Меню

Сравнение мышления с воображением



ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что является общим и к чему сводятся различия между воображением и мышлением ?

Общее заключается в следующем:

a) воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

б) воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

a) опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

б) в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.

В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:

Ø организованная система образов и представлений,

Ø организованная система понятий.

Таким образом, в основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления – возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны. Например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо также заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. При этом возможны следующие возможные варианты:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.

| следующая лекция ==>
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ | ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 3455 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Мышление и воображение

Мышление как родовая способность человека. Виды и формы мышления. Основные операции мышления. Интуиция. Этапы решения мыслительной задачи. Воображение. Учёт закономерностей мышления и воображения в профессиональной деятельности юриста.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ ОПЕРЫЦИИ МЫШЛЕНИЯ
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ ИНТУИЦЦИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ

Среди различных познавательных процессов, представляющих собой отражение в сознании человека объективной реальности, высшим и наиболее сложным процессом является мышление, которое активно влияет на формирование личности.

Мышление — это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Среди других психических процессов мышление является наиболее сложным познавательным процессом, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Благодаря мышлению мы судим о предметах, явлениях по их нынешним проявлениям.

Процесс мышления не исключает перцептивных процессов. Более того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным волчком к активизации мышления, которое начинает функционировать, когда чувственное познание оказывается бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, задачу, найти ответы на вопросы в сложной, проблемной ситуации, не исключающей нескольких альтернативных вариантов решения.

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопределенность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределенности, кого бы она ни касалась — следователя или преступника, побуждает к активной мыслительной деятельности.

Нестандартные задачи, допускающие различные варианты решений, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творческое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности

Виды мышления. В психологии принята следующая условная классификация видов мышления: наглядное, практическое (наглядно действенное, наглядно-образное) и вербально — логическое (дискурсивное).

Наглядное, практическое мышление. Оно чаще проявляется и практической деятельности людей. При опоре человека на приобретенные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные решения о том, как поступить в сложившихся условиях. Данный вид мышления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совершает человек, получивший определенный социальный и профессиональный опыт.

При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения.

Вербально логическое (дискурсивное) мышление. Более сложной формой по сравнению с наглядно-образным, наглядно-действенным является вербально- логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пределы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отражать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи.

Данный вид мышления служит основным средством сложной познавательной деятельности человека. Следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцениваем уровень развития его мышления в целом.

В настоящее время появилось самостоятельное направление в науке — эвристика как совокупность знаний о творческих способностях человека, помогающих ему находить истину не путем простого перебора различных вариантов решения, а двигаясь к цели наиболее кратчайшим путем.

Как считают некоторые ученые, мысль исследователя в процессе познания должна не только углубляться в предмет познания, но и как бы скользить по его поверхности, задерживаясь не только на нем, но и около него. В подобных случаях, по аналогии с «боковым» зрением, говорят о так называемом боковом мышлении как о разновидности творческого мышления. Такое мышление освобождает нас от привычных, ранее усвоенных суждений, принявших догматические формы, извлекая из нашей памяти различные ассоциации, которые ведут нашу мысль в совершенно ином направлении, неожиданно подсказывая нужное решение. Боковое мышление оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: проблема должна стать устойчивой целью деятельности, стать доминантной.

Существенную роль в процессе творческого мышления играет интуиция, т.е. знание, возникающее как бы неосознанно за пределами теx или иных привычных стереотипов мышления, логических программ, принятых алгоритмов решения задач. Обычно интуиция проявляет себя проблемных ситуациях, требующих нестандартных решений.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска. Мышление появляется, когда в создавшейся проблемной ситуации возникает задача, не имеющая готового решения.

Подготовительный этап. На данном этапе осознается определенная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит решить.

Ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) характер.

Определение путей, средств и методов решения задачи. На данном этапе определяется направления поисков, а также способы решения частных задач. Далее следует сам процесс решения задачи.

Сопоставление полученных, результатов с исходными условиями задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным, условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыслительный процесс завершается; если же нет — продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствующий поставленной задаче.

В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и др.

