Меню

Сравнение людей с неживыми предметами



Антропоморфизм: оживляя неживое

Человеку свойственно все непонятное интерпретировать на свой лад. В большинстве случаев это приводится к единственному знаменателю – к собственной персоне. В любые времена люди с интересом изучали самих себя, стремясь найти причины своих страхов и поступков. Наделение неодушевленных предметов человеческими качествами – один из способов обуздать непонятное, усмирить тревогу.


Антропоморфизм зародился в XVIII веке в связи с излишним «очеловечиванием» христианского Бога. Это явление в философии и психологии означает приписывание предметам и нечеловеческим существам характеров, эмоций, намерений и других свойств. Часто подобные суждения относятся к животным, роботам и машинам, внешне схожим с людьми.

Причины антропоморфизма

Если рассматривать понятие антропоморфизма в психологии, стоит начать с особенностей головного мозга. Устройство мозга предполагает определенные ограничения. Так получается, что информация о живых существах и неодушевленных предметах обрабатывается одной зоной мозга. Эти когнитивные процессы осуществляются благодаря системе зеркальных нейронов. Пример: в наблюдении за людьми, поднимающими руку, и за экскаватором с работающим ковшом активизируются одни и те же клетки. Это ведет к восприятию неодушевленных предметов как живых.

Замечено, что у группы людей с проблемами аутистического спектра способность к одушевлению развита намного хуже, несмотря на такие же зеркальные нейроны. Но не только нервная система несет ответственность за оживление предметов. Непосредственное участие принимают также гормоны. В первую очередь это окситоцин – гормон радости, выделяющийся при прикосновениях к людям. В ходе одного из экспериментов испытуемым была введена дополнительная доза окситоцина и показаны изображения дотрагивающихся друг до друга людей и соприкасающихся предметов. Затем их просили выбрать снимки, где происходит общение. В результате большинство из них выбрали картинки с неодушевленными предметами.

Дополнительные источники склонностей к антропоморфизму

Помимо биологических причин на развитие принципа антропоморфизма влияют психологические и социальные факторы. Толкает на это зависимость от общения, желание создавать и укреплять связи. Если рядом в определенный момент не оказывается других людей, подсознание может заставить нас разговаривать с телевизором, будильником, отражением в зеркале. Не последнее значение в склонностях к антропоморфному мировосприятию имеют первичные знания. Здесь все просто, ведь человек знает себя как нельзя лучше, а при открытии нового необходимо опираться на уже приобретенный опыт.

Почему люди приписывают эмоции другим живым существам?

Антропоморфизм позволяет наделять характеристиками не только предметы, но и других живых существ. Допустим, владельцы домашних животных уверены, что их питомец обладает богатым внутренним миром и уникальным характером. К сожалению, это не соответствует действительности. Животные испытывают лишь несколько основных чувств: страх, злость, ненависть, счастье, удивление и грусть.

Люди нуждаются в частичном антропоморфизме, но это не означает, что мы не готовы к рациональной оценке реальности или не соответствуем миру, в котором живем. Возможно стоить относиться к нему, как к способу экономии ресурсов для эффективного расхода на решение важных задач. Естественно, мы можем контролировать процесс и говорить о предметах с использованием подходящей лексики. Но это не главное. Важно помнить, что даже если рассуждать о предмете как о разумном существе, необходимо помнить о его истинном происхождении и предназначении. В любом случае, мир будет жить по своим законам, несмотря ни на что.

Антропоморфизм частично говорит о способности человека создавать ассоциации. А это, в свою очередь, является хорошим приемом в развитии способности запоминания информации. Но научиться создавать ассоциации можно и без наделения человеческими качествами неживых предметов. Например, такой навык поможет разить курс Викиум «Мнемотехники».

Источник

Что такое парейдолия, почему мы видим лица там, где их нет

Если для некоторых подгоревший сырный тост на картинке ниже выглядит довольно заурядно, то для миссис Дианы Дьюсер из Майами, которая выставила его на продажу на eBay, и тех, кто захотел его приобрести, на нём отчётливо виднелся лик Девы Марии.

Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para — рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon — изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое — например, фигуры людей и животных в облаках.

Есть несколько теорий относительно причины появления этой особенности у человека. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон-Призрачный мир: наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством.

Читайте также:  Сравнение процессоров процессор amd ryzen 5

В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики. Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу — друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет.

Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.

Эксперты также утверждают, что парейдолия порождает многие заблуждения, например, связанные с наблюдениями НЛО, ожившего Элвиса или Лохнесского чудовища.

Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, — венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.

Гравюра Иштвана Ороса

Иллюстратор Скотт МакКлауд сделал своё любопытное предположение о парейдолии.

Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.

Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы.

По тому же принципу работает система распознавания лиц в «Фейсбуке» и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun. Художники сделали фотографии облаков, которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры.

Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном — это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов — одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века), потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Дизайнеры и архитекторы непременно задумываются над тем, что если создаваемый объект хотя бы отдалённо напоминает что-то антропоморфное, то эти ассоциации точно появятся у потребителя. Особенно курьёзные ситуации случаются, когда дизайн объекта имеет сексуальные коннотации. Так, например, невинный лондонский небоскрёб Мэри-Экс регулярно становится объектом шуток из-за своей фаллической формы.

Люди воспринимают дизайн одних и тех же объектов очень по-разному.

Опыты показали, что различные продукты с антропоморфными характеристиками рассматриваются потребителями в зависимости от разных культурных, социальных и этических норм общества. Так, например, компьютер с красной горящей круглой кнопкой может показаться достаточно обыденным, однако те, кто смотрел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», неизбежно проассоциируют его с HAL 9000.

Эффективно использовать антропоморфизм в дизайне не так просто. Как отмечается в статье ресурса The Next Nature, лучше «работают» наиболее абстрактные образы. Нужный эффект производят продукты, имеющие едва уловимые антропоморфные детали, которые большинство не будет сознательно замечать. Абстракция уменьшает шанс вызвать негативные эмоции, сохраняя положительные ассоциации. Хороший пример — кофеварка Philips Senseo, которая «услужливо кланяется», заваривая горячую чашку кофе.

Читайте также:  Тест маслоу парные сравнения

Имитирование форм животных (или зооморфизм) может стать хорошей альтернативой антропоморфизму.

Известно, что люди гораздо более снисходительно относятся к животным, чем к себе подобным. Точно так же, как мы бы сочли человека, бегающего на улице по кругу как минимум странным, но собаку, которая пытается догнать свой хвост, — смешной. Собака-робот Aibo считается очаровательной, однако робот-андроид Asimo кажется неуклюжим и даже пугающим.

Если перестараться с реалистичностью антропоморфного объекта, то очень велика вероятность появления у наблюдающего так называемого эффекта «зловещей долины». Согласно гипотезе, роботы или другие предметы, выглядящие или действующие примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывают неприязнь и отвращение. Этот феномен обнаружил в 1978 году японский учёный Масахиро Мори, который проводил исследование эмоциональной реакции людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется — но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Вероятно, это происходит из-за того, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься, как машина, и начинает казаться ненормальным человеком или «живым трупом».

Робот Telenoid R1, разработанный в Университете Осаки

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили.

Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

«Могут ли антропоморфизм и зооморфизм быть полезными приёмами в работе промышленного дизайнера? Да, если есть цель вызвать симпатию. Мне кажется, почти беспроигрышный вариант. Даже шутки теней на Марсе вызывают у нас ощущение, что там есть симпатичная нам жизнь.

Форма должна оправдывать функционал, бутылка в виде женской фигуры — это нормально, но смартфон в виде женской фигуры — это плохо.

Ещё бывает, что предмет получается пошлым или диспропорциональным, или задумка не остроумна, по-всякому. Иногда смешно даже, когда антропоморфизм случаен, как, например, чайник, при определённом ракурсе похожий на Гитлера. Есть просто дизайн для фана, а есть функциональный. Дурным тоном я считаю злоупотреблять каким-то одним направлением, рано или поздно можно закиснуть, а пробовать что-то новое нужно стараться всегда.

Антропоморфизм применим тогда, когда образ, строение или форма предмета имеет что-то общее с функцией. В графическом дизайне такой приём «работает», когда скрытая форма (лицо, фигура, силуэт) сразу в глаза не бросается, а образуется из элементов, которые не могут быть лишними в логотипе».

«Ассоциации лица человека и автомобиля, конечно, есть, но я думаю, мало кто намеренно пытается придать какое-либо «выражение» ему.

Это скорее ассоциация на подсознании — то, на что человек в первую очередь обращает внимание (хотя и у автомобиля, и у человека лицо не является определяющим фактором внешности). Характер может получиться хищным, злым, добрым и т. д., но это следствие характера машины и общего направления дизайна. Я думаю, никто не рисует авто, приговаривая «вот, это глаза, нос такой будет, а тут мы сделаем весёлую улыбочку». Когда есть слишком прямая ассоциация с выражением лица — это всё-таки не есть хорошо, автомобиль — это всё-таки самостоятельный объект. Остальное, по большому счёту, — фантазии зрителей».

«Схожесть автомобиля с лицом связана с требованиями безопасности к освещению.

Там много аспектов, но главное — мы должны видеть ночью габариты, поэтому размещать их достаточно и необходимо по углам. Только и всего. Далее уже образность и аналогии делают своё дело, нам кажется это лицами. Человек начинает домысливать, что, кстати, легко сломать: примеры — Nissan Juke или новейший Citroen C1 (2014). Стоило поставить две пары разной оптики, чтобы сломать эти стереотипы.

Источник

Сравнение человека с неодушевленным предметом — как это называется?

Когда человека сравнивают с неодушевлённым предметом называют олицетворение

Манифест литературного направления — документ, в котором изложены программные, художественные принципы нового течения.

