отношениях с государственной властью.

Конституция представляет собой основной нормативно-правовой акт, закрепляющий основополагающие нормы конституционного права. Здесь закрепляются общие для всей государственно-правовой системы конституционно-правовые нормы, определяющие основы конституционно-правового регулирования. Поэтому вопросы изучения действующей Конституции являются залогом должного понимания всей правовой системы страны и возможности её совершенствования. Тем самым тема, связанная с изучением конституционно правовой основы всегда, на мой взгляд, будет актуальна. При этом нужно понимать, что для должного понимания природы современной Конституции необходимо понимать историю её возникновения и проводить сравнительный исторически-правовой анализ с предшествующими ей конституциями.

Основной целью данной работы будет является изучение и характеристика основных положений конституций на примерах Конституции Российской Федерации 1993 года и Конституции РСФСР 1978 года.

В рамках первой главы будут подняты вопросы, посвященные рассмотрению понятия конституции, её сущность и основные черт как Основного закона государства.

В рамках второй главы будет проведен анализ происхождения и принятия конституций.

Третьей главой будет проведен сравнительно-правовой анализ отличительных черт Конституций РСФСР 1978 и Конституции РФ 1993 гг. и дана их правовая оценка.

Теоретическую основу написания данной курсовой работы составят труды теоретиков в области теории государства и права, конституционного права и истории государства и права, таких как О.Е. Кутафин, М.В. Баглая, Е.И. Козловой и других. Правовую основу работы составили: Конституция СССР 1977 года, Конституция РСФСР 1978 года, Конституция Российской Федерации 1993 года и другие акты.

1. Конституции как Основной Закон государства: понятие, сущность и основные черты

Основным законном любого современного демократического государства является его конституция. Выражая волю народа или господствующего класса, закрепляя основы общественного и государственного строя, закрепляя и гарантируя права и свободы человека и гражданина, конституция призвана обеспечить целостность и независимость своего государства.

Слово «конституция» имеет древне римские корни, раньше этот термин использовали для определения одного из видов императорских правовых актов, наряду с дигестами и эдиктами, тем самым термин конституция несло иную смысловую нагрузку. В переводе с латинского слово «конституция» обозначает установление. В дальнейшем во времена феодализма наряду с данным термином стала применяться формулировка «основного закона», которая сейчас имеют синонимичное значения.См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 752 с.

Долгое время, как в античном мире, так и в средние века слово «конституция» использовалась в значении, не совпадающем с современным. В то время не существовало основных законов, которые могли бы служить юридической базой для текущего законодательства. При этом в ряде стран существовали некоторые достаточно значимые акты. которые по своему значению во многом были близки конституции. Так, например, в Венгрии в 1222 году была принята «Золотая булла», во Франции в 1357 году «Великий мартовский ордонанс» данные акты содержали нормы различных отраслей права. Первыми теоретическими обоснованиями необходимости принятия конституции, разработки его понятия и раскрытия её сущности были высказаны в трудах великих ученных просветителей таких как Шарль Луи Монтескье, Джон Локк, Томас Гоббс. Принятие первых конституций в США, Франции и Польши во многом были сопряжены с революционной борьбой буржуазии против старых феодальных порядков и феодального права в целом. См.: В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. -М.: Юристъ, 1996. — С.46 конституция государство демократия

Конституция сейчас это правовой акт обладающей высшей юридической силой, являющейся своего рода своеобразным неотъемлемым атрибутом любого государства и государственности. Представляя собой основу государственной и общественной жизни, являясь своего рода базисом для построения всей внутренней системы права.

Являясь основным законом государства, конституция устанавливает политическую форму существования общества, определяет построение системы государственных органов, порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепление получили наиболее важные общественные отношения, принципы и устои общества, форма его политического существования. Конституция является правовым фундаментом для построения системы законодательства. Текущее законодательство призвано раскрыть и конкретизируются положения конституции. Однако при этом оно не должно «развивать» или дополнять сам текст конституции, вносить новые положения или отменять существующие. Такое законодательство лишь наполняет содержание положений конституции. Нормы конституции при это сохраняют свою высшую юридическую силу и определенность по отношению к другим актам законодателя.

Наука конституционного права предметом своего изучения ставит прежде всего конституцию как юридический документ, основу государственности, законности и правопорядка.

Отличительной чертой основного закона государства является стабильность и долговечность. Это обусловлено в первую очередь тем, что в силу абстрактности содержаний ее положений она мало подвержена частым изменениям. Кроме того, сложная процедура её изменений и дополнений обеспечивает её долговечность и стабильность.

