Меню

Сравнение областей памяти assembler



Организация памяти

С точки зрения процессора память – это последовательность байтов, каждому из которых присвоен уникальный адрес со значениями от 0 до (2 32 – 1), то есть до 4 ГБ. Конечно, сейчас есть 64-разрядные процессоры. Но о них в этой книге мы говорить не будем.

Программы могут работать с памятью как с одним непрерывным массивом (модель памяти flat – плоская) или как с несколькими массивами (сегментированные модели памяти). Во втором случае для задания адреса любого байта требуется два числа – адрес начала массива и адрес байта внутри этого массива.

Кроме основной памяти программы могут использовать регистры процессора, о которых говорилось выше.

Выбор метода обращения к памяти определяется режимом работы процессора. Процессоры Intel могут работать в одном из трёх основных режимах:

  • Реальный режим (режим реальной адресации – Real-address mode)
  • Защищённый режим (Protected mode)
  • Режим управления системой (System Management mode)

Более подробно о режимах процессора мы поговорим как-нибудь в другой раз. А сейчас нас интересуют различия при работе с памятью в зависимости от режима.

В реальном режиме процессор может обращаться только к первому мегабайту памяти, адреса которого находятся в диапазоне 00000…FFFFF. При этом процессор работает в однопрограммном режиме, то есть одновременно может выполняться только одна программа. Реальный режим работы используется в операционной системе DOS, а также в системах Windows 95/98 при загрузке в режиме эмуляции DOS.

В защищённом режиме процессор может одновременно выполнять несколько программ. При этом каждой программе может быть назначено до 4 ГБ оперативной памяти. Чтобы предотвратить влияние программ друг на друга, им выделяются изолированные участки памяти. Поэтому режим и называется защищённым. В защищённом режиме работают такие системы как Windows и Linux.

Об организации памяти в реальном и защищённом режимах мы поговорим в следующих разделах. А пока рассуждения о памяти закончим. Тема эта большая и для кого-то может оказаться сложной. К ней мы ещё будем возвращаться. Некоторую информацию о сегментированных моделях памяти можно найти здесь: Контрольная работа по информатике.

Источник

Организация и модели памяти, адресация

Память – способность объекта обеспечивать хранение данных.
Все объекты, над которыми выполняются команды, как и сами команды, хранятся в памяти компьютера.

Память состоит из ячеек, в каждой из которых содержится 1 бит информации, принимающий одно из двух значений: 0 или 1. Биты обрабатывают группами фиксированного размера. Для этого группы бит могут записываться и считываться за одну базовую операцию. Группа из 8 бит называется .

Байты последовательно располагаются в памяти компьютера.

  • 1 килобайт (Кбайт) = 2 10 = 1 024 байт
  • 1 мегабайт (Мбайт) = 2 10 Кбайт = 2 20 байт = 1 048 576 байт
  • 1 гигабайт (Гбайт) = 2 10 Мбайт = 2 30 байт = 1 073 741 824 байт

Для доступа к памяти с целью записи или чтения отдельных элементов информации используются идентификаторы , определяющие их расположение в памяти. Каждому идентификатору в соответствие ставится адрес . В качестве адресов используются числа из диапазона от 0 до 2 k -1 со значением k, достаточным для адресации всей памяти компьютера.Все 2 k адресов составляют адресное пространство компьютера .

Способы адресации байтов

Существует прямой и обратный способы адресации байтов.
При обратном способе адресации байты адресуются слева направо, так что самый старший (левый) байт слова имеет наименьший адрес.

Прямым способом называется противоположная система адресации. Компиляторы высокоуровневых языков поддерживают прямой способ адресации.

Объект занимает целое слово. Поэтому для того, чтобы обратиться к нему в памяти, нужно указать адрес, по которому этот объект хранится.

Организация памяти

Физическая память, к которой микропроцессор имеет доступ по шине адреса, называется оперативной памятью ОП (или оперативным запоминающим устройством — ОЗУ).
Механизм управления памятью полностью аппаратный, т.е. программа сама не может сформировать физический адрес памяти на адресной шине.
Микропроцессор аппаратно поддерживает несколько моделей использования оперативной памяти:

  • сегментированную модель
  • страничную модель
  • плоскую модель

В сегментированной модели память для программы делится на непрерывные области памяти, называемые сегментами . Программа может обращаться только к данным, которые находятся в этих сегментах.
Сегмент представляет собой независимый, поддерживаемый на аппаратном уровне блок памяти.