Читайте также:  Сравнение клятвы гиппократа с клятвой российского врача

Классицизм — это целая эпоха, захватившая разные стороны человеческой жизни.

В конце XVIII столетия в городе Йена собрался кружок молодых интеллектуалов: сказочники Новалис и Тик, философы Шеллинг и Шлегель. Они связывали происходящие в политической жизни с тем, что хотели перенести в литературу. Там зарождается термин «романтизм» как новое направление в искусстве.

Романтизм – художественное направление в культуре конца XVIII – начала XIX в.

Роман – крупная эпическая форма. Романы писались на современных языках, не на латыни.

В 1789-м году во Франции произошла великая революци, которая перевернула представление людей о естественном ходе человеческой истории, об отношениях между людьми, о том, что такое хорошо, а что плохо. Так и романтизм взорвал привычную связь культуры с классическим образцом. Направление предлагает непредсказуемое, стихийное, бурное развитие.

В городе Гейдельберге в начале XIX века собирается новый кружок, состоящий также из молодых интеллектуалов.

Романтики-гейдельбергцы понимали, что романтизм с поставит перед человеком неразрешимые задачи.

В романтической эпохе мир двойственен, и это судьба человека

Романтики-гейдельбергцы признают, что мир никогда не будет цельным, каким он был до культурной революции. Мир раздваивается на обыденность и мечту. Человек живет двойной жизнью.

Поскольку невозможно примирить мечту с обыденностью, романтическому герою остается только иронизировать над своей трагической судьбой. Романтическая ирония позволяет соединить полюса обыденности и мечты.

Особенности гейдельбергского романтизма:

ирония, связывающая мечту и обыденность;

двойничество как участь духовно развитого человека;

двойственность как единственно возможное состояние мира;

опора на опыт фольклора.

Романтизм заново открывает фольклор.

Сказочники братья Гримм собирают и публикуют немецкое народное творчество. Фольклор становится источником сюжетов, сказок.

Эрнст Теодор Гофман написал сказки «Крошка Цахес», «Золотой горшок» и другие.

В Англии возникает «озерная школа».

Язык классической поэзии – ясный, строгий, подчиненный риторическим правилам.

Язык романтической поэзии – современный, спонтанный, метафорический.

Романтизм захватывает живопись, театр и музыку.

Величайший композитор Бетховен создает романтическую музыку.

бросает вывоз окружающей действительности;

находится в конфликте с обществом;

ощущает себя цельной и гармоничной только наедине с природой;

устремляется в будущее.

Романтический тип личности станет предметом художественного исследования в литературе.

Источник

Почему мы запрограммированы видеть лица в неодушевленных предметах

Наш мозг обладает своеобразной способностью распознавать лица в повседневных неодушевленных предметах, несмотря на то, что мы знаем, что у того, на что мы смотрим, на самом деле нет лица. Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Psychological Science , эти комические иллюзии возникают потому, что нейронные механизмы, кодирующие черты человеческих лиц, также задействованы для обработки других образов.

Готовность наших глаз видеть лица в обычных предметах, таких как почтовые ящики или кусочки фруктов, может быть объяснена определенным набором нейронов, которые настроены на распознавание лиц и извлечение из них важной социальной информации – например, эмоции, изображаемые этим человеком, или смотрят ли они на нас.

Предыдущие исследования показали, что эти нейроны восприимчивы к сенсорной адаптации, в результате чего они изменяют свое восприятие конкретной ситуации на основе предыдущих входных данных. Объясняя этот феномен в своем заявлении , автор исследования Колин Палмер сказал: «Если вам постоянно показывают фотографии лиц, которые смотрят налево, например, ваше восприятие действительно изменится с течением времени, так что лица будут выглядеть повернутыми немного в право, чем есть на самом деле.”

Чтобы проверить, может ли этот механизм также быть вызван парейдолией лица, исследователи показали добровольцам серию изображений неодушевленных предметов, которые выглядели так, как будто у них были лица, и все они, казалось, направляли свой взгляд в одном направлении.

Когда участникам показывали изображения реальных человеческих лиц, смотрящих прямо на них, они, как правило, воспринимали эти лица как смотрящие в противоположном направлении, как лица парейдолии. Другими словами, увидев серию изображений коробок, шаров для боулинга и сумок, которые выглядели так, как будто у них были лица, смотрящие налево, люди тогда думали, что человеческие лица, смотрящие прямо вперед, смотрят немного вправо.

” Это свидетельствует о совпадении в нейронных механизмах, которые активны, когда мы испытываем парейдолию лица и когда мы смотрим на человеческие лица», — объяснил Палмер.

Авторы исследования говорят, что эта готовность распознавать лица, вероятно, отражает эволюционную адаптацию, в результате которой мы стали высоко настроены на чтение социальных сигналов, встроенных в выражения лиц других людей. Это, очевидно, жизненно важный навык для вида, который так сильно полагается на социальные взаимодействия, чтобы выжить и процветать, хотя он также может привести к некоторым забавным ошибкам.

Источник