Меню

Сравнение лес точно как



Секреты осеннего леса. Сравнение.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи этого материала. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти. Презентацию к этому уроку Вы можете скачать по ссылке:

Скачать:

Вложение Размер
Konspekt_uroka.doc 88 КБ

Предварительный просмотр:

Серия уроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

(на материале темы «Лирика начала 20 века» в 5 классе)

Вводный урок-концерт «Лирика начала 20 века»

К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»).

Тайны зимы. Эпитет» (К.Бальмонт «Снежинка»)

И.А.Бунин. Тема детства в лирике поэта. («Детство»)

Секреты осеннего леса. Сравнение. (И.Бунин «Лес словно терем расписной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника…», «Осень. Сказочный чертог…»)

Летние чудеса. Метафора. (И.Бунин «Сказка»)

С.Есенин. Поэтический образ Родины.

Весенняя сказка. Олицетворение. (П.Соловьева «В лесу, где березки столпились гурьбой…», С.Есенин «Черемуха»)

И.Северянин. Тема защиты природы в лирике поэта («В парке плакала девочка…», «Что шепчет парк…»).

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

  1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
  2. Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
  3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Знания, умения, навыки и качества:

1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы.

2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,

3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.

4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.

5. Формируются речевая, лингвистическая, исследовательская компетенции

Межпредметные связи : русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Тема: « Секреты осеннего леса. Сравнение»

  1. Сформировать понятие о сравнении как средстве художественной выразительности, научить находить сравнение в поэтических строках.
  2. Развивать навыки анализа стихотворения.
  3. Приобщать к красоте русского пейзажа через различные виды искусства.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.

Оборудование : учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал (тексты стихотворений И.Бунина), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

Повторение изученного Литература и другие виды искусства

  1. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

Частичный анализ стихотворения И.Бунина

  1. Практикум. Закрепление изученного. Игра «Осенние дары»
  2. Творческая мастерская.
  3. Подведение итогов урока.
  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

— Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями . Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.

Вы слушаете музыку уже известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?

— Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.

— Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

— Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)

— С помощью каких слов это настроение создается?

-Стали дни холоднее , стало грустнее, реже смеется , осень… заплачет спросонья.

— Созвучно ли оно музыке Чайковского?

— В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?

— Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

— Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.

— Какие чувства вызывает эта картина?

— Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

— Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки — в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

— Что объединяет все виды искусства?

— Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.

— Чем поэзия отличается от других видов искусства?

— Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.

— Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.

II. Повторение изученного.

— На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.

  1. Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

— Какое настроение звучит в этом стихотворении?

— Какую картину вы представляете?

  1. Учащиеся делятся впечатлениями.

— Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту

— Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.

— Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

— Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.

  1. Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
  2. Проверка.

— Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.

— Какие из этих прилагательных — эпитеты? Подчеркните их.

  1. Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.

— Вспомните определение эпитета.

— Слова какой части речи могут быть эпитетами?

— Всякое ли прилагательное – эпитет?

— Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?

— Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.

— Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.

— Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.

  1. Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»

III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

  1. Составление опорного конспекта.

1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?

— Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.

Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.

  1. Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:

Лес — словно терем расписной

Елочки – как вышки

Просветы в небо – что оконца

Осень – вдовой вступает

Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

2) Открываем секрет 2.

— Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)

— Запишите секрет 2:

Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.

3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?

— Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.

— А какова роль сравнения осени с вдовой?

— Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.

— Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)

  1. Чтение конспекта. Формулировка определения.

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.

— Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще — грусть, с другой стороны.

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер — полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

  1. Практикум. Закрепление изученного

Игра «Осенние дары»

Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.

  1. Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
  1. Чтение стихотворения.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

— Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.

Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.

  1. Самостоятельная работа.
  1. Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
  2. Липы обруч золотой —
    Как венец на новобрачной .
    Лик березы — под фатой
    Подвенечной и прозрачной
  3. Погребенная земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В желтых кленах флигеля,
    Словно в золоченых рамах .
  1. Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?

— В чем смысл сравнений поэта?

V. Творческая мастерская.

Соревнование с поэтом.

У поэта С.Орлова есть такие строки:

За окном ветерок веселится,

То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,

— Завершите строку, используя сравнение.

  1. Учащиеся читают свои варианты
  2. Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
  1. Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта
  1. Подведение итогов урока.

— Н. Сладков писал:

«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»

— Как вы понимаете эти слова?

— Да, лес — источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.

Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?

— Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.

Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?

— Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.

— Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?

— Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!

Домашнее задание (на выбор)

  1. выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
  2. написать сочинение — миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
  3. Сочинить стихотворение об осени.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (биология+ изобразительное искусство).

с ценарий общешкольного осеннего праздника для учахихся школы.

Сценарий осеннего утренника, проведённого во 2 младшей группе детского сада.Участники: ведущий, Белочка.

Приключения Стёпки-Растрёпки в осеннем лесу.

Приключения Стёпки-Растрёпки в осеннем лесу.

Ежик в осеннем лесу (ясли)Ведущая: Ребята, надевайте сапожки, пойдем гулять по осеннему лесу. Сапожки (Ясельки №21)Ведущая: Ветер дует-задувает, листья с дерева срывает. (Разбрасывает листья на пол) А.

Предлагаю вашему вниманию интересный и веселый праздник, который позволит раскрыть творческие и музыкальные способности детям старшего возраста.

Источник

Анализ стихотворения «Листопад» Бунина

Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты«лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения«лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья» . Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял» . Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр произведения – элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон» , эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток» .

Источник

Читайте также:  Outstanding степени сравнения прилагательных