Сегментация — механизм адресации, обеспечивающий существование нескольких независимых адресных пространств как в пределах одной задачи, так и в системе в целом для защиты задач от взаимного влияния.

Каждая программа в общем случае может состоять из любого количества сегментов, но непосредственный доступ она имеет только к 3 основным сегментам и к 3 дополнительным сегментам, обслуживаемых 6 сегментными регистрами. К основным сегментам относятся:

  • Сегмент кодов ( .CODE ) – содержит машинные команды для выполнения. Обычно первая выполняемая команда находится в начале этого сегмента, и операционная система передает управление по адресу данного сегмента для выполнения программы. Регистр сегмента кодов ( CS ) адресует данный сегмент.
  • Сегмент данных ( .DATA ) – содержит определенные данные, константы и рабочие области, необходимые программе. Регистр сегмента данных ( DS ) адресует данный сегмент.
  • Сегмент стека ( .STACK ). Стек содержит адреса возврата как для программы (для возврата в операционную систему), так и для вызовов подпрограмм (для возврата в главную программу). Регистр сегмента стека ( SS ) адресует данный сегмент. Адрес текущей вершины стека задается регистрами SS:ESP .

Регистры дополнительных сегментов ( ES, FS, GS ), предназначены для специального использования.

Для доступа к данным внутри сегмента обращение производится относительно начала сегмента линейно, т.е. начиная с 0 и заканчивая адресом, равным размеру сегмента. Для обращения к любому адресу в программе, компьютер складывает адрес в регистре сегмента и смещение — расположение требуемого адреса относительно начала сегмента. Например, первый байт в сегменте кодов имеет смещение 0, второй байт – 1 и так далее.

Таким образом, для обращения к конкретному физическому адресу ОЗУ необходимо определить адрес начала сегмента и смещение внутри сегмента.
Физический адрес принято записывать парой этих значений, разделенных двоеточием

сегмент : смещение

Страничная модель памяти – это надстройка над сегментной моделью. ОЗУ делится на блоки фиксированного размера, кратные степени 2, например 4 Кб. Каждый такой блок называется страницей . Основное достоинство страничного способа распределения памяти — минимально возможная фрагментация. Однако такая организация памяти не использует память достаточно эффективно за счет фиксированного размера страниц.

Плоская модель памяти предполагает, что задача состоит из одного сегмента, который, в свою очередь, разбит на страницы.
Достоинства:

  • при использовании плоской модели памяти упрощается создание и операционной системы, и систем программирования;
  • уменьшаются расходы памяти на поддержку системных информационных структур.
Читайте также:  С чем можно сравнить блин

В абсолютном большинстве современных 32(64)-разрядных операционных систем (для микропроцессоров Intel) используется плоская модель памяти.

Модели памяти

Директива .MODEL определяет модель памяти, используемую программой. После этой директивы в программе находятся директивы объявления сегментов ( .DATA, .STACK, .CODE, SEGMENT ). Синтаксис задания модели памяти

.MODEL модификатор МодельПамяти СоглашениеОВызовах

Параметр МодельПамяти является обязательным.

Основные модели памяти:

Модель памяти Адресация кода Адресация данных Операци-
онная система
Чередование кода и данных
TINY NEAR NEAR MS-DOS Допустимо
SMALL NEAR NEAR MS-DOS, Windows Нет
MEDIUM FAR NEAR MS-DOS, Windows Нет
COMPACT NEAR FAR MS-DOS, Windows Нет
LARGE FAR FAR MS-DOS, Windows Нет
HUGE FAR FAR MS-DOS, Windows Нет
FLAT NEAR NEAR Windows NT, Windows 2000, Windows XP, Windows Vista Допустимо

Модель tiny работает только в 16-разрядных приложениях MS-DOS. В этой модели все данные и код располагаются в одном физическом сегменте. Размер программного файла в этом случае не превышает 64 Кбайт.
Модель small поддерживает один сегмент кода и один сегмент данных. Данные и код при использовании этой модели адресуются как near (ближние).
Модель medium поддерживает несколько сегментов программного кода и один сегмент данных, при этом все ссылки в сегментах программного кода по умолчанию считаются дальними (far), а ссылки в сегменте данных — ближними (near).
Модель compact поддерживает несколько сегментов данных, в которых используется дальняя адресация данных (far), и один сегмент кода с ближней адресацией (near).
Модель large поддерживает несколько сегментов кода и несколько сегментов данных. По умолчанию все ссылки на код и данные считаются дальними (far).
Модель huge практически эквивалентна модели памяти large.