Тем самым провозглашается высшая сила основного закона, все другие законы и акты властных структур не должны противоречить положениям конституции. Акты, противоречащие конституционным принципам и нормам должны быть отменены. Конституционное право России. Учебник. — Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. — М.: Новый Юрист, 1997. — с.142-143

В теории конституционного права всего мира до сих пор не выработано единого понимания содержания понятия Конституции. Анализ мирового опыта принятия конституций различными государствами, показывает их разнообразность, как по форме так и по содержанию. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в них отражаются различные исторические условия, их принятия и уровень конституционного правосознания народа.

При этом можно заметить определенную унификация представлений о содержании современной конституции основанных на утвердившихся в современном мире общих представлений о демократии. Основной целью и задачей конституции сегодня являются обеспечения реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Наиболее демократическим и эффективным является государство, основанное на соблюдении принципа разделения властей, а суверенитет народа должен проявляться и реализоваться по средствам представительной системы власти, основанной на всеобщей избирательной системе. Согласно нынешним представлениям о демократическом государстве, данные положения должны находить свое отражения в положениях конституции государства сегодня. См.: Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. — М.: Юрид литература, 1996. — 584 с.

Понятие конституции определяют лишь общие черты выделение которых позволяет установить особое правовое положение данного явления, но при этом не происходит раскрытия понимания сущности конституции, ее особенной природы и решения вопроса, чью волю конституция выражает.

Существует масса подходов к определению сущности конституции. Одним из таких является подход согласно, которому сущность конституции выражается в принятии общественного договора, воплощенного в конституции. Данный договор содержит сведения об основах учреждения данного общества, о правилах его жизни. Согласно этой концепции конституция — это выражение суверенной воли народа.

Представители естественно правовой школы утверждают, что сущность конституции — это воплощения в ней многовекового опыта государства, постепенно сложившегося из традиций данного народа. По их представлению только такие конституции могут считаться легитимными и применимыми.

Представители теологической школы в определении сущности конституции склоняются к реализации в ней божественных начал предписывающих человеческому обществу определённые правила поведения. Конституция есть выражение высших идей справедливости и разума.

Существуют теории, которые полностью отрицают значения народа сущности конституции и связывают её в первую очередь с государственной волей. Конституция есть самоограничение государственной власти, так как безграничные возможности государственной власти ведут к произволу и деспотизму. См.: Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. — М.: Закон и правопорядок, 1997. — 108 с.

Марксистско-ленинская школа видит сущность конституции в выражении воли господствующего класса, а не всего общества или народа, тем самым конституция является классовой по своей сущности.

Существуют различные виды конституций, которые квалифицируются по разным основаниям. Так в зависимости от формы выражения государственной воли конституции дифференцируются на писанные, то есть представленные в виде единого закона и не писанные — состоящие из конституционных актов парламента, судебных прецедентов и правовых обычаев.

Часто применяют градацию по способу внесения изменений, поправок или дополнений. В зависимости от этого критерия производят деления конституций на жесткие и гибкие. Жесткими признаются конституции изменения, которых связана с жёсткой процедурой, более сложной чем для обычных законов. Гибкими называются конституции изменения, которых не связана с какой-то специальной процедурой более сложной чем для текущего законодательства.

По форме закрепления политической власти конституции можно разделить монархические и республиканские.

По формам государственного устройства можно подразделить конституции на федеральные и унитарные. В федеральной конституции закреплены принципы устройства федеративного государства, цели объединения его субъектов в единый союз, статус федерации и субъектов, разграничение полномочий между ними. Федеральные конституции приняты в США, Германии, России, Индии, а унитарные в Италии, Испании, Китая, Франции, республиках в составе России. См.: Государственное право РФ.Учебник. / Под ред О.Е. Кутафина. — М.: Юридическая литература,1996. — С.43.

Так же применяется разграничение на фиктивные и действительные. Это деления основывается на соответствии или несоответствии реальных общественным отношениям сложившихся в обществе зафиксированным в положениях конституции. Если конституция не выражает существующих в стране общественных отношений, то данная конституции должна быть призвана фиктивной. Такие конституции оторваны от действительности и сугубо формальны. Если же конституция адекватно выражает и воплощает фактические общественные отношения, то данную конституцию можно признать действительной. Именно данный вид может служить критерием определения социальной природы политической власти и государства, а также способа организации и деятельности данных субъектов и выявления фактического статуса человека и гражданина.