Глубина, широта мышления. Эти качества дополняют друг друга, Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Напротив, широта мышления характеризуется охватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним областей познания. Если специалист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу. При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изучение отдельных, частных вопросов, можно упустить главное.

Прогностичность, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой.

Гибкость, подвижность мыслительных процессов. То есть способность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнаружить его новые свойства, предназначение, способность своевременно переключаться с одного изучаемого явления на другое. В противном случае говорят об инертности, ригидности мыслительных процессов. Ригидность (скованность) мышления связана с функциональной фиксированностью, при которой субъект познания в изучаемом объекте упорно видит только какие-то одни признаки, не замечая других. Самостоятельность мышления. Данное качество мышления проявляется в самостоятельном, критическом отношении к различным явлениям, в умении, невзирая на чужие мнения, заметить неисследованные вопросы, по-новому взглянуть на установленные факты, дав им соответствующую оценку.

Способы активизации мыслительной деятельности.

В любой деятельности, чтобы достичь поставленной цели, необходимо сильное желание, четкое осознание, актуализация потребности в достижении этой цели. Осознание того, что без активизации мышления не может быть достигнута цель, что поставленная субъектом задача должна быть решена, является важным стимулом мыслительного процесса. Активное включение в поисковую деятельность. Известно, что плодотворные мысли чаще появляются тогда, когда человек увлечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмоции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность.

Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями обостряют проблему, вскрывают имеющиеся в ней скрытые противоречия и неполноту знаний. Этому также помогают классификация, систематизация полученной информации.

Широко используется метод мозговой атаки, применяющийся при решении сложных проблем. Основные правила его сводятся к исключению категорических суждений, чем поощряется свободное ассоциирование идей во время дискуссии всех ее участников. В этих случаях допускаются любые предложения. Чтобы эти правила соблюдались, участники обсуждения делятся на две независимые друг от друга группы: группа генерации идей и группа их оценки. Если участники первой группы только предлагают идеи, то участники второй проводят после выдвижения идей их критический отбор. При этом руководитель обсуждения должен играть роль доброжелательного собеседника, одинаково проявляющего интерес к суждениям каждого участника независимо от его служебного положения и опыта.

Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности следователя, судьи. Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, когда необходимо решить творческую задачу, выразить свое отношение к определенным фактам, предметам. Поэтому процесс воображения сопровождается различными эмоциями, переживаниями человека.

Читайте также:  Сравнение щипцов для волос

Творческое воображение — профессионально важное качество личности технолога общественного питания. Воображение — это процесс создания новых образов или идей на основе прошлых восприятий. В воображении участвуют ощущения, представления, память, внимание, эмоции и чувства.

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний, новых комбинаций существовавших ранее условно-рефлекторных связей в коре головного мозга.

Благодаря воображению повар может представить себе общий вид и вкусовую гармонию будущею блюда. Образы воображения у него не воспроизводятся, а создаются, они как бы составляются по частям из того, что приходилось воспринимать ранее.

Буфетчик и бармен, оборудуя витрины, выкладывая товары на горках, с помощью воображения заранее предвидят, каким будет результат их работы. Известно, что человек может представить себе не только те образы, которые он когда-либо встречая, воспринимал, но и те, с которыми ни разу в жизни не сталкивался. Это качество воображения особенно необходимо в рекламе, где требуется создание новых представлений, мысленных ситуаций. Чтобы представить себе, какой будет новая витрина, буфетчик или бармен воссоздает в памяти увиденные ранее витрины.

В работе официанта, повара, бармена и буфетчика воображение имеет существенное значение. Начиная какую-либо работу, каждый из них должен представить себе ее результат сначала мысленно, в воображении.

Груд работников, занимающихся обслуживанием посетителей, имеет свою специфику. Она заключается в определенном ритме работы — постоянная смена посетителей, необходимость проявления инициативы, оперативности, умения разрешать в короткий срок весьма сложные задачи. Для их решения в процессе воображения происходит анализ, выделение отдельных черт и элементов из ранее приобретенного опыта, их синтез, последующее объединение в целое.