Особого внимания заслуживает модель памяти flat , которая используется только в 32-разрядных операционных системах. В ней данные и код размещены в одном 32-разрядном сегменте. Для использования в программе модели flat перед директивой .model flat следует разместить одну из директив:

Желательно указывать тот тип процессора, который используется в машине, хотя это не является обязательным требованием. Операционная система автоматически инициализирует сегментные регистры при загрузке программы, поэтому модифицировать их нужно только в случае если требуется смешивать в одной программе 16-разрядный и 32-разрядный код. Адресация данных и кода является ближней ( near ), при этом все адреса и указатели являются 32-разрядными.

Параметр модификатор используется для определения типов сегментов и может принимать значения use16 (сегменты выбранной модели используются как 16-битные) или use32 (сегменты выбранной модели используются как 32-битные).

Параметр СоглашениеОВызовах используется для определения способа передачи параметров при вызове процедуры из других языков, в том числе и языков высокого уровня (C++, Pascal). Параметр может принимать следующие значения:

При разработке модулей на ассемблере, которые будут применяться в программах, написанных на языках высокого уровня, обращайте внимание на то, какие соглашения о вызовах поддерживает тот или иной язык. Используются при анализе интерфейса программ на ассемблере с программами на языках высокого уровня.

Источник

Погружение в ассемблер. Учимся работать с памятью

Содержание статьи

Другие статьи курса

Знакомимся с сегментными регистрами

Для начала разберемся, что такое сегментные регистры. Процессор 8088 умеет адресовать один мегабайт оперативной памяти, несмотря на то что регистры у него 16-битные. В норме 16 битами можно адресовать только 64 Кбайт. И как же тогда выкручивается 8088? Как ему удается адресовать целый мегабайт? Для этого в 8088 есть сегментные регистры! Четыре сегментных регистра: CS , ES , DS и SS , по 16 бит каждый. У каждого из этих регистров есть свое назначение.

Регистр CS указывает на сегмент кода. Процессор обращается к CS всякий раз, когда надо считать из памяти очередную инструкцию для выполнения.

Регистры DS и ES указывают на сегмент данных. К этим регистрам процессор обращается, когда выполняемая инструкция считывает или сохраняет данные. Имей в виду: DS используется чаще, чем ES . ES обычно вступает в игру, когда ты обрабатываешь массивы данных, индексируя их регистром DI .

Регистр SS указывает на сегмент стека. К этому регистру процессор обращается, когда выполняет инструкции, взаимодействующие со стеком: push , pop , call и ret .

Значения, хранимые в сегментных регистрах, — это базовый адрес, поделенный на 16 . Если в CS записано значение 0x0000 , процессор будет считывать инструкции из области памяти 0x00000 — 0x0FFFF . Если в регистре CS записано значение 0x1000 , то процессор будет считывать инструкции из области памяти 0x10000 — 0x1FFFF .

Если тебе надо адресоваться в какой-то другой сегмент, а не тот, который будет задействован по умолчанию, напиши этот сегмент в префиксе к инструкции, которую используешь.

Поместить какое-то число в сегментные регистры напрямую нельзя. Для этого надо:

  • либо сначала записать число в какой-нибудь регистр и уже этот регистр присвоить сегментному регистру;
  • либо воспользоваться парой инструкций push/pop ;
  • либо воспользоваться инструкциями lds/les .

Процессор 8088 настолько лоялен, что позволит тебе даже вот такую инструкцию: pop cs . Но только имей в виду, что это нарушит поток выполнения инструкций. В более новых процессорах, начиная с 80286, такую диверсию сделать уже не получится. И слава богу!

Ну вот вроде бы и все, что тебе надо знать о сегментных регистрах. Теперь ты с их помощью (в основном с помощью регистров DS и ES ) можешь получать доступ ко всему первому мегабайту памяти ПК.

Как ПК распределяет память

Понимание того, как распределяется память в ПК, поможет тебе делать разные интересные вещи.

Начало загрузки у всех компьютеров одинаковое: они сначала переходят в текстовый цветной режим 80×25 . К видеопамяти экрана, который работает в таком режиме, можно обращаться напрямую, через вот этот диапазон адресов: 0xB8000 — 0xB8FFF .

Первый байт диапазона — это первый символ в верхнем левом углу экрана. Второй байт — это цвет фона под символом и цвет самого символа. Затем (третьим байтом) идет второй символ. И так для всех 25 строк по 80 символов каждая.