Читайте также:  Сравнение стоимости осаго 2020

Для конституцию как нормативного акта, занимающего самостоятельное место в системе современного демократического государства, присущи следующие характерные черты: во-первых, это акт принятый народом или от его имени. Сама концепция возникновения конституции, зародившиеся в XVII веке на основе идеи народовластия. Эта черта до сих пор признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно для большинства конституций демократических государств мира характерно следующее начало: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

Второй существенной чертой конституции является ее учредительный характер. В любом демократическом государстве народ является носителем его суверенитета и единственным источником власти. Он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью, то есть народ имеет право принимать конституцию и учреждать основы государственного устройства, необходимые для него самого. Учредитель власти имеет право изменить основы устройства общества и государства.

Предписания конституции являются первичными и выступают в качестве первоосновы. Тем самым для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не одна норма государства не может ограничивать положения конституции.

Предмет конституционного регулирования является особой чертой, характеризующей конституцию, являясь спецификой того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Всеохватывающее воздействие отличает конституцию от других нормативно правовых актов. Она затрагивает все сферы общественной жизни — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, определяя базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Из выше перечисленных существенных черт можно выразить следующие характерные для конституции отличительные и особые юридические свойства: Во-первых, верховенство конституции; во-вторых, её высшая юридическая сила; в-третьих, ее основополагающая роль как ядра правовой системы государства и системы права; в особой охране конституции и в завершении её особый порядок принятия и изменения.

Данные юридические свойства будут более подробно рассмотрены в следующих главах на основе сравнительного анализа Конституции РФ 1993 года от Конституции РСФСР 1978 года.

2. Анализ происхождения Конституции РСФСР 1978 и Конституции РФ 1993 года

История Советской России насчитывает принятие четырех Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов все эти конституции, развивались на основе принципа преемственности. Всем им был присущ фиктивный характер.

Последним этапом в развитие конституционной системы бывшего СССР стал период принятия новой Конституции СССР в 1977 года, а на ее основе была разработана и в дальнейшем принята конституции РСФСР и в других союзных республик. За свои 15-лет существования она претерпевала значительные изменения, которые касались всей её сущности, а не только отдельных положений. С начало в ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а после распада СССР как независимого государства. См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. 2-е изд. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2009.

Первое десятилетние её истории десять до начала «перестройка» конституционную систему СССР характеризовали следующие черты:

Во-первых, принятие новых конституций должно было ознаменовать начало перехода на новый этап развития общества — «развитого социализма». Под этим предполагалась превращение советской диктатуры пролетариата в общенародное государство, что было прямо закреплено в тексте первых статей Конституций.

В следствии чего Конституцию впервые в истории социалистического государства было внесено понятие «народ», именно ему передавалась вся полнота власти.

Однако не смотря на это Конституция продолжала оставаться классовой. Основной идеей провозглашалась ведущая роль рабочего класса. Данная трактовка сущности Конституции являлась общепринятой в политической и государственно-правовой литературе того времени.

Это также можно подчеркнуть из преамбулы Конституции РСФСР 1978 года в которой говорилось о её приемлемости, сохранения идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.

Характер классовости подчеркивался также закреплением роли коммунистической партии, которая определюсь в статье 6 в качестве «руководящей и направляющей силы советского государства, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».

Появляется такое понятие как «социалистическая демократия», которая обусловила классовую направленность демократии. Был, например, утвержден принцип гражданского равенства перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Данное положение впервые было закреплено в советских конституциях. Конституция закрепила более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и т. д. Впервые получило закрепление положение решении наиболее важных вопросов государственной жизни по средствам всенародного обсуждение и голосования.

Конституция 1978 г. впервые утвердила в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР. По сравнению с предыдущей конституцией значительно изменяется её структура. Она состоит уже из 11 разделов и 22 глав.

Происходит изменения и федерального устройства: Конституцией были преобразованы национальные округа в автономные, которые в тексте Закона перечислены поименно; была повышена уровень значимости актов в автономных областях и автономных округах, теперь статус оных статус должен был быть определен Законом РСФСР. Конституцией впервые была принята норма устанавливающая суверенитет РСФСР.