Воображение может быть пассивное, возникающее само по себе, без особой надобности, и активное, подчиненное поставленной цели. Выделяют две формы активного воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение проявляется в преобразовании словесного описания в образное. Гак, слушая рассказ педагога, учащийся, пользуясь воображением, представляет себе торговый зал ресторана и мысленно воссоздает процесс обслу­живания посетителей. По чертежу в учебном пособии, показывающему варианты предварительной сервировки стола для банкета, учащийся воссоздает в своем воображении композицию сервировки. Другой пример: по рецепту торта можно благодаря творческому воображению представить все богатство вкусовой гармонии будущего изделия, его внешний вид.

Повар, прежде чем приготовить какое-то блюдо, мысленно «изготовляет» его в своем воображении, которое должно быть у него хорошо развито. Фантазия и мечта как разновидности творческого воображения нередко являются движущим стимулом в работе повара.

Официант, обладающий хорошо развитым воображением, более чутко и отзывчиво относится к посетителям. Благодаря воображению он сможет поставить себя па их место, и это поможет ему лучше понять их пожелания и обслужить их по высокому классу.

Положительное влияние на развитие и плодотворность воображения оказывают приобретенные знания, опыт, чтение художественной и специальной литературы, знакомство с произведениями искусства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мышление, его виды?

2. Определите сущность мышления как высшего психического познавательного процесса.

3. Каким образом мышление связано с речью? Перечислите требования к речи технолога общественного питания.

4. Охарактеризуйте вербально логическое мышление, покажите его роль в деятельности технолога общественного питания.

5. В чем состоят особенности творческого мышления?

6. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса.

7. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут использоваться в вашей профессиональной деятельности.

8. Как влияет воображение на творческий характер вашей профессиональной деятельности?

Источник

Сравнение воображения и творческого мышления.

1. Творческое мышление имеет дело с конкретными задачами, определенной деятельностью. Воображение оперирует образами.

2. При творческом мышлении присутствует чёткая логика в решении задач. В процессах воображения существует высокая вариативность и неточность в решении задач.

1. Зависят от потребностей.

2. Обусловлены социальной средой и уровнем её организации.

3. Являются психическими процессами.

4. Решают задачи – это их функция.

Закономерности развития воображения у детей, проявления воображения в детском творчестве(Т.Рибо):

Первый период. В младшем дошкольном возрасте воображение только начинает развиваться и во многом компенсирует недостаток жизненного опыта. Происходит бурное развитие фантазии. Кроме того, в этом возрасте ребёнок ещё часто не может отделять образы фантазии от образов реального мира. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека оно начинается с трех лет. К 4-7 годам у ребёнка развивается воссоздающее возражение, то есть он может воспроизводить реальность такой, какая она есть на самом деле. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается, прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и, особенно, от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента. Начинает развиваться творчество.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, момент кризиса. В подростковом возрасте происходит полный переход от детского восприятия мира ко взрослому. Человек уже умеет отделять образы воображения от действительности. В подростковом возрасте активно развивается творчество. Оно служит средством самовыражения, человек без труда организует необычные связи между предметами. В подростковом возрасте воображение в своём развитии достигает максимума.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку. Со временем из-за постоянного развития рационального мышления воображение либо перестаёт развиваться и остаётся на уровне подросткового возраста, либо падает. Зачастую отпадает необходимость создания необычных связей, мышление становится всё более стереотипным.

42. Мышление как предмет психологического исследования.

Мышление – это психический процесс, опосредованный словом и опытом, процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление – всегда творческий процесс. Мышление – это процесс опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

Этапы мыслительной деятельности:

1. возникновение проблемной ситуации. Начать решение? Да/Нет

2. осознание условий задачи

3. формулировка гипотез

4. поиск способов решения, перебор альтернатив

5. выбор единственного решения

43. Возможности методов интроспекции, метода рассуждения вслух и объективных методов для исследования мышления.