Исторический факт. IBM PC образца 1981 года поставлялся в двух модификациях: с монохромным режимом и с цветным режимом. Тогдашним разработчикам игрушек приходилось придумывать разные эвристики, чтобы понять, какая у компьютера графика — монохромная или цветная. Несколько старых добрых игрушек для этого писали какую-нибудь цифру по адресу 0xB8000 и считывали ее обратно, чтобы узнать, в каком режиме сейчас идет работа — в цветном или в монохромном.

Прямой доступ к видеопамяти в текстовом режиме

Перед тем как мы сможем напрямую обращаться к видеопамяти экрана, то есть без использования сервисов BIOS, надо задать нужный нам видеорежим.

В этом режиме видеопамять экрана доступна по адресу 0xB8000 . Теперь ты можешь легко получить доступ к ней. Примерно так, как в коде ниже.

Обрати внимание, что после того, как ты выполнил этот кусок кода, ты не сможешь обращаться к переменным, которые сохраняешь в сегменте кода, как мы это делали в примерах из прошлых уроков. Потому что DS и ES теперь нацелены не на сегмент кода, а на видеопамять.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «Xakep.ru», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее

Источник

Обращение к области памяти

Пересылка двух слов из области памяти M1 в область памяти М2
Нужно выполнить пересылку двух слов из области памяти M1 в область памяти М2. Описание области M1.

Обращение к ячейке памяти чтение/запись
Доброго всем дня! Нужно написать небольшую прогу, код на Си за 5 минут, а с АСМой проблемы как.

Обращение к ячейкам памяти: прокомментировать код
Помогите с комментариями к коду, не очень понял его. Кому не трудно к каждой сроке комментарий.

Нет смысла гадать. Весь код и описание задачи на бочку. Да и по названиям переменных и меток — слишком на мой код похоже.

Хотя можно и гадать, как и что описано. За недельку переберём оставшиеся варианты.

Добавлено через 10 минут
Свежее и оригинальное решение, требующее патентования

Не занимайтесь глупостями.
Все три массива расположены в одном сегменте. А раз так, то одного ds достаточно.
Для адресации в сегменте данных существует аж ТРИ индексных регистра — si, di, bx.

И этого достаточно.

Такое предположение делаю исходя из вашего уровня подготовки. Предположение — т.к. описание сегмента данных под грифом «совершенно секретно».

bx — базовый (индексные только si, di, хотя ИМХО кому нужно это разделение?), есть ещё bp, для него по умолчанию используется сегмент ss, но его можно переопределить: mov ax,ds:[bp] . Но я рекомендую делать это только в случае крайней необходимости.

При выделении памяти (ah=48h) учтите, что в большинстве случаев (если не делать специальных манипуляций) программе выделяется ВСЯ доступная память, поэтому выделить дополнительно что-либо удастся только лишь в исключительных случаях (например, когда есть «дыры» ниже загруженной программы).

Добавлено через 6 минут

Надо включить поддержку инструкция 386+ процессоров .386

И тогда можно вообще использовать для адресации все регистры общего назначения: eax, ebx, ecx, edx, esi, edi, ebp, esp, причём сочетая друг с другом ( mov eax,[edx+ecx] , mov eax,[eax+edx*8+12] ). Главное – не забыть обнулить старшую половину

И вот тут, кстати, понятие базового и индексного регистра немного имеет значение.
Если база (т.е. первый по счёту регистр в [], либо регистр, который НЕ умножается на коэффициент, т.к. умножать можно только индексный) = ebp или esp, то по умолчанию используется сегмент ss, иначе ds. Регистр esp нельзя использовать как индексный, т.е. mov ax,[esp+esp] не получится, lea edx,[eax+esp*2] – тоже. Или, например, mov dx,[eax+esp] будет использовать ss (если скомпилится так). Хоть esp и не первый, но базовым он быть не может. mov eax,[eax*2+ebp] – тоже ss, т.к. eax умножается (а умножаться может только индекс).

Кстати, для 16-битных регистров всё же имеет смысл в названии «базовый» для bp, т.к. mov ax,[si+bp] читаем из сегмента ss.

Источник

Ассемблер. Сегменты памяти и регистры

Обновл. 1 Мар 2021 |

Мы уже рассматривали на предыдущем уроке 3 секции, из которых состоят программы на ассемблере. Эти секции также представляют различные сегменты памяти. Что интересно, если вы замените ключевое слово section на segment , то получите тот же результат. Например:

Результат выполнения программы:

Сегменты памяти

Модель сегментированной памяти разбивает системную память на группы независимых сегментов, на которые указывают указатели, расположенные в регистрах сегментов. Каждый сегмент используется для хранения данных определенного типа. Первый сегмент используется для хранения кода инструкций, второй — для хранения элементов данных, а третий — для программного стека.