Конституция 1978 года была неоднозначной; к примеру, исходя из текста 7 статья можно прийти к выводу, что грядет фашизация общества. Так как основной чертой фашистского государства является слияния партии с государственным аппаратом, а в статье 7 партия призвана ядром государства. Не полностью были прописаны основные права и свободы, например, в тексте конституции не было закреплено право на жизнь. Однако существовали и положительные моменты, так к примеру, в статье 9 получили закрепления наиболее значимые арретиры развития всей политической системы страны. Среди них такие направления, как повышение значимости мнения населения при решении общегосударственных вопросов, процессы демократизация внутриполитической системы, укрепление законности и правопорядка, гарантирование процессуальном, политическом и экономическом контексте прав и свобод человека и гражданина. См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. — 2-е издание, доп. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

12 июня 1990 года декларацией «О государственном Суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», утвержденной Первым съездом народных депутатов РСФСР была определена задача разработки новой российской конституции.

На этом же Съезде, но уже 16 июня было принято постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. На Съезде было принято решение, что в состав комиссии должны входить только лишь народные депутаты РСФСР. Комиссию возглавил председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин, а его заместителем стал первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Хасбулатов Руслан Имранович.

Задача комиссии заключалась в подготовке проекта новой Конституции РФ и реализация конституционной реформы, подготовка проектов изменений и дополнений Конституции РФ после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений Съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

Проект подготовленный конституционной комиссией был рассмотрен на пятом съезде народных депутатов РСФСР и принят к сведению. Было решено поручить комиссии доработать представленный проект с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести на рассмотрение очередного съезда.

Россия в то время жила по старой Конституции. При этом нарастали процессы старения и несоответствия конституции реально существующим отношениям. Для того чтобы сдержать эти процессы, в ее статьи начинает вноситься череда изменений, одна за другой вносились поправки, существенно влиявшие на ее содержание.

После распада в 1991 году СССР Конституция РСФСР была переименована в Конституцию Российской Федерации — России. В 1992 году в Конституцию включён Федеративный договор. За время действия этой конституции в период с 1989 по 1992 год в неё было внесено множество поправок. Изменение конституции было несложным не требующей какой-то особенной процедуры. Только в одном 1989 году в Конституцию было внесено разом 25 поправок. Съезд народных депутатов РСФСР с мая 1990 года по декабрь 1992 года принял 8 законов, которые внесли более чем три сотни поправок. В 1990 году их число составило 53, в 1991 году — 29, а в апреле и декабре 1992 года 267 поправок, 177 в первом и 90 во втором. См.: Дмитрикова Е.А., Колошинская Н.В. Конституционное право России: Кратк. курс лекций. — СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.

После всех прошедших изменений Конституция стала довольно запутанной и противоречивой, что во многом явилось причиной порождения конституционного кризиса 1992 — 1993 годов. Часто возникали довольно сложные противные ситуации, когда, например, невозможно было определить форму правления, так как с одной стороны, в был декларирован принцип разделения властей, а с другой присутствовала норма управомачивающая Съезд народных депутатов принимать на себя и решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Существовали и другие подобные примеры, но одно безусловно ясно, что в стране не было четкой конституционная базы для дальнейших реформ.

Необходимость скорейшего принятия новой конституции становилась очевидной и неотложной. России новая конституция нужна была в первую очередь для того, чтобы изложить систему принципиальных преобразований и закрепить её на высшем уровне.

В июне 1993 года был издан Указ Президента о созыве конституционного совещания для подготовки проекта конституции. Этим органом был создан проект вобравший в себя многие положения проекта созданного конституционной комиссией и стал основой при принятии и окончательной доработки конституции с участием субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов и рабочих групп. 12 декабря 1993 года он был вынесен Президентом на референдум. Основанием проведения голосования был утвержденное 15 октября 1993 года Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации.

В Положении предусматривало кворум в 50 % населения, а для принятия конституции проекту необходимо было набрать более 50% избирателей, принявших участие в голосовании. См.: Гравина А.А. Конституционные принципы судебной власти РФ: монография. — М.: Юриспруденция, 2011.

Читайте также:  Спп с придаточным сравнения упражнения

12 декабря 1993 года состоялось принятие Конституции Российской Федерации путем всенародного голосования. В референдуме приняло участие 54,8% зарегистрированных избирателей, из них за принятие конституции высказалось 58,4%.

Данная конституция стала первой в истории России принятой посредством проведения референдума.