Интроспекцию настоящего, полнокровного акта сознания можно осуществить, только прервав его. Надо сказать, что инстроспекционисты довольно быстро это поняли. Они отмечали, что приходится наблюдать не столько сам непосредственно текущий процесс, сколько его затухающий след. А чтобы следы памяти сохраняли возможно большую полноту, надо процесс дробить (актами интроспекции) на мелкие порции. Таким образом, интроспекция превращалась в «дробную» ретроспекцию. Даже когда человек дает отчет по памяти о только что пережитом опыте, он и тогда неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его стороны или моменты.

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.

К объективным методам относят наблюдение и эксперимент.

44. Выделение видов мышления по различным основаниям.

1. генетическая классификация.

a. Наглядно-действенное. Реальное практическое преобразование ситуации в процесс конкретных действий с конкретными предметами с опорой на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности.

b. Наглядно-образное. Преобразование ситуации в плане её внутреннего образа с опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирование наглядными изображениями объектов (рисунками, схемами, планами).

c. Словесно-логическое. Отвлечённое, теоретическое мышление – создание отвлечённой картины ситуации в виде мыслей – понятий, суждений, умозаключений, которые выражаются словами с опорой на абстрактные понятия и логические действия с ними

2. по типу решаемых задач:

3. по времени протекания:

45. Отличие мышления от чувственных форм познания действительности.

Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мыш­ления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая опе­рация, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В те­оретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинно­сти мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому еди­ничному случаю практики.

В генетическом плане применительно к ранним ступеням развития можно гово­рить о наглядно-действенном мышлении и как особой степени в его развитии, имея в виду тот период, когда мышление было вплетено в материальную прак­тическую деятельность людей и не выделилось еще в теоретическую деятель­ность. Не подлежит сомнению, что генетически первичной интеллектуальной опера­цией было разумное действие, опиравшееся на наглядное мышление, — нагляд­но-действенное (или «сенсомоторное») мышление, точнее, это было наглядно-ситуационное мышление, непосредственно включенное в практическое действие.

Лишь затем, на основе общественной практики, развилось теоретическое мышление и более высокие виды наглядно-образного мышления. При этом с развитием более высоких видов мышления, в частности мышления теоретиче­ского, генетически более ранние виды наглядного мышления не вытесняются, а преобразовываются, переходя к своим высшим формам. В силу не­разрывной внутренней связи всех сторон мышления между собой, личностью и ее сознанием в целом, генетически более ранние виды поднимаются на высшую ступень.

Развитие мышления человека на основе общественной практики не является односторонним развитием опосредованного логического мышления в понятиях за счет чувственного непосредственного содержания сознания; оно вместе с тем развитие и этого последнего, приводящее к новому восприятию действительности.

Сама грань между непосредственным и опосредованным относительна, под­вижна, исторична. Продукты теоретического мышления, реализуясь на практике, входят в сферу непосредственно данного. Поэтому то, что на одной стадии развития может быть предметом только опосредованного знания и теоре­тического опосредованного мышления, включается на следующей стадии в не­посредственный опыт и оказывается в поле зрения наглядного мышления.

Наглядное мышление, возникая на более ранней генетической ступени разви­тия, чем мышление абстрактно-теоретическое, не остается затем на том элемен­тарном, низком уровне, на котором оно первоначально находилось. Наглядное мышление выделяется из практического действия, в которое оно первоначально непосредственно включено, становясь относительно самостоя­тельным актом, подготовляемым предшествующим действием и подготовляющим последующее. С расширением и углублением обще­ственной практики формируется абстрактно-теоретическое мышление.

Читайте также:  Сравнить все galaxy note 3

Таким образом, в процессе развития выделяются различные генетические ступени развития мышления. На самых ранних ступенях возникает сначала наглядно-действенное ситуативное мышление, непосредственно связанное с дей­ствием, как бы вплетенное в него. Затем с расширением и обобщением обще­ственной практики сформировались другие виды мыслительной деятельности. Переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые возникли на предшествующих ступенях.

Переход мышления от наглядно-ситуативных ко все более обобщенным, от­влеченным и объективным формам на всем протяжении своего развития совер­шался в неразрывном единстве с развитием речи, которое тоже переходило от полисемантических, ситуативных, многозначных выражений ко все более обоб­щенным терминам, соединяющимся определенной системой языковых отноше­ний.