Сегменты памяти:

Сегмент данных (data segment) — представлен секциями .data и .bss. Секция .data используется для объявления области памяти, где хранятся элементы данных для программы. Эта секция не может быть расширена после объявления элементов данных, и она остается статической во всей программе. Секция .bss также является секцией статической памяти, содержащей буферы для данных, которые будут объявлены в программе позже. Эта буферная память заполнена нулями.

Сегмент кода (code segment) — представлен секцией .text. Он определяет область в памяти, в которой хранятся коды инструкций. Это также фиксированная область.

Стек (stack) — это сегмент, который содержит значения данных, передаваемые в функции и процедуры в программе.

Регистры

Обычно операции с процессором включают в себя обработку данных. Эти данные могут быть как сохранены в памяти, так и извлечены оттуда. Однако процесс чтения данных из памяти и хранения данных в памяти замедляет работу процессора, так как это предполагает сложный процесс отправки запроса данных в блок памяти и получение данных обратно из блока по одному и тому же каналу — через шину управления.

Чтобы ускорить свою работу, процессор подключает определенные внутренние места хранения памяти, которые называются регистрами. Регистры хранят элементы данных для обработки без необходимости получать доступ к памяти. Ограниченное количество регистров встроено в чип процессора.

Регистры процессора

В архитектуре IA-32 есть десять 32-битных и шесть 16-битных процессорных регистров. Регистры делятся на три категории:

Общие регистры (General Registers);

Регистры управления (Control Registers);

Сегментные регистры (Segment Registers).

В свою очередь, общие регистры делятся на следующие:

Регистры данных (Data Registers);

Регистры-указатели (Pointer Registers);

Индексные регистры (Index Registers).

Регистры данных

Регистры данных — это четыре 32-битных регистра, которые используются для арифметических, логических и других операций. Эти 32-битные регистры могут быть использованы следующими тремя способами:

как полные 32-битные регистры данных: EAX, EBX, ECX, EDX;

нижние половины 32-битных регистров могут использоваться как четыре 16-битных регистра данных: AX, BX, CX и DX;

нижняя и верхняя половины вышеупомянутых четырех 16-битных регистров могут использоваться как восемь 8-битных регистров данных: AH, AL, BH, BL, CH, CL, DH и DL.

Некоторые из этих регистров данных имеют специфическое применение в арифметических операциях:

AX (primary accumulator) — используется для ввода/вывода и в большинстве арифметических операций. Например, в операции умножения один операнд сохраняется в регистре EAX/AX/AL в соответствии с размером операнда.

BX (base register) — используется при индексированной адресации.

CX (count register) — хранит количество циклов в повторяющихся операциях (также, как и регистры ECX и CX).

DX (data register) — используется в операциях ввода/вывода, а также с регистрами AX и DX для выполнения операций умножения и деления, связанных с большими значениями.

Регистры-указатели

Регистрами-указателями являются 32-битные регистры EIP, ESP и EBP и соответствующие им 16-битные регистры IP, SP и BP. Есть три категории регистров-указателей:

Указатель на инструкцию или команду (Instruction Pointer или IP) — 16-битный регистр IP хранит смещение адреса следующей команды, которая должна быть выполнена. IP в сочетании с регистром CS (как CS:IP) предоставляет полный адрес текущей инструкции в сегменте кода.

Указатель на стек (Stack Pointer или SP) — 16-битный регистр SP обеспечивает значение смещения в программном стеке. SP в сочетании с регистром SS (SS:SP) означает текущее положение данных или адреса в программном стеке.

Базовый указатель (Base Pointer или BP) — 16-битный регистр BP используется в основном при передаче параметров в подпрограммы. Адрес в регистре SS объединяется со смещением в BP, чтобы получить местоположение параметра. BP также можно комбинировать с DI и SI в качестве базового регистра для специальной адресации.

Индексные регистры

В процессоре существуют 32-битные индексные регистры ESI и EDI и их 16-битные версии: SI и DI. Все они используются в индексированной адресации, и, иногда, в операциях сложения/вычитания. Есть два типа индексных указателей:

Исходный индекс (Source Index или SI) — используется в качестве исходного индекса в строковых операциях.