Здесь уместно будет привести выводы Л.В. Бутько, а именно: способ принятие конституции в ходе проведения конституционной реформы может приобрести определяющее значение. В таком случае он сможет обеспечить изменения не только исторического типа конституции, но, и в целом государства. При таких условиях только конституционная реформа может стать преобразующем историческим событием, способствующим проявлению власти победивших. Реформаторским процессам в нашем государстве присущи именно такие качества. В 1991-1993 гг. произошла замена советской республики на президентскую, и было положена основа для возрождения российской государственности.См.: Борисова М.М. Конституционно-правовой статус субъекта РФ: монография. — М.: Юрлитинформ, 2010.

Оценивая результаты референдума, целесообразно помнить, что «действие конституции 1978 г., с внесённой в неё за годы реформы более чем 500 поправок, являлась сдерживающим фактором для дальнейшего хода преобразований, а проект новой конституции подвергся ряду острых политических нападок. Необходимо было развязать этот клубк противоречий. И с этой миссией справился референдум по конституции, которым подошел к концу первый многоэтапный период конституционной реформы в Российской Федерации. С момента принятия новой Конституции страна начала движение по новому этапу своего конституционного развития, имеющего свое самостоятельное направление. Точкой отсчета которому стала новая Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года». См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. — М.: Норма, 2008.

Весьма значимыми особенностями которые отличают новую конституцию от бывших советских является, закладывались еще в последних имениях Конституции 1978 г. Но при этом Конституция 1993 года придала им окончательный, логически построенный и последовательно оформленный вид в должном правовом закреплении.

Особенностями новой Конституции являются следующие положения. Впервые происходит употребления дефиниции общественного строя как конституционного, а это означает коренное изменения и отличие его принципов от догм и оснований социалистического строя. Четко проработаны нормы разделения властей. Происходят значительные изменения в системе органов государственной власти. На замену Съездов и Верховного Совета приходит Федеральное Собрание, что в корне меняет принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти. Был предусмотрен сложный порядок внесения изменений в Конституцию чем обеспечивалась её жёсткость и стабильность.

Были полностью отметены все характеристики государства, относящие его к социалистическим и советским пережиткам. Государство определялось теперь суверенное и федеративное. Утрачивают свою актуальность такие понятия, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность» и т.п. Теперь строительство коммунизма перестает быть целью общества.

Коммунистическая партия перестает быть ядром политической системы. Статьей 6 новой Конституции провозглашается многопартийности. Происходит признание примата прав человека и гражданина.

Закрепляется уважения частной собственности и её охрана. Защита, которой производится государством наравне с другими формами собственности, государственная собственность больше не провозглашается основной; происходит поощрения свободы экономической деятельности.

Все проведенные изменения Конституции свидетельствуют о коренном преобразовании ее сущности. Процессе изменений можно выделить определенные тенденции присущие Конституции: происходит постепенное изменения сущности Конституции с классовой, советской, социалистической в сторону признания общедемократического характера, реализуемую через волю народа. Конституционное право России. Учебник. — Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. — М.: Новый Юрист, 1997. — с.93-96

3. Сравнительный Анализ содержания Конституции РСФСР 1978 и Конституции РФ 1993 года

К началу и в момент осуществления перестройки в государстве применялась Конституция, принятая Верховным Советом РСФСР в 1978 году, которая основывалась на господствовавшей в то время концепции тоталитарного государства. Гражданские права и свободы, применяемые тогда в советском союзе никак не соотносились международными стандартами. Подчиняясь целям «коммунистического строительства» права и свободы шли в разрез общемировой практикой. Государство было обвялено «советским» и «социалистическим», а никак не правовым. Отсюда и механизм государственной власти игнорирующий принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти и независимое правосудие.

Конституция 1978 года в своем содержании закрепляла в основном выводы о необходимости построения развитого социализма, о социальной однородности общества, о порядке совершенствования социалистических отношений.

Несмотря на прописанные в тексте Конституции утверждения о общенародном характере государства, по-прежнему сохранялся классовый характер. Коммунистической партии отводилась руководящая роль, которая согласно статье 6 являлась направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. Конституционное право России. Учебник. — Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. — М.: Новый Юрист, 1997. — 288 с.

Сохранялась и классовая ориентированность демократии, именуемой «социалистической демократией». Вскоре проявился резкий диссонанс между содержанием конституции и процессами перестройки начавшихся в 1985 году.

С началом проведения «перестройки» в Советском Союзе происходит постепенная трансформация однопартийной системы в полисубъектную многопартийную политическую систему.

Данное обстоятельство создало абсолютно новые условия для реализации политических прав гражданами, что привело к формированию широкой сети политических партий и общественных движений.