Мышление проходит 2 стадии (по Л.С. Выготскому):

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.

Эгоцентризм представляет собой:

нечувствительность к противоречиям;

синкретизм (стремление связывать все со всем);

переход от частного к частному минуя общее;

отсутствие представлений о сохранении вещества.

2. Понятийное мышление.

Выготский выделяет следующие фазы формирования понятий:

1. формирование неупорядоченного множества признаков. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм). Дети используют элементы объективного сходства, но не могут выделять общие группы признаков.

2. дооперациональное мышление в комплексах – псевдопонятия (7-8 лет). Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.

3. образование настоящих понятий – умение ребёнка выделить, абстрагировать элементы, а затем интегрировать в целостное понятие вне зависимости от предметов. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно. Затем, в юношеском возрасте использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Индивидуальные качества мышления:

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх­ностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность– установление логического порядка в решении вопроса.

Самостоятельность мышления характеризуется умени­ем человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкостьмысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки.

Быстрота ума — способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливостьума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. “Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми” (Айзек).

Критичность ума— умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

Стратегии мышления:

— случайный перебор (метод проб и ошибок)

— конвергентное мышление или рациональный перебор (оценивающий подход)

К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склон­ность — у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости — в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых — в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.

46. Исследования процесса решения задач, основных операций мышления (С.Л.Рубинштейн).

Основные операции мыслительного процесса:

1. Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявле­ние составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычле­няем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

2. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анали­зом элементов.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплыв­чатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены ос­новные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал прак­тический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических це­лях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, ана­лиз и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыс­лительного процесса.

3. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия.

4. Классификация – распределение предметов и явлений по группам, в зависимости от признаков содства и различия.

5. Систематизация – выявление логических связей между категориями.

6. Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-ни­будь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отноше­нии существенного, и отвлечение от остальных.

7. Обобщение, или генерализация – объединение предметов и явлений на основе общих свойств и признаков, создание «схемы». В различных ситуациях одно и то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом, однако, одну и ту же схему. Такая — генерализованная — схема является собственно понятием в действии или двигательным, моторным «понятием», а его применение к одной и неприменение к другой ситуации — как бы суждени­ем в действии, или двигательным, моторным «суждением». Само собой разуме­ется, здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип.

Методы мышления:

1. индукция – переход от частного к общему

2. дедукция – переход от общего к частному. Лежит в основе формальной логики.

1. трансдукция – переход от частного к частному, аналогия

2. редукция – упрощение

3. абдукция – «неправильная» дедукция, основанная на умозрительных заключениях, подверженная влиянию прошлого опыта. Это гипотетические выводы на основе привычныхмеханихмов.

Формы мышления:

1. понятие – это единица мышления, некоторая мысль, некоторый существенный признак объекта. Понятие – это одна из форм логического мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. Понятия бывают:

А. конкретные – предметы или явления мыслятся как нечто самостоятельно существующее.

Б. абстрактные – мыслится свойство предмета или отношения между предметами

— конъюнктивные (соединительные «и»)

— дизъюнктивные (разделительные «или»)

Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот.

Содержания понятия – совокупность наиболее существенных признаков предмета.

Объем – совокупность самих предметов, мыслимых в понятиях.

2. суждение – это связь понятий, в которой отражаются связи между понятиями в виде утверждения или отрицания. Суждение – это основной акт совершения мыслительного процесса. Виды:

Б. — конъюнктивные (соединительные «и»)

— дизъюнктивные (разделительные «или»)

— условные («если, то»)

3. умозаключение – это связь суждений. Умозаключение – это акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчинённых единой цели. Силлогизм – то вид умозаключения в формальной логике, при котором из 2 простых логических посылок выводится третья сложная. Пример: первая посылка – «Драгоценные металлы не ржавеют». Вторая посылка – «Золото – драгоценный металл». Вывод – золото не ржавеет.

47. Исследования творческого мышления (Я.А.Пономарев), способы активизации и развития творческого мышления.