Индекс назначения (Destination Index или DI) — используется в качестве индекса назначения в строковых операциях.

Регистры управления

Регистром управления является объединенный 32-битный регистр инструкций и 32-битный регистр флагов (регистр процессора, отражающий его текущее состояние). Многие инструкции включают в себя операции сравнения и математические вычисления, которые способны изменить состояния флагов, а некоторые другие условные инструкции проверяют значения флагов состояния, чтобы перенести поток управления в другое место.

Распространенные битовые флаги:

Флаг переполнения (Overflow Flag или OF) — указывает на переполнение старшего бита данных (крайнего левого бита) после signed арифметической операции.

Флаг направления (Direction Flag или DF) — определяет направление влево или вправо для перемещения или сравнения строковых данных. Если DF = 0 , то строковая операция идет слева направо, а когда DF = 1 — строковая операция идет справа налево.

Флаг прерывания (Interrupt Flag или IF) — определяет, будут ли игнорироваться или обрабатываться внешние прерывания (например, ввод с клавиатуры и т.д.). Он отключает внешнее прерывание, когда значение равно 0 , и разрешает прерывание, когда установлено значение 1 .

Флаг ловушка (Trap Flag или TF) — позволяет настроить работу процессора в одношаговом режиме.

Флаг знака (Sign Flag или SF) — показывает знак результата арифметической операции. Этот флаг устанавливается в соответствии со знаком элемента данных после выполнения арифметической операции. Знак определяется по старшему левому биту. Положительный результат сбрасывает значение SF в 0 , а отрицательный результат устанавливает его равным 1 .

Нулевой флаг (Zero Flag или ZF) — указывает результат арифметической операции или операции сравнения. Ненулевой результат сбрасывает нулевой флаг в 0 , а нулевой результат устанавливает его равным 1 .

Вспомогательный флаг переноса (Auxiliary Carry Flag или AF) — после выполнения арифметической операции содержит перенос от бита 3 до бита 4. Используется для специализированной арифметики. AF устанавливается, когда 1-байтовая арифметическая операция вызывает перенос из бита 3 в бит 4.

Флаг равенства (Parity Flag или PF) — указывает общее количество 1-битов в результате, полученном после выполнения арифметической операции. Чётное число 1-битов сбрасывает PF в 0 , а нечётное число 1-битов устанавливает PF равным 1 .

Флаг переноса (Carry Flag или CF) — после выполнения арифметической операции содержит перенос 0 или 1 из старшего бита (крайнего слева). Кроме того, хранит содержимое последнего бита операции сдвига или поворота.

В следующей таблице указано положение битовых флагов в 16-битном регистре флагов:

Флаг: O D I T S Z A P C
Бит №: 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Сегментные регистры

Сегменты — это специфические части программы, которые содержат данные, код и стек. Есть три основных сегмента:

Сегмент кода (Code Segment или CS) — содержит все команды и инструкции, которые должны быть выполнены. 16-битный регистр сегмента кода или регистр CS хранит начальный адрес сегмента кода.

Сегмент данных (Data Segment или DS) — содержит данные, константы и рабочие области. 16-битный регистр сегмента данных или регистр DS хранит начальный адрес сегмента данных.

Сегмент стека (Stack Segment или SS) — содержит данные и возвращаемые адреса процедур или подпрограмм. Он представлен в виде структуры данных «Стек». Регистр сегмента стека или регистр SS хранит начальный адрес стека.

Кроме регистров CS, DS и SS существуют и другие регистры дополнительных сегментов — ES (Extra Segment), FS и GS, которые предоставляют дополнительные сегменты для хранения данных.

При написании программ на ассемблере, программе необходим доступ к ячейкам памяти. Все области памяти в сегменте относятся к начальному адресу сегмента. Сегмент начинается с адреса, равномерно делимого на десятичное 16 или на шестнадцатеричное 10. Таким образом, крайняя правая шестнадцатеричная цифра во всех таких адресах памяти равна 0 , которая обычно не хранится в сегментных регистрах.

Сегментные регистры хранят начальные адреса сегмента. Чтобы получить точное местоположение данных или команды в сегменте, требуется значение смещения. Чтобы сослаться на любую ячейку памяти в сегменте, процессор объединяет адрес сегмента в сегментном регистре со значением смещения местоположения.

Пример на практике

Посмотрите на следующую простую программу, чтобы понять, как используются регистры в программировании на ассемблере. Эта программа выводит 9 звёздочек с простым сообщением:

Источник