Монопольное положение государственной собственности и сверхцентрализованное государственное управлении, в рамках плановой экономики, начала активно заменяться рыночно-экономическими отношениями. Это позволило обеспечить создание многосекторной экономики, обеспечило свободу хозяйственной деятельности, дало возможность для раскрепощения частной собственности граждан.

Основными элементами в становлении рыночной экономики является равноправие форм собственности и их одинаковая правовая защита, свобода осуществления предпринимательской деятельности и торговли, право свободное осуществления своих трудовых возможностей, реализация своих физических и духовных способностей, поощрение коммерческой активности и деловой конкуренции.

Господство единой официальной идеологии — коммунистического мировоззрения уступило свое место всеобъемлющему плюрализму, явившемуся основой свободы мысли, слова и гласности.

Происходит кардинальное имение государственно-правового статуса Российской Федерации. РСФСР 12 июня 1990 года принимает Декларацию о государственном суверенитете, тем самым провозглашая себя суверенным и независимым государством и выходя из состава Союза СССР, в который она входила с 1922 года. Провозгласив себя, полноправным субъектом международного права. Россия получила членство в международных организациях в таких как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др. См.: Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. М. 2002. С. 121.

Произошло изменение государственно-правовая формы государства, России перешла на сторону федеративного государства. Теперь она перестала быть автономией и стала развиваться как федерация конституционного типа с равноправными субъектами.

В итоге конституционное развитие российского общества было обусловлено крупномасштабными реформами, начало которым было положено в середине восьмидесятых годов в СССР и РСФСР и закончились провозглашением суверенитета России.

Современная Конституция в отличии от идеологизированных конституций бывшего Советского союза и союзных республик, включая и конституцию РСФСР 1978 года, провозглашавшей высшей целью построение коммунистического общества, в статье 2 четко определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы. При этом в конституции помимо декларации о признании, соблюдении и защите прав установила обязанность в реализации данных положений за государством.

В главе 2 Конституции содержаться содержит конкретные нормы и предписания, которые раскрывают совокупность основных прав и свобод, гарантированных основным Законом. Данная глава является наиболее объемной во всей конституции, состоя из 47 статей. Если говорить в целом о всей конституции, то вопросы, затрагивающие статус личности закрепляются в более чем 60 статьях. См.: Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — с.13-23

Конституция 1993 года исключает классовый подход к различным слоям населения, что свидетельствует о качественном изменении в социальной политике государства. В частности, из её текста исключено всякого рода упоминания о ведущей роли рабочего класса в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. Происходит закрепления институтов частной собственности и свободы предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Помимо Конституции права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются общепризнанными принципами и нормами международного права. Это демонстрирует и подтверждает вхождение страны нашей страны в цивилизованное общество, а с другой стимулирует законодательную деятельность в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленную на предупреждение всех форм дискриминации, защиты семьи, детства и молодежи, а также стремящийся к улучшению благосостояния народа.

Данная конституция по своей внутренней структуре и фактическому содержанию очень близка к традиционным демократическим конституциям развитых стран. Это свидетельствует о стремлении большинства к координации деятельности властей в государстве и установления реальных приоритетов каждых из них в зависимости от сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

Пять глав из десяти в современной конституции посвящены организации власти. Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо от национальной принадлежности, в частности. Однако к сожалению, и по настоящее время фактическое экономическое равенство субъектов Федерации еще не достигнуто, поэтому на практике происходит своего образа «перетягивание отъяла» между ними.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является то что она реально отражает существующие и складывающиеся в обществе отношения. В ней нашло отражение тот переходный характер свойственный для российского общества и противоречивый способ его существования. В Конституции воплотились достижения многонационального народа России касаемые: многообразие форм собственности, свобода конкуренции, экономической деятельности, плюрализм политических и идеологических воззрений, признание и защита гражданских прав и свобод, особенности федеративного устройства, основанного на самоопределении и равноправии народов, автономия местного самоуправления. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. — М.: Юристь, 1997. — 716 с.

Конституция в первую очередь состоит из основополагающих положений, регулирующих общественные отношения представляющие наибольшую важность и представляющие собой правовую основу для всего позитивного законодательства страны. Именно из-за этого нормы конституции по своему содержанию наиболее абстрактны. Так как в их цель входит закрепление сути общественных отношений.

Ещё одной важной чертой Конституции стала её прямое действие, об этом говориться в статье 15. Конституционные нормы не требую необходимости их иного правового подтверждения. Этим положением происходит закрепление её высшей юридической силы и обеспечивается её защита от искажений.