Дж. Гилфор делит мышление на конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление может быть репродуктивным и творческим. Дивергентное мышление – это креативность.

Креативность – это вид творческого мышления. Она может иметь разную степень развития: творческие учебные способности, собственно креативность, одаренность, талант, гениальность.

Креативное мышление включает в себя:

§ Ремесленный аспект: беглость, разработанность, компиляция.

§ Творческий аспект – оригинальность. Оригинальность может быть как для себя, так и для других. Оригинальность для других, виды:

i. Крейзитивность (девиантная оригинальность) + произвол

ii. Эстетическое чувство (чувство гармонии)

iii. Чувствительность к недостаткам, интеллектуальная инициативна

iv. Осмысленная оригинальность: переопределение (интерпретация) и проницательность (глубина проникновения)

Механизм творческого мышления – использование косвенных, побочных продуктов, в том числе из прошлого опыта.

Я.А. Пономарёв при исследовании творческого мышления использовал метод подсказки: перед человеком ставилась задача, которую нельзя решить традиционными методами. Он заходил в тупик, и в этот момент ему давалась очень косвенная подсказка, с помощью которой можно было найти новое, творческое решение.

В связи с этим были выделены этапы творческого решения задачи:

1. сознательный процесс решения задачи, который не приводит к результату.

2. период инкубации

3. «озарение», основанное на использовании прошлого неосознаваемого опыта или побочных объектов.

Механизмы творческого мышления активно исследовались в гештальт-психологии.

48. Значение речи в жизни человека.

Речь – это форма общения опосредованная языком. Речь – это средство, с помощью которого происходит опосредствование остальных психических процессов. Речь индивидуальна, в то время, как язык является общим для всех его носителей. Единица речевого мышления – слово.

Физиологическая основа речи – левое полушарие головного мозга. В височных долях находится центр Вернике, центр распознавания речи. В лобной доле – центр Брока, центр воспроизведения речи.

1. общение, воздействие на другого человека

2. обобщение. Слово выступает как исгнал, понятие, указатель на предмет

3. воздействие на самого себя, регуляция своей психической деятельности: произвольность внимания, памяти, воображения.

Читайте также:  Накопитель samsung 980 pro сравнение

1. эгоцентрическая (Пиаже, Выготский)

2. теория научения. У человека есть врождённая потребность к подражанию.

3. теория Хомского: в мозге существуют структуры, определяющие врождённую способность каждого человека к усвоению речи.

4. когнитивная теория. Развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Слово – единица речевого мышления. Оно включает в себя 2 составляющие:

· семантика (содержание). Сюда входят:

¾ значение слова. Открывается в слове объективно. Значения устойчивы и определяются языком.

¾ Индивидуальный смысл слова. Отличается у разных людей. Формируется и меняется в течение жизни.

¾ материальный носитель: речедвигательный голосовой аппарат / движения руки при письме + активность головного мозга

Нарушение речи – афазия. Афазия может быть как психической (нарушение понимания и воспроизведения речи), так и физической, или моторной (нарушение артикуляции речи).

49. Отличие речи человека от языка животных.

Генетические корни мышления и речи:

Существует доречевое мышление («ручное мышление» обезьян). Это наглядно-действенное мышление высших животных.

Также существует и доинтеллектуальная речь. В прочем, это не речь в её традиционном понимании. Это язык животных и эмоциональные сигналы маленьких детей. Эти формы лишены какой-либо абстрактности.

Язык животных представляет собой сложные системы сигнализации. Отличие языка животных от языка человека – в отсутствии у него семантической функции, т.е. элементы языка не обозначают внешние предметы сами по себе, а всегда связаны с конкретной биологической ситуацией. Другое отличие – генетическая фиксированность, язык представляет собой закрытую систему, все элементы языка – ключевые стимулы. Общение с помощью языка поз и движений может принимать форму ритуалов. Ритуалы у животных – это сложный набор инстинктивных действий, которые потеряли свою первоначальную функцию и вошли в другую сферу жизнедеятельности в качестве сигналов или символов.Особенно сложные формы общения наблюдаются у животных, живущих в сообществах. Характерная черта многих сообществ – иерархия его членов. В некоторых сообществах наблюдается чёткое распределение функций между особями. Однако общественное поведения животных отличается от общественной жизни человека своей подчиненностью исключительно биологическим целям, законам и механизмам.

Человеческая речь возникает в обществе, в системе трудовых отношений, которые не существуют у животных. Человеческий язык как система сигналов не привязан к конкретным ситуациям. У человека речь имеет смысловую, эмоционально-выразительную основу.

50. Как происходит формирование высказывания и понимание высказывания?

1. возникновение мотива, замысла.

2. формирование программы речевого высказывания

3. внешние проявления. Смыл, который человек хочет передать другому человека, трансформируется в общепринятое, некое относящееся к языку значение.

Мысль формируется в процессе высказывания. Это происходит из-за того, что внутренняя речь всегда очень свёрнута, схематичная и бегла. Для лучшего осознания мысли рекомендуют её вербализовать или записать.

Восприятие речи происходит в обратном порядке. Из услышанного или прочитанного слова, понятия, человек извлекает смысл и усваивает его. Так происходит понимание.

51. Специфические особенности каждого из видов речи.

Виды речи:

1. диалогическая – изначальная, первичная форма речи, «реактивная речь»

2. монологическая – контекстная речь, более поздняя форма речи

У детей выделяется особый вид речи – эгоцентрическая речь ребёнка.

Ж.Пиаже: эгоцентрическая речь – это следствие недостаточной социализации изначально индивидуальной речи.

Л.С. Выготский: эгоцентрическая речь – следствие недостаточной индивидуализации изначально социальной речи. Возникает эгоцентрическая речь примерно в 3 года, она представляет собой промежуточный этап между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе.Действия, операции, которые учится выполнять ребёнок, переносятся из внешнего план в план громкой речи.

Основная характеристика детского мышления – эгоцентризм. Это необратимость мышления, его конкретность, неспособность оценить ситуацию с отличной от собственной позиции. Эгоцентризм преодолевается через процесс социализации.

Сензитивный период для развития речи 1,5-3 года.

В развитии речи в онтогенезе выделяют 3 стадии:

1. фонетический период. Ребёнок воспринимает звуковой облик, но не понимает его. С рождения до 2 лет.

2. грамматический (2-3 года). Слова усваиваются, а грамматическая структура и организация – нет.

3. семантический (до 12 лет). Примерно с двух лет ребёнок начинает понимать, что у каждой вещи есть своё название. Постепенно начинает усваиваться понятийная отнесённость и осознание содержания понятий.

52. Сравнение эмоций человека и животных в эволюционной теории эмоций Ч.Дарвина.

Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, — создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. Он сформулировал три принципа выражения эмоций:

1) принцип полезных ассоциированных привычек (полезные, то есть удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении); — положительные эмоции

2) принцип антитезиса (при возбуждении состояния, прямо противоположного исходно полезному, появляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию); — отрицательные эмоции

3) принцип порождения действий свойствами нервной системы (предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки).

1872 год, Дарвин опубликовывает книгу «Выражение эмоций у человека и животных»: эволюционный принцип применим и к психолого-поведенческому развитию животного, что между поведением человека и животного пропасти нет. Его наблюдения легли в основу эволюционной теории эмоций.

Эмоции появились в процессе эволюции как существенно важные приспособительные механизмы, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Телесные изменения, которые сопровождают различные эмоциональные состояния, — рудименты (остаточные элементы) реальных приспособительных реакций организма.В животном мире появление эмоций так же связано с удовлетворением потребностей, но эти потребности ограничены узким кругом инстинктов. Выразительные движения животных носят приспособительный характер.