Конституция незыблема в отношении обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Статьей 2 фиксируется обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Особо подчеркивается, что права и свободы являются высшей ценностью. Статьей 17 закрепляется и гарантируется соответствия прав и свобод с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Читайте также:  Сравнить сюжеты сказок жуковского спящая царевна

Статьей 1 дается указание специфику формы правления, а именно демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. При этом обходится стороной вопрос о разнородности республики российской. Очевидным является то, что Российская Федерация не парламентская республика. Но при этом назвать ее президентской тоже будет ошибкой так как президент наделен несвойственными классической модели президентской формы правления полномочиями.

Согласно статье 110 исполнительную власть в Российской Федерации должно осуществлять Правительство Российской Федерации. От сюда следует, что Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. При этом он вправе оказывать влияние и воздействовать на нее, так как согласно статье 111 председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства согласно статье 113 призван определять основные направления его деятельности на основе Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Положение Президента в ряде властных структур государства делает его могущественной фигурой, даже в большей степени чем это могло быть при президентской форме правления. Эту особенность можно проследить анализируя статью 80, согласно пункту 3 которой, президент Российской Федерации вправе определять основные направления внутренней и внешней политики государства. См.: Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — с.87-89

Изменения политической ситуации стране, изменения общественного и экономического устройства, вызвавшего череду политических кризисов в конце 80-х начале 90-х годов 20 века резко обострили социально-экономическую ситуацию в стране. Происходит резкое отставание правовых норм от реалий жизни. Как некогда проявилась необходимость изменения законодательства. И начинать надо было с фундамента, лежавшего в основе правовой системы — Конституция РСФСР 1978 года. Систематически принимаемые изменения и дополнения к этой Конституции не могли разрешить коренные противоречия и решить правовую неопределенность в стране. Данные вопросы могли быть решены только по средствам принятия новой Конституцию, которая и была принята в 1993 году.

Неся в себе основополагающие принципы Конституция 1993 года наметила путь построения и развития «новой» демократической Россией, с её кардинально новым общественным устройством практически полностью лишенном идеологизации, что отличает её от своих социалистических предшественников. С момента принятия Россией своей новой конституции она провозглашала себя демократическим и правовым государством основанном федеративным государственном устройстве с республиканской формой правления.

Основ конституционного строя составили положения о признание прав и свобод человека, которые провозглашали их вышей ценностью, соблюдение и защита, которых являлось священным долгом государства.

Происходит внедрения принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветвь власти, на основах самостоятельными и взаимоответственными. Работа этих ветвей должна была строиться на применении метода сдержек и противовесов. Это исключало возможность узурпации власти. Попытка захват, подрыва или присвоение властных полномочий, а равно и самой власти в целом преследуется по закону. См.: Конституция Российской Федерации. М. 1993. Ст. 3.

Отныне ни одна религия не могла быть признана основной и устанавливаться в статусе государственной (обязательной). Россия признавала себя светским государством, где религия навсегда отделялась от государства, все религиозные-конфессии признавались равными и отвечающими перед законом. Россия взяла путь на построение правового государства. Теперь каждый гражданин имеет право знать какие законы приниматься государством, конституция закрепляет обязательное опубликование нормативных актов. Акты, не прошедшие процедуру опубликования не могут признаваться легитимными и применяться на территории Российской Федерации.

Произошло признание значения международных норм, которые отныне становятся составной частью правовой системы государства. Подчеркивается примат международно-правовых актов по отношению к законам РФ.

Конституцией была предпринята попытка укрепить единство государственного устройства, посредствам принятия норм, закрепляющих распространяя власти и положений закона на всю территорию государства; устанавливалось верховенство федеральных законов над территориальными; Федерация являлась гарантом целостности и неприкосновенность её территории. См.: Там же. Ст. 4,5. того времени сложность процесса выработки, и принятия Конституции являлось закономерностью.

Изменения коснулись и системы государственной власти, хотя и был закреплен принцип разделения властей, Президент был выведен из этой системы, становясь самостоятельным обособленным высшим органом, практически 4 властью, находясь на почетном возвышении над всеми 3 ветвями власти.

Упразднив советскую систему Советов, Конституция производит изменения в порядке формирования и осуществления деятельности высших представительных органа власти. Федеральное Собрание представляющая собой совокупность двух законодательных палат: Совета Федерации и Государственной Думы, стало использоваться в роли парламента.

Конституция 1993 года, хотя и имеет свои уязвимые точки, обусловленные некоторыми недоговоренностями, противоречивостью её отдельных положений, следовательно, не в полной мере работоспособной, все же стала одним из основных факторов стабилизации общества и его направление на демократические преобразования.

Конституция Российской Федерации доктринально и практически как никогда близка, по сути, свойствам, структуре и содержанию, выработанным на сегодня в мире представлениям о конституции как основном законе общества и государства. См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. общ. ред. В.Д. Карповича. М. 2002. С. 89; Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М. 2002. С. 5.

В завершении данной курсовой работы необходимо подвести некоторые итоги проведенного исследования.

Прежде всего, в рамках первой главы было сформулировано само понятие Конституции как Основного Закона страны, выражающего волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Были представлены различные в мировой конституционно-правовой практике взгляды на содержание Конституции и ее сущности. Определены основные юридические свойства Конституции: в верховенстве конституции, ее высшей юридической силе, особой охране Конституции, особом порядке ее принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.

Во второй главе курсовой работы был проведен анализ процессов принятия Конституций 1993 и 1978 годов. В частности, в этой главе раскрылись процессы и особенности принятия конституций. Подчеркивается их основные черты и юридические свойства, заложенные законодателем.

В заключительной главе был проведен анализ содержания положений конституции, в ходе которого были выявлены определённые свойства и различия, рассмотрены основные отличительные черты Конституций России 1978 и 1993 годов.

Список использованной литературы

1. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991-1993.

2. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию 1994-2005 гг. Новосибирск, 2006.

3. Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления» // Четвертый СНД РСФСР. Т.З. С. 143-145.

4. Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения. ГОСТ Р 52294-2004, утвержден постановлением Госстандарт РФ от 29 декабря 2004 г. № 138. М., 2005.

5. Конституции республик в составе Российской Федерации: Сб. документов. Вып. 1-2. М., 2000-2001.

6. Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1992-1996. М., 1997.

7. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. М., 1993.

8. Конституция СССР. М., 1977.

9. Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. 2-е изд. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2009.

10. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. — М., 2006.

11. Борисова М.М. Конституционно-правовой статус субъекта РФ: монография. — М.: Юрлитинформ, 2010.

12. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. — М.: Норма, 2008.

13. Гравина А.А. Конституционные принципы судебной власти РФ: монография. — М.: Юриспруденция, 2011.

14. Дмитрикова Е.А., Колошинская Н.В. Конституционное право России: Кратк. курс лекций. — СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.

15. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. — М.: Норма, 2007.

16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 752 с.

17. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. — М.: Юрид литература , 1996. — 584 с.

18. В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. — М.: Юристъ, 1996. — 112 с.

19. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. — М.: Закон и проавопорядок, 1997. — 208 с.

20. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — 520 с.

21. Конституционное право России. Учебник. — Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. — М.: Новый Юрист, 1997. — 288 с.

22. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. — М.: Юристь, 1997. — 716 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и содержание принципа справедливости. Основные принципы Конституции РСФСР 1918 г., ее ярко выраженный классовый характер. Нормативное закрепление принципа справедливости в Конституции РФ 1993 г. Сравнительный анализ Конституций 1918 и 1993 года.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 12.04.2013

Анализ исторических условий принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Зарождение института Конституции в Российской империи. Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации.

курсовая работа [98,3 K], добавлен 27.03.2014

Характеристика источников отрасли конституционного права. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации как Основного Закона государства. Принципы и юридические свойства Конституции РФ. Анализ отличительных особенностей Конституции 1978 и 1993 гг.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 16.09.2014

Юридические свойства Конституции РФ. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права.

курсовая работа [46,7 K], добавлен 15.09.2008

Конституция РФ: понятие; основные нормы. Новое государственное устройство, закрепленное в Конституции Российской Федерации. Ход событий в конце сентября — начале октября 1993 года. Проект Конституции, выносимый на всенародное голосование в 1993 году.

контрольная работа [22,8 K], добавлен 25.03.2011

Понятие и сущность Конституции Российской Федерации. Правовые признаки конституции как основного закона государства. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года. Права и свободы человека и гражданина. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

реферат [42,0 K], добавлен 17.03.2011

Политические и социально-экономические предпосылки, а также содержание и обстоятельства принятия Конституции 1993 года, ее отличительные особенности от современного основного Закона. Главные юридические свойства Конституции Российской Федерации.

реферат [32,5 K], добавлен 16.02.2015

Источник