Он пытался объяснить биологическое происхождение экспрессивных движений при различных эмоциях, что ему не очень хорошо удавалось, особенно для выражения печали, тревоги, смущения, стыда, возмущения и т.д. Будучи честным исследователем, он признается в этой неудаче, отмечая у человека чисто человеческий характер большинства эмоциональных явлений, не имеющих аналогов в животном мире. В то же время он отмечает большую биологическую значимость эмоций у животных, что связывается им с ролью эмоций в обеспечении необходимых для выживания действий. Так, например, потение кистей верхних конечностей у приматов облегчает им передвижение по ветвям деревьев при появлении хищника. Помогает ли человеку потение его ладоней?! А как объяснить биологическую значимость румянца смущения или стыда?

53. Вклад различных теорий эмоций в современное понимание природы эмоционального отражения.

Психологических теорий эмоций очень много.

Клапаред, 1928 год: «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь существуют наибольшие расхождения между учёными».

Основные проблемы психологических теорий эмоций:

1. В последнее время интерес к этой проблеме угас, потому что накопилось большое количество неудач в попытках отыскать достаточно надёжные и тонкие средства для объективного их изучения. В связи с этим сузился круг исследуемых проблем и, естественно, концепции перестали отвечать стремлению масштабно понимать эту проблему.

2. Отсутствует преемственность между теориями, созданными в различные исторические эпохи.

3. Большую путаницу в психологию эмоций вносят терминологические расхождения. Тот материал, которым обладает психология эмоций, не содержит в себе отчётливую различимую основу, некоторую единую группировку и упорядочность. Под одними и теми же названиями обсуждаются разные основания.

4. Психология эмоций изучается в разных аспектах, но теории представляют собой отдельные фрагменты, не обозначенные взаимосвязями и взаимозависимостями.

Основные проблемы, рассматриваемые в теориях:

1. Условия возникновения эмоций. Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придаётся этому вопросу.

2. Эмоции и процессы познания – отражение представления о том, какое положение эмоция занимает в системе психического. Существует разноголосье взглядов: одни сводят эмоции к познанию, другие – эмоции с точки зрения их влияния на процесс познания. Существуют убедительные данные, которые свидетельствуют, что эмоция является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

3. Эмоции и процессы мотивации. Насколько эмоции имеют побуждающий характер и мотивируют поведение? Другие концепции рассматривают эмоции с точки зрения специфических функций, а именно активации, мобилизации и закрепления.

4. Функции эмоций. Задачу функционального значения эмоций составил Клапаред.

5. Классификация эмоций. В существующих теориях представлено большое количество классификаций эмоций, при этом возможность простых классификаций в психологии эмоций отсутствует.

6. Динамика эмоций. Важный, но не проработанный вопрос.

7. Физиологические механизмы эмоций.

Развитие учения об эмоциях:

I. Эволюционная теория Ч.Дарвина (см. вопрос 3).

II. Ассоциативная теория В.Вундта.

Он считал, что эмоции – это внутренние изменения, которые характеризуются непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Он предположил, что любое эмоциональное состояние может быть представлено в виде точки в трёхмерном пространстве, координаты оси которых образуются парами возбуждение-успокоение, удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка.

Он считал, что эмоции представляют собой комбинацию трёх простейших пар переживаний, что означает отсутствие качественного своеобразия эмоциональных состояний. Созерцание красных и голубых цветов характеризуется двумя различными состояниями:

Это положение о динамике эмоционального состояния, как переходе в рамках одного измерения, получила развитие в модели оппонентных эмоциональных процессов Соломона. Соломон показал, что за приятным эмоциональным состоянием следует эмоциональная расплата в виде опустошения и подавленности, а за неприятным – наоборот.

Каждая эмоция после нескольких мгновений своего возникновения пробуждает эмоцию противоположную.

Существует три группы теорий.

· Первая группа – детерминистские теории: что порождает то или иное своеобразное эмоциональное явление? Представители: Дж.Ланге, Кеннон, Лазарус.

· Группа функциональных теорий: что делают или выражают эмоциональные явления? В их центре механизм воздействия эмоциональных явлений на сознание, поведение и организм человека, а также на процент социального воздействия. Представители: Крюгер, Липер, Линдслей.

· Группа первичных (базовых) эмоций:из каких первоэлементов состоит эмоциональная сфера? Представители: Плучик, Экман, Мак-Дауголла и Изард.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник